МАРШРУТЫ НА ВЫБОР

Вот вы и стали достаточно опытными туристами, почти в совершенстве освоившими теорию воскресных путешествий. Давайте теперь посмотрим, легко ли применить ее в походной практике. Конечно, глядя на карту, вы без особого труда выберете для себя маршрут воскресного похода. Но может быть, ваш выбор упростится, если вы познакомитесь с уже разработанными маршрутами?

В этом разделе книги мы предлагаем вам описания туристских маршрутов, разработанных комиссией походов выходного дня, работающей при Ленинградском клубе туристов. Признаемся честно, что авторам удалось побывать далеко не на всех из приведенных маршрутов, в связи с чем некоторые уточнения и дополнения описаний делались не на основе личного опыта, а исходя из информации, содержащейся в краеведческой литературе. Те из вас, кто захочет обратиться к первоисточнику, легко сможет ознакомиться с описаниями маршрутов в библиотеке Ленинградского клуба туристов. Мы также напоминаем вам, что в поход кроме описания маршрута необходимо взять карту.

Итак, выходим на маршрут...

МАРШРУТЫ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА

Наибольшей и заслуженной популярностью у ленинградских туристов пользуется Карельский перешеек. Чем же он так привлекает и опытных любителей путешествий, и тех, кто просто решил провести свои выходные дни за городом? Давайте вместе попробуем вспомнить о природных и исторических достопримечательностях этого района Ленинградской области, чтобы лучше ориентироваться при выборе ваших будущих маршрутов.

Карельский перешеек протянулся к северу от Невы прямо от Ленинграда. С одной стороны его ограничивают воды Финского залива, с другой—Ладожское озеро. Природа Карельского перешейка богата и разнообразна: лиственные, смешанные, хвойные леса, множество ручьев и рек, воспетые в песнях бесчисленные «голубые глаза озер». Рельеф, особенно в северней части, холмистый, а местами из-под толщи отложений на поверхность выходят граниты. Наиболее живописные выходы гранитных скал—около Выборга и Приозерска. В лесах перешейка встречаются почти все породы деревьев, характерные для европейского Севера, а в некоторых местах его произрастают редкие экземпляры древовидного можжевельника и карельских берез.

Интересна история Карельского перешейка. Издавна поселились здесь русские люди: в древних летописях упоминается, что он входил в состав Водской пятины «господина Великого Новгорода». Сохранились и остатки древних новгородских крепостей Тиверска и Корелы (Приозерск). В XVII столетии перешеек был захвачен шведами и только в начале следующего века, в царствование Петра I, был освобожден и возвращен России.

Многие места Карельского перешейка связаны с жизнью и деятельностью наших выдающихся соотечественников, с историей Великой Октябрьской социалистической революции, событиями Великой Отечественной войны.

В выборе экскурсионных объектов кроме тех маршрутов, которые мы вам предлагаем и рекомендуем, смогут помочь книги Лениздата, выпущенные в прошлые годы, перечень которых приведен нами в списке рекомендуемой литературы, а также многочисленные карты-схемы Карельского перешейка и Ленинградской области.

И все же, не приводя подробных описаний маршрутов, мы попробуем «привязать» к железнодорожным станциям Карельского перешейка те достопримечательности, к которым следует проложить маршрут:

1. Ст. Разлив. Исторический памятник-музей «Сарай».

2. Ст. Тарховка. Исторический памятник-музей «Шалаш».

3. Ст. Сестрорецк. Старинный парк «Дубки».

4. Ст. Белоостров. Река Сестра. Передний край обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

5. Ст. Репино. Усадьба-музей «Пенаты». Река Сестра.

6. Ст. Комарово. Лесопарк на берегу Щучьего озера.

7. Ст. Зеленогорск. Пос. Ильичево—Дом-музей В. И. Ленина (13 км от станции). Пляж на берегу Финского залива. Парк культуры и отдыха. Озеро Красавица (Большое Симагинское).

8. Ст. Рощино. Петровская Корабельная роща.

9. Ст. Горьковская. Пос. Горьковское — дача А. М. Горького. Озеро Гладышевское.

10. Ст. Каннельярви. Озера Каннельярви (Победа), Нахимовское.

11. Ст. Кирилловское. Озера Большое Кирилловское, Глубокое, Большое Раковое.

12. Город Выборг. Дом-музей В. И.. Ленина. Краеведческий музей. Выборгский замок. Памятник Петру I. Парк культуры и отдыха («Монрепо»).

13. Ст. Токсово. Лесопарк. Питомник зубробизонов.

14. Ст. Кавголово. Озеро Кавголовское.

15. Ст. Васкелово. Озеро Лемболовское.

16. Ст. Орехово. Озеро Большое Барково. Река Смородинка. Высшая точка Карельского перешейка (205м).

17. Ст. Сосново. Остатки укреплений восточной части «линии Маннергейма». Озеро Раздолинское. Пороги реки Бурной.

18. Ст. Лосево. Пороги реки Вуоксы. Озеро Суходольское.

19. Ст. Громове. Остатки укреплений «линии Маннергейма». Братская могила воинов Советской Армии.

20. Ст. Отрадное. Озеро Отрадненское.

21. Город Приозерск. Старая и новая крепости. Памятник 200-летию освобождения города от шведов.

22. Ст. 147-й км. «Малые скалы».

23. Ст. Ладожское Озеро. «Дорога жизни».

Маршрут № 1

Станция Ржевка — мемориал «Цветок жизни»—Приютино — Всеволожск — мемориал «Катюша» — станция Корнево. Протяженность—22,5 км.

Маршрут знакомит с легендарной Дорогой жизни, которая в годы Великой Отечественной войны связывала жителей осажденного Ленинграда с Большой землей. К началу маршрута, на станцию Ржевка, можно добраться электропоездом с Финляндского вокзала или городским транспортом (трамваи 12, 30, 64-го маршрутов).

От платформы станции Ржевка следует пройти 200 м в направлении Ленинграда до переезда на Рябовском шоссе. Отсюда по Рябовскому шоссе до мемориала «Цветок жизни»—2,5 км.

Этот памятник входит в Зеленый пояс Славы.

Мемориально-архитектурный комплекс Зеленый пояс Славы создан по инициативе ленинградцев в память защитников города в годы Великой Отечественной войны. Он включает в себя более 80 памятников, установленных в местах наиболее жарких боев. Памятники объединены зеленым кольцом из многих тысяч деревьев, кустарников и цветов, опоясывающим Ленинград и символизирующим кольцо обороны. Инициатором создания комплекса выступила в феврале 1965 года молодежная газета «Смена».

Идти рекомендуется направо по пешеходной дорожке. По пути к мемориалу—памятник В. И. Ленину, установленный здесь в 1965 году. Пройдя дальше по Рябовскому шоссе, слева и справа от дороги увидите здания кирпичной кладки. Эти здания — службы узкоколейной железной дороги Петербург—Ириновка, открытой в сентябре 1892 года. Ее протяженность составляла 33 версты.

Через километр пути от станции находится мемориальный километровый столб «Дорога жизни», а еще через 1,5 км—памятник «Цветок жизни», посвященный детям—защитникам Ленинграда, перенесшим вместе со взрослыми все тяготы блокады. Открыт мемориал в октябре 1968 года, его авторы—архитекторы А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Г. Г. Фетисов.

Дальнейший путь лежит по левой обочине Рябовского шоссе до столба с отметкой 3-й км. Чуть не доходя до столба, нужно перейти шоссе и пересечь неширокий (150 м) лесной участок. За лесом—железнодорожная колея. Пройдя по ней в том же примерно направлении, что и при движении по шоссе, через 1,5 км увидите пересекающую ее проселочную дорогу. Свернув по ней направо, следует пересечь садоводство, придерживаясь его левой окраины. Затем свернуть влево по дороге, пересечь железнодорожное полотно и дойти до Рябовского шоссе; между 5-м и 6-м километрами находится «Приютино»—бывшая усадьба А. Н. Оленина, первого директора Публичной библиотеки в Петербурге. Здесь бывали А. С. Пушкин, М. И. Глинка, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, а также другие литераторы, деятели- искусства и культуры первой четверти XIX века.

Через несколько десятков метров за усадьбой сверните вправо на отходящую отсюда дорогу на Бернгардовку. По этой дороге возвращайтесь к железнодорожной колее, по которой попадете во Всеволожск, где на пересечении Рябовского и Колтушского шоссе установлен мемориал «Румболовская гора», входящий в Зеленый пояс Славы.

От столба 10-й км вправо отходит дорожка к воинскому кладбищу. Двигаясь дальше по шоссе, через 7 км по пути, минуя деревни Романовка и Корнево, можно выйти к последнему памятнику этого маршрута — мемориалу Зеленого пояса Славы «Катюша», созданному по инициативе трудящихся Ждановского района Ленинграда.

Вернувшись назад в деревню Корнево (около 1 км), сверните налево к железнодорожной платформе. Отсюда электропоездом можно возвратиться в Ленинград.

В период межсезонья весь маршрут можно пройти по Рябовскому шоссе, хотя это и менее интересно.

Маршрут № 2

Станция Ваганове—деревня Коккорево — станция Ладожское Озеро Протяженность—15км.

