План-Конспект IV

Формы горного рельефа

Учебные вопросы и их содержание

Образование горного рельефа
Сферические оболочки, образующие земной шар: атмосфера, гидросфера, литосфера и барисфера

Воздействие процессов, происходящих внутри земного шара, на образование складок, опускание и поднятие земной коры (тектонические процессы). Воздействие внешних сил, постоянно разрушающих возвышенности земной коры.

Современный горный рельеф — результат действия разнонаправленных сил, горообразовательных процессов и процессов разрушения под действием внешних условий. Разделение гор по характеру их происхождения на тектонические, вулканические и эрозионные.

Разделение гор по происхождению

а) Горы тектонические — наиболее распространенные, возникшие в результате поднятия отдельных участков земной коры. Характеризуются складчатым или глыбовым строением. Повторное сжатие ломает и сдвигает складки, осложняя их строение разрывами; образуются складчато-глыбовые горы.

б) Горы вулканические возникают в результате извержений и образуются из остывшей лавы, пепла и шлаков вблизи очага извержения. Иногда вулканические горы — лакколиты — образуются от неполного извержения, лишь приподнявшего земную кору, в результате чего на вершинах гор могут оказаться осадочные породы.

в) Горы эрозионные — горы размыва — образуются вследствие неравномерного размыва образующих возвышенность пород водами ручьев и рек.

Выветривание гор

Все виды разрушения гор под действием внешних сил называются выветриванием, процесс этот зависит от погоды и климата.

Различаются следующие виды выветривания:

а) физическое — растрескивание породы и распадание на куски под действием тепла, холода, замерзания в трещинах воды, под действием ветра, уносящего мелкие обломки;

б) химическое — растворение в воде и унос ею ряда химических веществ, входящих в состав горной породы. При наличии в воде кислот разрушение породы ускоряется;

в) органическое — разрушение пород в результате действия растений и микробов, выделяющих кислоты.

Горные ледники и реки при своем движении прорывают в горах широкие и глубокие русла, тем самым способствуя, разрушению гор.

Формы горного рельефа

Понятие о крупных формах горного рельефа:

горная область, или нагорье, — высоко поднятый обширный участок земной поверхности с значительными колебаниями высот;

горная группа — обособленный участок горной области, ограниченный глубокими долинами;

горный хребет — вытянутая в длину возвышенность, ограниченная глубокими долинами;

горная цепь — ряд горных хребтов значительной длины и высоты;

гора — изолированная, резко выраженная возвышенность;

долина — вытянутое понижение между хребтами;

террасы — ступени с большей или меньшей горизонтальной поверхностью, на склонах гор, холмов или долин;

висячие долины — боковые долины с устьевой ступенью;

ущелье — глубокая узкая долина;

теснина — ущелье с отвесными стенами, дно которого занято потоком.

Детали горного рельефа

Понятие о мелких подробностях горного рельефа в альпинистском значении:

вершина — высшая точка и отдельные крупные возвышения горы, хребта;

пик, купол, башня, рог—названия, определяющие форму вершины;

гребень — линия стыка склонов вершин или хребта;

контрфорс — короткий и обычно крутой боковой отрог гребня;

кар (кресловина) — ледниковый полуцирк — место скопления фирна в верховьях ледников; может быть сухим или занятым озером;

кулуар — широкий и обычно крутой корытообразный желоб, спускающийся по склону;

стены — особо крутые и гладкие склоны;

плиты — наклонные гладкие скалы;

расщелины — трещины в скалах, достаточно широкие, чтобы уместить руку или ногу человека;

камины—широкие (умещающие тело человека), обычно вертикальные расщелины;

трещины — узкие щели; могут быть пригодны для забивания в них крючьев;

бараньи лбы — скальная поверхность, сглаженная течением древних ледников;

уступы — короткие горизонтальные или наклонные. площадки;

выступы — выпуклости, резко выдающиеся на поверхности склона.

Ледники и их виды

Понятие об образовании ледников, их движении и видах. Снеговая линия и ее высота в зависимости от климатических условий. Область питания ледника и область его таяния:

материковое оледенение — гренландские ледники;

горное оледенение: долинные ледники — крупные горные ледники, заполняющие своим языком долину;

переметные ледники — седлающие гребень и имеющие разветвления с языками, спускающимися в разные долины;

возрожденные — ледники, разрывающиеся на отвесном перегибе ложа и вновь спаивающиеся из обломков;

висячие — ледники, язык которых нависает над крутым склоном;

каровые — ледники, заполняющие кары, но не имеющие языка.

