Парки в Пушкине

Дворцы и парки города богаты замечательными историко-художественными памятниками. О них написано много книг и полотен, им посвящено немало стихов и песен.

В городе два парка — Екатерининский и Александровский. В центре — огромное великолепное здание Екатерининского дворца, соединенного аркой с трехэтажным Лицеем, на фасаде которого укреплена мраморная доска с надписью: “Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811—1817 гг.”.

Все в городе неразрывно связано с бессмертным именем великого поэта.

В Лицейском саду установлен бронзовый памятник великому поэту (скульптор Р. Бах). Юноша Пушкин в лицейской форме сидит на садовой скамье, задумчиво склонив голову на согнутую руку...

А на гранитном пьедестале высечены строки из “Евгения Онегина”:

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.

Пушкин очень любил Царское Село и Екатерининский парк. Здесь в лицейские годы он написал свои первые стихи. Архитектурно-исторические памятники этого парка, запечатлевшие военную славу русского народа, пробуждали в нем глубокий интерес к истории своей родины, рождали чувство национальной гордости.

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет... —

писал пятнадцатилетний поэт, воспевая Екатерининский парк.

Пушкин. Озеро и Чесменская колонна в Екатерининском парке.

Парк разбит на том месте, где в начале XVIII века находилась небольшая усадьба Сааримойс, что по-фински означает “возвышенное место”. По-русски ее называли Саарской мызой.

В 1710 году Петр I передал Саарскую мызу своей жене Екатерине. С 1725 года в официальных документах усадьбу уже называли Царским Селом.

В 1718 году архитектор И. Браунштейн начал здесь сооружение первого каменного дворца. Чтобы обеспечить строительство необходимым количеством рабочих, сюда переселяли крепостных крестьян из внутренних губерний России. Холм, на котором строился дворец, не имел естественного притока подпочвенной воды, а по архитектурному замыслу перед дворцом должны были быть сооружены пруды и каналы. Поэтому от зари до темна, не разгибая спины, копали землю тысячи безвестных тружеников, тут же в изнеможении падая и засыпая, чтобы с первыми лучами солнца вновь взяться за кирку и лопату.

В 1718 году по царскому повелению сюда были доставлены три тысячи кленов и лип. Кроме них были посажены еще десятки тысяч елей, берез, ив, вязов, тополей, фруктовых деревьев, декоративных кустарников и цветов. Чтобы из окон дворца лучше обозревать сад, были устроены понижающиеся ступени, или террасы, разделившие сад на Верхний и Нижний. Протекавший рядом небольшой ручеек по распоряжению Екатерины был превращен в озеро.

В 1744 году архитектор А. Квасов начинает перестройку Екатерининского дворца, продолженную впоследствии талантливым зодчим С. Чевакинским, а в 1749—1752 годах вновь перестраивает всю царскосельскую резиденцию В. Растрелли.

В 1756 году строительство было завершено. В центре возвышался дворец, растянувший свой фасад на 306 метров, а перед ним на территории 110 гектаров живописно раскинулся парк, в создании которого участвовали талантливые садоводы Ильин, Рахлин, Степанов и другие.

В те времена парк был распланирован как регулярный, все было геометрически правильно и чопорно-торжественно. От дворца в парк вели прямые, ровные аллеи. Они были обсажены декоративным кустарником и фигурно подстриженными деревьями, а дальше расстилались газоны.

На северном берегу озера архитектор В. Растрелли построил павильон “Грот”, а в различных местах парка павильоны “Катальная горка”, “Зал для игры в мяч” и другие. В 1750 году вокруг парка была построена каменная стена с пятью створчатыми воротами.

В таком виде парк просуществовал до 70-х годов XVIII века. К этому времени широко распространилось увлечение так называемым “пейзажным стилем”, — парки и сады должны были иметь естественный, природный, а не искусственный вид. Деревья Екатерининского парка больше не подстригались и вскоре так разрослись, что закрыли своей густой листвой павильоны. Однако строгая и симметричная планировка сохранилась до наших дней.

