IV. ТУРИСТСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Обслуживание плановых туристов

Работу по организации и развитию туризма и по обслуживанию туристов в Крыму проводит Крымское туристско-экскурсионное управление ВЦСПС.

Методический сектор ТЭУ разрабатывает маршруты путешествий и экскурсий, готовит кадры инструкторов и экскурсоводов, а также консультирует другие организации, проводящие такую же работу.

КрымТЭУ ВЦСПС имеет свои туристские базы во всех основных туристских районах Крыма. Турбазы расположены вдоль действующих маршрутов и предназначены для приема и обслуживания туристов с путевками (плановых). Турбазы имеют комнаты с койками, столовые, туристские кабинеты, спортивные площадки.

Туристы, путешествующие с путевками, передвигаются от одного до другого пункта (турбазы или лагеря) на автомашинах, катерах, по железной дороге или пешком, в зависимости от характера маршрута, или проживают на одной туристской базе (туристы по радиальному маршруту).

ТЭУ ВЦСПС берет на себя полное обслуживание туристов с путевками: предоставляет ночлег, питание, организует экскурсии, внутримаршрутные переезды по Крыму, выделяет инструкторов и проводников, выдает снаряжение (палатки, рюкзаки, костюмы, обувь и др.) и содействует в приобретении билетов на поезда и теплоходы.

Для обслуживания курортников, отдыхающих. а также местного населения КрымТЭУ ВЦСПС имеет экскурсионную базу в Ялте с филиалами в Алуште и Алупке. В Симферополе экскурсии проводятся Крымским ТЭУ. Экскурсионные базы организуют пешеходные, автомобильные и морские экскурсии по городам Крыма и окрестностям продолжительностью до 12 часов.

Детская экскурсионно-туристская станция Крымского областного отдела народного образования ведает школьным туризмом. В Симферополе ДЭТС имеет свою постоянно действующую турбазу (пос. Пригородное). На время летних каникул открываются туристские лагери для школьников в Симферополе, Ялте, Алуште и функционируют линейные и радиальные туристские маршруты.

Обл. ДЭТС обслуживает главным образом крымских школьников, но по предварительной договоренности принимает в лагерях, на турбазах и на маршруты некоторое число юных туристов из других городов, областей и республик.

Крымская ДЭТС на летний сезон продает путевки профсоюзам, организациям, а также отдельным лицам. Прибывшим по путевкам детям в лагерях, на турбазах и на маршрутах обеспечиваются питание, помещение, экскурсии, их обслуживают педагоги-воспитатели, выдается необходимое туристское снаряжение.

В летнее время в Крым приезжает большое количество групп самодеятельных юных туристов из многих городов и областей Советского Союза. ДЭТС таким группам оказывает помощь консультацией по разработке маршрутов экскурсий или походов по Крыму.

Если группы школьников-туристов нуждаются в помещении для временной остановки и отдыха, им выделяют школьные здания районные и городские отделы народного образования. Помещения предоставляются бесплатно. Адреса таких школ можно узнать в отделах народного образования, комитетах ЛКСМУ или домах пионеров.

Киевская республиканская детская экскурсионно-туристская станция ежегодно открывает в Ялте свою базу. Турбаза помещается в здании Ялтинской средней школы № 5, по ул. Войкова, 4, тел. 5-81. Дети обслуживаются по путевкам Киевской РДЭТС.

Турбазы для учителей открывает ежегодно летом в Ялте, Алуште, Саках и Евпатории Крымский областной комитет профсоюза работников начальных и средних школ. Турбаза организует экскурсии и предоставляет место для ночлега. Питание оплачивается экскурсантами.

Добровольное спортивное общество “Локомотив” имеет в Алуште (урочище Бондаренково) свой спортивно-туристский лагерь. Молодежь — члены ДСО проходят в лагере теоретическую и практическую подготовку по туризму и совершают в горах Крыма туристские походы по маршрутам первой и второй категории трудности. В походах они сдают нормы на значок “Турист СССР” и на спортивно-туристские разряды.

Добровольное спортивное общество “Буревестник” имеет в Крыму свой плановый зачетный туристский маршрут, действующий летом. Головная турбаза маршрута находится в Симферополе. Члены ДСО на маршруте сдают нормы на значок “Турист СССР”.

Снаряжение туристов

Правильный подбор обуви, одежды и прочего снаряжения играет большую роль в туристских путешествиях, особенно самодеятельных. Отсутствие необходимого снаряжения или лишние вещи могут ухудшить условия путешествия.

Снаряжение должно соответствовать выбранному маршруту. Если путешествие будет совершаться при помощи транспорта, нужно упаковать вещи так, чтобы их можно было легко переносить и укладывать, брать с собой в автобусы или перевозить другим способом.

Туристам-пешеходам не рекомендуется брать с собой чемоданы, так как это вызывает дополнительные хлопоты по перевозке их. Все вещи должны быть уложены в рюкзак, который турист несет на себе в течение всего похода. Исключение составляют туристы с путевками, останавливающиеся на одной турбазе и совершающие однодневные или двухдневные радиальные походы в ее районе. Таким туристам обычно выдается снаряжение из фонда турбазы.

На что нужно особенно обратить внимание в снаряжении?

1. Обувь. Успех путешествия по пешеходному маршруту зависит во многом от состояния ног, поэтому в пути за ними надо тщательно следить. Очень важно иметь надежную обувь.

Обувь должна быть прочная, крепкая, свободная, на низком каблуке, с эластичной подошвой, лучше кожимитовой или резиновой, но с кожаной стелькой. В крымских условиях по горам нельзя ходить в обуви с кожаной подошвой. Обувь должна быть разношенной, нельзя надевать ее на носки со швами или с грубой штопкой.

2. Верхняя одежда. Костюм туриста должен быть прочным, легким, немарким, совершенно свободным, чтобы не стеснять движений. Лучше всего для летних походов рубашка с отложным воротником, двумя карманами на груди и спортивные шаровары. Женщинам рекомендуется такой же костюм.

3. Головной убор. Не рекомендуется в походах ходить с непокрытой головой. Для походов нужна широкополая шляпа, лучше войлочная, белая, но можно пользоваться соломенной шляпой или белой полотняной панамкой.

4. Снаряжение туриста-пешехода таково: рюкзак, легкое одеяло, две смены белья, две пары запасных носков, чулок, портянок, тапочки, (надевать на привалах и на турбазах), трусики, купальный костюм, два личных полотенца, носовые платки, мыло и мыльница, кружка, ложка, вилка, миска, фляга, ножик, спички, шерстяной свитер, жакет, куртка, плащ.

Перевал через Чатырдаг

Группам, совершающим самодеятельный поход, необходимо иметь посуду для приготовления пищи на группу, топорик, саперную лопатку (в чехлах), электрические фонарики, компас, часы, схему или описание местности, походную аптечку с набором медикаментов, иголки, нитки, шпагат, свечи, спички, продукты питания, фотоаппарат.

Всесоюзные плановые туристские маршруты ТЭУ ВЦСПС по Крыму

№ 21-й. Крымский автомобильный. Длительность — 18 дней, из них в Симферополе — 2 дня, Алуште — 8 дней, Ялте — 8 дней. Сезонность — с 15 мая по 1 октября.

В Симферополе туристы совершают экскурсию по городу. В областном краеведческом музее они получают первое представление об истории, природе и экономике области, посещают опытную станцию эфиромасличных культур и едут в Бахчисарай, где осматривают музей и пещерный город Фуллы (Чуфут-кале). При желании туристы в Симферополе могут осмотреть раскопки Неаполя скифского.

