VII. Из Европы в Азию и обратно 1. По Северной железной дороге до станции Печора (от Москвы 40 часов). 2. На самолете от города Печора до селения Подчерье (1 час). 3. На автомашине от Подчерья до селения Усть-Щугор, 50 км (2 часа) 4. На лыжах от Усть-Щугора по Сибиряковскому тракту (61 км) и вверх по Щугору (72 км) до метеостанции Верхний Щугор. Всего 133 км (6 дней). 5. От метеостанции Верхний Щугор вверх по долине реки Тор- говая до бывшей базы геологов Торговая, 49 км (2 дня). 6. От базы Торговая через главный водораздел и вверх по до- линам рек Пуйва и Щекурья до базы геологов Неройка, 37 км (2 дня). 7. От базы Неройка через Щекурьинский проход до реки Боль- шой. Паток (24 км), вниз по Большому Патоку и вверх по его пра- вому притоку и реке Вангыр до бывшей базы геологов Вангыр (33 км). Всего 57 км (3 дня). 8. От базы Вангыр вверх по реке Правый Вангыр и через пе- ревал до реки Харота, 16 км (1 день). 9. Вниз по рекам Харота и Ягуней (22 км) и вдоль восточного склона хребта Курсомбай до реки Косью (27 км). Всего 49 км (2 дня). 10. Вниз по долине Косью до станции Косью Северной железной дороги, 63 км (3 дня). Длина всего маршрута 404 км (19 дней), категория сложности четвертая. Маршрут проходит в основном по редко посещае- мым туристами-лыжниками юго-западным и юго-восточ- ным районам Приполярного Урала с двукратным пере- сечением Исследовательского хребта через сравнительно легкие перевалы. Туристы познакомятся с суровой зимней природой горнотаежного и гольцового поясов одного из наиболее красивых и высоких районов Урала, пройдут по давно заброшенным зимним трактам и у геологов смогут ознакомиться с добычей горного хрусталя. Мар- шрут интересен в познавательном и спортивном отно- шениях. Значительную часть пути группа будет идти через тайгу и долинами рек по рыхлому, глубокому снегу, в котором лыжи проваливаются до 50—60 см. Нередко придется преодолевать лесные завалы, крутые подъемы, спуски, участки рек, покрытые наледями, значительные безлесные пространства на перевалах. На маршруте встретится лишь один пункт (база Неройка), где можно пополнить запасы продовольствия. Длина ненаселенных участков достигает более 100 км. Рекомендовать этот маршрут, как, впрочем, и многие другие, помещенные в книге, можно только физически сильным, опытным и схоженным туристским группам. Если группа решит совершить восхождение на одну из вершин в районе базы Неройка, перед восхождением нужно получить на базе метеосводку. Начальный пункт маршрута Усть-Щугор стоит на высоком левом берегу Печоры в 2 км ниже устья ее крупного притока Щугора. Селение существует около 100 лет: в нем примерно 30 домов, имеется магазин, пекарня, гидрометеостанция, почта. В доме, где теперь находится почта, жил известный общественный деятель коми, поэт, драматург и композитор В. А. Савин (Вит- тор Нёбдинса, 1888—1943). С высокого берега Печоры на восток открывается вид на бесконечные, занесенные глубоким снегом таеж- ные леса. От Усть-Щугора группа выходит на просеку Сиби- ряковского тракта, начинающегося на правом берегу Печоры, в 2 км ниже селения. По тракту следует идти 8 км до Щугора, а потом вверх по реке до Нижних ворот (9 км), которые очень живописны не только летом, но и зимой. Отвесные известняковые скалы с обеих сто- рон высоко поднимаются над рекой. Местами скалы прорезаются глубокими ущельями, заросшими хвойным лесом. Лес растет и