СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТА

План-конспект VIII

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТА

Цель — ознакомить молодых альпинистов с задачами физической подготовки, средствами всестороннего физического развития и планом спортивной тренировки альпиниста.

Время — 2 часа.

Место и метод проведения занятий — беседа проводится в период подготовки начинающих альпинистов до выезда в горы. Материал следует изучить на одном из вечерних теоретических занятий.

Литература

Всесоюзный физкультурный комплекс “Готов к труду и обороне СССР”, ФИС, 1950.

Единая Всесоюзная спортивная классификация, ФИС, 1949.

И. Юхин, Физподготовка альпиниста, ФИС, 1938.

И. Черепов, И. Юхин и др., Альпинизм, ФИС, 1940.

П. Рототаев, И. Юхин, Альпинизм, ФИС, 1947.

И. Черепов, Горно-лыжный спорт, ФИС, 1940.

Наглядные пособия — таблица: графики по планированию сдачи норм ГТО и построению годовой тренировки альпиниста.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная часть
(15 минут)

Физическая тренировка является неотъемлемой частью альпинистской подготовки, она способствует быстрейшему овладению альпинистской техникой и гарантирует успех в походах и восхождениях.

Физическая тренировка должна проводиться на основе I и II ступеней комплекса ГТО как до выезда в горы, так и в горах. Она должна осуществляться не только при помощи специальных упражнений, но и во время практических занятий по альпинистской технике, во время походов через перевалы и во время тренировочных восхождений на несложные вершины.

Физическая тренировка строится с учетом требований, предъявляемых к альпинисту горной обстановкой и характером работы альпиниста.

Требования к альпинисту в зависимости от Обстановки и специфики работы на маршруте
(30 минут)

Суровая природа гор создает для альпинистов тяжелые условия. На больших высотах воздух в горах разрежен, содержит в себе недостаточно кислорода. На ледниках и фирновых полях особенно сильно сказывается действие ультрафиолетовых лучей, наблюдается резкое колебание температуры воздуха. Температура ночью иногда доходит до 20° ниже нуля, днем же при ярком солнце до 30° выше нуля. Характерны неожиданные изменения погоды в течение дня, связанные с появлением пронизывающих ветров, гроз, метелей, бурь и т. д.

Основной вид работы альпинистам горах — ходьба с рюкзаком весом от 16 до 25 кг, с использованием. разнообразной, часто неудобной и нередко малоустойчивой площади опоры (различной крутизны склоны, камни, осыпи, скалы, лед, фирн, снег). Помимо этого альпинисту приходится лазать по скалам и практически применять альпинистскую технику передвижения и меры предосторожности (страховку и самостраховку).

При штурме вершины упорная, напряженная работа для достижения поставленной цели нередко продолжается по 8—12 часов в день на протяжении 3 и более суток.

Альпинист, отправляющийся в горы с целью восхождения, должен быть совершенно здоров и тренирован. Мышцы альпиниста должны быть хорошо развиты, связки — крепкими и эластичными, от всех суставов требуется большая амплитуда движений. Горовосходитель должен обладать смелостью и решительностью, быть дисциплинированным и выносливым.

Только в том случае, если альпинисты обладают этими основными качествами, после нескольких тренировочных занятий, походов можно успешно совершать восхождения на вершины разной трудности, выполнять сложнейшие задачи в горах без ущерба для организма.

Всесоюзный физкультурный комплекс „Готов к труду и обороне СССР"
(15 минут)

Комплекс “Готов к труду и обороне СССР” является основой системы физической культуры в СССР. Комплекс ГТО стал основой массового всестороннего физического воспитания трудящихся.

В комплексе ГТО нормы и требования делятся на обязательные для всех сдающих и на нормы по выбору.

Обязательных норм в I и II ступенях комплекса ГТО для мужчин и женщин по пяти.

Норм по выбору, которые сдаются по одной из каждой группы, для мужчин — четыре, для женщин — три.

Наличие норм, выбираемых по желанию, дает возможность без отрыва от занятия любимым видом спорта быстрее подготовиться и сдать нормы комплекса ГТО.