Из Симферополя туристы уезжают автобусом в Алушту. Дорога идет по живописной долине р. Салгир, поднимается на Ангарский перевал (762 м) и в Алуште выходит на берег моря.

В Алуште турбаза организует экскурсии по городу, в Рабочий уголок — курортный район Алушты, в Кучук-Ламбат и Карасан (на катере); туристы совершают двухдневные туристские походы с ночевкой на Чатырдаг и в Крымский заповедник.

Из Алушты туристы отправляются автобусом по южнобережному шоссе в Ялту. За восемь дней пребывания в Ялте они участвуют в экскурсиях по городу, в дом-музей А. П. Чехова, совершают экскурсии и прогулки в Ливадию, Мисхор, Алупку, Никитский ботанический сад им. Молотова, Гурзуф, принимают участие в туристском походе на Ай-Петри. Для них организуется экскурсия в колхоз им. Калинина (пос. Чехово) и на водопад Учан-су.

№ 22-й. Крымский горный, пешеходный. Длительность — 20 дней, из них в Симферополе—1 день, Бахчисарае — 4 дня, на переход — 2 дня, в Соколином — 3 дня, на переход — 1 день, на Ай-Петри — 1 день, в Алупке — 1 день, в Ялте — 7 дней. Сезонность—с 1 июня по 8 сентября.

Маршрут является подготовительным к сдаче норм на значок “Турист СССР”. Туристы, путешествующие по этому маршруту, совершают под руководством инструкторов пешие переходы, во время которых ночуют в палатках, готовят себе пищу, несут свои вещи, продукты и снаряжение. Переходы для сдающих нормы обязательны.

В Симферополе туристы знакомятся с городом. Затем выезжают автобусом в Бахчисарай. Здесь они посещают историко-археологический музей в бывш. ханском дворце, пещерный город Фуллы, совершают тренировочные прогулки по окрестностям, под руководством инструкторов изучают основы туризма и готовятся к длительному походу.

От Бахчисарая до турбазы Соколиное туристы идут пешком горными тропами через пещерный город Мангуп-кале.

На Соколинской турбазе туристы продолжают подготовку к сдаче норм и совершают прогулку в Большой каньон Крыма — глубокое горное ущелье, отвесные стены которого достигают высоты 300 м.

Дальнейший путь, лежит по горным тропам через леса северного склона гор, к скале “Орлиный залет” и урочищу “Чайный домик”, памятным по боевым операциям партизан против гитлеровских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Краткую остановку туристы делают на Ай-Петринской турбазе на высоте почти 1200 м над уровнем моря, откуда любуются восходом солнца и панорамой Южного берега. Спустившись по тропам в Алупку, туристы осматривают парк и Алупкинский дворец и совершают последний переход в Ялту через Мисхор, Ласточкино гнездо, Ореанду и Ливадию.

№ 23-й. Ялтинский (радиальный). Длительность — 20 дней. Сезонность — с 5 апреля по 30 мая и с 23 сентября по 8 ноября.

Туристы у памятника на братской могиле партизан на Ай-Петри

За 20 дней пребывания на Ялтинской турбазе туристы совершают экскурсии по городу, в дом-музей А. П. Чехова, Никитский ботанический сад, в Алупку, в Гурзуф, Ливадию, Симеиз, в колхоз им. Калинина и на водопад Учан-су, совершают поход на Ай-Петри.

№ 24-й. По крымскому заповеднику, пешеходный. Маршрут является зачетным для сдающих нормы на значок “Турист СССР”. Длительность — 20 дней, из них в Симферополе— 2 дня, Бахчисарае — 3 дня, на переход по заповеднику — 3 дня, на Черной речке и переход по Чатырдагу, ущелью Хапхал, через село Генеральское — 4 дня и в Алуште — 8 дней. Сезонность — с 1 июня по 7 октября.

Порядок обслуживания туристов в Симферополе и Бахчисарае такой же, как на других маршрутах. Из Бахчисарая туристы идут к пещерному городу Тепе-Кермен. Оттуда—на Крымскую астрофизическую обсерваторию Академии наук СССР (близ с. Партизанское). Дороги и тропы приводят туристов в леса Крымского заповедника, в Центральную котловину, где находится турбаза на Черной речке. По пути туристы посещают стоянки партизан Великой Отечественной войны, идут партизанскими тропами.

Дальше участники похода поднимаются на высшую точку Чатырдага — Эклизи-бурун (1525 м), осматривают сталактитовые пещеры— Тысячеголовую и Холодную. С Чатырдага спускаются к Ангарскому перевалу и после ночевки в полевых условиях идут через Демерджи-яйлу к ущелью Хапхал и водопаду Джур-джур, ночуют в селе Генеральском и на следующее утро идут горной тропой по южным склонам Демерджи-яйлы на Алушту.

В Алуште туристы проводят 8 дней, совершают экскурсии по городу, в Рабочий уголок, в Кучук-Ламбат, Карасан, в Ялту, посещают Никитский ботанический сад.

Примечание: Подготовку значкистов “Турист СССР” проводят головные базы зачетных маршрутов. В Крыму такой головной базой является Бахчисарайская.

Туристы, выполнившие все практические нормы и сдавшие теоретические нормы в комиссии при Ялтинской турбазе, получают значок “Турист СССР”.

№ 91-й. Алуштинский (радиальный), длительность 20 дней. Сезонность — с 24 мая по 30 сентября.

За 20 дней пребывания на Алуштинской турбазе туристы совершают экскурсии по Алуште и ее окрестностям и длительные походы на Чатырдаг, Демерджи, к водопаду Джур-джур, поездки в Гурзуф, Никитский ботанический сад и в Ялту.

Самодеятельные путешествия

Преимущество пеших самодеятельных походов перед другими видами путешествий в том, что они позволяют посещать наиболее интересные для данных лиц места, приобретать в походной жизни полезные туристские навыки. Велосипедные путешествия по своим возможностям приближаются к пешеходным. Автомобильные путешествия доступны владельцам машин и зависят от качества дорог. В некоторых районах самодеятельные туристы могут включать в свои маршруты пользование автомобильным или морским транспортом.

Разрабатывая маршрут путешествия или похода, необходимо получить о нем исчерпывающую консультацию. В Крыму такую консультацию можно получить на всех турбазах, в Крымском туристско-экскурсионном управлении ВЦСПС, на экскурсионных базах и в краеведческих музеях.

Готовясь к самодеятельному туристскому походу, надо прочитать соответствующую литературу, правильно подобрать снаряжение и составить план похода.

Порядок приема самодеятельных туристов на турбазах Крымского ТЭУ ВЦСПС

Небольшие группы самодеятельных туристов (до 10—12 человек) во время путешествия могут пользоваться жильем на турбазах. Самодеятельные туристы принимаются на турбазы при наличии свободных мест (коек) на ограниченный срок — 2—3 дня. Если самодеятельная группа туристов не претендует на получение коек в помещении и желает только разместиться на территории турбазы, то администрация обязана принять такие группы без ограничения и при этом указать место разбивки палаток, разведения костра, предоставить воду (турбазы в Симферополе, Алупке, Ялте и Алуште пока не приспособлены для размещения на их территории самодеятельных туристов). Услуги, предоставляемые турбазой, оплачиваются туристами по соответствующему тарифу.

Преимуществом в приеме и обслуживании на турбазах пользуются самодеятельные группы с маршрутными листами. Такие листы выдаются в спортивных организациях, туристских управлениях и на турбазах, откуда начинается маршрут. Все самодеятельные туристы обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка турбазы.