Этот маршрут так же, как и предыдущий, знакомит с Дорогой жизни.

Доехав на электропоезде с Финляндского вокзала до ст. Ваганово, двигайтесь сначала вдоль железной дороги, затем сверните у мемориального столба 40—41-й км направо (на юго-восток), чтобы попасть на автомобильную Дорогу жизни. Это шоссе проходит через поселок Ваганово, растянувшийся на 2 км, и является его центральной улицей.

За переездом на протяжении полутора километров шоссе тянется прямым отрезком до Ладожского озера. В конце его, у самого озера — монумент «Разорванное кольцо» и знаменитый «Вагановский спуск» со следами протекторов автомашин на бетоне—начало ледовой трассы—памятники Зеленого пояса Славы.

Направо (если стоять лицом к- Ладоге) отделенная зарослями кустарников начинается деревня Коккорево, протянувшаяся на 3 км. В этом селении во время блокады находилось управление Дорогой жизни. Сейчас в поселке действует народный музей Дороги жизни, созданный школьниками (музей открыт с 11 до 17 часов, кроме вторника и пятницы). После осмотра музея путь группы лежит на север (5 км). Можно двигаться по прибрежной дороге, а можно идти по обрезу берега, поближе к воде. На пути постоянно встречаются памятники тем грозовым годам: дот, стела, установленная в месте выхода на берег уникального подводного кабеля и нефтепровода; постоянно встречаются следы землянок, окопов и площадок для зенитных батарей.

Около Столба 44-й км начинается поселок Осиновец. Здесь лучше сойти с дороги и пройти к Осиновецкому маяку через поселок. Осиновецкий маяк—один из самых больших в Европе. Почти на каждом шагу в поселке видны остатки блиндажей и землянок, воронок от авиабомб: это место чаще других подвергалось бомбежке, так как рядом находился порт.

От маяка дорога ведет дальше на север, и на шоссе у столба 45-й км находится филиал Центрального военно-морского музея — музей «Дорога жизни». На его территории установлены памятники: военный катер, буксир, автомашина ГАЗ-АА, поднятая в 1947 году со дна Ладожского озера, и автомашина-трехтонка, дошедшая до Берлина, самолет ЛИ-2 и много других экспонатов. Музей открыт с 11 до 18 часов, ежедневно, кроме понедельника.

В 200 м от музея, слева от шоссе, находится братская могила моряков, воинов и курсантов, погибших при защите Ленинграда. Пройдя еще 400 м и свернув налево, выйдете к вокзалу станции Ладожское Озеро. Здание вокзала — народный музей железнодорожников Дороги жизни (построено по проекту архитектора Э. И. Казарновского). Рядом с вокзалом установлен паровоз «Комсомолец» серии Э111. Этот паровоз доставлял в 1941—1942 годах боеприпасы и продовольствие в осажденный Ленинград.

На этом поход заканчивается и электропоездом можно возвратиться в Ленинград.

Маршрут № 3

Станция Островная — поселок Островки — деревня Большие Пороги — «Холм Славы»—поселок им. Я. М. Свердлова. Протяженность—17 км.

Добраться до Островной можно поездом, идущим от Ржевки к станции Горы. От Островной пройти 100 м вперед и за будкой свернуть по лесной тропе направо. Выйдя на лесную дорогу и свернув по ней влево, через 500 м достигнете развилки. Дальше следует идти по левой дороге, а затем от следующей развилки—по правой, которая приведет к шоссе. Перейдя его, надо идти по дороге, проходящей перпендикулярно шоссе, вдоль опушки леса, затем свернуть по правой дороге и идти через поле в поселок Островки, расположенный на правом берегу Невы.

Летом 1875 года здесь отдыхал композитор Н. А. Римский-Корсаков.

От пристани в Островки путь идет вдоль Невы. Тропинка по берегу поднимается вверх, оставляя слева искусственные большой и два маленьких острова. Пройдя по главной улице поселка до последней дачи, сверните налево в березовый лес. Здесь находятся развалины дворца князя Г. А. Потемкина-Таврического (архитектор И. Е. Старов). Дворец был построен на обрывистом выступе оврага и напоминал средневековый замок (разрушен во время Великой Отечественной войны).

От дворца нужно спуститься по тропинке (на север) вниз к ручью, перейти его и идти влево вдоль ручья (если не грязно) или вверх по дороге за домами. Эта дорога выходит к берегу Невы и сливается с шоссе. Далее следует идти параллельно шоссе, по возможности вдоль берега, вниз по течению, до песчаных карьеров, которые надо обойти слева. За карьерами находится деревня Маслово. Минуя эту деревню, продолжайте путь вдоль Невы до деревни Большие Пороги и расположенного за ней «Холма Славы». Монумент «Холм Славы» («Безымянная высота») установлен в честь воинов, участвовавших в боях за Ивановский и Невский «пятачок» и левый берег Невы при прорыве блокады Ленинграда в 1943 году. Входит в Зеленый пояс Славы.

У «Холма Славы» можно сделать большой привал, а затем идти дальше по дороге (слева от холма) примерно 800 м на север до шоссе, идущего параллельно Неве. По шоссе следует свернуть влево, перейти мост через реку Черную и, повернув влево, снова выйти к Неве.

Продолжая путь вдоль Невы, через 6 км достигнете первых домов поселка им. Я. М. Свердлова. От центра поселка автобусом можно вернуться в Ленинград. Есть и другой путь: от пристани Пирогово в поселке им. Я. М. Свердлова катером можно переправиться на левый берег Невы в поселок Саперный, а оттуда автобусом или электропоездом попасть в Ленинград.

Маршрут № 4

Петрокрепость — крепость Орешек — поселок Марьино — поселок Синявино-1 — Петрокрепость. Протяженность — 19,5 км.

Маршрут знакомит с историко-революционным, военно-историческим и фортификационным памятником — Шлиссельбургской крепостью, а также с местами боевой славы советского народа в годы Великой Отечественной войны.

К началу маршрута, на станцию Петрокрепость, можно добраться электропоездом Ленинград—Невская Дубровка, идущим с Финляндского вокзала. Станция примыкает к поселку им. Морозова, названному в честь Н. А. Морозова—революционера-народника, крупного ученого, находившегося в заключении в Шлиссельбургской крепости 21 год.

Слева от железной дороги находится пристань; если встать к ней лицом, то справа будет исток Невы, а прямо напротив—Ореховый остров с крепостью Орешек (Шлиссельбургская крепость). Переправиться к крепости можно на катере, расписание движения которого согласовано с прибытием электропоездов.

Шлиссельбургская крепость является в настоящее время филиалом Музея истории Ленинграда. Крепость на острове была основана новгородцами еще в 1323 году. Орешек—ее первоначальное наименование. Название «Шлиссельбург» (ключ-город) она получила в 1702 году, после того как была отвоевана у шведов в ходе Северной войны. В течение почти двухсот лет, до победы Октябрьской революции, крепость служила тюрьмой для политических заключенных. Во время Великой Отечественной войны Советская Армия почти 500 дней героически обороняла крепость, препятствуя высадке немецко-фашистских войск на правый берег Невы.

Переправившись к крепости, попадете в нее через Государеву башню. Справа от входа — большое четырехэтажное здание постройки 1905 года—это четвертый тюремный корпус. Слева от входа находится трехэтажное здание, воздвигнутое на месте Петровских казарм. Дальше путь проходит мимо развалин здания Иоанновской церкви. За Светличной башней находится отделенная стеной площадь Цитадели, а на ее территории здание старой тюрьмы. Правее входа в Цитадель находится выстроенное в 1884 году здание новой тюрьмы. Перед ним—братские могилы воинов, погибших в 1702 году во время боев за Нотебург (Орешек). В годы Великой Отечественной войны остров вновь стал военным стратегическим пунктом в системе обороны Ленинграда. Закончить осмотр крепости можно у Королевской башни, на берегу Невы, где находится памятник узникам, погибшим с 1884 по 1906 год.

Возвратившись на катере в Петрокрепость, стоит обратить внимание на памятник Петру 1 (скульптор М. М. Антокольский).

Петрокрепость расположена на трассе водного пути. Еще в XVIII веке у входа Староладожского канала в Неву сложился центр города. На левом берегу канала, на Красной площади, (бывшей Церковной), сохранилось здание Благовещенской церкви. Она построена в 1764 году на месте деревянной, заложенной еще Петром I.

От Красной площади следует идти по бульвару, разбитому вдоль Красного проспекта. У Горбатого моста раньше кончался Шлиссельбургский тракт. Перейдя Горбатый мост и продолжая путь на юго-запад, вскоре выйдете за пределы города и пойдете к Преображенской горе. Она является частью гряды—берегового вала, образованного при затоплении Ладожским озером этой территории.

До революции на этой горе жители Шлиссельбурга собирались на маевки. Во время Великой Отечественной войны гора Преображенская была сильно укреплена фашистами. 18 января 1943 года штурмом овладев горой, советские войска освободили Шлиссельбург от захватчиков.

На берегу Невы можно сделать привал, а после отдыха продолжить путь вдоль реки или по шоссе в южном направлении. До деревни Марьино—около 3 км. Здесь на перекрестке дорог установлен памятник «Прорыв» — один из монументов Зеленого пояса Славы.