Начинающий альпинист, отправляясь на учебу в альпинистский лагерь, должен обязательно сдать нормы I ступени комплекса ГТО.

В период подготовки к горным походам и восхождениям альпинисту необходимо готовиться и сдавать нормы II ступени, так как упражнения, входящие во II ступень комплекса ГТО, почти все входят в общую и специальную тренировку альпиниста.

Начинающему альпинисту при сдаче норм I ступени комплекса ГТО засчитывают норму в III группе за прохождение перевального маршрута 1-й категории трудности или за восхождение на вершину I-A категории трудности.

Альпинисту, сдавшему нормы II ступени комплекса ГТО, засчитывают по III группе на оценку “сдано” восхождение на вершину 1-Б категории, трудности, на оценку “отлично” — восхождение на вершину 2-й категории трудности.

Подготовка и сдача норм I и II ступени комплекса ГТО проводятся по периодам подготовки альпиниста, с учетом времени года.

Для планирования подготовки и сдачи норм ГТО составляются графики, показывающие время начала подготовки и сдачи обязательных норм комплекса ГТО I и II ступени.

Тренировка альпиниста
(45 минут)

Тренировкой называется процесс совершенствования организма человека, развития морально-волевых и физических качеств, овладевание техникой избранного вида спорта путем планомерных и систематических занятий физическими упражнениями.

Благодаря правильно проводимой тренировке укрепляется центральная нервная система, развиваются и укрепляются мышцы, связки и суставы, улучшаются и совершенствуются функции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Правильный подбор средств тренировки способствует также координации движений, развитию силы, ловкости и выносливости.

Чтобы восхождения на вершины проходили успешно, нужно тренироваться регулярно в течение всего года. Для подготовки к восхождению на трудные и очень трудные вершины необходимо иметь минимально трех—четырехлетний альпинистский стаж.

В большинстве горных районов благоприятными месяцами для восхождения на вершины являются июль, август. Конец августа — это конец летнего альпинистского сезона. В связи с этим годовая тренировка альпиниста планируется примерно следующим образом.

Год делится на три тренировочных периода:

1) переходный—сентябрь, октябрь;

2) подготовительный — ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель;

3) основной: специальная тренировка — май, июнь, пребывание в горах — июль, август (в течение 20—30 дней).

После возвращения с гор домой (переходный период) нужно ежедневно проделывать в течение 10—15 минут физические упражнения гигиенического характера. Играть два—три раза в неделю непродолжительное время в волейбол и баскетбол, один—два раза в неделю совершать прогулки пешком.

Подготовительная тренировка продолжается в течение шести месяцев

(Осеннее время — один месяц, зимнее — три месяца и весеннее — два месяца)

Задача подготовительной тренировки — при помощи соответствующих видов спорта и утренних физических упражнений гигиенического характера всесторонне развить и укрепить организм.

Средства — во время всей подготовительной тренировки ежедневные утренние физические упражнения гигиенического характера (10—15 минут).

В осеннее время (ноябрь) — гимнастика на снарядах и другие упражнения для развития силы и ловкости два раза в неделю по 1,5—2 часа.

В зимнее время (декабрь, январь, февраль)—лыжные и горно-лыжные занятия, два—три раза в неделю по 2—5 часов.

В весеннее время (март, апрель) — гимнастика на снарядах и упражнения для развития силы и ловкости два раза в неделю по 1,5—2 часа.

В последние две недели осеннего и весеннего периода один раз в неделю заниматься кроссами, состоящими из смешанного передвижения (пешком и бег в спокойном темпе на дистанции от 5 до 15 км), для развития выносливости.

Начинающим альпинистам в период подготовительной тренировки необходимо одновременно сдавать нормы I ступени комплекса ГТО. Альпинистам, имеющим значок ГТО I ступени, необходимо сдавать нормы ГТО II ступени комплекса ГТО.

Специальная тренировка

продолжается в течение первых двух месяцев основного периода (май, июнь)

Задача специальной тренировки — развить морально-волевые и физические качества, необходимые для альпиниста, ознакомить с элементами альпинистской техники или повторить их, хорошо подготовить организм к восхождению на горы.

