ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА

 Приполярный Урал — один из наиболее красивых и

богатых районов нашей Родины. Широкой дугой протя-

нулись его высокие хребты от истоков реки Хулга на

севере (65o40'с.ш.) до горы Тельпосиз на юге 

(64oс.ш.).

Территория края обширна. Площадь только горной

области равна около 32 000 кв.км. В административном

отношении Приполярный Урал к востоку от главного

водораздела входит в состав Ханты-Мансийского нацио-

нального округа Тюменской области, а к западу—при-

надлежит Коми АССР.

Основные богатства края — горный хрусталь (пьезо-

кварц), каменный уголь, золото и многие другие полез-

ные ископаемые. В прилегающих районах Западно-Си-

бирской низменности в последние годы обнаружены бо-

гатейшие месторождения нефти и горючих газов.

Большую ценность для народного хозяйства страны

представляют оленьи пастбища в горах, а в предгорьях

и низкогорных районах — леса из ценных древесных

пород: сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты. Наряду

с заготовкой древесины на Приполярном Урале уже

много веков промышляют белку, песца, выдру, соболя,

горностая, куницу, лисицу и зайца. Рыболовство на При-

полярном Урале развито пока слабо, но при дальнейшем

освоении края рыбные богатства приобретут несомненно

большое практическое значение.

Уральский Север, и в частности Приполярный Урал,

с давних пор привлекал к себе внимание предприимчи-

вых русских людей, главным образом, своими пушными

богатствами. Уже в XI в. новгородцы плавали по Печоре

и ее полноводным притокам. Волоки, соединявшие реки

Печорского бассейна с притоками Оби, облегчали про-

движение по рекам в Западную Сибирь для торговых

сношений с Югрой. В 1499 г. Югорская земля была по-

корена новгородцами под командованием князя Семена

Курбского, которые поднялись по Щугору, пересекли

Приполярный Урал и взяли город Ляпин. В то время

этот край был населен, по-видимому, довольно густо,

о чем можно судить по записям в разрядных книгах,

описывавших поход Курбского и его соратников: «От

Камени шли неделю до первого городка Ляпина

Ляпин взяли и поймали 33 городы, да взяли 1009 че-

ловек лучших людей, да 50 князей привели».

Но освоение и заселение Приполярного Урала из-за

его удаленности и отсутствия прямых водных путей шло

медленно. Первые поселения русских появляются лишь

в XVI в. на берегах Печоры и Оби (Березово). В начале

XIX в. в Ляпинском крае нашли золото, и территория

его стала объектом внимания золотоискателей. С науч-

ными целями Приполярный Урал впервые посетила в

1843 г. экспедиция под руководством А. Кайзерлинга, ко-

торый поднялся на гору Сабля со стороны Печорской

низменности и дал Краткое описание ее рельефа и геоло-

гического строения.

Начало широко поставленным научным географиче-

ским исследованиям Приполярного Урала было поло-

жено Северо-Уральской экспедицией Русского географи-

ческого общества, возглавляемой Э. Гофманом, в 1847 и

1850 гг. Была составлена первая крупномасштабная

карта территории (в масштабе 3 версты в дюйме), про-

ведены геологические, астрономические, зоологические,

ботанические и гидрологические исследования (послед-

ние на реках бассейна Печоры—Щугор, Большой Па-

ток, Манарага, Вангыр, Балбанью, а также на некото-

рых реках бассейна Оби).

Во второй половине XIX в. исследования проводи-

лись в основном в целях изыскания возможных соеди-

нительных путей между Печорой и Обью через перевалы

Приполярного Урала. Так, экспедиция П. Крузенштерна

(1874—1876 гг.) искала водный путь между Щугором

и Северной Сосьвой. В 80-х годах по поручению иркут-

ского промышленника А. М. Сибирякова экспедиция

К. Д. Носилова исследовала бассейны Северной Сось-

вы, Ляпина и Щугора и перевалы через Северный и

Приполярный Урал. В 1885 г. был сооружен Сибиряков-

ский зимний тракт, соединивший пристань на реке Ля-

пин с селением Усть-Щугор на Печоре (см. стр. 103). 

Из наиболее значительных в начале XX в. следует упомя-

иуть экспедиции А. В. Журавското (1908 г.), подняв-

шегося по Большой Сыне к хребту Сабля, и Б. Н. Город-

кова (1915 г.), давшего краткую характеристику почв

и растительности восточного склона Приполярного

Урала.

После Великой Октябрьской социалистической рево-

люции объем всесторонних исследований природных ус-

ловий Приполярного Урала резко возрос. В 1927 г.

здесь работает комплексная Северо-Уральская экспеди-

ция, обнаружившая в истоках рек Народа и Балбанью

самые высокие вершины на Урале — Народную, Манси-

нёр, Карпинского и др. После 30-х годов в исследованиях

Приполярного Урала принимают участие экспедиции.

Академии наук, Уральская ледниковая (1932—1933 гг.)

и ряд других. С 1936 г. началось промышленное освое-

ние Приполярного Урала. В послевоенные годы тут

разрабатываются многочисленные месторождения гор-

ного хрусталя и других полезных ископаемых, составле-

ны топографические, геологические, ботанические зоо-

географические, гидрологические карты. К настоящему

времени на территории края действуют гидрометеороло-

гические станции и посты на равнинах, в предгорьях и

горах, дающие сведения о климате, погоде, водоносно-

сти и режиме рек.

Важное значение для развития производительных

сил Приполярного Урала имело строительство новой

железнодорожной магистрали от Котласа до Воркуты и

через Полярный Урал к поселку Лабытнанги на Оби.

Вдоль железной дороги, а также по берегам Печоры,

Усы, Северной Сосьвы и некоторых их притоков выросли

новые благоустроенные города и поселки. Однако горная

область Приполярного Урала и примыкающие к ней

равнинные пространства до настоящего времени не име-

ют постоянных селений. В горах можно встретить лишь

базы геологов и летом чумы оленеводов.

Туристы стали осваивать Приполярный Урал лишь

в начале 50-х годов. Красивая, малоисследованная су-

ровая природа, обилие в реках и озерах рыбы, в тайге

дичи, зверя, грибов и ягод влечет в этот глухой край

многих путешественников. Хорошие пути сообщения по

Северной железной дороге, на пароходе по Печоре, Усе,

Оби, Северной Сосьве и Ляпину, а также развитая сеть

авиалиний позволяют разрабатывать на Приполярном

Урале водные, пешеходные, водно-пешеходные и лыж-

ные маршруты с пересечением Уральского хребта или

вдоль его западного и восточного склонов. Маршруты

эти могут быть любой категории сложности, но здесь

мы помещаем лишь наиболее трудные. При их прохож-

дении туристы приобретут закалку и опыт проведения

походов по горно-таежным малонаселенным районам.
 ---------------------------------------------------------------

Оригинал данной книги лежит на http://seismic.geol.msu.ru/travels/a/map/kemmerih/kemmerih.html, здесь же очищенная от некоторых ошибок оцифровки версия.


Вернуться: А.О.Кеммерих. Приполярный Урал


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.