От памятника следует свернуть влево на шоссе Ленинград—Петрозаводск, идущее от деревни Марьино на восток. Шоссе проложено по неширокой гряде—бывшему береговому валу Ладожского озера. Эта гряда препятствует стоку вод с расположенного южнее более высокого Ордовикского плато. Вследствие этого произошло заболачивание местности, получившей название Синявинские болота.

Пройдя от деревни Марьино по шоссе 5 км, можно выйти в поселок Синявино-1. В нескольких километрах к юго-востоку от поселка находится место встречи войск Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. От поселка Синявино следует идти на север по грунтовой дороге до Староладожского канала, а затем вдоль него в Петрокрепость. Название поселка Синявино происходит от фамилии Сенявиных, которым принадлежали здешние земли. Контр-адмирал И. А. Сенявин и вице-адмирал Н. А. Сенявин отличились во время Северной войны России со Швецией.

Вернуться в Ленинград можно электропоездом со станции Петрокрепость на правом берегу Невы. Возможно возвращение в Ленинград и автобусом из Петрокрепости, остановка которого у Благовещенской церкви.

Маршрут № 5

Станция Петрокрепость — город Петрокрепость — Синявинские высоты — станция Грибное. Протяженность — 22 км.

Маршрут знакомит с местами боев по прорыву блокады Ленинграда.

Начало маршрута до поселка Синявино полностью совпадает с предыдущим описанием.

Через 2 км за поселком Синявино вправо отходит дорога, ведущая на Синявинские высоты. У ответвления дороги на берегу Староладожского канала можно сделать привал.

Отдохнув, следует идти на юг по грунтовой дороге; примерно через 1,2 км дорога пересечет шоссе на Кировск. Справа от этого перекрестка находится обелиск, установленный в память о рубеже, где соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов, прорвав блокаду Ленинграда. Пройдя по грунтовой дороге еще 4 км, подойдете к более высокой местности—к Ордовикскому плато.

Синявинские высоты—это часть плато, поднимающаяся до 50 м. У подножия Синявинских высот—развилка: левая дорога ведет к дому лесника, а правая— прямо на высоты. Следует идти по правой дороге, которая пересекает ручей, поднимается на высоты и через 300 м сворачивает влево на асфальтированную дорогу. Примерно в 250 м слева от дороги виден мемориал, посвященный битвам за Синявинские высоты.

С высот местность просматривается на много километров во все стороны. А у подножия расстилается Синявинское болото с озерами, возникшими здесь на местах выемки торфа. Со стороны болота нашим войскам в 1943 году приходилось брать эти высоты, сильно укрепленные немцами.

Последний отрезок пути проходит по грунтовой дороге в юго-западном направлении по территории Ордовикского плато. До Великой Отечественной войны здесь было большое село Синявино. От села не осталось даже следов, сохранилось лишь сельское кладбище, неподалеку от которого теперь расположен Мгинский птицеводческий комплекс.

В четырех километрах от памятника дорога подходит к шоссе Кировск—Мга. От шоссе на юго-запад отходит бетонная дорога. Пройдите по ней вдоль садоводства, затем примерно через 1 км сверните направо по Садовой улице и, минуя территорию садоводства, выйдете к железнодорожному полотну Мга — Невдубстрой. По тропинке вдоль полотна, пройдя влево 700—800 м, попадете на станцию Грибное. Отсюда поездом можно возвратиться домой.

Маршрут №6

Поселок им. Морозова—поселок Резвых—поселок Невская Дубровка. Протяженность—18 км.

Маршрут начинается от поселка им. Морозова (ст. Петрокрепость), куда можно доехать электропоездом с Финляндского вокзала.

От станции пройдите по набережной Невы на юг до конца поселка и сверните на дорогу вдоль берега к лодочной станции. От нее путь идет к дому лесника, затем выходит на террасу, где дорога подводит к жилым домам поселка Резвых. Двигаться дальше по шоссе мимо братской могилы защитников Родины, павших в Великую Отечественную войну. Пройдя от асфальтированного спуска к Неве по дороге влево, выйдете к мосту через Черную речку. Далее лесная дорога выведет к железнодорожному полотну, а от него влево по дорожке, мимо дома лесника—к берегу Невы. Здесь удобное место для привала.

Дальнейший путь лежит по лесной дороге, ведущей от дома лесника к Невской Дубровке (5 км). Дорога проложена по высокой сухой песчаной местности. В лесу встречаются полуразрушенные доты, напоминающие о минувшей войне.

Перед поселком дорога раздваивается. Пройдите по левой дороге к речке Дубровке, а дальше по тропинке вдоль ее высокого левого берега. Тропинка приведет к мосту. Далее следует идти к пристани на Неве. Здесь с высокого места хорошо виден левый берег Невы, на котором во время войны находился знаменитый Невский «пятачок». Память об этом увековечена обелисками, хорошо видимыми издали.

Ознакомлением с поселком и его музеем (в Доме культуры) заканчивается поход. С железнодорожной станции Невская Дубровка электропоездом сможете вернуться в Ленинград.

Маршрут №7

Остановка Пороховые — поселок Колтуши — поселок Павлове — озеро Горское — поселок Воейково — Киркинское озеро — деревня Озерки — деревня Малое Манушкино — поселок Невская Дубровка. Протяжённость—33 км, продолжительность—2 дня.

От Пороховых, куда можно добраться городским транспортом, доехать автобусом № 426 до поселка Колтуши. Недалеко от остановки находится городок физиологов Павлово, в котором размещается филиал института физиологии имени И. П. Павлова. Пройдите в Павлове по дороге через ворота, а затем по широкой аллее поднимитесь по склону холма на центральную площадь, где установлен памятник выдающемуся русскому физиологу И. П. Павлову (скульптор В. В. Лишев).

От памятника расходятся дорожки. Правая приводит к зданию старой лаборатории, на стене которой установлена мемориальная доска. Далее следует выйти к большому белому зданию, заложенному в 1930 году. В нем помещается музей-квартира ученого. Перед зданием установлены бюсты ученых: Рене Декарта, Г.-И. Менделя, И. М. Сеченова, И. П. Павлова.

Познакомившись с научным городком, возвратитесь в Колтуши по аллее вдоль пруда, пересекая рощицу в юго-восточном направлении. Спустившись по склону холма, выйдите на шоссе, ведущее в поселок Красная Звезда. Перейдя шоссе у линии электропередачи, продолжайте путь по тропе к низине, лежащей к востоку от шоссе, пока не войдете в деревню Канисты. Местность на пути довольно ровная, местами заболоченная. Справа от тропы идет линия электропередачи.

От северной оконечности деревни Канисты по дороге на север спуститесь в котловину, лежащую между деревнями Канисты и Кирполье. Поднявшись по склону гряды в деревню Кирполье, пройдите ее и двигайтесь в поселок Воейково. С дороги откроется вид на окружающую местность с живописно и беспорядочно расположенными холмами разной величины.

Поселок назван в честь великого русского климатолога, географа и путешественника А. И. Воейкова. Его бюст установлен на центральной площади городка (скульптор М. К. Аникушин). В 300 м от памятника находится автобусная остановка, откуда ходит автобус в Ленинград. Пройдя по главной улице поселка на северо-восток, спуститесь по склону и, дойдя до поля, поверните на тропу. По ней выйдете к грунтовой дороге, огибающей Горское озеро с юга.

От Горского озера, идя на юго-запад, поднимитесь по склону по дороге, которая приводит опять в поселок. Отсюда выходите до дороги, ведущей в деревню Кирполье, и в самом ее начале поверните на ответвляющуюся влево тропу. По ней перейдите поле, обходя деревню с востока, и выйдите на гравийную дорогу, рассекающую камовые гряды. Поравнявшись со второй грядой, сверните влево, поднимитесь на ее вершину и найдите там тропу, по которой двигайтесь около полутора километров. При этом деревню Коркино обойдите с северо-востока. Тропинка выведет на дорогу у юго-восточного конца деревни. Идите по ней до перекрестка с другой дорогой, огибающей Коркинское озеро, и далее около 350 м на юго-запад. Затем у забора пионерского лагеря поверните влево и идите по сухой лесистой местности, которая постепенно понижается к Коркинскому озеру. Западный берег озера заболочен, северный и восточный — сухие, покрыты сосновым лесом. Здесь можно переночевать.

Утром, обогнув озеро с востока, дойдите до его южного конца и идите по лесистой местности на юг. Пройдя около 4 км, попадете в деревню Озерки, откуда выйдете на шоссе. Далее — по шоссе около 500 м на северо-восток. У конечной остановки автобуса от шоссе вправо отходит хорошая дорога. Среди хвойного леса по ней — путь до деревни Ексолово. 6т деревни Ексолово до деревни Большое Манушкино путь по открытой местности, по грунтовой дороге. Справа от нее возвышенность, слева—заболоченная местность. В деревне Большое Манушкино дорога поворачивает на юг и поднимается на возвышенность, а затем у деревни Малое Манушкино опять спускается вниз. В деревне Малое Манушкино грунтовая дорога выходит к основной магистрали Ленинград — Колтуши — Невская Дубровка. По этой дороге нужно идти в сторону Невы на восток. Первые 4 км за деревней дорога проходит по лесу, а следующие 2 км—среди осокового болота. Пройдя через болото, дорога выходит на более высокую песчаную местность. У западного ее края—братская могила воинов, погибших в Великую Отечественную войну.