Рекомендуемые пешеходные маршруты

Для большинства туристов, приезжающих с севера, Симферополь является отправным пунктом путешествия по Крыму.

Самодеятельные туристы, начав свое путешествие в Симферополе или Бахчисарае, стремятся выйти к морю. Поэтому рекомендуемые маршруты составлены таким образом, чтобы они заканчивались на южном или юго-восточном побережье Крыма. Туристы, приезжающие в Крым теплоходами, могут заканчивать свои туристские походы в Симферополе, пройдя предложенные маршруты в обратном направлении.

Ежегодно по этим маршрутам проходят десятки, сотни групп как местных, так и приезжих.

Для посещения заповедника необходимо запастись пропуском в Крым. ТЭУ ВЦСПС в г. Симферополе или в Управлении заповедника в Алуште.

Маршрут № 1. Симферополь — Краснолесье — пещеры Чатырдага — Черная речка — Алушта—Ялта. Протяженность около 100 км.

Для осмотра областного центра Крыма Симферополя достаточно двух дней. За это время следует посетить областной краеведческий музей, картинную галерею, осмотреть раскопки Неаполя скифского, совершить экскурсию по городу.

Из Симферополя туристы едут на автобусе до села Краснолесье. Дорога идет по долине реки Салгира, мимо Симферопольского водохранилища. Краснолесье расположено в живописной местности. Отсюда горная дорога ведет мимо лесной казармы Суат на нижнее плато Чатырдага. После выхода на плато следует идти в восточном направлении к сталактитовым пещерам. Здесь рекомендуется осмотреть две пещеры—Тысячеголовую и Холодную и заночевать. Наутро идти тропой от Тысячеголовой пещеры на юг к вершине Эклизи-бурун. С этой вершины открывается прекрасная панорама почти всего Крыма. Затем туристы направляются в Государственный заповедник. Спуск по тропе, начинающейся несколько восточное вершины.

Спустившись с Чатырдага, туристы выходят в заповеднике к турбазе на Черной речке. Здесь следует заночевать и сделать однодневную остановку. Следующий переход — до Алушты через Кебитский перевал. За перевалом, по желанию, можно идти через большое село Изобильное. Дорога до Алушты очень живописна, проходит в садах, виноградниках, табачных плантациях.

Для осмотра Алушты достаточно одного дня. Из Алушты легко уехать в Ялту катером или автобусом, но лучше всего часть пути совершить пешком вдоль берега моря. По дороге встречаются курортная местность “Рабочий уголок”, виноградарские и винодельческие совхозы “Кастель” и “Таврида”, здравницы “Кучук-Ламбат” и “Карасан”. В этих местах имеются чудесные парки с роскошной растительностью, ласкают взор замечательные виды побережья. Переночевать следует в селе Фрунзенском, расположенном у подножья Медведь-горы. Здесь интересно посмотреть карьеры, где добывают диорит (строительный камень твердой вулканической породы).

На следующий день выехать катером в Никитский ботанический сад. Катер огибает отвесные скалы Медведь-горы, проходит мимо Всесоюзных пионерских лагерей “Артек” и курорта Гурзуф и подходит к пристани Никитского сада.

После экскурсии по Никитскому саду можно выехать в Ялту рейсовым автобусом или катером.

Для ознакомления с Ялтой и ее окрестностями достаточно 4—5 дней. За это время можно побывать в Ливадии, Мисхоре, Алупке, Симеизе и осмотреть виноградарско-табаководческий колхоз им. Калинина в поселке Чехове. Если самодеятельная группа не пожелает продолжать дальше свой пешеходный маршрут, рекомендуется совершить восхождение или выезд автомашиной на гору Ай-Петри.

Маршрут № 2. Симферополь — Партизаны — Дровянка — Ольховая поляна в заповеднике — турбаза на Черной речке — кордон Алабач — Гурзуф. Протяженность — около 80 км.

Из Симферополя в село Партизаны можно доехать автобусом. От 5 км Севастопольского шоссе поворот на восток, через 10 км — село. В 1825 г. в Партизанах (тогда Саблы) некоторое время жил писатель А. С. Грибоедов. В 1905 г. здесь произошло крупное крестьянское выступление. В годы Великой Отечественной войны жители села активно помогали партизанам.

За Партизанами дорога по долине р. Альмы проходит с. Дровянку и направляется к границе заповедника. Предъявив на кордоне пропуск, туристы отправляются по дороге, пересекающей заповедник с северо-запада на юго-восток.

Схемы маршрутов №№ 1 и 2

В случае, если пеший переход начался в Симферополе, первый ночлег следует устроить в селе Партизаны. Остановиться можно в школе. В селе следует ознакомиться с колхозом-миллионером им. Хрущева.

Если же переход группы начался в Партизанах, то привал на ночлег надо устроить в заповеднике на кордоне Ольховая поляна. Полезно остановиться на этом кордоне, чтобы получше ознакомиться с растительным миром заповедника и посетить бывшие партизанские лагери, остатки которых кое-где сохранились.

Следующий переход — до турбазы на Черной речке (12 км). Если туристы имеют возможность остановиться на турбазе и в ее районе дня на два, то можно осмотреть интересные места заповедника: Монастырский хребет, верховье р. Альмы, утес Семи сосен. Центральную котловину, памятные места партизанской борьбы.

Следующий переход — до кордона Алабач, от которого идет тропинка на высшую точку Крыма — гору Роман-кош (1545 м). Подъем надо совершить без вещей, оставив их на кордоне, где следует по возвращении заночевать.

От кордона Алабач один переход до Гурзуфа. Дорога лежит по нагорью Бабуган на высоте около 1400 м. Спуск на Южный берег начинается от перевала Гурзуфское седло. Дорогой рекомендуется осмотреть урочище Горное озеро.

Из Гурзуфа туристы могут пройти или проехать в Ялту или Алушту.

Маршрут № 3. Бахчисарай — Соколиное — Ай-Петри — Алупка. Протяженность 80 км.

Бахчисарай является удобным пунктом для начала многих пешеходных маршрутов по Крыму. Здесь начинаются плановые маршруты ТЭУ ВЦСПС №№ 22 и 24. Самодеятельные туристы могут воспользоваться для похода одним из этих маршрутов. Рекомендуемый в настоящем описании маршрут короче 22-го и позволяет быстрее выйти на побережье.

В Бахчисарае следует остановиться на два дня, осмотреть историко-археологический музей и подготовиться к походу, затем пойти к пещерному городу Фуллы (Чуфут-кале).

Осмотрев пещерный город, выйти из его восточных ворот, свернуть сразу к северу, т. е. влево, чтобы спуститься в долину. Идя на восток по долине, поворачивать на юг по грунтовой дороге вдоль обрывов известняковых скал. Вскоре покажется конусообразная гора Тепе-кермен, на вершине которой видны развалины древнего укрепления и множество пещер, вырубленных в скалах. Следует подняться на вершину и осмотреть этот интересный памятник, подробности о котором туристы узнают в Бахчисарайском музее.

Спустившись с горы и продолжая путь на юг, выйти в долину р. Качи. Здесь заночевать в селе Кудрино. Утром двигаться по дороге на запад к селу Баштановке. В полутора километрах от села начинается дорога к броду через р. Качу. Перейдя реку и продолжая путь в горы, выйти к горной деревушке Горянка. В годы Великой Отечественной войны жители деревни активно помогали партизанам, за что гитлеровцы расстреляли многих жителей, а деревню сожгли. Дальше следует идти к селу Высокому, за которым начинается спуск в долину р. Бельбека и его притока Соколинки. Дорога приводит к Куйбышевской районной больнице, от которой по Бахчисарайскому шоссе два километра до турбазы ТЭУ и четыре до села Соколиное.

