По востоку Карельского перешейка

НА ЮЖНЫЙ БЕРЕГ ЛАДОГИ

Огромное пресноводное озеро, величайшее в Европе и одно из самых больших в мире, раскинулось на расстоянии всего нескольких десятков километров от Ленинграда. Площадь Ладожского озера — 18 тысяч квадратных километров.

Много рек впадает в Ладогу. Мощная Свирь несет воды Онежского озера, широкий Волхов, красавица Вуокса, реки Паша, Оять, Сясь, множество других рек и ручьев впадают в это озеро-море. Из Ладоги же вытекает только одна река — полноводная красавица Нева.

Много различной рыбы водится в озере: судак, лещ, окунь, корюшка, лосось, форель. Живет здесь и редкий зверь — пресноводный тюлень, изредка в период ледохода проплывающий на льдинах мимо набережных Невы и вызывающий восторг детворы.

Наиболее легкая поездка на южный берег Ладоги — пароходом до Петрокрепости. Но здесь — залив, и полного впечатления об озере не получишь. Лучше выехать с Финляндского вокзала по Ириновской линии до станции Ваганово и отсюда по дороге пройти до поселка Коккорево. От станции до поселка 4 километра. Сразу за Коккоревом открывается вид на Ладогу. Немного севернее поселка на берегу находится конечная станция железной дороги — “Ладожское озеро”, но берега озера там менее живописны, чем в Коккорево.

В годы блокады Ленинграда эта станция была начальным пунктом ледовой “дороги жизни”, пересекавшей Ладожское озеро в направлении к пристани Кобона, расположенной на противоположном берегу.

“Дорога жизни” во время Великой Отечественной войны была главным путем сообщения блокированного фашистами Ленинграда. По этой дороге вывозились раненые и больные жители города на “большую землю” и непрерывно, несмотря на обстрел, бомбежки, выступавшую из-подо льда воду, в осажденный город шли автомашины с продовольствием, медикаментами, оружием, боеприпасами.

Из Коккорево по берегу надо пройти вправо до леса. Здесь прекрасные места. В тихую погоду можно отлично искупаться: дно неглубокое и вода хорошо прогревается. Перед глазами необъятная ширь Ладоги.

В Коккореве расположен рыболовецкий колхоз. Белые паруса рыбачьих судов скользят по бескрайнему глубокому простору. В лесу прохладно, пахнет хвоей, много ягод и грибов.


Схема маршрута на южный берег Ладоги.

Очень интересен в Коккореве созданный пионерами Смольнинского района Ленинграда краеведческий музей “Дорога жизни”. В этом музее можно познакомиться с историей этой дороги, ее строителями и подвигами людей, снабжавших Ленинград в годы блокады питанием, боеприпасами.

Возвращаться можно или старым путем или пройти через Коккорево на дорогу, ведущую к истоку Невы, переправиться на левый берег в Петрокрепость и на пароходе вернуться в Ленинград.

МОРОЗОВСКИЕ ОЗЕРА

В самом центре Карельского перешейка, между поселком Мичуринское и рекой Вуоксой, в середине огромного лесного массива причудливо разбросаны многочисленные озера — так называемые Морозовские. Они так близко примыкают друг к другу, что создается впечатление одного большого озера, покрытого сетью островов.

Места эти глухие. Изредка их посещают дачники, живущие в Мичуринском, да проходящие здесь группы туристов.

Попасть сюда без автомашины трудно. Нужно поездом доехать до станции Сосново (около двух часов езды), а затем на местном автобусе или попутной машине добраться до Мичуринского (27 километров). От Мичуринского до Морозовских озер пешком по лесной тропе 3 километра.

Пешком такую прогулку в один день совершить невозможно, на нее нужно затратить не менее двух-трех дней. На ночлег можно устроиться на берегу озера или переночевать в лесу.

Значительно удобнее совершить эту прогулку на автомашине или автобусе.

Из Ленинграда следует выехать в направлении на Озерки — Осиновую рощу, здесь повернуть на Приозерское шоссе и на 65-м километре свернуть влево по указателю на Мичуринское.

В поселке Зубово, не доезжая до Мичуринского, поворот вправо на проселочную дорогу, которая выведет на холм. Здесь машину можно оставить. С холма открывается вид на Морозовские озера.

Внизу среди соснового леса вкраплены голубые пятна озер с многочисленными островками, мысами, перемычками, протоками.

Сосны отражаются в тихой глади озер, и сразу трудно отличить кромку берега. А за озерами видны холмы, также поросшие сосновым лесом.


Схема маршрута на Морозовские озера.

По тропочке можно спуститься к берегу ближнего озера — Островистого и углубиться по лесным дорожкам к северу в самый лабиринт озер — Плотичного, Тучкова, Жемчужины, Приметного и других.

Во всех этих озерах при помощи отравляющих веществ были уничтожены все “сорные” рыбы, и они заселены ценными промысловыми сортами — зеркальным карпом, сибирской пелядью. Рыба хорошо прижилась на новом месте.

Ловля рыбы в этих озерах любыми способами, в том числе и удочкой, запрещена.

Интересно найти дорогу между озерами к поднимающимся на севере холмам, но это не всегда сразу удается. Тропки упираются в неширокие протоки, соединяющие озера, и приходится искать другой путь.

Здесь всегда тихо, сухо. Воздух напоен ароматом сосны. По склонам холмов много черники, брусники, местами попадаются хорошие малинники, но особенно богаты холмы за озерами грибами. В озерах есть хорошие места для купания. В большом поселке Мичуринское, раскинувшемся на берегу озера Мичуринское, имеется чайная с горячими обедами, два магазина, почтово-телеграфная контора с междугородным телефоном, амбулатория.

На машине обратно можно вернуться и другим путем. Проехав центр селения, следует свернуть вправо на Коробицыно и, миновав его, доехать до Выборгского шоссе и далее через Первомайское, Осиновую рощу и Озерки в Ленинград. Путь этот интересен, проходит мимо больших красивых озер, но длиннее, чем по Приозерскому шоссе.

К ПОРОГАМ РЕКИ БУРНОЙ

Мало есть рек в мире, о которых известно, когда они начали свою жизнь. Что касается реки Бурной, то днем ее появления можно считать 19 мая 1818 года. Это самая молодая река Ленинградской области.

Вот как произошло ее рождение. До 1818 года огромное озеро Суходольское (бывш. Суванто), длиной более 40 километров, было отделено от побережья Ладожского озера высокой песчаной грядой — озом, поросшим лесом. Прямо по гребням этого оза проходила дорога.


Схема маршрута к реке Бурной.

Уровень воды в то время был много выше, чем сейчас, и озеро питало реку Вуоксу, с которой оно было соединено протокой у нынешней станции Лосево. Вода в ту пору текла здесь в обратном направлении, т. е. из озера Суходольское в реку Вуоксу.

Весна 1818 года была дружной. Быстрое таяние снегов вызвало большой подъем воды в озере. Местные крестьяне, чтобы осушить участки покоса и пашни, залитые поднявшимися водами озера, решили спустить часть воды прямо в Ладогу, для чего через оз прорыли канал. В середине мая подули сильные северо-западные ветры. Поднявшиеся волны начали размывать канал, углублять его. В ночь на 19 мая 1818 года разразилась буря. Вода мощными потоками устремилась в канал. Огромная волна, увлекая камни, деревья, смыв часовню и один из домов в деревушке Тайпале, с ревом хлынула в Ладогу.

Так на месте небольшого канала образовалась широкая, глубокая, с очень быстрым течением река Бурная. Уровень озера понизился на 7 метров. Изменилось течение Вуоксы — она получила новый, южный выход в Ладожское озеро через озеро Суходольское в реку Бурную. Старое же (северное) русло обмелело, а местами совсем высохло.

Река Бурная невелика. Протяженность ее всего 10 километров. Правый (южный) берег реки — низкий, покрыт лугами и перелесками. Только у самого Ладожского озера начинается густой смешанный лес. Здесь заповедник — охота запрещена. Левый берег — высокий, местами обрывистый. Вдоль этого берега проходила линия вражеской обороны. Весь он изрыт траншеями, ходами сообщений, видны остатки разрушенных земляных и бетонных дотов.

В древних новгородских летописях есть упоминания о существовавшем в районе нынешней реки Бурной новгородском поселении Волочок-Сванский. Очевидно, здесь был когда-то волок судов новгородцев из Ладожского озера в озеро Суходольское и далее в реку Вуоксу.