В 1779—1793 годах под руководством архитектора Ч. Камерона перестраивались дворец и парк. Прямые аллеи сменились извилистыми тропинками, газоны — лужайками разнообразной формы. По берегам озера рассаживали плакучие ивы, яркие осенью клены и ажурные березы.

В различные годы XVIII столетия в парке был построен ряд замечательных по своей архитектуре зданий. К ним относятся павильоны “Зал на острову”, “Кухня-руина”, “Купальня” и много других.

В 1792—1796 годах архитекторами Д. Кваренги и И. Нееловым был построен Александровский дворец в Александровском парке и в 1791 году архитектором И. Нееловым—здание Лицея.

Увлечение в последней четверти XVIII века китайской архитектурой получило свое отражение в таких постройках, как Китайская, или Скрипучая, беседка, “Большой каприз” (архитекторы Ю. Фельтен, В. Неелов) и других.

На восточном берегу Большого пруда было построено “Адмиралтейство”, а в левой части парка — “Эрмитажная кухня”.

risunok177.jpg (63861 bytes)План парков Пушкина

А—дом, где А. С. Пушкин жил в 1831 году. Б—памятник А.С.Пушкину. В—Лицей.
Екатерининский парк: 1— Екатерининский дворец; 2—„Верхняя ванна"; 3—„Нижняя ванна"; 4—Рыбный канал; 5—Эрмитаж; 6—Эрмитажная кухня; 7—Морейская колонна; 8—„Адмиралтейство"; 9—„Грот" 10—Камеронова галерея; 11—Кагульский обелиск; 12—Вечерний зал 13—Концертный зал; 14—„Кухня-руина"; 15—Китайская, или Скрипучая, беседка; 16—„Большой каприз"; 17—Розовое поле; 18—Витголовский канал; 19—Орловские ворота; 20—„Башня-руина"; 21—„Гротик" 22—Башенный мостик; 23—Мраморный мост; 24—беседка Пирамида 25—„Турецкая баня"; 26—Чесменская колонна; 27—„Зал на острову" 28—фонтан „Девушка с кувшином"; 29—Гранитная терраса.
Александровский парк: 30 — Александровский дворец 31—куртина „Грибок"; 32—Гора Парнас; 33—Китайский театр; 34—Китайская деревня; 35—„Шапель"; 36—Арсенал.

К этому же периоду относится и установка колонн и обелисков в память побед в турецкой войне 1768— 1774 годов: Чесменская (Орловская) колонна, Кагульский обелиск, Морейская колонна (архитектор А. Ринальди) и другие.

В 1818 году архитектором В. Стасовым были построены Триумфальные ворота в память победы над Наполеоном в 1812 году, а в 1852 году на западном берегу Большого пруда в ознаменование окончания русско-турецкой войны 1828—1829 годов — павильон “Турецкая баня” (архитектор И. Монигетти).

Екатерининский парк, представляющий собой гармоническое сочетание природы и выдающейся садово-парковой архитектуры, сразу же после Октябрьской революции был взят под государственную охрану. Он стал излюбленным местом массовых гуляний, физкультурных соревнований и многолюдных народных праздников.

Угроза захвата города Пушкина немецко-фашистскими захватчиками в 1941 году заставила эвакуировать в тыл произведения искусства и музейные ценности, а парковую скульптуру зарыть глубоко в землю.

Два года хозяйничали в Екатерининском парке гитлеровцы. Они беспощадно вырубали вековые деревья, жгли дворцы и павильоны, изрыли парк дзотами и блиндажами.

В январе 1944 года советские войска освободили город Пушкин. Прошло несколько лет, и Екатерининский парк вновь расцвел своими яркими цветниками и газонами, возродились великолепные сооружения, заблестели пруды и задумчивой тенью стали манить аллеи и тропинки.

От парадного входа дворца начинается Эрмитажная аллея. Старые липы образуют здесь площадку, центром которой был бронзовый памятник Екатерине II, увезенный фашистами.

Эрмитажная аллея идет между фигурными прудами. Здесь рядом с вековыми деревьями тянутся к солнцу молодые деревца, посаженные уже в послевоенные годы.