Подробности ледникового рельефа

Представление о деталях ледников, их формах и причинах образования:

подгорные трещины — окаймляют кары, а также образуются у подножья фирновых склонов вследствие отрыва текучего льда;

береговые трещины — образуются вдоль скальных берегов ледника вследствие усиленного его таяния.

Влияние неровностей дна ледника и его поворотов на образование и форму трещин:

радиальных трещин на поворотах;

поперечных трещин над буграми ложа (обычно расширяются кверху);

поперечных трещин в углублениях ложа, узких на поверхности, но расширяющихся книзу;

поперечных трещин на уступах ложа (ледопады) ;

продольных трещин — при расширении ледника.

Перенесение ледником продуктов разрушения гор — упавших на него обломков горных пород.

Образование морен береговых, боковых, серединных и конечных. Внутренние и донные морены в толще ледника и под ним.

Указания по проведению занятий

Занятия обычно делятся на две лекции, первая из которых включает первые четыре учебных вопроса, а вторая — три последних.

Первая лекция проводится в обязательном порядке в период подготовки альпинистов до выезда в горы.

Вторую лекцию необходимо провести в горах, иллюстрируя подробностями рельефа местности. В зависимости от местных условий лекцию в лагере полезно бывает разбить. на две беседы: одну из них — о скалах — провести при выходе на скальные занятия, а другую — о ледниках — во время выхода на ледник.

Без наглядного ознакомления альпинистов с подробностями горного рельефа проводить вторую лекцию не следует.

Подготовка к лекции в лагере, кроме изучения пособий, должна включать детальное изучение местности и выбор места для занятия вблизи соответствующих объектов.

План-конспект V

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЙОНА ЗАНЯТИЙ
(Лекция)

Цель — ознакомить начинающих альпинистов с высокогорным районом, в котором находится лагерь или проводится поход.

Время — 1 час.

Место и метод проведения занятий — лекция проводится на пятый день занятий при выходе отряда на верхние скалы или другой пункт, откуда хорошо видны окружающие вершины и ущелья.

Литература

Вершины Западного Кавказа, ФИТ, 1938. “Ежегодник советского альпинизма”, Географиздат 1948, 1949, 1950.

Перевалы Центрального Кавказа, ФИТ, 1938.

С. В. Калесник, Горные ледниковые районы СССР, 1937.

Географическая литература по данному району. Географические карты горных районов.

Учебные вопросы

В какой горной системе и на территории какой республики находится данный высокогорный район. Название района. Его границы. Место в системе физико-географического и орографического района, в котором находится лагерь или проводится поход.

Главнейшие хребты района и их отроги, горные узлы, вершины, перевалы, ущелья и реки. Альпинистские особенности хребтов и складывающие их горные породы.

Высота снеговой линии.

Характер снегового покрова области питания ледников. Ледники, их характер, протяженность, особенности.

Реки и озера.

Климатические особенности края и данного района.

Полезные ископаемые.

Население района, его занятие, быт. Растительный и животный мир.

Пути сообщения. Возможности данного района для туризма и альпинизма.

Наиболее подходящие места для учебных и спортивных занятий (вершины и перевалы района). Краткая характеристика маршрутов и их спортивная классификация.

Наиболее интересные походы и восхождения, совершенные в данном районе. Неисследованные участки района, невзятые вершины и непройденные маршруты,

Помощь, которую могут оказать местному населению участники альпинистского лагеря (похода).

Указания по проведению занятий

По перечисленным учебным вопросам необходимо составить конспект о данном горном районе. Содержание всех вопросов должно быть раскрыто в конкретных данных, наименованиях и цифрах.

Место для беседы нужно подобрать заранее, оно должно обеспечивать хороший обзор района и находиться выше зоны распространения леса.

Беседа проводится во время занятий на травянистых склонах и скалах на пятый день пребывания в лагере.

Беседу проводит командир отряда или инструктор, хорошо знакомый с данным районом. В развитие данной темы рекомендуется провести на 10—12-й день обучения смены дополнительную беседу “Восхождение на зачетную вершину и прохождение перевала”, во время которой подробно рассказать о зачетном маршруте, его протяженности и необходимой подготовке.

План-конспект VI

ЭЛЕМЕНТЫ ТОПОГРАФИИ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ГОРАХ

Цель — ознакомить альпинистов с основами топографии, научить их пользоваться картой горной местности, ориентироваться на местности и составлять схемы маршрутов на основании изучения карт и фотографий.

Время — 2 часа в лагере и 6 часов до выезда в горы.

