ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОРЕВНОВАНИИ

§ 7. ТАКТИКА

1. Соревнования но тактике могут проводиться по следующим элементам:

1) конкурс заявочных книжек,

2) разработка плана похода выходного дня,

3) разработка тактического плана категорийного путешествия,

4) выработка тактического плана преодоления лавиноопасного участка,

5) выработка тактического плана преодоления перевала, крутого склона и другого естественного препятствия.

2. Соревнования по тактике могут проводиться и по другим элементам, не противоречащим настоящим Правилам. Условия их проведения должны быть оговорены в Положения о соревнованиях.

3. Тактические задания выполняются только во время соревнований непосредственно на местности или в помещения. Задания выполняются с использованием картосхем, фотографий и других материалов, предоставляемых командам главной судейской коллегией.

4. В качестве заданий выбираются такие положения, ответы на которые могут быть выражены однозначно и лаконично.

5. Оценка выполненного командами задания производятся судьями путем сравнения его с эталонным вариантом, разработанным и утвержденным главной судейской коллегией.

6. Судьи обязаны строго соблюдать тайну эталона до окончания соревнований.

7. Контрольное время или срок представления выполненного задания, а также порядок его оформления определяются Положением о соревнованиях.

§ 8. ОПИСАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Конкурс заявочных книжек. Команда по своему усмотрению заполняет заявочную книжку, взяв за основу один из своих походов с соблюдением реальности всех расчетов и положений.

Оценивается правильность и полнота заполнения всех граф и аккуратность выполнения задания.

2. Разработка плана похода выходного дня. Исходные данные для выполнения задания: щель похода, начальный и конечный пункты маршрута, схема района похода и др. Возможное задание — разработать “нитку” маршрута и составить график дневного перехода.

Оценивается логичность построения маршрута и правильность графика движения.

3. Разработка тактического плана категорийного путешествия. Исходные данные для выполнения задания: начальный и конечный пункты маршрута, его протяженность и категория, время совершения путешествия, опыт участников, картосхема и др.

Возможные задания — разработать “нитку” маршрута, определить минимальное количество ходовых дней, дневок, резервных дней, составить план-график путешествия и др.

Оценивается логичность построения маршрута и правильность распределения технически сложных участков на маршруте, правильность плана-графика путешествия и др.

4. Выработка тактического плана преодоления лавиноопасного участка. Выполнение и оценка задания может заключаться в правильности определения мест снегосбора и вероятного пути схода лавины, в выборе оптимально безопасного пути движения группы, путей выката и мест укрытия участников от лавины.

5. Выработка тактического плана преодоления перевала, крутого склона и другого естественного препятствия. Выполнение и оценка задания обычно заключается в правильности определения сложных и опасных участков препятствий, в выборе безопасного пути движения групп и мер страховки.

§ 9. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

I. Техническими этапами соревнований могут быть:

1) преодоление отдельных поваленных деревьев,

2) преодоление чащобного участка,

3) преодоление завала,

4) тропление лыжни,

5) спуск с торможением,

6) спуск с поворотами (слаломная трасса),

7) скоростной спуск,

8) траверс склона,

9) траверс склона со страховкой,

10) подъем (спуск) по склону с самостраховкой,

11) подъем (спуск) по крутому склону со страховкой,

12) подъем (спуск) по склону серпантином на лыжах, а также на лыжах с подвязанными “кошками”,

13) подъем (спуск) но крутому склону с использованием “кошек”,

14) подъем (спуск) по склону без лыж способам “в лоб”,

15) переправа через речку по бревну с использованием перил, наведенных судейской коллегией или участниками соревнований,

16) преодоление водной преграды по льду с использованием перил, наведенных судейской коллегией или участниками соревнований,

17) действия группы при прохождении лавиноопасного участка,

18) организация и проведение поисково-спасательных работ после схода лавины силами и средствами группы,

19) транспортировка “пострадавшего”,

20) оказание доврачебной медицинской помощи,

21) вязка узлов,

22) зачет по топографии,

23) движение по азимуту,

24) определение точки своего стояния (нанесение на карту местоположения контрольного пункта),

25) разбивка бивака,

26) устройство ветрозащитной стенки из снежных кирпичей вокруг палатки.

