План-конспект XV
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЬДУ
(Занятие 1-е)
Цель—сообщить обучаемым основные сведения о горных ледниках, научить технике передвижения на кошках и приемам страховки на льду.
. Время — 9 часов (из них 1 час — беседа и 8 часов—практика).
Место и метод проведения занятий — ледник с характерными формами поверхности. После вводной беседы и показа инструктором приемов страховки и каждого способа передвижения по льду обучаемые изучают их практически на безопасных ледовых склонах различной крутизны.
Литература
С.В.Калесник, Общая гляциология, Учпедгиз, 1939, РДВГ, часть 1, Воениздат, 1942.
И.Черепов, И. Юхин и др., Альпинизм, ФИС, 1940.
В. Абалаков, Основы альпинизма, ФИС, 1950.
Снаряжение — на отделение: веревок — 4 по 25 м, вспомогательных веревок — 8 по 4 м, ботинок высокогорных — 8 пар, кошек — 8 пар, ледорубов — 8, очков защитных — 8 штук, штормовых костюмов — 8. Инструктору иметь с собою запасные защитные очки.
Одежда — штормовой костюм, головной убор, высокогорные ботинки и рукавицы.
Учебные вопросы и их содержание
Вводная часть
(1 час)
Указания по проведению занятий
Вводную часть читает старший инструктор — командир отряда. Беседа проводится у открытого ледника, имеющего различные формы поверхности. С места беседы должен быть хорошо виден весь ледник или большая часть его.
Отряд размещается полукругом, в две шеренги, лицом к леднику.
Беседа сопровождается показом характерных форм поверхности ледника, областей его питания и стока, морен.
Обращается внимание на роль специального снаряжения и возможность создания искусственных точек опоры для передвижения и страховки.
Особо подчеркивается значение выбора пути и способов передвижения по леднику, применительно к характеру его поверхности и с учетом возможных опасностей.
После вводной беседы отделения расходятся по указанию командира отряда на заранее намеченные участки ледника и под руководством инструкторов отделений практически изучают приемы передвижения по льду на кошках.
Командир отряда контролирует проведение занятий, переходя от отделения к отделению.
Образование ледников
Температура, атмосферные осадки и рельеф местности, обусловливающие возникновение и существование ледников.
Источник питания ледников — твердые атмосферные осадки.
Преобразование снега в фирн и фирна в лед. Фирновый бассейн и область стока. Движение ледников.
Виды ледников
Материковые ледники.
Горные ледники: долинные, висячие, возрожденные, переметные, каровые.
Рельеф ледников
Характер поверхности ледника, определяемый его движением и неровностями ложа. Трещины: боковые, поперечные, продольные, радиальные.
Ледопады.
Ледяные склоны различной крутизны и трудность их преодоления: до 35° — легкие, 35—45° — средней трудности, 45—60° — трудные.
Разновидности льда
Состояние льда, оказывающее влияние на технику передвижения: плотный лед, белый фирновый, рыхлый, ноздреватый, натечный лед.
Морены
Образование морен и их классификация:
движущиеся морены — боковые, серединные, внутренние, донные;
отложенные морены — конечные, береговые.
Опасности на ледниках
Открытые и закрытые снегом трещины, ледовые обвалы на ледопадах, падение камней с крутых ледяных склонов.
Опасности, связанные с неподготовленностью альпинистов и неправильным поведением на ледниках.
Особенности передвижения по льду
Необходимость применения специального снаряжения: обувь, окованная триконями, кошки, ледоруб.
Возможность создания искусственных точек опоры — вырубание ступеней.
Зависимость успеха передвижения от знания особенностей ледников, умения распознать возникающие на них опасности, правильного выбора пути и владения техникой передвижения по льду.
Основные правила передвижения по льду.
Выбор безопасного и наиболее удобного пути и времени для прохождения опасных мест: на открытых и закрытых ледниках, на ледяных склонах различной крутизны и ледопадах.
Применение специального снаряжения для передвижения и. страховки.
Правильное выполнение технических приемов передвижения.
Преодоление трудных и опасных участков пути с обязательной страховкой.
Практические занятия
Передвижение по ледяным склонам
крутизной до 25° в ботинках, oкованных триконями
(1 час)
Подъем: постановка ступней ног параллельно друг другу и по мере того, как склон становится круче — “елочкой”. Ледоруб в правой руке как дополнительная точка опоры.
Пересечение склона: ступня “верхней” ноги направлена носком в сторону движения, ступня “нижней” ноги развернута носком вниз по склону. Ледоруб изготовлен к самостраховке, повернут штычком в сторону склона.
