План-конспект XI

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ В ГОРАХ

Цель — научить начинающих альпинистов приемам страховки и самостраховки при помощи специального снаряжения во время преодоления сложных и опасных участков горного рельефа. Внушить молодым альпинистам, что меры предосторожности при передвижении в горах являются основой техники советского альпинизма.

Время — 12 часов (из них 6 часов до выезда в горы и 6 часов в лагере).

Место и метод проведения занятий — групповое занятие у скального склона с вводной беседой и демонстрацией приемов страховки и самостраховки и практической отработкой этих приемов альпинистами-новичками. До выезда в горы это занятие проводится на местности во время походов.

Литература РДВГ, ч. I, Воениздат, 1942, стр. 40—55.

Л. Гутман, С. Ходакевич и др., Техника альпинизма, М., ФИС, 1939, стр. 79—100.

И. Черепов, И. Юхин и др. Альпинизм, ФИС, 1940, стр. 180-208.

Е. Казакова, Техника страховки в горах, Профиздат, 1950.

В. Абалаков, Основы альпинизма, ФИС, 1950,

Снаряжение. На учебное отделение: веревок основных — 4 шт., крючьев скальных — 4 шт., молотков скальных — 1 шт., рукавиц брезентовых — 4 пары, карабинов — 4 шт. На каждого обучающегося — ледоруб, конец вспомогательной веревки (4 метра).

Одежда — рукавицы, куртка, брюки, высокогорные ботинки.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная часть
(40 минут)

Проводится старшим инструктором отряда на местности у скального участка. Беседа сопровождается демонстрацией видов и приемов страховки,

Отряд располагается лицом к склону в две шеренги, полукругом.

Инструктора подготавливают и демонстрируют виды и приемы страховки, иллюстрирующие беседу.

Рекомендовать записывать излагаемый материал. После вводной части и пятиминутного перерыва инструктора отделений отводят по указанию командира отряда обучаемых к учебным местам.

Основы страховки

1) Цель страховки — обеспечение безопасности учебных занятий, походов и восхождений. Отсутствие страховки или небрежное применение ее приводит к несчастным случаям. Страховка — основа альпинистской техники, обязательна во всех случаях передвижения в горах, когда возможность самозадержания при срыве является сомнительной.

2) Основное снаряжение, обеспечивающее страховку, — основная веревка, вспомогательная веревка, ледоруб, карабины, молотки и крючья скальные и ледовые.

3) Виды страховки: самостраховка, взаимная страховка (при одновременном движении связки), страховка спутника (при попеременном движении связки) и групповая страховка.

4) Понятие о рывке при срыве и способах смягчения рывка. Механические принципы страховки. Роль страхующего и значение трения веревки об опору. Направление рывка и условия страховки вниз, вверх и в сторону. Нормы выдачи веревки и необходимый запас ее. Амортизаторы трения, принцип устройства и применения.

5) Применение различных способов страховки в зависимости от характера маршрута. Пределы применимости различных способов:

страховка через плечо,

страховка сидя, через поясницу,

страховка через выступ,

страховка через крюк,

комбинированная страховка,

страховка при помощи ледоруба.

6) Показ узлов, применяемых в альпинизме для страховки.

Вязка узлов ири страховке и их применение
(В лагере—1,5 часа, до выезда в горы—3 часа)

а) Узлы для обвязки: булинь, проводник. Булинь на двойной веревке при грудной обвязке вспомогательной веревкой. Подтяжки.

Указать преимущества и недостатки отдельных узлов.

б) Узлы для связывания двух концов: прямой, ткацкий — для связывания концов равной толщины и прямой с двойным переплетом—для связывания концов разной толщины.

в) Вспомогательные узлы — схватывающий, стремя и удавка.

г) Заделывание концов основной и вспомогательной веревки. Свертывание веревки. Укорачивание веревки между альпинистами в связке при помощи узла проводника и карабина. д) Страховочные пояса.