Схема маршрута № 3

Весь Куйбышевский район населен переселенцами из центральных областей РСФСР и из Украины. Туристам следует ознакомиться с одним из местных колхозов.

Из Соколиного следует совершить поход в Большой каньон — интереснейший уголок горного Крыма.

Следующий этап — от Соколиного до турбазы на Ай-Петри. Туда ведут три дороги. Первая — через скалу “Орлиный залет” и урочище “Чайный домик”. Эта дорога очень интересна, туристы по ней выходят на видовую площадку “Орлиного залета” и посещают места боев партизан с фашистскими захватчиками. Погибшим партизанам на “Чайном домике” поставлен памятник.

Вторая дорога — через Большой каньон. Для этого, идя тропой по спуску в каньон к речке Розовой, надо перейти ее вброд и начать подъем через лес на Ай-Петринское нагорье.

Третья дорога начинается от 5-го км шоссе (от Соколиного), за домиком лесника, по удобной тропе, которая, срезая петли шоссе, выводит на нагорье.

На Ай-Петри можно остановиться на турбазе, предоставляющей туристам только ночлег (при наличии свободных мест). На рассвете следует подняться на вершину, посмотреть восход солнца и великолепную панораму Южного берега. С вершины Ай-Петри ведет тропинка в Алупку, спуск по ней продолжается два часа. Непосредственно от турбазы начинается тропа в Ялту. В Алупке следует остановиться на день—два, осмотреть парк, дворец, музей изобразительных искусств, совершить экскурсию в Симеиз. Хотя между Алупкой и Ялтой беспрерывно курсируют катера и автобусы, лучше весь путь до Ялты пройти пешком по нижней дороге (17 км) и по пути осмотреть Мисхор, Ласточкино гнездо, Ореанду и Ливадию.

Маршрут № 4. Ялта — Ключевое — Большой каньон Крыма—Соколиное — пещерный город и крепость Мангуп-кале — Красный Мак — Танковое—Бахчисарай. Протяженность около 80 км.

От центра Ялты выехать автобусом до дома-музея А. П. Чехова. От остановки пройти вверх по ул. Кутузова до каменной лестницы вправо (метров 30). Пройдя мимо нескольких домов и табачного поля колхоза им. Калинина, надо держать направление на хребет Иограф, который в виде гигантского контрфорса спускается по южному склону главной горной гряды. Хорошая тропа по хребту Иограф (не рекомендуется срезать петли тропы) выводит на южный край Ялтинского нагорья. У самого нагорья, несколько правее тропы, находится сталактитовая пещера. Нагорье пересекают в северо-западном направлении, руководствуясь каменными турами, поставленными на расстоянии 10—15 м один от другого (на случай тумана). Тропа на щебенчатом грунте нагорья не всегда заметна. Перейдя нагорье, тропа вступает в лес северного склона главной гряды и спускается по нему уже в северном направлении. Вскоре с открытых полян слева становятся видны долина р. Бельбек и село Ключевое, расположенное в верховьях реки. К нему надо держать путь и здесь заночевать.

Схема маршрута № 4

От села Ключевого идет грунтовая дорога на юго-восточные склоны горы Бойко (1110 м). Вступив на Бойко, туристы могут идти дорогой, переходящей в тропу, которая идет на запад вдоль правого края Большого каньона. От верхнего края каньона до его дна 300 метров почти отвесной скалы, поэтому спуск в этих местах на дно невозможен.

При желании можно пройти по дну Большого каньона. Для этого из Ключевого нетрудно найти дорогу к его верховьям, держась южнее первоначального пути, и с его верховьев начать спуск. Следует предупредить, что спуск очень труден, хотя и не крут, так как дно завалено огромными глыбами скал. В каньоне запрещается петь и кричать во избежание камнепада. Из каньона можно выйти на Бахчисарайское шоссе И двигаться по нему до села Соколиного.

После отдыха и ночлега туристы отправляются на Мангуп-кале. Самый удобный путь туда лежит через село Большое Садовое, куда можно проехать автомашиной от турбазы (12 км).

На Мангуп-кале имеется много сухих пещер, В которых удобно переночевать.

На следующий день, идя мимо пещеры с источником, в которой обычно останавливаются туристы, надо спуститься по тропе к подошве горы и идти к селам Залесное и Красный Мак, а отсюда выйти в долину Бельбека. При желании можно сделать остановку для осмотра Сюреньских гротов возле села Танкового, в которых обитал доисторический человек.

Дальнейший путь до Бахчисарая можно проделать на автомашине или пешком (11 км). По пути следует ознакомиться с одним из больших плодовых совхозов Крыма “Коминтерн” в долине р. Качи и побывать на берегу Качинского водохранилища — одного из значительных водоемов в этой части Крыма; много полезного можно почерпнуть, осмотрев Бахчисарайский помологический рассадник Всесоюзного института растениеводства.

Маршрут № 5. Симферополь — Ново-Павловка — пещерный город Бакла — Скалистое — Партизанское — Верхоречье — Шелковичное — гора Басман — нагорье Бабуган — Южный берег Крыма. Протяженность около 80 км.

Из Симферополя выехать автобусом по Севастопольскому шоссе до села Ново-Павловки, расположенного в долине реки Альмы. Не доезжая села, сойти с автобуса у первых тополей, свернуть на юго-восток и выйти к руслу реки. Возле небольшого села Малиновки перейти на левый берег и дальше двигаться к югу вдоль обрывов второй гряды. Вскоре можно заметить в известняковых обрывах ряды пещер — это пещерный город Бакла — один из средневековых памятников Крыма, относящийся к VI в. нашей эры. Найдя тропинку, можно подняться к пещерам и осмотреть их. Выше пещер на плато имеются остатки древних хранилищ (цистерн)-Оттуда открывается вид на главную гряду от горы Чатырдаг до Орлиновской (Байдарской) долины. С высоты отчетливо видны горы Черная, Басман, Чучель, Бойко, “Орлиный залет”. С плато надо спуститься к селу Скалистому, известному своими каменоломнями, в которых добывают мшанковый известняк — прекрасный строительный материал. Следует осмотреть Альминский карьер, где камень выпиливается специальными камнерезными машинами. Заночевать можно в с. Трудолюбовке (3 км. ю.-в. Скалистого).

Дальше двигаться хорошей дорогой до села Партизанского, Бахчисарайского района, к расположенной вблизи него Крымской астрофизической обсерватории Академии наук СССР. Осмотр ее возможен с разрешения дирекции. Продолжая путь в юго-восточном направлении от обсерватории, через 15—20 минут можно выйти к Фроловской лесной казарме, где устроить ночлег.

От казармы продолжать путь по хорошей лесной дороге, ведущей в долину реки Марты к месту слияния ее с левым притоком Финарос. Дальнейший путь пролегает долиной р. Марты к ее верховьям. Впереди видна гора Мулга. Через час хода — развилка с дорожным знаком. Тут следует свернуть вправо к

Схема маршрута № 5

Мордвиновской казарме, расположенной на границе Крымского заповедника. Здесь остановиться на ночь.Предъявив на кордоне пропуск, продолжают путь по дороге через прекрасный лес и поляны с массою цветов. Дальше дорога идет мимо развалин казармы Славичи ( неподалеку, в верховьях речки Сухой Альмы находятся домики наблюдателей заповедника). Отсюда проезжая дорога приводит к бывш. каменноугольным копям, которые ныне не разрабатываются. Весь район в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны являлся ареной боевых действий крымских партизан. От шахтного поселка надо идти хорошей дорогой до села Шелковичного, где заночевать.

