В 1959 году я участвовал в рекордном
первовосхождении на стену пика Ворошилова
(Памир). Красивая, сложная, высотная стена.
Руководил Виталий Михайлович Абалаков.
Он очень много сделал для советского альпинизма.
Мы были горды, что нас ведет такой человек, и
называли его Вождь.
Стена такая большая, и широкая, и крутая, с
карнизами, с резкими контрфорсами, мы много дней
шли по ней, и на ней можно было заблудиться.
Абалаков часто сам уходил вверх на разведки,
отыскивая пути, еще с кем-нибудь одним в связке.
Часто он брал меня и был мною доволен. Мне
приходилось на войне быть разведчиком -
утаскивать немецких офицеров, и хотя тут все было
иначе, мне казалось, что стена молча наблюдает за
нами, куда мы пойдем. И усмехается, если идем на
непроходимый путь. Многому я научился у Виталия
Михайловича, и мне подходил его стиль: надежный,
вдумчивый, рабочий. Я все время чувствовал и силу
духа, и физическую силу этого человека. Мы на
стене, как обычно, перекликались; например, снизу
кому-то не видно, и он кричит: "Кто в первой
связке?" А сверху ответ: "Первым работает
Вождь".
Был с нами заслуженный мастер спорта Яков
Григорьевич Аркин. Он очень любил играть в шашки.
Напарника себе подбирал, чтобы на висячих
ночевках соглашался в шашки играть. Только долго
этого никто вынести не мог. Аркин кричит мне
как-то сверху: "Сван! Джозеф! Приходи ко мне в
гости, сыграем в шашки". Я отказываюсь
деликатно, говорю, работа есть еще по хозяйству.
Тогда он собирается сам ко мне прийти. Никак ведь
невозможно, говорит, тебе отказаться принять
гостя. Но я говорю, что и принять невозможно - дом
в опасности, одного терпит, а двоих ни за что не
выдержит - слабенький снежный карнизик, а
обрушится, придется вместо лежачей ночевки
висячую терпеть.
В это время Абалаков сверху спрашивает: "Где
там Сван спит, как он устроился?" - заботливый
человек.
Аркин ему говорит: "Устраивается. Копается
что-то. Возмущается. Карнизом недоволен".
А я говорю: "Передай Виталию Михайловичу, что я
не прошу квартиру в Москве, но могли бы мне здесь
карнизик получше подобрать".
Тогда мне Виталий Михайлович через Аркина так
вежливо передал: "Спокойной ночи, Иосиф".
Аркин обладает удивительным гипнозом.
Достаточно сыграть с ним в шашки или поговорить,
как вдруг получается, что ты уже не на стене
работаешь или отдыхаешь, а где-то на
горизонтальном месте. Так умеет он снять с
человека напряжение. Мне иногда даже обидно
становилось: мы вроде бы героический поступок
совершаем, а он все так облегчает, что вроде мы и
не герои. Но зато как он серьезен, когда
что-нибудь надо решать. Вот тут уже, наоборот, он
действует с запасом серьезности. Вот и поймите,
как удается человеку так быстро переключаться.
Я не могу привести каких-нибудь очень уж
увлекательных для вас эпизодов, потому что, слава
богу, не было их. Впечатление от восхождения
осталось цельное, крупное. Мы были в трудном
месте, мы были сильны, мы не делали ошибок.
Это абалаковский стиль.
Он очень замечательный человек, Виталий
Михайлович. Но я перед ним немножко робею. Он
немножечко суховатый (на мой вкус) по сравнению,
например, с Николаем Афанасьевичем Гусаком, ныне
покойным, моим замечательным старшим другом.
У нас с Гусаком было много разных историй. Вот
одна из них, которая случилась как раз перед тем
восхождением. И называется она: "И. Кахиани по
Э. Шиптону".
Сидели мы как-то с Гусаком перед самым вечером
под стеной пика Ворошилова. Что-то все тогда
скучали. А нам с ним было не очень скучно - читали
мы книжку "Приключения в горах" и весело
смеялась над всякими глупостями, которые о горах
пишут. Потом Гусак полистал и говорит: "Смотри,
Иосиф, вот это дело". - "Что за дело?" -
спрашиваю.
А он говорит: "Снимай ботинок". - "Зачем?"
- сказал я, но стал снимать.
Посмотрел он на мою ногу и говорит:
"Обувайся".
Я опять не стал спорить. Но только я обулся, он
говорит: "Снимай другой ботинок". - "Да
хватит, - говорю, - сколько можно: снимай -
обувай?" - "Слушай, - говорит, - какой же ты
сван, если стариков не слушаешься". Я разулся.
"Вот, - говорит, - это нам и нужно". И
показывает мне книжку. А там нарисован след - след
снежного человека, обнаруженный в Гималаях
знаменитым альпинистом Эриком Шиптоном. И
сказано: "Следы йети по Э. Шиптону". А моя
правая нога с полуампутированным пальцем очень
подходит к этому изображению. Взвалил меня Гусак
к себе на спину и понес к берегу озера, где
песочек у воды. И я ступал правой ногой по самому
берегу, как будто левая нога по воде шла.
Приходим в лагерь и сидим, как будто задумались.
Нас спрашивают: "В чем дело?". А мы говорить
не хотим. Потом Гусак все-таки соглашается,
только просит всех, чтобы каждый поклялся, что
будет молчать.
Все, конечно, поклялись и ждут Гусаковой шутки. А
он вдруг серьезно так говорит, что целый год
готовились к штурму стены, а теперь экспедиция в
опасности - все сорвется, если не проявим
настоящей альпинистской твердости и
неподкупности. И показывает книжку с рисунком.
Все посмотрели книжку и смотрят на Гусака. "С
этим сваном пойдешь вместе, обязательно
что-нибудь случится", - говорит он. - "Неужели
следы?" - "Да вот, полюбуйтесь у озерка".
Все как побегут. А Михаил Иванович Ануфриков в
палатку запрыгнул и роется там, фотоаппарат ищет:
"Никому не подходить! Запрещаю!" - кричит.
Всех разогнал, бегает, снимает направо и налево, в
воду залез.
Гусак говорит мне тихонько: "Смотри, нас так
никогда не фотографировал. Ничего, пускай теперь
твою ногу поснимает".
Ануфриков - очень замечательный альпинист,
большой и добрый человек, он не обиделся на нас
потом.
А мы с Гусаком пошли в кусты, там по траве и по
веткам повалялись и кричим:
"Смотрите, он тут лежал!"
Вечером у костра все стали серьезно думать,
потому что если сообщить в Москву, то заставят
нас его ловить и конец экспедиции.
Ануфриков горячится:
"Вы как хотите, а я завтра проявлю пленку и
отошлю в Москву".
"А мы тебя свяжем, - говорит Гусак, - пленку
засветим, а следы затопчем".
А я ему тихонько:
"Кончай, а то он ночью сбежит с пленкой, и тогда
уж точно никакого восхождения - придется
Ануфрикова ловить. А не поймаем, так начнут по
всем горам ловить меня".
Потом на стене так мне кричали: "Эй, снежный
человек!"
Но я не обижался, потому что те, кто побывал на
всех семитысячниках Памира и Тянь-Шаня, гордо
называются "снежными барсами", так что же
"снежный человек" разве хуже?
Вернуться: Александр Берман. Среди стихий
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.