Во время тренировки обязателен врачебный контроль у врача-специалиста по физкультуре и самоконтроль. Без систематического врачебного контроля немыслима правильная постановка тренировки.

В этот период один раз в неделю (по воскресеньям) следует проводить занятия по технике страховки и скалолазанию, после чего можно уже совершать 15—20-километровые пешие походы с рюкзаком весом 8—10 кг. Кроме того, два раза в неделю надо проводить двухчасовые занятия по гимнастике, уделяя особое внимание упражнениям в лазаний, а также упражнениям для развития мышц плечевого пояса и силы рук.

Занятия должны проводиться коллективно под руководством специалиста, хорошо знающего физическую подготовку, умеющего правильно организовать занятия и подобрать необходимые упражнения.

После упражнения в одном из указанных видов спорта обязательна ходьба в чередовании с бегом в течение 10—30 минут. В заключение — медленная ходьба — 5—7 минут, затем теплый душ.

Пребывание в горах в течение июля, августа (20—30 дней)
(15 минут)

Задача общефизической и специальной подготовки альпиниста в горной обстановке заключается в том, чтобы полученную в городе подготовку закрепить при помощи особых физических упражнений в горах в сочетании с изучением и применением альпинистской техники во время учебы, походов, восхождений и отдыха.

Рассматривая физическую тренировку, как часть альпинистской подготовки, необходимо проводить ее систематически в течение всего года и тесно увязать с комплексом ГТО и учебной работой по альпинизму. Серьезный подход к постановке физической подготовки обеспечит успех и безаварийность в учебной и спортивной работе альпиниста.

Указания по проведению занятий.

Для проведения занятий желательно привлечь специалиста по физической культуре и альпинизму.

В период подготовки альпинистов до выезда в горы в каждой вновь организованной группе должна быть проведена перед началом занятий беседа о задачах физической подготовки альпиниста.

Беседы рекомендуется проводить в помещении, чтобы слушателям удобнее было вести конспекты.

При проведении последующих практических занятий по физической подготовке участников инструктору следует ссылаться на материал данной беседы, а содержание и объем практических занятий выдерживать в полном соответствии с расчетом часов программы по альпинизму для спортивных секций коллективов физкультуры.

План-конспект IX

ОПАСНОСТИ В ГОРАХ
(Лекция)

Цель — ознакомить начинающих альпинистов с особенностями гор, дать представление о процессе разрушения гор, рассказать о том, как альпинисты должны поступать при наличии опасностей, дать основные представления о выборе пути восхождений.

Время — 4 часа (2 часа — до выезда в горы и 2 часа — в лагере).

Место и метод проведения занятий — под открытым небом или в помещении. Лекция.

Литература

В. Абалаков, Основы альпинизма, ФИС, 1950.

И. Черепов, И. Юхин и др., Альпинизм, ФИС, 1940.

А. Малеинов, Лыжные походы в горах, ФИС, 1948.

П. Рототаев, И. Юхин, Альпинизм, ФИС, 1947.

Учебные вопросы и их содержание

Особенности гор и характеристика связанных с ними опасностей

Вводная часть
(15 минут)

Знание гор, их жизни и опасностей, связанных с процессами выветривания горных пород и изменением поверхности рельефа, — одна из основ безаварийности в альпинизме. Разрушение горных пород идет непрерывно. Иногда оно приобретает огромные размеры и сопровождается мощными внешними эффектами (обвалы, лавины и т. д.).

Изменения поверхности рельефа имеют определенную цикличность в течение всех четырех времен года. Так, к осени прекращаются камнепады, но возрастает лавиноопасность, достигающая максимума в январе—феврале. После периода грунтовых лавин (апрель-май) возрастает опасность камнепадов во время наибольшего обнажения склонов вершин от снега (август—сентябрь). Одновременно усиливается эрозионная деятельность горных рек и ледников.

Условия передвижения в горах в разное время суток и года осложняются изменениями погоды, которые имеют определенную закономерность и цикличность.

Значение опасностей, уменье их распознать в скрытом, замаскированном виде, знание закономерности их возникновения определяют выбор наиболее безопасного и верного пути восхождения. Чтобы не рисковать своей жизнью и жизнью товарищей, альпинист должен хорошо знать горы и правильно оценивать препятствия, встречаемые на маршруте.

