Тема I. ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА

Инструктор должен разъяснить слушателям и убедить их на практике, что уверенное владение техникой движения на лыжах с рюкзаком, приемами спусков, поворотов, торможения и подъемов на лыжах, а также преодоления естественных препятствий является важнейшим условием проведения похода без травм и несчастных случаев, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил. Плохое владение лыжной техникой резко снижает темп движения, приводит к частым падениям, следствием чего могут стать ушибы или поломка лыж. Инструктор (руководитель походной группы) должен особо подчеркнуть, что различие в степени технической подготовленности участников вызывает обычно «растяжку» группы, когда одни уходят далеко вперед, а другие - отстают. Это особенно опасно при движении ночью или в пургу. Если при спусках менее подготовленные участники. преодолевают склоны без лыж, это вызывает «разрыв» группы и затрудняет своевременное оказание помощи отставшим. Движение разными путями и нахождение одной части группы выше по склону относительно другой потенциально опасно, особенно при срывах участников верхней группы.

Обучать технике движения и преодоления склонов на лыжах необходимо, не только на специальных занятиях, но и на каждом учебном выходе и во время похода.

Первые практические занятия необходимо посвятить отработке техники движения на лыжах с рюкзаком, преодоления наиболее распространенных препятствий и тропления лыжни.

Лыжные ходы с рюкзаком

Инструктор должен напомнить слушателям, что основным способом передвижения туристов на лыжах по пересеченной местности и с тяжелым рюкзаком является скользящий (попеременный) ход. На пологих склонах с плотным или неглубоким рыхлым снегом можно спускаться коньковым ходом или ускорять движение одновременными толчками палками без смены положения ног (бесшажный ход). При этом инструктору необходимо обратить внимание на то, что наклон корпуса вперед во время завершения толчка палками не должен быть очень резким и сильным, иначе это может вызвать перемещение рюкзака на шею и привести к потере равновесия и падению.

В начале занятия инструктору необходимо узнать, как его слушатели владеют техникой движения на лыжах. Для этого следует проложить кольцевую лыжню и обязать всех туристов пройти по ней с рюкзаками. Если окажется, что не все уверенно владеют лыжными ходами, то занятие целесообразно построить в такой последовательности: сначала обучать движению скользящим шагом без палок, потом — движению с толчками палками без переступания ногами и отработке приема в целом.

Перед каждым этапом инструктор показывает правильное исполнение приема, обязывает одного из учеников повторить его, а затем приступает к тренировке. При этом он обязан обращать внимание на плавный перенос тела на выдвигающуюся вперед ногу, на расслабление ноги после толчка с отрывом каблука ботинка от лыжи и запятника лыжи от снега, а также на энергичное завершение толчка палкой.

Убедившись, что все приемы освоены, инструктор приступает к тренировке с рюкзаком по кольцевой лыжне, а потом — по намеченному маршруту учебного похода. Перед этим он должен показать, как надеть рюкзак и как освободиться от него при падении.

Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне

Каждое встречающееся на маршруте препятствие необходимо использовать для обучения его преодоления. Это должно стать особой заботой инструктора (руководителя походной группы), поскольку поломка лыж и различные травмы являются следствием плохого владения приемами преодоления препятствий.

Рис. 1. Преодоление канавы Рис. 2. Преодоление бревна

«Корытообразные» канавы (несколько меньше длины лыж) нужно советовать преодолевать так: (рис. 1) одной лыжей осторожно съехать в канаву, не допуская упора носком в противоположный скат, обе палки поставить в середину канавы и опереться на них, плавно перенести вторую лыжу через канаву и поставить ее на противоположном скате, перенести на нее тяжесть тела, затем освободить от нагрузки первую лыжу и перенести ее за канаву. При этом инструктор должен обратить внимание на следующую характерную ошибку: попытка поставить лыжу с упором носком и запятником на скаты обычно приводит к ее поломке.

Для преодоления бугров, неровностей и поваленных деревьев (рис. 2) на лыжне необходимо с подходом к препятствию освободить от нагрузки ногу, сделать ею широкий шаг вперед и поставить лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи (одновременным приподнятием носка и опусканием пятки ноги) и опустить ее за препятствием. Деревья на лыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи через дерево.