27) устройство “иглу” или снежной пещеры.

II. В зависимости от рельефа местности и условий проведения соревнований могут быть включены и другие технические этапы, что должно быть оговорено в Положении о соревнованиях.

§ 10. ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ И ПОРЯДКА ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

1. Преодоление отдельных поваленных деревьев. Маркированная лыжня пересекает лежащие (один или несколько) стволы деревьев, выступающие над поверхностью снега не менее чем на 20 см.

Штрафом наказывается участник, преодолевающий препятствие наездом носками лыж на бревно.

2. Преодоление чащобного участка — движение по маркированной лыжне, проложенной в лесу с густым подлеском, через кустарник или стланик. Протяженность этапа до 100 м.

Штрафом наказывается участник, сошедший с маркированной лыжни.

3. Преодоление завала. Для оборудования этапа используется естественный лесной завал, старые вырубки с неубранными хлыстами и сучьями. Протяженность этапа — до 30 м. Участок, выбранный для движения, справа и слева ограждается волчатником. В его пределах участники самостоятельно выбирают путь и способы преодоления препятствия (подлезая или перелезая через деревья, снимая или не снимая лыжи, одновременно или последовательно и т. д.). Взаимопомощь разрешается.

Выход за разметку участником наказывается штрафом.

4. Тропление лыжни. Этап организуется на открытом месте или в редколесье с глубоким снежным покровом. Вправо (влево) от маркированного пути на расстоянии 200—500 м прокладывается параллельная лыжня. Между лыжнями снег сохраняется нетронутым. На маркированной лыжне через 3—5 м ставятся флажки, которые обозначают места схождения с нее для тропления новой лыжни. В начале этапа параллельные лыжни соединяются “судейской лыжней”.

Этап преодолевается в следующем порядке: команда, подойдя к первому флажку, сворачивает в сторону параллельной лыжни, выходит на нетронутый снег и прокладывает лыжню, параллельно судейской до второй параллельной лыжни, с выходом на которую команда -продолжает движение по ней в направлении движения первой маркированной лыжни.

Судья постепенно убирает флажки на лыжне, от которых уже были проложены лыжни по целине.

Команда наказывается штрафом, если она воспользуется, даже на небольшом участке, ранее проложенной лыжней или ее выход на вторую лыжню будет превышать установленное расстояние от ранее проложенной лыжни.

5. Спуск с торможением. На склоне крутизной в 15—35° прокладывается лыжня, на которой флажками отмечаются линии начала и окончания торможения. Длина участка торможения подбирается опытным путем в зависимости от крутизны ската и длины участка разгона. Торможение осуществляется любым способом, обеспечивающим безопасность.

Команда наказывается штрафом за пересечение участником линии окончания торможения носком лыж.

6. Спуск с поворотами (слаломная трасса). Для организации этапа выбирается склон крутизной 15—35° и длиной до 100 м (в зависимости от класса соревнований), на котором прокладывается лыжня с 3—5 поворотами. Места поворотов (ворота) обозначаются флажками на древках высотой 150—170 см. Ширина ворот — 3—4 м.

Команда наказывается штрафом за каждое движение участника вне ворот и каждый сбитый флажок.

7. Скоростной спуск производится по маркированной лыжне с уклоном 15—35°. Длина этапа — до 100 м прямой лыжни (без канав, бугров, деревьев, камней и других препятствий) со спокойным выкатом.

За падение участника в пределах этапа, за сход с маркированной лыжни команда наказывается штрафом.

8. Траверс склона. Подъем или спуск по маркированной лыжне, проложенной по склону крутизной 15—35° и длиной до 100 м (в зависимости от класса соревнований).

За падение участника, а три спуске, кроме того, за неправильное использование лыжных палок для торможения и самострахоаки команда наказывается штрафом.

