В ГОРОДЕ

Высоко к небу поднялись кроны вековых деревьев Летнего сада, почти на 12 гектарах раскинувшего свой зеленый покров. Рядом, окаймленное липами и кустарниками, широко распростерлось Марсово поле; юго-западнее ласкает глаз тенистый Михайловский сад, по величине лишь немногим уступающий Летнему, а напротив Михайловского сада шелестит листвой сквер у Инженерного замка.

Этот неповторимый по красоте городской парк-ансамбль является шедевром русского садово-паркового и архитектурного искусства.

Летний сад

Притягательная сила его огромна. Спокойная, серебристо-зеркальная гладь Карпиева пруда, белеющие в зелени листвы мраморные статуи, тенистые аллеи манят к себе.

...Рано утром здесь появляются дети. Любимое место их игр — площадка у памятника И. А. Крылову. На гранитном пьедестале, вокруг фигуры задумавшегося баснописца, знакомые герои его басен. Тут и хитрая лисица, выманивающая сыр у глупой вороны, и мартышка, “нанизывающая” очки на хвост, и многие, многие другие. Памятник Крылову установлен в 1855 году. Автором его является скульптор П. Клодт.

В аллеях часто работают ученики художественных училищ. Они приходят сюда целыми классами рисовать скульптуры, украшающие сад.

А накануне весенних студенческих экзаменов Летний сад становится огромной аудиторией. Все скамьи заняты студентами, погруженными в конспекты и учебники.

...Наступает вечер, и сад постепенно заполняется новыми посетителями. Одни внимательно рассматривают скульптуры, знакомятся с Летним дворцом Петра I, другие просто отдыхают в тиши задумчивых аллей.

Здесь же, под деревьями, расположены столики летнего кафе.

Каждый ленинградец гордится Летним садом. Этот сад — ровесник города.

В начале XVIII столетия сюда, в Летний сад, по повелению Петра I доставлялись ильмовые деревья из Москвы, грабы из Киева, липы из Нарвы, кедры из Соликамска, ели из Выборга. Мастер садово-паркового искусства Ян Розен и архитектор Иван Матвеев создавали аллеи, пруды, беседки, цветочные клумбы.

Летний сад помнит пышные ассамблеи первой четверти XVIII века, расточительные празднества придворной знати в более поздние времена и чопорно-скучающее привилегированное общество второй половины XIX века.

Но в Летнем саду бывали и любили его замечательные представители русской культуры: Захаров и Воронихин, Брюллов и Репин, Чайковский и Глинка, Пушкин и Жуковский.

“Летний сад мой огород”, — писал Пушкин жене, рассказывая о своих утренних прогулках.

В жизни великого украинского поэта-революционера Тараса Шевченко многое было связано с Летним садом. Здесь он познакомился с художником И. М. Сошенко, принявшим горячее участие в освобождении талантливого юноши от крепостной неволи...

После Великой Октябрьской социалистической революции Летний сад стал местом отдыха трудящихся.

С величайшим трудом удалось нашим скульпторам реставрировать ряд статуй. В 1930 году была восстановлена знаменитая своей красотой решетка сада, а территория его освобождена от большого количества разных ларьков и будок, расчищены аллеи, произведены новые насаждения.

В годы Великой Отечественной войны глубокие траншеи и щели для укрытия от воздушных нападений врага прорезали садовую территорию. Мраморные статуи были надежно укрыты в земле.

После окончания войны Летний сад в короткий срок был восстановлен.

От входа в сад со стороны набережной реки Мойки, где на берегу Карпиева пруда стоит монументальная ваза из эльфдальского порфира, вглубь ведут широкие прямые аллеи. Два ряда вековых лип отделяют центральную аллею от боковых. А дальше на фоне зелени четко вырисовываются скульптуры работы итальянских мастеров Д. Бонацца, П. Баратта, Бионки, А. Тарсиа, Д. Зорзони и других. Это замечательный музей парковой мраморной скульптуры.

risunok006s.jpg (6572 bytes)
Летний сад. Аллея Росси.

Скульптурная группа “Мир и изобилие”, установленная против Летнего дворца Петра I, символизирует Ништадтский мир, заключенный после победы России над Швецией в Северной войне. Эта группа выполнена венецианским мастером П. Баратта в 1722 году.

Изобилие (Россия) изображено в виде сидящей обнаженной женщины с рогом изобилия в левой руке и опрокинутым факелом, символизирующим окончание войны, в правой. У ее ног пушка, барабан. Справа стоит крылатая богиня Победы, венчающая Россию лавровым венком; в левой руке богиня держит пальмовую ветвь — символ мира, а ногой попирает издыхающего льва (аллегорическое изображение побежденной Швеции). Лев лапой придерживает картуш с надписью на латинском языке: “Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто-то и другое совершить может”.

Большой интерес представляет собой единственная серия скульптур, дошедшая до нас полностью. Это четыре скульптуры, изображающие времена суток: “Ночь”, “Заря” (“Аврора”), “Полдень” и “Закат”. Они созданы венецианским скульптором Д. Бонацца в начале XVIII века по поэтическим мифам древних греков.

“Ночь” — первая скульптура серии — изображена скульптором в виде высокой суровой женщины, окутанной звездным покрывалом. Она как будто еще спит, но пробуждение близко: вот-вот она встретится с Зарей. Лицо Ночи искажено скорбью, углы рта горько опущены. На голове ее венок из маков — цветов, символизирующих сон. На поясе летучая мышь, у ног сидит сова, испуганно тараща глаза на приближающуюся Зарю.

Памятник И. А. Крылову.

“Аврора” — утренняя заря — вечно юная, легкая и быстрая богиня, открывающая врата дня. Она изображена молодой, стройной женщиной, с мягким, воздушным шарфом, развевающимся за ее спиной, с розами в руках и волосах. Лицо ее, с детски пухлыми щеками, маленьким приоткрытым ртом и полузакрытыми глазами, еще носит следы утреннего сна. Она ступает по цветам, как бы обещая радостный и счастливый день.

“Полдень” — сияющий сын Ночи. Он носитель солнца, которое горит у него на лбу. Его молодое лицо и тело дышат здоровьем. В руках он держит стрелы солнечных лучей и лотос — цветок, который поднимается из воды и раскрывается навстречу солнцу. У ног Полдня растет подсолнечник — цветок солнца.

“Закат” — изображен в виде сильного, но усталого старика с длинной развевающейся бородой. Он прожил долгую трудовую жизнь — день. Слева у ног Заката диск заходящего солнца, наполовину уже спрятавшегося за горизонт. Справа—большой куст дурмана с пышно распустившейся шапкой цветов. Закат — предвестник ночи, и лицо старика полно мрачных предчувствий...

На берегу Лебяжьей канавки стоит скульптурная группа “Амур и Психея”. По античной мифологии, Амур — бог любви — запретил своей супруге Психее видеть его, но она нарушила этот запрет.