Продолжая путь, вскоре попадете в поселок Невская Дубровка. У Невы на противоположном берегу виден памятник, установленный на месте плацдарма, получившего название Невский «пятачок».

Познакомившись с поселком, можно вернуться в Ленинград электропоездом.

Маршрут № 8

Станция Белоостров — поселок Тарховка — поселок Разлив — станция Разлив. Протяженность — 20 км.

Маршрут проходит по ленинским местам Карельского перешейка. В начальный пункт маршрута можно попасть электропоездом с Финляндского вокзала.

На здании вокзала в Белоострове (по-фински Валксаари, т. е. «Белый остров») имеется мемориальная доска в память о возвращении В. И. Ленина 3 апреля 1917 года из эмиграции в Россию.

От станции Белоостров следует выйти на шоссе, проложенное справа от железной дороги (Белоостров — Песочная), и идти назад по ходу поезда. В 2,6 км от станции, у железнодорожного переезда нужно сойти с шоссе на отходящую вправо лесную дорогу. Следует пройти по ней около 800 м на юго-запад, обойти слева разрушенный мост и за ним свернуть влево на тропу (азимут 180°). По этой тропе, переходящей затем в хорошую лесную дорогу, идти на восток. Справа от лесной дороги — заболоченная низменность, слева — высокий уступ, выработанный прибоем древнего Литоринового моря, воды которого покрывали некогда эту низменность.

Пройдя по лесной дороге 2,5 км, выйдете на гравийную дорогу из деревни Новоселки в поселок Тарховку. Далее по этой дороге двигаться на запад (вправо) до моста через Черную речку, вытекающую из Меднозаводского озера и впадающую в озеро Разлив. Примерно через километр после пересечения Черной речки дорога сворачивает на юго-запад и спускается в низину, покрытую россыпью крупных валунов.

Продолжая путь, выходите к озеру Разлив и двигайтесь вдоль его берега по дороге. Левее дороги протянулась песчаная гряда. Если подняться на нее, то с другой стороны будет видно болото. Это — Маркове болото, интересный по своеобразию растительного покрова объект природы. На занимаемой им территории располагался пролив, который соединял заливы Древнелахтинский и Древнесестрорецкий Литоринового моря. У входа в этот пролив и образовалась песчаная гряда ~ береговой вал, носящий название Сосновой горы, ограничивающий Маркове болото.

Спустившись вниз на дорогу, продолжайте путь вдоль берега озера. В воде у берега озера видны крупные валуны — следы древней морены. Через 2 км выйдете на площадку, примыкающую к месту с историческим памятником «Шалаш» В. И. Ленина.

От площадки две дорожки ведут на лесную поляну, на которой установлены гранитный памятник, рядом шалаш, сложенный из ветвей. Гранитный памятник «Шалаш» (архитектор А. И. Гегелло) был открыт еще в 1928 году по инициативе ленинградцев. В 1964 году недалеко от памятника был открыт музей, в котором собраны экспонаты, повествующие о жизни и деятельности В. И. Ленина в канун Октябрьской революции.

Здесь, на берегу озера Разлив, на сенокосном участке Н. А. Емельянова, В. И. Ленин скрывался под видом косца от преследований Временного правительства в июле—августе 1917 года.

Отсюда В. И. Ленин руководил деятельностью партии и подготовкой к вооруженному восстанию; здесь он написал ряд статей, работая над книгой «Государство и революция».

Осмотрев памятник, пройдите в музеи и ознакомьтесь с его экспонатами.

Затем продолжайте путь в поселок Тарховку по берегу озера Разлив. Местами берега озера заросли тростником. Такие заросли образуются в процессе наступления суши на озеро. Между стеблями тростника оседает мелкозем; дно поднимается, создаются условия, благоприятные росту осок и других влаголюбивых растений. Постепенно тростник сменяется растительностью осокового болота, а заросль тростника продвигается в сторону озера. При дальнейшем развитии процесса в том же направлении болото может смениться лугом, новые заросли тростника — болотом и т. д.

Озеро Разлив—искусственный водоем, образованный вследствие запруживания в 1723 году низовьев реки Сестры. Его площадь—12 кв. км, а уровень воды на 8 м выше уровня Финского залива.

На подходе к поселку Тарховка—песчаная гряда; на ней установлен памятник «Ленин в Разливе», выполненный по проекту скульптора В. В. Пинчука.

У станции Тарховка можно закончить поход и электропоездом возвратиться в Ленинград. Однако можно и продолжить его посещением дома Н. А. Емельянова в Разливе и музея «Сарай».

От станции Тарховка до музея «Сарай» примерно 2,5 км. Идти к нему следует по дороге в западном направлении.

В ночь с 9 на 10 июля 1917 года, скрываясь от преследования Временного правительства, В. И. Ленин прибыл в Разлив, где поселился в сарае, принадлежавшем рабочему Сестрорецкого оружейного завода Н. А. Емельянову.

Мемориальный музей-памятник «Сарай» сохранен в том виде, каким он был в канун Великой Октябрьской социалистической революции. Это деревянное, сколоченное из досок строение, крыша которого покрыта дранкой. В. И. Ленин жил на чердаке сарая, служившем сеновалом.

В доме, расположенном в саду напротив «Сарая», устроена экспозиция, посвященная жизни и деятельности В. И. Ленина в канун Великого Октября.

От мемориального комплекса до железнодорожной станции Разлив по дороге — около полукилометра.

На станции воздвигнут памятник В. И. Ленину (скульптор Г. Д. Гинзбург, архитектор А. И. Лапиров, 1955 г.).

Возможен и другой вариант похода — от станции Дибуны, от которой к «Шалашу» В. И. Ленина проложена дорога.

Название Дибуны происходит от слова «дыбун», то есть трясина, болото. На Дыбун-болоте были обнаружены залежи болотной руды, из которой раньше выплавляли отличный металл для Сестрорецкого завода.

От станции Дибуны следует идти по тропинке вдоль железной дороги по направлению движения поезда из Ленинграда до первой улицы, выходящей к путям слева, затем по этой улице до улицы Новгородской, и по ней — до конца. Дальше путь лежит по специально проложенной среди леса хорошей гравийной дороге, пройдя по которой минут тридцать, попадете на дорогу из Новоселок в Тарховку. Дальнейший путь из поселка Тарховка уже известен.

Маршрут № 9

Станция Разлив — «Сарай» В. И. Ленина—«Шалаш» В. И. Ленина—станция Дибуны. Протяженность— 13 км.

Этот маршрут также проходит по ленинским местам Карельского перешейка. На станцию Разлив можно приехать электропоездом с Финляндского вокзала.

От памятника В. И. Ленину нужно идти вправо от железной дороги по 2-й Поперечной улице и, следуя указателям, подойти к мемориалу «Сарай».

После осмотра мемориального музея «Сарай» нужно двигаться по 4-й Тарховской улице направо до озера разлив к пристани «Сарай». Отсюда катером доплыть до пристани «Шалаш». Здесь интересно будет осмотреть мемориальный комплекс, описанный в предыдущем маршруте. Далее маршрут проходит по лесной дороге вдоль юго-восточного берега озера Разлив. До моста через Черную речку надо идти все время прямо. Здесь же можно сделать большой привал. Примерно на этом месте, где В. И. Ленин перебирался через Черную речку вброд, сейчас поставлен деревянный мостик (5 км от «Шалаша»). От этого места в 1917 году шла труднопроходимая тропа через заболоченный лес в северном направлении к станции Дибуны. По-видимому, по этой тропе 8 августа 1917 года шел В. И. Ленин со своими спутниками А. В. Шотманом и Э. А. Рахьей. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина за мостом вместо тропы проложена благоустроенная дорога, чтобы каждый желающий мог пройти по ленинскому маршруту, Вскоре дорога поворачивает направо (налево от нее отходит грунтовая дорога к ст. Белоостров), а потом идет прямо. Прямая осушенная дорога приводит к первым постройкам поселка Дибуны, где в летнее время обычно вывешивается карта-схема пути следования В. И. Ленина из шалаша.

В этом месте (у схемы) поверните налево и через несколько минут выйдете к железнодорожным путям. Не переходя их, идите вправо по пешеходной дорожке примерно один километр до станции Дибуны, откуда электропоездом возвратитесь в Ленинград.

Маршрут №10

Станция Белоостров — река Сестра — станция Репино. Протяженность—15км.

Белоостров — поселок и железнодорожная станция, расположенные в 32 км к северо-западу от Ленинграда. Сюда доехать можно электропоездом с Финляндского вокзала.

Название «Белоостров» — перевод с финского Валксаари, что значит «Белый остров».

На железнодорожной станции во время поездок в Финляндию неоднократно останавливался В. И. Ленин. В память о его выступлении здесь 3 апреля 1917 года при возвращении из эмиграции на здании вокзала установлена мемориальная доска.