От села Шелковичного лесной дорогой выйти к поляне Кермен и горе Басман с древней крепостью и пещерами.

Осмотрев гору, надо начать подъем на яйлу. Тропа идет в южном направлении по хребту и выводит к четвертой по высоте вершине Крыма горе Кемаль-Эгерек (1526 м). На яйле дорога поворачивает к востоку и обходит верховья ущелья Учкош. Далее, двигаясь на восток, выйти на старую шоссейную дорогу в заповедник, затем через перевал Гурзуфское седло подняться на самое высокое нагорье Крыма — Бабуган-яйлу и выйти на высшую точку Крыма вершину горы Роман-кош. Следует помнить, что спуск в Ялту по шоссе заповедника через Грушевую поляну для пешеходов закрыт.

С Бабуган-яйлы дороги идут по разным направлениям. В Центральную котловину заповедника следует идти через казарму наблюдателей Алабач, откуда легко спуститься тропой или дорогой; в Алушту можно попасть из Центральной котловины через Кебитский перевал (см. маршрут № 1) или, двигаясь по Бабуган-яйле в северо-восточном направлении, придерживаться юго-восточной кромки нагорья, с которой спускаются лесные дороги в направлении горы Кастель и лежащей за ней Алушты; можно вернуться к Гурзуфскому седлу и спуститься в Гурзуф (см. маршрут № 2); с вершины Роман-коша, двигаясь к востоку, можно выйти на дорогу, которая через перевал приведет в село Краснокаменку, ниже которого у берега моря, под Медведь-горою, раскинулись Всесоюзные пионерские лагери “Артек”.

Маршрут № 6. Белогорск — Красноселовка — Приветное — Малореченское — Генеральское— водопад Джур-джур — Лучистое — Алушта. Протяжение—около 85 км.

Схема маршрута № 6

Из Симферополя следует выехать рейсовым автобусом в Белогорск. Здесь можно сделать однодневную остановку для осмотра города и окрестностей.

На юг к морю от Белогорска идет дорога, справедливо считающаяся одной из красивейших горных дорог Крыма. Длина ее 38 км.

Первую часть пути лучше проделать по долине реки Большой Карасевки мимо одного из крупнейших в Крыму водохранилищ — Тайганского. Пройдя по долине, можно выйти на дорогу и по ней продолжать дальнейший путь. Миновав села Головановку и Красноселовку, дорога круто спускается вниз в село Приветное, Алуштинского района. От Приветного нужно направиться на запад в село Малореченское. Можно добраться туда рейсовым катером или попутной автомашиной по шоссе, но лучше пройти пешком вдоль берега моря. От Малореченского следует подняться в горы вверх по течению реки Улу-Узень до села Генеральского. В 2 км выше села по течению реки в живописном ущелье Хапхал находится красивейший водопад Крыма Джур-джур. Выше водопада — каскады, по которым вода переливается с уступа на уступ.

Более выносливые туристы могут придти в Генеральское другим путем — через дикое и малопосещаемое нагорье Караби — самое восточное из нагорий Крыма. Для этого из Белогорска, идя дорогой на Приветное, надо свернуть на село Ольховку. Далее в юго-западном направлении расположены села Свободное и Пчелиное, от последнего отходит дорога на Караби-яйлу. На Караби есть пещеры (особенно интересна ледяная пещера Бузлук-коба), но без опытного проводника осматривать их ни в коем случае не следует. Дойдя до южной кромки нагорья, дорога петлей спускается в село Генеральское.

Чтобы попасть в Алушту, можно не спускаться к берегу моря. Для этого от Генеральского следует двигаться на запад по склонам горы Демерджи. На юго-западных склонах Демерджи расположено село Лучистое. Неподалеку от села видно огромное нагромождение скал — результат гигантского обвала. От Лучистого удобная тропа приводит в Алушту.

Есть и более трудный путь: подняться по очень крутому ущелью Хапхал и выйти на Демерджинское нагорье, которое пересечь в юго-западном направлении. При этом можно выйти на дорогу к Ангарскому перевалу, через который проходит шоссе на Алушту, или подойти к южному краю нагорья, чтобы осмотреть причудливые скалы, образовавшиеся в результате выветривания, и затем спуститься к селу Лучистому.

Маршрут № 7. Белогорск — Красноселовка — Зеленогорье — Пастушья башня — Морское — Новый Свет — Судак. Протяженность около 60 км.

Первая часть пути Белогорск — Красноселовка описана в маршруте № 6. От Красноселовки дорога идет лесом на перевал, после чего на спуске раздваивается: прямо — на село Приветное, налево — на село Зеленогорье в долине реки Арпат.

От Зеленогорья надо 2 км идти по течению р. Арпат и по левой боковой дороге подняться на невысокий перевал. За ним дорога минует виноградники и табачные плантации и выводит в небольшую уютную долину у самого моря. С запада на горе видны руины Пастушьей башни. Предполагают, что это — остатки генуэзского укрепления XV века. У подошвы горы с башней на вершине в море впадает небольшая речушка. Долину с севера огибает Судакское шоссе, которое в этом месте выходит к морю. Дальнейший путь лежит по шоссе.

Следующая остановка—в селе Морском, Судакского района. От села Морского продолжать путь на восток по шоссе. Впереди встает скалистая громада мыса Ай-Фока, кажущаяся неприступной; слева—долина реки Ворон с обширными виноградниками. Вблизи устья Ворона шоссе резко сворачивает влево к северу, а потом крутыми петлями поднимается к северо-востоку на перевал, за которым лежит село Веселое. Здесь туристам надо выбрать дорогу. Если двигаться по шоссе, то можно увидеть одну из красивейших горных дорог Крыма, с каждого поворота которой открываются все новые дали. Местами нависают грозные обрывы скал горы Перчем, в обход которой вьется шоссе. Если повернуть на дорогу, огибающую мыс Ай-Фока со стороны моря, — путь сложнее, но он приведет в Новый Свет, на берега небольших заливов и бухточек, обрамленных живописными скалами. В туристском отношении второй путь предпочтительнее.

Во втором случае от устья Ворона туристы идут по прибрежной тропе к скалам мыса Ай-Фока. Применив совершенно безопасное скалолазание, они попадают на небольшой скалистый отрезок берега. Дальше виден кажущийся неприступным отрог, врезающийся в море. Обойти его можно по узкой полосе каменистого берега, но нетрудно найти и тропку, вьющуюся поверху. За отрогом оказывается долина с песчаным пляжем и обширными виноградниками колхоза им. Молотова, расположенного в селе Веселом. В восточной части пляжа начинается тропа на отроги горы Караул-оба. Здесь надо быть внимательным и хорошо следить за изгибами тропы, которая проходит высоко над берегом моря. Вскоре с высоты открывается вид на Новый Свет и гору Сокол. Спустившись ниже, можно двигаться тропой до Новосветского завода шампанских вин, но лучше выйти к берегу моря и направиться по береговой тропе. По договоренности с администрацией можно осмотреть подвалы завода, которые заложены глубоко под землей и имеют общую длину около 3 км.