Тропление лыжни

Одним из препятствий зимнего маршрута является глубокий снег. Скорость движения группы в этих условиях будет зависеть от физической подготовленности участников и умения выбирать рациональный способ «пробивания» лыжни.

Инструктор при обучении способам тропления лыжни, должен объяснить, что при движении в сторону хорошо видного дальнего ориентира, по просеке, руслу реки, когда нет необходимости постоянно контролировать направление движения по компасу, применяется способ тропления, условно названный в туристской практике «карусель». Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный промежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег, тем меньше время тропления лыжни каждым участником. Смену в этом случае можно рекомендовать и попарно.

При движении в лесу, в метель и в сумерках, когда нужно постоянно сверять направление движения по компасу, инструктор должен показать другой способ тропления лыжни — «малая карусель». Для этого нужно всю группу разбить на несколько подгрупп, например, по три человека, которые по очереди участвуют в прокладывании лыжни. Руководитель идет за первой подгруппой, видит всех участников и его команда слышна направляющему, которому он указывает путь движения. В троплении лыжни участвуют три человека, которые сменяют друг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая группа.

Преодоление склонов

Следующие занятия необходимо посвятить отработке техники преодоления склонов на лыжах. Инструктор должен разъяснить и, пользуясь примерами из практики, убедить слушателей, что успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники хорошо владеют различными приемами подъемов, спусков, торможения и поворотов. Во время проведения этих занятий нетрудно показать, что рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при спусках с гор и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который уверенно выполняется с рюкзаком за плечами.

Особой заботой инструктора при проведении занятий на склонах является обеспечение безопасности, исключение даже малейших травм и сохранение инвентаря. Для этого он должен делать сам и обучить слушателей следующему:

начинать разучивание приемов на ровных и пологих склонах с постепенным переходом на более крутые и сложной конфигураций;

выбирать склон с плавным переходом в ровную площадку, обеспечивающую лыжнику остановку без усиленного и экстренного торможения. Нельзя использовать склон, упирающийся в проезжую дорогу, опушку леса, кусты или овраг;

проверить, нет ли на склоне засыпанных снегом пней, камней, обледенелых участков и ям;

утоптать снег на склоне;

обозначить флажками (хвойными веточками) полосу спуска и места подъемов;

спускаться по одному, чтобы исключить случайный наезд при падении. На широкой полосе склона можно организовать спуск одновременно по несколько человек.

Перед отработкой каждого из приемов инструктор, построив группу вдоль склона лицом к трассе, должен показать его исполнение, а затем обязать одного из участников повторить прием. После этого каждый должен на виду у всей группы выполнить прием, а инструктор — опросить обучаемых, какие они заметили ошибки, после чего можно приступить к тренировке. В помощь себе инструктор, кроме стажера, может привлечь тех из обучаемых, кто хорошо владеет отрабатываемым приемом.

Место для проведения занятия инструктор должен выбирать заранее, обычно вначале или середине учебного маршрута, а каждый, встретившийся на лыжне склон — использовать для повторения и тренировки отрабатываемого приема.

Хотя материал ниже будет изложен отдельно по различным приемам преодоления склонов, занятия следует проводить, сочетая подъемы и спуски, спуски и торможения, спуски, повороты и торможения.

Подъемы

Рис. 3. Способы подъема на лыжах. а — ступающим шагом; б — полуелочкой; в — елочкой: г — лесенкой

В зависимости от крутизны и характера снега на склоне подниматься можно ступающим шагом, полуелочкой, елочкой, лесенкой и зигзагом. Для отработки этих приемов инструктор должен подобрать склон с постоянно увеличивающейся крутизной, чтобы сами обучаемые почувствовали необходимость перехода от одного к другому способу подъема (рис. 3).

Ступающим шагом обычно поднимаются на ровных и пологих склонах. Инструктору следует обратить внимание обучаемых на необходимость наклона корпуса вперед и более сильную опору руками на палки, а при «отдаче» рекомендовать ставить лыжи с прихлопом.

На более крутых склонах следует двигаться полуелочкой наискосок к склону; лыжа, находящаяся выше по склону (на рисунке — левая), ставится по направлению движения, а другая — несколько развернутой в сторону.