Приехав в Белоостров электропоездом, идите вперед по ходу поезда справа от железной дороги через поселок. Перейдя мост через реку Сестру, сверните к дачному поселку по первой улице на север,, а в конце ее — на запад. Через 50 м от поворота на запад выходите вправо на лесную дорогу. Эта дорога тянется вблизи реки Сестры. Продолжая путь на северо-запад, примерно через 1,5 часа выйдете на широкую песчаную дорогу, идущую от станции Солнечное к поселку на левом берегу реки Сестры. Двигаясь на юг, через 5—7 минут поверните на запад на лесную дорогу около триангуляционного знака. Через 15—20 минут справа будет поляна с выходом к реке Сестре. Здесь — хорошее место для отдыха: близко река и родник. Налево от дороги — благоустроенная волейбольная площадка.

После привала — в поселок Репино по лесной дороге на запад. Через 40—50 минут дорога повернет на север к дачному поселку. Пройдя поселок, выйдете к песчаной дороге, справа от которой был дзот, а теперь осталась выработка песчаного карьера. Идти по этой дороге на юг, а через 15—20 минут повернуть на запад на лесную тропу. Тропа выводит к большому совхозному полю и на песчаную проезжую дорогу. Пройдя по ней на юг, вскоре повернуть (после водосточной дорожной трубы) на запад на тропу к дачному поселку, а за ним— на берег реки Сестры. Отсюда по лесной дороге на юг до станции Репино 40—45 минут.

Репино (бывшее Куоккала)—станция и курортный поселок на северном берегу Финского залива, в 40 км от Ленинграда. Названы в честь знаменитого русского художника И. Е. Репина. В поселке Репино, к северу от вокзала, на участке между домами № 14—16 по Привокзальной улице находилась дача «Ваза», где в 1906—1907 годах жил В. И. Ленин у большевика-искровца Г. Д. Лейтейзена.

Дача «Ваза» была в то время центром партийной работы; отсюда В. И. Ленин направлял деятельность партии.

Владельцами дачи были Э. Ф. Энгестрем, служащий финского пароходства, и Р. Г. Энгестрем. На воротах была вырезана надпись: «Вилла „Ваза"» (Ваза — город в Финляндии, где родился хозяин дачи).

Из Куоккалы В. И. Ленин выезжал в Лондон на V съезд партии и в Штутгарт для участия в Международном социалистическом конгрессе.

У въезда в поселок справа от шоссе расположен мемориальный музей И. Е. Репина «Пенаты». Здесь он жил и работал с 1900 по 1930 год, здесь скончался и был похоронен. В «Пенатах» собирались представители передовой части русской интеллигенции: А. М. Горький, В. Г. Короленко, Д. И. Менделеев, А. К. Глазунов, В. В. Стасов, И. П. Павлов и другие.

В годы Великой Отечественной войны усадьба «Пенаты» была разрушена. Восстановленная в послевоенные годы, усадьба превращена в музей.

В 1905 году в Куоккале некоторое время жили А, М. Горький и М. Ф. Андреева. Дача, где они жили, находилась на современной территории дома отдыха «Строитель».

Если появится желание продолжить поход до Комарова (около 10 км), то нужно идти от дачного поселка на берегу реки Сестры на запад по лесной тропе вдоль правого берега к шоссе Репине—Ленинское. По шоссе пройти на север, а за автобусной остановкой свернуть на запад на лесную тропу, ведущую к поселку садоводов на траверзе 2-й Дачной улицы поселка Комарове.

В сквере на 1-й Дачной улице установлен памятник академику В. Л. Комарову, ученому-ботанику, президенту АН СССР, Герою Социалистического Труда, чье имя носит поселок.

В Ленинград можно вернуться электропоездом.

Маршрут № 11

Станция Горьковская — поселок Горьковское — Гладышевское озеро — Средневыборгское шоссе. Протяженность—18 км.

Железнодорожная станция Горьковская (в прошлом Мустамяки) расположена в 65 км от Ленинграда. Добраться сюда можно электропоездом с Финляндского вокзала в Выборгском направлении. Название станции и расположенного в 5 км от нее поселка связано с пребыванием здесь в 1914—1917 годах великого пролетарского писателя А. М. Горького.

К поселку Горьковское ведет большая лесная дорога, отходящая к западу от станции. До нее от перрона не более 200 м вперед по ходу поезда. Примерно через 1,5 км дорога выводит к зданию сельской школы, от ограды которой влево уходит красивая лесная дорожка в сторону Петровской Корабельной рощи.

Справа на холмах расположен поселок Байково. В школе силами учащихся организован небольшой краеведческий музей, экспонаты которого повествуют об истории района. Среди самых дорогих реликвий музея — подлинная фотография А. М. Горького на лыжной прогулке.

Центральная часть поселка Горьковское расположена на высоком холме, с которого открывается вид на окрестные леса и Гладышевское озеро, примыкающее к поселку с северо-запада. Раньше здесь находились две финские деревни: у подножия холма — Кирьявола, на холме—Нейвола. В наши дни обе они входят в поселок Горьковское.

В поселке Нейвола накануне июльских событий 1917 года несколько дней на даче В. Д. Бонч-Бруевича жил В. И. Ленин. Сама дача до наших дней не сохранилась: от нее остался только фундамент. Участок дачи В. Д. Бонч-Бруевича располагался справа от дороги, спускающейся от поселка в сторону Гладышевского озера, рядом с небольшой еловой рощицей. Сейчас на нем установлена гранитная стела в память о том, что здесь с 29 июня по 4 июля 1917 года жил В. И. Ленин. Как вспоминает В. Д. Бонч-Бруевич, В., И. Ленин ежедневно уходил гулять к Гладышевскому озеру, купался в нем. Здесь на даче В. И. Ленин написал статью «На что могли рассчитывать кадеты, уходя из министерства?». 4 июля рано утром Владимир Ильич покинул деревню Нейвола и возвратился в Петроград, а 6 июля сюда явился отряд юнкеров и казаков с заданием арестовать Ленина.

На холме, окруженном хвойным лесом, сохранился дом, где жил А. М. Горький. Крыша дома видна издалека, а чуть правее имеется заметный ориентир — труба котельной. Выйдя к дому, отмеченному мемориальной доской, можно сделать привал.

В деревню Кирьявола А. М. Горький приехал 31 декабря 1913 года, вернувшись из-за границы,—жить в столице царское правительство ему не разрешило. Здесь он поселился у родственников М. Ф. Андреевой — Е. Ф. Крит и ее мужа В. А. Крита. (Дом этот не сохранился до наших дней: в июле 1940 года в нем был создан музей А. М. Горького, который разрушили немецко-фашистские захватчики.) В начале июня 1914 года писатель переехал в деревню Нейвола, в дом, принадлежавший в то время А. П. Горбик-Горбовской (так называемый «пансионат Ланг»). По воспоминаниям современников в первом этаже пансионата находилась большая комната с камином, разделенная аркой на две части, служившая столовой и гостиной, и несколько помещений меньшего размера, в которых обычно жили гости. Кабинет писателя и спальня располагались на втором этаже, куда вела слабо освещенная узкая лестница. Здесь же находились библиотека и комната М. Ф. Андреевой.

В Нейволе создавались многие рассказы из цикла «По Руси» и написана повесть «В людях».

Живя в Нейволе, А. М. Горький поддерживал связь с Петербургской большевистской организацией: на дачу приезжали члены большевистской фракции IV Государственной Думы А. Е. Бадаев и Г. И. Петровский.

В «пансионате Ланг» у Горького бывали писатели, артисты, деятели искусства, ученые: М. М. Пришвин, Ф. И. Шаляпин, В. В. Маяковский и другие.

6 июля 1917 года в отсутствие А. М. Горького на его даче отрядом офицеров и юнкеров был произведен обыск; после этого события он уехал из Нейволы и больше там не бывал.

В окрестностях поселка Горьковское жили видные деятели большевистской партии: М. С. Ольминский, В. Д. Бонч-Бруевич, И. А. Саммер, В. Ф. Ленгник, великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, замечательный деятель русской медицины С. П. Боткин, поэт и баснописец Демьян Бедный.

От поселка Горьковское на запад отходит хорошая грунтовая дорога к Средне-Выборгскому шоссе, до которого чуть более 4 км. Однако не стоит спешить к нему. Если есть время, нужно, пройдя от поселка около 1 км, свернуть у развилки на правую дорогу, идущую через лес к Гладышевскому озеру. До него менее 1,5—2 км; обходя озеро справа по полевой дороге, еще через 1,5— 2 км можно дойти до моста через реку Великую. Эта небольшая речка, петляющая среди лесных берегов, несет свои воды из Нахимовского озера в Гладышевское. От моста дорога выводит к подножию холма, который называют Змеиной горой. На холме расположен лагерь ЛФЭИ им. А. Н. Вознесенского; рядом, на берегу Гладышевского озера — хороший песчаный пляж.

Озеро Гладышевское лежит в глубокой, окруженной холмами котловине. Его площадь составляет 4,8 кв. км. Максимальную глубину озера оценивают по-разному: от 14,5 до 24 м. Берега озера, кроме западных,— высокие, поросшие густым хвойным лесом; на западе—низкие и заболоченные. На южном берегу хвойный лес чередуется с лугами и полянами, окруженными зарослями ольхи. На берегу во многих местах и на дне озера бьют ключи. Высокие берега защищают озеро от сильных северных ветров, отчего в верхних слоях вода хорошо прогревается. Однако порой ветер все же сгоняет поверхностный слой воды от берега, а на его место поступают глубинные воды, вызывая холодные течения. Об этом следует помнить, организуя купание.

