11. Автоклавы
Рис. 59. Самодельный автоклав с наружной крышкой. 1. Теплоизоляционная ручка. 2. Накладной щит. 3. Гайка-барашек. 4. Крышка. 5. Резиновая прокладки. 6. Хомут. 7. Корпус. 8. Предохранительный клапан. 9. Манометр. 10. уровень заполнения автоклава. |
С понижением температуры воздуха, с подъемом на высоту и уменьшением атмосферного давления снижается температура кипения воды. Процесс варки при этом затягивается, расходуется больше горючего, ухудшается качество пищи.
Герметически закрывающиеся кастрюли-скороварки, то есть автоклавы, в этих случаях помогают горным туристам, лыжникам, альпинистам избежать всех этих неприятностей.
В тундровых и горных походах, на участках выше границы леса применение скороварок позволяет создавать повышенное давление и тем самым более высокую температуру воды, за счет чего уменьшается расход бензина и время приготовления пищи.
Автоклав состоит из корпуса-емкости, герметично закрывающейся Крышки с уплотнением, запорного устройства крышки, предохранительного клапана, вентиля для выравнивания внутреннего и атмосферного давления, термометра или манометра.
Промышленные скороварки в принципе можно использовать в качестве автоклавов, но они малы по объему и тяжелы. Самодельные автоклавы более пригодны для похода, меньше весят, имеют больший объем, удобнее при переноске. Для изготовления автоклавов желательно применять специальные пищевые алюминиевые сплавы.
Для температуры кипения воды 110° при высоте около 3000 м над уровнем моря необходимо создать в скороварке давление около 500 мм рт. ст. (0,67 кг/см2). Давление срабатывания предохранительного клапана должно быть, следовательно, не более 0,75 кг/см2. Исходя из необходимости минимально двукратного запаса прочности испытательное избыточное давление должно быть в этом случае, следовательно, 1,5 кг/см2.
Промышленные алюминиевые кастрюли могут применяться для изготовления скороварок, рассчитанных на избыточное давление 0,2—0,3 кг/см2. Поэтому давление срабатывания предохранительного клапана должно быть равным 0,3—0,35 кг/см2.
Автоклавы могут быть с внешней, прижимной крышкой или с внутренней, самоприжимной. Автоклавы с внутренней крышкой при выходе из строя предохранительного клапана могут быть деформированы или разрушены.
Более простые и наиболее распространенные длительное время среди туристов автоклавы с внешней крышкой изготавливались на базе алюминиевого хозяйственного бидона с приспособленной к нему “герметичной” крышкой. Недостатками этих автоклавов были малая площадь дна и тяжелая крышка.
Пример такого автоклава приведен на рис. 59. На горловине пятилитрового бидона крепится четы-рехсскционный хомут. Между его секциями на соединительных винтах устанавливают качающиеся-винты с гайками-барашками, которые прижимают крышку и герметизируют автоклав. Хомут можно изготовить из алюминиевой полосы толщиной в 2 мм. Толщина алюминиевой крышки должна быть не менее б мм с прокладкой из пищевой резины.
Автоклавы с внутренней крышкой менее опасны в обращении, так как их невозможно открыть, не сравняв внутреннее давление с атмосферным. Это исключает выброс пара, и иногда и содержимого при открывании перегретого автоклава.
Автоклав со сварным корпусом овальной формы и внутренней крышкой показан на рис. 60. Предохранительный клапан установлен на съемной крышке автоклава. Штуцер, имеющий сбоку отверстие диаметром 1,5—2 мм, дает возможность выравнивать внутреннее и атмосферное давление. При герметизации на штуцер наворачивается колпачок. Теплоизоляционная рукоятка облегчает открывание горячего автоклава. Для переноски и подвешивания служит дужка из стальной проволоки. Стальные детали автоклава желательно иметь с антикоррозионным покрытием. Измерять давление можно с помощью автомобильного малогабаритного манометра.
При конструировании автоклава следует особенно строго соблюдать условия безопасности. Недостаточная прочность и некачественное изготовление могут привести к разрушению автоклава из-за повышенного внутреннего давления с опасными последствиями (тяжелые ожоги). Готовый автоклав нужно проверить на максимально допустимое избыточное давление и надежность контрольного устройства (манометра или термометра) и предохранительного клапана. Применяемые при изготовлении автоклава материалы должны быть нетоксичными и коррозионностойкими.
Рис. 60. Автоклав со сварным корпусом и
внутренней крышкой.
1. Теплоизоляционная ручки. 2. Винт М10. 3.
Гайка-барашек. 4. Швеллер-замок. 5.
Предохранительный клапан. 6. Шmyцep сброса
давления. 7. Резиновая прокладка. 8. Фланец крышки.
9. корпус. 10. Крышка. II. Манометр. I, И, II —длина,
ширина и высота корпуса автоклава, h—уровень
заполнения (I." 270—320 мм. U= I5O—200 мм, H- 130—170мм, h-
100—150 мм; объем V- 10,0 л, полезный объем Уn 4,0—8,3 л).
Рис. 61. Автоклав из двух
алюминиевых кастрюль: а) со вхождением одной в другую (1), с приваренным кольцом усиления (2), с приваривамием встык (3); б) крышка; в) крышка в корпусе. |
Автоклав из двух алюминиевых кастрюль делают, обрезав их по линии заклепок или ниже. В дне одной из них делают овальное отверстие по форме и размеру крышки. С внутренней стороны к вырезу приваривают кольцо усиления, затем кастрюли сваривают (рис. 61 а). Крышку можно использовать от промышленной скороварки, отрегулировав предохранительный клапан на меньшее давление.
Самодельная крышка (рис. 61 б, в) состоит из двух овальных пластин 1 и 2, болта 3, резиновой прокладки 4, предохранительного клапана 5 и манометра 6. Крышка прижимается гайкой-барашком 7 с помощью фигурной пластины 9 к кольцу усиления 8. Предохранительный клапан состоит из корпуса конусной формы 10 с кольцом 11 и прижимной пружины 12, отрегулированной на давление срабатывания клапана.
Перед выездом на маршрут автоклав нужно обязательно проверить на избыточное давление. Испытание безопаснее проводить гидравлическим способом с выдержкой, но не менее 10 минут. Открывать автоклав можно только после выравнивания внутреннего и атмосферного давления. Переносить и перевозить автоклав нужно в чехле, оберегая от ударов и повреждений.
Один из способов приготовления пищи в автоклаве: довести воду до кипения в незакрытом автоклаве, заложить продукты и загерметизировать автоклав, выдержать на одном или двух примусах “Шмель” 2—3 минуты или больше, ориентируясь по нормальному давлению. Снятый с примусов автоклав укрыть на 15—20 минут теплоизоляцией (штормовка, пуховка, спальный мешок). Перед открыванием крышки осторожно стравить избыточное давление. Пища, сваренная в автоклаве вечером и накрытая пуховой курткой, остается теплой до утра.
Во время приготовления пищи можно надеть на автоклав теплоизоляционный колпак из негорючей ткани или накрыть его куском такого материала.
<< Назад Далее >>
Вернуться: ЦРИБ "Турист" / Рыжавский. Биваки
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.