Место и метод проведения занятий — групповая беседа, за которой должны последовать занятия по практическому освоению основных способов ориентирования карты и разработке по ней маршрутов в условиях горной местности.

Литература

Шебалин, Топография, “Справочник по военной топографии”, Воениздат, 1946.

Физические карты полушарий мира, СССР и отдельных горных районов.

Плакаты Воениздата “Условные топографические знаки” и “Изображение рельефа местности с помощью горизонталей”.

Обеспечение на отделение — компас Андрианова — 3 шт., топографические карты горных районов — 4 шт., карта района лагеря — 2 шт., простые линейки на 15—20 см—3 шт., бумага в клеточку.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная беседа

Проводится в учебном помещении, где имеются необходимые наглядные пособия, облегчающие усвоение изучаемого материала.

(До выезда в горы — 2 часа, в горах — 30 минут)

Цель изучения

Уверенное передвижение в горах возможно только при хорошем изучении маршрута похода по картам и кроки пути. Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения, составить план похода, позволяет двигаться по горной ненаселенной местности без проводников и дает возможность устанавливать связь с группами, находящимися на маршруте.

Знать карту и уметь ориентироваться в горах должен каждый альпинист.

Основные сведения по топографии

Топография — наука, изучающая способы нанесения форм земной поверхности на бумагу.

Карта—изображение местности на бумаге в уменьшенном виде.

Масштаб карты — степень уменьшения линий местности при изображении их на бумаге. Масштаб бывает двух видов: численный и линейный. Численный масштаб изображается в виде дроби и показывает, во сколько раз линии местности уменьшены при изображении их на карте. Линейный масштаб изображается в виде прямой линии, разделенной на равные части; цифры делений показывают, какому расстоянию на местности соответствует указанный отрезок линейного масштаба.

Страны света — обозначение севера, юга, востока и запада помогает расположить (ориентировать) карту соответственно местности. Как правило, на картах север находится вверху, а юг — внизу. На картах, где это не соблюдено, северное направление обязательно указывается стрелкой.

Географическая сетка делит поверхность земного шара на отдельные квадраты и дает возможность определить положение любой точки земного шара. Меридианом называется условная линия, проходящая по поверхности земного шара от Северного полюса к Южному. За нулевой меридиан принят меридиан, проходящий через Гринвич (Англия). Счет меридианов ведется по полушариям к востоку и к западу от нулевого меридиана. Экватором называется окружность, проходящая на равном расстоянии от полюсов и делящая поверхность земного шара на два полушария'. Окружности, параллельные экватору, называются параллелями.

Географические координаты точек земного шара задаются долготой и широтой. Географическая долгота — это двугранный угол между плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, и плоскостью нулевого меридиана, отсчитываемый в восточном или западном направлении. Географическая широта есть угол между вертикальной линией, проходящей через данную точку, и плоскостью экватора (отсчитывается от экватора в южном или северном полушарии).

Различие между картой и планом

План местности составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности. Карты крупных масштабов (более 1 : 20 000) мало чем отличаются от плана местности, так как влияние сферичности земли в них почти не заметно.

Изображение рельефа и местных предметов на картах
Указания

Использовать плакат Воениздата “Условные топографические знаки” и различные карты изображения горной местности.

Города, поселки, леса, болота, реки, дороги, мосты, здания и т. д. изображаются на картах и планах условными знаками, принятыми топографией. Часто карты выполняются в красках.

При изображении рельефа местности штриховкой и отмывкой более крутые склоны, изображаемые на карте, заштриховываются или закрашиваются в более темные тона, а менее крутые — в менее темные. Штриховка в этих случаях делается соответственно гуще или реже. И тот и другой способ дают только общее представление о рельефе местности и применяются для изображения рельефа на схематических картах или картах крупных масштабов. Зоны вечного снега горных районов часто закрашиваются голубой или синей краской.

Изображение рельефа местности с помощью горизонталей
Указания

Использовать плакат Воениздата, дающий наглядное представление о системе горизонталей.

Горизонталь — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря. Горизонтали проводятся через определенное количество метров по высоте. Эта высота называется высотой сечения.

Заложением называется расстояние между горизонталями на карте. Поперечным штрихом на горизонтали указывается направление ската местности. Этот знак называется бергштрихом. Абсолютные отметки (от уровня моря) обозначаются цифрами на соответствующих горизонталях.

Изображение рельефа местности с помощью горизонталей является наиболее совершенным методом, позволяющим определить высоты отдельных точек, крутизну склонов и построить профиль местности.