Устроив на озере привал, можно после отдыха вернуться снова на дорогу, идущую от поселка Горьковское, и по ней, оставляя Гладышевское озеро примерно в километре справа, выйти к шоссе. Не доходя до шоссе примерно с километр, дорога пересекает по мосту реку Гладышевку. Эта река вытекает из Гладышевского озера и, сливаясь с рекой Рощинкой, образует реку Черную, несущую свои воды в Финский залив.

На шоссе имеется регулярное автобусное сообщение с Зеленогорском, откуда электропоездом можно вернуться в Ленинград.

Маршрут №12

39-й км Верхне-Выборгского шоссе — река Сестра — станция Курорт. Протяженность—17,5км.

До 39-го км Верхне-Выборгского шоссе можно доехать автобусом № 439 от Парголова. В этом месте во время Великой Отечественной войны проходил передний край обороны Ленинграда. Он отмечен памятниками, входящими в Зеленый пояс Славы. Один из них — на 39-м км Верхне-Выборгского шоссе—воздвигнут в мае 1965 года. Авторы—участник боев на этих рубежах капитан запаса инженерных войск Ю. А. Дьяконов и И. В. Гаврилов. Рядом с памятником в виде стелы разбит фруктовый сад—«Сад мира».

От памятника следует идти по шоссе к столбу 40-й км, а затем свернуть на грунтовую дорогу южного направления. Пройдя 3 км от перекрестка дорог, необходимо продолжить путь по лесу (1 км) на юг. Дорога затем сворачивает на восток, пересекает бывшую плотину и выходит на Александровское шоссе. Здесь по обе стороны шоссе — садоводства. Надо пройти по шоссе вправо 2,5 км, а затем за автобусной остановкой свернуть вправо на тропу, которая через 150 м выходит к мосту через реку Сестру. Продолжить путь по правому берегу реки, сначала по лесу, а затем по территории садоводства до шоссе. После пересечения шоссе надо идти вдоль берега, пересечь железнодорожное полотно и двигаться по тропе параллельно реке. Через 1 км тропа выходит к глубокой канаве. Переходить ее лучше всего в месте впадения ее в речку, где есть интересное образование — мель треугольной формы. Миновав канаву, следует подняться на террасу и идти дальше по тропе. Справа тянется высоковольтная линия. Далее, обойдя справа разлив реки Сестры, на развилке дорог свернуть вправо и по тропе выйти к шоссе. От Выборгского шоссе отходит грунтовая дорога (азимут— 125°), которая идет вдоль правого берега реки Сестры. Продолжайте движение по ней, а примерно через 2,5 км, у большого разлива реки Сестры, выходите к Выборгскому шоссе. Двигаясь вправо, через 500 м подойдете к памятнику «Сестpa» (38-й км) — это стела с барельефом воина. От памятника следует идти на юг, пересечь железнодорожное полотно и идти по ивовой аллее. Через 500 м свернуть по тропе вправо к братскому кладбищу и расположенному правее доту. Затем через парк санатория «Сестрорецкий курорт» выйдете к станции Курорт, откуда электропоезд доставит в Ленинград.

Маршрут №13

Станция Горская—деревня Новоселки—поселок Левашово — поселок Осиновая Роща Протяженность — 22 км.

До станции Горская доедете с Финляндского вокзала электропоездом. От станции необходимо пройти небольшое расстояние по дороге вдоль железнодорожной линии в сторону Ленинграда до левого поворота, ведущего к поселку. Эта дорога лежит ниже территории, занятой поселком, и ограничена уступом высотой 5—6 м, некогда бывшим берегом древнего моря. В настоящее время берег залива находится примерно в 500 м от станции Горская. А 6,5 тысячи лет назад воды моря покрывали большую площадь и подходили к месту нынешнего поселка.

Местность, где расположен поселок, сложена ледниковыми отложениями—мореной. За поселком Горская отходит дорога в поселок Левашово протяженностью 16 км. Дорога эта имела большое значение в годы фашистской блокады Ленинграда, когда из-за частых обстрелов вражеской артиллерии движение по Приморскому шоссе было затруднено. Зимой 1944 года от Горской по льду Финского залива через небольшие насыпные островки фортов была проложена автомобильная дорога в Кронштадт.

Выбранный путь будет проходить по дороге на Левашово.

Возвышенность, на которую выводит дорога, в литературе имеет название Горского Острова. Она простирается на восток до поселка Конная Лахта, на север—до озера Сестрорецкий Разлив. Лишь на северо-востоке возвышенность немного не доходит до деревни Новоселки.

С края Горского Острова открывается красивый вид на Финский залив. Поверхность Горского Острова равнинная. Но кое-где на ней встречаются гряды и холмы. Это моренные образования.

Пройдя по Горскому Острову около 13 км, достигнете высокой гряды. Это — Новоселковский бугор, на котором раскинулся поселок Новоселки. Он отделен от Горского Острова ложбиной, которая в древнее время была заполнена водой и представляла пролив.

Пересеките ложбину, поднимитесь по Новоселковскому бугру и выходите в поселок, где находится перекресток дорог: прямо — в поселок Песочная, вправо — в поселок Левашове, влево — к «Шалашу» В. И. Ленина. Ваш путь—по левой дороге до карьера. В нем обнажается порода, слагающая местность,— песок с валунами и скатанной галькой. Это свидетельствует о том, что Новоселковский бугор — наиболее высокая часть оза, который протянулся с северо-запада на юго-восток через Северное кладбище, село Малая Каменка, Шувалове и Озерки.

От карьера возвращайтесь к перекрестку дорог. Путь от поселка Новоселки до Левашова проходит по шоссе с автобусным сообщением, протянувшемуся по склонам Новоселковского бугра, а затем спускающемуся на более низкую местность, где расположен поселок Левашово у развилки дорог следует свернуть налево до станции Левашово.

В поселке Левашово перейти железнодорожную линию и идти по асфальтовой дороге на северо-восток. В 800 м от станции шоссе поворачивает вправо, но следует идти прямо по булыжной дороге. Вскоре начинается подъем по склону возвышенности, преодолев который попадете на старинную аллею, обсаженную высокоствольными деревьями.

Старинное название поселка — Осиновая Роща — происходит от названия находившейся поблизости земляной крепости.

Пройдя по аллее до Верхне-Выборгского шоссе, двигайтесь по нему влево примерно 150 м и затем поверните на дорогу, отходящую вправо в Осинорощинский лесопарк. Через 100 м дорога разветвляется. Левая — Лесной переулок — приводит к участку, занятому детским садом. Обходя его слева, спускайтесь к Большому Осинорощинскому озеру, на берегу которого имеется плавательно-гребная станция. Вдоль берега озера двигайтесь направо до конца дорожки, затем поверните вправо, поднимитесь по склону озерной котловины и идите по аллее, обсаженной лиственницами и липами. Эта часть лесопарка примыкает к зданию бывшего дворца графа Левашова. Дворец был сооружен профессором архитектуры В. И. Беретти в 1828—1830 годах.

Аллея приводит к Среднему Осинорощинскому озеру, которое следует обогнуть справа и по Межозерной аллее подойти к Малому Осинорощинскому озеру. На его противоположном берегу видно здание бывшего дворца. Продолжая путь, выйдете на шоссе, откуда автобусом возвратитесь в Ленинград.

Маршрут №14

Станция Петяярви — поселок Борисово — Берестовое озеро — река Волчья — станция Лосево. Протяженность—19 км.

К началу маршрута доставит электропоезд с Финляндского вокзала (Приозерское направление).

На станции Петяярви пересеките железнодорожное полотно и двигайтесь вперед по ходу поезда (на запад) мимо домов железнодорожников. За домами следует повернуть налево, пройти между двумя грядами на основную дорогу, на юго-запад. Через километр достигнете пионерского лагеря «Маяк».

Территория, по которой проходит путь, возвышенная, богатая грядами, холмами и котловинами, обычно занятыми болотами, а иногда озерами. Геологи называют эту местность грядой Варемянселькя.

В 1,5 км от пионерского лагеря местность несколько понижается. Это терраса реки Волчьей. Небольшой участок (около 500 м) этой террасы занят лесопитомником. Дорога выходит к реке. У моста в реку Волчью впадает ручей Горюнец. Некоторое расстояние путь идет параллельно ручью. Продолжайте движение по дороге. К юго-западу от реки Волчьей местность ровная, преимущественно сосновый лес. На расстоянии 1,5—2 км от реки лес прерывается полями деревни Межевое. За полями — снова лес, который продолжается до поселка Борисово. Дорога выводит к шоссе.

Далее пройдите по шоссе на запад примерно 400 м до автобусной остановки. От нее поверните вправо и идите на север около километра до дороги, вдоль которой тянутся телеграфные столбы. У поворота дороги на север по бревну перейдите ручей. В двух километрах от ручья начинается заметный подъем на высокую гряду. Северный склон гряды довольно резко опускается к Берестовому озеру. Здесь можно сделать привал.