9. Траверс склона со страховкой — движение по склону с использованием перил, наведенных судейской коллегией или участниками соревнований.

Препятствие оборудуется на склоне крутизной 30—60° и длиной траверса 15—30 м (в зависимости от класса соревнований). Склон должен быть проверен на лавиноопасность. Выше него не должно быть карнизов, ниже — крутых обрывов.

Основная веревка, надежно закрепленная на ненцах, пропускается через 1—3 карабина, прикрепленных на склоне с помощью репшнуров к местным предметам или воткнутым в снег лыжам (ледорубам, “снежным якорем” и др.).

Участники преодолевают препятствие, страхуясь с использованием грудной обвязки, пристегнутой к веревке карабином. Муфта карабина должна быть завинчена. При прохождении места закрепления веревки в середине перил участник, не теряя страховки, перестегивает свой карабин и продолжает движение. Одновременно на перилах может быть только один участник.

Обледенелые и настовые участки преодолеваются с использованием кошек или по вырубленным ступеням.

Лыжи и лыжные палки переносятся каждым участником под клапаном своего рюкзака.

За каждый срыв и зависание участника на перилах, потерю страховки при перестегивании карабина, а также за утерю рукавиц и другого снаряжения команда наказывается штрафом.

10. Подъем (спуск) по склону с самостраховкой. На склоне крутизной 20—50° и длиной до 50 м (в зависимости от класса соревнования) обозначается участок шириной не менее 30 м. Допускается наличие на склоне отдельных деревьев и кустарника. Снег на участке с пешеходными и лыжными следами.

Команда по своему усмотрению выбирает способы подъема (спуска) на лыжах или без них.

Команда наказывается штрафом за падение участника и сползание им более 5 м, за неприменение для самозадаржания лыжных палок, а при спуске, кроме того, за опасное скатывание по прямой (сидя иди лежа).

11. Подъем (спуск) по крутому склону со страховкой — с использованием перил, наведенных судейской коллегией или участниками соревнований.

Этап организуется на обледенелом (настовом или скальном заснеженном) склоне крутизной 30—60° и длиной 15—30 м (в зависимости от класса соревнований).

Участник поднимается (опускается) по склону спортивным способом, используя для страховки грудную обвязку, соединенную с основной вправкой схватывающим узлом. Нижний конец веревки может придерживаться участниками команды.

При подъеме для навешивания веревки первый участник поднимается с использованием веревки судейской страховки и страховки “снизу” другими участниками команды.

Веревка, навешанная участниками соревнований, должна крепиться, способом, позволяющим снять ее после окончания спуска всей команды. В случае невозможности сделать это одному из ее участников разрешается подняться снова и устранить задержку.

Команда наказывается штрафом за срыв и зависание участника.

За срыв и зависание участника на веревке судейской коллегии команда снимается с соревнований.

12. Подъем (спуск) по склону серпантином на лыжах, а также на лыжах с подвязанными “кошками”. Для этапа в зависимости от класса соревнований выбирается склон крутизной 15—35° и протяженностью до 100 м. На склоне — беспорядочные лыжные следы.

Путь движения и количество колен серпантина — по усмотрению команды.

Команда наказывается штрафом за неправильное исполнение приема и падение во время перемены направления движения и при движении, а также за нарушение обеспечения безопасности (за нахождение друг над другом во время движения обеих групп).

13. Подъем (спуск) по крутому склону с использованием “кошек”. Для этапа в зависимости от класса соревнований выбирается участок обледенелого или настового склона крутизной 30—60°, протяженностью до 50 м и шириной 20—30 м, огражденный со всех сторон волчатником или флажками.

При подходе к этапу .команда надевает “кошки”, укладывает лыжи под клапан рюкзака и, используя лыжные палки для самостраховки, поднимается (спускается) по пути, выбранному капитаном команды.

Судья не выпускает команду на этап, не убедившись в правильном креплении “кошек”.

