План-конспект XIV

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СКАЛАМ
(Занятие 1-е)

Цель — ознакомить начинающих альпинистов с характерными особенностями скального рельефа и основными правилами передвижения по скалам.

Время — 6 часов до выезда в горы - и 8 часов в горах.

Место и метод проведения занятий, — до выезда в горы — в каменоломнях, на скалистых берегах реки, на развалинах каменных зданий; в горах — на скалах вблизи лагеря. Краткая вводная беседа, показ основных правил передвижения по скалам и практическая отработка этих правил обучаемыми.

Литература

Руководство для действий войск в горах, ч. 1, Воениздат, 1942, стр. 75—86.

В. Абалаков, Основы альпинизма, ФИС, 1950.

И. Черепов, И. Юхин и др., Альпинизм, ФИС 1940, стр. 235—283.

Снаряжение (на учебное отделение): веревок основных — 4 шт. по 25—30 м, крючьев скальных — 8 шт., рукавиц — 4 пары, молотков скальных — 2 шт., веревок вспомогательных — по 4 м, ледорубов, карабинов — по количеству обучаемых.

Форма одежды — головной убор, рубашка или куртка, брюки и высокогорные ботинки.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная часть
(40 минут)

Указания по проведению занятий

Беседа проводится у скального склона с характерными формами поверхности. Проводит беседу старший инструктор — командир отряда.

Отряд размещается полукругом, лицом к склону. Инструктор в центре, между отрядом и склоном.

Беседа сопровождается показом характерных форм скальной поверхности.

Обучаемым дается общее представление о скальном рельефе, особенностях его преодоления и опасностях, возникающих на скалах.

Особое внимание обращается на выбор пути и приемов передвижения применительно к особенностям скального рельефа, с учетом страховки и предупреждения опасностей, могущих возникнуть на данном маршруте.

Основные правила передвижения по скалам иллюстрируются во время их объяснения старшим инструктором, на рельефе — инструкторами. Все, что демонстрируется участникам, должно быть заранее подготовлено и проверено на методических занятиях и семинарах инструкторов.

По окончании вводной беседы учебные отделения расходятся на заранее намеченные скальные участки и практически отрабатывают основные правила и приемы передвижения по скалам под руководством инструкторов отделений.

Командир отряда, контролируя проведение занятий, переходит от отделения к отделению.

Характеристика скального рельефа

Большое разнообразие форм скального рельефа создает различные трудности на пути альпиниста.

Знание особенностей скального рельефа и техники его преодоления — одно из условий успеха восхождения.

Различные формы скальной поверхности, их зависимость от состава и структуры горных пород (граниты, известняки, сланцы, песчаники) и интенсивности выветривания. Скалы мокрые, заснеженные и обледенелые.

Строение скальной поверхности: гребни, кулуары, желоба, камины, расщелины, трещины, балконы, уступы, выступы, плиты, стены, внешние и внутренние углы, карнизы, бараньи лбы.

Особенности передвижения

а) по легким скалам;

б) по скалам средней трудности;

в) по трудным скалам (монолитным и разрушенным).

Требования, предъявляемые к альпинисту:

а) знание особенностей скального рельефа и опасностей, возникающих на скалах;

б) правильная оценка трудности и проходимости скальных маршрутов;

в) выбор безопасного и наиболее удобного пути;

г) владение техникой движения по скалам, тренированность;

д) соответствующее, снаряжение.

Опасности, возникающие на скалах

В зависимости от: а) степени выветривания (разрушенности) горных пород;

б) метеорологических условий;

в) неподготовленности и неправильного поведения альпинистов.

Основные правила передвижения но скалам

Практическая часть (5 часов до выезда в горы и 7 часов в горах).

Указания

Занятия проводятся на легких скальных склонах и крупных камнях высотой 2—4 м, не требующих верхней страховки. Проводят их инструктора отделений.

1) Предварительно выбирать и намечать путь. Осмотр скал, выбор общего направления движения и детальная наметка пути прохождения от ориентира к ориентиру, определение мест изменения направления и отдыха.

2) Опробовать опоры. Прежде чем использовать опору, необходимо опробовать ее надежность.

3) Сохранять три точки опоры. Сохранение трех точек опоры является основой правильного стиля и безопасности скалолазания.

4) Основную нагрузку несут ноги.

При передвижении по скалам основная нагрузка ложится на ноги; руки поддерживают тело в нужном положении и равновесии.

Для большей устойчивости ноги ставятся по возможности на всю ступню, внутренней стороной к склону, а когда это невозможно — на внутренний рант. Следует избегать становиться на колено.

5) Чередовать нагрузку на различные группы мышц и двигаться плавно.

Для быстрого продвижения и экономии сил надо использовать полностью каждый уступ и выступ, переходя по ним, не отрывая рук, из положения виса на упор и выжим.