От места привала не менее 2,5—3 часов пешего хода до станции Лосево. Пройдя минут 15—20 по дороге, подойдите к поселку Ягодное.

Здесь находится молочное хозяйство совхоза «Петровский». Совхоз носит имя старшего сержанта медицинской службы Елизаветы Петровой. Она геройски погибла в нескольких километрах от поселка 9 июля 1944 года, вынося с поля боя тяжелораненого.

Пройдя через поселок, спуститесь на шоссе, соединяющее Приозерское шоссе с Выборгским. Пройдя по шоссе на восток, сразу за поселком поворачивайте влево на дорогу. В лесу от основной дороги вправо отходят ответвления, выводящие к шоссе. Так как путь группы идет к устью реки Волчья, то придерживаться нужно. дороги левого направления, а затем свернуть на тропу (азимут—300°). Через 3 км от поселка Ягодного подходите к базе отдыха завода «Красный Октябрь», постройки которого расположены на берегу реки Волчьей. Обойдите постройки базы слева и, идя по дороге, вскоре подойдете к устью реки Волчьей, впадающей в разлив Вуоксы.

От устья следует вернуться обратно к базе отдыха и идти по дороге вдоль реки Волчьей на восток до шоссе и по нему до моста. От моста идите влево один километр до Приозерского шоссе, а дальше по нему на север. При этом пройдите через поселок Варшко.

Поселок назван именем героя Великой Отечественной войны, командира батареи майора И. А. Варшко, который возглавлял атаку гвардейского подразделения и пал смертью храбрых в июне 1944 года у поселка Первомайское.

В конце поселка от шоссе влево отходит дорога к реке Вуоксе, а вправо—тропинка. Продолжайте путь по этой тропинке до высоких земляных валов — остатков русского предмостного укрепления, возведенного в начале XVIII века после Северной войны. Валы замыкают четырехугольное пространство. С южной стороны имеется вход. С наружной стороны укрепления имеются глубокие рвы.

Назначение этих укреплений — охранять единственную дорогу, проходящую через протоку и связывающую южное и северное Приладожье.

От петровских укреплений возвращайтесь к шоссе и идите по нему вправо до моста на Лосевской протоке, соединяющей Вуоксу с Суходольским озером. На северном берегу протоки имеется разрушенный железобетонный дот. Здесь проходила «линия Маннергейма».

С моста открывается панорама Лосевского порога — любимого места тренировок и соревнований туристов-водников. Скорость течения достигает 9 м/сек. Интересна история образования здесь протоки и порогов, имеющих искусственное происхождение. Своим появлением они обязаны прорыву вод Суходольского озера в Ладогу через образовавшуюся реку Бурную. Понижение уровня воды вследствие этого в Суходольском озере привело к почти полному исчезновению протоки, связывавшей его с Вуоксой. Неудачные взрывные работы создали на ее месте порожистый каменистый скат вместо судоходного канала.

Перейдя мост, идите дальше по шоссе до первой улицы поселка Лосево, отходящей вправо, затем по этой улице мимо магазина и дальше -по дороге, которая приведет на станцию Лосево.

Маршрут №15

Станция Лемболово—озеро Лемболовское—озеро Силанде — озеро Безымянное — озеро Белое — станция Лемболово Протяженность -22,5 км.

На станцию Лемболово, расположенную в 60 км от Ленинграда, можно добраться электропоездом с Финляндского вокзала (Сосновское направление). Свое название станция получила по названию Лемболовского озера, расположенного рядом.

У станции, к западу от железной дороги, находится памятник советским летчикам, таранившим вражескую батарею в июле 1942 года во время героической обороны Ленинграда. За совершенный подвиг капитану С. М. Алешину, старшему лейтенанту В. А. Гончаруку и старшему сержанту Н. А. Боброву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

От памятника ваш путь— на юго-запад по асфальтированной дороге мимо пионерских лагерей к Лемболовскому озеру. За лагерями, перейдя ручей, подойдете к пляжам озера. Лемболовское озеро—самое крупное в этом районе. С севера на юг оно тянется на 9 км, площадь—12,8 кв. км. Два резких сужения делят его на три части.

Огибая озеро с северо-западной стороны, где находятся остатки бывших финских окопов, продолжите путь на юго-запад до 38-го км Приозерского шоссе. Здесь находится питомник лекарственных растений Ленинградского химико-фармацевтического института.

В семи километрах к югу от места выхода на шоссе, на 31-м км находится мемориальный ансамбль «Лемболовская твердыня», созданный в память о воинах Красной Армии, остановивших на этих рубежах фашистов, рвавшихся к Ленинграду во время Великой Отечественной войны. Мемориальный ансамбль входит в Зеленый пояс Славы.

Следуя через питомник на запад, через 2 км выходите к озеру Силанде, у северной оконечности которого, на холме, может быть устроен привал.

Дойти до западной стороны озера Силанде и далее, не переходя ручей, пройти вперед по тропам около 4 км на север до Т-образного перекрестка дорог, после чего ввернуть налево, перейти через ручей и через 300 м выйти на большую поляну, где имеется родник. Здесь можно устроить обед.

После привала следует вернуться к перекрестку и идти по дороге на северо-запад 2 км до 42-го км Приозерского шоссе. Далее надо свернуть по шоссе влево (на север) и пройти по нему примерно 1,5 км. Слева от шоссе видно озеро Безымянное. Дойдя по шоссе до большой песчаной дороги, идущей направо, свернуть на нее и идти на юго-восток около 6 км до озера Белое. У озера видно несколько домиков. Не переходя железной дороги, поверните на юг и идите по тропе вдоль железной дороги. Примерно через 2,5 км выйдете на станцию Лемболово, откуда электропоездом вернетесь в Ленинград.

Маршрут № 16

Станция Орехово — река Смородинка — бывшее имение «Кириасалы»—платформа 69-й км. Протяженность — 22 км.

Поездами, идущими до Сосново или в Приозерск с Финляндского вокзала, доедете до станции Орехово.

Название станции и расположенного в 1,5 км от нее поселка объясняется тем, что в ее окрестностях раскинулись самые северные на Карельском перешейке заросли орешника (лещины).

В начале движения следует пересечь железную дорогу и идти на запад, вверх, по грунтовой лесной дороге примерно 300 м, затем свернуть по лесной тропе направо, через 100 м — налево и подняться на холм. Далее продолжайте путь в западном направлении по тропе до Приозерского шоссе (2 км от ст. Орехово). Справа у шоссе, на холме,— остатки взорванного финского дота. Перейдя Приозерское шоссе, спуститесь вниз по тропе в юго-западном направлении и через 1,5 км выйдете к реке Смородинке у ее истока. Отсюда, пройдя примерно сто метров вдоль реки, сверните направо по тропе, идущей вдоль лесной просеки. Через 3 км у большого камня перед оврагом надо спуститься вниз по правой тропе, перейти ручей, дойти до поперечной тропы, свернуть по ней направо, а затем, через 30 м,— влево по слабо заметной тропе и подняться на другую сторону оврага. За оврагом следует идти на северо-запад, держась все время центральной тропы, которая через 1,5 км выведет к поляне с яблонями и старинной аллее, протянувшейся на 700 м. Пройдя по аллее примерно 200 м и свернув вправо (на север), попадете на большую поляну с остатками каменных фундаментов поселка и бывшей усадьбы «Кириасалы». До 1917 года вблизи этого небольшого поселка проходила граница между Россией и автономной Финляндией. В поселке находился таможенный пункт.

В истории революционного движения Кириасалы памятны тем, что в канун 1905 года здесь была организована перевозка в Петербург заграничных изданий ленинской «Искры».

Организовывал перевозку активный член боевой организации партии Н. Е. Буренин — сын владелицы усадьбы «Кириасалы».

На поляне можно устроить привал для обеда и отдыха. Пройдено 11 км. Отдохнув, спуститесь вниз по дорожке (на север) к реке Смородинке, поверните вправо и через 300—400 м выходите к месту традиционной стоянки туристов, в 70 м от которого имеется родник. Далее надо идти по тропе на северо-запад, вдоль левого берега реки Смородинки, а затем подняться по другой дорожке (на юг) вверх и подойти снова к усадьбе.

Идя по той же усадебной аллее, но в обратном направлении, выйдете на старую, вымощенную щебнем дорогу, идущую в поселок Котово. По ней надо свернуть направо. Примерно через 1 км справа от дороги откроется заросшая поляна с остатками дота, до которого 200 метров. От дота продолжите путь по дороге на запад и через 1 км сверните на лесную дорожку, перпендикулярную основной дороге, которая через 300 м поворачивает в северо-восточном направлении и еще через 1 км — в северном. Через 2 км спускайтесь к реке Смородинке, переходите ее по бревнам и через 1,5 км попадете на поляну со старыми яблонями к перекрестку дорог. Отсюда идти нужно направо, на восток, а через 100м поверните по малозаметной тропе в поле, мимо яблонь, на юго-восток.