Устье реки Бурной очень красиво. Стремительно изливаясь в Ладожское озеро, река как бы разрезает его более темные воды, и светлая полоса воды реки Бурной тянется далеко в глубь огромного озера.

Почти у самых истоков, невдалеке от озера Суходольское, она прорезает каменистую гряду и образует пороги. Река в отвесных берегах кипит и с грохотом, вся в пене, проносится через беспорядочно разбросанные по руслу камни. Пороги, однако, вполне проходимы на лодках. Правда, необходимы опытность, отличное умение управлять лодкой и смелость. Ленинградские туристы неоднократно проходили их. С 1965 года на этих порогах проводится соревнование — водный слалом на туристских байдарках.

Пороги эти были знамениты как место спиннинговой ловли рыбы. Здесь в изобилии водится различная рыба, в том числе и лосось.

Сейчас ловля лососей и другой рыбы строго запрещена, а пороги реки Бурной объявлены заповедником.

Попасть к порогам реки Бурной пешком нелегко. От ближайшей станции Сосново сюда 16 километров по шоссе. Следует до селения Запорожское доехать из Сосново рейсовым автобусом, а отсюда выходить на Ладогу.

На автомашине ехать к порогам лучше всего по Приозерскому шоссе до Сосново и далее до Запорожского. От порогов рекомендуется проехать дальше до устья реки Бурной. Оставив машину, можно дойти до берега Ладожского озера.

Прекрасный вид на озеро, сухой, напоенный смолистым ароматом сосны воздух будут хорошей наградой за проделанный длинный путь. От Ленинграда на автомашине до порогов реки Бурной 88 километров, а до устья реки — 96 километров.

НА ОЗЫ ВОЛЧЬЕЙ РЕКИ

Зарождаясь на северных склонах Лемболовских высот, самых высоких на Карельском перешейке (до 205 метров), эта небольшая, но с быстрым течением река прорезает на своем пути в нескольких местах песчаные гряды ледникового происхождения — озы.

Свой бег по перешейку река заканчивает, впадая в Вуоксу недалеко от поселка Лосево.

Почти на всём Протяжении нижнего течения река очень красива. Прорыв в песчаных берегах узкую долину, она петляет среди отвесных склонов, сплошь поросших хвойными лесами.

Одно из наиболее привлекательных мест лежит к западу от станции Пети-Ярви. Особенно хорошо здесь зимой любителям побродить на лыжах по зимнему лесу, покататься с крутых заснеженных склонов, полюбоваться в солнечный день искрящимся снегом, с падающими на него тенями высоких красавиц сосен, надышаться свежим морозным воздухом.

Доехав до станции Сосново на электропоезде (с Финляндского вокзала) и пересев на согласованный по расписанию поезд на Приозерск, примерно через 2,5 часа (от Ленинграда) вы будете в Пети-Ярви. На станции есть ларек, где можно прикупить все забытое в городе. Дальше по всему маршруту до поселка Ягодное магазинов уже не будет.


Схема маршрута на озы Волчьей реки.

Перейдя железнодорожные пути, надо найти дорогу, вначале очень недолго идущую вдоль путей к Ленинграду и через сотню метров круто сворачивающую вправо, на юго-запад. Дорога обычно слабо накатана, на лыжах идти по ней очень хорошо. Несколько подъемов и спусков — и впереди слева будут видны два домика, а дальше мост через Волчью реку. Сюда от станции 2,5—3 километра. Рядом с мостом в Волчью впадает небольшой ручей. Спускаться на Волчью не стоит—лед на ней в этом месте непрочный, течение очень быстрое. Пройдя мост, следует свернуть с дороги вправо и, пробравшись через кусты, около полукилометра идти вдоль берега на север. Начиная от этого места придется торить лыжню по целине, однако можно найти старую туристскую лыжню и тогда, конечно, стоит ею воспользоваться. Скоро влево от реки появится первый холм, по склону которого и следует подняться. Отсюда, куда ни посмотри, громоздятся холмы, разделенные глубокими впадинами. Особенно красив сосновый бор. Мощные высокие стволы сосен только высоко вверху развернули свой крону. Лучи солнца свободно проникают вниз, и снег весь как бы исчерчен тенями стволов. Подлеска почти нет. Любители спусков с гор могут найти для себя склоны на любой вкус. Есть и такие, на которых при спуске не всякий слаломист сумеет устоять. Падения не страшны — снег глубокий. Опасны только пни. Если пойти влево, то скоро лес кончится и можно кататься по склонам.

Придерживаясь направления на северо-запад, можно дойти до узких длинных озер, лежащих в глубоких впадинах. Если от озера взять на север, то можно через полчаса дойти до поселка Ягодное.

Выезжая на один день, следует выйти обратно на станцию Пети-Ярви тем же путем, чтобы попасть на поезд в Сосново. По уже проложенной лыжни от озера до станции хода 2—3 часа. Если же есть в запасе еще один день, то к вечеру, но не позднее 5—6 часов, надо выйти на Ягодное, где и договориться о ночлеге.

Утром же по своей лыжне выйти обратно к реке, Волчьей и, не переходя ее от моста, идти вверх по ее течению (общее направление на юго-восток) до крутой излучины и здесь, оставив реку, направиться на юг до шоссе Сосново—Мичуринское. Дальше двигаться по шоссе на Сосново влево, на восток. В том месте, где шоссе близко подойдет к железнодорожному полотну, оставить шоссе и идти на Сосново вдоль полотна. Весь путь от Ягодного до станции составит 20—22 километра, или 7—8 ходовых часов с остановками.

Сюда на озы реки Волчьей можно приехать и летом и осенью. Вода в Волчьей прохладна и приятна, но течение быстрое. Глубина реки небольшая, хотя встречаются и глубокие места. На холмах много брусники, черники, грибов.

На автомашине или мотоцикле можно проехать по Приозерскому шоссе до Варшко, где повернуть влево на шоссе, идущее на Выборг, и проехать по нему до Ягодного. Отсюда по лесной дороге можно добраться и до озер. Весь путь в один конец примерно 120 километров.

ЛОСЕВО

Поезд, направляющийся из Соснова в Приозерск, вскоре за станцией Пети-Ярви пересекает реку Вуоксу в том месте, где она впадает в озеро Суходольское. Из окна видно, как в спокойное, огромное озеро вливаются пенящиеся воды Вуоксы. Это — Лосевские пороги.

Сразу за мостом поезд замедляет ход и останавливается у маленькой платформы Лосево. Из вагонов выходят рыболовы. Они прибыли к одному из любимейших своих мест. Если от платформы направиться к Приозерскому шоссе и по нему, повернув вправо, пройти с километр, то влево, в стороне от шоссе, будет видна база любителей-рыболовов.

Для остановки на базе, пользования лодками и различными приспособлениями необходимо получить разрешение еще в Ленинграде, в обществе охотников и рыболовов.

От базы до берега реки очень близко. Вуокса перед порогами разливается в огромное озеро, носящее то же название.

У берега здесь мелко, так что в сухие годы лодки приходится долго толкать до глубокой воды. Берег песчаный, местами каменистый. Течение еще спокойное, но через полкилометра, где кончается озеро и начинается сравнительно узкая протока, в которую устремляются воды Вуоксы, течение приобретает огромную скорость.

Вся протока усеяна камнями, и вода несется здесь пенясь, с шумом и ревом. В самом начале протока пересекается мостом Приозерского шоссе. Место это опасное, и подходить на лодках близко к нему нельзя — течение подхватит и втянет в пороги.

Рыбная ловля здесь отличная. Опытные рыболовы вылавливают за день по 15—20 килограммов крупной рыбы. Встречаются язи, лещи, жерехи, судаки, щуки.

Схема района Лосево.

В километре от базы, в лесу, к берегу обычно пристают лодки с туристами, которые идут по зачетным маршрутам Приозерской и Репинской туристских баз Ленинградского областного совета по туризму. Здесь разбивается палаточный лагерь. Туристы отдыхают после пятидневного плавания по Вуоксе, прежде чем направиться в дальнейший путь. Сейчас в Лосеве заканчивается строительство новой туристской базы.

