Тема III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЫЖНЫХ ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ
Значимость этой темы при подготовке туристов-лыжников заключается не столько в раскрытии ее теоретических аспектов, сколько в привитии и закреплении практических навыков по предупреждению травматизма и несчастий. Именно поэтому почти в каждой теме программы подготовки туристов-лыжников предусматриваются знания и умения таких действий, которые бы позволили решать спортивные и иные цели похода с максимальной степенью надежности, которая и составляет широкий круг мер по обеспечению безопасности туристско-экскурсионных мероприятий.
Нередко действенные меры по обеспечению безопасности подменяются назиданиями и призывами к осторожным действиям. Осторожность, безусловно, всегда необходима. Больше того, она органически входит в понятие «обеспечение безопасности». Но никакие страстные заклинания действовать осторожно не смогут заменить практических умений объективно оценивать степень естественной опасности, выбирать оптимально безопасные способы действий, применять наиболее эффективные методы страховки и самостраховки и т. д. Научить этому и является важнейшей задачей всей системы подготовки туристов-лыжников.
Изучение этой темы целесообразно начать с лекции, в которой следует рассказать о характерных аварийных случаях и предаварийных ситуациях из практики лыжного туризма, раскрыть основные причины возникновения этих опасностей. Основное же внимание необходимо уделить профилактическим мерам предупреждения случаев травматизма во время занятий на местности и походов, добиваясь таких действий, которые бы исключали возникновение любых напряженных или предаварийных ситуаций.
ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА
Инструктор или руководитель походной группы должны разъяснить, что опасности зимнего маршрута обычно связаны с погодой или относятся к естественным препятствиям. Они ощутимы или наблюдаемы, в силу чего их воздействие, как правило, не бывает неожиданным. К ним не применимо понятие «внезапно»: каждому из этих явлений предшествуют определенные признаки, знание которых дает возможность к ним заранее подготовиться.
Даже в течение одного дня, не говоря уже о длительном походе, могут произойти резкие изменения погоды, которые нужно обязательно использовать для обучения мерам предосторожности и обеспечения безопасности.
Погодные явления
Прежде всего необходимо объяснить, что факторы погоды не только могут усугублять влияние других опасностей, но и сами по себе в отдельности и особенно в сочетании, представляют угрозу для здоровья, а иногда и жизни человека.
Мороз. К холоду нельзя привыкнуть. Многовековая борьба за самосохранение выработала у человека естественные защитные рефлексы, а также научила его приемам согревания и изготовлению специальной одежды и обуви. Поэтому, собираясь в поход, каждый должен взять с собой такую одежду и столько, которая по отдельности или в комбинации предохранила бы от любого ненастья.
Снегопад. Во время похода можно наглядно убедиться, что даже обильное выпадение сухого снега не представляет опасности для группы, двигающейся по лесистому среднегорью. Положение может резко измениться, если повалит сырой снег при сильном ветре, а группа оказалась на открытой местности. Не допустить переохлаждения организма в обмерзающей одежде и обуви, своевременно принять меры по сохранению тепла, умение быстро поставить палатку и т. д. становятся борьбой за сохранение здоровья и жизни. Этому и нужно научить всех туристов-лыжников.
Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием, особенно при движении по крутым склонам, когда он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. Опасное влияние ветра выражается в усилении охлаждающего воздействия низких температур: чем сильнее ветер, тем больше его охлаждающее влияние. Специальные исследования показывают, что если в штиль температура воздуха равна — 10°С, то при скорости ветра в 10 м/сек. холодовой индекс этой температуры будет соответствовать температуре — 30,5°С. Поэтому с усилением ветра необходимо сразу же одеться потеплее. Если ветер застал группу на заснеженном или обледенелом гребне, необходимо незамедлительно организовать страховку или прекратить движение по гребню.
Пурга и метель, т. е. сочетание сильного ветра, мороза и снегопада, многократно увеличивают отрицательное влияние на человеческий организм каждого отдельного фактора и не без основания расцениваются самыми серьезными опасностями лыжного маршрута: охлаждающее воздействие усугубляется проникновением снега или снежной «пудры» под одежду и ее отсырением, что нередко приводит к обморожениям и переохлаждению организма. Пурга и метель оказывают также и морально-психологическое воздействие — у слабых натур нередко наблюдается снижение морального тонуса, наступление состояния безысходности и снижение упорства в борьбе за сохранение жизни.
Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальных условий обстановки — определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. При плохой видимости самым благоразумным решением является прекращение движения. В темноте крутизна склонов и скорости спуска на лыжах оцениваются, как правило, меньшими, чем на самом деле. Следствием этого очень часто являются поломка лыж и травмы. Полярные исследователи отмечают, что туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы и пейзаж. Такое преображение предметов туманом усложняет путь или ставит путешественника в комическое положение.
Солнце опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Каждый участник похода должен иметь солнцезащитные очки преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже, мелкие неровности снежного покрова. Много хлопот в тундровых и ледовых районах доставляет «белая мгла» — рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, в силу чего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов.
Снежная слепота вызывает мучительную боль и резь в глазах — человек не может не только уснуть, но даже забыться. Для излечения заболевания иногда бываете достаточно побыть один — два дня с завязанными глазами. Рекомендуется также применять примочки из спитого чая.
Резкое похолодание особенно после оттепели представляет опасность, если группа вынуждена продолжать движение в сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно несохраняющий тепло. Еще в более худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления заснеженного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (после переодевания во все сухое) может предохранить от обморожений и заболеваний.
Инструктор или руководитель похода должны постоянно обращать внимание туристов на характерные признаки изменения погоды, особенно ее ухудшения: появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо, появление и быстрое увеличение кучевых облаков, быстро движущихся по небу, образование вокруг солнца или луны белых кругов, резкие смены направления ветра и его усиление к вечеру, появление на вершинах гор «снежных флагов», потепление к вечеру, отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания, ухудшение скольжения лыж, улучшение видимости, падение барометрического давления и др. Настораживающим признаком ухудшения погоды на Кольском полуострове, на что особо должен обратить внимание инструктор (руководитель) является образование на горизонте при чистом небе свинцово-черного пятна, которое быстро разрастается и за два — три часа заволакивает все небо клубящейся черной тучей. Еще при чистом небе возможны сильные порывы ветра со штилевыми паузами. Это приближается «снежный заряд». Он продолжается обычно не менее суток. Ветер нередко достигает ураганной силы. Лыжнику, упавшему на наст, порой бывает невозможно удержаться. На Полярном Урале ухудшение погоды происходит через одни — двое суток после полярного сияния.
Естественные препятствия
Инструктор (руководитель похода) должен подчеркнуть, что естественные препятствия, как объективные опасности лыжного маршрута, относятся к заснеженному рельефу местности и зимней гидрографии. Их включение в маршрут и сам факт преодоления составляют смысл спортивности туризма, а количество и техническая сложность являются принципиальной основой для разрядного классифицирования маршрутов. Из этого следует, что в каждом маршруте как бы запрограммирована встреча с опасностью, с определенной долей риска. Однако нужно настойчиво разъяснять, что риск в данном случае следует понимать как осмысленную необходимость действовать именно так, а не иначе, в этом, а не в другом месте, в данное время, а не в иное время. Этим подчеркивается, что степень риска зависит, прежде всего, от самого человека: чем выше его уровень знаний механизмов проявления опасных факторов препятствий, чем выше уровень тактической, технической и морально-психологической подготовленности, чем грамотнее принимаемые им решения, тем меньше он может допустить ошибок, а следовательно самой минимальной становится степень риска.
Нетрудно убедить обучаемых, что наиболее распространенным и самым опасным препятствием лыжных маршрутов являются склоны, сложность которых, прежде всего, зависит от крутизны и характера снежного покрова и которые, в конечном итоге, определяют тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности, обучение методике оценки которой будет рассмотрено ниже.
На примерах правильного и неправильного прохождения склонов инструктор может убедительно показать, что тактика преодоления склонов сводится в основном к выбору безопасного и наименее трудоемкого пути движения и способов страховки. Техническую подготовленность участников характеризует умение пользоваться в зависимости от состояния склона, различными приемами движения и самостраховки. Для обеспечения безопасности особенно важно своевременно применять наиболее надежные способы и средства страховки и самостраховки, например, кошки следует одевать до вступления на настовый или обледенелый участок пути и др.
Экономия сил и сохранение работоспособности при длительных подъемах достигается размеренным движением с несколько замедленным ритмом. При движении без лыж расстояние между ступенями должно быть не менее ширины шага самого низкого участника группы: широкий шаг при подъеме требует больших усилий и быстро утомляет, а при спуске — разрушает ступени и превращает путь спуска в глубокую траншею с разрыхленным снегом.
