Наиболее устойчивы заблуждения, трансформированные в аксиому. Случайная правдоподобность незначимой детали становится определяющей для всего понятия и заблуждение канонизируется как очевидная истина. Общепринятое приравнивается к верному, хотя единство мнений никак не может служить критерием истинности тому тьма примеров в истории. Окна на чердаках, по мнению большинства называются слуховыми окнами потому, что через них удобно слушать, о чем говорят соседи, то есть слуховые окна — для слухов. Но это заблуждение. Окна названы по фамилии мастера — Слухова, впервые устроившего их для сохранности крыш при смерчах. Аналогичное по силе заблуждение распространено среди путешественников, из коих большинство наивно полагает, что рюкзак есть вместилище для грузов, а лямки на рюкзаке существуют якобы для удобства транспортировки. Это чушь. Истина состоит в том, что рюкзак был, есть и остается украшением. Не кулем на Sacke, а именно украшением, причем универсальным, подчеркивающим мощь мужских фигур и грациозность женских (впрочем, можно и наоборот, что тоже хорошо).

Учение о рюкзаках входит как часть в шармантологию — науку об украшениях (От французского «шарм» — очарование, обаяние). Основная функция рюкзака — украшать, все остальное — от лукавого. Это подтверждается и семантически. Корень слова «Ruck» означает не только «куль», и не столько куль, сколько «изящную вогнутость» — именно так толкуют это слово все немецкие словари технико-анатомического профиля. Исторически рюкзак возник как мужское наспинное украшение во время матриархата. Желая быть привлекательным со всех сторон, мужчина расписывал грудь (свою) красками, а на спину, где рисовать затруднительно, вешал за лапки красивую шкурку, внутри которой хранил кое-что. Эти шкурки с разными вогнутостями и были предтечей современного украшения, получившего название «рюкзак». После декретов об отмене матриархата и поправках об эмансипации рюкзак стал и женским украшением тоже.

Общеизвестно, что хитрая на выдумки часть человечества может любую красоту опошлить корыстью. Рюкзак тому пример. Оборотистые личности не преминули использовать чудное украшение для размещения грузов и, страшно сказать, для перетаскивания их с места на место, заодно объявив такое наглое извращение основной функцией рюкзака. Неестественность такой трактовки подтверждается и тем, что разумное человечество транспортирует груз «от» и «до», например от дома до свалки, рюкзак же с барахлом приносят из дома опять домой — как и всякие другие украшения, бусы и прочее. Их бережно вытаскивают из хранилища, очень тщательно размещают на шее, демонстрируют себя и украшения в обществе и снова идут домой, где кладут на место. Точно так же поступают и с рюкзаком, следуя матриархальным инстинктам.

Рюкзаки

Можно привести еще с десяток доказательств того, что рюкзак всегда был украшением. Аргументы эти хорошо известны, поэтому ограничимся ссылкой на некоторые соображения, пока еще не получившие должного отражения в специальной литературе. Среди других украшений — усов, галстуков, бровей, цепей и прочего — рюкзак выделяется своей полифоничностью: здесь и форма, и отделка, и лямки, и даже содержание. Многие рюкзаки имеют персональный аромат с очень своеобразной отдушкой; общеизвестно, что букет рюкзачных запахов вызывает эмоции не слабее, чем при вдыхании ароматов от Диора. Карманчики этого изящного украшения подчеркивают стройность фигуры, цвет лямок удивительно гармонирует с оттенками обгорелой кожи... Подчеркивая свою мощь, иные даже перебарщивают в размерах. С точки зрения шармантологии во всем нужна мера. Огромный рюкзак может создать впечатление не мощи, а тщедушности носителя.

В эволюции рюкзака четко видна общность с другими классическими украшениями типа бус и боевых причесок. Рюкзак подвержен капризам моды и веяниям времени. По основным канонам шармантологии, украшение выполняет свою роль только в том случае, если оно гармонирует, с объектом и выражает его устремления. В не столь отдаленные времена в эстетических и других воззрениях господствовала идея моногрупповых ансамблей — и рюкзаки были лишены индивидуальности. Вспомните, каким элегантным представлялся нам строй путешественников, украшенный периодически повторяющимися пятнами чудесного серо-зеленого цвета, гармонирующего и с пылью троп, и с образом мышления. Отдельные диссиденты пытались ввести полиморфные украшения — на ажурные прически цепляли цветы, а на рюкзаки вывешивали петли, ложки и даже исподники с абстрактными рисунками из мокрых пятен, что создавало колорит, не всегда правильно оцениваемый ревнителями ортодоксальных вглядов. Приверженность к нивелирующим украшениям отражала устремления уравнять всех, чтобы скрыть крысиную бедность; ретровспышки серо-зеленого мышления бывают и сейчас. Для Емели зеленая печка все равно лучше ракеты.

Мода изменчива. И вот уже в шармантологии царит дух подчеркивания индивидуальности, начинается бум по украшению путешественников персонифицированными рюкзаками. Не помнящие родства уходят от святынь — стандартов, используя для создания гармонии вариации форм и вдета. Современные материалы позволяют' подбирать цветовую гамму рюкзаков даже под блеск глаз прекрасных путешественниц. Человек устремляется ввысь, и украшающий его рюкзак тоже растет вверх, становясь стройным и высоким. Среди своих коллег и коллежек кое-кто стремится выглядеть этаким несгибаемым покровителем и потому украшает себя станковым рюкзаком. Со временем появляются анатомические модели как отражение усиливающейся моды на персонализацию украшений. Рюкзаки становятся трансформируемыми, всякий субъект может украсить свою фигуру в соответствии со своими эстетическими закидонами и с учетом того, в каком обществе и на каком фоне он предполагает блистать. Изящно выглядит человек с разноцветным мини-рюкзаком на фоне скал и дам (обратное, вообще говоря, верно не всегда). Как новый виток диалектической' спирали, возникает тяга к созданию групповых ансамблей из украшений. Ранее такие ансамбли формировались из одинаковых, а ныне лепятся из различных моделей, что конечно же означает революцию в восприятии красоты. Все большее число сторонников находит, что не только в человеке, но и у человека все должно быть красивым, и рюкзак тоже. Оставаясь повседневным украшением, рюкзак становится произведением искусства и по исполнению и по цене.

Полагаю, что сказанного вполне достаточно для подтверждения концепции о рюкзаке как о динамичном украшении человеческой фигуры и жизни и для опровержения грузотаскательного заблуждения в шармантологии. Очевидно, что в перспективе эстетический аспект будет превалирующим в деле совершенствования рюкзаков. Не исключено, что некоторое внимание будет уделено и чисто утилитарным функциям рюкзаков, но болтовню об увеличении емкости или, упаси господи, о переносе тяжести на самый могучий узел опорно-двигательного аппарата следует осудить как ненаучный и негуманный уклон. Для тех же, кого не убедили вышеприведенные рассуждения, должен выдвинуть решающий аргумент, опровергать который вряд ли рискнет даже самый закоренелый ортодокс. Аргумент сей гласит: человек с рюкзаком — это же прекрасно!

Не правда ли?

 

Из журнала "Ветер Странствий" № 25.

К оглавлениию >>




Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.