Компас, его устройство и применение

Лучшим является компас системы Андрианова. На подвижной шкале такого компаса имеется визирное приспособление, состоящее из прицела и мушки, против которых под стеклом крышки укреплены указатели, дающие возможность отсчитывать угол на неподвижной шкале компаса.

Азимут — угол в градусах, отсчитанных по часовой стрелке от направления, указываемого северным концом стрелки компаса до направления на интересующий нас объект. Азимут может иметь значение от нуля до 360°.

С помощью засеченных азимутов можно определять основные направления на отдельные предметы местности и точки стояния.

Подготовка карты к работе

Карта — важный документ для альпиниста, с ней нужно обращаться аккуратно. На карте следует делать как можно меньше пометок, при этом надо пользоваться только мягким простым карандашом. Карту необходимо оберегать от дождя и выгорания на солнце. В походе карта складывается по маршруту в размер планшета “гармошкой”. Для удобства определения расстояния по карте линейный масштаб перечерчивается на отдельную бумажку или белый картон.

Снимать с карты копии на кальку или восковку нужно только в пределах маршрута похода с нанесением основных условных обозначений. На копии необходимо показать стрелкой направление на север и нанести масштаб карты.

Кроки — карто-схемы, выкопировки из карт или составленные схематически наброски маршрута на основании глазомерной съемки. Обычно под кроки подразумеваются также и перспективные изображения вершин и перевалов с нанесением маршрута движения.

Указания

Участникам демонстрируются составленные кроки восхождений на вершины данного района.

Практические занятия проводятся инструкторами отделений
(До выезда в горы—4 часа, в горах—1 ч. 30 м.)

1. Чтение карт — отыскание населенных пунктов, дорог, рек, хребтов, перевалов и т. д. по условным обозначениям на карте. Определение крутых и пологих скатов. Выбор пути по карте между отдельными пунктами. Характеристика заданного пути.

2. Оценка и определение масштаба карты. Оценка карты заключается в подробном ознакомлении со всеми ее данными, к которым относятся:

а) масштаб;

б) год съемки и год рекогносцировки;

в) северное направление;

г) система координатных сеток;

д) данные на карте условные обозначения;

е) высота сечения горизонталей;

ж) шкала заложения для определения крутизны склона.

Без предварительного ознакомления с этими данными нельзя быстро ориентироваться на карте и решать поставленные задачи. Если на карте дан только численный масштаб, то перед работой с картой полезно построить линейный масштаб.

Если масштаб карты неизвестен, он может быть определен:

1) по координатной сетке (1° широты на карте равен 114 км на местности, или 1 минута дуги меридиана равна 1,885 км). На многих картах, кроме географической координатной сетки, нанесены координатные сетки соответственно целому числу километров, отсчет которых дан на рамках карты;

2) по номенклатуре карт;

Карты номенклатурой:

а) М-37 соответ. масшт. 1:1000000

б) М-37-Б „ „ 1:500000

в) М-37-Х . „ 1:200000

г) М-37-117 „ „ 1:100000

д) М-37-117а „ „ 1:50000

е) М-37-117г „ , 1:25000

3) по верстовым или километровым отметкам на дорогах, обозначенных на карте;

4) по известному расстоянию между отдельными пунктами или предметами; промером этого расстояния на карте.

Указания

Занятия проводятся в помещении или на открытой площадке вблизи лагеря.

Разбор материала производится методом поочередного опроса участников.

После короткого объяснения инструктор отделения раздает задания на 2—3 человека по переводу численного масштаба в линейный, по определению неизвестных масштабов карт и др.

3. Определение расстояния по карте между отдельными пунктами по прямой и по дорогам. При определении расстояния по дорогам, в горной местности, для учета горного профиля полученное число километров следует увеличить на 20 процентов.

Инструктор проверяет знания участников, давая отдельные задания по измерению расстояний на перевальных маршрутах.

4. Определение высот, взаимных превышений точек и крутизны, склонов. На картах для облегчения отсчета, как правило, каждая пятая горизонталь утолщается. Определение крутизны склона легче всего производить по шкале заложения, изображаемой обычно снизу на полях карт.

Указания

Показ и опрос производить по карте с горизонталями.

5. Ориентирование карты. Ориентирование карты по компасу и по местным предметам. Определение стран света без компаса:

а) по часам и солнцу;

б) по звездам (отыскание Полярной звезды) с последующим ориентированием карты.

Указания

Ориентирование карты по местным предметам проводить с картой района расположения лагеря.