Пруды сохранились в своем первоначальном виде: и небольшие водоемы в форме различных фаз луны, и круглый пруд, на котором до войны высилась бронзовая фигура героя древнегреческой мифологии Атрея, похищенная фашистами, и квадратный пруд, слева от Эрмитажной аллеи, на берегу которого видны изящные контуры “Верхней ванны”. Строгость и стройность линий, простота и изящество характеризуют этот павильон.

От “Верхней ванны” крутой уступ выводит к широкой дороге, обсаженной высокими лиственницами. Здесь стоят две мраморные статуи: “Воинская доблесть” — справа, и “Геракл” — слева. “Воинская доблесть” представляет собой фигуру женщины, одетой в доспехи римского воина. Левой рукой она опирается на щит, в центре которого изображен орел, терзающий поверженного льва. Это аллегорическое изображение победы России над Швецией. За этой аллеей идет второй уступ, с которого несколько мраморных ступеней ведут вниз. Отсюда дорожки расходятся в разные стороны до Рыбьего канала, а за ним они вновь сбегаются к центру — Эрмитажу, куда ведет широкая аллея.

В создании Эрмитажа принимали участие архитекторы А. Квасов, С. Чевакинский и В. Растрелли. Строительство его длилось с 1746 по 1756 год. Эрмитаж интересен своей причудливой архитектурой в стиле “русского барокко”. Восьмиугольный корпус здания соединен галереями с четырьмя выступающими флигелями. Углы украшены сдвоенной колоннадой с пышными капителями; под окнами лепные украшения; на пьедесталах колонн барельефы, изображающие игру амуров. Купол, венчающий здание, был в свое время украшен позолоченными деревянными статуями. Лазоревый тон окраски и золотая отделка деталей придают Эрмитажу радостный и нарядный вид.

Во время оккупации фашисты разрушили Эрмитаж. Они уничтожили лестницы, вырезали и увезли плафоны, зеркала. Лишь кое-где уцелела золоченая резьба на стенах и наборные паркеты. Сейчас Эрмитаж восстанавливается.

Справа от Эрмитажа, в конце аллеи, ведущей к Чертову мосту, возвышается Морейская ростральная колонна, воздвигнутая в 1771 году. Она высечена из синего олонецкого мрамора. Надпись на бронзовой доске прославляет отважных военачальников, руководивших сражением при Морее: Ф. Орлова и И. Ганнибала — двоюродного деда А. С. Пушкина.

От Морейской колонны прямая аллея ведет к “Гроту”, расположенному на берегу Большого озера. Он был задуман Растрелли в 1755 году как оригинальное сооружение, украшенное внутри раковинами и туфом.

При жизни Елизаветы “Грот” не успели достроить, а Екатерина II решила его отделать по своему вкусу “квадратной работой”, т. е. лепкой.

В конце XVIII века “Грот” получил название “Утреннего зала”, так как там происходили утренние приемы Екатерины.

Перед “Гротом” на площадке установлены мраморные скульптуры итальянского мастера XVIII века Бонацца. Четыре бюста аллегорически изображают месяцы года: март, апрель, май, июнь.

Большое озеро — центральное и очень живописное место парка. В зеркальной глади воды отражаются павильоны разнообразной архитектуры. Серебристые ивы склоняют свои тонкие нежные ветви.

Пушкин так вспоминает свой любимый парк:

Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой.
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.

На южном берегу озера по проекту архитектора В. Неелова в 1773 году было выстроено “Адмиралтейство”. Оно напоминает старинный русский замок. Когда-то в нижнем этаже центрального корпуса хранились шлюпки, флаги и т. д. "

До Великой Отечественной войны тут была собрана интересная коллекция лодок: бот Петра I, уральские байдарки, венецианская гондола, турецкий ялик и т. д. Достопримечательностью “Адмиралтейства” был глобус диаметром 3,58 метра. Внутренняя поверхность его представляла собой карту звездного неба. Внутри глобуса могли разместиться 12 человек, сидящих вокруг стола. Во время войны фашисты, чтобы вытащить его, уничтожили зал второго этажа. Похищенный глобус был найден и ныне установлен в здании бывшей Кунсткамеры — музея Ломоносова.