На берегу протоки, соединяющей озера Вуокса и Суходольское, виден разрушенный железобетонный дот. Здесь проходила так называемая “линия Маннергейма”. Если перейти по мосту на южный берег этой протоки и, пройдя по Приозерскому шоссе за домик дорожного мастера, по тропинке углубиться влево в густой лиственный лес, то вскоре среди леса покажутся высокие земляные валы. Это остатки русского укрепления, возведенного после Северной войны со шведами (1700—1721 годы). Валы замыкают четырехугольное пространство, с их наружной стороны ясно видны рвы. Но все давно поросло кустарником, а местами и лесом.

В районе Лосева расположено несколько пионерских лагерей. Близость озер, сосновые леса на берегу Вуоксы, живительный воздух, интересные прогулки — все это обеспечивает прекрасный отдых детям.

Познакомиться с Лосевом, полюбоваться порогами Вуоксы, половить рыбу, искупаться можно в течение выходного дня. Следует выехать самым ранним электропоездом до Соснова, согласованным с отходящим из Соснова поездом на Приозерск. Весь путь до Лосева займет около трех часов.

Хорошо совершить поездку в Лосево на автомашине. Расстояние от Ленинграда до моста через Вуоксу 100 километров. Ехать следует по Выборгскому шоссе до Осиновой рощи, а затем свернуть вправо на Приозерское шоссе, по которому и продолжать путь до Лосевских порогов.

НА МЫС ДРУЖБЫ

На мыс, названный туристами Ленинграда “мыс Дружбы”, так как здесь обычно происходят встречи-туристских групп, путешествующих по реке Вуоксе на лодках, путь не прост. Далеко отсюда до железнодорожной станции, не близко и до шоссе. Но это место так красиво, так много кругом интересного, что в летнее время не проходит дня, чтобы кто-нибудь не побывал здесь.

В середине своего северного русла (на участке Лосево — Приозерск) река Вуокса проходит через озеро Балахоновское. Оно редко бывает спокойна. Волны с шумом разбиваются о камни, выступающие из воды. На север ведет узкая протока с заросшими тростником берегами. Протока выводит на широкий плес реки.

На середине озера с юго-восточной стороны врезается в воду узкая длинная полоса земли, — это и есть мыс Дружбы. Вдоль северного берега мыса тянется типичная ледниковая морена, постепенно снижающаяся к оконечности мыса, которая разветвляется на два участка: северный, образованный окончанием морены, и южный, представляющий собой обнажение коренной породы—огромную плиту из розоватого гранита. Между ними раскинулся небольшой полукруглый заливчик с чудесным песчаным берегом.

Чтобы попасть на мыс Дружбы на автомашине, следует, двигаясь по Выборгскому шоссе, от Осиновой рощи повернуть вправо. Дальнейший путь идет уже по Приозерскому шоссе. Переехав по мосту у станции Лосево, надо следовать далее до развилки, где от Приозерского шоссе отходит дорога на Мельникове. Здесь поворот на селение Саперное, где надо закупить все необходимое, так как больше по пути магазинов не будет. Дальше дорога ведет на север.

Через 25 километров после Лосевского моста начнутся поля. За полями, как только дорога снова войдет в лес, следует повернуть влево по первой лесной дороге. Эта дорога вполне проходима для автомашины. Здесь встречается много разветвлений, но все время надо придерживаться общего направления на северо-запад. Через 4 километра дорога приводит к высокому холму из валунов. На вершине холма растет несколько берез. Это начало морены, идущей отсюда вдоль мыса Дружбы.

С вершины холма открывается красивый вид на озеро Балахоновское (на юго-западе) и на плёсы Вуоксы (на севере и на северо-востоке). Прямо на западе видны заросли тростника, сквозь которые проходит протока, соединяющая Вуоксу с озером Балахоновским.


Схема маршрута на мыс Дружбы и к руинам Тиверска.

Огибая холм слева, вдоль морены можно доехать до охотницко-рыболовецкой базы ЛВО, где есть лодки, чтобы поудить рыбу. Здесь же надо оставить и машину. От Ленинграда сюда 130 километров.

Мыс Дружбы порос высокими стройными соснами. У берега видны огромные валуны, покрытые белым ягельным мхом, за ними — гранитная плита. Она отшлифована двигавшимися здесь когда-то ледниками, частично поросла ягелем. Местами гранит рассечен ровными трещинами, как будто разрезан огромным ножом. Это вода и мороз сделали свое дело.

Плавно опускается гранитная плита к Вуоксе, и только плеск волн нарушает царящую здесь тишину. Местами на плите или рядом с ней в воде видны камни причудливой формы — пристанище чаек, поднимающихся в воздух при появлении человека. Справа — заливчик и пляж — место причала лодок туристов, совершающих водное путешествие по Вуоксе. Здесь всегда шумно. Моют и сушат лодки, вытащенные на песок, весело горит костер, на котором варится обед, мелькает в воздухе волейбольный мяч.

Среди островков и каменных гряд в прибрежных тростниках расположились рыболовы, то и дело вытаскивающие окуней, красноперку, серебристую плотву, а то и щуку или судака. Иногда при удаче можно подглядеть “бой” жереха. Крупные рыбы, поднявшись из глубины, сильными ударами хвоста по воде глушат мальков. Если случится поблизости спиннингист и удачно подбросит к месту “боя” свою блесну, то ему почти наверняка удастся вытащить двух-трехкилограммового жереха. Первым признаком начавшегося “боя” служит поведение чаек. Сорвавшись со своих камней, носятся они с громким криком над местом “боя”, подбирая всплывающих оглушенных рыбешек.

В раннюю пору лета на морене много земляники, позже появляются черника, брусника. В перелесках, окружающих тростниковые берега протоки, много дичи — тетеревов, глухарей.

Пешком или на велосипедах попасть на мыс гораздо сложнее. Наиболее близкий путь лежит от станции Отрадное, куда на поезде из Ленинграда около четырех часов пути. От станции следует двигаться по дороге на селение Ореховку (к западу от Отрадного). Обогнув у Ореховки северный конец узкого длинного озера Комсомольского, дорога через лес выходит к шоссе на Мельникове. Дальше путь тот же, что и для автомашин. Всего от Отрадного до мыса Дружбы 25 километров.

К РАЗВАЛИНАМ ТИВЕРСКОЙ КРЕПОСТИ

В Ленинградской области есть немало мест, напоминающих о героическом прошлом русского народа. К их числу относится и небольшой островок в русле реки Вуоксы, расположенный в нескольких километрах от мыса Дружбы. Вернее, сейчас это уже не островок. Только сухие ложбины, усеянные камнями, свидетельствуют, что здесь когда-то протекала река, да старинные летописи утверждают, что в прошлом здесь бушевала вода, почему и само место в то время называлось Тиверскими порогами.

На островке тогда возвышалась хорошо известная шведам маленькая крепость новгородцев — Тиверск. Место для нее было выбрано очень удачно. Она стояла на пути к основной крепости новгородцев и карел на Ладожском озере — Кореле (ныне город Приозерск).

Тиверск был форпостом. Не раз принимал он на себя первые удары врага, задерживая его и предупреждая гонцами крепость Корелу о грозящей опасности.

Тиверск был основан, по-видимому, в конце XIII столетия и после ожесточенных боев разрушен шведами в 1411 году. За свою недолгую историю валы Тиверска неоднократно обагрялись вражеской кровью. Маленькая крепость сыграла свою роль в борьбе новгородцев с захватчиками. Прошли века. Развалины крепости заросли деревьями, травой. После прорыва вод озера Суходольское в Ладогу в 1818 году река Вуокса обмелела. Пересохли и Тиверские пороги.

У развалин Тиверской крепости.

Тиверский островок вытянут с севера на юг на 275 метров. Вдоль всей его восточной стороны тянется напоминающий о прошлом невысокий земляной вал, да кое-где из буйных порослей травы выглядывают остатки каменной кладки, лучше всего сохранившейся на юге. Здесь островок обрывается в Вуоксу крутым откосом. С вала видна спокойная вода одного из небольших озер, которые образовались после обмеления реки.

К югу от Тиверска начинаются известные всем туристам-водникам Тиверские волоки. Пройти на лодке здесь невозможно, приходится переносить ее на руках, чтобы с северного участка реки попасть на южный.

Очень интересна прогулка вдоль озер и волоков; ее можно совершить и по суше.

В период летнего туристского сезона Тиверские волоки почти ежедневно проходятся группами туристов-водников, иногда останавливаются они и на ночлег. В это время на озерах царит оживление.