Всему этому должны научить туристов-лыжников инструкторы или руководители походных групп. Все это должны знать, а самое главное — уметь делать туристы-лыжники. Инструктор (руководитель) должны использовать каждый встречающийся на учебном маршруте склон для обучения навыкам его оценки, способам его преодоления и страховки.
Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким неуплотненным снегом) рекомендуется преодолевать без лыж, выбирая путь прямо вверх или вниз или коротким траверсом, при этом следует ступать след в след, утаптывая ступени постепенным спрессовыванием снега. Ногу необходимо ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки на ступеньку. Нельзя слишком наклонять корпус тела к склону — это увеличивает опасность падения.
На крутых снежных склонах следует обучить организации страховки через лыжи: одну воткнуть вертикально к поверхности склона на глубину до грузовой площади (кантами вниз по склону, чтобы с них не рвать веревку), а с помощью двух других, положенных боком в снег, образовать крестообразную опору вертикальной лыже (рис. 14). При этом лыжа «А» предохраняет воткнутую лыжу от бокового заваливания в момент натяжения веревки в начале падения страхуемого, а лыжа «Б» — от ее выдергивания в момент рывка.
Рис. 14. Страховка через лыжи на склоне с рыхлым. снегом. а — к страхуемому; б — динамика рывка при срыве страхуемого; в — в начале падения (удерживает вертикальную лыжу лыжа А); г — в конце падения (удерживает вертикальную лыжу лыжа Б). | Рис. 15. Спуск по крутому склону на лыжах со страховкой с помощью веревки |
При спуске, когда ниже преодолеваемого находится более крутой и опасный участок склона, необходимо организовать страховку с помощью вертикальных перил и схватывающего узла или зажима (рис. 15). Двигаться в этом случае можно ступеньками на лыжах или без них.
Рис. 16. А — подъем на кошках елочкой; Б — траверсирование склона на кошках. |
Настовые и ледовые склоны могут доставить много неприятностей для тех, кто попытается преодолевать их без кошек или без рубки ступеней — наибольшее число падений и срывов происходит именно с такими группами. Для убедительности инструктор может воспользоваться методом «от противного»: подобрав неопасный обледенелый склон, обязать всех преодолеть его без лыж, в бахилах.
На склонах до 30° рекомендуется подниматься с надетыми кошками, ступая елочкой и разворачивая носки тем шире, чем круче склон. На склонах до 40°, при подъеме зигзагом и траверсировании верхнюю по склону ступню нужно ставить горизонтально, а вторую — носком вниз (рис. 16). На участках круче 40° следует подниматься на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба (Более подробно см. Спутник альпиниста. М., ФиС, с. 298—293).
Особое внимание следует уделить обучению технике движения и страховки в связке, тактические возможности которых подробно рассмотрены в книге мастера спорта Н. Волкова, откуда позаимствовано изложенное ниже.
Основным тактическим вариантом парной связки является попеременное движение участников в роли передового и страхующего по следующим этапам: организация страховки и самостраховки участником № 1, движение участника № 2 в качестве передового, организация им страховки и самостраховки; снятие страховки участником № 1, его движение на страховке до участника № 2 и далее в качестве передового, организация страховки и самостраховки участником № 1; снятие страховки участником № 2, его движение на страховке до участника № 1 и далее в качестве передового и т. д. (рис. 17). Во втором варианте парной связки в качестве передового постоянно действует один человек, а второй — только обеспечивает страховку и двигается по готовому пути. В отличие от первого варианта в нем появился новый элемент — смена страхующего.
Связка из трех человек имеет больше вариантов тактического построения, выбор которых зависит от характера местности, технической подготовленности и состояния участников. По сравнению с парной связкой они проигрывают в мобильности, но более предпочтительны двойной страховкой одного участника, что особенно важно на участках, где одинарная страховка не обеспечивает полной надежности (См. Волков Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974, с. 63—75).
Рис. 17 Вариант движения парной связки а — страховка; б — движение передового; в — движение по подготовленному пути. |
На склонах с не очень твердым снегом при подъеме и «спуске лицом к склону ступени выбиваются носком ботинка. Двигаться нужно с обязательной опорой на две точки: нога и ледоруб (лыжные палки), когда другой ногой выбиваются ступени и две ноги — при перестановке ледоруба. При спуске лицом от склона ступени выбиваются каблуками с одновременной опорой на штырек ледоруба (лыжные палки).