Здание “Адмиралтейства” сохраняет свой первоначальный внешний вид.

От “Грота” аллея ведет к знаменитой Камероновой палерее. Легкая и воздушная, она царит над окружающей местностью. Ее колонны кажутся устремляющимися вверх. Камерон добился этого зрительного впечатления тем, что основу сооружения построил из массивного, нарочито грубо обработанного пудостского камня.

Вся композиция колоннады завершается великолепной широкой лестницей, спускающейся к Большому озеру. По сторонам лестницы на высоких каменных площадках стоят бронзовые статуи Геркулеса и Флоры. Могучий герой древнегреческой мифологии облокотился на палицу, покрытую львиной шкурой. Богиня весны, Флора изображена с венком в руке.

Эти скульптуры были отлиты в 1786 году в литейной мастерской Академии художеств по моделям известного скульптора Ф. Гордеева, знатока античного искусства.

На галерее установлены 54 скульптурных бюста римских и греческих государственных деятелей, ученых, философов, мифологических героев. Тут бюсты Демосфена и Александра Македонского, Цицерона и Марка Аврелия, Ганнибала и Юлия Цезаря и многих других.

По стройности, строгости и художественной выразительности архитектурных форм Камеронова галерея является памятником искусства мирового значения.

Висячий садик соединяет галерею с Агатовыми комнатами — замечательным образцом русской классической архитектуры XVIII века. Здесь все строго, нет ничего лишнего. Этому впечатлению способствуют и портик, украшенный колоннами, и скульптуры, установленные в нишах стен, да и сами стены. Они с большим' вкусом оформлены агатом, мрамором, яшмой. Великолепны также наборные паркеты, оригинальные двери, отделка потолков, золотая бронза тонкой чеканки.

Невдалеке от Рамповой аллеи, ведущей от дворца к центру парка, находится фонтан “Девушка с кувшином”, воспетый Пушкиным в стихотворении “Царскосельская статуя”:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила,
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.
Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Пушкин. Фонтан “Девушка с кувшином” в Екатерининском парке.

Фонтан этот сооружен в 1810 году. Бронзовая скульптура “Девушка с кувшином” выполнена скульптором П. Соколовым, положившим в основу ее сюжет одной из басен Лафонтена.

Высоко поднявшаяся над водой Чесменская колонна напоминает о доблести русских моряков в Чесменском сражении с турками в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. В этом сражении, потеряв убитыми и ранеными 9 человек, русские уничтожили 66 и взяли в плен 6 судов противника.

Чесменская колонна увенчана бронзовой фигурой орла, ломающего рога полумесяца, символизирующего Турцию.

Воздвигнута Чесменская колонна в 1771—1778 годах по проекту архитектора А. Ринальди. Основанием ее служит четырехгранная пирамида, отделанная серым полированным гранитом. Колонна высечена из олонецкого мрамора и украшена мраморными рострами.

На базе колонны были укреплены три бронзовых барельефа: с восточной стороны—Хиосское сражение, с северной — Чесменское, с западной — бой при острове Митилены.

В Екатерининском парке можно ознакомиться и с десятиметровым Кагульским обелиском, высеченным из серого мрамора. Это один из интересных памятников. На бронзовой доске его надпись: “В память победы при реке Кагуле, в Молдавии.

Июля 21 дня 1770 года, предводительством генерала графа Петра Румянцева. Российское воинство числом седмьнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турского визиря Галил-Бея с силою полтораста-тысячною”.

В письме к Чаадаеву Пушкин писал: “Клянусь... честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков...”

В 1819 году, находясь далеко от Царского Села, Пушкин обращается к Кагульскому обелиску:

Воспоминаньем упоенный,
С благоговеньем и тоской
Объемлю грозный мрамор твой,
Кагула памятник надменный.

Страстно любил Пушкин свой народ, свою родину. Любил он Царское Село, где прошла его юность.