Ровный темп и плавные движения при скалолазании обеспечивают нормальную работу сердца и легких, сохраняют чувство равновесия и координацию движений.

6) Двигаться на распорах и использовать трение. Для наиболее успешного лазания при подъеме и особенно спуске по скалам следует использовать распоры, передавая усилия рук и ног на противоположные опоры, применительно к особенностям скальной поверхности.

При лазаний по крутым плитам, расщелинам, каминам для создания надежных точек опоры необходимо использовать трение, передавая давление на опоры или путем расклинивания, зажима или распора руками, ногами, туловищем.

7) Передвигаться по вертикали.

Отклонения от вертикального направления движения связаны с излишней тратой сил и времени. Пересекать скальный участок следует только в случае необходимости.

8) Изменять основное, вертикальное положение корпуса: “Ближе к скале” или “Дальше от скалы”, применяясь к особенностям строения скал.

На прочных скалах — при хороших захватах руками держать тело дальше от скалы. При отсутствии прочных захватов для рук и наличии надежных опор для ног — ближе к скале.

9) Применять страховку во всех случаях, когда срыв может привести к падению и повреждениям.

Трудные и опасные участки пути преодолевать с обязательной страховкой.

Указания по проведению занятий до выезда в горы
(1 час—беседа, 5 часов—практика)

При наличии достаточно разнообразные скал в местах проведения занятий до выезда в горы, кроме отработки правил передвижения по скалам, следует ознакомить занимающихся с формами скальной поверхности и показать способы и средства страховки на скалах.

Лазание по камням не выше 3 м можно проводить С гимнастической страховкой.

В случае использования для занятий скал выше 3 я обязательно применение верхней страховки с помощью веревки. Во всех случаях скалы должны быть предварительно очищены от непрочно лежащих камней и все учебные маршруты изучены руководителями занятий.

При наличии скал с нехарактерной для гор поверхностью и пр. (мелкоизломанные стены каменоломен или обрывы берегов рек) ограничиться учебными вопросами первого занятия. Изучение и отработка правил скалолазания должны быть основой подготовки начинающих по данной теме до их выезда в горы.

В случае отсутствия предусмотренного комплекта снаряжения и обмундирования участники могут заниматься в обычных ботинках или спортивных туфлях.

Указания по проведению занятий в горах
(1 час беседа, 7 часов—практика)

Участники, стоя лицом к склону, выслушивают краткие объяснения и следят за показом инструктором основных правил движения по скалам.

После этого все обучаемые одновременно отрабатывают основные правила движения по скалам, передвигаясь вверх, вниз и в стороны, на скальных склонах, указанных инструктором. Обратить особое внимание на выполнение правил 2, 3 и 4. При прохождении трудных участков обучаемые страхуют друг друга снизу гимнастическим способом. Каждый проходит маршрут в обе стороны. На спусках проверять выполнение правила 6.

Инструктор со своего места видит одновременно всех обучаемых и дает соответствующие указания.

Первое занятие на скалах желательно проводить в условиях, не требующих организации страховки веревкой, чтобы все внимание участников и инструкторов сосредоточилось на отработке основных правил передвижения по скалам.

Если вблизи лагеря нет лёгких, невысоких скальных склонов, занятия могут проводиться на склонах средней трудности, высотой до 6 м, при условии организации надежной верхней страховки.

Обучаемые размещаются в месте, безопасном от камнепадов, с которого хорошо виден учебный склон.

Под наблюдением инструктора двое обучаемых организуют страховку на двух параллельных маршрутах.

Затем все обучаемые поочередно, по два человека, проходят с верхней страховкой оба маршрута.

Страхующие сменяются через 2—3 человека. По прохождении всеми обучаемыми первых двух маршрутов отделение переходит на следующие и т. д.

За время занятия каждый обучаемый проходит пять—шесть разных маршрутов.

Для уплотнения учебного времени с первого дня занятий на скалах со страховкой все обучаемые должны иметь грудную обвязку из вспомогательной веревки.

Для прохождения маршрута грудная обвязка связывается или соединяется с основной веревкой посредством карабина.

Во время прохождения обучаемыми маршрутов инструктор наблюдает снизу и дает им указания. Не занятые на маршруте участники располагаются внизу.

При смене страхующих инструктор поднимается наверх и проверяет надежность страховки.

Если в отделении имеется стажер, он должен непрерывно наблюдать за правильностью организации страховки.

От легких маршрутов к более трудным переходить постепенно.

Во всех случаях обращается внимание обучаемых на страховку, как на основу безопасности движения.

Разбор (20 минут). При разборе занятий инструктор объявляет оценку успеваемости обучаемых, отмечает недостатки и положительные моменты в освоении обучаемыми основных правил движения по скалам.