Маршрут № 8. Судак — Лагерное — Щебетовка — Карадаг — Планерское — Старый Крым — Феодосия. Протяженность около 50 км.

Рекомендуемый маршрут является одним из самых насыщенных содержанием. В нем широко представлены исторические, экономические, геологические объекты в сочетании с своеобразными природными ландшафтами. Маршрут можно считать продолжением маршрута № 7, хотя он имеет и самостоятельное значение. Путь начинается от Судака, куда туристы могут прибыть автобусами, отправляющимися из Симферополя или из Феодосии.

Хорошая тропа ведет из поселка на гору св. Георгия, прикрывающую Судак с востока. Перевалив гору, туристы оказываются в обширной долине, закрытой с юга северными склонами гористого мыса Меганом. Впереди лежат села Богатовка и Лагерное. Во время остановки в Лагерном надо ознакомиться с винсовхозом “Солнечная долина”. Из Лагерного до Щебетовки лучше всего ехать рейсовым автобусом (12 км). Дорога огибает гору Эчкидаг, расчлененную живописными скалами. На протяжении почти 10 км дорога крутыми поворотами сбегает в долину реки Отузки к селу Щебетовка. Здесь желательно сделать продолжительную остановку, чтобы ознакомиться с передовым винсовхозом “Коктебель”.

Схемы маршрутов №№ 7 и 8

В 6 км от Щебетовки у моря среди хорошего парка раскинулись здания санатория “Крымское Приморье”; восточнее санатория, в 1 км за небольшой возвышенностью на берегу бухты, у подножья горной группы Карадаг находится Карадагская биологическая станция Академии наук УССР. Станция занимается изучением животного мира Черного моря. Имеется небольшой музей и аквариум.

Самой интересной частью маршрута является Карадаг. От биологической станции поднимаются на береговой хребет Карагач, который надо пройти в восточном направлении, имея справа от себя отвесные скалы, обрывающиеся к морю, а слева высшую точку массива — гору Святую,

Перейдя хребет, туристы спускаются в село Планерское, раскинувшее свои домики на берегу Коктебельской бухты с одним из лучших пляжей в Крыму. На восток от Планерского местность приобретает вид холмистой степи.

Во время однодневной остановки в Планерском следует осмотреть холм Тепсень, на вершине которого археологи нашли остатки средневекового алано-славянского поселения и храма.

При желании туристы могут направиться в Феодосию автомашиной (18 км) и этим закончить свой поход. Но лучше продолжить маршрут до Старого Крыма (15 км). Из Планерского в Старый Крым идет живописная дорога на северо-запад через Старо-Крымские леса — места боевых действий партизан Восточного соединения в годы Великой Отечественной войны.

В Старом Крыму туристы осматривают город, памятники древности и совершают восхождение на гору Агармыш.

Из Старого Крыма автобусом едут в Феодосию.

Можно этот маршрут проделать в обратном направлении.

Автомобильные туристские маршруты

Крымская область обладает разветвленной сетью асфальтированных, грейдерных и грунтовых дорог, позволяющих автомашинам добираться до самых отдаленных ее уголков.

Необходимо, чтобы легковые автомашины были подготовлены для дальних путешествий. Надо иметь емкости для запасов горючего, авторезину, основные запчасти; спинки сидений сделать откидными для устройства постелей на случай ночевки в полевых условиях.

В городах Крыма — Евпатории, Алуште и поселке Планерском открыты специальные пансионаты для приезжающих на автомашинах. При пансионатах имеются стоянки с ремонтными мастерскими и пунктами продажи авторезины и запчастей.

Туристы, путешествующие в грузовых автомашинах, приспособленных для этой цели, должны быть готовы к некоторым неудобствам, так как турбазы не могут принимать сразу много самодеятельных туристов. В лучшем случае им могут предоставить стоянку во дворе. Поэтому они должны иметь с собой все необходимое.

Выполнение всех условий подготовки дает возможность без затруднений провести интересное автомобильное путешествие по Крыму, а при желании продолжить его до Кавказа, переправившись на железнодорожном пароме через Керченский пролив. Можно также погрузить автомашину на теплоход в Ялте и ехать до любого порта Черноморского побережья.

Автомобильные маршруты по Крыму

Маршрут № 1. Джанкой — Воинка — Ишунь — Армянск — Ишунь — Новоселовское — Евпатория. Протяженность около 200 км.

Миновав Чонгар и мост через Сиваш, автомашина въезжает в пределы Крыма. Некоторое время машина идет вдоль низменных берегов Сиваша — мелководного залива Азовского моря. Почвы солончаковые, растительности почти нет. Но вот Сиваш остался позади. Впереди расстилается бескрайняя ровная, как стол, крымская степь. Через 40 км расположен город Джанкой.

Знакомство с Крымом лучше всего начать с Перекопского перешейка.

Для того чтобы попасть на перешеек, надо от Джанкоя проехать в село Армянск, расположенное в 85 км к северо-западу. Машина все время идет параллельно железной дороге. На 40-м км расположено большое село и железнодорожная станция Воинка, далее село Ишунь, районный центр Красно-Перекопск, вблизи которого находится химический завод, перерабатывающий рапу перекопских соленых озер, и наконец Армянск.

Немного севернее Армянска через перешеек тянется Перекопский ров и вал.

Осмотрев ров и вал и памятники, запечатлевшие славные победы советских воинов над врангелевцами в 1920 г. и над фашистскими захватчиками в 1944 г., можно возвратиться по прежней дороге до Ишуни, откуда до Евпатории около 100 км на юг по грейдерной дороге. Примерно в 60 км от Ишуни машина минует село Новоселовское.

Путь в Евпаторию через Джанкой и Симферополь более длинен — около 240 км, но проходит по асфальтированному шоссе.

Маршрут № 2 (кольцевой). Евпатория — Симферополь — Бахчисарай — Ай-Петри — Ялта —Алушта — Симферополь — Евпатория. Протяженность около 350 км.

По данному маршруту обычно отправляются на автобусах отдыхающие и курортники, лечащиеся в здравницах Евпатории и Сак. Вся поездка длится два дня с одной ночевкой в Ялте. Этот же маршрут рекомендуется владельцам автомашин, избравшим местом отдыха Евпаторию.

От Евпатории идет асфальтированное шоссе. На 20-м км оно минует город Саки. На 56-м км вправо отходит дорога в Симферопольский аэропорт. На 64-м км лежит Симферополь.

В Бахчисарай выезжают в юго-западном направлении по ул. Севастопольской. Шоссе все время идет параллельно железнодорожной линии Москва — Севастополь и на 17-м км входит в Альминскую долину, утопающую в фруктовых садах.

Миновав долину, машина снова выходит на открытое пространство и на 31-м км подходит к автостанции Бахчисарай. Чтобы попасть в город, надо свернуть влево за здание автостанции и проехать еще 2 км.

В Бахчисарае делают остановку для того, чтобы осмотреть историко-археологический музей, а затем пещерный город Фуллы.

На шоссе Бахчисарай — Ялта

Из Бахчисарая выехать на Севастопольское шоссе. На 36-м км машина вступает в Качинскую долину. Справа у дороги помологический рассадник Всесоюзного института растениеводства. На 39-м км развилка со скульптурой в честь советских воинов—освободителей Крыма. Ехать надо влево (направо — в Севастополь). На 6-м км от развилки начинается живописная Бельбекская долина с фруктовыми садами. Над дорогой поднимаются отвесные кручи скал. На 7-м км село Танковое, сразу за селом слева в обрывах скал известные Сюреньские гроты — место обитания доисторического человека. На 12-м км село Куйбышево — центр Куйбышевского района. Миновав несколько сел и Соколинскую турбазу ТЭУ (на 22-м км), машина подходит к селу Соколиному. Если дело идет к вечеру, следует заночевать.