На автомашинах к Тиверской крепости можно попасть тем же путем, что и к мысу Дружбы, но не надо сворачивать на лесную дорогу, а ехать дальше по шоссе до двух небольших мостов через пересохшие протоки реки Вуоксы.

Территория Тиверска находится между мостами; шоссе пересекает бывший островок почти посередине. От Ленинграда сюда около 130 километров.

Пешком или на велосипедах ближе всего добираться через станцию Отрадное, но, выйдя на Мельниковское шоссе, надо повернуть по нему не влево, а вправо, и через 3 километра шоссе приведет в Тиверск.

Поездку в Тиверск и на мыс Дружбы можно объединить, но за один день трудно как следует осмотреть эти интересные места и погулять в их окрестностях.

НА ОЗЕРА БЕРЕЖНОЕ И СВЕТЛОЕ

Эти два озера лежат среди леса к югу от города Приозерска, в 6 километрах от Ладожского озера. Путь сюда несложен, а красота озер, особенно Светлого, запомнится надолго.

Доехав до Приозерска поездом, следует дальше ехать автобусом, отправляющимся из Приозерска на Моторное. У поселка Ларионове автобус сворачивает с Ленинградского шоссе налево, в сторону Ладожского озера, и далее идет лесом вдоль берега до поселка Моторное. Весь переезд займет около 30 минут.

В Моторном надо пройти на берег Ладожского озера и полюбоваться бесконечным простором этого пресного озера-моря, ощутить прохладу его чистой воды. Купаться следует осторожно — вода Ладоги всегда очень холодна, особенно после волнения, когда верхний прогревшийся слой воды перемешается с холодными слоями глубинных вод.

В Моторном интересный рыборазводный завод. Сейчас многие озера Карельского перешейка очищаются от “сорной” рыбы и заселяются мальками ценных пород. Здесь на заводе и выращивают мальков пеляди, форели и других пород и отправляют в очищенные водоемы, Разводят и мальков лосося для восстановления запасов этой ценной рыбы. Пройдя далее около полутора километров по шоссе к югу и немного не доходя до мостика, надо повернуть вправо по лесной дороге. Лес густой, много ягод, грибов. Идти надо на юго-запад. От дороги влево отходят ответвления к Ольховым озерам, вправо — к западной оконечности озера Бережного. Для того чтобы выйти к самому красивому здесь озеру Светлому, надо свернуть с дороги влево в месте, где становятся видны берега озера Бережного. Поднявшись на холм, увидим и озеро Светлое. Сюда от Моторного немного более 5 километров. Следует обойти северные берега озера и на восточной его стороне остановиться на ночлег.


Схема маршрута на озеро Светлое.

Причудливо изрезанные берега, покрытые сосновыми и смешанными лесами, высокие с крутыми склонами озовые гряды, тянущиеся вдоль них, и, главное, прозрачные, чистые бирюзовые воды озера позволяют говорить о нем как о красивейшем лесном озере Приозерского района.

На озере есть песчаный пляж. В лесах вокруг озера много грибов, брусники, голубицы, черники.

Проще всего вернуться обратно в Приозерск тем же путем.

Для любителей новых путей можно рекомендовать пересечь от озера лес курсом на восток и, дойдя до шоссе, двинуться по нему на юг, до поселка Заостровье. Отсюда автобусом вдоль берегов озера Отрадненского можно проехать на станцию Отрадное. Весь путь около 18 километров, из них 4 километра лесом. Хода всего 3—4 часа.

Несколько сложнее выйти на станцию Мюллюпельто. Здесь примерно 14 километров придется преодолевать частично заболоченный лесной массив. Путь этот надо начинать от самой южной оконечности озера Светлого, и двигаться точно на запад. Через 5 километров от Светлого должно встретиться небольшое озерцо Сточное, которое обходят с юга. Через полтора километра пересечь шоссе, а после него через 5 километров выйти на железнодорожное полотно в районе Мюллюпельто. Весь путь займет не менее 6 часов.

Этот маршрут можно рекомендовать только туристам, тренирующимся к дальним походам.

ПРИОЗЕРСК

На северных границах Ленинградской области, на узком перешейке между озерами Вуокса и Ладожским стоит небольшой городок, один из древнейших городов Руси — ныне Приозерск, в старые времена он назывался Корела.

Славна история этого города. Не раз под стенами своими видел он рати иноземных захватчиков, мужественно обороняли его жители северо-западные границы своей родины.

Разрушенный во время Великой Отечественной войны и восстановленный руками советских тружеников, сейчас это обычный советский город. Но у него есть одна черта, отличающая его от других городов нашей области. Приозерск ныне — известный всему Союзу центр туризма.

Близость Ладожского озера и красавицы реки Вуоксы, хвойные леса и многочисленные лесные озера, гранитные кряжи, выходящие здесь на поверхность, привлекают любителей туризма со всех концов Союза. Из Приозерска начинаются разнообразные маршруты на лодках, байдарках, на лыжах, велосипедах. Здесь на улицах города и в его старинной крепости можно увидеть много экскурсантов — взрослых и школьников.

Когда возник город Корела, точно неизвестно. Но уже в XIII веке о нем упоминает Новгородская летопись. Здесь жил небольшой народ карелы, входивший в состав древнерусского государства, центром которого в северо-западной Руси был Новгород.

В XII веке Корела является вторым по значению городом Новгородской земли, центром “Водской пятины”, укрепленной крепостью. Оторванная от Новгорода водами Ладожского озера, Корела защищает его земли от начавшейся в XIII веке шведской агрессии. Московская Русь, подчинившая себе Новгород, еще больше способствует росту Корелы.

Ожесточенные сражения со шведами у стен Корелы неоднократно развертывались на протяжении более чем четырех веков.

В начале XVII века ослабленная Русь вынуждена была передать Корелу шведам. Укрепив крепость, переименовав город в Кексгольм, шведы владели им до 1710 года. В этом году войска Петра I для обеспечения безопасности созданной на Неве столицы России — Петербурга штурмом берут Выборг, а затем вынуждают капитулировать Кексгольм.

С 1710 года военное значение Корелы падает. Крепость превращается в тюрьму для политических заключенных. Здесь содержится семья Е. Пугачева, один из батальонов восставшего Семеновского полка, декабристы И. Горбачевский, А. Барятинский, брат друга Пушкина В. Кюхельбекера М. Кюхельбекер, А. Поджио, петрашевец Р. Черносвитов и другие.

Постепенно крепость теряет свое значение и как место ссылки, разрушается.

С 1917 года Кексгольм входит в состав Финляндии. В 1940 году он был передан по договору с Финляндией Советскому Союзу. Во время Великой Отечественной войны город, сильно пострадавший от бомбежек, был занят фашистскими частями. В 1944 году он был освобожден советскими войсками. В 1948 году Кексгольм переименован в город Приозерск.

В Приозерске, на самом берегу Ладоги расположен целлюлозный завод, один из крупнейших в Союзе, имеются лесозавод, мебельная фабрика, завод безалкогольных напитков, молокозавод. Ведется крупное жилищное строительство, построен больничный городок, два стадиона, Дом культуры. На территории бывшего Спасского острова расположен крупный санаторий.

В старинной крепости Корелы — в детинце — ведутся восстановительные работы. Выстроено здание краеведческого музея, в котором развернута экспозиция по истории города, экономике города и Приозерского района.

Приозерск. Вид на городской парк через западные ворота Новой крепости.

Приезжающим в Приозерск туристам настоятельно рекомендуется посетить крепость и музей, съездить на автобусе к берегам Ладожского озера, побывать в живописном парке культуры и отдыха, расположенном на одном из островов озера Вуокса.

В 6 километрах от города по озеру Вуокса расположена одна из крупнейших туристских баз. Отсюда в долгое плавание по озерам и протокам Вуоксы, к северным берегам Ладоги отплывают под руководством опытных инструкторов новички и “зубры” водного туризма.

Отличные пешеходные прогулки можно совершить из Приозерска и по северным скалистым берегам Ладожского озера, и на глухие лесные озера, и на острова и мысы озера Вуокса.

К услугам туристов хорошо развитая сеть автобусных маршрутов, пересекающих Приозерский район во всех направлениях.

Ниже дается подробное описание нескольких маршрутов — водных и пешеходных.