Практические занятия

Проводятся инструкторами отделений под руководством командиров отрядов.

Вязка узлов. Обучаемые располагаются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3—5 м, каждый имеет конец вспомогательной веревки.

Инструктор, находясь посредине, показывает вязку узлов первой подгруппы (узлы для обвязки), объясняя назначение узла, его свойства и ошибки, могущие возникнуть при завязывании. Затем обучаемые практикуются в завязывании узлов.

В такой же последовательности отрабатываются подгруппы а, б и в.

Узлы вяжутся простейшими, легко запоминаемыми способами. Булинь разучивается способом просовывания короткого конца через петлю и последующей затяжкой длинным концом.

Схватывающий узел вяжется петлей и одним концом. Обучение проводится на натянутой веревке; обучаемый осматривает узел, знакомится с его свойством.

Занятие по вязке узлов проводится в виде повторения и проверки усвоенного, поскольку этот вопрос изучается до выезда в горы.

В заключение инструктор распределяет обучаемых по тройкам и дает задание на лучшее и быстрейшее выполнение связок. На связках разучивается укорачивание веревки между альпинистами.

Способы страховки
(В лагере — 3,5 часа, до выезда в горы — 2 часа)

а) Самостраховка при помощи ледоруба. Ледоруб как дополнительная точка опоры, положение ледоруба при подъеме, спуске и траверсировании крутых травянистых, снежных и ледяных склонов.

б) Страховка через плечо, самостраховка страхующего. Требования к месту страховки — наличие удобной площадки. Определение направления рывка. Условия устойчивости страхующего: выставление ноги в сторону возможного рывка и отклонение корпуса в, противоположную сторону.

Положение рук с веревкой. Веревка, идущая от страхуемого, проходит вдоль выставленной ноги, вокруг руки, подмышку, по спине, через плечо и захватывается кистью другой руки, согнутой в локте.

От страхующего требуется внимательность, готовность к принятию рывка.

Выдача и выбирание веревки. Страховка через плечо характеризуется быстротой и чувствительностью к нагрузке но требует наличия удобной площадки и допускает сравнительно малую нагрузку (до 200 кг).

Указания

Изучение способов страховки. Проводить на травянистых склонах с площадками для расположения страхующих. При этом необходимо предусмотреть, чтобы на площадках имелись камни или деревья, которые можно использовать для самостраховки или для дополнительного трения веревки.

Инструктор отделения контрольными вопросами устанавливает, насколько обучаемые усвоили механику рывка и его амортизацию. Отделение выстраивается на ровной площадке, так же как при изучении узлов. Изучение страховки через плечо производится шеренгами поочередно: одна в роли “страхующих”, другая — “страхуемых”. После того как обучаемые ознакомятся с положением веревки на корпусе и работой рук, можно перейти на склон с выступающими камнями, где следует обратить особое внимание на правильное положение страховки через плечо.

в) Страховка через поясницу. Требуется наличие большой площадки и удобных опор для ног. Исходное положение: сидя, ноги упираются в надежные выступы, веревка проходит вокруг поясницы, концы веревки, обучаемый держит перед собой в согнутых руках.

Указания

Разучивание страховки сидя, через поясницу, производится на травянистом склоне с выступающими камнями, которые нужно использовать для упора в них ногами. Двойки (вверху “страхующие”, внизу “страхуемые”) располагаются на склоне на одном уровне и не дальше 5 м друг от друга.

г) Страховка через выступ. Выбор и подготовка выступа, наложение веревки и протравливание ее, положение корпуса и рук. Простота и быстрота организации страховки через выступ, надежность и допустимость большой нагрузки.

Указания

Страховку через выступ следует разучивать на склоне с небольшими скальными обнажениями, на которых обучаемые отыскивают выступ, обрабатывают его и организуют страховку. Инструктор проверяет каждый выступ, выбранный обучаемым для страховки, после чего проверяется техника страховки путем натягивания веревки “страхуемым” снизу.