Спуск: ступни ног параллельны, ледоруб — как дополнительная точка опоры или в положении изготовки к самостраховке.
Преимущества заточенных триконей.
Указания
Практическую часть проводят инструктора отделений. Отработка приемов передвижения по леднику в ботинках, окованных триконями, проводится на пологих ледяных .склонах крутизной до 20°, на пути к основному месту занятия.
Учебное отделение, построенное в одну шеренгу лицом к склону, выслушивает краткие объяснения и следит за показом инструктором способов ходьбы по леднику в окованных ботинках. После этого обучаемые разомкнутой шеренгой поднимаются и спускаются по склонам различной, крутизны и пересекают склон в колонне по одному, отрабатывая способы передвижения. Инструктор находится ниже отделения и дает указания обучаемым.
Правила ходьбы на кошках
(1 час)
Правильное крапление кошек к ботинкам: продевание обоих концов куска тесьмы в противоположные кольца кошки, начинай с передних, и перекрещивание тесьмы на ботинке.
Способ крепления кошек тесьмой с пряжками.
Расположение узлов или пряжек с внешней стороны.
Основные правила ходьбы на кошках: постановка ноги с кошкой на все зубья (одновременно) с легким ударом, распределение тяжести тела на все зубья поставленной ноги, поднимание ступни прямо вверх с одновременным отрывом всех зубьев кошки от льда..
Ледоруб держать в одной руке за головку, обращенную клювом назад, опираясь штычком в лед. На более крутых склонах ледоруб изготовить к самостраховке или использовать как вторую точку опоры при движении в три такта.
Приемы самозадержания ледорубом при падении на крутых склонах: штычком, клювом. Положение рук, корпуса, ног при самозадержании.
Указания
На ровном участке ледника инструктор показывает способ крепления кошек к ботинкам.
Обучаемые в одной шеренге под наблюдением инструктора крепят кошки.
Инструктор объясняет и показывает основные правила ходьбы на кошках.
Обучаемые в колонне, по одному с дистанцией в 1,5 ж, передвигаясь по ровной поверхности, изучают основные правила ходьбы на кошках. Занятие проводится, да пути к более крутой части ледника.
Перед занятием на крутых склонах отрабатывается самозадержание ледорубом.
На склоне крутизной до 30° инструктор демонстрирует самозадержание ледорубом и проверяет правильность выполнения приемов самозадержания обучаемыми. Добивается хорошего усвоения приема всеми участниками.
Ходьба на кошках по склонам крутизной
до 35°
(1 ч. 30 м.)
Подъем вверх “елочкой”. Ступни ног развертываются в стороны по мере увеличения крутизны склона. Наклон туловища вперед, ледоруб перед собой, в положении изготовки к самостраховке.
Пересечение склона лицом вперед. Постановка ступни вышестоящей ноги по направлению движения, разворот нижестоящей ступни носком вниз по склону. Распределение тяжести тела на все зубья кошки. Ледоруб на изготовке к самостраховке, штычком к склону.
Спуск по прямой вниз. Постановка ступней параллельно друг другу, туловище слегка наклонено вперед, ледоруб сбоку, в положении изготовки к самостраховке, штычок обращен назад.
Подъем зигзагом. Постановка ступней, положение туловища то же, как и при пересечении склона, ледоруб держать на изготовке, штычком в сторону склона или опираться на него, используя в качестве второй точки опоры.
Указания
Отделение строится в одну шеренгу, лицом к склону. Инструктор объясняет и показывает способы передвижения на кошкак по склонам крутизной до 35°—подъем, пересечение склона, спуск.
Обучаемые поднимаются в одной шеренге с интервалом в 1,5 м вверх по склону, пересекают склон в колонне по одному И спускаются вниз шеренгой. При отработке обучаемыми способов передвижения инструктор находится у подножия склона.
При пересечении склонов обращать внимание участников на необходимость сохранения вертикального положения тела и опасность “прилегания” к склону.
Подъем и спуск зигзагами производятся в колонне по одному с дистанцией в 1,5 м, инструктор следует сбоку отделения, несколько ниже по склону.
Спускаться прямо вниз — шеренгой.
Ходьба на вошках по склонам крутизной
35—450
(1 ч. 30 м.)
Подъем боком к склону с сохранением двух точек опоры. Двигаться нужно прямо вверх, ступня вышестоящей ноги ставится горизонтально, нижестоящая— развернута носком вниз, под прямым углом к верхней. Ледоруб в обеих руках перед собой, штычок втыкается сбоку в лед как вторая точка опоры. Движение в три такта. Ноги переставляются приставным шагом.