НА ЛОДКАХ ПО РЕКЕ ВУОКСЕ

Река Вуокса представляет собой своеобразное явление. Это скорее не река, а целая система больших и малых озер, соединенных между собой протоками. Беря свое начало в Сайменских озерах в Финляндии, образуя по пути крупнейший в Европе водопад Иматру, Вуокса вскоре пересекает государственную границу и входит на территорию Советского Союза. Здесь, пройдя плотины двух гидроэлектростанций, Вуокса направляется на юго-восток и принимает в себя воды многочисленных озер, раскиданных вдоль всего ее пути по Карельскому перешейку. Сама она то разливается в крупные озера, то вновь сужается до размеров обычной реки.


Схема маршрутов на лодках по озеру Вуокса.

Недалеко от поселка Лосево до 1818 года Вуокса круто поворачивала на север и вливалась в Ладожское озеро в районе современного города Приозерска двумя протоками, одна из которых пересекала город, другая же проходила севернее его.

У места поворота в Лосево Вуокса принимала воды узкого и длинного озера Суходольского, которое в своем юго-восточном конце отделялось от близкого здесь к нему Ладожского озера узкой песчаной грядой ледникового происхождения — озом.

Весной 1818 года в результате быстрого таяния снега уровень озера Суходольского резко повысился и вода стала подступать к огородам, расположенным на озе. Местные жители прокопали через оз канал, чтобы спустить часть воды по ту сторону оза. Вода пошла, но начала бурно размывать и углублять свое песчаное русло. В результате часть оза оказалась снесенной, уровень воды в Суходольском понизился на 7 метров, а Вуокса получила свой третий, теперь основной выход в Ладогу.

В северной своей части Вуокса сильно обмелела, обнажила гранитные скалы, на ней образовались новые многочисленные островки. Плавание по северной части Вуоксы на лодках или байдарках представляет исключительное удовольствие. Широкие плесы и озера, усеянные бесчисленными островками, соединяются между собой узкими протоками, иногда почти сплошь заросшими тростником. Берега и острова ее полны грибов и ягод. В реке много разной рыбы. Тысячи туристских групп бороздят ее воды во всех направлениях. Однако при этом любители уединения всегда могут найти на Вуоксе “закоулок”, где никого нет.

Следует иметь в виду некоторое своеобразие водных путешествий по Вуоксе. Надо уметь ориентироваться, иначе легко заблудиться среди ее островов и протоков. Многочисленные подводные камни представляют опасность для моторных лодок, рискующих покинуть проторенный фарватер. В ветреную погоду не следует двигаться по широким плесам. Волна может оказаться слишком сильной.

Наиболее удобной исходной точкой для двух-трехдневных путешествий по Вуоксе является город Приозерск и Приозерская туристская база. Здесь можно получить лодки напрокат, но лучше об этом заранее договориться. Для владельцев байдарок прогулку по Вуоксе можно начинать также и в местечке Горы, куда ходит катер из Приозерска по маршруту: Приозерск — туристская база — Некрасово — Костриково — Горы. Уже одна эта поездка в солнечный день принесет много удовольствия.

Чтобы попасть в Приозерск, следует ехать электропоездом с Финляндского вокзала до станции Сосново, и здесь пересесть на поезд Сосново — Приозерск. Несколько электропоездов согласованы с отправлением приозерских. При использовании этих поездов весь путь займет около 3,5 часа. Катер ходит дважды в день — рано утром и под вечер. До турбазы днем есть еще один рейс.

Так как с помещениями для ночлега везде трудно, следует иметь с собой палатки и кухонные принадлежности. Червей для рыбалки можно накопать только в Приозерске, на турбазе и в Горах. На каменистых берегах Вуоксы достать червей трудно.

В ЗАЛИВ УГЛОВОЙ

Путь сюда можно начать из Приозерска или с Приозерской турбазы, расположенной рядом с заливом. Собрав байдарки в районе Приозерской речной пристани (200 метров от вокзала), следует направиться к небольшому островку на запад. Он хорошо виден с пристани. Минуя остров, следует продолжать движение к противоположному берегу и, обойдя мыс, повернуть на юго-запад, оставив справа от себя широкий Приозерский плес Вуоксы. Обогнув слева группу мелких островков и камней, направиться в хорошо видимый узкий проход на юг, называемый “Южная протока”, и продолжать движение вдоль берега острова на запад. В проходе много камней. Вскоре влево откроется вид на один из крупнейших — Некрасовский плес Вуоксы. Его надо пересечь здесь же, в самой узкой части. Так как в этом месте пересекается фарватер, следует быть осторожным и дальше двигаться вдоль берега, имея его от себя справа. Не следует, особенно при большой волне, слишком близко подходить к тростникам, — среди них также много подводных камней. От последнего прибрежного маленького островка впереди хорошо виден мостик между островками. Это турбаза. Однако сюда идти не надо, так как под мостом не всегда свободен проход, а нужно пройти еще полкилометра и повернуть влево, в проход между островами, а затем вправо на фарватерные знаки и, пройдя их, двигаться к пристани турбазы. Влево, на юг, прямо против купальни, открывается широкий проход в залив Угловой. Если нужно зайти на турбазу, следует, пройдя мимо пристани и обойдя остров, круто повернуть вправо, к бону турбазы, где и причалить.

Весь отрезок пути от Приозерска до турбазы составляет около 6 километров, 1—1,5 часа хода на байдарках.

От Приозерска до турбазы можно идти и прямо по фарватеру. Этот путь немного дальше и менее красив.

Расположиться на ночлег можно на турбазе. Здесь есть специальная площадка для самодеятельных туристов; тем же, кто предпочитает тихие уголки, лучше уйти в Угловой залив, на так называемую “Оранжерею”.

Для этого, вернувшись к купальне, надо повернуть в широкий проход против нее и, придерживаясь правого по ходу берега, выйти в Угловой залив. Он откроется во всю свою длину, как только байдарка немного отойдет от берега в глубь залива. Вблизи влево видны острова, как бы замыкающие залив, на самом деле здесь есть два живописных выхода в конец Некрасовского плеса. Более чем на два километра вытянулся залив от прохода вправо, на северо-запад. И вот на юго-западе виден маленький островок, а за ним берег. Сюда и надо направиться. При подходе к берегу видны остатки бывшего причала. Здесь хорошая поляна для ночлега. В лесу много дров — сухостоя.

От места ночлега вдоль берега вправо идет тропа. Грибы и ягоды можно собирать почти не сходя с нее, но еще больше грибов в лесу. В районе ночлега можно неплохо половить рыбу. К вечеру ее много собирается в тростники, тянущиеся вдоль всего берега.

От базы до “Оранжереи” 2,5 километра, около 40 минут спокойного движения на байдарках.

От “Оранжереи” можно сделать интересную пешеходную прогулку в район Зеленого мыса. Для этого следует от места причала двигаться через поляну в общем направлении на юго-запад. Через полкилометра откроется новый залив — Перекрестный. Если двигаться вдоль его берега влево, то через полтора километра появятся красивые, обкатанные древними ледниками гранитные скалы. С них в направлении на юг открывается великолепный вид на обширный Кротовский плес весь усеянный островками и гранитными скалами. Это одно из самых живописных мест Вуоксы. Возвращаться к месту ночлега следует старым путем, так как обход полуострова берегом слишком удлинит путь.

Хорошую прогулку можно сделать также к северному окончанию Углового залива, двигаясь вдоль берега по заросшей тропе. Она очень красива.

Обратный путь до Приозерска можно пройти несколько иначе. Снова идти на маленький, отдельный островок, а от него направиться не в широкий проход, ведущий на базу, а, придерживаясь правого берега и минуя тростниковые заросли, войти в сравнительно узкий проход. Здесь, на правом берегу, видна большая гранитная скала, обрывающаяся к воде. Проход заканчивается узкой щелью в тростнике, которая открывается уже на Некрасовский плес. Отсюда следует принять направление на юго-восток, к красивой гранитной скале на берегу острова. Пройдя скалу, надо огибать острова не выходя на середину плеса с общим направлением на северо-восток к хорошо видной издали щели между островами. С правой стороны видны створные знаки. Здесь проходят катера и большинство моторных лодок, идущих на Приозерск. За узким проходом открывается Приозерский плес, и движение по нему может идти по обстановочным знакам до самой пристани.

Можно значительно сократить время на переезд в Угловой залив и обратно в Приозерск, воспользовавшись катером. От турбазы до Приозерска катер идет всего 30 минут.

НА ОСТРОВ СВЕТЛЫЙ

Этот интересный и красивый остров расположен в самом начале Кротовского плеса, недалеко от Зеленого мыса. Можно пройти к нему из Приозерска.