Умение преодолевать опасности, связанные с горовосхождением, приобретается по мере накопления опыта. Опыт приобретается на основе наблюдательности и вдумчивого изучения особенностей гор. Наличие опыта помогает принимать верные решения и способствует выработке у альпиниста уверенности в своих силах.

Степень опасности зависит не только от проявления процессов жизни гор, но в значительной мере и от поведения альпиниста в этих сложных условиях.

Чтобы принять правильное решение о выборе пути на вершину, об изменениях ранее намеченного тактического плана штурма, надо уметь распознать и оценить любую опасность. Это требует их раздельного изучения. Опасности принято делить на две группы:

а) опасности, связанные с неправильными действиями и недостатками подготовки и оснащения альпинистов;

б) опасности, возникающие в зависимости от рельефа местности, состояния поверхности склонов и различных метеорологических причин.

Опасности, вызываемые недостаточной подготовкой альпиниста и его поведением
(45 минут)

Хорошая подготовка и дружные действия всех участников альпинистской группы способствуют преодолению трудностей маршрута, обеспечивают успех и безопасность даже самых сложных спортивных маршрутов. Если альпинисты плохо подготовлены к восхождениям, условия их проведения очень осложняются и могут привести к авариям с тяжелыми последствиями.

Под плохой подготовкой прежде всего нужно понимать следующее:

1) неудачно-подобранный состав группы — из лиц, имеющих различную подготовку, различные представления о средствах и методах достижения общей цели;

2) недостаточный авторитет и опыт руководителя группы;

3) недостаточная физическая или техническая подготовка участников;

4) отсутствие четкого распределения обязанностей в группе;

5) недисциплинированность отдельных альпинистов;

6) незнание маршрута и особенностей гор, встречающихся опасностей, метеорологических условий и неумение ориентироваться;

7) переоценка собственных сил и возможностей;

8) пренебрежение страховкой и невыполнение технических правил передвижения в горах;

9) недооценка трудностей и опасностей выбранного маршрута;

10) одиночное хождение;

11) ослабление внимания при спусках и на “легких” местах маршрута;

12) плохое и недостаточное снаряжение и питание;

13) недостаточная акклиматизация участников, приводящая к проявлению горной болезни.

Благополучие альпинистской группы в условиях горного похода в большой степени зависит от подготовки и поведения участников. Каждый альпинист должен хорошо знать горные условия и строго соблюдать правила передвижения в горах.

Опасности, зависящие от рельефа местности и состояния склонов

Камнепады
(20 минут)

Камнепады — одно из самых опасных и часто встречающихся в горах явлений. Особенно характерны они для летнего периода, когда наибольшая поверхность скальных склонов освобождена от снегового покрова. Причины, влекущие за собой камнепады, имеют в своей основе постоянно действующие процессы выветривания гор и закон земного тяготения.

Менее подвержены разрушению гранитные скалы. Они имеют светложелтый или светлосерый цвета. Серые и желтые известняки, черные и темнокрасные сланцы — самые ломкие породы. Они легко разрушаются и, следовательно, опасны частыми камнепадами. О породах, слагающих скальные стены, можно судить по характеру и цвету осыпей и морен у подножья. Отвесные стены, “жандармы”, высокие башни на гребнях свидетельствуют о большой устойчивости пород. Мягкие формы гребней и небольшая крутизна склонов гребня определяют их сильную разрушенность.

Местные признаки свежих камнепадов — борозды в снежных желобах и на полях кулуаров, камни на снегу. Наличие камней под снежным склоном. Свежие изломы и щебень на скалах.

Прохождение камнепадных мест. При выборе пути по разрушенным скалам придерживаться гребня, идти на сокращенной дистанции между участниками. Тщательно проверять опоры. Следить, чтобы веревка не скидывала камней. При падении камня предупреждать товарищей возгласом: “Камень!”

При пересечении камнепадных русел. Идти поочередно. Один проходит, другой наблюдает с безопасного места, не падают ли сверху камни. Проходить быстрее при надежной страховке с быстрой выдачей веревки.