6. Определение азимута и нанесение заданного азимута на карту. Для определения азимутов выбираются наиболее выделяющиеся предметы местности.

Нанесение пунктов на карте, условно записанных двумя или тремя значениями азимутов.

Указания

Упражнение проводится всеми участниками самостоятельно, под наблюдением инструктора отделения и стажеров.

В качестве транспортира для нанесения заданного азимута на карту использовать шкалу компаса.

7. Движение по дорогам и заданному азимуту основного направления с помощью карты. Отделение проходит 1—2 км по местности вблизи лагеря, используя карту.

8. Определение на карте точки своего местонахождения (точки стояния) производится:

а) по опознанным на карте местным предметам или характерным участкам рельефа;

б) способом засечки на известные видимые вершины, перевалы или выдающиеся предметы на местности, указанные на карте.

Нахождение на карте местного предмета. Нахождение на местности предмета, обозначенного на карте.

Указания по проведению занятий

Определение точки стояния производится на открытых участках проходимого маршрута.

Детальное ознакомление участников с методами пользования картой в походах проводится командиром отделения в период перехода по перевальному маршруту.

Примечания: 1. Построение профиля пути и глазомерная съемка производятся в лагере только со значкистами при подготовке их на 3-й спортивный разряд по альпинизму.

2. Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы, для этого отводится 2 часа на теоретические и 4 часа на практические занятия. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.

План-конспект VII

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ГОРАХ, ЭЛЕМЕНТЫ ГИГИЕНЫ И САМОКОНТРОЛЯ

Цель — научить начинающих альпинистов оказывать первую медицинскую помощь в горах при наиболее часто встречающихся заболеваниях и травмах. Напомнить важные для альпиниста элементарные правила по гигиене и самоконтролю.

Время — 7 часов (6 часов до выезда в горы и 1 час в лагере).

Место и метод проведения занятий — беседа с отрядом. Проводится в лагере врачом. Практически приемы иммобилизации, наложения повязок и остановки кровотечения осваиваются в отделениях непосредственно после окончания беседы под руководством инструкторов и под наблюдением врача. Инструкторы предварительно подготавливаются врачом. Беседа проводится на лужайке, травянистом склоне, в плохую погоду — в закрытом помещении. До выезда в горы 3 часа отводится на лекцию и 3 часа на практические занятия.

Литература

Готов к санитарной обороне СССР, Медгиз, 1941, стр. 25—67.

В. Абалаков, Основы альпинизма, ФИО, 1950, стр. 129—133.

И. Черепов, И. Юхин и др., Альпинизм, глава II, ФИС, 1940.

А. Малеинов, Спасательная служба в горах, ФИС, 1940.

Материальное обеспечение на отделение: 4 широких бинта, 2 ледоруба, 2 скатки из плащ-палатки, 2 шины.

Учебные вопросы и их содержание

Особенности работы организма человека в горных условиях

Особенности горного климата

Понижение атмосферного давления. Уменьшение содержания кислорода в воздухе. Изменение температурного режима — резкие колебания суточной температуры воздуха. Усиление солнечной радиации за счет уменьшения количества водяных паров и пыли в воздухе. Общее увеличение сухости воздуха в горах.

Влияние горного климата на организм человека

Резкое повышение нагрузки на сердечно-сосудистую систему и легкие вызывает одышку, сердцебиение. Это объясняется стремлением организма компенсировать недостаток кислорода в воздухе и приспособиться к пониженному барометрическому давлению. Реакция нервной системы выражается в увеличении утомляемости, понижении внимания, ослаблении воли, расстройстве координации движений и чувства равновесия.

Акклиматизация

Акклиматизация — это приспособление организма к особенностям высокогорного климата. Процесс акклиматизации может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и происходит быстрее у людей физически более крепких и тренированных. Наиболее быстрой акклиматизацией является “активная” акклиматизация, происходящая в процессе постепенного увеличения физической нагрузки, постепенного набора высоты.

Горная болезнь

Горная болезнь возникает как следствие недостаточного снабжения организма кислородом. Она может появиться и в состоянии покоя, но чаще — при физической нагрузке. Предрасполагающими моментами являются: переутомление, плохое питание и физическая нетренированность. Признаки заболевания: головная боль, головокружение, сонливость, усталость, слабость, раздражительность или апатия, потеря аппетита, тошнота, рвота, расстройство кишечника, одышка, сердцебиение, иногда ухудшение зрения и слуха.

В первую очередь заболевшему необходим отдых, освобождение от физической нагрузки, согревание, горячее питье — кофе. Сердечные средства — кофеин. Если состояние не улучшается, спуск на 300—400 метров ниже.