Первая часть пути совпадает с движением на Угловой залив, но заходить на турбазу не стоит, это очень удлинит путь. Пройдя Южную протоку, следует, не переходя плес, повернуть налево и придерживаться направления на юго-запад к виднеющемуся в конце плеса островку. Двигаться левой стороной плеса, прикрываясь от волн островками. Пройдя таким образом все открытое пространство воды, дойти до северо-западной оконечности Оленьего острова. Признаками появления этого острова служат установленная на нем триангуляционная башня и хорошо видимый с воды белый домик с красной черепичной крышей. При движении по плесу рекомендуется “дорожить”. Здесь берет окунь, щука и судак.

Олений остров надо огибать слева, на юго-запад, но недолго — до первого большого скалистого острова. От него пересекают, курсом на запад, самую узкую часть входа в Кротовский плес, к виднеющемуся напротив островку, и дальше двигаются вдоль берега острова по направлению к узкой, длинной косе, поросшей деревьями. От островка она хорошо видна. Это коса острова Светлый. Можно расположиться на ночлег на самой косе, но гораздо лучше, обогнув ее и вновь двигаясь вдоль косы, дойти до небольшого, уютного заливчика, в глубине которого отличное место для стоянки. Здесь песчаный берег, поросший огромными соснами.

Дорога к острову Светлый очень живописна. Как только туристы обогнут мыс Оленьего острова, перед ними откроется огромное водное пространство, усеянное островками, отдельными глыбами гнейса, прорезанными жилками кварца и поросшими сосенками, березками. На небольших камнях, иногда еле видимых над водой, сидят речные чайки, близко подпускающие к себе лодки. В солнечный тихий день синева воды, серо-розоватые гнейсы, белоснежные чайки, парящие в воздухе, темно-зеленые леса на островах создают яркую, чарующую своей прелестью картину северной природы.

По острову можно совершить очень интересные прогулки. От места ночлега тропа идет вдоль всей косы. Это небольшая, получасовая прогулка очень приятна.

Можно также от песчаного пляжа подняться вверх по склону и там, найдя тропу, отправиться в северный конец островка. Вначале нужно обогнуть выдающийся в озеро залив, после которого тропа уходит в глухой лес. Скоро он кончается, и тропа выходит к узкой перемычке. Здесь, с обеих сторон в остров вдаются заливы, и только перемычка, шириной около метра, соединяет обе части острова. Перебравшись через узкую канавку, прокопанную рыбаками через перемычку, дальше двигаются вдоль северного берега. Здесь это обнаженные гранитно-гнейсовые скалы, всего на 2—3 метра возвышающиеся над водой. В лесу грибы, ягоды. Можно встретить лося. Он приплывает сюда с соседних островков, легко преодолевая километровые проливы.

Обратно в Приозерск или на туристскую базу можно прийти, повернув из бухты направо по ходу. Пройдя вдоль берега всего острова, за ним взять вправо, на восток, и пересечь открывшийся плес на Зеленый мыс.

Общее направление на Приозерск всегда можно определить, так как вдали, на северо-востоке, хорошо видны две высокие трубы Приозерского бумажного комбината.

Расстояние от Приозерска до бухты острова Светлого равно 15 километрам, т. е. 4—5 ходовых часов при спокойной гребле. Обратный путь через пролив удлиняется на 2 километра.

От турбазы до острова Светлого, через Угловой залив и Зеленый мыс 8 километров.

НА КРОТОВСКИЙ МЫС

Путь на Кротовокий мыс от Приозерска вначале тот же, что и на остров Светлый.

Дойдя до западной оконечности Оленьего острова, следует обогнуть ее и, не выходя на открытую воду, взять направление на юг, двигаясь между Оленьим островом и мелкими островами, лежащими западнее его. Здесь узкие проходы чередуются с небольшими плесами, образуя своеобразный лабиринт на воде.

Прямо против первого, относительно большого живописного скалистого островка, влево по ходу, в Олений остров вдается глубокая замкнутая бухта. Пройдя мимо нее через полкилометра снова влево, на восток, увидим узкий длинный проход. Его надо пересечь и взять немного вправо (к западу), оставив влево от себя небольшой островок, и снова идти точно на юг. Скоро впереди покажется довольно большой остров, который надо оставить также вправо от себя и, пройдя еще с полкилометра на юг, повернуть на юго-восток в направлении хорошо видного отсюда выдающегося мыса. Это и есть известный туристам своей красотой и удобным расположением Кротовский мыс.

От Приозерска сюда 16 километров, от турбазы — 10 километров.

Гораздо ближе к Кротовскому мысу от станции Синево. Это последняя станция перед Приозерском. Правда, от вокзала Синево до Вуоксы придется пройти около двух километров. Здесь, на берегу Вуоксы, следует собрать байдарку и двигаться на северо-запад через лабиринт островков и скал, оставляя наиболее крупные острова влево от себя. Если же с северо-востока идет сильная волна, лучше зайти за эти острова, держа их справа, закрыться от ветра. В полукилометре от конца большого острова на западе виден мыс, направленный от материка на массив Оленьего острова. Здесь через узкий проход устроена паромная переправа.

На байдарках идти надо очень осторожно, чтобы не повредить оболочки канатом. Пройдя переправу, сразу резко повернуть на юг. После прохода пролива между мысом и островом движение продолжать на юго-запад, оставив островки влево или вправо от себя, в зависимости от ветра. Влево по движению далеко в материк вдается Кротовский залив. С юго-запада его ограничивает Кротовский мыс — к нему и следует направиться. Встречные островки по размерам невелики, а сразу за мысом открывается широкий плес с двумя небольшими островками около самого мыса. Это и служит хорошим ориентиром. От Синева до мыса около 7 километров.

Чем же привлекает туристов Кротовский мыс? Высокая, узкая моренная гряда далеко вдается в озеро. Вся она поросла высоким лесом. В полукилометре от конца мыса имеется отличная бухточка с чудесным песчаным пляжем. Здесь могут расположиться несколько больших туристских групп. Прямо от пляжа крутой подъем выводит на вершину гряды, где много можжевельника, а если пройти по тропе несколько сотен метров к основанию мыса, можно увидеть редкий древовидный можжевельник и довольно много корявой, невзрачной с виду карельской березы (это ценный материал для разного рода поделок).

На самом конце мыса есть небольшая площадка, тоже пригодная для остановки. Но здесь нет песчаного пляжа, кругом камень. Рядом совсем маленькая, с узким входом бухточка, где в любой шторм вода всегда спокойна. С этой площадки открываются прекрасные виды на Кротовский плес. Окружающие мыс тростники кишат рыбой.

Отдохнув на Кротовоком мысе, возвращаться можно любым из путей, описанных выше, или, если время позволяет, пройти в Приозерск, обогнув Олений остров с востока.

Взяв от мыса направление на северо-восток, дойти до паромной переправы и, придерживаясь берега Оленьего острова, идти на восток. От восточного мыса острова взять точно на север до материкового берега и войти в проход между материком и Никитским островом. Проход выведет на Некрасовский плес, движение по которому в Приозерск описано в маршруте “В залив Угловой” (см. стр. 185).

ПО РЕКЕ ТИХОЙ

Прогулка по реке Тихой — от Приозерска до Ладожского озера — представляет собой весьма интересный и полный любопытных неожиданностей водный поход. Лучше всего его делать на байдарке.

Тихая — это один из протоков Вуоксы в Ладожское озеро. От Приозерской пристани на Вуоксе следует плыть в дальний конец плеса на северо-запад, оставляя все острова от себя вправо. Как только островки кончатся, надо, не выходя из плеса, повернуть в его северо-западный конец, в направлении на отдельно стоящий домик. Там, в тростниках, начинается узкая, быстрая протока, подводящая к железнодорожному мостику. Недалеко от мостика протока забита камнями, среди которых следует осторожно лавировать, прижимаясь больше к левому по ходу берегу.

Перед мостом лучше выйти из байдарки и провести ее руками. За мостом открываются зарастающие озера. Тут надо придерживаться правой стороны и искать проходов. Пройдя узкий проход с быстрым течением, надо направиться опять-таки в правый угол озера. Там среди камней есть выход в небольшое озерцо. Из него и начинается река. Эта “тихая” река здесь ведет себя весьма шумно.

