ВДОЛЬ БЕРЕГА ФИНСКОГО ЗАЛИВА

По направлению к Выборгу вдоль берега Финского залива проходит Приморское шоссе. (Описание пунктов, лежащих вдоль шоссе от Лахты до Приветненского, см. в главе “Курортная зона”)

15 район Приморска и Выборга можно попасть также но Приморской железной дороге, сооруженной в 1915 г. По этой дороге три раза в сутки ходит пригородный поезд Выборг — Зеленогорск.

До станции Приветненское железная дорога идет почти параллельно Приморскому шоссе. От станции Смолячково из окон вагона открывается чудесный вид на Финский залив.

Далее от Приветненского железная дорога и шоссе расходятся. Шоссе следует вдоль береговой кромки в западном направлении, а железная дорога идет к северо-западу. Сокращая путь там, где побережье глубоко вдается в Финский залив, образуя мыс Стирсудден, строители дороги повели ее напрямик к Приморску.

Через каждые 5 км поезд проходит маленькие железнодорожные станции: Октябрьская (78 км от Ленинграда), Яппиля (83 км), Тарасовское (88 км) и т. д. Более крупные селения на этом отрезке пути находятся на расстоянии 10—12 км от железной дороги. Местность здесь сухая, с большим количеством сосновых лесов на песчаных холмах. На 101-м км от Ленинграда железная дорога достигает крупного поселка Рябово, а еще через 12 км выходит на берег залива у станции Ермилово.

Далее до самого Выборга Приморское шоссе и железная дорога идут почти параллельно друг другу.

ПРИВЕТНЕНСКОЕ

75—79-й км Приморского шоссе; авт. .№ 120 из Зеленогорска.

В конце поселка Смолячково у здания дорожно-эксплуатационного участка начинается территория Октябрьского сельсовета Рощинского района. Селение Приветненское (бывшее Ино) большую известность получило в середине XIX в. После Крымской войны, во время создания системы обороны Кронштадта, здесь был воздвигнут большой береговой форт Ино. Вместе с фортами Красная Горка, Серая Лошадь он составлял огневой пояс защиты Кронштадта и Петербурга.

В 1918 г. форт оказался на территории, отошедшей к Финляндии, реакционные правители которой, подавив революцию внутри страны, перешли к агрессивным действиям против своего великого соседа. Героические защитники форта, окруженные со всех сторон превосходящими по численности войсками врага, вынуждены были взорвать укрепления и отступить в Кронштадт. По заключенному вскоре мирному договору Финляндия приняла на себя обязательство не восстанавливать форта, существование которого на самой границе с СССР являлось серьезной угрозой для безопасности Ленинграда.

Однако обязательство было нарушено, и созданный здесь укрепленный район стал сильнейшим форпостом ливии Маннергейма. В годы фашистской оккупации Карельского перешейка укрепления форта были правым флангом так называемой второй линии обороны на Карельском перешейке.

В июне 1944 г. одновременно с боями по прорыву вражеской обороны на главном направлении в районах Старого Белоострова, Лебяжьего, Первомайского (см. стр. 185, 193), наши войска начали успешное наступление и вдоль берега Финского залива. Большую роль в разгроме врага сыграли здесь боевые корабли и артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Мощные орудия фортов Кронштадтской крепости помогли советским войскам 15 июня 1944 г. овладеть фортом Ино. А еще через три дня советские войска освободили город Приморск (см. стр. 231).

Поселок Приветненское был широко известен как дачное место уже в конце XIX в. Здесь, у самого берега Финского залива, находился большой, очень простой по архитектуре, двухэтажный деревянный дом. Летними вечерами близ дома часто можно было встретить человека с этюдником или альбомом в руках. Он направлялся в соседнюю деревушку Лаутаранту (ныне слившуюся с поселком Смолячково), где строились парусные суда, чинились и шпаклевались лодки. Это был замечательный русский живописец В. А. Серов.

Более десяти лет (с 1900 по 1911 гг.) В. А. Серов ежегодно приезжал в Приветненское. Известные картины “Навзикая” и “Похищение Европы”, несколько пейзажей, иллюстраций к басням И. А. Крылова создал художник в этом живописном уголке на берегу Финского залива.