Ступени в насте и льде следует вырубать примерно через 30 см одна от другой. На склонах до 45° ледоруб нужно держать обеими руками, делая из каждой позиции две ступеньки, начиная с верхней. На более крутых склонах ступени рубятся полуторной длины, а переступание производится приставным шагом. Ледоруб удерживается одной рукой, а другая используется для подстраховки. При спуске ступени рубятся двойной длины (Более подробно см. Спутник альпиниста. М, ФиС, 1957, с. 294—295).
Замерзшие водопады, при невозможности обхода, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам Со страховкой. Инструктор должен напомнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода — и тогда намокшая и обледеневшая обувь и одежда затрудняют четкое выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, весьма опасные при провале в них человека.
Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрыва карниза (ее можно определить, посмотрев на склон со стороны карниза) в связке со страховкой, которую» организуют на 1—2 м ниже пути движения. Инструктор (руководитель) должен внушить обучаемым, что выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустимы. В случае необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной и менее выступающей части обрушивается или в нем прорывается щель.
Замерзшие озера и реки. Прежде всего инструктор должен показать, где образуются наиболее опасные участки с тонким льдом или заснеженные промоины: в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых берегов на резких изгибах реки. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые или предполагаемые, у группы всегда имеется возможность обойти. Самую серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега — провалы в таких местах происходят неожиданно, при отсутствии мер страховки. Единственным признаком ключевой промоины льда может служить выступившая на лыжне вода, которая может появиться и по другим причинам. Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь в сторону до тех пор, пока на лыжне не перестанет проступать вода.
При вынужденном движении по опасному участку инструктор должен показать, какие необходимо принять меры предосторожности: рюкзак нести на одном плече, снять с рук темляки палок, ослабить крепление лыж, выдерживать интервалы не менее 10 м. Первый участник, кроме того, должен двигаться на страховке. Страхующему надлежит находиться выше по течению реки, чтобы не допустить затягивания провалившегося под лед. При провале необходимо быстро освободиться от рюкзака и лыж, опереться палками или руками на закраину льдины и, помогая движением ног, подняться на лед и отползти от места провала. Оказывая помощь, участники не должны собираться все вместе и подходить близко к провалу. Провалившемуся, если он не был застрахован веревкой, следует кинуть ее или подтолкнуть лыжей, которую он также может использовать, как опору при вылезании на лед.
При движении по заснеженному руслу горной реки особую опасность представляют провалы снежных мостов над закрытыми промоинами, которые обычно образуются на стрежне между валунами и ближе к крутому берегу у резкого изгиба реки. Открытые промоины следует обходить «прижимаясь» к излучине, где более мелко, меньше скорость течения и прочнее лед и где провал не так опасен.
Наледи, кроме неприятных моментов при падении на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах, на понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может стать причиной более серьезных последствий. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Сырые наледи необходимо проходить как можно быстрее, чтобы не допустить промокания обуви.
Трещины в ледниках. Необходимо иметь в виду, что даже в среднегорье (Алтай, Саяны, Забайкалье, Якутия, горы Бырранга и др.), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. Используя схему и реальную местность, инструктор должен показать, где образуются на леднике трещины: у внешних изгибов — радиальные, расходящиеся веером от места внутреннего изгиба и расширяющиеся к внешней стороне изгиба, в местах перегиба — поперечные с наружным или. внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину — продольные трещины.
Рис. 18. Подъем пострадавшего. |
Двигаться по леднику надлежит след в след в связке, как правило, из трех человек с тщательным зондированием снега в подозрительных местах. Наиболее правильный путь движения на участке изгиба — ближе к его внутренней стороне. На расширяющейся части ледника следует двигаться «веером». Движение друг за другом параллельно продольной оси ледника, может привести к проваливанию всей связки в одну трещину. Выпуклые участки ледника характеризуются обилием хаотически расходящихся трещин. Движения по таким участкам следует избегать или проходить их после тщательной разведки и в связке (См. Шимановский В. Горно-лыжный туризм. М., ФиС, 1965, с. 83, 84).
