ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ПУТЕШЕСТВИИ
Как правильно организовать питание детей в путешествии
Детский организм отличается от взрослого более интенсивным основным обменом веществ, необходимостью достоянного построения клеток при росте. Дети очень подвижны. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развитие юного организма. Следует учитывать, что на 1 кг массы ребенка приходится значительно большая поверхность тела, вследствие чего ребенок теряет тепла в 3 раза больше, чем взрослый, а также то, что у ребенка должен происходить непрерывный рост всех органов и массы тела. Правильное питание повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Роль такого питания в современных условиях возрастает и в связи с акселерацией, то есть ускоренным физическим развитием и ранним половым созреванием.
Потребность детей в пищевых продуктах заметно отличается от потребности взрослых.
Белки. Общая потребность детей в белках в рационе на 1 кг массы тела в сутки составляет от 4 г в возрасте 6—7 лет до 2,5—2 г в возрасте 11 лет и старше.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.
Жиры. Следует знать, что недостаток жиров приводит к снижению иммунитета к некоторым заболеваниям, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению использования белка, расстройству пищеварения.
Углеводы. Это основной материал, используемый в организме детей для образования энергии мышечной деятельности. Поэтому потребность в углеводах у детей повышена. В питании детей важнейшее значение имеют легкоусвояемые углеводы, источниками которых являются фрукты, ягоды и их соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. Нужно предусматривать достаточное включение в рацион и кондитерских изделий;
печенья, пастилы, конфет, варенья и джемов. В детском питании количество сахара должно составлять не менее 20% общего количества углеводов. Однако нельзя допускать резкого преобладания углеводов в детском питании, это приводит к существенному нарушению обмена и снижению устойчивости организма к инфекции.
Нормы потребности в пищевых веществах и энергии в сутки для детей школьного возраста приведены в табл. 22.
Таблица 22. Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии у детей
Возраст, лет | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калорийность, ккал | |
Всего | Животные | ||||
7—10 | 80 | 48 | 80 | 324 | 2400 |
11—13 | 96 | 58 | 96 | 382 | 2860 |
14—17 | 106 | 64 | 106 | 422 | 3150 |
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
Общая калорийность рациона питания при этом возрастает до 3 700—4 000 ккал.
Витамины. В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена. Особую роль играют витамины А (ретинол), потребность в котором в сутки составляет до 1,5 мг, и витамин Д (кальциферол), потребность в котором — 10 мг. Следует знать, что образованию витамина Д самим организмом способствует воздействие ультрафиолетовых лучей солнца. Таким образом, туристские походы в наибольшей степени способствуют образованию витамина Д, а следовательно, и росту ребенка. Однако следует учитывать и то, что дополнительное чрезмерное введение этого витамина в организм оказывает токсическое воздействие, при котором наступает снижение массы тела.
Минеральные вещества. Их значение в детском питании заключается главным образом в том, что они участвуют в пластических процессах, в формировании скелета, мышечной ткани, в построении клеток нервной ткани, в том числе и головного мозга. Основное значение для детского организма приобретают кальций, потребность в котором в сутки составляет до 2 г, и фосфор — до 3 г. Необходимое количество железа — до 25 мг.
Режим питания. Исключительно важен для развития детей. Не допускается еда урывками, раньше установленного времени, так как это приводит к снижению аппетита. Школьникам рекомендуется 4-разовое питание. Так, в школе при обучении в 1-ю смену режим питания школьников в течение дня следующий: 1-й завтрак — в 8.00 утра (20% общей суточной калорийности пищи); 2-й завтрак—в 11.00 утра (20% общей калорийности суточного рациона); обед и ужин—соответственно в 15.00 (35%) ив 20.00 (25%).
Между приведенным выше обычным домашним и школьным режимами питания, к которому дети привыкли, и рекомендуемым походным режимом, например «3-разовое горячее и один сухой паек на большом привале» (см. табл. 19), расхождений почти нет ни по количеству приемов пищи, ни по времени приема. Расхождение же в распределении калорийности связано с характером деятельности: в школе в основном умственная, в походе — физическая.
Примерный объем порций горячей пищи в походах для детей в зависимости от возраста приводится в табл. 23.
Таблица 23. Примерный объем порций горячей пищи для детей
Характер пищи | Объем порций, г | |||
7—10 лет | 11—14 лет | 15 лет и старше | ||
Завтрак | Горячее блюдо | 250—300 | 300 | 300-400 |
Питье | 250 | 250 | 250 | |
Обед | 1-е блюдо | 300—400 | 400 | 500 |
2-е блюдо | 200—300 | 250—350 | 300—350 | |
Питье | 250 | 250 | 250 | |
Ужин | Горячее блюдо | 200—250 | 250 | 250—300 |
Питье | 250 | 250 | 250 |
Нужно помнить, что дети при достаточных физических нагрузках теряют в день до 2—2,5 л воды. Хотя значительная часть этих потерь компенсируется (с учетом относительно небольшой массы тела ребенка) жидкими блюдами и питьем при горячем питании, обязательно следует предусматривать добавку питья (компот, чай, кисель, какао и т. п.), а также наличие этого питья в термосах для утоления жажды на малых и больших привалах. При наличии в группе нескольких детей следует иметь несколько термосов для различных напитков, в том числе обязательно для молока из расчета 200—250 г на каждого ребенка (остальные 250—300 г молока дети получают в ужин). Для старших школьников количестве молока можно уменьшить.
Пища, богатая белками, повышает возбудимость нервной системы, поэтому ее дают в первой половине дня. Употребление же такой пищи ребенком за ужином препятствует быстрому наступлению сна.
В походе хорошо утоляют жажду ягоды. Однако в пути следования и на привалах не разрешается есть неизвестные ягоды, плоды, растения и пить воду из неизвестных источников без ее обеззараживания.
<< Назад Далее >>
Вернуться: Питание в туристском путешествии
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.