Пересечение склона лицом вперед с сохранением двух точек опоры. Постановка ступней ног,, положение ледоруба и приемы те же, что при подъеме боком к склону. Туловище слегка наклонено вперед. Передвижение по горизонтали, в три такта.
Спуск прямо вниз с сохранением двух точек опоры. Ступни ног параллельны друг другу и слегка расставлены, носки обращены вниз. Ноги полусогнуты в коленях. Туловище слегка наклонено вперед. Ледоруб в обеих руках сбоку, штычок обращен назад и воткнут в лед. Передвижение в три такта.
Подъем спиной к склону. Положение ног, туловища и ледоруба то же, что при спуске прямо вниз.
Пересечение склона боком к направлению движения. Положение ног, корпуса и ледоруба то же, что при подъеме и спуске — спиной к склону. Передвижение по горизонтали приставным шагом с сохранением .двух точек опоры.
Демонстрация ходьбы на неравнозубых кошках по крутым склонам (проводят инструктора со страховкой).
Указания.
Отделение стоит в одной шеренге лицом к склону. Инструктор объясняет и показывает способы передвижения на кошках по склонам крутизной 35—45°, после чего отделение разбивается на две четверки: одна четверка поднимается по более пологому склону на площадки над учебным склоном и становится на страховку, вторая четверка отрабатывает с верхней страховкой показанные способы передвижения, поднимаясь по склону, пересекая его и спускаясь вниз. Подъем не более 10 м. Упражнение проделать два—три раза. Затем четверки сменяются.
Инструктор, находясь внизу, наблюдает за обучаемыми и дает указания. При организации страховки и смене страхующих инструктор поднимается на площадки над склоном и проверяет надежность страховки.
Передвижение по леднику в связке
(2 ч. 40 м.)
Одновременное движение связки в составе 2—3 человек при взаимной страховке. Расстановка сил в связке. Порядок движения. Неослабное внимание и постоянная готовность к самостраховке и страховке товарища.
Передвижение по открытому леднику с различными формами поверхности и крутизной склонов до 35°. Перепрыгивания через трещины шириною до 1,5 м и преодоление снежных или узких ледяных мостов с попеременной страховкой через плечо.
Передвижение по закрытому леднику. Определение по характеру поверхности ледника наличия закрытых снегом трещин и выбор пути. Зондирование ледорубом впереди идущим снежного покрова и изготовка второго и третьего в связке к страховке первого.
Преодоление опасных участков с попеременной страховкой через плечо.
Порядок одновременного и попеременного передвижения и страховки в связке на леднике. Правильность выбора пути.
Указания по проведению занятий
Обучаемые, связавшись по 3 и по 2 человека, следуют по указанному инструктором маршруту, выбирая путь и отрабатывая способы страховки при одновременном и попеременном передвижении по леднику. Каждая из связок поочередно проходит часть маршрута первой. Трудные и опасные участки пути преодолеваются с попеременной страховкой и самостраховкой при помощи ледовых крючьев.
Инструктор идет сбоку поочередно возле каждой связки. При преодолении трещин прыжком или по снежному мосту инструктор проверяет надежность страховки и находится вблизи Преодолевающего препятствие. При передвижении по закрытой части ледника и на опасных местах инструктор включается третьим в связку из 2 человек.
Разбор занятий (20 минут). Инструктор при разборе занятия отмечает недостатки и положительные моменты в освоении обучаемыми техники передвижения по льду на кошках и указывает, на что следует обратить внимание каждому из них на следующих занятиях.
При оценке успеваемости учитывать:
правильность постановки ног и применения различных приемов ходьбы на триконях и на кошках;
выполнение самозадержания ледорубом, приемов самостраховки и страховки.
План-конспект XVIII
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЬДУ
(Занятие 2-е)
Цель — научить обучаемых правильно держать ледоруб при вырубке ступеней и вырубать ступени в открытой стойке при подъеме, пересечении склона и спуске. Научить страховке, приемам и порядку передвижения связки из 2—3 человек.
Время — 8 часов.
Место, и метод проведения занятий — открытый ледник с короткими ледяными склонами крутизной до 45°. Объяснение и показ инструктором способов вырубания ступеней. После показа каждого способа следует- практическая отработка его обучаемыми. В заключение занятий обучаемые проходят связками по 2 и 3 человека короткие ледовые маршруты с применением всех показанных способов вырубания ступеней, демонстрируется ходьба на передних зубьях кошек с попеременной страховкой.
Литература та же, что и для первого занятия.
Материальное обеспечение занятий и одежда те же, что на предыдущем занятии. Дополнительно взять на отделение три ледовых крюка, три молотка и три карабина.