д) Страховка через крюк — забивка крюка, соединение при помощи карабина веревки с крюком, техника страховки.

е) Комбинированная страховка — увеличение надежности страховки путем сочетания страховки через выступ и через плечо снизу, или через выступ и через поясницу, через крюк и через плечо снизу и применение самостраховки — петлей из основной веревки или отдельно из вспомогательной, соединив ее с выступом либо с крюком.

Указания

Здесь же отрабатывается комбинированная страховка через выступ и через плечо (снизу).

Инструктор обращает внимание обучаемых на правильное расположение петли самостраховки выше “страхующего” в противоположной стороне от направления возможного рывка.

ж) Страховка при помощи ледоруба. Применение на плотном и мягком снегу. Необходимость уплотнения площадки.

Недостаточная надежность. Положение страхующего.

Указания

Страховка при помощи ледоруба отрабатывается во время занятий на снегу.

з) Приспособления и приемы массовой страховки. Перила горизонтальные, наклонные, вертикальные и движение вдоль них со схватывающим узлом или с карабином. Верхняя страховка с перестегиванием.

Выбор места для страховки различными способами с организацией самостраховки

Надежная самостраховка страхующего определяет степень безопасности работы.

Самостраховка не должна стеснять альпинистов и мешать выполнению их работы.

Указания по проведению занятий

Инструктор распределяет обучаемых попарно для тренировки и отработки того или иного приема страховки. Страхующие выбирают место для страховки на небольших скальных обнажениях и организуют самостраховку. Страхуемые по команде страхующего — “страховка готова” — производят небольшие рывки снизу.

Не допускать чрезмерных (коллективных) рывков и посторонних разговоров. Инструктор должен видеть всех обучаемых. Нужно обращать особое внимание на правильное положение страхующего относительно направления рывка, проверять надежность самостраховки.

В оставшиеся 20 минут инструктора проводят по отделениям тщательный разбор занятия, отмечая ошибки каждого обучаемого.

Следует требовать повторения приемов до полного их усвоения и устранения ошибок.

Повторение всех. способов страховки в обязательном порядке проводится на последующих занятиях по темам: “Передвижение по скалам”, “Передвижение по льду” и “Передвижение по снегу”. В походе и на восхождении эти способы применяются как меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения в горах. На всех последующих занятиях нужно обращать особое внимание на правильность выполнения приемов страховки, как на элемент, усвоение которого определяет дальнейший рост альпиниста.

При проведении занятий до выезда в горы следует обратить особое внимание на работу с веревкой при рывке, на протравливание веревки, на обучение приемам вязки узлов, на правильность положения страхующего при страховке через плечо и через поясницу.

План-конспект XII

ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

Цель — ознакомить обучаемых с особенностями горных рек, обучить их технике простейших переправ.

Время—4 часа (1 час—беседа, 3 часа—практика и демонстрация).

Место и метод проведения занятий — на берег горной реки. Беседа сопровождается показом. Практически участниками отрабатываются только некоторые приемы.

Литература

Руководство для действий войск в горах, ч. 1, Воениздат, 1942.

Руководство по форсированию рек, Воениздат, 1941.

И. Черепов, И. Юхин и др. Альпинизм, ФИС, 1940, стр. 171.

В. Абалаков, Основы альпинизма, ФИС, 1950, стр. 67—69.

П. Рототаев, И. Юхин, Альпинизм, ФИС, 1947, стр. 59—61.

Снаряжение (на учебное отделение): основных веревок — 2 конца, вспомогательных веревок по 4 м — 8 шт., карабинов — 8, ледорубов — 8, шестов — 2, топоров — 1.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная часть
(40 минут)

Указания по проведению занятий

Беседа проводится на берегу реки, желательно у впадения притока, на открытом месте с видом на начало ледниковой реки, в пределах видимости различных форм речного русла.