...Психея склонилась над спящим Амуром и с волнением рассматривает его. Завистливые сестры уверили Психею, что муж ее, прилетающий к ней только по ночам, — страшный змей, которого надо убить. При свете дрожащего в ее руках светильника Психея видит прекрасного юношу — Амура. Капля горячего масла из светильника падает на плечо спящего. Он просыпается и, разгневанный тем, что Психея нарушила обещание, улетает.

Из многочисленной серии исторических бюстов, установленных в аллеях Летнего сада, привлекают внимание два — Александра Македонского, работы скульптора П. Баратта, и императрицы Агриппины — неизвестного ваятеля начала XVIII века.

Крупнейший полководец и государственный деятель (356—323 гг. до н. э.) обычно изображался в виде гордого рыцаря со щитом и мечом. Пьетро Баратта придал Александру Македонскому вид мужественного юноши с классическими чертами лица.

Скульптурный бюст Агриппины очень выразителен.

Нельзя не сказать о другой интересной серии скульптур, аллегорически представляющих Красоту, Благородство, Истину и Искренность.

“Красота” — скульптура итальянского мастера Д. Зорзони, начала XVIII века — представлена великолепно сложённой обнаженной фигурой. В волосы вплетены белые лилии — цветы невинности. Красоту охраняет дракон.

“Благородство” — бюст молодой женщины с величавым и несколько надменным лицом, работы неизвестного ваятеля начала XVIII века.

“Истина” — скульптура начала XVIII века; выполнена итальянским мастером М. Гропелли. Изображена в виде обнаженной женщины, строгой и сильной, опирающейся на земной шар. В правой руке она держит солнечный диск — источник света, в левой — книгу познания.

“Искренность” — скульптура того же автора. Гропелли вложил в правую руку женской фигуры скипетр, а у ног ее изваял льва, на голову которого она опирается левой рукой. Автор, видимо, стремился отразить торжество и победу добродетели, опирающейся на величие души. Так и воспринимается эта скульптура.

Посетителю Летнего сада мы рекомендуем также ознакомиться со скульптурами муз работы братьев Д. и П. Гропелли: “Эвтерпы” — покровительницы лирической поэзии и музыки, “Талии” — музы комедии и “Терпсихоры” — танца.

risunok008s.jpg (6013 bytes)
Летний дворец Петра

Привлекают внимание также такие интересные скульптуры, как “Минерва” — богиня войны и мудрости, “Церера” — богиня земного плодородия и земледелия, “Юность”, “Сладострастие”, “Похищение сабинянок” и много других творений выдающихся итальянских мастеров.

У истока реки Фонтанки в северо-восточном углу Летнего сада находится первый дворец Петра I в Петербурге—Летний дворец. Он был построен в 1710—1712 годах по проекту известного зодчего Доменико Трезини.

За годы существования дворца внутренняя архитектура и декоративное убранство комнат претерпели целый ряд изменений. До нашего времени сохранилась отделка Нижнего и Верхнего вестибюлей, верхней и нижней поварен, Зеленого кабинета и других.

После Октябрьской революции Летний дворец был превращен в музей. Началась кропотливая работа по восстановлению внутренней отделки и реставрации фасада здания, барельефов, позолоченного флюгера в виде фигуры Георгия Победоносца, “ветрового прибора” в токарной, мебели, окон и т. д. Последняя работа по реставрации Летнего дворца была завершена в 1964 году.

Во дворце сохранились подлинные экспонаты XVIII столетия, среди них мемориальные вещи, принадлежавшие Петру I или Екатерине I.

Об интересе ленинградцев к этому уникальному архитектурному и историческому памятнику красноречиво свидетельствует непрерывный поток экскурсантов.

Нельзя не сказать о некоторых из двадцати девяти намазных известковых барельефов, украшающих наружные стены Летнего дворца. По своим сюжетам они в аллегорической форме прославляют победы русских вооруженных сил в Северной войне.

Барельеф на южном фасаде изображает древнеримскую богиню войны, мудрости — Минерву. Она сидит на барабане, окруженная знаменами, пушками, мортирами. Амуры держат над ее головой корону. Барельеф — аллегорическое восхваление побед, одержанных под руководством Петра I.

Другой барельеф на западном фасаде воспроизводит подвиг древнегреческого героя Персея, спасающего прекрасную Андромеду, принесенную в жертву морскому чудовищу. Персей, вооруженный копьем, мчится на крылатом коне к Андромеде, прикованной к скале. Персей отождествляется с Россией, а Андромеда — с Ижорской землей, спасенной от шведских захватчиков. И остальные барельефы, разные по мифологическим сюжетам, объединены одной темой — победой над шведами в Северной войне, длившейся 21 год.

От набережной Невы Летний сад отделен решеткой, красота которой славится во всем мире. Рисунок ее прост, легок, изящен и поразительно гармонирует с зеленью деревьев и гранитом набережной. Выполненная тульскими мастерами по проекту архитектора Ю. Фельтена, она установлена здесь в 1784 году.

С запада Летний сад ограничен Лебяжьей канавкой. Ее берега с нависшими над водой ветвями деревьев — одно из самых поэтических мест сада.

По другую сторону Лебяжьей канавки раскинулся второй зеленый массив центрального садово-паркового ансамбля — Марсово поле.

Марсово поле

В разные времена Марсово поле носило разные названия. В начале XVIII века оно называлось Потешным, потому что в дни празднеств на нем устраивались “огненные потехи” (фейерверки). Позднее оно называлось Царицыным лугом, так как на берегу несуществующего ныне Красного канала (Канал проходил вдоль нынешнего здания Ленэнерго, соединяя Мойку с Невой) находился каменный дворец Екатерины I. С конца XVIII века Царицын луг превратился в военный плац, где проходили военные “экзерциции” и войсковые смотры-парады. После установления здесь памятников русским полководцам П. А. Румянцеву (позже перенесен на Васильевский остров) и А. В. Суворову, изображенному скульптором И. Козловским в виде древнеримского бога войны Марса, за площадью закрепилось название Марсово поле.

В 1917 году на Марсовом поле не раз происходили мощные демонстрации, митинги, шествия. 18 апреля (1 мая по новому стилю) революционный Петроград впервые отмечал здесь международный день солидарности и братства рабочих. Перед демонстрантами с. речью о значении 1 Мая и задачах русской революции выступил Владимир Ильич Ленин.

Ровно через два месяца, 18 июня, на Марсовом поле вновь состоялась демонстрация, в которой участвовало до полумиллиона человек.

В мартовский день 1917 года на Марсовом поле зажглись многочисленные костры, застучали кирки, ударяясь в мерзлую землю. Это представители питерского революционного пролетариата и революционных войск пришли хоронить павших в боях за свержение царизма. С тех пор Марсово поле стало местом погребения выдающихся деятелей Октябрьской революции, героев гражданской войны.

В 1919 году здесь был установлен памятник павшим борцам революции (автор — архитектор Л. Руднев). Композиция памятника проста и строга.

Надписи А. В. Луначарского воскрешают суровую героику революционных боев:

risunok010s.jpg (6469 bytes)
Марсово поле. Памятник борцам революции.