Команда наказывается штрафом за падение, неправильное использование палок при движении для самостраховки и самозадержании при падении.

14. Подъем (спуск) по склону без лыж способом “в лоб”. Этап оборудуется на склоне крутизной 20—60°, протяженностью до 50 м с глубоким снежным покровом. Ширина участка выбирается с таким расчетом, чтобы каждая команда двигалась по самостоятельному пути.

Начало этапа обозначается флажками по числу команд, от которых каждая из них начинает подъем (спуск) по собственному следу.

Команда наказывается штрафом при выходе на путь, проложенный другой командой, и при отсутствии четкого пути “след в след”.

15. Переправа через реку по бревну с использованием перил, наведенных судейской коллегией или участниками соревнований. Длина бревна 6—10 м, диаметр 20—30 см.

Участники, страхуясь с использованием грудной обвязки, Пристегнутой к веревке карабином, по одному переходят по бревну на противоположный берег. К карабину привязывается вспомогательная веревка для подтягивания сорвавшегося участника к берегу.

При наведении перил командой один из участников соревнований, застрахованный любым, обеспечивающим безопасность способом, переходит по бревну на противоположный берег и закрепляет веревку за какой-либо предмет (дерево, камень и т. п.). Команда натягивает веревку и закрепляет ее на своем берегу. Последний участник отвязывает конец веревки и, страхуясь, переходит по бревну на противоположный берег.

За падение с бревна участника, рюкзака, лыж, лыжных палок и другого имущества, за движение без страховки команда наказывается штрафом.

16. Преодоление водной преграды по льду с использованием перил, наведенных судейской коллегией или участниками соревнований. Этап организуется на безопасном участке замерзшей реки шириной l5—30 м с наличием на обоих берегах местных предметов, которые можно использовать для закрепления веревки.

Участники преодолевают препятствие на лыжах. В остальном порядок преодоления и меры страховки такие же, как при переправе через речку по бревну.

Команда наказывается штрафом за падение участника на лед и движение без страховки.

17. Действия группы при прохождении лавиноопасного участка. Для оборудования этапа выбирается заснеженный склон, который в реальных условиях может быть расценен как лавиноопасный.

При подходе к этапу команда на основе всесторонней оценки лавиноопасности склона должна выработать тактический план его преодоления: выбрать оптимально безопасный путь движения, организовать порядок движения и последовательность переправы лавинного снаряжения, наметить порядок действия участников на случай схода лавины. Все это команда докладывает устою судьям на этапе или отражает на выданной схеме.

Особо проверяются практические умения команды по разведке устойчивости снежного покрова и действия труппы по команде наблюдателя “лавина!”.

Команда наказывается штрафам за нераспущенные лавинные шнуры, неослабленные лямки рюкзака и лыжные крепления, неснятые с рук темляки лыжных палок и др.

За неправильный выбор пути, преодоления лавиноопасного участка и неумение действовать по команде “лавина!” команда снимается с соревнования.

18. Организация и проведение поисково-спасательных работ после схода лавины силами и средствами группы.

Этап оборудуется на выположенной части склона с глубоким снежным покровом и представляет обозначенный флажками участок условного конуса выноса лавины шириной 6—9 м и длиной 10—15 м, на котором закопан мешок (40Х100 см), набитый снегом. На этапе оборудуется несколько равнозначных участков, выбор одного из которых определяется жеребьевкой непосредственно на этапе. В целях скрытия мест закапывания мешкав все площадки обрабатываются пешеходными следами.

Поиски производятся до обнаружения “пострадавшего”.

Команда снимается с соревнований за отсутствие указанного в Положении лавинного снаряжения.

19. Транспортировка “пострадавшего”. Длина этапа 200— 500 м, на котором прокладывается несколько параллельных лыжней, обеспечивающих одновременное прохождение нескольких команд.

Для транспортировки используются нарты и волокуши любых конструкций, изготовляемых силами команды на старте этапа.