наверху—высокий, стройный, с ветвями, запорошенными снегом. От ворот туристы идут вверх по Щугору до деревни Мичабичевник (8 км), состоящей из двух жилых и двух нежилых домиков. Ночевать в домиках тесно, поэтому на ночлег лучше остановиться в тайге. От Мичабичевника идете обратно вниз по Щугору (1 км), а потом 2 км на юг через тайгу по долине небольшого ручейка до Сибиряковского трак- та. В этом месте просека старого, давно заброшенного тракта проходит с северо-северо-запада на юго-юго- восток. Как уже говорилось, тракт был построен иркутским промышленником А. М. Сибиряковым в 1885 г. для перевозки дешевого сибирского хлеба и других товаров из Западной Сибири в Печорский край и в Западную Европу. Начинался он от деревни Щекурья на Ляпине, куда товары доставлялись пароходами по Оби, Север- ной Сосьве и Ляпину и перевозились на лошадях и оле- нях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковыва- ли зыбкие болота и быстрые речки. 1000 оленей были назначены только для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-километровую просеку шириной 6 м, с деревянными гатями на болотах и 5 промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому пере- валу Крест в истоках реки Сертынья (ба.ссейн Ляпина). Большой деревянный крест на перевале сохранился до наших дней. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным, для круглогодичной его эксплуатации, но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию открыла возможность вы- воза сибирского хлеба в Западную Европу. Хлеб в Си- бири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен. Выйдя на прямую просеку тракта, группа идет по нему вначале на юго-юго-восток до речки Катя-Ель (4 км). За речкой просека вскоре поворачивает на во- сток и через 27 км пересекает Щугор. Местами она хо- рошо сохранилась и просматривается далеко вперед, по там, где на ее пути встают болота, теряется, и ее при- ходится искать. Издали просека иногда хорошо про- сматривается по пониженной верхней кромке леса на противоположном крае болота. Если идти прямо по руслу Щугора, то, несомненно, путь будет красивее и снег менее рыхлый и глубокий, чем на тракте, но расстояние увеличится на 53 км. При движении по тракту рекомендуется применять способ хождения по снежной целине «первый без рюкзака»: идущий впереди сбрасывает рюкзак и прокладывает лыжню налегке; основная нагрузка при этом ложится на идущего следом за ним уже с рюкзаком. Пройдя 5—8 минут, в зависимости от сложности пути и глубины снега, первый сходит с лыжни, пропускает группу, а сам по лыжне возвращается назад за рюкзаком; в то время как группа передвигается дальше, второй оставляет рюкзак, прокладывая лыжню, и т. д. Снова на Щугор тракт выходит в 5 км ниже устья его левого притока — Гердью, откуда группа идет вверх по Щугору до устья Тельпоса (34 км). Этот уча- сток очень красивый: берега высокие, обрамлены гу- стым хвойным лесом. Там, где Щугор прорывается через Овинпарму, известняковые скалы обрываются отвесно к реке. Выше устья Тельпоса Щугор течет в широкой ле- систой долине. Местами русло разбивается на рукава, образующие невысокие, поросшие березовым лесом острова. В 12 км выше устья Тельпоса группа проходит мимо : устья правого притока Щугора — реки Глубник. Справа по ходу совсем близко поднимается громада Тельпос- ского хребта, наибольшие вершины которого зимой поч- ти всегда закрыты облаками. Но вот и устье