Прямо из озерца небольшая с весьма бурным течением протока выносит байдарку на маленький плесик, и после крутого поворота вправо снова начинается бешеный бег по реке Тихой. Грести не надо, следует только внимательно следить за камнями, которых здесь очень много, и даже немного табанить. Речонка виляет среди густого леса, делает крутые повороты, бурно преодолевает каменные завалы. Надо быть наготове, чтобы на каменистых местах быстро выскочить из байдарки и вести ее руками. Лучше действовать вдвоем, так как один не всегда справится, — и тогда проколы неизбежны!

После ряда плесов — придерживаться надо левого берега — впереди слышен шум. Это большая запруда. Проходить надо в левый по ходу проход. В хорошую воду можно проскочить ходом, но рисковать не стоит! Лучше выйти на берег и хорошенько осмотреть проход. Вскоре после запруды виден мост у поселка Бригадное. Здесь обязательная высадка на берег и осторожная проводка байдарки. Можно идти по воде, но обязательно в обуви. За мостом открывается небольшое озеро, в правом углу которого вновь начинается река. Отсюда она действительно становится тихой. Вначале по берегазд тянутся поля, затем близко к ним подступают леса. Еще в двух местах речонка преодолевает узкие и каменистые места и наконец вливается в довольно большое озеро. В конце его узкие проходы в камнях. Сразу за ними на левом берегу домик, а напротив него неплохое место для ночлега. Отсюда всего 300 метров до Ладожского озера. Оно открывается перед туристами во всем своем величии и красоте. Вправо расстилается безбрежздое море, а прямо, напротив и влево — многочисленные живописные острова.


Схема маршрутов по реке Тихой и на северные скалистые берега Ладоги.

Выходить в Ладогу на байдарке нельзя. В устье Тихой хорошо ловятся крупные окуни. От Приозерска до Ладожского озера около 3—4 часов хода. Обратный путь против течения потребует времени больше. Придется во многих местах вести байдарку руками, строго держа ее нос против течения, иначе ее легко развернет и зальет водой.

Вообще самостоятельный поход по Тихой требует умения и некоторого опыта управления байдаркой.

НА КАТЕРЕ ПО ВУОКСЕ

Все приведенные нами маршруты рассчитаны на движение в лодках или на байдарках. А если их нет, можно ли пользоваться Вуоксой? Да, конечно! Для этого следует прокатиться в Горы на местном катере Северо-западного речного пароходства. Правда, за один день это сделать трудно, уж очень далек путь, но все же можно. Катер на Горы отходит от речной пристани в городе Приозерске два раза в день — рано утром, обычно между семью и восемью часами, и днем — около 14 часов.

Приехать в Приозерск, следовательно, надо так, чтобы попасть к отходу катера. Лучше всего выехать в субботу и в Приозерске, если последний катер в Горы уже ушел, устроиться на ночлег в гостинице, но для этого надо забронировать себе заранее место. При наличии спальных мешков или палатки можно переночевать в районе пристани или в другом месте в окрестных лесах. Утром к отходу катера быть на пристани и выехать в Горы, чтобы возвратиться следующим рейсом, задержавшись для отдыха на одной из пристаней.

Очень хорошо, если удастся выбрать для поездки ясный, солнечный день. Вуокса тогда особенно хороша. Катера небольшие, идут со скоростью 12—13 километров в час. Имеются закрытые помещения, но если день хороший, то, конечно, лучше устроиться на открытой корме. Здесь мест немного, но это не так важно. Большинство пассажиров выйдет на первой остановке.

Итак, катер отвалил от пристани. Он сразу берет курс на противоположный берег и далее идет вправо, вдоль берегов многочисленных островов. Вправо остается маленький гранитный островок, носящий название “Остров любви”.

За лесом большого, левого по ходу, острова открывается широкий проход. Это южная протока. Здесь много камней. Катер проходит мимо, выходя на широкую часть Приозерского плеса Вуоксы. Сюда, в южную протоку, не всегда рискуют идти даже моторные лодки.

Впереди острова, протоки — трудно представить, куда же направится катер. Далеко, в правом углу, на берегу одинокий домик. Здесь начинается одна из проток, по которой Вуокса сливает свои воды в Ладожское озеро. Главное ее русло осталось позади, за пристанью. Но вот катер резко снижает ход и начинает маневрировать среди белых и красных обстановочных знаков и наконец втягивается в незаметную ранее узкую щель между островами. В самой узкой части прохода по берегам обычно видны стоянки туристских групп.

Сразу за протокой открывается большой Некрасовский плес, также усеянный островами. Сначала катер идет посреди плеса, но с середины его резко поворачивает вправо к группе островов, на одном из которых издалека видны створные белые щиты. Это вход в бухту Приозерской туристской базы. Все ближе острова, и вот в одном из проходов видны два шеста, белый и красный, торчащие из воды. Это вехи, определяющие границы фарватера. После прохода между вехами открывается бухта. Видна купальня, а за ней пристань. Катер прибыл на Приозерокую турбазу. Прямо против пристани широкий проход ведет в Угловой залив. Спустив на берег пассажиров, катер выходит снова на Некрасовский плес. Теперь он направляется на Олений остров. Пересекая Некрасовский плес, оставляя справа от себя большой Никитский остров и двигаясь на юг, он заходит в спокойную замкнутую бухту. В глубине ее виден на берегу белый дом с черепичной красной крышей, а левее его в лесу возвышается триангуляционная башня.

Олений остров самый большой в этом районе. Его площадь около 15 квадратных километров. Здесь нет поселка, — летом здесь пасутся совхозные коровы, и катер доставляет на остров бидоны, а на обратном пути забирает молоко; От Оленьего острова дальнейший путь лежит в проход между Оленьим островом и Зеленым мысом.

Как только пройден Олений остров, влево открывается вид на самый большой плес озера Вуокса — Кротовский. Это одно из самых красивых мест на Вуоксе. Если до сих пор острова были покрыты лесами и лишь кое-где из леса по берегу выступали скалы, то здесь видны громадные гранитные массивы, выступающие из воды и поросшие лишь редкими соснами и березками.

Однако катер не заходит на Кротовский плес, его путь лежит вправо — в проход между островами Светлым и Медвежьим. А дальше начинается лабиринт. Катер то скользит по воде в узких проходах между островами, то выходит на небольшие плесы, и тогда кажется, что судно зашло в тупик, что бег его направлен прямо на берег. Но вот берег приблизился и стал виден следующий проход. В одном из узких мест небольшая деревянная пристань, — это Костриково. Здесь нет жилья — сюда приезжают грибники, сборщики ягод, косцы. Снова лабиринт, поворот влево, один за другим два плеса, и катер втягивается в речное русло.

На всем пути от Кострикова острова очень красивы. Громадные гранитные скалы, круто обрывающиеся в озеро, сменяются тихими бухточками, заросшими нежно-зеленым тростником и окаймленными темными "полосами хвойных лесов. Везде, где можно, приткнулись лодчонки рыбаков, на берегах, полянах и склонах белеют палатки туристов.

Сделав по узкому руслу два поворота, первый влево, второй вправо, катер выйдет на более широкое место реки, и сразу станут видны Горы.

Перед выходом из узкой части внимательно посмотрите вправо. Здесь в узком проходе ненадолго будет видна огромная гладкая скала, отвесно уходящая в воду. Это так называемые “Бараньи лбы” — участок гранита, сглаженный когда-то движением проходившего здесь ледника.

Горы — конечный пункт движения катера. Дальнейшее движение невозможно, впереди водослив. Путь сюда занимает около полутора часов. Это местечко — излюбленное место отдыха ленинградцев. Здесь расположены пионерский лагерь, спортивно-оздоровительный лагерь Политехнического института и живет множество дачников. Есть магазин.

Катер стоит недолго, и скоро пойдет в обратный рейс. Возвращаться на нем в Приозерск не стоит. Днем он снова придет сюда и тогда уж доставит вас к вечернему поезду. А вам на выбор предоставляется возможность походить) покупаться, погулять в районе любой из пристаней — здесь в Горах, в Кострикове или на туристской базе. На Оленьем острове останавливаться не стоит — там менее интересно. Если вы решили остаться в Горах, то обязательно сходите к водосливу, особенно если туда направляется на лодках туристская группа.