От села Соколиного дорога начинает сильно петлять, машина все время идет на подъем. Выйдя на Ай-Петринское нагорье, машина подходит к турбазе Ай-Петри. Рядом с турбазой находится метеостанция и скала Шишко, откуда с высоты около 1200 м открывается панорама Южного берега; у дороги — памятник погибшим партизанам.

С Ай-Петри шоссе спускается петлями, водителям надо быть внимательными на поворотах. На южном склоне гор начинаются сосновые леса. На 65-м км в стороне от дороги (150 м) находится красивый водопад Учан-су. На 72-м км Бахчисарайское шоссе сливается с шоссе Ялта—Севастополь; до Ялты остается 3 км.

Переночевав в Ялте, выезжают в Симеиз по нижней дороге и осматривают лежащие по пути Ливадию, Ласточкино гнездо, Мисхор, Алупку и музей в Алупкинском дворце, Симеиз. Возвращаться в Ялту—по верхней дороге мимо Кореиза и Гаспры. Весь путь составляет свыше 40 км.

Осмотрев достопримечательности и музеи Ялты, выехать в Никитский ботанический сад— поворот вправо на 7-м км Симферопольского шоссе. От Никитского сада ехать в сторону Алушты и периодически делать остановки на площадках, с которых открываются виды на Гурзуф, Артек, Медведь-гору, курорты Карасан и Кучук-Ламбат.

На 45-м км — Алушта, от которой до Симферополя 50 км. Дорога поднимается мимо памятника “Кутузовский фонтан” (на 12-м км) на Ангарский перевал (762 м), откуда спускается в долину Салгира. Миновав села Перевальное, Заречное, Доброе, Пионерское и Лозовое и оставив справа Симферопольское водохранилище, машина въезжает в Симферополь. Отсюда можно по прежнему пути ехать до Евпатории или повернуть в сторону Восточного Крыма.

Маршрут № 3. Джанкой — Красногвардейское — Симферополь — Алушта — Ялта — Симеиз — Байдарские ворота — Ялта — Ай-Петри — Соколиное — Симферополь. Протяженность 400 км.

На автомагистрали Москва — Симферополь. Мост через Салгир

Из Джанкоя машина мчится по автостраде; на 13-м км — Тимирязеве, здесь бензозаправочная станция (БЗС). На 26-м км встречается первое большое село — районный центр Красногвардейское. В районе, который пробегает машина, колхозы ведут преимущественно зерновое хозяйство, разводят фруктовые сады и виноградники, занимаются животноводством. Интересующиеся сельским хозяйством могут ознакомиться с передовым колхозом им. Молотова. В Красногвардейском есть гостиница.

В Симферополе автострада проходит по ул. Средней и Мичурина, в конце которой находятся БЗС, ремонтная мастерская и дорожная гостиница.

От БЗС, проехав последний на автостраде красивый мост через Салгир, машина выезжает на Ялтинское шоссе. Дорога идет по долине Салгира вначале мимо Симферопольского водохранилища, затем мимо фруктовых садов, скрывающих русло реки. Вдали виден Чатырдаг.

Миновав село Перевальное, машина поднимается на Ангарский перевал. На перевале ресторан. Отсюда начинается спуск до Алушты. По пути на 38-м км “Кутузовский фонтан”, дальше — село Кутузовка. Все время перед глазами красивая гора Демерджи. На склоне ее белеют домики села Лучистого.

В Алуште остановка на один день, чтобы совершить экскурсию по городу, осмотреть Рабочий уголок.

От Алушты по шоссе снова подъем. Пройдя Кастельский перевал и ряд сел, дорога начинает огибать Медведь-гору, у ее подножья расположены Всесоюзные пионерские лагери “Артек”, у самого моря находится Гурзуф. Дальше по пути надо заехать в Никитский ботанический сад.

Осмотрев сад, выезжают на верхнее шоссе и продолжают путь в Ялту. По пути машина минует санаторий “Сосняк”, а за ним поселок Массандра, где находится управление винкомбината “Массандра”. На 95-м км — Ялта.

Из Ялты выезжают к Байдарским воротам. За Ливадией — развилка, украшенная скульптурной группой. Влево дорога ведет в Алупку по нижнему шоссе, ехать надо прямо по верхнему шоссе. Машина подъезжает к хребту горы Кошка, с восточной стороны которой расположен Симеиз. На горе высятся башни Симеизского отделения Крымской астрофизической обсерватории. За Кошкой видны село Голубой Залив, санатории Кастрополь, “Мелас”. Крупными петлями дороги машина поднимается к Форосской скале. Здесь следует остановиться, чтобы полюбоваться видом санатория “Форос”, дорогой, сбегающей к морю. Еще несколько крутых виражей, и машина уже на высоте 527 м у Байдарских ворот — перевальной точки дороги. Возвращаться тем же путем, но возле обсерватории спуститься в Симеиз и ехать в Ялту по нижней дороге, осматривая по пути Алупку, Мисхор, Ласточкино гнездо и Ливадию.

Байдарские ворота

При желании туристы могут от Байдарских ворот спуститься в село Орлиное (5 км), по грунтовой дороге на восток доехать до села Родниковского и с помощью проводника осмотреть Скельскую сталактитовую пещеру.

Из Ялты ехать в Бахчисарай и Симферополь по маршруту № 2, но в обратном направлении.

Маршрут № 4. Симферополь — Белогорск — Грушевка — Судак — Щебетовка — Феодосия — Старый Крым — Симферополь. Протяженность около 275 км.

Из Симферополя выезжают по ул. Чкалова на Феодосийское шоссе. Миновав предместье Сергеевку и ряд пригородных сел, машина на 8-м км подходит к птицесовхозу № 1. Начинается спуск в долину реки Бештерек, затем снова идет подъем на небольшой водораздел, за которым раскинулась обширная долина реки Зуи со многими колхозными селениями. На 21-м км — районный центр Зуя. За ним лента дороги пересекает поля зерновых и плантации эфиромасличных культур. Далеко справа синеют горы.

На 22-м км у дороги стоит памятник жертвам немецко-фашистского террора, неподалеку — эфиромасличный совхоз-завод “Крымская роза”. Миновав села Цветочное, Ароматное, машина на 42-м км подходит к городу Белогорску. Перед въездом привлекает внимание обелиск, поставленный на месте встречи войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, освободивших Крым от гитлеровских захватчиков в апреле 1944 г.

На 57-м км от Белогорска дорога вступает в долину речки Малой Карасевки. По берегам ее раскинулось утопающее в садах село Богатое, а неподалеку от него село Лечебное, известное своим минеральным источником.

На 70-м км начинается живописнейший спуск среди гор, скал и леса в долину реки Индол к селу Тополевке, почти скрытому в зелени садов. Туристы могут здесь осмотреть Крымскую зональную плодово-ягодную станцию им. Мичурина.

На 79-м км машина подходит к небольшой долине речки Салы, по склонам которой прилепились домики села Грушевки. Здесь надо оставить Феодосийское шоссе и свернуть вправо на дорогу в Судак, до которого 24 км.

Дорога в Судак очень живописна, ее обступают горы, поросшие лесом. По пути — большое село Переваловка, а возле самого Судака идут ряды новых колхозных домов села Дачного.