От 78-го км Приморского шоссе вправо уходит дорога к Приветненскому карьеру, одному из самых больших в окрестностях Ленинграда. Он расположен у линии железной дороги на Приморск. Песчаный откос забоя, поросший лесом, достигает высоты нескольких десятков метров; у подножия его товарные поезда грузятся песком и гравием.

В самом селении Приветненское ныне находится отделение большого животноводческого совхоза “Поляны” Рощинского района. Интересную пешеходную, лыжную пли велосипедную прогулку можно совершить от Приветненского к Средне-Выборгскому шоссе по лесным тропам или по дороге, выходящей на 11 км этого шоссе.

ПЕСКИ

92-й км Приморского шоссе; авт. № 120 из Зеленогорска.

Через несколько километров пути за Приветненским дорога проходит близ берега Финского залива. Между 87-м и 91-м км Приморское шоссе особенно живописно: оно проходит по карнизу высокого откоса, круто нависающего над песчаным берегом залива. Дороги влево от шоссе приводят к самому берегу, а ответвляющиеся вправо — к станциям Приморской железнодорожной линии.

На 90—92-м км шоссе почти рядом расположены селения Пески и Рассказово, связанные лесной дорогой с железнодорожной станцией Октябрьская (Местерь-ярви). Здесь находится рыболовецкое хозяйство “Пески”. Внимание туристов невольно привлекает красивый яблоневый сад хозяйства.

ОЗЕРКИ

101—103 км Приморского шоссе; авт. № 120 из Зеленогорска.

Вправо от 98-го км Приморского шоссе отходит лесная дорога к маяку на мысе Стирсудден.

В годы первой русской революции близ маяка Стирсудден жила семья Книповичей. Здесь летом 1907 г. у своих братьев скрывалась от преследования царской полиции видный деятель большевистской партии Лидия Михайловна Книпович, известная под партийной кличкой “Дяденька”.

В. И. Ленин высоко ценил ее кипучую деятельность и безграничную преданность партии. В квартире ее брата профессора Н. М. Книповича — видного специалиста по ихтиофауне морей — в Петербурге в доме № 3 по Колпинской улице В. И. Ленин часто бывал в 1905— 1906 гг; здесь он неоднократно проводил совещания с партийными работниками.

В начале июня 1907 г. Владимир Ильич вернулся в Россию из Лондона с V съезда партии. Возвращение Ленина совпало с разгоном Государственной думы и третьеиюньским столыпинским переворотом. Владимир Ильич, как вспоминает Н. К. Крупская, устал до крайности, нервничал, не ел. В это время Л. М. Книпович предложила ему приехать в Стирсудден отдохнуть. Так как слежка полиции за дачей “Ваза” в Куоккала, где жил Ленин до отъезда в Лондон, усилилась, Ленин на несколько недель перебрался на “Маяк революционеров”, как называли Стирсудден близкие друзья Книповичей. Чудесный лес, море, сравнительно безлюдная местность способствовали быстрому восстановлению сил Ильича.

Большую часть своего короткого отдыха Ленин и Крупская проводили у моря или в прогулках на старых велосипедах, которые, как вспоминает Н. К. Крупская, приходилось постоянно ремонтировать. Иногда Ленин ходил слушать музыку на соседнюю дачу, где в то время жил Д. И. Лещенко. Родственница Книповичей Ксения Ивановна обладала хорошим голосом, и Владимир Ильич с удовольствием слушал ее пение.

Лидия Михайловна окружила Владимира Ильича такой заботой, что за месяц пребывания в Стирсуддене он хорошо отдохнул и поправился.

В июле Ленин выехал в Териоки, а затем снова поселился в Куоккала.

Маяк и расположенные рядом здания были разрушены фашистами и восстановлены после войны.

Фундамент дома, где жил В. И. Ленин, обнаружен в 1960 г. юными туристами с помощью членов семьи И. М. Книповича.

Расположенное вблизи маяка село Озерки ныне занимает бригада рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина. Ежедневно от пирса уходят в море рыболовецкие суда. В колхозе освоен лов двухкотловыми неводами-гигантами, вмещающими до 600 ц рыбы.

ВЫСОКОЕ

114-й км Приморского шоссе; авт. № 125 из Рощина.