“Пострадавший”, уложенный в свой опальный мешок, транспортируется на спине ногами вперед. Он не имеет права вставать, менять положение и каким-либо образом вмешиваться в действия команды.

За каждое опрокидывание нарт команда наказывается штрафом.

Транспортировка “пострадавшего” может совмещаться с этапом “тропление лыжни”.

20. Оказание доврачебной медицинской помощи. Перечень условных травм, по которым проверяются знания и умение участников соревнований оказывать первую медицинскую помощь, дан в приложении 10.

Конкретный тип условной травмы (единой для всех соревнующихся) указывается участникам на этапе.

“Оказание помощи” производится в месте, исключающем заблаговременное знакомство с видом условной травмы участникам других команд. Все необходимые материалы и подручные средства выдаются команде судьями.

Правильность оказания помощи определяется специалистом-медиком или специально подготовленным судьей. По указанию судьи команда устраняет недостатки, допущенные участниками.

За неисполнение приема оказания помощи в контрольное время команда наказывается штрафом.

По окончании “оказания помощи” участники команды приводят материалы и подручные средства в состояние, в котором они были до выполнения задания, сдают их судье и получают разрешение на продолжение движения к следующему этапу.

Судьи этапа и прошедшие этап команды обязаны сохранить тайну условной травмы до конца соревнований.

21. Вязка узлов. Назначение этапа — проверка умения участников соревнований быстро, правильно и самостоятельно вязать различные узлы, применяемые в туристской практике. Конкретные наименования узлов в Положении о соревнованиях заранее не указываются.

На этапе по команде судьи, одновременно с включением секундомера, участник (по усмотрению капитана команды) берет карточку, на которой написаны названия двух узлов и репшнуры. За незавязанный или неправильно завязанный узел по истечении контрольного времени команда наказывается штрафом. Взаимопомощь исключается.

Количество участников и контрольное время определяются главной судейской коллегией и объявляются накануне дня соревнований.

22. Зачет по топографии. Назначение этапа — оценка правильности и быстроты ответов на два-три вопроса по топографии, написанных на карточках. Число карточек должно соответствовать количеству соревнующихся команд.

При вручении участникам карточек с вопросами судья одновременно включает секундомер. На обдумывание и ответ дается контрольное время. За каждый неправильный ответ и превышение контрольного времени команда наказывается штрафом. Взаимопомощь исключается.

Количество участников и контрольное время определяются главной судейской коллегией и объявляются накануне дня соревнований.

23. Движение по азимуту. Этап может быть организован на открытой и закрытой местности. Для оборудования этапа прокладываются две параллельные лыжни на расстоянии 100—600 м (можно использовать параллельные просеки в лесу). На лыжнях через 5—10 м ставятся щитки с порядковыми номерами, число которых должно соответствовать количеству соревнующихся команд.

При подходе к этапу капитан вытягивает у судьи карточку с указанием номера щитка и магнитного азимута. Подойдя к щитку, команда начинает движение по азимуту до выхода ко второй лыжне. Капитан, записав номер ближайшего щитка, вручает карточку судье и продолжает движение.

Порядок начисления штрафа за неправильный выход к определенной точке определяется главной судейской коллегией и объявляется накануне соревнования.

24. Определение точки своего стояния (нанесение на карту местоположения контрольного пункта). Место контрольного пункта обозначается призмой установленного образца, вывешиваемой на маркированной лыжне на высоте не более 2 м в пределах видимости от 5 до 25 м.

При подходе к контрольному пункту команда определяет его местоположение, которое наносится на карту сквозным прокалыванием ее иглой в соответствующей точке.

Порядок начисления штрафа за неправильное определение точки своего стояния (нанесение на карту местоположения КП) устанавливается Положением о соревнованиях.

25. Разбивка бивака включает установку палатки и разжигание костра или примуса. Палатки выдаются судьям” на этапе и должны быть одинаковой конструкции для всех соревнующихся команд. Палатка устанавливается с использованием лыж, лыжных палок и деревьев.