НЕ ЗНАЯ ИМЕН
ВСЕХ ГЕРОЕВ БОРЬБЫ
ЗА СВОБОДУ
КТО КРОВЬ СВОЮ ОТДАЛ
РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
ЧТИТ БЕЗИМЕННЫХ
ВСЕМ ИМ В ПАМЯТЬ
И ЧЕСТЬ
ЭТОТ КАМЕНЬ
НА ДОЛГИЕ ГОДЫ
ПОСТАВЛЕН

1 мая 1920 года по призыву Коммунистической партии и В. И. Ленина в стране проводился грандиозный субботник. На Марсово поле снова пришли трудящиеся Петрограда, чтобы превратить пыльное поле в площадь-сад и сохранить память о тех, кто беззаветно отдал свою жизнь за свободу и счастье народа.

В канун 40-й годовщины Великого Октября на братских могилах борцов революции был зажжен вечный огонь.

Теперь Марсово поле, покрытое пестрым ковром цветов, окруженное липами, стало одним из красивейших мест города, неотъемлемой частью центрального садово-паркового ансамбля.

Михайловский сад

Закладка Михайловского сада была произведена в 1743 году по проекту архитектора В. Растрелли. В саду было множество затейливых павильонов, аттракционов и даже позолоченная беседка с мраморным полом. Доступ в сад был открыт только придворной знати.

В 30-х годах XIX века старый сад был полностью реконструирован К. Росси. На берегу Мойки, примерно в том месте, где прежде стоял дворец Екатерины, Росси построил павильон со спуском к реке, сохранившийся до наших дней. По своим художественным достоинствам это одно из лучших сооружений Росси.

В центральном садово-парковом ансамбле Михайловский сад выделяется своей пейзажной планировкой.

Слева от входа сквозь зелень виднеется серебряная гладь пруда. Это один из двух прудов, устроенных Растрелли. Дорожки ведут к тихим тенистым аллеям. В центре, на живописных лужайках, разбросаны группы свободно растущих деревьев.

Сейчас Михайловский сад — это парк для детей. Однако сад привлекает и взрослых. До поздней ночи заполнены аллеи, скамейки, лужайки, где можно полежать на траве.

Особенно хорошо на берегу пруда, на набережной Мойки у павильона Росси.

Средства сообщения к Летнему саду, Марсову полю и Михайловскому саду. Трамваи: 2, 3, 4, 7, 12, 34; автобусы: 1, 2, 14, 23, 25, 26, 46, 65, 80, 100.

Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова

В 1932 году по инициативе Сергея Мироновича Кирова был открыт Центральный парк культуры и отдыха ленинградцев.

Площадь парка — 94 гектара;

Богат и разнообразен зеленый наряд парка. Это — липы и вязы, лиственницы и кедры, дубы, клены, тополя и серебристые ивы, придающие неповторимую красоту берегам острова.

Остров, на котором расположен парк, имеет свою историю. В начале XVIII столетия он назывался Мишиным островом и служил летней резиденцией придворных вельмож Шафирова и Ягужинского, позднее владельцем его стал обергофмейстер Екатерины II Елагин.

В 1818—1822 годах зодчий К. Росси на месте бывшего ранее на острове старого особняка строит Елагин дворец и возводит ряд других сооружений. Парк изменяется: прокладывают извилистые тенистые дорожки, лужайки, по берегам прудов высаживают деревья.

Однако до Октябрьской революции этот парк был мало .доступен народу. Вот как поэт А. Апухтин описывал в 1870 году гулянья в самом многолюдном месте острова — на Стрелке:

Недвижно безмолвное море,
По берегу чинно идут
Знакомые лица, и в сборе
Весь праздный, гуляющий люд.

Проходит банкир бородатый,
Гремит офицер палашом,
Попарно снуют дипломаты
С серьезным и кислым лицом.

Не слышно веселого звука,
И гордо на всем берегу
Царит величавая скука,
Столь чтимая в светском кругу...

В наше время Елагин остров с его великолепным парком стал любимым местом отдыха трудящихся.

Уже с раннего утра люди, свободные от работы, спешат сюда отдохнуть от городского шума и сутолоки, подышать чистым морским воздухом, развлечься.

К вечеру становится люднее и оживленнее, хотя огромная территория парка позволяет любителям уединения даже в дни массовых гуляний найти укромное местечко, где можно спокойно посидеть, любуясь красотой прудов или закатом солнца на заливе.

Массовые народные гулянья в парке давно уже стали традицией, они проводятся ежегодно, и каждое из них имеет свою тему, свой характер. Встречи и проводы белых ночей, праздники песни, гулянья, посвященные Дню Военно-Морского Флота, окончанию учебного года, Дню Победы, Дню авиации, карнавалы, спортивные праздники — все эти и многие другие знаменательные даты и события отмечаются гуляньями и праздниками в ЦПКиО.

В парке всё организовано так, чтобы каждый посетитель нашел себе отдых или развлечение по вкусу. Здесь можно погулять, послушать музыку на открытом воздухе, покататься на лодке, поиграть в волейбол, шахматы, посмотреть эстрадное представление, спектакль, почитать свежие газеты, книги и журналы.

Почти 250 тысяч посетителей обслуживает за лето библиотека-читальня парка, которая в 1965 году располагала фондом около 40 тысяч книг.

risunok012s.jpg (6551 bytes)
ЦПКиО. Центральная аллея.

Интересна и разнообразна работа библиотеки. Периодически устраиваются встречи с писателями, поэтами, учеными, новаторами; даются консультации начинающим поэтам, бывают тематические “литературные субботы”, викторины и т. д. Библиотека готовит картотеки-справочники по различным темам, книжные выставки, альбомы газетных статей.

В парке ежедневно устраивают шашечные турниры, состязания по настольному теннису, проводят конкурсы на решение ребусов, отгадывание загадок и т. д.

Большой популярностью среди посетителей пользуется кинолекторий.

В парке есть Театр эстрады — на Стрелке. Здесь работает университет музыкальной культуры, организуются вечера симфонической музыки, камерные концерты, концерты художественной самодеятельности.

Большой популярностью у ленинградцев пользуются традиционные “музыкальные понедельники”, организуемые управлением парка совместно с Ленинградской филармонией.

Это, по существу, музыкальный лекторий, который привлекает много слушателей. Здесь они встречаются с известными советскими композиторами, певцами, музыкантами.

На Большой площади разучиваются массовые народные и бальные танцы, происходят соревнования в играх, шуточные эстафеты и балы молодежи.

Есть в парке и “Поляна песен”, где проводятся массовое разучивание песен советских композиторов и народных песен, музыкальные викторины, конкурсы на лучшего запевалу, лучшего солиста, встречи с известными композиторами.

С утра до позднего вечера (с 10 до 22 часов) работают аттракционы, привлекающие тысячи посетителей,—“колесо обозрения”, качели, карусели, “летающие стрелы”, иммельман, петля Нестерова, водные велосипеды, “комната смеха”, веселое колесо, виражные самолеты, аттракцион “сталкивающиеся автомобили” и другие.

Хорошо организован детский городок. Здесь к услугам детворы различные спортивные площадки, водный стадион, автовелодром, свои аттракционы.