Елочкой поднимаются на склонах средней крутизны, когда подъем полуелочкой невозможен. При этом носки лыж широко разводятся в стороны и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра. Палки ставятся позади лыж. Инструктор обращает внимание на то, что прежде чем переставить лыжу, необходимо освободить ее от нагрузки, т. е. перенести тяжесть тела на другую лыжу. Для того чтобы носки лыж не зарывались в снег, следует рекомендовать одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. Инструктору следует обратить внимание на то, что не нужно делать слишком широкий шаг, и прежде, чем перенести тяжесть тела на «верхнюю» лыжу, необходимо утоптать ею снег. На широких склонах, когда подъем лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься следует «лесенкой» наискосок, т. е. одновременно с подъемом продвигаться несколько вперед.

Подъем зигзагом применяется обычно на длинных нелавиноопасных склонах, по которым передвигаются скользящим шагом, полуелочкой или «лесенкой» наискосок. С особым вниманием инструктор должен разъяснить меры предосторожности и безопасности при этом способе подъема. В целях исключения «подрезания» снега на склоне отрезки пути от поворота до поворота следует прокладывать длиной не более 30 м и под прикрытием деревьев, кустов и камней. Крутизну надо выбирать такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», т. е. сильно опираться на палки, что очень утомительно. Большого внимания требует отработка приема перемены направления движения на склоне, который производится способом поворота кругом, стоя спиной к склону. Инструктор обязан обратить внимание на то, что исполнять прием из положения лицом к склону более сложно, а самое главное — небезопасно: при потере равновесия турист падает спиной вниз по склону, что затрудняет «зарубание» палками и остановку движения упавшего. При обучении и в походе необходимо организовывать подстраховку, особенно тех участников, которые неуверенно исполняют поворот «кругом».

Рис. 4. Подъем зигзагом «вразбивку» Рис. 5. Подъем зигзагом «первый — последним»

При смене направления движения могут иметь место случаи падения одного участника на другого, находящегося ниже по склону. В качестве одной из мер предосторожности инструктор может порекомендовать двигаться группе так, чтобы на каждом участке подъема находились один-два человека (рис. 4), т. е. двигаться «вразбивку». Самым безопасным следует считать способ «челноком», когда для движения в обратном направлении группа разворачивается одновременно: замыкающий становится направляющим, а первый — последним (рис. 5). Этот способ несколько удлиняет путь, но позволяет группе двигаться компактно, что особенно важно в условиях плохой видимости.

Спуски на лыжах

Рис. 6. Спуск по сложному склону. а — встречный склон, выпрямление корпуса; б — бугор, подогнуть колени; в — яма, выпрямг ление корпуса; г — уступ, в низкой стойке

Спуски — важнейшие элементы лыжной техники. Инструктор должен своевременно предостеречь туристов от лихачества и разъяснить, что именно во время спусков происходит основная масса случаев травматизма как расплата за неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов.

В результате занятий и тренировочных выходов участники будущих походов должны научиться самостоятельно выбирать стойку и способ спуска в зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова.

Для закрепления навыков и обретения уверенности при спусках инструктор должен подобрать сложный склон (когда пологие участки чередуются с крутыми, выпуклые формы ската — с вогнутыми и ровными) с разнохарактерным снежным покровом. Спуск по такому склону требует быстрого выбора соответствующей стойки и приема сохранения равновесия, Необходимо обратить внимание, что спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на участках плотного снега и резким торможением на рыхлом снегу, что приводит к потере равновесия и падению вперед. Инструктор должен преподать очень простой прием — «разножку» — одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше вперед и больше согнуть в колене.

В зависимости от крутизны склона и характера снежного .покрова выбираются стойка и способ спуска.

Спускаться можно в высокой, средней и низкой стойках. Чаще всего приходится спускаться в средней стойке, которая наиболее выгодна при спусках со склонов средней крутизны. Для этого необходимо развести лыжи на ширину 15—20 см, ноги согнуть в коленях, а корпус наклонить вперед до положения, при котором из-за коленей можно было бы видеть носки ботинок. Полусогнутые в локтях руки следует опустить вдоль туловища, палки держать кольцами назад и никогда не выносить вперед во избежание травм.

На крутых склонах рекомендуется спускаться в низкой стойке, для чего необходимо сильно согнуть ноги в коленях, нрисесть, корпус наклонить вперед и вынести руки вперед.