Через 400 м вы пересечете овраг, затем пойдете на восток по отходящей от оврага дороге, через 800 м пересечете второй овраг и через 500 м выйдете к загону для скота, который нужно обойти слева. Пройдя еще 400 м, выйдете на лесную дорогу, сверните по ней влево, а через 100 м—вправо по другой лесной дороге. Дорога идет через лес; с обеих сторон от нее тянутся старые траншеи и взорванные бетонные сооружения. Дорога выведет на Приозерское шоссе. Перейдя шоссе, идите по левой тропе, а затем по дороге через садоводство, мимо магазина, спуститесь с холма вниз и по дорожке выйдите прямо на платформу 69-й км, откуда электропоездом возвратитесь в Ленинград.

Маршрут № 17

Станция Лемболово — озеро Белое — садоводство — озеро Прохладное — озеро Ветреное — озеро Большое Борковское — станция Орехово. Протяженность — 28 км.

Отправляясь на этот маршрут, лучше при посадке на Финляндском вокзале занять места в первых вагонах. От станции Лемболово в начале движения пересеките железную дорогу, недалеко от нее установлен памятник трем летчикам (см. маршрут № 15). От памятника вернитесь обратно на правую сторону железной дороги и идите вперед по дороге до Белого озера, которое просматривается справа. От озера поверните вправо по дороге, огибая его, двигайтесь по проселочной дороге на восток.

От развилки дорог (ориентир — огромная двуствольная береза) следует свернуть по правой дороге, спуститься вниз к мосту через реку Кожицу, перейти по нему на ее левый берег и идти дальше через садоводство;

Пройдя его, надо свернуть по дороге направо. По деревянным мосткам пересеките болото, поднимитесь вверх и выходите на грунтовую дорогу.

Справа по другую сторону дороги просматривается озеро Прохладное. Здесь на берегу имеется купальня и кабины для переодевания. Можно устроить большой привал с обедом.

После отдыха идите дальше по дороге, вправо от озера, через поля, затем сверните влево по еле заметной дороге в лесу. Основная дорога идет вправо в деревню Замостье.

Двигаясь по лесной дороге, пересечете просеку с высоковольтной линией и через 1 км выйдете к озеру Ветреному, находящемуся слева. После небольшого привала, продолжая движение по дороге, вы подойдете к озеру Большому Борковскому. Обходить его нужно с левой стороны и далее идти влево по дороге на станцию Орехово. Со станции электропоездом можно возвратиться в Ленинград.

Маршрут № 18

Станция Кавголово — озеро Хепоярви — Петровский канал—озеро Глухое—станция Токсово. Протяженность— 19 км.

К началу маршрута можно доехать электропоездом с Финляндского вокзала.

Станция Кавголово находится на территории Токсовской котловины, наиболее низкая часть которой занята Кавголовским озером, находящимся слева от железной дороги по ходу поезда. С востока к станции примыкаем Кавголовский лесопарк.

В лесопарк приведет дорожка, начало которой в 50 м от южного конца платформы. Она пересекает невысокую гряду. Затем следует идти по территории лесопарка на север, через 250 м пересечь дорогу, отходящую от станции. Далее продолжайте идти на север. Слева от дороги—низина, справа, на более высоком склоне, расположены дачи. Менее чем через километр дорога выводит к Кавголовскому озеру и идет вдоль берега озера, поднимаясь вверх, к старому трамплину, который может служить ориентиром. За трамплином дорога поворачивает влево и идет по холмистой пересеченной местности около километра до выхода на поляну. За поляной, где дорога поворачивает направо, надо сойти с нее на тропинку, пересечь поле и подняться по склону на Токсовскую возвышенность. Поверхность здесь исключительно ровная, поэтому Токсовскую возвышенность называют плато. По краю плато проходит шоссе. Идите дальше по тропе вдоль коренного берега озера Хепоярви, а отойдя от шоссе 1,3 км, спуститесь с Токсовского плато к озеру Хепоярви, где в него впадает ручей. Переход через ручей — по камням. На берегу озера можно устроить привал.

После отдыха продолжайте движение вдоль берега озера, а примерно через полкилометра сверните от него на северо-восток по тропе, которая, миновав лес, выведет к карьеру. От карьера идите на юго-восток по широкой грунтовой дороге, проложенной по смешанному лесу. В 1,5 и в 2,5 км от карьера встретятся глубокие долины ручьев. В 600 м от второго ручья — открытая поляна. В правой ее части отыщите отходящую тропинку, по которой следует идти дальше. Через 300 м выйдете на дорогу, двигаясь по которой в западном направлении, через 4,5 км достигнете развилки' дорог. Следует идти по правой дороге, проложенной по высотам, которая выводит к южному берегу озера. Пройдите по мостику через Петровский канал и идите вдоль него налево до Офицерской улицы в поселке Токсово.

Поселок Токсово расположен в живописной местности, которую называют Русской Швейцарией. Отсюда, через Карельский перешеек, к озеру Щучьему (близ Зеленогорска) протянулась цепь холмов, называемых Токсовскими высотами.

Издавна Токсово было любимым дачным местом. Здесь отдыхали многие деятели искусства и литературы, среди них — М. И. Глинка, К. П. Брюллов, А. Н. Толстой, дача которого сохранилась (ул. Туристов, 26).

При следовании к станции Токсово перейдите Офицерскую улицу и идите вдоль канала до стадиона «Спартак», а дальше по тропинке до Кривого озера. Затем по Озерной улице выходите к шоссе у моста через Тухлый ручей, идите вдоль ручья по улицам поселка Токсово. Через 1,5 км вы придете к железнодорожным путям. Последние 500 м пройдите по дорожке вдоль железнодорожной линии. От станции Токсово электропоездом возвращайтесь в Ленинград.

Маршрут № 19

Платформа 69-й км—деревня Раздолье—платформа 78-й км. Протяженность—18,5км.

Начальный путь маршрута — платформа 69-й км — расположен на Сосновском направлении: добраться сюда можно электропоездом с Финляндского вокзала.

Сойдя с электрички и перейдя железнодорожное полотно, двигайтесь в направлении на запад, по Лесной и Нагорной улицам, затем по Вокзальной, Приозерной и Шоссейной. За поселком дорога очень заметно поднимается по восточному склону Центральной возвышенности Карельского перешейка.

Местами в стороне от дороги видны крупные валуны. Они свидетельствуют о том, что местность сложена мореной.

Через 2,5 км от станции, за садоводством, у линии электропередачи, влево от дороги видна тропинка, по которой выходите на 53-й км Приозерского шоссе. От шоссе следует повернуть по улучшенной грунтовой дороге на запад в деревню Новожилове и идти по ней, поднимаясь по склону 3 км.

Дорога идет через лес, а затем среди полей к деревне Новожилове. Пройдя через деревню и направляясь к ее северо-западному концу, нужно за домами спуститься по склону на расчищенный от леса луг. Пересекая его по тропинке в северном направлении, войдите в лес, пройдите по нему на северо-запад и в 2 км от деревни выйдите на светлую лужайку с кустами. Здесь хорошее место для привала.

За лужайкой дорога идет в деревню Иванове. У первой развилки следует свернуть влево по заросшей травой дороге с дренажными канавами (на юг), а затем — на отходящую от нее вправо дорогу, которая ведет в деревню Крутая Горка. В 700 м от начала дороги встречается просека меридионального направления, по которой нужно идти на север. Местность здесь пересечена невысокими грядами. В северной части просеки встречаются торфяники. Их надо обойти по тропе или вдоль дренажной канавы. Сохранившиеся на торфянике растения — багульник, голубика, карликовая береза—свидетельствуют о том, что здесь было верховое болото.

Пройдя по просеке 2,7 км, миновав при этом две лесные поперечные дороги, вы подойдете к третьей широкой лесной дороге, по которой, свернув направо, выйдете к шоссе Котово — Сосново. Вдоль шоссе протянулась деревня Крутая Горка. Пройдя по шоссе вправо 600 м до моста через реку Белая, перейдите по нему на другой берег. Отсюда, с открытой окраинной части Центральной возвышенности Карельского перешейка, открывается вид на более низкую местность—долину реки Белой с Волынским озером, на берегу которого расположен поселок Раздолье.

За мостом через реку Белую, свернув через 250 м у домов деревни Крутая Горка влево на дорогу с телеграфными столбами, ведущую в поселок Раздолье, спускайтесь с Центральной возвышенности Карельского перешейка на ее восточный склон. Пройдя по лугу вдоль подножия склона, сверните затем вправо по полевой дороге (обойдя ферму) и идите к поселку Раздолье, а затем через поселок на север.

Выйдя на Мичуринское шоссе, идите по нему влево (750 м на северо-запад) до реки Волчьей, протекающей через Волынское озеро. Отсюда пройдите примерно 400 м в обратном направлении (на юго-восток), сверните влево у трансформаторной будки на дорогу, ведущую к платформе 78-й км. Эта дорога вскоре переходит в тропу, идущую на северо-запад, с маркированными белой краской деревьями вдоль нее. Рельеф—котловинный.

Пройдя по этой холмистой местности около 25 минут, подойдете к железнодорожной платформе 78-й км. Если окажется, что электропоезда из Приозерска нужно ждать очень долго, можно автобусом доехать до станции Сосново, а оттуда — электропоездом в Ленинград.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Виноградов, Митрухова. Воскресные путешествия пешком


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.