Мы слово Пушкин говорим...
Поэт ли, город ли — не знаем.
Душой мы с первым и вторым.
Мы их в одно соединяем.
(Вера Инбер)

Екатерининский дворец — великолепное сооружение талантливого зодчего В. Растрелли — очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Но вот уж несколько лет, как дворец вновь засиял блеском, богатством и пышностью своих лазоревых фасадов.

Для того чтобы оценить неистощимую фантазию Растрелли, нужно собственными глазами видеть игру света и тени на живописных линиях фасада, праздничность декоративных колонн, пышность оконных наличников, женские головки и картуши, раковины и львиные маски, разбросанные по стенам дворца. Все это создает впечатление блеска и великолепия. И еще одна черта улавливается в этом творении зодчего — стремление к динамичности, к иллюзии подвижности каменной громады. Лучше всего это выражают могучие атланты, великолепно выполненные скульптором И. Дункером по замыслу архитектора.

В самом дворце открыт музей, состоящий из двух отделов — выставки по истории создания и художественного оформления дворца и уже восстановленных дворцовых залов.

Содержательная и интересная экспозиция выставки размещена в одиннадцати комнатах.

Восстановленные же залы составляют архитектурный ансамбль, созданный в конце XVIII века Растрелли, на месте бывшего Висячего сада.

В 80-х годах XVIII века эти помещения отделывались для наследника Екатерины II Павла по проектам архитектора Ч. Камерона. В начале прошлого столетия комнаты пострадали от пожара и были реставрированы под руководством архитектора В. Стасова.

Посетитель имеет возможность ознакомиться с десятью помещениями разного назначения, полностью восстановленными.

Это Зеленая столовая. Официантская, Голубая гостиная, Резной кабинет и Живописный кабинет, Спальня, Китайская голубая гостиная, Предхорная, Хоры дворцовой церкви, церковь Екатерининского дворца, Предцерковный зал.

Каждое помещение интересно по-своему, и о каждом можно написать целую главу. Но полезнее будет читателю самому стать участником экскурсий по дворцу, которые ведут научные работники музея и высококвалифицированные экскурсоводы.

Александровский парк. “Новый сад”, так по историческим документам в XVIII веке назывался этот парк, закладывался как регулярный и “увеселительный сад”. Предполагалось примерно в 40—50-х годах XVIII века построить здесь зеленый театр, карусель, более 35 беседок, гору Парнас и т. д. Но этот первоначальный замысел не был осуществлен. Новый пейзажный стиль вытеснил регулярную планировку и все увеселительные затеи, но часть старого, регулярного, парка сохранилась в квадратах, расположенных по сторонам Тройной аллеи.

В центре ее возвышается черный мраморный обелиск на братской могиле революционных солдат Первого стрелкового полка, погибших в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции. Так и гласит надпись на беломраморной доске: “Борцам за Великий Октябрь”.

А напротив Китайского театра воздвигнут еще один памятник — обелиск над могилой генерал-лейтенанта Советской Армии Ивана Васильевича Хазова, погибшего в бою за освобождение города Пушкина от немецко-фашистских захватчиков.

Многого еще нельзя увидеть. Пока не уничтожены следы разрушений здания Китайского театра, не доведены до конца реставрационные работы в Китайской деревне, по восстановлению горы Парнас, Крестового моста и других архитектурных сооружений.

Несмотря на это, в регулярной части парка немало интересных и живописных мест.

Справа от Тройной аллеи находятся Озерки и гора Парнас. Два пруда с извилистыми берегами соединены между собой узкими протоками. От пристани на лодке можно проплыть по Крестовому каналу. Это интересное водное путешествие доставит большое удовольствие.

Несколько слов о горе Парнас. По древнегреческим преданиям, на горе с таким названием обитали бог солнца Аполлон и музы. В середине XVIII века в Новом саду был насыпан холм. На нем спирально извивалась дорожка. Были высажены деревья, декоративные кусты, и назвали этот холм — горой Парнас.

Она существует и сейчас, но во многих местах земля осыпалась, много деревьев было вырублено, уничтожены кустарники. В ближайшее время здесь начнутся восстановительные работы.