В зависимости от крутизны склона спускаться можно по прямой, зигзагом, боковым соскальзыванием и лесенкой.

Спуск по прямой целесообразно применять на ровных, коротких, до средней крутизны хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. Инструктор должен подчеркнуть, что с увеличением скорости необходимо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до преднамеренного падения, памятуя, что это лучше сделать умышленно, чем потеряв контроль.

На крутых и большой протяженности склонах, без наличия признаков лавинной опасности, когда торможение не обеспечивает контролируемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки способом «кругом». Инструктор должен советовать каждому спускаться по своему пути. При спуске По одному пути «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами с лыжни, а также торможением с помощью лыжных палок.

На крутых и недлинных склонах, без обрывистых участков необходимо обучить спуску боковым соскальзыванием. Для этого следует поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на ребра лыж, обращенные к склону, уменьшить сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости нужно усилить упор на ребра лыж, обращенных к склону.

Спуск лесенкой применяется на крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. Встретив склон с настовым или обледенелым покрытием, инструктор обязан показать, что лыжи необходимо ставить твердо, с прихлопыванием на кант.

Завершать занятия по спускам желательно на склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы. и встречные склоны, на которых инструктор может научить умению постоянно сохранять контакт лыж со снегом и сохранять устойчивость. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 6).

Торможение

Рис. 7. Остановка падением

Уверенное владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и своевременно останавливаться в нужное время и в желаемом месте.

Прежде чем отрабатывать способы торможения, инструктор должен научить остановке предумышленным падением. Для этого следует присесть как можно ниже и упасть на бок, откинув руки с палками назад, лыжи поставить поперек склона и упираясь ими в снег затормозить движение по склону (рис 7). Характерной ошибкой, на которую инструктор должен обратить внимание, является падение плашмя, без предварительного группирования тела.

Чаще всего применяется торможение плугом — двусторонним упором внутренними ребрами лыж. Для этого нужно, удерживая носки лыж вместе, развести пятки и тем шире, чем быстрее необходимо остановиться (рис. 8).

При спусках наискосок склона торможение осуществляется одной лыжей, находящейся ниже по склону. Этот способ называется полуплуг или односторонний упор (рис. 9).

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок склона, а иногда и при прямом спуске. Для этого необходимо несколько присесть, а палки, сложенные вместе, уткнуть штырьками в снег и увеличивая давление, замедлить движение (рис. 10). Торможение палками между ног по ряду моментов, в том числе и по причине возможной поломки палок, применять нежелательно.

Рис. 8. Торможение плугом Рис. 9. Торможение полуплугом Рис. 10. Торможение лыжными палками

Повороты

Рис. 11. Поворот плугом. Рис. 12. Поворот полуплугом.

К обучению поворотам целесообразно приступать после отработки приемов торможения, поскольку они выполняются из позиций торможения — плуг и полуплуг. Более сложные способы поворотов с тяжелым рюкзаком и без специальных креплений туристам-лыжникам не рекомендуется применять.

Поворот из положения плуг обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для выполнения поворота, например, влево (рис. 11) надо перенести тяжесть тела на правую ногу и поставить лыжу круто на ребро, а левую — разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуг (рис. 12) выполняется на более высоких скоростях, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней при спуске наискосок к склону. Для этого нужно запятник разгруженной «верхней» лыжи отвести в сторону, поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» — поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чего и осуществляется поворот.

При спусках на небольших скоростях по пологим склонам изменять направление движения можно способом переступания, напоминающим движение на коньках, когда лыжник делает толчки ногами не одинаковой силы. Например, при повороте в левую сторону более сильные толчки производятся правой ногой.

Совершенствование лыжной техники инструктор (руководитель похода) должен производить на каждом выходе. Более приемлемым методом обучения в это время является индивидуальная работа с теми участниками, у которых какой-либо элемент требует доработки. Кроме этого, следует широко использовать участие в соревнованиях по лыжной технике на короткой полосе препятствий в соответствии с «Временными правилами соревнований по технике и тактике лыжного туризма» и др.

<< К содержанию  Далее >>


Вернуться: ЦРИБ "Турист" / Подготовка туристов-лыжников


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.