ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

 Успех туристского похода в сложных условиях Припо-

лярного Урала в 3'нач.ительной степени зависит от пра-

вильного подбора одежды и снаряжения. Как показал

опыт, лыжникам на Приполярный Урал лучше идти

в горных ботинках (без триконей), на 2—3 номера боль-

ше обычного размера обуви, чтобы можяо было вста-

вить войлочные стельки, надеть на ноги пару нитяных

и 1—2 пары шерстяных носков. Горные ботинки проч-

нее обычных лыжных, имеют мягкую кожаную подклад-

ку, менее пропускают воду, хотя и несколько тяжелее

последних. Ботинки должны свободно сидеть на ноге,

иначе отморозишь ноги. Чтобы ботинки 'не намокали от

таящего на них снега, поверх нужно надеть брезентовые

бахилы. Рукавицы лучше толстые, шерстяные (2 пары).

Поверх теплых следует надевать брезентовые рукавицы.

Очень хорошо, если каждый участник оторочит капю-

шон своей штормовки мехом; совершенно необходимо

брать в поход утеплительную шерстяную или меховую

маску на лицо и темяые защитные очки (не пластмас-

совые).



Фото стр.145



Передвижение с нартами по реке
 Лыжи должны быть несколько шире обычных про-

гулочных (7—8 см), неокантованные (они легче); креп-

ление наиболее практично полужесткое (армейское) или

«Универсальное», с запасом тросиков. Жесткое крепле-

ние типа «Кандахар» тяжелее последнего и требует

большого запаса тросиков, которые при сильном моро-

зе лопаются. Жесткое крепление типа «Ротофелл» для

лыжных походов не пригодно.

В зимних условиях Приполярья необходимы хорошая

железная печка и легкие теплые (пуховые) одноместные

спалыные мешки. Если таких мешков нет, рекомендуются

многоместные (желательно с пухом и шерстяным ва-

тином); они значительно легче, и спать в них теплее,

хотя менее комфортабельно и гигиенично. Палатка же-

лательна двухслойная, с полом и марлевым пологом,

который предохраняет палатку от намокания и после-

дующего обледенения от выпавшего на нее снега.

Применение нарт для перевозки груза в условиях

сильно пересеченного рельефа и глубоких, рыхлых сне-

гов на Приполярном Урале нецелесообразно. Использо-

вать нарты можно лишь при передвижении по руслам

больших рек (Кожиму, Щугору, Ляпину, Большой Сыне,

Косью и др.) и в высокогорной безлесной зоне, где всег-

да плотный наст.

В водном походе на Приполярном Урале, помимо

байдарок, можно пользоваться резиновыми надувными

лодками, которые удобны при спуске по стремительным,

порожистым рекам, при транспортировке. Они быстро

нагружаются и разгружаются, с ними легко делать во-

локи и обносить пороги. Особенно хороши трехместные

двухсекционные лодки с надувным полом, приподнятым

носом и кормой (грузоподъемность 500 кг, вес 18 кг).

Для ускорения передвижения на таких лодках нужно

несколько удлинить древко весла, а одному из участ-

ников сидеть на кормовом выступе судна и управлять

кормовым веслом.

При сплаве вниз по мелководной порожистой реке

под резиновую лодку рекомендуем подводить брезент,

который предохранит ее от проколов об острые камни.

На группу 6—7 человек следует брать две байдарки и

резиновую лодку. Поскольку подъем последней против

быстрого течения затруднителен, ее и груз можно везти

на байдарках, а спускаться уже на трех судах.

Перед походом оболочку байдарки необходимо до-

полнительно проклеить резиной: полосы листовой рези-

ны толщиной 1,5—2 мм и шириной 4—5 см приклеива-

ются вдоль по кильсону, по нижнему поясу стрингеров

от штевня до штевня и в поперечном направлении под

3, 4, 5 и 6-м шпангоутами.

В последние годы туристы-водники стали успешно

организовывать на Приполярном Урале встречные

маршруты двумя группами с подъемом судов по рекам

(без перетаскивания их через водораздел) и спуском на

судах встречной группы. Такой способ значительно об-

легчает походы, сокращает сроки волоков, позволяет

использовать местные лодки и прокладывать маршруты

по более интересным местам.

Наиболее подходящая обувь для водных и пешеход-

ных путешествий по Приполярному Уралу—высокие

резиновые сапоги. Они дают возможность преодолевать,

не разуваясь, глубокие броды, они прочны, не скользят

на камнях, в них не мокнут и не мерзнут ноги при спла-

ве на плоту. В сапогах сразу же надо вырвать матерча-

тую подкладку, так как она намокает от конденсации

водяных паров, долго не просыхает, быстро рвется, на-

тирает ноги. Размер сапог должен быть на 2 номера

больше обычной обуви, поскольку внутрь их нужно

вставить войлочные стельки. На ноги следует надеть

пару нитяных и пару шерстяных носков и обмотать ноги

портянками (от конденсации), которые надо на следую-

щий день заменить сухими, чистыми.

В туристском походе палатка, казалось бы, совер-

шенно необходима. Однако трех-четырех местная палат-

ка имеет большой вес (5—8 кг), летом в ней жарко

спать, и, как бы ни закрывали вход, в нее проникают

комары и мошки. Последнее обычно не учитывается,

поэтому ночной сон туристов часто бывает неспокойным.

Кроме того, стоимость и прокат четырехместной палатки

довольно дороги.

Многолетняя практика наших путешествий по север-

ным таежным лесам показала, что в лесных районах

вместо палатки целесообразно ставить легкий брезен

товый или парусиновый тент, а под тентом размещал

марлевые пологи. Изготовить тент и полог просто. Мате

риал для тента—легкая, не очень плотная плащ-пала-

точная ткань размером 3Х4 м или парусина; последнюк

для лучшей водонепроницаемости необходимо пропи-

тать 10-процентным раствором квасцов. Под таким тен-

том можно свободно разместить два двухместных поло-

га и вещи четырех туристов.

Полог делается из марли размером 2х1, 5х1,5 м.

Чтобы под полог не проникали мошки и комары, к нему

нужно пришить пол из марли или какой-либо легкой

ткани. Вход делается с торцовой стороны, для чего в

стенке прорезается отверстие (диаметром 80 см), к ко-

торому пришивается марлевый рукав размером 1Х0,8 м.

Войдя под полог через рукав, турист завязывает его

тесьмой. Отдыхая под таким пологом и тентом, вы бу-

дете гарантированы от духоты и проникновения насе-

комых.
 ---------------------------------------------------------------

Оригинал данной книги лежит на http://seismic.geol.msu.ru/travels/a/map/kemmerih/kemmerih.html, здесь же очищенная от некоторых ошибок оцифровки версия.


Вернуться: А.О.Кеммерих. Приполярный Урал


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.