Учебные вопросы и их содержание
Вводная часть
(30 минут)
Указания по проведению занятий
Читает старший инструктор — командир отряда. Беседа проводится на открытом леднике, у ледяных склонов. Отряд размещается полукругом, в две шеренги лицом к склону. Инструктор в центре между подразделением и склоном.
Обучаемым дается общее представление о характере маршрутов, требующих вырубания ступеней, и основные сведения о состоянии льда, способах вырубания ступеней, порядке передвижения по ним, страховке и правилах работы ледорубом.
Беседа сопровождается демонстрацией приемов работы ледорубом.
По окончании вводной беседы отделения расходятся на указанные командиром отряда участки и изучают практически под руководством инструкторов отделений способы вырубания ступеней и приемы передвижения по ним.
О применении ледоруба
Условия, определяющие необходимость вырубания ступеней при передвижении по ледникам.
Состояние льда, способствующее вырубанию ступеней или затрудняющее его.
Способы вырубания ступеней и передвижения по ним в зависимости от характера маршрута и подготовленности альпинистов.
Правила работы ледорубом.
Рубить клювом ледоруба двумя или одной рукой, при рубке двумя руками держать ледоруб за рукоятку на расстоянии 5—7 см от штычка, кисти рук вплотную друг к другу, кисть ближней к склону руки расположена ниже, рубку производить маховым движением рук, корпус неподвижен, чередовать напряжение и расслабление мышц рук. Замах производить за счет ближней к склону руки, удар клювом — за счет руки дальней от склона, замах делать медленно и плавно, удар — резко. Силу удара соразмерять с его направлением и крепостью льда. Рубить ступени — сперва ударами сбоку и затем ударами сверху.
Применение неравнозубых кошек
Преодоление крутых ледяных склонов на передних зубьях кошек системы В. Абалакова. Правильное положение при подъеме — опора на штычок и клюв ледоруба. Преимущество этого приема передвижения — скорость, надежность. Пределы применимости (крутизна склона, состояние льда).
Вырубка ступеней в открытой стойке при
подъеме
(1 ч. 30 м.)
Исходное положение — левым боком к склону, ледоруб в обеих руках, изготовлен к рубке.
Разметка ступенек — расстояние между ступеньками по вертикали различное — 15 см и 30—40 см через одну ступеньку. Задний край верхней и передний край нижней ступенек на одной линии.
Вырубание ступенек — три—четыре удара сбоку и три—четыре удара сверху! Размер ступенек должен соответствовать размеру кошек. За один прием вырубаются две ступеньки: сначала верхняя, а затем нижняя. Выравнивание и очистка ступеньки от осколков льда лопаткой ледоруба.
Передвижение по ступенькам с сохранением двух точек опоры: ледоруб в положении изготовки к самостраховке, штычок втыкается сбоку и перед собой в склон; при опоре на левую ногу и ледоруб переставляется правая нога, при опоре на две ноги штычок ледоруба переносится вперед и при опоре на правую ногу и ледоруб переставляется левая нога. Дальнейшее вырубание ступенек и передвижение производятся в той же последовательности и теми же приемами. До поворота вырубается 8—10 ступенек.
Вырубание большой ступеньки — “лоханки” для поворота и вырубание над ней в новом направлении обычной ступеньки для принятия открытой стойки и рубки ступенек в другую сторону, до следующего поворота. Переход на большую ступеньку, поворот на ней и перестановка правой ноги на верхнюю ступеньку производятся с сохранением двух точек опоры.
Указания
Практическую часть проводят инструктора отделений. Крутизна склона 35—45°, высота. 8—10 м, в верхней и нижней части склон должен переходить в ровные или пологие площадки, не имеющие трещин. Отделение стоит в одной шеренге лицом к склону.
Инструктор перед отделением, у подножия склона, объясняет и показывает способы вырубания ступенек в открытой стойке при подъеме и приемы передвижения по ступенькам.
По указанию инструктора обучаемые надевают кошки, подходят разомкнутой шеренгой с интервалом в 3 м. к подножию склона и встают в исходное положение.
По проверке инструктором стойки обучаемые вырубают по 1—2 ступеньки для практического ознакомления с принципом рубки и затем, с разрешения инструктора, вырубая ступеньки, передвигаются по ним вверх по склону.
Сделав один поворот, обучаемые выходят на площадку над склоном и, спустившись вниз по пологой части склона, повторяют упражнение, начав рубку, стоя правым боком к склону.
Инструктор находится у подножия склона, откуда наблюдает за обучаемыми и дает указания, обращая основное внимание на правильность выполнения технических приемов.