У входа в Александровский парк обращает на себя внимание интересный гранитный Китайский мост с вазами. Он был сооружен в конце XVIII века по проекту архитектора Ч. Камерона. Ваза и решетки моста реставрированы.

И еще следует посмотреть несколько мостов. Это крестообразный мост — Крестовый, два Малых китайских моста, мост с драконами, несколько металлических мостов с узорными решетками и особенно интересен Висячий (“Трясучий”) без перил мостик. Его сооружением мы обязаны архитектору В. Стасову. Мост укреплен над каналом на металлических тросах. Под ногами он “трясется”, отсюда и его второе название.

Весьма интересна Китайская деревня. Она находится вблизи Крестового моста. Возникла она в 1782—1796 годах по проектам Ч. Камерона и В. Неелова.

В начале XIX века архитектор В. Стасов соединил отдельные домики, построенные на китайский манер, пристройками.

В настоящее время в Китайской деревне ведутся восстановительные работы.

Недалеко от Китайской деревни находится Летний театр на три тысячи мест. А на прямоугольной площадке сооружена эстрада.

Пейзажная часть парка, или “Зверинец”, как она раньше называлась, расположена за широкой Березовой аллеей. Создание этой части парка относится к первой четверти XIX века и принадлежит архитектору А. Менеласу.

Он создал луга с декоративными группами деревьев, извилистые дорожки и живописные холмики. Причудливо переплетающиеся аллеи и дорожки напоминают тропинки заросшего леса. За неожиданными поворотами тропинок раскрываются ландшафты, не раз вдохновлявшие великих художников.

Архитектор Менелас, отдавая, видимо, дань модному в начале XIX века романтизму, строил в Александровском парке сооружения, напоминающие суровые и угрюмые замки средневековья. Таков, например, его Арсенал, построенный в ложноготическом стиле в 1830—1835 годах.

Красные кирпичные стены, четыре башни с зубцами, высокие окна со стрельчатыми переплетами производят угрюмое впечатление. Название свое павильон получил потому, что в XIX веке здесь хранилось средневековое рыцарское оружие. Позднее оно было передано в Эрмитаж.

Несколько раньше — в 1827 году — по проекту А.Менеласа была построена башня “Шапель” (часовня) в виде искусственной руины с полуразрушенными стенами, среди которых растут деревья. Эта башня сохранилась. Другая, семиэтажная Белая башня была разрушена фашистами. Сохранились только цокольный этаж и часть стен.

Самым крупным сооружением, появившимся в Царском Селе в конце XVIII века, был Александровский дворец. Этот выдающийся памятник русского классицизма сооружен в 1792—1795 годах по проекту Д. Кваренги для внука Екатерины II Александра.

Главный фасад с двойной коринфской колоннадой производит величественное впечатление.

В конце 30-х годов XIX века перед колоннадой дворца были установлены две скульптуры: “Юноша, играющий в бабки” (скульптор Н. Пименов), и “Юноша, играющий в свайку” (скульптор А. Логановский). Полные динамики, очень выразительные по силуэту, фигуры юношей четко выделяются на фоне белой колоннады.

Разрушенные фасады дворца и парадные помещения восстановлены в 1946—1949 годах.

Пушкинские парки ежегодно гостеприимно принимают сотни тысяч посетителей.

Здесь можно совершить интересные экскурсии, покататься на лодках по Большому пруду и Крестовому каналу, послушать концерт в Зеленом и Летнем театрах, ознакомиться с выставками в Камероновой галерее, Вечернем зале и павильоне “Грот”.

В парке есть несколько пляжей, городок аттракционов (воздушная карусель, виражные самолеты, качели, карусель для детей), детский городок, читальни, игротеки, настольный теннис, живописные грибки для ребят и площадки для игр, спортивное поле.

Средства сообщения. Электропоезда с Витебского вокзала. Из Ленинграда в Пушкин идет автобус 87 с ул. Галстяна, а в воскресные дни автобус 423 с Манежной площади. В Пушкине от вокзала до парков курсируют автобусы.

<< Назад  Далее >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.