Водослив искусственного происхождения. Здесь была мельница, и для ее работы из камней в русле Вуоксы был устроен подпор. Водослив хорошо виден с моста, до которого несколько минут ходьбы от пристани. Но лучше, перейдя у моста по береговой тропе, подойти к самому водосливу. Здесь всегда много рыболовов. Хорошо берет окунь, плотва, подлещик, на спиннинг хватает и щука. Удить с береговых камней удобно. Ну а если подошла туристская группа, посмотрите, как она будет поднимать свои лодки против течения, или проводя их руками, или протаскивая на бечеве. Зрелище интересное.

Если есть время, можно совершить прогулку обратно вдоль берега. Пройдя несколько домиков, поля, по берегу можно найти удобные места на скалах, позагорать, покупаться. В лес за грибами или ягодами здесь идти не стоит. Дачники всё, наверное, уже выбрали.

Можно на катере доехать обратно до Кострикова. Здесь места глухие. Никаких поселков вблизи нет. Вы будете одни, если нет туристских групп. Можно и рыбы поудить, и в лес сходить за грибами и по ягоды.

Можно остановиться и на турбазе. Для тех, кто не был здесь, это представит значительный интерес.

Приозерская турбаза — одна из самых крупных баз Союза. Летом здесь, естественно, процветает водный туризм, зимою же — лыжный, однако в летнее время в окрестностях базы можно сделать много интересных прогулок. Одна из них — это Мраморное озеро. Прозвано оно так потому, что в граниты, выходящие на его берега, вкраплены жилы кварца. Тропа на Мраморное озеро идет на север от базы и проходит по угрюмым смешанным лесам. Интересно отойти с тропы в лес, подняться на гранитные гребни, поросшие белым ягельным мхом. Эти места настолько богаты грибами, что, несмотря на большое количество туристов, по дороге на Мраморное озеро и обратно можно набрать корзину грибов.

Если пройти от пристани и, перейдя мостик, направиться по тропе влево, огибая по ней бухту, а затем идти прямо, то через 20 минут ходьбы можно выйти на берег Углового залива. На берегу много полян. Лес в основном лиственный.

Из Приозерска можно покататься на катере по заливу Рыбачий. Минуя узкий проход на Некрасовский плес, катер идет прямо дальше и немного спустя входит в длинный узкий залив — Рыбачий. Вскоре залив несколько расширяется, и через 20 километров (от пристани) катер швартуется у пристани в Кузнечном, сделав по дороге несколько остановок. Здесь расположен один из крупнейших гранитных карьеров Ленинградской области “Ровное”, снабжающий стройки гранитной щебенкой, а также гранитными монолитами для украшения зданий, метро и т. п.

Здесь следует, согласовав время с расписанием движения катеров, остановиться для прогулки на так называемые “Ближние скалы”. Это небольшой по размерам выход гранита на поверхность, но наиболее красивый во всем этом районе. Чтобы дойти до “Ближних скал”, надо от пристани, пройдя дальше вперед до железнодорожного переезда, подняться немного по шоссе влево в гору. Здесь найти тропу (от шоссе влево) и идти лесом вдоль берега залива. Скоро тропа выйдет из леса на гранитные скалы, которые обрываются отвесно в долину. Скалы не очень высоки (30—40 метров), хаотически расчленены, образуя в миниатюре уступы, ущелья, камины, отвесные стенки. Любителям лазания здесь найдется место для применения самых сложных приемов скальной техники.

Если от скал пройти немного вперед через поле, то вскоре станет видна небольшая речушка, бегущая с легким шумом по каменистому руслу. На берегу реки можно отлично отдохнуть.

От пристани до скал ходьбы 25—30 минут. Обратно возвращаться можно, катером или поездом со станции Кузнечное. Здесь проходят поезда, идущие до Сосново, так что обратный путь можно совершить, не останавливаясь в Приозерске.

НА СЕВЕРНЫЕ СКАЛИСТЫЕ БЕРЕГА ЛАДОГИ

Мало кто из ленинградцев представляет себе красоту северного побережья Ладожского озера. Здесь на поверхность выходят граниты — основные материковые породы, которые южнее погребены под толщами ледниковых и морских отложений. Суровы гранитные берега Ладоги, незабываемо впечатление от знакомства с этими местами.

Чтобы познакомиться с ними за один выходной день, следует в субботу пораньше выехать из Ленинграда. Электропоездом доехать до станции Сосново и отсюда местным поездом до Приозерска. Лучше ехать согласованными поездами, чтобы не терять времени в Сосново. При удаче весь путь до Приозерска займет около 4 часов.

В Приозерске надо сесть на автобус, отходящий в направлении на Кузнечное или Бригадное, и доехать до остановки на восьмом километре от Приозерска. Она известна кондукторам как “туристский лагерь” или “туристская база”.

Выйдя из автобуса, идти по лесной дороге, начинающейся тут же у остановки. Через 2 километра она приведет в туристско-оздоровительный лагерь “Химик”, расположенный на самом берегу Ладожского озера. Это один из самых интересных туристско-оздоровительных лагерей нашей области. Оборудование его незатейливо: ряды шатровых палаток, несколько простых домов для столовой, складов, туристского кабинета, спортивные палатки да небольшая бухточка, заполненная лодками.

Редко можно застать народ в лагере. Походы по Вуоксе на лодках, пешеходные прогулки по берегам Ладоги, сбор грибов и ягод, которых здесь множество, рыбалка — основные занятия отдыхающих.

Если в лагерь придете поздно, то где-то здесь, вблизи и следует остановиться на ночлег. Если время еще позволяет, можно пройти пешком далее по береговой тропе и стать на ночлег на берегу озера, в маленькой песчаной бухточке. Но лучше это сделать в районе лагеря, чтобы, оставив в лагере лишние вещи, прогулку по береговым скалам совершать налегке. Рассчитывать на ночлег в лагере нельзя, может не оказаться свободных мест.

Утром следует направиться по береговой тропе далее в “Бухту туристов”. Пройдя около километра, покиньте ее и выходите опять на береговую тропу. Отсюда начинаются скалы.

Широкий простор огромного озера останется позади. Перед вами глубокий залив, весь наполненный бесконечными островами, то сливающимися в одну линию, то расступающимися, открывающий проходы, проливы. Это начало шхерного района.

А берег — непрерывный массив гранита, то серого, то розового оттенка. Местами белые, сверкающие на солнце жилы кварца прорезают его толщу, создавая оригинальные узоры. Ледники, проходившие здесь много тысячелетий тому назад, сгладили, отшлифовали гранит, выдолбили в нем чаши. Приходится обходить широкие трещины, наполненные ладожской водой, идти по плоским террасам, полого уходящим в озеро, или взбираться на гранитные холмы. У самого обрыва гранит местами покрыт изумрудно-зеленой пленкой водорослей. Бойтесь ее! Неосторожный шаг по ней — и можно упасть и даже сорваться в холодную воду Ладоги, А озеро здесь глубоко. У самого берега глубина доходит до сотни метров. Но вода так прозрачна и чиста, что внизу видны огромные камни. Если повезет, можно увидеть и мелькнувшие в глубине узкие тени — это хариусы, выходящие утром и под вечер на кормежку.

Немного времени, всего час-полтора, и вдруг гранит обрывается. Вы в “Бухте туристов”. Она невелика. Широким полукругом вдается здесь Ладога в берег и как будто нарочно, для туристов, намыла в глубине бухты отличный песчаный пляж. Здесь неглубоко, дно песчаное, но купаться надо осторожно, у самого берега, так как вода даже в середине лета очень холодная. В “Бухте туристов” часто можно застать туристские группы, любящие останавливаться здесь на дневку.

Осенью на обратном пути можно пройти лесом по тропе. Если не забыли взять с собой корзину, принесете и грибов. Особенно много здесь подосиновиков. Их ярко-красные шляпки возникают тут и там среди зеленоватого с лиловыми соцветиями вереска. Есть и белый гриб. Что касается ягод, то черники, брусники, голубицы более чем достаточно.

Далеко сюда от Ленинграда, но еще никто не жалел, что побывал здесь.

Автомобилисты и мотоциклисты могут доехать до лагеря “Химик”, если в Ленинграде у Осиновой рощи свернуть с Верхне-Выборгского шоссе на Приозерокое, доехать до Приозерска и продолжить путь по этому шоссе до Бригадного и до поворота в лагерь. Весь этот участок пути асфальтирован. От поворота лесная дорога (1,8 километра) проходима для автомашин. В лагерь регулярно ходят грузовые машины. Весь путь от Ленинграда до лагеря около 170 километров.

<< Назад  Далее >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.