В промежутках между опасными местами укрываться под выступающие скалы. При прохождении кулуаров с несколькими желобами пересекать их поочередно до места надежного укрытия. На поворотах желобов придерживаться их внутренней стороны.

Лавины
(25 минут)

Снежная лавина — это обвал или сползание снега, накопившегося на горных склонах.

С лавинами альпинист встречается в течение всего года. Наибольшая лавинная опасность зимой, весной, наименьшая — осенью. Чтобы избежать лавин, нужно знать условия их возникновения. Это поможет правильному выбору пути в лавинной местности. Альпинистам нужно также знать, как вести себя в том случае, если они окажутся на пути лавины.

Условия возникновения лавин

К внешним причинам, способствующим, возникновению лавин, следует отнести:

а) крутизну склона (склон круче 22° считается лавиноопасным);

б) профиль склона—склон выпуклый опаснее, нежели вогнутый. Склоны гладкие более опасны при той же крутизне, нежели склоны, изобилующие неровностями;

в) снег, нанесенный ветром, или слой рыхлого снега более 30 см уже лавиноопасен.

К внутренним причинам лавинообразования относятся различные изменения в структуре снега, влекущие нарушение связи между пластами или отдельными частицами вследствие:

а) изменения сцепления снежных пластов вскоре после выпадения снега;

б) перекристаллизации;

в) перенасыщения снега водой. Типы лавин определяются состоянием снега. Следует различать:

а) лавины из свежего сухого снега (порошкообразного);

б) лавины из старого сухого снега (осевшего, запластованного, “доски”);

в) лавины из свежего влажного снега;

г) лавины из старого мокрого снега (фирновые и грунтовые).

Каждая из лавин отличается линией своего отрыва, характером движения снега и формой конуса выноса. Возникновение лавины, то есть начало движения созревшего для лавины слоя снега, может произойти в результате воздействия метеорологических факторов (падение давления, повышение температуры и т. д.), а также может быть вызвано внешними причинами — звуком, сотрясением склона, вызванным падением камня или серака, карниза, прыжками людей и т. д.

Основные правила ходьбы в лавинной местности

1) не выходить на маршруты сразу после снегопадов (выходить не ранее чем через сутки в зависимости от характера снегопада);

2) избегать пересечения лавиноопасных склонов;

3) соблюдать максимальные (до 200 м) дистанции между участниками при пересечении лавинных склонов;

4) поочередно, наблюдая друг за другом, пересекать лавинные русла;

5) избегать прыжков, падений, криков на лавиноопасных склонах. При крайней необходимости пересекать такие склоны пешком, след в след, не становясь на лыжи.

Основные правила поведения при попадании в лавину

а) При срыве лавины попытаться закрепиться с помощью ледоруба.

6) При вовлечении в лавину делать плавательные движения, сопротивляться опрокидыванию головой вниз, особенно в момент остановки лавины.

Ледовые обвалы. В местах крутых спадов ледников образуются так называемые ледопады. В этих местах ледник разделяется на отдельные ледяные глыбы (сераки), грозящие обвалом. Как правило, ледопады следует обходить стороной или берегом ледника. Если же их нельзя миновать, то следует проходить при тщательном наблюдении за ними. Не ходить по ледопадам в середине дня, когда опасность обвала наибольшая. Опасность ледяных обвалов грозит также близ языков висячих ледников. Причудливые формы сераков, а также свежие обломки льда показывают опасные обвалами места.

Опасности, связанные с некоторыми особенностями высокогорного климата и метеорологических условий
(15 минут)

Движение человека на высоте осложняется климатическими явлениями, присущими высокогорью. В первую очередь к ним относится резкая смена температуры, требующая специального теплого обмундирования. Ненастная погода осложняет условия восхождения.

а) Туман. Плохая видимость может привести к потере ориентировки и подвести альпиниста под камнепад или лавину.

Меры предосторожности — держаться вместе, на леднике связываться, точно ориентироваться по компасу и карте. Соблюдая осторожность, можно попытаться выйти из полосы тумана.

б) Дождь опасен тем, что делает скользкими скалы, поднимает уровень воды рек и ручьев, увеличивает возможность камнепадов. При выпадении вблизи снеговой линии он вызывает обледенение скал.