Порядок установки палатки не регламентируется. Правильно установленной считается палатка, дно которой не имеет перекоса, а скаты — провисания и складок. Указанные судьями ошибки и недостатки устраняются участниками команды.

Задание считается выполненным после установки палатки без ошибок, разожженного костра (примуса).

Время окончания выполнения задания фиксируется после того, как палатка будет сложена и сдана судье на этапе.

26. Устройство ветрозащитной стенки из снежных кирпичей вокруг палатки. После установки палатки команда приступает к устройству ветрозащитной стенки, размеры которой (длина, высота и толщина) определяются главной судейской коллегией и объявляются накануне дня соревнований.

Задание считается выполненным при устройстве стенки установленных размеров.

27. Устройство “иглу” или снежной пещеры. На заранее выбранном участке с крепким настовым снегам обозначаются места для строительства “иглу” или снежных пещер по числу соревнующихся команд, которые разыгрываются между ними.

Размеры “иглу” (пещер) определяются главной судейской коллегией и объявляются накануне соревнований.

Порядок строительства “иглу” (пещеры) не регламентируется.

Задание считается выполненным при сооружении “иглу” (пещеры) установленных размеров, когда снег убран и щели заделаны.

§ 11. ОПИСАНИЕ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ И ЛЫЖНОГО МАРШРУТА

1. Полоса препятствий — короткая лыжная трасса, предельно насыщенная различными препятствиями.

Лыжный маршрут характеризуется значительно большей протяженностью, позволяющей оценить не только тактическое мастерство и технические навыки, но и физическую подготовку участников соревнований.

2. Количество этапов и протяженность полосы препятствий (лыжного маршрута) — в пределах .классификационных нормативов — определяются Положением о соревнованиях, с учетом окончания их до наступления сумерек.

3. Последовательность расположения этапов и контрольное время прохождения полосы препятствий (лыжного маршрута) определяются главной судейской коллегией.

В целях исключения задержки команд на некоторых этапах оборудуется по нескольку путей движения равнозначной сложности и протяженности.

5. Между этапами прокладывается лыжня, которая обозначается цветными флажками (цветной бумагой и др.) в количестве не менее 100 штук на 1 км с таким расчетом, чтобы от одного флажка был виден другой. Коридор движения и крутые повороты ограждаются волчатником. Этап ограждается флажками или волчатником.

6. Выбор трассы полосы препятствий и, по возможности, лыжного маршрута должен обеспечивать зрелищность соревнований.

7. В зависимости от класса соревнований устанавливаются следующие нормативы крутизны склона и протяженности препятствий (см. таблицу на стр. 18).

8. Лыжный маршрут преодолевается способом “ралли”, когда, кроме общего контрольного времени, устанавливается время для прохождения отдельных участков дистанции или между каждыми этапами.

  Класс соревнований
Характер препятствия I II III IV
Спуск с торможением
Спуск с поворотами
Скоростной спуск
Траверс склона
Подъем (спуск) по склону серпантином
Крутизна склона (в °)

15—25   20—35

Протяженность этапа (в м)

30—60 60—100

Траверс склона со страховкой
Подъем (спуск) по крутому склону со страховкой
Крутизна склона (в °)

30—45  45—60

Протяженность этапа (в м)

15—25 20—30

Подъем (спуск) по склону с использованием ”кошек” Крутизна склона (в °)

30—40  40—60

Протяженность этапа (в м)

15—30 30—50

Подъем (спуск) по склону с самостраховкой
Подъем (спуск) по склону без лыж способом “в лоб”
 

Преодоление чащобного участка
Преодоление завала
Преодоление водной преграды по льду
Транспортировка “пострадавшего”, тропление лыжни
Движение по азимуту
Протяженность этапа (в м)
25—50 50—100
10—15 15—30
15—20 20—30
200—300 300—500
100—300 300—500

<< Назад  Далее >>


Вернуться: ЦРИБ "Турист" / Временные правила соревнований по технике лыжного туризма


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.