Торговой, от которого до метеостанции Верхний Щугор 7 км. Здесь после тяжелого пути по глубокому снегу рекомен- дуем остановиться на дневку. В низовье долина Торговой достигает ширины 3—4 км. Вдоль правого берега на север уходит высокий без- лесный хребет Торговейиз (до 1297 м)—южный отрог Исследовательского хребта. Вдоль левого берега в том же направлении тянутся более низкие горы, поросшие вдоль подножия смешанным лесом из лиственницы, кедра, пихты и березы. Первые 7 км пути от устья в русле Торговой много рукавов и островов, поросших молодым березовым лесом; в сужении русла встречают- ся наледи. Снег в долине рыхлый, лыжи проваливаются на глубину до 40 см. Выше впадения небольшого левого притока Варьян-Салея Торговая течет в одном русле, лес становится разреженным, а снег более плотным и лыжи проваливаются меньше, чем в низовье реки (до 20 см). Выше устья Педыя долина Торговой расширяется, горы несколько отступают от реки. Лес становится еще более разреженным и напоминает парк с редко стоящи- ми группами берез, елей, кедров и лиственниц. Чем вы- ше идешь по долине, тем реже встречается кедр; преоб- ладают береза и лиственница. С прямых продольных плесов реки открывается красивый вид на север: высоко в небо поднимаются заснеженные, с крутыми склона- ми, изъеденные карами вершины хребта Торговейиз, среди которых гора Пыртыдырма достигает 1297 м над уровнем моря. Левый берег Торговой здесь более крутой и скалистый, чем правый. В 24 км выше устья Педыя на левом берегу располо- жена заброшенная база геологов—Торговая, состоя- щая из трех рубленых домов с разбитыми окнами. Березово-лиственничный лес близ базы кончается. В отдельные годы высота снежного покрова достигает тут 3—4,5 м, но снег под действием ветра становится на- столько плотным, что лыжи не проваливаются. От базы надо следовать 4 км в северо-восточном направлении (азимут 45°) к водоразделу, отделяющему долину Торговой (Европа) от долины Пуйвы (Азия). Летом от базы через перевал проходит торная тропа, но зимой она заметена снегом (см. схему на стр. 79). Водораздел представляет собой обширное, относи- тельно ровное голое плато без единого кустика. Подъ- ем пологий. Высота перевальной седловины 775 м над уровнем моря. С перевала на севере в верховьях Торго- вой видны суровые, крутые склоны, кары и цирки горы Кефталык; на востоке, сливаясь с горизонтом, рассти- лается неровная зеленая поверхность тайги. Спуск в долину Пуйвы вначале пологий. В 2,5 км от водораздела группа пересекает долину ручья Кефталык- Шор и, следуя в том же направлении 3,5 км, за полчаса подходит к занесенной снегом долине ручья Неринея. Спуск по ручью (3 км) до Пуйвы очень крутой, идти при- ходится по глубокому, рыхлому снегу. По долине Пуйвы, в верховье которой находится одноименная база геологов, из Саранпауля тянется санно-тракторная дорога. Дви- гаться по ней тяжело: лыжи разъезжаются и плохо скользят. По дороге до базы 10 км. Ущелье Пуйвы очень красиво, но сурово: справа и слева крутые скалистые склоны хребтов, мохнатые, занесенные снегом де- ревья, в русле реки искрящиеся на солнце наледи, а местами открытые участки темной бурлящей воды. Десяток домиков базы расположен у верхней грани- цы леса. Здесь есть электричество, рация, баня, столо- вая. От бывшей базы Торговой, где можно заночевать, до базы Пуйва 23 км; при хорошей погоде это расстоя- ние на лыжах проходят за 5 часов.