Опытные педагоги руководят кружками: автомоделирования, резьбы по дереву, фотографии, живописи, лепки, домоводства.

А для самых маленьких приготовлены веселые игры, качели, педальные автомобили, катание на пони.

В парке девять прудов, соединенных протоками. Это дает возможность совершать прогулки на лодках по всем его живописным уголкам.

ЦПКиО. Лодки на прудах.

Парк располагает тремя лодочными станциями — на Северном и Южном прудах и на берегу Средней Невки.

Хорошо оборудованный песчаный пляж расположен на южном берегу парка перед выходом Средней Невки в Финский залив. В солнечные дни здесь всегда многолюдно.

В спортивном городке имеется всё необходимое для занятий любым видом спорта: два стадиона для игры в волейбол и баскетбол, водный бассейн с 10-метровой вышкой для прыжков, городошные площадки, специальный сектор для легкой атлетики, шахматный клуб. Есть специальные волейбольные площадки для начинающих. Работает школа плавания.

В течение летнего сезона в спортивном городке проводятся соревнования посетителей на звание лучшего гимнаста, городошника, пловца, бегуна, гребца, шахматиста парка.

Показательные спортивные выступления лучших физкультурных коллективов города, встречи по волейболу, баскетболу, городкам, боксу, борьбе самбо, по поднятию тяжестей, фехтованию, перетягиванию каната, спортивной и художественной гимнастике, акробатике привлекают многочисленных зрителей, зачастую приезжающих специально для того, чтобы посмотреть эти соревнования.

Большую массовую работу ведет парковый шахматно-шашечный клуб, организующий турниры и сеансы одновременной игры.

В парке существует база однодневного отдыха, которая обслуживает за лето до 30 тысяч человек. Отдыхающие проводят здесь целый день на свежем воздухе. Они имеют возможность посетить выставки, покататься на лодках, воспользоваться аттракционами, побывать в Большом летнем театре или на концерте на любой эстраде парка.

Парк культуры и отдыха интенсивно работает не только летом, но и зимой, особенно когда проходят большие народные гулянья, посвященные Новому году, Дню Конституции, Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, Международному женскому дню.

risunok014s.jpg (7833 bytes)
ЦПКиО. В детском городке.

С 1 октября по 31 мая работает школа фигурного катанья на коньках, а с 1 декабря — школа обучения катанью на коньках для начинающих. С 10 до 20 часов ежедневно работает база проката финских саней на Южном пруду и напротив Большого летнего театра. В воскресенье и праздничные дни дополнительно работают еще две прокатные базы: в танцевальном павильоне и на Северном пруду.

В парке действуют катки, общей площадью льда свыше 100 тысяч квадратных метров.

На спортивной базе можно получить напрокат коньки и спортивную обувь. Прокатная база открыта ежедневно с 17 до 23 часов, а в воскресные и праздничные дни с 11 до 23 часов.

Пять гардеробов парка одновременно могут обслужить 10 тысяч посетителей.

Перестраивается на зимний лад и детский городок. Создаются ледяные горки — спиральная ракета и теремок, ледяные перевалы, карусели, снежные тиры, производится катанье детей на пони, осликах и санных поездах.

Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова — излюбленное место отдыха ленинградцев и многочисленных гостей города Ленина. Достаточно сказать, что за два последних года парк посетило свыше 6 миллионов человек.

Средства сообщения. Трамваи: 12, 17, 25; автобусы: 45, 71; троллейбус 9—к главному входу в парк у 2-го Елагина моста;
трамваи: 2, 37; автобусы: 19, 80—к 3-му Елагину мосту (со стороны Новой Деревни);
автобус 71—к 1-му Елагину мосту (со стороны Каменного острова);
речной трамвай от пристаней: Румянцевский спуск, площадь Декабристов, Летний сад, набережная Кутузова.

В дни праздников и массовых гуляний из всех районов города в ЦПКиО идут дополнительные маршруты трамваев, автобусов и троллейбусов.

Районные сады и парки

Русское садово-парковое искусство, особенно в XVIII и первой половине XIX века, достигло чрезвычайно высокого художественного уровня. Но все сады и парки в то время создавались для дворянства, придворной знати. И даже когда в XIX веке возникли общественные сады, они были преимущественно в центральных районах города, где проживало в большинстве своем обеспеченное население.

В таких крупных рабочих районах, как Нарвская, Московская и Невская заставы, почти не было садов или парков.

Одним из первых мероприятий Советской власти была передача частных садов и парков в пользование трудящихся. Одновременно была поставлена задача создать новые зеленые массивы для оздоровления рабочих районов.

В течение четырех лет, с 1924 по 1928 год, были созданы или благоустроены такие сады, как сад имени 9 Января, Зеленинский, Палевский, сад имени Карла Маркса, реконструированы Михайловский сад, Октябрьский сад (б. Юсуповский), сад имени М. Горького (б. Александровский).

Озеленялись и другие районы города. К началу Великой Отечественной войны большинство районов города имело сады и парки культуры и отдыха.

Война прервала эту работу. Но как только отгремели победные салюты, возобновились работы по озеленению города и в первую очередь рабочих районов.

В память победы над врагом были заложены Московский и Приморский парки Победы.

Архитекторы, топографы, геодезисты наметили основные аллеи, дорожки, места групповых посадок Деревьев. На территории будущего Московского парка Победы было запроектировано 3,5 километра главных аллей, 6 километров вспомогательных и 60 куртин. В Приморском — 5,5 километра основных аллей, 3,5 километра вспомогательных и 40 куртин.

Из Пулковского питомника привезли в Московский парк Победы более 16 тысяч деревьев разных пород и свыше 10 тысяч кустарников. Выборгский питомник послал Приморскому парку 14 тысяч деревьев и 20 тысяч кустарников. Питомник городского садоводства, Пушкинский питомник и другие посылали в парки Победы всё новые и новые партии молодых деревьев и кустарников.

Первый день посадки деревьев был назначен на 7 октября 1945 года. Он превратился в общегородской праздник. Каждый с вдохновением шел на закладку нового парка, символизировавшего великую победу, и создавался вечнозеленый памятник тем, кто отдал свою жизнь за Родину.

Московский парк Победы. Авторами проекта этого парка являются архитекторы Е. Катонин и В. Кирхоглани. Перед ними стояла весьма сложная задача — превратить в цветущий сад бывшую свалку.

На территории будущего парка было много водоемов. Образовались они потому, что близлежащий кирпичный завод, добывая себе сырье — глину, разрабатывал здесь карьеры. Некоторые из них достигали 11 метров глубины и постепенно заполнялись водой. Эти водоемы были использованы архитекторами для пейзажной планировки парка, а кирпичному заводу было дано задание вырыть по заранее продуманному плану еще два пруда — “Очки”. Посетители парка могут видеть эти два чудесных квадратных пруда с живописными островками посередине. Между прудами были прорыты каналы, под землей проложены трубы, и вся система прудов стала проточной.