От Судака до Феодосии ведет шоссе. На 4-м км — развилка, здесь надо повернуть вправо. Дорога проходит через большое село Лагерное и совхоз “Солнечная долина”. Далее машина огибает гору Эчкидаг и петлями спускается в долину речки Отузки, занятую виноградниками совхоза “Коктебель”. В долине раскинулось большое село Щебетовка. Здесь рекомендуется сделать продолжительную остановку. Есть гостиница.

В 6 км к югу, у самого моря находится Карадагская биологическая станция Академии наук УССР. Туда из Щебетовки ведет хорошая дорога. Рекомендуется совершить двухчасовую прогулку по Карадагу. Подъем — тропинкой от здания биологической станции.

Шоссе на Феодосию огибает Карадаг с севера и подходит к селу Планерскому. Горы кончаются, до самой Феодосии простирается холмистая равнина.

Из Феодосии туристы могут вернуться в Симферополь через Старый Крым и Грушевку. Можно продолжить путь до Керчи (102 км), осмотреть достопримечательности города и переправиться на Северный Кавказ через пролив.

Маршрут № 5. Алушта — Приветное — Морское — Судак — Щебетовка — Феодосия — Керчь. Протяженность 250 км.

Шоссе на Судак (93 км) ответвляется от шоссе у въезда в Алушту со стороны Симферополя и вначале проходит по ул. Красноармейской мимо турбазы. Во многих местах дорога значительно удаляется от моря, но возле крупных береговых селений снова выходит к берегу.

В 4 км от Алушты — “Судакские ворота” с видом на Судакские горы. Дальше внизу у моря находится Семидворье, где ежегодно открываются летние пионерские лагери.

На 28-м км в долине реки Восточный Улу-Узень—большое село Малореченское. Отсюда дорога идет вблизи моря до села Рыбачье. В горах над Малореченским видно село Генеральское, вблизи которого находится водопад Джур-джур. Хорошо виден обрывистый скалистый край нагорья Караби.

За Рыбачьим дорога удаляется от моря, пересекает долину Канака, в которой находится заповедная роща редких деревьев — древовидного можжевельника и терпентинного дерева. На 56-м км большое село Приветное. Шоссе снова выходит к морю возле Пастушьей башни. До села Морского дорога проложена по самому берегу моря и на 73-м км вступает в долину рек Шелен и Ворон. Места эти богаты садами и виноградниками, видны колхозные селения с новыми домами. Выйдя из долины реки Ворон, шоссе снова уходит далеко от моря по живописному ущелью на перевал, за которым расположено село Веселое. Пройдя еще две небольшие долины, сплошь покрытые виноградными плантациями, шоссе входит в Судакскую долину. Дальнейший путь до Феодосии описан в маршруте № 4.

Дорога из Феодосии в Керчь пролегает по Керченскому полуострову, представляющему собой всхолмленную степь со скудной растительностью. Часть шоссе асфальтирована.

Из Керчи можно вернуться в Феодосию и через Старый Крым и Белогорск ехать в Симферополь или продолжить свое путешествие: переправившись с машиной через Керченский пролив на кавказский берег.

Велосипедные путешествия

Велосипед может быть использован для туристских целей с большим эффектом.

В крымских условиях можно пользоваться проселочными, полевыми дорогами, шоссейными со щебеночным покрытием, а иногда и тропинками. Все дороги полуострова как в степной части, так и в предгорной, горной и на побережье вполне проходимы для дорожного велосипеда.

При выборе машины следует остановиться на велосипеде дорожной конструкции. Он должен иметь передачу среднего размера, свободный ход колеса, покрышки сечением 1?—2 дюйма, педальный тормоз, мягкое седло повышенной прочности и вместительный багажник. Нельзя пользоваться для путешествий по Крыму велосипедами спортивного типа: у них плохая проходимость по грунтовым дорогам и слабая задняя часть рамы, не выдерживающая значительной нагрузки.

При поездках в горные районы дорожная машина потребует оборудования дополнительным ручным тормозом на переднее колесо: на длинных и крутых спусках при торможении одним педальным тормозом втулка заднего колеса несет большую нагрузку, сильно нагревается и при недосмотре может выйти из строя.

В дальнее велопутешествие по Крыму может поехать человек, физически развитый, обладающий хорошим здоровьем и достаточной тренировкой. Группа велосипедистов должна состоять минимум из 4—5 человек. Этого требуют горные условия и сложные маршруты, предусматривающие групповую взаимопомощь.

Велотуристы, помимо уменья хорошо и уверенно ехать в любых дорожных условиях, должны изучить машину, уметь разбирать и собирать ее, производить текущий ремонт и регулировать ее, так как мастерские по ремонту велосипедов можно найти только в городах. Все участники велопутешествия обязаны хорошо знать дорожные знаки.

Маршрут для велопутешествия по Крыму можно выбрать самый разнообразный. Нет нужды рекомендовать особые веломаршруты, так как почти все пешеходные маршруты, описанные в настоящем справочнике, доступны также и для велосипедистов. Однако в каждом отдельном случае необходимо консультироваться на турбазах для выяснения участков, доступных для пешеходов и трудных для велотуристов, чтобы найти наиболее подходящий путь.

Скорость передвижения зависит от дорожных и метеорологических условий. В горных местностях и по бездорожью не следует покрывать за день более 30—50 км. В дождь в Крыму непроходимы только грунтовые дороги.

Личное снаряжение велосипедиста-туриста мало чем отличается от снаряжения пешехода. В снаряжении должен быть предусмотрен набор запасных частей и инструментов. На группу надо иметь топорик, свисток, компас, часы, брезентовое ведро и тазик (для отыскания проколов), фонарь.

Костюм велотуриста должен состоять из рубахи, брюк из плотной хлопчатобумажной ткани, шерстяного свитера, перчаток, плаща, прочной обуви на твердой подошве, берета или панамки. Следует отказаться от перевозки личного багажа в рюкзаке на спине. Все вещи должны быть прикреплены к багажнику и уложены в сумки, прикрепленные к велосипеду.

Большое значение имеет техника езды по горным дорогам Крыма. Не нужно ставить себе целью брать на велосипеде все подъемы и ехать на спусках с большой скоростью. Начиная подъем, никогда не следует расходовать все свои силы, надо ехать ровно, не прибегая к рывкам. Лучше всего часть подъемов проходить пешком. На спусках надо давать полный отдых ногам, слегка тормозя.

Большую осторожность надо соблюдать на длинных “серпантинных” спусках, которыми изобилуют горные дороги Крыма. Особенно это относится к оживленным асфальтированным магистралям. Сильный разгон заставляет выехать на середину шоссе и может привести к столкновению с автомашинами. Резкое торможение на крутых поворотах заносит велосипед, что может вызвать скольжение и аварию. Наезд с быстрого хода на пыльные, песчаные, разбитые или загрязненные участки дороги нередко влечет падение. Не следует переезжать ручьи и речки с хода. При переходе осыпей велосипед надо направлять в сторону склона, в трудных случаях багаж с него лучше снять и перенести отдельно.

Во время дождя, густых туманов и ночью ехать не следует.

По железной дороге велосипед лучше всего перевозить в багаже, для чего особой упаковки не требуется. Необходимо лишь снять насос, инструментальную сумку, цепь и отвернуть педали.

На пароходах велосипед разрешают провозить на палубе. Это расширяет круг возможностей велотуристов, так как позволяет использовать маршруты из различных пунктов крымского побережья.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Крым. Путеводитель


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.