Учебное подразделение располагается сидя лицом к реке на береговом откосе или прибрежной возвышенной площадке.

Место для беседы необходимо выбирать там, где река не слишком шумна, вблизи участков, пригодных к использованию для последующих практических занятий.

Изложение должно быть ясным и сжатым, без излишних технических подробностей. То, о чем не будет упомянуто в беседе, можно продемонстрировать на практических занятиях.

При объяснении способов переправы, изучение которых на практике или путем показа невозможно, необходимо иллюстрировать материал наглядными пособиями (фото, рисунки, макеты).

До беседы, проводимой одним из инструкторов, другие инструктора должны подготовить места для переправы и для демонстрации сложных способов.

Особенности горных рек

Истоки и область питания горных рек. Таяние ледников, как основной источник питания, обусловливающий ряд особенностей горных рек.

Верхнее течение горной реки характеризуется небольшой мощностью водного потока, здесь возможны переправы вброд и по камням.

Среднее течение горной реки характеризуется увеличением мощности водного потока и большей трудностью и опасностью переправ.

В нижнем течении горных рек возможны переправы только по воде.

Отличие горных рек от рек равнинных:

а) большая скорость течения (до 6 м/сек);

б) низкая температура воды (0—3°);

в) резкие сезонные, суточные и ливневые (метеорологические) колебания уровней расхода воды;

г) каменистое дно и крутые берега. Горные реки как серьезное техническое препятствие на пути альпиниста. Примеры и анализ несчастных случаев на горных реках.

Опасность ушибов и травм от ударов о скальные выступы и камни, а также затруднительность борьбы с потоком из-за скорости течения и низкой температуры воды, крутизны берегов, возможность потери ориентировки для оказавшегося в реке человека.

Выбор места, времени и способа переправы

Качество места переправы, определяемое шириной и глубиной реки, характером дна и крутизной берегов, скоростью течения и режимом реки, зависящим от времени суток, года, метеорологических и других условий, наличием или отсутствием мест для организации страховки и т. д. При переправе вброд место переправы нужно искать там, где река разделяется на отдельные рукава или разливается по широкой пойме. Раннее утро — наилучшее время суток для пере правы, отвечающее условиям наибольшей безопасности.

Способы переправы через горные реки: вброд, над водой и по воде, определяемые характером реки, условиями местности, техническим оснащением, подготовленностью и состоянием группы.

Способы переправы через горные реви

Переправа вброд

Выбор, места для брода. Глубина и скорость течения, наличие или отсутствие увлекаемых водой камней, характер дна реки, береговых подходов, мест для страховки и наблюдения.

Необходимая одежда и обувь при переправе вброд в зависимости от характера дна, температуры воды и воздуха.

Переправа вброд первого альпиниста.

Использование шеста. Страховка первого альпиниста с высокого берега во избежание срыва переправляющегося попавшей в реку веревкой.

Переправа вброд двойки, тройки, колонны альпинистов:

а) шеренгой — лицом к движению, обнявшись за плечи;

б) колонной — боком к движению, лицом вверх по течению, положив руки на плечи идущего впереди;

в) кругом, по 4—6 человек в группе (круг как бы перекатывается в горизонтальной плоскости).

Организация перил. Порядок и техника движения вброд колонны альпинистов вдоль перил (ниже их по течению), придерживаясь рукой, и со страховкой при помощи карабина или петли из вспомогательной веревки (схватывающий узел применять нельзя). Использование животных для переправы вброд:

а) верблюд верховой и вьючный;

б) лошадь верховая и вьючная;

в) мул, ишак.

Целесообразность использования различных животных для переправы.

Переправа над водой

Естественные переправы над водой.

Осмотр, опробование переправы. Организация страховки и наблюдения:

а) перепрыгивание через неширокий поток с разбега — без шеста, с шестом и со страховкой;

б) перескакивание по камням через мелкий поток;

в) переправа по сваленному дереву;

г) переправа по снежному (лавинному) мосту.