Вырубка ступенек в открытой стойке при
пересечении склона
(1 час)
Исходное положение остается таким же, как и при вырубке ступенек в открытой стойке при движении вверх.
Разметку ступенек производить клювом ледоруба по двум горизонтальным параллельным линиям, в шахматном порядке, на расстоянии 10—15 см по вертикали.
Вырубание ступенек производится тем же способом, как и при подъеме. Передвижение по ступенькам с сохранением двух точек опоры: ледоруб в положении изготовки к самостраховке, штычок втыкается сбоку перед собой в склон. .При опоре на полусогнутую левую ногу и ледоруб правая нога переставляется вперед на нижнюю ступень, при опоре на обе ноги штычок ледоруба переносится вперед, при опоре на правую ногу и ледоруб левая нога переставляется вперед на верхнюю ступень.
Указания
Отделение строится в одну шеренгу, лицом к склону.
Инструктор поднимается на 1,5—2 м по склону и показывает порядок вырубания ступенек и передвижения по ним при пересечении склона.
По указанию инструктора обучаемые подходят к склону разомкнутой шеренгой, с интервалом в 4—5 м, заняв исходное положение, вырубают ступеньки и передвигаются по ним, пересекая склон с подъемом на 8—10 м.
Инструктор находится у подножия склона.
Вырубка ступенек при спуске вниз
(1 час)
Исходное положение — левым боком к склону, ноги в положении открытой стойки, корпус наклонен вперед в направлении вырубаемых ступенек, левая рука опирается на бедро, ледоруб в правой руке.
Разметка двойных ступенек — одна под другой на расстоянии 25—30 см по прямой линии, направленной несколько наискось вниз по склону.
Вырубка ступенек — одной рукой, 6—8 ударов, направленных перпендикулярно к поверхности склона, и 8—10 ударов, направленных сверху вниз, затем выравнивание и очистка двойной ступеньки.
Передвижение по ступенькам приставным шагом с сохранением двух точек опоры: ледоруб в положении изготовки к самостраховке, штычок втыкается сбоку в склон. При опоре на ледоруб и правую ногу, стоящую на задней части нижней ступеньки, переставляется на переднюю часть той же ступеньки левая нога. Затем, при опоре на левую ногу и ледоруб, правая нога переставляется на следующую двойную ступеньку.
Указания
Отделение строится в одну шеренгу, лицом к склону.
Инструктор поднимается на площадку над склоном, объясняет и показывает способ вырубки ступенек при спуске вниз.
После этого обучаемые также поднимаются на площадку над склоном и с интервалом между участниками в 3 м вырубают ступеньки и спускаются по ним к подножию склона.
Инструктор при вырубке ступенек обучаемыми находится у подножия склона.
Передвижение на передних зубьях
неравнозубых кошек
(1 час)
Подъем по склону с верхней страховкой, пересечение склона по горизонтали и наискось.
Указания
-Крутизна склона 40—45°, высота 10—12 м. Инструктор показывает прием, после чего каждый участник поднимается по склону, пересекает его по горизонтали со спуском или подъемом. Страховка с верхней площадки через плечо или из лоханки через крюк (при недостаточном количестве неравнозубых кошек ограничиться показом).
Забивание и вытаскивание ледового крюка
Очистка поверхности льда и подготовка лунки для крюка. Положение крюка при забивке. Забивка крюка без перерывов. Вдевание карабина и вкладывание веревки. Положение страхующего. Устройство для самостраховки и страховка на льду.
Указания
Отделение располагается лицом к склону. Инструктор забивает ледовый крюк и говорит о необходимости подготовки Лунки под крюк, особенностях ледяной поверхности и способах предохранения крючьев от вытаивания.
После показа и объяснения все обучаемые забивают в лед по одному крюку и вытаскивают его.
Передвижение в связке с попеременной
страховкой
(2 ч. 40 м.)
Подъем в связке по крутому склону на кошках при страховке через ледовые крючья. Страхующий снизу выходит на 3—4 м вверх, вырубает лоханку для страховки, забивает крюк и страхует второго. Второй проходит линию первого и, поднявшись на 3—4 м выше, становится на страховку.
Подъем производится связками по параллельным маршрутам. Пересечение склона проводится так же.
Подъем связки в составе двух альпинистов с вырубкой ступеней. Второй при самостраховке через крюк страхует первого снизу также через крюк. Первый, вырубая ступеньки, продвигается до поворота и на двух дополнительных ступеньках встает на страховку второго, также через крюк. Второй подходит к первому и, вырубая ступеньки, продвигается до следующего поворота, где становится на страховку и пропускает мимо себя первого.