На 108-м км вправо от шоссе отходит дорога на птицесовхоз “Приморье” и к железнодорожной станции Тарасовское. На 112-м км дорога подымается в гору, и перед туристами открывается панорама деревни Высокое, красиво расположенной на крутом берегу Финского залива. Особенно хороша деревня в начале лета, когда дома утопают в цветах сирени и яблони. Манят к себе туриста и уютные песчаные пляжи под обрывистыми склонами берегового уступа.

В километре восточное деревни у дороги, ведущей к железнодорожной станции Рябово, на берегу озера Высокинского расположен большой пионерский лагерь.

В прошлом в этих местах начинался правый фланг линии Маннергейма (см. стр. 185). Во время воины 1939—1940 гг. здесь проходили ожесточенные бои.

Село Высокое (бывш. Мурила), раскинувшееся на узком перешейке между Финским заливом и озером Высокинское, прикрывало единственную дорогу, ведущую вдоль берега залива к Приморску и Выборгу. Удобное расположение селения на высоком холме позволяло гарнизону контролировать все подступы к узкому проходу между заливом и озером.

В годы фашистской оккупации Карельского перешейка укрепления в районе Мурилы были вновь восстановлены врагом. В ходе стремительного наступления и прорыва линии фашистской обороны под Белоостровом и Кутерселька (см. стр. 185) советские войска на 7-й день наступления, 16 июня, вышли к бывшей линии Маннергейма. Командование Ленинградского фронта приняло смелое решение: не теряя времени на ожидание подхода резервов и разведывание новой линии фашистской обороны, прорвать ее на самом неожиданном для врага участке — в районе Мурилы. 18 июня пехота при поддержке танков, артиллерии и авиации прорвала линию вражеской обороны и с ходу овладела Приморском. На следующий день наступавшие здесь войска зашли в тыл вражеским частям, оборонявшим центральную часть линии Маннергейма, способствуя тем самым успеху советских войск в боях за Выборг. Так в сражении под небольшим приморским селом Мурила были созданы предпосылки для полного разгрома врага под Выборгом.

Путь от Высокого на север проходит по очень живописным местам. Слева от шоссе — крутая береговая терраса Финского залива, справа, за небольшой сосновой рощицей, — Высокинское озеро.

На 125-м км у поселка Ермилово Приморское шоссе сближается с железной дорогой, ведущей сюда от станции Рябове.

РЯБОВО

Ж.-д. ст. в 101 км, от Ленинграда; авт. из Рощина.

Большое селение Рябово, по своим размерам уступающее только районному центру, привольно раскинулось в живописной местности на юго-восточном берегу озера Пионерское. Селение расположено у железной дороги и, кроме того, связано с Рощином регулярным автобусным сообщением.

В центре поселка, у перекрестка дорог, находятся сельсовет, восьмилетняя школа с интернатом, несколько магазинов. Хозяйственный центр местного сельсовета расположен в нескольких километрах к северу. в селении Красная Долина. Здесь и в соседних селениях находится крупный совхоз “Приморье”, земельные владения которого занимают почти всю западную часть Рощинского района. Многие сотни гектаров заболоченных, заросших кустарником угодий превращены теперь в плодородные окультуренные земли.

От станции Рябове интересные прогулки по живописной, богатой многочисленными озерами местности можно совершить на берег Финского залива, а также в сторону Средне-Выборгского шоссе к поселкам Сосновый бор, Красногвардейское, Тарасовское, Горьковское (см. стр. 214, 212, 210, 169).

От Рябова до поселка Высокое — 12 км по малоезженной лесной дороге. В летнее время раз в день по ней ходит автобус из Рощина.

На 7-м км пути у озера Высокинского ответвляется узкая лесная тропа, ведущая по восточному берегу озера к железнодорожной станции Ермилово. Дорога проходит через деревню Лиственное — большое благоустроенное селение.

От станции Рябово пешеходу, лыжнику и велосипедисту можно выйти к берегу Финского залива и по другой, не менее интересной, хотя и более длинной, дороге.

Она идет от станции по западному берегу Пионерского озера, вытянувшегося с северо-запада на юго-восток почти на 15 км. Проходя по этой малолюдной дороге, можно встретить остатки оборонительных укреплений линии Маннергейма.