Гора Неройка
Дальнейший путь к базе геологов Неройка состав- ляет 14 км. Вначале надо идти по левому берегу левого истока Пуйвы к крутосклонному перевалу (30°) в доли- ну реки Кобылаю. Снег на его склонах очень плотный и свободно выдерживает человека. С широкого плато- образного перевала (760 м) на северо-западе открывает- ся суровая панорама заснеженных остроконечных вер- шин Исследовательского хребта (Хусейка, Неройка и др.). Пройдя по плато на север примерно. 700 м, группа спускается по крутому склону в глубокое, поросшее бе- резово-лиственничным лесом ущелье реки Хусь—право- го притока Кобылаю. От устья Хуси к базе Неройка можно пройти по до- лине Кобылаю (3,5 км) и далее по санно-тракторной дороге, идущей из Саранпауля вверх по долине Ще- курьи (3,5 км). Но лучше идти более коротким (на 3 км) путем: вниз по долине Кобылаю 1 км, а потом повернуть на север-северо-восток и двигаться через пологий, поросший смешанным лесом, невысокий водо- раздел, отделяющий Кобылаю от правого притока Щекурьи—Манси, близ устья которого среди березово- лиственничного леса расположена база. На базе около двух десятков домов, имеется столо- вая, дом для приезжих, баня, метеостанция. Места во- круг прекрасные: занесенные снегом горы с темной ка- емкой леса у подножия, а на западе поднимается в небо выше других вершин остроконечная, напоминающая огромную пирамиду Неройка. До открытия Сибиряковского тракта от Ляпинской пристани по долине Щекурьи зыряне перевозили сибир- ский хлеб за Урал по так называемому Щекурьинскому проходу в верховья Большого Патока и далее к деревне Аранец на Печоре. Этот путь был очень трудным, так как при пересечении хребта шел по безлесной местности (7 км), где зимой часто свирепствовали бураны, во вре- мя которых в снегах нередко погибали обозы оленей с хлебом. На лыжах Щекурьинским проходом через Урал идти сравнительно легко. От базы Неройка надо двигаться на север вверх по долине Щекурьи. Снег к концу зимы здесь очень плотный, лыжи не проваливаются. Первые 8 км группа идет по широкой долине, поросшей редким березово-лиственничным лесом. Подъем пологий. Левый борт долины крутой, прорезан глубокими ущельями ручьев. Высокие, занесенные снегом вершины гор под- нимаются над дном долины на 700 м и более. В месте, где начинается подъем на перевал Щекурьппский про- ход (9 км от базы), река меняет направление течения с западного на юго-западное и южное. Отсюда на север начинается крутой километровый подъем на плоское перевальное плато, ведущее в долину Большого Патока (левого истока). Перевал невысокий (620 м), но безлес- ный (см. схему на стр. 79). Спуск с перевального плато пологий, снег плотный, встречаются небольшие заструги. После перевала, про- должая движение на север, группа минует занесенное снегом озеро (1,2Х0,25 км), из которого вытекает ле- вый исток Большого Патока. От озера долина реки по- ворачивает на северо-запад; на правом берегу стоят шесть домов базы Мегашор (зимой необитаема). В 4 км от озера начинается лиственничный лес, река повора- чивает на запад. Отойдя от перевала 14 км, туристы подходят к слия- нию левого и правого истоков Большого Патока. Долина очень живописна: над крутыми, поросшими тайгой склонами (лиственница, кедр, ель) поднимаются высо- кие вершины гор. В долине снег очень глубокий, рых- лый, идти тяжело, лыжи проваливаются до 50 см. Прой- дя 5 км вниз по долине Большого Патока, надо повер- нуть на север, а потом на север-северо-запад по узкой, глубокой долине его правого притока и подняться по ней до истоков (14 км). Долина заросла густым лесом из березы и лиственницы. Идти лучше по руслу ручья или вдоль берега, где менее густой лес. К западу и к востоку от долины поднимаются крутые скалистые вершины (до 1100—1300м). От истока ручья, миновав невысокий, безлесный пе- ревал западнее высоты 825 м, группа попадет в долину небольшого ручья, впадающего в Вангыр напротив ручья Медвежий. С перевала видна внизу лесистая до-
Долина Большого Патока