С тех пор прошло больше двадцати лет. Жители Московского района по праву гордятся своим парком Победы. Почти на километр вдоль Московского проспекта растянулась зеленая трехъярусная изгородь этого замечательного парка, который раскинулся на площади в 70 гектаров. Здесь много уютных уголков, густых тенистых аллей, цветочных полян, красивых извилистых дорожек и восемь живописных прудов.

Главный вход в парк украшают пропилеи, автором которых является архитектор В. Кирхоглани. Они отражают ратные и трудовые подвиги советских людей в Великой Отечественной войне. Очень образно выражают эту тему бронзовые барельефы, размещенные на внутренних стенах. Авторами их являются скульпторы И. Носова, С. Кирсанова, В. Безруков, И. Сыроежкин.

Против главного входа сооружен фонтан, диаметр гранитной чаши которого равен 25 метрам, а высота центральной струи составляет 12 метров.

На берегу Верхнего пруда построен Главный павильон. В нем находится кинотеатр “Глобус” с небольшим зрительным залом на 210 мест, где демонстрируются документальные и хроникальные фильмы.

Московский парк Победы. Аллея Героев.

За фонтаном начинается Аллея дважды Героев Советского Союза, уроженцев Ленинграда.

Первые бюсты — гвардии майора В. Осипова (скульптор С. Шапошников) и гвардии капитана В. Голубева (скульптор Д. Шварц) в торжественной обстановке были установлены 15 мая 1948 года; бюсты Е. Федорова (скульптор С. Шапошников) и В. Ракова (скульптор Т. Кирпичникова) — 13 мая 1950 года; бюсты Н. Челнокова (скульптор Н. Соколов) — 29 июня 1951 года и С. Богданова (скульптор Л. Кербель) — 11 января 1953 года.

Василий Николаевич Осипов — ровесник Октябрьской революции, воспитанник комсомола, член КПСС. Летчик бомбардировочной авиации дальнего действия. Воевал на многих фронтах Великой Отечественной войны. В боях им уничтожено большое количество техники, людского состава противника, десятки важнейших объектов.

Виктор Максимович Голубев (1915—1945) — летчик штурмовой авиации. На его боевом счету более 70 фашистских танков, 23 самолета, более 250 автомашин и бесконечное количество вражеских орудий и минометов.

Евгений Петрович Федоров — летчик бомбардировочной авиации дальнего действия. Его эскадрилья неоднократно бомбила Кенигсберг, Берлин, участвовала в боях под Севастополем, Ленинградом, в битве на Волге. Более 1500 часов в воздухе провел советский ас и более 350 тысяч килограммов бомб сбросил на врага.

Василий Иванович Раков — летчик морской бомбардировочной авиации. Днем и ночью, в любую погоду, всегда неожиданно для врага, тяжелые бомбардировщики, ведомые В. И. Раковым, смело налетали на аэродромы, скопления фашистских войск, железнодорожные узлы, военные базы врага. Враг чувствовал бомбовые удары его эскадрильи, а затем и полка в Севастополе, Керчи, под Ленинградом и во многих других местах.

Николай Васильевич Челноков — летчик-штурмовик Балтийского флота, воевал под Ленинградом, на Черном море и на Балтике. Его смелые до дерзости налеты наводили ужас на фашистов. Только на штурмовку боевых объектов этот прославленный ас вылетал 277 раз!

Семен Ильич Богданов (1894—1960) был талантливым военачальником танковых частей и соединений. Добровольно вступив в ряды Красной Армии в 1918 году, прослужил в ней 40 лет. От рядового красноармейца до маршала бронетанковых войск — таков славный путь гвардии генерал-полковника С. И. Богданова. Несколько десятков строк занял бы только перечень мест, где танки под его командованием громили фашистов. Боевые дела танкистов-гвардейцев победоносно завершились в Берлине.

Московский парк Победы. Памятник Александру Матросову.

Таков очень скупой и краткий рассказ о доблестях и ратных подвигах дважды Героев Советского Союза, чьи скульптурные бюсты украшают Аллею Героев Московского парка Победы.

Правая от фонтана радиальная дорожка ведет к памятнику Герою Советского Союза Зое Космодемьянской (скульптор М. Манизер), а левая живописная аллея — к памятнику Герою Советского Союза Александру Матросову (скульптор Л. Эйдлин).

Московский парк Победы. Памятник Зое Космодемьянской.

Первый памятник был установлен в конце 1951 года, а второй — в 1952 году. Подвиги этих двух Героев общеизвестны. Память о них бессмертна.

К услугам посетителей парка Московского района кинотеатр “Глобус”, шахматно-шашечный клуб, библиотека, музыкальная эстрада, городок аттракционов, где всегда бывает шумно и весело, пляж на берегах Малого пруда, лодочная станция, буфет и т. д.

Хорошо оборудованы и детские площадки. Детям предоставлены качели, вертящиеся барабаны, песочные ящики, игрушечные качели.

Любители спорта могут посетить спортивный городок. Он занимает территорию в 4 гектара на островке, расположенном в северо-восточной части парка. Там есть баскетбольные, волейбольные и городошные площадки и настольный теннис.

Зимой спортивный городок превращается в ледяное поле. Кроме обычных катков успешно работают школа фигурного катанья и школа для начинающих кататься на коньках.

Средства сообщения. Трамваи: 3, 15, 16, 29, 35; автобусы: 3, 11, 13, 16, 39, 50, 55, 61, 63, 72; троллейбусы: 2, 15, 17; метро до станции “Парк Победы”.

Приморский парк Победы расположен в дельте Невы на взморье, на западной оконечности Крестовского острова, и занимает площадь 183 гектара.

В начале XVIII века Петр I подарил этот остров своей сестре Наталье Алексеевне. В 1731 году царствовавшая тогда Анна Иоанновна подарила его своему советнику Б. Миниху. Прошло двенадцать лет, и взошедшая на русский престол Елизавета Петровна дарит Крестовский остров вместе с остальными огромными земельными угодьями, с многочисленными крепостными своему фавориту Алексею Разумовскому. Тот — своему брату Кириллу Разумовскому. В начале XIX века его сын — Петр Разумовский продал остров князю А. Белосельскому-Белозерскому. Новый хозяин начал беспощадно истреблять лес на продажу. Через несколько лет 100 гектаров хороших лесных угодий превратились в пустырь с уныло торчащими пнями и кочками, поросшими мхом.

Такова краткая история Крестовского острова.

Уже с первых лет Советской власти остров начал благоустраиваться, но более половины его территории оставалось -заболоченной я представляло собой пустырь.

Когда архитекторы В. Степанов, В. Медведев, А. Никольский приступили в 1945 году к проектированию Приморского парка Победы, перед ними стояла нелегкая задача—использовать остатки Белосельского парка и создать новое творение садово-парковой архитектуры на заболоченном пустыре.

Приморский парк Победы. Второй северный пруд.

В отличие от Московского парка Победы, Приморский парк начал создаваться как пейзажный парк. Всё было продумано до мельчайших подробностей, и началась народная стройка на Крестовском острове.

Первый воскресник здесь состоялся 7 октября 1945 года. В течение месяца было посажено 450 тысяч деревьев и кустарников.