Меры предосторожности — при дожде нужно стараться избегать находиться вблизи скал вообще, плит и кулуаров в частности. Иметь непромокаемую одежду (плащ, штормовку). При затяжном дожде — вынужденный бивуак.

в) Снегопад опасен скрытием трещин на ледниках, потерей ориентировки (заметание следов), затруднением ходьбы по скалам, повышением лавине-опасности.

Меры предосторожности — повышенная бдительность на скалах, на ледниках, прекращение маршрута и возвращение в лагерь или отдых на вынужденном бивуаке.

г) Ветер на крутых склонах я особенно острых гребнях может вызвать озноб, потерю равновесия. При снегопаде способствует возникновению снежных карнизов, увеличению лавиноопасности и потере ориентировки.

Часто ветры (особенно ветры южной и юго-западной четвертей) быстро ухудшают погоду.

Меры предосторожности — повышенная бдительность в отношении лавин и трещин, движение по гребню обязательно в связке, наблюдение за изменением погоды, штормовые костюмы.

д) Снежная буря — сочетание снегопада с сильным ветром. Особенно ощутима на открытых местах.

Меры предосторожности — выяснить, насколько затяжной будет буря, и выбрать место для вынужденного бивуака.

е) Гроза опасна в связи с возможным поражением молнией, особенно на вершинных гребнях.

Меры предосторожности — прекращение движения, немедленный спуск, с вершины или гребня, организация вынужденного бивуака. Металлическое снаряжение держать подальше от себя.

Чтобы не попасть в трудные условия, вызванные плохой погодой, нужно быть знакомым с признаками изменения погоды. Необходимо отмечать температуру воздуха, давление, наличие и характер ветра и облачности, влажность воздуха, состояние солнца, луны, заезд, а также ряд особых признаков.

Рекомендуется вести по ходу маршрута элементарные метеорологические наблюдения с занесением их в журнал.

Указания по проведению занятий

При проведении лекция под открытым небом, располагая участников, необходимо предусмотреть, чтобы ничто им не мешало и не отвлекало внимания (шум реки, солнцепек и т. п.). Если соблюдение этих условий невозможно, лекция проводится в помещении. Проведению этого занятия должны предшествовать беседа “Формы горного рельефа” и ознакомление с горным рельефом с показом (в лагере) отдельных видов рельефа на местности. Следует рассказать о жизни гор в течение всего года.

В качестве наглядных пособий можно использовать плакаты для лекции “Формы горного рельефа”. Желательно иметь доску и мел для изображения деталей рельефа, кусок картона и песок Для показа линий стока лавин и камнепадов.

Специальное снаряжение
(50 минут)

а) Основная веревка альпиниста. Назначение, прочность, материал. Длина, толщина и вес. Особенности веревок, изготовленных из сизаля, копрона или льна. Веревки крученые и плетеные. Хранение веревки и уход за ней.

б) Вспомогательная веревка альпиниста. Назначение, прочность, материал, длина, толщина и вес. Короткие четырехметровые концы и длинные — для спортивных групп.

в) Страховочный пояс из широкой тесьмы с пряжкой. Его преимущества.

г) Ледорубы. Назначение, выбор. Клюв, лопатка, штычок, древко и темляк ледоруба. Ношение ледоруба в походе и уход за ним. Разборные ледорубы.

д) Кошки. Типы: 4-, 10- и 12-зубые кошки, их форма и назначение. 10-зубые кошки Абалакова с укороченными передними зубьями. Выбор и подгонка кошек. Привязывание кошек к ботинкам. Уход за ними. Крепление кошек тесьмой с узлами или с пряжками.

е) Крючья скальные и ледовые. Типы, размеры и назначение крючьев. Крючья системы Абалакова.

ж) Карабины. Типы: грушевидный, овальный, Абалакова, Раковского. Устройство и назначение. Уход.

з) Молотки скальные и ледовые, их форма и назначение.

и) Вещевые мешки (рюкзаки) обыкновенные и станковые. Назначение. Типы и размеры. Укладка рюкзаков и их носка. Трехкамерный рюкзак типа Абалакова.