При оценке действий обучаемых учитывать:

овладение приемами передвижения;

уверенность передвижения;

выполнение основных правил скалолазания и самостраховки. По окончании занятий отделения по сигналу командира отряда строятся, сходятся одновременно на сборный пункт и в составе отряда следуют в лагерь.

План-конспект XV

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПO СКАЛАМ
(Занятие 2-е)

Цель — научить, начинающих альпинистов способам преодоления различных форм скальной поверхности.

Время — 4 часа.

Место и метод проведения занятий — скальные склоны с различными, ярко выраженными формами скальной поверхности. Вводная беседа и показ инструктором приемов преодоления различных форм скальной поверхности, после чего следует практическая отработка этих приемов обучаемыми.

Литература, снаряжение и одежда указаны в конспекте XIV.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная часть
(20 минут)

Указания по проведению занятий

Беседа проводится у скального склона средней трудности, имеющего характерные формы поверхности и удобные места для организации страховки. Проводит беседу старший инструктор — командир отряда.

В краткой беседе необходимо ознакомить обучаемых с характерными формами скального рельефа, требующими специальных приемов для их преодоления.

Во время беседы инструктора демонстрируют на скалах все объясняемые приемы их преодоления.

По окончании беседы отделения расходятся по указанию командира отряда на участки с характерными формами скальной поверхности.

Формы скального рельефа

Различные формы скальной поверхности и трудности их преодоления.

Зависимость успеха от умения альпиниста использовать различные приемы передвижения применительно к формам скальной поверхности.

Использование различных форм скального рельефа для преодоления трудных участков пути.

Специальные приемы для успешного преодоления характерных форм скального рельефа.

Практическая часть
(3 ч. 20 м.)

Способы преодоления различных форм скального рельефа

а) Лазание по расщелинам вертикальным, наклонным и горизонтальным, различной ширины, с применением распоров, трения, заклинивания рук и ног.

Страховка при передвижении по расщелинам (применительно к месту занятий).

б) Лазание по внешним и внутренним углам:

путем попеременного зажима ногами (бедрами) и руками внешнего угла или применением распоров и

использованием вертикальных трещин во внутренних углах.

Страховка при передвижении по внешним и внутренним углам (крючья и выступы).

в) Передвижение по гребням.

На некрутых, острых гребнях — нужно передвигаться “верхом” или сбоку, придерживаясь руками за гребень.

Крутые и отвесные гребни преодолеваются способами, применяемыми на внешних углах и стенах.

Особенности страховки на гребнях (промежуточные выступы).

г) Лазание по плитам.

Вверх, вниз, траверсирование. До 30° — на ногах, свыше 30° — с опорой на ноги и руки, лицом к склону, спиной к склону. Страховка на плитах (крючья).

д) Лазание в каминах. Основа — распоры и трение.

В узких каминах применять распоры в противоположные стены, руками в одну, спиной в другую, внутренней стороной развернутых колен упереться в ту стену, на которую опираются руки, а ступнями согнутых ног упереться в стену со стороны спины.

В широких каминах применять распор в противоположные стены ногами и спиной, а в момент выдвижения спины упираться позади себя руками.

В широких каминах с шероховатыми стенами, имеющими выступы, одна нога и рука упираются в одну стену, другая нога и рука в другую, корпус находится в середине камина.

Страховка в каминах (крючья).

е) Преодоление маршрутов с различными формами скального рельефа.

Повторение и отработка приемов передвижения по

различным формам скального рельефа, вверх и вниз, на маршрутах средней трудности.

Указания по проведению занятий

Проводят инструктора учебных отделений. Каждое отделение изучает способы преодоления тех или иных характерных форм скального рельефа.

После отработки способов преодоления одних форм скального рельефа отделения по указанию командира отряда меняются местами для изучения способов движения по другим формам рельефа.

Инструктор, построив отделение лицом к склону, объясняет и показывает способы преодоления каждой из форм скального рельефа.

Демонстрация приемов инструктором проводится при обязательной верхней страховке. Вместе с демонстрацией приемов производится подготовка двух параллельных учебных маршрутов.

После показа отделение размещается в безопасном от камнепада месте, откуда хорошо видны учебные маршруты.

По указанию инструктора обучаемые поочередно, по два человека на каждом маршруте, отрабатывают показанный прием: один проходит маршрут, другой страхует его сверху.

Страхуемый и страхующий сменяют друг друга. Каждый проходит маршрут в обе стороны.

Инструктор находится внизу, наблюдает за обучаемыми и дает указания. Организация страховки и смена страхующих проводятся под обязательным наблюдением инструктора (стажера).

Обучаемые, ожидающие своей очереди, не должны уходить с места, указанного им инструктором, без его разрешения.