Главная липовая аллея длиною около двух километров делит парк пополам, продолжая Морской проспект. Отсюда видны многочисленные цветники и поляны с разбросанными группами деревьев и целыми рощицами. Сквозь зелень блестят воды прудов Крестового, Мандолины, Круглого, Южного, Первого северного и Второго северного.

Главная аллея подходит к стадиону имени С. М. Кирова, за которым открывается широкая панорама Финского залива.

Идея создания парка и стадиона с выходом к морю была одобрена Сергеем Мироновичем Кировым. Вот почему у подхода к стадиону, на площадке, окруженной ковром из цветов, в 1950 году установлен Сергею Мироновичу бронзовый памятник. Авторы его — скульптор В. Пинчук и архитектор Л. Хидекель.

Приморский парк Победы. Физкультурный павильон.

Подготовительные работы к строительству стадиона начались еще в 1932 году.

Искусственно был создан огромный эллипсообразный холм. Около миллиона кубических метров грунта намыто со дна Финского залива и дельты Невы землесосными снарядами. Раковина холма представляет собой гигантскую арену, на трибунах которой размещается до . 100 тысяч зрителей. Лестница центрального входа, украшенная фонтаном и обрамленная каскадами, поднимается на высоту 15,5 метра. С верхней террасы восточной стороны видна прямая как стрела Главная аллея, перед началом соревнований похожая на живую реку, — десятки тысяч зрителей торопятся на стадион.

На западе до самого горизонта простирается залив. В ясные дни отчетливо виден Кронштадт.

Строительство стадиона и парка продолжается и сейчас. По генеральному плану стадион будет центром большого спортивного комбината. Уже создаются солярий, открытые плавательные бассейны, баскетбольные и волейбольные площадки. В северной части острова будут построены Гребной канал для занятий по академической гребле, яхт-клуб, водомоторный клуб, налево от главного входа — малый стадион для тренировок, с трибунами на 15 тысяч мест. С правой стороны от Главной аллеи разместятся велотрек, теннисные корты, площадки для игры в городки, настольный теннис и т. п.

В дальнейшем Приморский парк Победы будет еще более благоустроенным.

Средства сообщения. Трамваи: 8, 12, 17, 25, 33, 34; автобусы: 45, 71; троллейбус 9.

Сад имени М. Горького (бывш. Александровский). Этот сад был разбит в 70-х годах прошлого века на месте, где в праздники предприимчивыми дельцами устраивались карусели, качели и балаганы для “простонародья”. В 1931—1932 годы сад был перепланирован; в нем устроен большой фонтан, прорезаны центральные и боковые аллеи, посажены сотни лип и кленов.

Этот сад, площадью в 8,5 гектара, находящийся в центре города, окружен неповторимыми архитектурными ансамблями. Западная часть его выходит на площадь Декабристов, восточная — на Дворцовую площадь, а с севера высится бессмертное творение зодчего А. Захарова — Адмиралтейство.

Расположенный в центре города среди зданий, являющихся образцами архитектурного искусства, сад имени М. Горького сам является неотъемлемой частью ансамблей Дворцовой площади и площади Декабристов.

Интересна центральная площадка сада. Композиционным центром ее является круглый гранитный бассейн фонтана. По углям площадки установлены на гранитных постаментах бронзовые бюсты М. Лермонтова, В. Жуковского, Н. Гоголя и М. Глинки.

Памятник Лермонтову был воздвигнут в 1896 году по проекту скульптора В. Крейтана. По его же проекту был отлит бюст Жуковского, установленный здесь в 1887 году. На одной из сторон памятника можно прочесть пушкинские строки:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе Младость,
Утешится безмолвная Печаль,
И резвая задумается Радость.

На гранитном постаменте памятника Н. Гоголю, отлитого также по проекту Крейтана, высечены пророческие слова великого писателя: “Знаю, мое имя после меня будет счастливее меня”.

А на постаменте памятника композитору М. Глинке с одной стороны приведены нотные строки из партитуры оперы “Руслан и Людмила”, а с другой — сказанные композитором слова: “Музыка — душа моя”.

Архитектурное и скульптурное оформление главного фасада и парадного входа Адмиралтейства (у центральной площадки сада) подчинено единой идее — прославлению военно-морского могущества России.

На аттике центрального входа привлекает внимание барельеф работы известного скульптора первой половины XIX века И. Теребенева — “Заведение флота в России”. Этот барельеф служит как бы заглавной строкой ко всему скульптурному оформлению Адмиралтейства.

В центре композиции изображен бог морей Нептун, вручающий Петру — основателю русского флота — свой трезубец как символ власти лад морями. Над аркой две аллегорические фигуры Славы, а по обеим сторонам арки — три женские фигуры (нимфы моря), поддерживающие земной шар. Эти скульптурные группы принадлежат резцу известного мастера XIX века Ф. Щедрина,

По углам куба над аркой размещены фигуры героев древности — Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра.

Над колоннадой верхнего куба расставлены 28 фигур (по числу колонн), изображающих “четыре стихии”, “четыре времени года”, “четыре страны света”, богиню Изиду — покровительницу кораблестроения, Уранию — богиню астрономии и др.

Завершается центральная часть здания высоким золоченым шпилем, увенчанным корабликом.

...Если повернуть налево от центральной площадки сада, то строгие прямые аллеи приведут к небольшой площадке, на которой среди цветов стоит памятник знаменитому русскому путешественнику, первому исследователю Центральной Азии — Н. М. Пржевальскому (скульптор А. Бильдерлинг). Этот памятник сооружен на средства, собранные Русским географическим обществом, и установлен здесь в 1892 году.

В конце центральной аллеи привлекает внимание скульптура Геркулеса работы неизвестного итальянского мастера. Установленная на высоком полированном гранитном постаменте, эта скульптура очень красива на фоне густой зелени листвы.

В этом месте аллея под прямым углом поворачивает к набережной Невы и приводит к памятнику Петру I.

Скульптор Э. Фальконе двенадцать лет работал над этим памятником, который был установлен в 1782 году.

Глядя на него, редко кто не вспомнит строки из поэмы Пушкина “Медный всадник”:

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Площадь Декабристов, в которую своим западным крылом вклинивается сад имени М. Горького, является одним из красивейших архитектурных ансамблей города. Примыкая одной стороной к гранитной набережной Невы, площадь окаймлена зданиями Центрального исторического архива (бывш. сенат и синод), построенного К. Росси, Исаакиевского собора (архитектор О. Монферран) и западным фасадом Адмиралтейства.

Восточная часть сада, украшенная мраморной скульптурой Сивиллы Дельфийской, выходит к Дворцовой площади.

Дворцовая площадь известна всему миру не только своими архитектурными шедеврами — Зимним дворцом (архитектор В. Растрелли), зданием бывш. Главного штаба (архитектор К. Росси), Александровской колонной, сооруженной Монферраном в честь победы России в Отечественной войне 1812 года, — но и тем, что она была свидетельницей исторических событий — расстрела рабочих 9 января 1905 года, послужившего толчком к началу революции 1905 года, и штурма Зимнего дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 года, завершившего победу Великой Октябрьской социалистической революции.