к) Очки защитные. Их назначение, форма и материал. Ношение и хранение очков во время походов.

л) Лыжи горные, окантованные. Крепления и палки к ним. Укороченные “летние” лыжи и лыжи разборные типа Абалакова. Приспособления для подъемов на лыжах: “шкурки”, колодки и оплетка. Уход за лыжами и их смазка.

Бивуачное снаряжение
(20 минут)

а) Палатки высокогорные. Назначение. Типы: полудатская, памирская, односкатная, мешок-палатка. Вес и размеры. Вместимость и особенности установки, Стойки для палатки.

б) Мешки спальные. Назначение и типы спальных мешков. Вес и размеры. Материал внешний и утепляющий. Вкладыш. Пользование мешком на бивуаках. Четырехместные разборные мешки нового типа.

в) Хозяйственный походный инвентарь. Примусы, спиртовки, кастрюли, котелки, миски, фляги для питья, бидоны для горючего, мешочки для продуктов и пр.

Обмундирование альпиниста
(25 минут)

а) Костюм альпиниста: рубашка, свитер, куртка, брюки, подшлемник и головной убор. Покрой и материал. Уход за костюмом.

б) Высокогорные ботинки. Форма, материал. Типы оковки обуви. Устройство обычных и рантовых триконей. Брезентовые ботинки и валенки для высотных восхождений. Выбор и подгонка обуви. Стельки. Уход за обувью. Мази.

в) Ботинки, и туфли для скалолазания с фильцевой, веревочной и резиновой подошвой. Применение.

г) Штормовой костюм. Куртка или рубашка с капюшоном и брюки. Плащ. Назначение. Материал. Уход за костюмом.

д) Рукавицы и варежки брезентовые и шерстяные.

е) Белье и носки альпиниста. Обычное и теплое белье. Шерстяные носки и наличие запасных.

Снаряжение альпинистской группы
(15 минут)

Понятие о личном и групповом снаряжении. Подбор комплекта личного снаряжения для данного похода. Перечисление предметов личного снаряжения с указанием потребности в нем на маршрутах различного характера, в разное время года и в различных горных районах.

Расчет комплекта необходимого группового снаряжения в зависимости от сложности и продолжительности маршрута восхождения и особенностей данного района.

Приборы для ориентировки: компас, высотомер, эклиметр и бинокль. Краска и бумага для маркировки пути. Походная аптечка.

Указания по проведению занятий

До выезда в горы на двухчасовом занятии по теме необходимо изучить первый учебный вопрос — “Требования к снаряжению альпинистов” — и ознакомить участников со всеми видами альпинистского снаряжения по имеющимся образцам и учебным плакатам.

Особенное внимание уделяется указаниям о подготовке участниками их личного снаряжения и подбору необходимого комплекта одежды, удовлетворяющего условиям двадцатидневного пребывания в горах и альпинистских занятий.

Проведение этого занятия следует поручить опытным и хорошо подготовленным альпинистам из состава, секции.

В лагере занятия проводит старший инструктор — командир отряда или инструктор, назначенный учебной частью лагеря.

После вводной части инструктор последовательно рассказывает о назначении и устройстве предметов специального снаряжения и иллюстрирует беседу показом образцов.

При объяснениях подчеркивается значение качества материала, веса снаряжения и хорошего ухода за ним со стороны альпинистов.

Инструктор подробно рассказывает о предметах снаряжения, называя их части и детали и объясняя их назначение.

Попутно с объяснением даются указания по выбору, подгонке, носке и укладке отдельных предметов, о необходимом уходе и правилах хранения.

Необходимо ознакомить участников со сматыванием и ношением веревки, ношением ледоруба, переноской кошек, укладкой и ношением вещевого мешка.

Показать укладку и ношение палатки к спального мешка.

Показать образцовую расстановку высокогорной палатки (с помощью инструкторов).

Закончить беседу указанием на необходимость бережного отношения и ухода за выданными участникам предметами снаряжения. Своевременный ремонт, просушка и смазка должны поддерживать снаряжение в полной готовности к походам и занятиям. По окончании занятий в лагере все полученное снаряжение в полном порядке должно быть передано следующей смене.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Черепов. Обучение альпинистов


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.