Искусственные (технические) переправы над водой.

Выбор места для искусственной переправы: ширина реки, наличие места для организации точек опоры и страховки.

Обеспечение прочности и надежности устройства. Наблюдение за переправой во время ее использования:

а) мостик простой деревянный;

б) бревно (слега, шесты);

в) подвесной веревочный мост в виде двух перил с подвеской слеги на вспомогательных веревках между перилами;

г) канатная подвесная дорога на карабине (на блок-тормозе) с люлькой из вспомогательной веревки, без люльки, горизонтальная, для передвижения силой рук и наклонная для скольжения “самоходом”.

Переправа по воде

Возможность переправы по воде через горные реки при ровном рельефе дна и скорости течения воды до 3—4 м в секунду.

Выбор места для переправы.

Определение скорости течения воды для расчета сноса и места причаливания:

а) переправа на лодках (обыкновенных, надувных и др.);

б) на деревянных плотах;

в) на бурдюках, на плотиках из бурдюков (салах);

г) на трудно затопляемых предметах и подручных средствах (фашины, мешки брезентовые, набитые соломой, камеры автомашин, и т. д.);

д) вплавь (способ, применяемый только в крайнем случае — в связи с большой опасностью ударов о камни и низкой температурой воды).

Особые способы использования средств переправы по воде: сплав на садах, плотах, надувных лодках и т. д. людей и грузов вниз по не слишком бурным и хорошо изученным горным рекам, как один из способов передвижения в горах.

Указания по проведению занятий

Практическая часть
(3 часа)

Занятие проводится на горной реке, в таких ее местах, где возможно изучение или демонстрация основных способов переправы.

Переправа вброд первого альпиниста и организация перил. Демонстрируется при тщательной страховке на участке реки, представляющем известную трудность для переправы. Переправляется один альпинист, изображающий первого в колонне, который натягивает и закрепляет веревку для массовой переправы. По натянутой веревке (перилам) переправляется 4—5 инструкторов и участников со страховкой при помощи карабина и петли. По окончании движения “колонны” веревка используется для переправы последнего альпиниста.

Переправа группы вброд демонстрируется 4—6 инструкторами или участниками на безопасном участке реки.

Естественная переправа над водой по камням, по сваленному дереву проводится всеми обучаемыми с подробным предварительным объяснением и показом приемов инструктором отделения, который осуществляет также наблюдение за обучаемыми.

Во всех случаях (особенно при переходе по бревну) организуется страховка с помощью перил или шестов.

Показ подвесной канатной дороги. Веревка может быть натянута заранее. Еще лучше, если можно показать натягивание веревки блочным способом. Прочность переправы демонстрируется подвеской (на руках) 4—5 человек. 4—6 человек переправляются поочередно вниз, скользя в люльке на карабине или на блок-тормозе. Двое переправляются в обратном направлении. Один из них сидит в люльке, перебирая руками по натянутой веревке, другой вытягивается при помощи вспомогательной веревки альпинистами, находящимися у начала переправы.

Для обеспечения безаварийности и избежания несчастных случаев при проведении практических занятий должны быть учтены следующие основные моменты:

1) Выбор места, обеспечивающего максимальную безопасность, надежность страховочных устройств, а также возможность наблюдения и подачи помощи в случае необходимости. Обеспечение страховкой переправляющихся, особенно первого и последнего. Организация постов перехвата ниже по течению от места массовой переправы.

2) Тщательный осмотр естественных средств переправы и их опробование для определения надежности (мост снежный, деревянный, поваленное дерево и т. д.).

3) Заблаговременная и полная подготовка технических средств переправы. Недопущение затяжки сроков переправы в связи с опасностью подъема уровня реки.