Предупреждение заболевания горной болезнью — предварительная акклиматизация перед походом, тренировка, правильный режим похода.

Самоконтроль альпиниста в горах

Для определения степени готовности организма к большим физическим напряжениям в горных условиях необходимо систематическое наблюдение самого альпиниста за реакцией организма на ту или иную физическую нагрузку, то есть самоконтроль.

Самоконтроль имеет субъективные и объективные показатели. К субъективным относится наблюдение за настроением, самочувствием, сном и аппетитом.

К объективным показателям относится регистрация частоты пульса, дыхания и изменения веса.

Частота пульса при нормальных условиях находится в пределах 10—13 ударов в 10 сек.; при нагрузке—16—25 ударов, при снятии нагрузки частота пульса должна вернуться к исходной за 10—15 минут.

Частота дыхания — в нормальных условиях находится в пределах 16—18 дыханий в минуту, при нагрузке — до 40—50 дыханий в минуту.

Вес — в первые дни тренировки в горах обычно падает, но в дальнейшем восстанавливается. При восхождениях вес падает на 3—5 кг, но при возвращении в лагерь должен восстановиться за 2—3 суток.

Отклонения субъективных и объективных показателей самоконтроля от нормы могут послужить доказательством перетренированности — переутомления организма вследствие перегрузки или неправильно построенной тренировки — или же указать на заболевание, требующее вмешательства врача.

Личная гигиена альпиниста

Соблюдение правил личной гигиены сохраняет здоровье и способствует спортивным достижениям.

К правилам личной гигиены относятся: соблюдение общего режима дня, утренняя гимнастика, 8-часовой сон, достаточная калорийность питания, уход за кожей (ежедневные обмывания, душ), уход за зубами, чистота ног (частая смена носков, особенно в походе). Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть прочной, просторной и легкой. Чтобы предохранить себя от холода в походах лучше надеть одновременно несколько легких одежд, чем одну тяжелую. Белье должно часто сменяться. Обувь должна быть хорошо пригнана по ноге, высушена и смазана. Предпочтительна обувь на кожаной подошве. В походы надо брать 1—2 пары запасных шерстяных носков. Следить за хорошим состоянием носков во избежание наминов и потертостей.

Использование естественных факторов оздоровления. Использование воды как фактора закаливания в виде ежедневных обтираний, душа. Купаться в горных речках не рекомендуется, так как чрезмерно холодная вода возбуждает нервную систему.

Пользование солнцем в небольших дозах тонизирует организм, усиливает обмен веществ, увеличивает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. В больших дозах — вызывает малокровие, расшатывает нервную систему и опасно ожогами кожных покровов.

Воздушные ванны оказывают на организм закаливающее воздействие.

Гигиена питания и режим питья в походах

Питание в походах и на восхождениях должно быть максимально калорийным, легко усваиваемым и содержать большое количество углеводов (сахар, крупы).

Витамины в походе крайне необходимы, рекомендуется прием витамина “С” — 2—3 табл. в день и “B1” — 1—2 табл. в день.

В пути чрезмерное питье не рекомендуется. Употребление снега и льда для утоления жажды недопустимо.

В походе организм теряет с потом много солей, для пополнения их до выхода рекомендуется выпить полстакана воды с разведенной солью (около 5 г). В походе для лучшего утоления жажды следует добавлять к воле экстракты, сахар, соль, чай.

Начинать восхождение натощак нельзя. Обязательно употребление горячей пищи или питья хотя бы один раз в день.

Травматизм в горах

Травматизм при занятиях альпинизмом происходит в основном по вине самих занимающихся.

Незнание особенностей гор и маршрута, плохая физическая подготовка, пренебрежение правилами страховки и самостраховки, плохое знание спортивной техники, переоценка собственных сил и возможностей и т. д. могут явиться причинами травм.

Травматизм может и должен быть полностью исключен из практики советского альпинизма, для этого созданы все предпосылки.

Оказание первой помощи

Первая помощь разделяется на:

1. Меры, направленные на поддержание общего состояния организма (поддержание сердечной деятельности, дыхания, борьба с шоком).

2. Помощь непосредственно пострадавшей части тела (остановка кровотечения, перевязка раны, наложение шины и т. д.).

3. Транспортировка на врачебный пункт. Обморожения. Различают три степени.

1-я степень — побеление и затвердение тканей; покалывание, потеря чувствительности. После оттирания — краснота, отек, жжение.