лина Вангыра, протянувшаяся в этом месте с юго-восто- ка на северо-запад, а впереди на севере поднимается белоснежная громада Харото-Вангырского хребта и прорезающая его широкая долина ручья Медвежий. От перевала до Вангыра 5 км. Спуск значительно круче подъема, долина узкая, по пути много моренных холмов. В 2 км ниже перевала снова начинается густой лес и очень рыхлый глубокий снег, в котором лыжи провали- ваются до 50 см. Вангыр, сильно извиваясь, течет по широкой долине, в русле много незамерзающих участков, снег в долине рыхлый, очень глубокий. Дальнейший путь идет вверх по долине Вангыра ми- мо двух заброшенных баз геологов. Последняя база (Вангыр), оставленная геологами лишь в 1968 г., распо- ложена на берегу Вангыра в 9 км выше устья ручья, по которому группа спускалась с перевала, т. е. близ слия- ния Левого и Правого Вангыра. От базы туристы под- нимаются по долине Правого Вангыра на север (5 км) до устья небольшого первого правого притока. Кругом заснеженные скалистые горы, леса, От устья ручья группа идет вверх по его долине на север-северо-запад к хорошо видимому перевалу в долине реки Харота. Подъем к перевалу довольно крутой и утомительный (7 км). Идти надо западнее конусообразной возвышен- ности (1075 м). Спуск в долину Хароты (4 км), особен- но вначале, более крутой, чем подъем (до 30°). Но вот и верховье Хароты, где она представляет собой неболь- шой ручеек, текущий среди редкого леса в северо-запад- ном направлении. По долине Хароты нужно пройти 4 км вниз до устья небольшого правого притока, впадающего в реку перед крутым зубчатым гребнем хребта Курсомбай. Здесь, в лиственничном лесу, хорошо остановиться на ночлег, а утром отправиться к реке Ягуней на северо-восток вверх по троговой долине ручья, вытекающего из карового озерка с высоты 838 м. До перевала по ручью 4 км, подъем крутой, особенно последние 60 м при выходе из кара на перевал (920 м). С перевала открывается пано- рама на заснеженный хребет Курсомбай и массив Коло- кольня. Спуск с перевала на восток в долину Ягунея (1 км) более пологий. Ягуней (правый приток Вангыра) в верховьях течет на север в широкой троговой долине между хребтами Курсомбай на западе и Колокольня на востоке. Вниз по долине Ягунея (идти лучше по руслу) группа следует 13 км до поворота реки на запад, ниже которого Ягуней уходит в глубокое ущелье (Курсомбажжие ворота), прорезающее хребет Курсомбай. Перед ущельем тури- сты покидают Ягуней, преодолевают невысокий боло- тистый водораздел в долину Лев-Вожкосью — левого притока Косью и идут на север близ границы леса вдоль восточного склона хребта Курсомбай до лесистой долины, отделяющей хребет от горы Маяк (13 км от Ягунея). Здесь надо повернуть на северо-запад и дви- гаться долиной реки Изьяёль-Верхний до Косью (14 км). Снег в долине рыхлый, лыжи проваливаются на глубину до 50 см. Кончились горы, вдали на юго-востоке поднимается Курсомбай, а впереди однообразная лесистая равнина и уходящая на северо-запад река. От устья Изьяёль- Верхний до станции Косью 63 км. В 4 км ниже устья реку пересекает тракторная дорога от станции Рудник- Кожим к базе Вангыр. На берегу Косью стоит изба, где можно переночевать. Правый берег Косью выше и круче левого, встре- чаются скальные обнажения, у берегов нередки участ- ки открытой воды. Снег на реке плотнее, чем в тайге, ме- стами наст, лыжи проваливаются на глубину 20—40 см. В 18 км ниже устья Изьяёль-Верхний находится нежи- лая изба Мезенцева, а в 26 км жилая изба, стоящая на острове при впадении в Косью Вангыра. Ниже устья Вангыра долина Косью расширяется, в русле появляет- ся много низких островов, поросших ивняком. Идти лучше придерживаясь правого берега, где протоки ко- роче и прямее. Примерно в 28 км от устья Вангыра на правом берегу имеется избушка, а в 6 км от нее три жилых дома. От домов до станции Косью остается 4 км.
---------------------------------------------------------------
Оригинал данной книги лежит на
Вернуться: А.О.Кеммерих. Приполярный Урал
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.