Разбор занятий (20 минут). Проводится по учебным отделениям с оценкой действий каждого участника, выявлением ошибок и указаниями на необходимость внимательной отработки данной темы.

План-конспект XIII

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ТРАВЯНИСТЫМ СКЛОНАМ И ОСЫПЯМ

Цель — сообщить обучаемым основные сведения о разновидностях травянистых склонов и осыпей и обучить ходьбе в горах.

Время — 3 часа в лагере и 6 часов до выезда в горы.

Место и метод проведения занятий — занятия в горах проводятся на травянистых склонах и осыпях, различных по крутизне и характеру. После вводной беседы старшего инструктора—командира отряда— обучаемые отрабатывают приемы передвижения практически, под руководством инструкторов в составе отделений, а затем — в общей колонне.

До выезда в горы тема отрабатывается во время туристских походов по холмистой местности под руководством альпинистов, выделенных секцией.

Литература

Руководство для действий войск в горах, ч. 1, Воениздат, 1942.

В. Абалаков. Основы, альпинизма, ФИС, 1950.

И. Черепов, И. Юхин и др. Альпинизм, ФИС, 1940, стр. 160—179.

Снаряжение — ледорубы по количеству обучаемых (до выезда в горы можно заменять палками).

Одежда — куртка или рубашка, брюки, высокогорные ботинки (до выезда в горы ботинки могут быть обычные).

Учебные вопросы и их содержание

Вводная беседа
(40 минут)

Указания по проведению занятий

Занятие проходит у подножия травянистого склона, вблизи осыпей. Беседу проводит старший инструктор — командир отряда. Отряд размещается полукругом, лицом к склону, инструктор в центре, между подразделением и склоном.

Необходимо дать представление об особенностях ходьбы в горах, разновидностях травянистых склонов и осыпей, основных правилах и режиме движения.

Особенности ходьбы в горах

Темп, техника и порядок движения в зависимости от рельефа местности, различного характера поверхности горных склонов, высоты над уровнем моря, веса рюкзака и опасностей, возникающих в горах.

Умение ходить по горным склонам — основа техники альпинизма.

Экономное расходование сил благодаря:

а) правильному выбору места для постановки ног при ходьбе;

б) уменьшению вертикальных перемещений центра тяжести (сгибать ноги на буграх, выпрямлять во впадинах);

в) исключению рывков и прыжков;

г) сокращению шага с увеличением крутизны;

д) приспособлению темпа ходьбы и сохранению равномерной нагрузки организма при передвижении по разнообразному рельефу. Тренировка в ходьбе по гордому рельефу. Режим марша, отдыха и питья.

Указания

Следует подчеркнуть большое значение ходьбы при горовосхождении, причины, обусловливающие особенности ходьбы в горах.

Разновидности травянистых склонов и осыпей

Травянистые склоны, свободные от камней или покрытые ими в той или иной степени, мокрые, покрытые снегом или обледенелые, перемежающиеся скальными участками.

Осыпи и морены, образуемые из мелких, средних и крупных обломков горных пород.

Морены боковые, срединные, береговые, конечные.

Трудности преодоления осыпей, лежащих на травянистых, скальных, ледовых или снежных склонах различной крутизны.

Старые (слежавшиеся) осыпи и морены. Подвижность осыпей после дождя или усиленного таяния снега.

Опасности, возникающие при движении по травянистым склонам и осыпям, и их предупреждение (камнепады, вызванные неосторожной ходьбой, и др.).

Выбор пути и времени для прохождения травянистых склонов и осыпей.

Указания

Характеристика разновидностей травянистых склонов и осыпей сопровождается показом склонов, видимых с места занятий. С остальными видами травянистых склонов обучаемые знакомятся во время других практических занятий и походов. О моренах даются общие сведения. Более полное представление о них обучаемые получают при выходе на ледник.

Особое внимание надо уделить опасностям, возникающим на травянистых склонах и осыпях, и мерам их предотвращения.