Связка в составе трех альпинистов. Первый при страховке вторым продвигается до поворота и, вырубая 4 дополнительные ступеньки, на двух крайних становится на страховку второго. Второй подходит к первому и, став рядом с ним, страхует третьего. Третий проходит мимо них и, вырубая ступеньки, продвигается до следующего поворота, где становится на страховку второго, и т. д.
Указания
Отделение выстраивается в одну шеренгу, лицом к склону крутизной до 45° и высотой 8—10 м.
Инструктор напоминает обучаемым порядок передвижения связки по ступенькам и способы страховки, показывает способы забивки и вытаскивания ледового крюка и пользования им для страховки.
По указанию инструктора обучаемые связываются по 2 человека, занимают исходное положение у подножия склона и поднимаются с попеременной страховкой по склону параллельными маршрутами.
Теми же маршрутами обучаемые поднимаются связками по 3 человека.
Пересечение склона связкой в составе двух альпинистов. Второй страхует первого через крюк. Первый вырубает ступеньки и, продвигаясь вперед, забивает через 3—4 м крюк, вешает карабин и пропускает через него основную веревку. По выходе на всю длину страхует второго (через крюк). Второй, подойдя к нему, снова становится на страховку.
Передвижение связки в составе 3 альпинистов происходит так же, как и передвижение двойки.
Спуск проводится со страховкой первого вторым через крюк с обязательной самостраховкой. Вырубание ступенек первым и спуск вниз на длину выданной веревки. Страховка первым второго обязательно через крюк. Спуск второго к первому. Дальнейшее вырубание ступенек и продвижение первого при страховке вторым.
Указания по проведению занятий
Инструктор говорит о порядке страховки во время передвижения связки по ступенькам при пересечении склона и обращает внимание участников на опасность “прилегания” к крутому склону.
Обучаемые в связках по 2 человека занимают исходное положение на участках склона, указанных инструктором, и затем пересекают склон с подъемом на 8—10 м.
По пересечении склона двойками обучаемые передвигаются по тем же ступенькам связками по 3 человека, увеличивая расстояние до 15 м.
Инструктор находится у подножия склона, в месте, откуда видны все обучаемые.
Обучаемые, связавшись по 2 человека, поднимаются по пологой части склона на площадку над учебным склоном и, заняв исходное положение с интервалом в 4—5 м, спускаются вниз, вырубая ступеньки и организуя попеременную страховку.
По отработке темы проводится разбор занятий (20 минут). Инструктор отделения объявляет оценку успеваемости и подводит итоги занятий.
При выведении оценок успеваемости учитывать:
уверенность ходьбы на кошках;
качество вырубания ступеней;
отсутствие “прилегания” к крутому склону;
правильность и четкость применения страховки и самостраховки.
Тема, изложенная в конспектах XVII—XVIII, рассчитана на два дня. При более слабом составе участников занятия проводятся в течение трех дней: первый день — ходьба на кошках (5 часов), второй — вырубка ступеней (6 часов) и третий день— прохождение маршрутов с применением всех приемов (6 часов).
План-конспект XIX
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СНЕГУ
Цель — дать начинающим альпинистам представление о формах, особенностях и опасностях снежных поверхностей в горах. Научить выбирать путь и владеть способами передвижения и страховки на снежном рельефе.
Время — 7 часов (1 час — беседа, 6 часов — практические занятия на снегу).
Литература
РДВГ, ч. 1, Воениздаг, 1942, стр. 100—109.
И. Черепов, И. Юхин и др. Альпинизм, ФИС, 1940. стр. 334—342.
В. Абалаков, Основы альпинизма, ФИС, 1950.
Снаряжение (на учебное отделение) — веревок основных — 3 шт. по 25—30 м, веревок вспомогательных по 4 м — 8 шт., карабинов — 8 шт., ледорубов — 8 шт., очков защитных — 8 шт., рукавиц — 8 пар, кошек — 8 пар. Инструктору иметь с собою запасные защитные очки.
Одежда — штормовой костюм, ботинки высокогорные, головной убор.
Учебные вопросы и их содержание
Вводная часть
(40 минут)
Указания по проведению занятий
Беседу проводит старший инструктор — командир отряда. Занятия проводятся в один из первых дней перевального похода, специально выделенный для изучения техники движения по снегу (тринадцатый, четырнадцатый день пребывания участников в лагере).
Для занятий выбирается снежный склон переменной крутизны с плавным переходом в пологий участок у основания, безопасный в отношении трещин, лавин и камнепадов. Склон должен быть заранее обследован квалифицированным инструктором с учетом изменения температуры воздуха в течение дня и обеспечением абсолютной безопасности во всех отношениях. Желательно, чтобы переход от места ночлега до места занятий был не менее 20 минут, это даст возможность согреться участникам перед беседой.