2-я степень — появление пузырей на пострадавшем участке тела.

3-я степень — омертвение тканей и частей тела.

Первая помощь.

1-я степень — осторожное оттирание конечностей до размягчения и покраснения кожи, обтирание спиртом, смазывание жиром, салом.

2-я степень — разминание, растирание. Пузырей не прорывать. Стерильная повязка. Йодоформенная или марганцевая повязка.

3-я степень — йодоформ, сухая стерильная повязка. Немедленная транспортировка к врачу.

Внутрь горячий кофе, чай, возбуждающее.

Профилактика — утепление плохо кровоснабжаемых, периферически расположенных органов (пальцы, нос, уши).

Свободная обувь.

При промокании обуви и одежды — смена носков, стелек, перчаток, сушка ботинок.

Ожог солнцем. Различают ожоги трех степеней.

Признаки: 1-я степень — покраснение кожи, боль, припухлость. 2-я степень — пузыри. 3-я степень — омертвение тканей (струпы, обугливание).

Солнце дает ожоги 1-й и 2-й степени. Ожоги отраженными лучами, ожоги в тумане.

Лечение. 1-я степень — прикладывание салфетки, смоченной спиртом или крепким раствором марганцовокислого калия или питьевой соды. Смазывание жиром (масло, сало, ланолин, вазелин). 2-я степень — прикладывание салфетки со спиртом, с марганцовокислым калием, содой или 4-процентным раствором танина.

Профилактика — постепенность загорания, защита от солнца особенно сально облучаемых мест, глетчерная мазь.

Маски при восхождении на снежные вершины (защита подбородка и шеи).

Ожог глаз солнцем—“снежная слепота”.

Признаки — резь в глазах, покраснение, конъюнктивиты, временная слепота.

Лечение — темные очки, глазные капли.

Профилактика — защитные очки. Запасная пара очков.

Тепловой и солнечный удары.

Признаки — чувство жара, головная боль, головокружение, потемнение в глазах, слабость, жажда, зевота, слабый пульс, потеря сознания.

Лечение — положить в тень, на ветру, головой повыше. Холод на голову и грудь. Холодное питье, возбуждающее, камфора.

Профилактика — правильный расчет времени и условий марша. Защита головы от солнца, тренировка. Тепловые и солнечные удары часто случаются в долинах без ветра, где влажно и солнцепек. Количество физической работы в этих условиях должно быть сокращено: замедление темпа марша, частый отдых и т. д.

Поражение молнией.

Лечение — искусственное дыхание (применяется при остановке дыхания). Возбуждающее для сердца. Помощь необходимо продолжать длительное время, даже при видимом отсутствии результата.

Профилактика — правильное поведение альпиниста при грозе.

Травматические повреждения

Растяжение связок.

Признаки — резкая, боль при травме, отек, кровоизлияние, в дальнейшем движения, сопровождаются болью.

Обычно бывает частичный разрыв связок.

Лечение — в первые сутки — холод, покой, тугое бинтование; дальше — тепло, покой, бинтование; через неделю — массаж.

Профилактика — укрепление связок, правильная тренировка.

Вывих.

Признаки — резкая боль при травме, невозможность движения в суставе, деформация сустава, отек, кровоизлияние.

Первая помощь — иммобилизация сустава и срочная доставка к врачу; не вправлять сустав самостоятельно.

Профилактика — правильная тренировка, укрепление мышц и связок суставов.

Переломы, закрытые и открытые.

Признаки — резкая боль (иногда хруст) при травме, резкая боль при попытке движения конечностью. Деформация конечности, отек, пассивные движения в суставах сохранены. Ненормальная подвижность в месте перелома. Без врача область предполагаемого перелома не исследовать. Исследование может вызвать смещение осколков и шок.

Первая помощь — в случае открытого перелома — йод вокруг раны, стерильная повязка. Иммобилизация, транспортировка.

Правила иммобилизации.

а) Необходимо шины класть так, чтобы фиксировались прочно оба сустава, лежащие по ту и другую сторону перелома.

б) Шинный материал прибинтовывать поверх одежды, подкладывая под костные выступы мягкое (вату, белье, носки и т. д.).

в) Шинным материалом в лесной полосе могут быть палки, кора, плетенка из прутьев в зоне снега и скал — ледорубы, стойки от палатки, лыжные палки, тугая скатка одежды, палатки.

в) При отсутствии шинного материала больную руку прибинтовывать к туловищу, ногу — к здоровой ноге.