Основные правила ходьбы в горах

Положение корпуса, шаг, постановка ступни, положение рук, чередование напряжения и расслабления мышц, положение ледоруба, правильное ношение рюкзака, выравнивание движения центра тяжести при ходьбе по неровной поверхности, использование неровностей поверхности склона для удобной постановки ступни, осторожность в отношении свободно лежащих камней (не сбрасывать камни!), темп движения в зависимости от характера пути и высоты над уровнем моря, организация правильного и своевременного отдыха.

Указания

При пояснении основных правил ходьбы в горах один из инструкторов иллюстрирует беседу показом приемов.

Режим движения

О режиме движения даются сведения, относящиеся только к движению на подходах.

Расчет времени на движение и отдых применительно к особенностям того или иного маршрута.

Примерно: подъем в 4 часа, с 4 до 5 часов — свертывание бивуака и легкий завтрак, с 5 до 9 часов — движение, с 9 до 10 — отдых и завтрак, с 10 до 15 часов — движение, с 15 до 18 часов — устройство бивуака, приготовление пищи и обед, в 18—20 часов — отбой.

При необходимости прохождения опасных участков пути до восхода солнца или для совершения основного перехода до наступления дневной жары подъем производится на 2—3 часа раньше, соответственно изменяется распорядок дня.

Режим движения изменяется в зависимости от крутизны и характера склонов, высоты над уровнем моря и тренированности альпинистов.

Питьевой резким — отрицательное влияние на организм чрезмерного количества выпитой во время движения воды и порядок питья в походе.

Практические занятия
(2 часа)

Подъем по травянистым склонам

Подъем по травянистому склону прямо вверх с постановкой ступней “елочкой” и уменьшением шага, по мере того как склон становится круче. Ледоруб в правой руке, использование его в виде дополнительной точки опоры.

Подъем по крутому травянистому склону “зигзагом”, с разворотом ступни “внешней” ноги вниз по склону. Ледоруб — на изготовке, штычком к склону (самостраховка). После поворота начинать движение в другом направлении только после того, как весь состав отделения подтянется вплотную.

Не сбрасывать камни. Предупреждать идущих ниже о скатывающихся камнях (“Камень!”). Задерживать камни.

Подъем по очень крутому склону боком к направлению движения, приставным шагом, с использованием ледоруба как дополнительной (второй) точки опоры.

Пересечение очень крутого склона: ледоруб используется в качестве дополнительной точки опоры, штычком в сторону склона, ступня “нижней” ноги развернута носком вниз.

Самозадерживание ледорубом при падении на крутых травянистых склонах — штычком, клювом.

Указания

По окончании вводной беседы учебные отделения расходятся вдоль склона и параллельными маршрутами поднимаются вверх по склону, отрабатывая практически приемы ходьбы.

Отделение поднимается в одной шеренге с интервалом 1,5—2 м. Инструктор следует позади на расстоянии 5—6 м и дает указания. Перед более крутым участком склона инструктор напоминает обучаемым о приемах и порядке движения “зигзагом”, после чего отделение продолжает подъем в колонне по одному “зигзагом”. Инструктор идет сбоку, на расстоянии 5—б м.

Перед очень крутым, коротким участком склона инструктор показывает подъем боком к направлению движения и способы самозадерживания ледорубом при падении. На первых 3 м крутого участка обучаемые повторяют четыре—пять раз приемы самозадерживания ледорубом в одной шеренге с интервалом в 2 м, затем преодолевают крутой участок склона боком к движению. Инструктор идет позади на расстоянии 5—6 м и делает замечания и указания. Верхнюю часть крутого участка обучаемые пересекают в колонне по одному, на расстояние 40—50 н.

Подъем но осыпям

Подъем по мелким осыпям — осторожная постановка ноги и перенос на нее веса тела. Подъем прямо “в лоб” или “зигзагом”, постановка ступней параллельно друг другу.