Беседа проводится возле снежного склона.
Отряд располагается полукругом, лицом к склону и инструктору.
Беседа сопровождается показом характерных форм снежной поверхности. Участникам дается общее 'представление о снежном рельефе, особенностях его преодоления и опасностях, возникающих на снегу.
Особое внимание обращается на отработку и правильность приемов передвижения в зависимости от формы и состояния снежной поверхности, сохранение вертикального положения тела, а также на выбор пути, обеспечение страховки и предупреждение опасностей, могущих возникнуть на данном маршруте.
Изложение должно быть сжатым, ясным, без мелких технических подробностей, о которых можно сказать и во время практических занятий в отделениях.
Основные правила передвижения по снегу и приемы страховки в процессе их объяснения старшим инструктором иллюстрируются инструкторами.
Снег в горах
Характеристика снежного покрова в зависимости от структуры снега. Суточные изменения состояния снега. Годовые изменения состояния снега. Зависимость приемов передвижения по снегу от состояния снега.
Формы снежной поверхности
Влияние рельефа местности, ветра, интенсивности осадков и температуры на образование различных форм снежного рельефа: снежные и фирновые поля, закрытые ледники, снежные мостики, фирновый цирк, снежный склон, подгорная трещина, снежный кулуар, конус выноса, гребень, карнизы. Влияние форм снежной поверхности на технику передвижения.
Особенности передвижения по снегу
Возможность вытаптывания или выбивания ступеней, использование кошек на твердом снегу, применение скольжения. Возможность почти повсеместной организации точек опоры для страховки.
Опасности, возникающие на смежных участках маршрута
а) вызываемые состоянием и формой снежной поверхности,
б) метеорологическими условиями,
в) неподготовленностью и неправильным поведением альпиниста.
Практические занятия
(6 часов)
Техника передвижения по снежным склонам
Зависимость приемов от крутизны и состояния снежной поверхности.
Правила пользования ледорубом. Опора на ледоруб. Самозадержание с помощью ледоруба.
Подъем, пересечения и спуски по склонам различной крутизны со снегом разного характера.
Подъем на параллельных ступнях, “елочкой”, “зигзагом”, “в три такта”.
Пересечение склонов на параллельных ступнях (боком к склону) и “в три такта” (лицом к склону).
Спуски лицом вперед и лицом к склону (“в три такта”).
Скольжение на ногах с опорой на ледоруб при спусках по безопасным склонам.
Использование кошек при движении по твердому фирну или насту.
Страховка на снегу
Особенности страховки на снегу.
Страховка через ледоруб. Страховка через плечо. Самостраховка через ледоруб.
Надежность страховки. Выдача веревки. Протравливание при срыве.
Передвижение в связке на снежных склонах
Связки по 2, 3 и 4 человека. Распределение участников в связке. Дистанция между участниками в связке. Порядок передвижения связки “след в след” при одновременном движении вверх и вниз по склону и при пересечении склона.
Порядок передвижения связок из 2 и 3 человек при попеременной страховке.
Техника преодоления различных форм снежной поверхности
Передвижение связки по леднику с закрытыми снегом трещинами.
Преодоление снежных мостов, подгорных трещин. Передвижение связки по снежному гребню. Преодоление лавиноопасного склона:
а) направление движения;
б) дистанция между альпинистами;
в) длина шага, движение “след в след”;
г) наблюдение и сигнализация.
Выбор пути при передвижении по снежным и фирновым маршрутам
Выбор пути должен соответствовать условиям максимальной безопасности, содействовать упрощению применяемых способов передвижения и ускорению движения.
Выбор времени суток.
Выбор пути;
а) на закрытом леднике. Распознавание и зондирование трещин, движение поперек возможных трещин;
б) через трещину по снежному мостику. Выбор способа преодоления мостика;
в) на снежном, фирновом поле;
г) по снежному склону, опасному в отношении лавин;
д) через подгорную трещину;
е) по снежному кулуару (вдоль, поперек кулуара);
ж) по снежному острому гребню;
з) по снежному гребню с карнизами;
и) для скольжения. Прибегать к спуску способом скольжения при абсолютной безопасности склона.
Организация бивуака на снегу
Требования к бивуаку:
а) максимальная безопасность места расположения,
б) возможность наиболее полного отдыха. Установка палатки:
а) на склоне,
б) на гребне.
Устройство снежной пещеры. Удобства и особенности организации ночлега в снежной пещере. Вынужденный бивуак (холодный ночлег).