Минуя расположенные на берегу Пионерского озера небольшие селения, туристы приходят в село Малышеве, расположенное в Выборгском районе.

Центральная усадьба села построена по проекту архитектурной мастерской Леноблпроекта (архитектор Е. Ю. Бородин). Если несколько лет назад дома здесь были раскиданы на очень большой площади в отдалении друг от друга, то теперь, в соответствии с проектом, в селении создано несколько благоустроенных улиц с добротными домами. На берегу озера выделен хозяйственный центр; определено место для строительства парка с физкультурными площадками, построено новое нарядное здание клуба.

От Малышева всего 6 км до Ермплова. Продолжая путь вдоль озера Пионерское, минуя небольшое Мережное озеро, связанное протоком с Пионерским, можно выйти на берег Финского залива в районе железнодорожной станции и автобусной остановки Прибылово. Отсюда всего 4 км до очень интересного Глебычевского завода (см. стр. 234).

По другую сторону от железнодорожной станции Рябово в центре поселка расходятся две дороги. Одна из них, как упоминалось выше, через селения Пионерское и Камышевку ведет к большому поселку Каменка на Средне-Выборгском шоссе. Другая, более интересная лесная дорога, идет к селению Краснофлотское — ферме коммунистического труда совхоза “Приморье”. На противоположном берегу Краснофлотского озера видны здания санатория “Сосновый бор” (см. стр.214).

Из Краснофлотского можно попасть также в селения Красногвардейское, Красная мыза и Тарасовское (см. стр. 212, 210).

ПРИМОРСК

Ж.-д. ст. в 123 км от Ленинграда; 132—140-й км Приморского шоссе; авт. из Выборга.

Сравнительно небольшой город раскинулся на 8 км вдоль Приморского шоссе, около удобной для стоянки кораблей бухты. Берега Приморска, изрезанные заливами, проливами, островами и полуостровами издавна вмели важное транспортное значение.

От простора Финского залива Приморск отделяют покрытые густыми лесами Березовые острова — в архипелаге их свыше 10. Из города хорошо виден Большой Березовый остров, правее — Северный Березовый, а в узком проливе между ними — Западный Березовый. У восточного берега Большого Березового приютился крохотный островок Равица. Когда-то на нем существовало новгородское поселение, перенесенное потом на место современного Приморска. Березовые острова, расположенные в одном большом переходе от Кронштадта, издавна служили новгородцам и их гостям, ганзейским купцам, перевалочной базой.

В XV111 в. здесь находилась гавань Березовское, где была организована лоцманская служба. Это название настолько прочно закрепилось и за архипелагом и за поселенцем, что употреблялось и шведами и финнами (финское — Койвисто, шведское — Бьёрке).

Приморская гавань в 1919 г. использовалась интервентами для нападения на Кронштадт. Ожесточенные бои из-за Приморска и прибрежных островов выдержали советские воины в 1940 и 1944 гг.

Главная набережная города носит имя старшины первой статьи Николая Лебедева. Катер, которым он командовал, утром 22 июня 1944 г., прикрывая высадку десанта на Северном Березовом острове, принял на себя весь огонь вражеских кораблей, пытавшихся сорвать высадку. На катере возник пожар. Отважный командир, уже дважды раненный, приказал подчиненным оставить катер, а сам до последней минуты жизни вел огонь по врагу.

Современный Приморск, сильно разросшийся после войны, — крупнейший центр добычи и переработки рыбы на северном побережье Финского залива. На берегу залива находится Приморский рыбокомбинат. Он выпускает до 2 млн. банок консервов — сардин, шпрот, трески, сельди и др. Он же обслуживает орудиями лова рыболовецкие колхозы Выборгского и Рощинского районов.

Другое крупное предприятие города — недавно вступивший в строй завод железобетонных конструкций.

Издалека при подъезде к городу виден высокий шпиль городского Дома культуры, построенного из больших кусков гранита.

В Приморске находится одна из первых в области школ-интернатов.

Если в городе сделать остановку на день, то очень хорошо проехать на автомашине или велосипеде на большой полуостров Киперорт (Кузнечный), глубоко врезающийся в залив. Здесь отличные пляжи для купания, в прибрежных водах много рыбы, а на острове — ягод.