При отработке приемов особое внимание обращается на правильность страховки при передвижении по скалам.

При проведении занятия необходимо дать обучаемым практические навыки. Одновременные занятия отделения на трех маршрутах могут быть допущены в том случае, если маршруты короткие (до 10 м), если они располагаются вблизи один от другого и полностью просматриваются с места, занимаемого инструктором.

Во всех случаях обеспечивается полная безопасность занятий при помощи хорошо налаженной и проверенной страховки сверху. Разбор занятий проводится в течение 20 минут. При выведении оценок успеваемости следует учитывать:

знание правил и выполнение приемов скалолазания;

умение обеспечивать страховку и самостраховку;

умение обращаться с веревкой во время лазания.

План-конспект XVI

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СКАЛАМ
(Занятие 3-е)

Цель — научить начинающих альпинистов передвижению по скалам в связках с попеременной страховкой.

Время — 6 часов.

Место и метод проведения занятий — скальные склоны легкой и средней трудности с характерными формами скальной поверхности. Вводная беседа и практическая отработка обучаемыми движения по скалам в связке.

Литература, снаряжение и одежда указаны в конспекте XIV.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная часть
(20 минут)

Указания по проведению занятий

Беседа проводится у скального склона. Проводит беседу старший инструктор — командир отряда.

Особое внимание уделяется организации надежной страховки. Вводная беседа сопровождается демонстрацией движения связки на склонах, проводимой инструкторами отделений.

По окончании вводной беседы учебные отделения расходятся по скальным участкам и под руководством своих инструкторов проводят практические занятия.

Командир отряда контролирует проведение занятий.

Порядок передвижения в связке

Условия, определяющие при движении по скалам необходимость связывания веревкой по два или по три.

Расстановка сил в связках.

Одновременное движение связки при взаимной страховке.

Попеременное движение связки. Преимущество передвижения в связках по два.

Выбор маршрута и мест для страховки и отдыха. Порядок движения связки и организация страховки.

Размеры допустимой выдачи веревки с учетом характера склона и глубины возможного падения.

Условная сигнализация между страхуемым и страхующим.

Практическая часть (5 ч. 20 м.)

Прохождение скальных маршрутов в связке

Одновременное движение при взаимной страховке по легким скалам, вверх и вниз. Внимание к движению, постоянная готовность к самостраховке и страховке товарища.

Выбор пути на скалах средней трудности, разбивка пути по этапам для страховки и отдыха.

Передвижение связки с попеременной страховкой, вверх и вниз. Организация в пути страховки через плечо, поясницу, выступ.

Ознакомление c применением скальных крючьев для страховки на скалах

Указания

Занятие проводится в виде показа движения связки (инструкторов) по маршруту средней трудности, на котором страховка через крюк является необходимой. Комаядир отряда поясняет участникам все действия связки.

Ознакомление с применением веревки при передвижении по скалам

Подъемы с помощью подтягивания веревкой сверху.

Подъемы и спуски вдоль перил спортивным способом с самостраховкой схватывающим узлом.

Спуск способом “по веревке сидя”.

Закрепление сдвоенной веревки для спуска на выступе, на крюке. Наложение веревки и спуск по ней. Вытягивание веревки снизу.

Указания по проведению занятий

Занятия проводят инструктора отделений.

Учебное отделение размещается в безопасном месте, с которого хорошо виден скальный участок.

Обучаемые поочередно, по две связки (4 человека), проходят два параллельных маршрута с взаимной страховкой.

Каждый обучаемый проходит по четыре—пять маршрутов с попеременной страховкой.

Основной упор делается на правильный, выбор пути и организацию надежной страховки.

Инструктор демонстрирует забивку и выбивание скальных крюков. Обращается внимание на правильность навески карабинов и закладки веревки.

Полная безопасность занятий, достигается тем, что на скалах средней трудности все маршруты обеспечиваются страховкой сверху. Приемы страховки снизу и в сторону изучаются только на легких скалах.

Особое внимание уделяется надежности самостраховки страхующего. Все пункты страховки на учебных маршрутах проверяются и оборудуются инструкторами заранее.

Подготовка места для организации спуска “по веревке сидя” проводится в присутствии участников.

Изучать прием наложения веревки и начало спуска следует на невысоком (1,5—2 м) камне или выступе, без чего к спуску на 10—15 м. не допускать.

Веревку для спуска закреплять не ниже уровня плеч. Страховка для спусков по веревке обязательно верхняя. Затем проводится разбор занятий (20 минут). При выведении оценок успеваемости учитывать:

владение техникой передвижения;

быстроту передвижения;

владение техникой страховки и самостраховки;

быстроту организации страховки и четкость работы с веревкой.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Черепов. Обучение альпинистов


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.