Прежде чем отрабатывать тактику и технику движения по ледникам, необходимо научить оказывать помощь провалившемуся в трещину. Из множества способов подъема из трещины, описанных в альпинистской литературе (Более подробно см. Кропф Ф. Спасательные работы в горах. М, Профиздат, l976), целесообразно обучить самому простому — подъем на страхующей веревке (рис. 18). Пострадавшего вначале необходимо опустить до полки или дна трещины, чтобы под ослабленную веревку можно было подложить две связанные лыжи (скользящими поверхностями к снегу), вытащить на другой веревке рюкзак, лыжи и палки пострадавшего. Затем группа, взявшись за основную веревку общими усилиями поднимает провалившегося до уровня поверхности ледника, закрепляет веревку, а двое, предварительно застрахованных, помогают провалившемуся вылезти из трещины.
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В ЛАВИНООПАСНОМ РАЙОНЕ
Это — самая важная тема в подготовке туристов-лыжников, поскольку недостаточные знания признаков лавинной опасности и неумение действовать на лавиноопасной местности продолжают оставаться причинами большинства несчастных случаев в лыжном туризме.
Изучение темы целесообразно начать с лекции, в которой разобрать описанные в литературе и известные в туристской практике случаи гибели в лавинах и предаварийные ситуации, возникавшие в группах на лыжных маршрутах. Очень полезными и убедительными могут стать рассказы туристов, побывавших в лавинах или участвовавших в поисково-спасательных работах.
На основе тщательного анализа несчастных случаев следует сделать выводы об их причинах:
неумение руководителей и участников правильно оценивать лавинную опасность преодолеваемого склона и выбирать безопасный путь движения;
неправильная тактика преодоления лавиноопасного участка;
непринятие мер страховки и самостраховки;
отсутствие четкого руководства и требовательности при прохождении сложных и лавиноопасных участков;
отсутствие в группах стандартных или самодельных средств для обнаружения и откапывания пострадавших в лавине;
неумение быстро организовать и проводить спасательные работы силами оставшихся участников группы;
изменение состава участников без ведома и согласия маршрутно-квалификационных комиссий.
Основное внимание в лекции и особенно при проведении практических занятий на местности необходимо уделить овладению методикой всесторонней и объективной оценки лавиноопасности склона, умению принимать тактически грамотные решения и действовать в их соответствии.
Оценка лавиноопасности склона
Туристы должны знать, что неумение правильно оценивать реальные условия снежной обстановки отражает «опасность неопытности» и свидетельствует о незнании механизмов лавинообразования и лавинной опасности. Причины лавин связаны с характером склонов, природой снежного кристалла, его формами, процессами образования снежного покрова и изменениями, которые происходят в его толщах под влиянием температуры, ветра, тяжести снега и многих других скрытых явлений. Их понимание и оценка в тонкостях доступны лишь специалистам. Однако существует много видимых признаков, зная которые, можно с достоверной определенностью охарактеризовать лавиноопасность склона.
Обучение методике оценки лавиноопасности склона лучше всего проводить во время походов в горной местности. Однако можно использовать фотографии перевалов, особенно тех, с которых зафиксирован сход лавин.
Подойдя к склону, по которому намечен маршрут, инструктор (руководитель группы) должен предостеречь участников от поспешных попыток его преодоления без оценки лавиноопасности, которую целесообразно проводить в такой последовательности:
влияние формы склонов на снегонакопление и возможные пути схода лавин;
зависимость устойчивости снежного покрова от микрорельефа, растительного покрова и грунтовых вод;
характер снежного покрова;
влияние условий погоды на лавиноопасность склона.
Оценивая крутизну, форму и ориентацию склона, следует иметь в виду, что они формируют снегонакопление и определяют динамику снежной массы. Необходимо помнить, что любой заснеженный склон практически лавиноопасен. Наибольшую опасность, даже при незначительном количестве снега, представляют склоны от 25 до 50°, поскольку на них хорошо удерживается выпадающий и «переносной» снег, накапливаясь до критической массы. Отмечаются случаи схода лавин со склонов крутизной в 15—20°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными: снег с них скатывается, не накапливаясь, в количествах, достаточных для образования лавин.
Особую осторожность необходимо соблюдать при встрече с полого вогнутой формой склона, в понижении которой скапливаются большие массы снега, готовые низвергнуться, стоит только подрезать снежный покров лыжным следом. Самое правильное решение — обойти стороной такое место.
На склонах смешанной формы (рис. 19) отрыв лавины обычно происходит на участке перегиба, характеризующегося неустойчивостью снежного покрова, в силу расположенного ниже участка сползания снега. Выход группы на такой участок нарушает устойчивое состояние, что приводит к превышению предела прочности и разрыву слоя снега в зоне максимального напряжения и, как следствие, — лавине. Опасность такой лавины заключается в том, что на группу обрушивается масса снега, набравшего большую скорость, поскольку отрыв обычно происходит значительно выше группы. Пересекать такой склон наиболее безопасно на выположенном участке выше перегиба.