ГЛЕБЫЧЕВО

149-й км Приморского шоссе; авт. из Выборга и Приморска.

От центра Приморска шоссе, которое до сих пор следовало вдоль линии берега, круто поворачивает на северо-восток, пересекая полуостров Кузнечный. Несколько лесных дорог приводят в глубь полуострова к небольшому селению Годуновка, где, по преданию, в 1710 г. во время похода к Выборгу, останавливался Петр I. Вскоре шоссе выходит к Выборгскому заливу. Берег в этом месте имеет ярко выраженный шхерный характер: многочисленные острова, заливы, полуострова образуют здесь настоящий лабиринт. Железная дорога на этом участке пути идет рядом с шоссе, то исчезая за лесной завесой, то снова появляясь в поле видимости. Внимание экскурсанта привлекают здания широко известного Глебычевского завода огнеупоров. С 1953 г. здесь налажено производство керамических облицовочных плит. Ныне завод ежегодно дает стройкам Ленинграда до 50 тыс. кв. м керамики.

СОВЕТСКИЙ

158—163-й км Приморского шоссе; авт. из Выборга.

Большой рабочий поселок Советский раскинулся несколько в стороне от шоссе, у берега залива. Часто, проезжая по шоссе вечером, можно видеть большую пятиконечную звезду, горящую на турме (высокой башне) кислотного цеха целлюлозно-бумажного комбината. Она зажигается в те дни, когда комбинат успешно выполняет план.

Построенный еще в довоенные годы, комбинат по нескольким видам продукции вдвое превзошел проектную мощность. Недаром коллектив завода неоднократно награждался переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

На комбинате вырабатываются десятки тысяч тонн высококачественной целлюлозы и бумаги, а из отходов производства изготовляются технический спирт и кормовые дрожжи.

От поселка Советский до центра Выборга всего 26 км.

На этом отрезке пути Приморское шоссе пересекает живописную реку Гороховую, истоки которой находятся у селения Каменка на Средне-Выборгском шоссе.

Далее, перед поселком Попово, шоссе пересекает железнодорожная ветка к Высоцку.

У станции Матросово, недалеко от шоссе, внимание туристов привлекает величественный монумент на братской могиле советских морских артиллеристов, похороненных здесь в 1944 г.

На 173-м км от шоссе уходит на северо-запад лесная дорога на живописный полуостров, глубоко вдающийся в Выборгский залив. На этом полуострове будет создано несколько баз отдыха.

Наконец, в 8 км от Выборга на небольшой высоте находится селение Соколинское, за которым начинаются пригороды Выборга.

ВЫСОЦК

11 км от 167-го км. Приморского шоссе; поезд и теплоход из Выборга.

Старинный русский город Высоцк расположен на небольшом острове Выборгского залива в 12 км от Выборга.

История города восходит к началу XVIII в., когда после освобождения Выборга от шведских войск в самом узком месте Выборгского залива по приказу Петра I были построены укрепления Тронгзунд для того, чтобы закрыть вражескому флоту путь в восточную часть залива. Остатки каменных редутов XVII в. можно видеть в окрестностях Высоцка и на близлежащих островах.

В конце XIX и начале XX в. на островах близ Высоцка проводил свои первые опыты по беспроволочному телеграфированию с военно-морских кораблей великий русский ученый изобретатель радио А. С. Попов.

Ожесточенные бои в районе Тронгзунда происходили зимой 1940 г., когда после прорыва линии Маннергейма советские войска освободили острова в Выборгском заливе и совершили героический переход по льду на северный берег залива. Созданный к западу от Выборга плацдарм облегчил проведение заключительной операции войны 1939—1940 гг. по освобождению этого крупнейшего экономического и административного центра Карельского перешейка.

В боях в районе Высоцка в феврале 1940 г. погиб Герой Советского Союза К. Высоцкий, имя которого с 1948 г. носит город.

Ныне Высоцк — портовый город, куда часто заходят большие океанские корабли.

Рядом с Высоцком и на близлежащих островах расположено несколько санаториев Выборгского климатического курорта.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Карельский Перешеек


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.