Средства сообщения. Трамваи: 8, 21, 26, 31; автобусы: 2, 3, 6, 7, 10, 30, 44, 45, 47, 60; троллейбусы: 1, 2, 5, 7, 9, 10, 14, 22.

Сад отдыха. В самом центре города, на Невском проспекте, на небольшой территории в один гектар зеленеет Сад отдыха, примыкающий к Дворцу пионеров имени А. А. Жданова.

Днем сюда собираются ребята, а вечером сад принадлежит взрослым ленинградцам, любящим этот небольшой зеленый уголок, в котором всегда можно интересно провести вечер.

В летнем театре на 1350 мест идут эстрадные представления, концерты. На открытой эстраде каждый вечер играет духовой оркестр.

В павильоне, построенном Росси, организуются выставки, лекции; устраиваются шахматные и шашечные турниры. Есть библиотека, читальня, хороший ресторан.

Средства сообщения. Трамваи: 2, 3, 5, 12, 13, 14, 24; троллейбусы: 1, 5, 6, 7, 10, 14, 22; автобусы: 3, 4, 6, 7, 22, 23, 43,44, 45, 70; метро — станция “Невский Проспект”.

Ленинский район имеет два зеленых массива для отдыха и гулянья: Измайловский сад и парк имени 30-летия ВЛКСМ.

Измайловский сад расположен на набережной Фонтанки, 114. Территория его невелика — 1,5 гектара; в летнем театре идут интересные спектакли, эстрадные представления, бывают концерты, демонстрируются кинофильмы.

В саду имеются библиотека-читальня, шахматно-шашечный клуб, детская площадка, кафе.

Измайловский сад пользуется широкой популярностью у ленинградцев.

Средства сообщения. Трамваи: 2, 3, 6, 8, 15, 27, 28; автобусы: 10, 50, 60, 90; троллейбусы: 2, 4, 8, 11, 13, 17; метро — станция “Технологический институт”.

Парк имени 30-летия ВЛКСМ расположен недалеко от Нарвских ворот. По Перекопской улице можно пройти к центральному входу в парк, а с северо-востока на юго-запад парк пересекает Лифляндская улица.

На 35 гектарах раскинулся этот красивый тенистый парк, история которого небезынтересна.

На живописном островке, окруженном речками Екатерингофкой, Таракановкой и Бумажным каналом, в 1711 году Петр I приказал построить для своей жены Екатерины деревянный дворец, а зеленый массив островка превратить в парк, назвав его Екатерингофоким.

Больше двухсот лет стоял этот деревянный дворец. В 1924 году он сгорел.

Бурное развитие промышленности в последней четверти XIX века привело к тому, что Екатерингофский парк оказался в соседстве с многочисленными фабриками и заводами. Это обстоятельство определило и его назначение. Революционный пролетариат неизменно использовал этот парк как место массовых сходок, собраний и маевок.

Вот почему с первых лет Советской власти он стал называться Парком имени 1 Мая.

В 1948 году в связи с тридцатилетним юбилеем Ленинского союза коммунистической молодежи парк был назван именем 30-летия ВЛКСМ.

Еще в 1926 году этот парк был заново приведен в порядок: расчищены старые и проложены новые аллеи, высажены в грунт сотни новых деревьев и тысячи декоративных кустарников, выращено много однолетних и многолетних цветов. И с тех пор ежегодно в парке появляются новые насаждения.

В 1956 году на центральной аллее возле пруда на гранитном пьедестале была установлена скульптурная группа высотой 11 метров, изображающая героев Краснодона (скульпторы В. Агибалов, В. Мухин и В. Федченко). На противоположной стороне пруда установлены скульптуры “Моряк” и “Девушка с лентой” — дипломные работы молодых ваятелей С. Карпова и Ю. Архиповой.

К услугам посетителей парка различные аттракционы, лодочная станция, танцевальная площадка. Открыты библиотека-читальня, шахматно-шашечный павильон.

На открытой эстраде часто читаются лекции о международном положении, по истории Ленинграда и его районов, устраиваются вечера — встречи с Героями Социалистического Труда, деятелями науки, культуры и искусства, концерты артистов ленинградских театров, филармонии, госэстрады, коллективов художественной самодеятельности Дворца культуры имени А. М. Горького, Домов культуры имени К. Маркса, имени Цюрупы, имени Ногина.

Много интересного и увлекательного организовывается в парке для малышей и детей школьного возраста.

Здесь можно покататься на каруселях, поиграть на детской площадке, посидеть за рулем педального автомобиля.

А школьники имеют возможность поиграть в волейбол, баскетбол, настольный теннис.

В библиотеке для них устраиваются викторины, литературные игры, концерты детской самодеятельности.

Зимой в парке для детей создаются катальные горки и каток; работает школа фигурного катанья.

Средства сообщения. Трамваи: 1, 8, 13, 19, 28, 31, 33, 35, 36; автобусы: 2, .22, 49, 66, 73; троллейбусы: 4, 8, 20; метро-станция “Нарвская”.

Детский парк имени 9-го Января. В Кировском районе на проспекте Стачек в 20-х годах нашего столетия, на том пустыре, откуда утром 9 января 1905 года рабочие Нарвской заставы собрались идти с петицией на Дворцовую площадь, был разбит сад.

В память событий, навеки вошедших в историю революционного движения, рабочие Нарвской заставы огородили этот сад решеткой, стоявшей у Зимнего дворца, и назвали его садом имени 9 Января.

Сад занимает площадь 12 гектаров и является сейчас детским парком Кировского района.

До вечера хозяевами в саду являются дети. Все сооружения и аттракционы существуют для них. А когда утихает многоголосый и веселый шум детворы, сад начинает заполняться взрослыми. Для них устраиваются в саду массовые гулянья, концерты и спектакли художественной самодеятельности, читаются лекции; хорошо организована консультационно-справочная работа, Имеются читальня, уголок настольных игр и т. д.

Средства сообщения. Трамваи: 1, 13, 19, 31, 33, 35, 36, 41; троллейбусы: 4, 8, 20; автобусы: 2, 66, 73.

Городской детский парк Гороно создан на базе бывшего Таврического сада, творцом которого был один из талантливых английских мастеров садово-паркового искусства XVIII века В. Гульд.

Сад был заложен одновременно со строительством здания Таврического дворца (1783 год), и строительство его было закончено в 1785 году. В. Гульд решил создать пейзажный парк без скульптурных и архитектурных сооружений.

Городской детский парк. Памятник юным героям.

Он сочетал свободно растущие группы деревьев с обширными зелеными полянами и водными пространствами.

Ближе к дворцовому зданию был вырыт пруд с берегами затейливой формы, а в противоположном конце сада — прорыт канал, который образовал два живописных островка.

С той далекой поры Таврический сад подвергался многочисленным изменениям и постепенно все более и более терял свое очарование. И только в годы Советской власти стала возможна систематическая работа по восстановлению, реконструкции и содержанию в должном порядке ныне уже Городского детского парка.

