ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА
Приполярный Урал — один из наиболее красивых и богатых районов нашей Родины. Широкой дугой протя- нулись его высокие хребты от истоков реки Хулга на севере (65o40'с.ш.) до горы Тельпосиз на юге (64oс.ш.). Территория края обширна. Площадь только горной области равна около 32 000 кв.км. В административном отношении Приполярный Урал к востоку от главного водораздела входит в состав Ханты-Мансийского нацио- нального округа Тюменской области, а к западу—при- надлежит Коми АССР. Основные богатства края — горный хрусталь (пьезо- кварц), каменный уголь, золото и многие другие полез- ные ископаемые. В прилегающих районах Западно-Си- бирской низменности в последние годы обнаружены бо- гатейшие месторождения нефти и горючих газов. Большую ценность для народного хозяйства страны представляют оленьи пастбища в горах, а в предгорьях и низкогорных районах — леса из ценных древесных пород: сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты. Наряду с заготовкой древесины на Приполярном Урале уже много веков промышляют белку, песца, выдру, соболя, горностая, куницу, лисицу и зайца. Рыболовство на При- полярном Урале развито пока слабо, но при дальнейшем освоении края рыбные богатства приобретут несомненно большое практическое значение. Уральский Север, и в частности Приполярный Урал, с давних пор привлекал к себе внимание предприимчи- вых русских людей, главным образом, своими пушными богатствами. Уже в XI в. новгородцы плавали по Печоре и ее полноводным притокам. Волоки, соединявшие реки Печорского бассейна с притоками Оби, облегчали про- движение по рекам в Западную Сибирь для торговых сношений с Югрой. В 1499 г. Югорская земля была по- корена новгородцами под командованием князя Семена Курбского, которые поднялись по Щугору, пересекли Приполярный Урал и взяли город Ляпин. В то время этот край был населен, по-видимому, довольно густо, о чем можно судить по записям в разрядных книгах, описывавших поход Курбского и его соратников: «От Камени шли неделю до первого городка Ляпина Ляпин взяли и поймали 33 городы, да взяли 1009 че- ловек лучших людей, да 50 князей привели». Но освоение и заселение Приполярного Урала из-за его удаленности и отсутствия прямых водных путей шло медленно. Первые поселения русских появляются лишь в XVI в. на берегах Печоры и Оби (Березово). В начале XIX в. в Ляпинском крае нашли золото, и территория его стала объектом внимания золотоискателей. С науч- ными целями Приполярный Урал впервые посетила в 1843 г. экспедиция под руководством А. Кайзерлинга, ко- торый поднялся на гору Сабля со стороны Печорской низменности и дал Краткое описание ее рельефа и геоло- гического строения. Начало широко поставленным научным географиче- ским исследованиям Приполярного Урала было поло- жено Северо-Уральской экспедицией Русского географи- ческого общества, возглавляемой Э. Гофманом, в 1847 и 1850 гг. Была составлена первая крупномасштабная карта территории (в масштабе 3 версты в дюйме), про- ведены геологические, астрономические, зоологические, ботанические и гидрологические исследования (послед- ние на реках бассейна Печоры—Щугор, Большой Па- ток, Манарага, Вангыр, Балбанью, а также на некото- рых реках бассейна Оби). Во второй половине XIX в. исследования проводи- лись в основном в целях изыскания возможных соеди- нительных путей между Печорой и Обью через перевалы Приполярного Урала. Так, экспедиция П. Крузенштерна (1874—1876 гг.) искала водный путь между Щугором и Северной Сосьвой. В 80-х годах по поручению иркут- ского промышленника А. М. Сибирякова экспедиция К. Д. Носилова исследовала бассейны Северной Сось- вы, Ляпина и Щугора и перевалы через Северный и Приполярный Урал. В 1885 г. был сооружен Сибиряков- ский зимний тракт, соединивший пристань на реке Ля- пин с селением Усть-Щугор на Печоре (см. стр. 103). Из наиболее значительных в начале XX в. следует упомя- иуть экспедиции А. В. Журавското (1908 г.), подняв- шегося по Большой Сыне к хребту Сабля, и Б. Н. Город- кова (1915 г.), давшего краткую характеристику почв и растительности восточного склона Приполярного Урала. После Великой Октябрьской социалистической рево- люции объем всесторонних исследований природных ус- ловий Приполярного Урала резко возрос. В 1927 г. здесь работает комплексная Северо-Уральская экспеди- ция, обнаружившая в истоках рек Народа и Балбанью самые высокие вершины на Урале — Народную, Манси- нёр, Карпинского и др. После 30-х годов в исследованиях Приполярного Урала принимают участие экспедиции. Академии наук, Уральская ледниковая (1932—1933 гг.) и ряд других. С 1936 г. началось промышленное освое- ние Приполярного Урала. В послевоенные годы тут разрабатываются многочисленные месторождения гор- ного хрусталя и других полезных ископаемых, составле- ны топографические, геологические, ботанические зоо- географические, гидрологические карты. К настоящему времени на территории края действуют гидрометеороло- гические станции и посты на равнинах, в предгорьях и горах, дающие сведения о климате, погоде, водоносно- сти и режиме рек. Важное значение для развития производительных сил Приполярного Урала имело строительство новой железнодорожной магистрали от Котласа до Воркуты и через Полярный Урал к поселку Лабытнанги на Оби. Вдоль железной дороги, а также по берегам Печоры, Усы, Северной Сосьвы и некоторых их притоков выросли новые благоустроенные города и поселки. Однако горная область Приполярного Урала и примыкающие к ней равнинные пространства до настоящего времени не име- ют постоянных селений. В горах можно встретить лишь базы геологов и летом чумы оленеводов. Туристы стали осваивать Приполярный Урал лишь в начале 50-х годов. Красивая, малоисследованная су- ровая природа, обилие в реках и озерах рыбы, в тайге дичи, зверя, грибов и ягод влечет в этот глухой край многих путешественников. Хорошие пути сообщения по Северной железной дороге, на пароходе по Печоре, Усе, Оби, Северной Сосьве и Ляпину, а также развитая сеть авиалиний позволяют разрабатывать на Приполярном Урале водные, пешеходные, водно-пешеходные и лыж- ные маршруты с пересечением Уральского хребта или вдоль его западного и восточного склонов. Маршруты эти могут быть любой категории сложности, но здесь мы помещаем лишь наиболее трудные. При их прохож- дении туристы приобретут закалку и опыт проведения походов по горно-таежным малонаселенным районам.
---------------------------------------------------------------
Оригинал данной книги лежит на
Вернуться: А.О.Кеммерих. Приполярный Урал
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.