При переломе ребер накладывается повязка вокруг груди в момент выдоха. При переломе позвоночника иммобилизация должна обеспечить полную неподвижность тела. Если перелом выше 4-го грудного позвонка, фиксируется и голова. Транспортирование на животе.

Шиной могут служить лыжи, палки, доска.

Шок.

Шок может наступить при тяжелых травмах, вследствие сильной боли и общего потрясения нервной системы.

Признаки — частый и слабый пульс, холодный пот, неподвижный взгляд, отсутствие жалоб, апатия.

Первая помощь — полный покой, согревание, сердечные средства, устранение боли (морфий, пантопон), прочная иммобилизация места травмы, транспортировка в случае крайней необходимости.

Сотрясение мозга.

Признаки — потеря сознания, редкий пульс, затем головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, рвота.

Лечение — абсолютный покой, лежачее положение, холод на голову.

Повреждения кожных покровов

Намины и потертости.

Лечение — мазевая повязка, пузыри не вскрывать, а сверху смазать йодом.

Предохранение от дальнейшего трения (свободная обувь, чистые и мягкие шерстяные носки, портянки).

Профилактика — соблюдение гигиенических правил ношения обуви.

Новые ботинки предварительно разносить.

Правильное надевание носков и портянок (без рубцов, складок), при длительной рубке ступеней — зашита рук рукавицами. Закалка кожи ног в период тренировки, борьба с опрелостью, потливостью.

Ссадины.

Лечение — смазать йодом, бриллиантовой зеленью. Лучше оставить открытыми или наложить легкую повязку, заклеить пластырем.

Раны.

Первая помощь — смазать края раны йодом или залить перекисью водорода.

Водой не промывать. Наложить индивидуальный пакет (стерильную повязку).

При больших ранениях — иммобилизация.

Остановка кровотечения

Виды кровотечений и их признаки: артериальное, венозное, капиллярное.

а) Остановка поднятием конечности.

б) Давящая повязка.

в) Прижатие артерий.

г) Наложение жгута, если не помогают предыдущие способы.

Жгут-закрутка. Тесьма. Резиновый жгут.

Места накладки жгута.

Жгут накладывать не более как на 1,5 часа, после чего его надо переложить. Накладывать туго — до исчезновения пульса в периферических артериях: слабый жгут усиливает кровотечение.

Последствия длительного наложения жгута — параличи, омертвение тканей.

д) Кровотечение из носа.

Первая помощь — больного не укладывать, а посадить. Запрокинуть голову, холод на переносицу, покой. Можно ввести тампоны из ваты в нос (хорошо с уксусом, перекисью водорода).

Первая помощь засыпанному землей и снегом, тонущему

По извлечении пострадавшего следует:

1. Очистить верхние дыхательные пути.

2. Произвести искусственное дыхание.

3. Ввести возбуждающее — камфору, кофеин.

4. Общее согревание тела.

5. Произвести массаж сердца.

Практические занятия

1. Правильное наложение повязки на коленный и голеностопный суставы. Выполняется каждым участником.

2. Наложение шин при переломе. Тремя участниками выполняется каждый вид шинирования: 1) голени, 2) бедра, 3) плеча.

Один “больной”, двое накладывают шину. Таким образом каждый участник будет практически участвовать в шинировании.

Каждый прощупывает у себя место прижатия височной, бедренной и плечевой артерий.

Примечание. Конспект рассчитан на значкистов ГТО, ГСО, которым должны быть известны приемы искусственного дыхания, накладки индивидуального пакета, самоконтроль, гигиена марша и т. д. Эти знания проверяются во время беседы.

Указания по проведению занятий

Отряд расположить полукругом, слушатели сидят лицом от склона. Врач в центре. Материал излагать четко и сжато, подчеркивая наиболее важное для альпинистов. Напомнить изученное до выезда в горы. Обратить внимание на воздействие горного климата на человека.

С помощью заранее подготовленных инструкторов беседу иллюстрировать показом:

1) наложения повязки на голеностопные и коленные суставы;

2) иммобилизации переломов предплечья, плеча, голени и бедра;

3) точек прижатия артерий — височной, плечевой и бедренной;

4) наложения жгута на плечо и бедро.

Практическую часть занятий провести инструктору отделения под наблюдением врача.

До выезда в горы участники конспектируют трехчасовую лекцию врача. За ней следуют трехчасовые практические занятия.

Для проведения практических занятий необходимо подготовить из инструкторов и значкистов помощников врачу и разбить участников на группы по 4—8 человек, снабдив их необходимыми пособиями.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Черепов. Обучение альпинистов


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.