Разнообразны формы работы Ленинградского городского детского парка. Здесь часто устраиваются пионерские сборы. Каждый сбор имеет свою тему, свой девиз, например: “Пионер чтит память тех, кто отдал жизнь за счастливое детство советской детворы”, “Не ради славы, а ради жизни на земле”, “Эта улица носит имя героя” и т. д. Сборы проходят в центре парка у памятника-обелиска героям-пионерам. Он сооружен в 1961 году на средства, собранные пионерами города.

К памятнику-обелиску ведет аллея Героев-пионеров. Она заполнена портретами тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Здесь портрет украинца Героя Советского Союза Валентина Котика и партизанки Нины Куковеровой, Маркса Кротова и Коли Мяготина, убитого кулаками в 1932 году, белоруса Марата Казей и ленинградки Ларисы Михеенко, Володи Дубинина, погибшего в Крыму, и Героя Советского Союза Зины Портновой, замученной фашистами в 1944 году, и много портретов других пионеров, чьи имена навечно вошли в историю доблести и мужества советского народа.

Для маленьких посетителей создана Аллея Маршака. Немало радостей приносят малышам карусель, качели, вертящиеся круги, педальные автомобили, массовые игры под руководством педагогов, концерты, в которых они сами могут принять участие.

Интересно организована в парке клубная работа. Детских клубов несколько: “Клуб гостеприимных ребят”, где проходят встречи со знатными людьми, старыми большевиками, Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, художниками, писателями, композиторами, артистами, режиссерами; спортивный клуб “Молодость”, организующий занятия и спортивные соревнования; клуб любителей природы “Березка” и клуб “Юный космонавт”.

В Городском детском парке всегда многолюдно и весело. На эстрадах идут концерты, в лектории можно послушать интересную лекцию, на живописных прудах покататься на лодке, а на спортплощадках обычно сражаются в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шахматы и шашки.

А зимой работает школа фигурного катанья на коньках и школа для начинающих конькобежцев. Широко практикуется бесплатный прокат коньков, санок, лодок.

На катках часто выступает детский балет на льду со спектаклями “Золушка”, “Дюймовочка” и другими.

Интересно, содержательно и весело можно в Городском детском парке провести время не только летом, но и зимой.

Средства сообщения. Автобусы: 1, 6, 14, 26, 65; троллейбусы: 5, 7, 11, 15, 16.

Парк имени Я. В. Бабушкина находится в семи километрах от центра города, в Невском районе, на проспекте Обуховской обороны. Он занимает территорию более 17 гектаров. Это один из лучших районных парков. Широкая центральная аллея, украшенная газонами и скульптурами, делит парк на две части. В стороны идут небольшие тенистые аллеи.

В 1956 году в парке был установлен памятник одному из выдающихся деятелей Коммунистической партии, верному ученику и ближайшему помощнику В. И. Ленина — И. В. Бабушкину.

В парке есть кинолекторий, читальня, хорошо оборудованный спортивный городок. Устроен аттракционный городок. Здесь и виражные самолеты и “колесо обозрения”, воздушная карусель и русские качели, молот и стенд для набрасывания колец и другие аттракционы. Есть детская карусель и прокатная станция, где имеются педальные автомобили.

В парке имени И. В. Бабушкина можно послушать интересную лекцию, получить консультацию врача и юриста, принять участие в спортивных играх.

За летний сезон этот парк посещает 500—600 тысяч человек.

Средства сообщения. Трамваи; 7, 17, 24, 27, 38, 39, 44; автобусы: 4, 11, 15, 24, 46, 70, 95, 96; троллейбусы: 14, 16;

Выборгский район располагает Садом имени Карла Маркса и Парком имени челюскинцев.

Сад имени Карла Маркса занимает площадь в 10 гектаров. Он раскинулся на Лесном проспекте и является районным парком культуры и отдыха.

В саду проводится большая культурно-просветительная работа. В дни гуляний играет духовой оркестр, выступают кружки художественной самодеятельности, имеются хорошая библиотека и читальня.

Днем устраиваются детские гулянья.

Средства сообщения: Трамваи: 9, 17, 20, 22, 23, 32; автобусы: 12, 40, 53, 75, 90.

Парк имени челюскинцев (бывш. Удельнинский) раскинулся на огромной территории в 160 гектаров. Это по существу большой лес, где перемежаются вековые ели, сосны, липы, березы.

Трудящиеся города приезжают в этот парк в выходные дни с семьями и располагаются на полянах, где отдыхают на свежем воздухе, принимают солнечные и воздушные ванны. Соединившиеся кронами деревья образуют тенистые аллеи, ведущие в живописные уютные уголки. В парке всегда тихо и спокойно. Сколько бы ни собиралось здесь народу, парк так велик, что территория его всегда кажется свободной.

Средства сообщения. Трамваи: 20, 21, 22, 23, 26; автобусы: 12, 31, 40, 75.

Кроме того, в Выборгском районе расположен парк Лесотехнической академии имени С. М. Кирова.

Петроградский район располагает несколькими зелеными массивами, где можно хорошо и интересно провести день отдыха.

Парк имени Ленина, расположенный между Петропавловской крепостью и проспектом Максима Горького, создан еще в 1744 году.

Со стороны Кировского проспекта в парке в 1911 году был установлен памятник морякам миноносца “Стерегущий” работы скульптора К. Изенберга. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. русские матросы затопили свой подбитый и неуправляемый корабль, чтобы он не достался японцам, и погибли сами. Памятник изображает момент, когда безвестные герои открывают кингстоны, чтобы морская вода хлынула в трюмы миноносца:

От этого памятника аллеи ведут в тенистые места парка, где расставлены удобные скамейки. Есть там площадки с песочными ящиками для детских игр. Дальше аллеи ведут к Театру имени Ленинского комсомола, к кинотеатру “Великан”. Оттуда можно пройти на пляж Петропавловской крепости.

Зоологический парк расположен по проспекту М. Горького.

Это один из крупнейших в стране зоологических парков. Он был основан в 1865 году, но расцвет его наступил в годы Советской власти. За последние 15—16 лет территория зоопарка увеличилась в два с половиной раза. Здесь представлено свыше 270 видов зверей и птиц, в том числе единственные в СССР экземпляры жирафа, черных пантер, броненосца, кенгуру и других редких животных. Зоопарк систематически пополняется все новыми и новыми представителями животного мира. Всегда многолюдно у площадки молодняка. Тут мирно уживаются лисица и петух, кошка и мыши, волчата и щенята, белые и бурые медведи.

Детей в Зоопарке можно покатать на карусели и на пони, запрягаемых в детские экипажи.

Средства сообщения: Трамваи: 3, 4, 6, 12, 25, 26, 31, 34; автобусы: 10, 25, 45, 46; метро — станция “Горьковская”.

Сад имени Дзержинского находится в конце Кировского проспекта, у Каменноостровского моста через Малую Невку. По воскресным и праздничным дням в нем устраиваются массовые гулянья, концерты, эстрадные представления; есть читальня и павильон игр.

Средства сообщения. Трамваи: 3, 21, 31, 37, 40; автобусы: 19, 23, 25, 33, 46, 65, 80, 92.

<< Назад  Далее >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.