Ледоруб в положении изготовки (самостраховка), а на крутых осыпях как дополнительная точка опоры.

На затвердевших мелких осыпях — выбивать ступени ребром ботинка.

Пересечение мелкой осыпи лицом к движению. Подъем по средним осыпям — выбор и опробование места для постановки ноги, ледоруб — на изготовке, штычком к склону, расстояние между идущими не более 1 м, подъем прямо “в лоб”, “зигзагом” при обязательном подтягивании на поворотах всей группы вплотную к ведущему.

Подъем по крупным осыпям и моренам — выбор пути по крупным камням, медленный перенос веса тела и плавный выжим на поставленную выше ногу.

Указания

Продолжая дальнейший подъем, отделение переходит на осыпи.

Инструктор объясняет и показывает приемы ходьбы по мелким осыпям.

Обучаемые повторяют показанные приемы, поднимаясь в одной шеренге с интервалом 1,5—2 м, и затем в сомкнутой колонне по одному, прямо вверх и “зигзагом”. На отдельных участках обучаемые пересекают осыпь, затем продолжают движение вверх.

Инструктор следует позади шеренги или сбоку колонны на расстоянии 5—6 м. и дает указания обучаемым, обращая внимание на правильность постановки ступни, на применение ледоруба для самостраховки, на соблюдение короткой дистанции и порядка движения.

На крупных осыпях инструктор показывает технику передвижения, затем обучаемые преодолевают участок крупной осыпи, поднимаясь вверх и траверсируя его.

По прохождении всех видов осыпей учебные отделения сходятся у подножия скал, в месте, указанном командиром отряда, и после отдыха приступают к занятиям на скалах (2-е занятие) согласно программе.

Спуск по осыпям

Спуск по мелкой осыпи прямо вниз, с упором на каблук, используя сползание осыпи для ускорения движения, ледоруб в положении изготовки (самостраховка).

По средней осыпи спуск прямо вниз и “зигзагом”, дистанция между идущими не более 1 м. на поворотах вся группа вплотную подтягивается к ведущему. Уделяется внимание выбору места для постановки ноги. На крутых осыпях — ледоруб на изготовке, на пологих — в правой руке, штычком вперед (положение на походе).

На крупной осыпи постановка ноги на прочно лежащие камни. Спуск прямо вниз или наискось по склону. Ледоруб в правой руке или штычком к склону.

Спуск по травянистым склонам

Спуск прямо вниз, ступни ставить параллельно, ледоруб на изготовке.

Спуск “зигзагом”, ступни ставить как при подъеме, ледоруб — на изготовке, штычком в сторону склона. Перед изменением направления движения группу подтягивать к ведущему.

Указания по проведению занятий

По окончании занятий на скалах отделения расходятся вправо и влево по склону и параллельными маршрутами спускаются вниз, проходя различные по характеру осыпи и травянистые склоны.

Отделения спускаются в колонне по одному. По мелкой осыпи — прямо вниз, по средней и крупной — прямо вниз и “зигзагом”.

По травянистым склонам — прямо вниз, “зигзагом” или наискось по склону.

Инструктор идет сбоку или позади отделения и дает указания обучаемым.

По прохождении крутого участка склона инструктор показывает спуск лицом к направлению движения. Обучаемые повторяют его два—три раза, на расстоянии 20—30 м, в одной шеренге с интервалом в 1,5—2 м.

На том же участке склона обучаемые проделывают один—два; раза спуск “зигзагом”, в колонне по одному.

В обоих случаях инструктор стоит ниже по склону и поправляет действия обучаемых.

Разбор занятий (20 минут).

У подножия склона инструктора отделений проводят разбор занятия, объявляют оценку успеваемости, отмечают недостатки и положительные моменты в освоении обучаемыми приемов ходьбы по травянистым склонам и осыпям.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Черепов. Обучение альпинистов


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.