Практические занятия
(6 часов)
Указания по проведению занятия. По окончании вводной беседы учебные отделения расходятся на заранее намеченные участки склона и практически отрабатывают под руководством инструкторов отделений правила и приемы передвижения и страховки на снежных, участках.
Командир отряда контролирует проведение занятий в отделениях и указывает им места занятий на склоне (например, для отработки передвижения по отдельным видам рельефа).
Желательно, чтобы все отделения находились в поле зрения командира отряда.
В целях безопасности необходимо организовать наблюдение за состоянием вышележащих склонов и договориться о сигналах. Помимо обеспечения безопасности, указанное мероприятие имеет и воспитательное значение.
Каждый прием объясняется и показывается инструктором, после чего все обучаемые одновременно отрабатывают прием на участке или маршруте, указанном инструктором, идущим во главе или сбоку отделения или стоящим на середине заданного маршрута, откуда он видит всех обучающихся и дает указания.
Приемы техники передвижения по снежным склонам отрабатывать в последовательности нарастающей трудности:
а) передвижение по некрутым снежным склонам, подъем, пересечение и спуск на параллельных ступнях лицом в сторону движения с ледорубом, изготовленным к самостраховке;
б) отработка приемов самозадержания ледорубом на крутых снежных склонах (35—40°);
в) передвижение по снежным склонам средней крутизны с мягкой поверхностью. Подъем “елочкой”. Пересечение склона на параллельных ступнях с опорой на ледоруб. Спуск с выбиванием ступеней ударом каблука. Движение совершается лицом к направлению движения;
г) передвижение по плотному (жесткому) снежному склону средней крутизны. Подъем боком к склону и к направлению движения или зигзагом. Пересечение склона производится, как в предыдущем случае.
Спуск боком к склону приставным шагом или зигзагом. Ступени выбиваются рантом ботинка. Ледоруб используется как опора;
д) передвижение по крутому снежному склону (“в три такта”). Подъем лицом к склону с выбиванием ступеней носком ботинка и использованием ледоруба, воткнутого в склон, для создания дополнительной точки опоры.
Пересечение склона боком к направлению движения. Спуск спиной к направлению движения, лицом к склону.
Во всех случаях маршрут указывается в виде буквы “П”, одна из вертикальных сторон которой — подъем, горизонтальная — пересечение склона, а другая вертикальная сторона — спуск.
Общая длина маршрута — 50—60 м.
Инструктор находится в середине фигуры, образованной маршрутом.
Использование ледоруба для самозадержания изучается практически .на коротком, крутом безопасном склоне о мягким снегом. Необходимо добиваться от обучаемых самозадержания с помощью ледоруба при значительной крутизне склонна. Предупредить обучаемых о возможности ушибов и ранений ледорубом при неправильном пользовании им.
Скольжение на ногах с опорой на ледоруб изучается на крутом невысоком и вполне безопасном склоне с неглубоким слоем мягкого снега, путем поочередного соскальзывания обучаемых при внимательном наблюдении инструктора. Необходимо от каждого обучаемого добиваться контроля над скоростью скольжения.
Для отработки страховки на снегу организуются две площадки, на одной из которых проводится страховка через ледоруб, а на другой — через плечо с самостраховкой через ледоруб. Каждый из обучаемых не менее одного раза применяет страховку в указанных подготовленных местах, удерживая условно “сорвавшегося” товарища. “Срывающемуся” необходимо твердо помнить об обязательном положении веревки над рукою (и над ледорубом) во избежание ранения лопаткой ледоруба.
Передвижение в связках прорабатывается одновременно тремя группами в каждом учебном отделении. Сначала обучаемые приучаются к переноске веревки во время движения, оберегая ее от намокания. Затем на параллельных маршрутах прорабатывают порядок движения вверх и вниз по снежному склону при переменной страховке через ледоруб.
Обратить внимание на тщательную утрамбовку снега для страховочной площадки до втыкания в него ледоруба.
Практические занятия заканчиваются передвижением в связках по длинному маршруту, включающему в себя различные элементы снежного рельефа. Обучаемым предлагается решить вопросы выбора маршрута и техники движения.
В конце занятия для всего отряда группой инструкторов демонстрируется отрытие снежной пещеры.
После этого проводится двадцатиминутный разбор проведенных. занятий и объявляются оценки успеваемости, при выведении которых нужно учитывать:
аккуратность при вытаптываиии ступенек и ходьбе по ним, умение пользоваться ледорубом для самозадержания, самостраховки и страховки;
отсутствие “прилегания” к крутому склону.
<< Назад Далее >>
Вернуться: Черепов. Обучение альпинистов
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.