Наиболее лавиноопасными являются предперевальные верховья лощин, в которых обильное снегонакопление формируется на трех сторонах и с каждой из них возможен сход лавины. Немало несчастных случаев произошло именно в таких местах. Самым безопасным путем преодоления таких участков является отказ от движения с подрезанием;
снега на склоне. Правы те руководители групп, которые поднимаются на перевал, «прижимаясь» к гребню одного из боковых отрогов и идут выше границы основного снегосбора. или по гребню отрога, и те инструкторы, которые этому обучают.
Рис. 20. Лавиноопасность различных форм долин (по А. Малеинову): а — корытообразная (лавиноопасная); б — У-образная (очень лавиноопасная); в — долина с каньоном (весьма лавиноопасная) |
Основная часть лыжных маршрутов в горной местности проходит по долинам. Наибольшую лавинную опасность представляют узкие с крутыми безлесными склонами У-образные долины и долины каньонного типа. Не менее опасны «корытообразные» безлесные долины (рис. 20). Лавина, сорвавшись с одного склона, нередко пересекает всю долину, перехлестывает на другой склон и вызывает сход лавины с противоположного склона. Такие долины не следует включать в маршрут. В случае невозможности обхода проходить их нужно со всеми мерами предосторожности по одному с интервалами на всю длину опасного участка.
Как бы ни были удобны и выгодны для достижения цели заснеженные кулуары и желоба, движение по ним сопряжено с большими опасностями, а поэтому их не следует использовать как путь подъема или спуска группы.
Микрорельеф, растительный покров и грунтовые воды при любых формах рельефа существенным образом влияют на лавиноопасность склонов.
Склон с большим количеством незасыпанных снегом каменей, особенно торчащих вертикально или с наклоном к гребню, практически нелавиноопасен. Каменные плиты, ориентированные вниз, слабо удерживают снег. На таком склоне лавины неизбежны. Травяная подстилка значительно уменьшает сцепление снега со склоном, является скользящей поверхностью и увеличивает возможность схода лавин.
Инструктор должен подчеркнуть, что поросший лесом склон наиболее безопасен. Однако сход лавин возможен и тут: об этом говорят «прочесы» — постепенно суживающиеся кверху широкие просеки, где растут отдельные деревья и кусты, деформированные снежными потоками. Внизу прочесов могут быть нагромождения поваленных деревьев. Пересекать «прочесы» в середине или внизу очень опасно, самое благоразумное решение — обойти значительно ниже возможного выноса лавины или подняться и перейти на другую сторону по границе леса.
Туристы должны знать, что влияние грунтовых вод на формирование и состояние снежного покрова неоднозначно. В некоторых случаях смоченный и смерзшийся снег представляет единый монолит с грунтом и является одним из безопасных участков движения. Но чаще грунтовые воды «глянцуют» большие участки снега, на которых новые снежные наслоения удерживаются слабо и достаточно незначительной нагрузки или нарушения сцепления, чтобы сошла лавина. Такие участки можно распознать по отдельным «блюдцам» или «языкам» оледенения, с которых сдут снег. Очень часто грунтовые воды не проступают на поверхность снега, а, смачивая подстилающий грунт, превращают его в скользящую поверхность. Надо обращать внимание на замерзшие струйки воды или сосульки, свисающие с отдельных камней или крутых участков склона: это выход грунтовых вод, уменьшающий сцепление снега с поверхностью склона.
Характеристика снежного покрова. Не вдаваясь в глубокий и подробный разбор состояния и свойств снега, инструктору (руководителю похода) следует сосредоточить внимание лишь на его внешних признаках и различиях, оценка которых доступна каждому туристу и может стать достаточным основанием для определения опасности состояния снега.
Оценивая характер снега, следует выяснить толщину снежного покрова, памятуя, что лавины начинают сходить уже при слое в 50 см. Затем необходимо установить, какой на склоне снег — новый или старый с их множеством разновидностей, по-разному проявляющих свою лавинную опасность. Опасными разновидностями свежевыпавшего снега является порошковый и плотный снег.
Порошковый (сухой в азиде хлопьев или пуха) снег, выпадающий при минусовых температурах и безветрии, даже незначительной толщины, лежащий на уплотненном или настовом склоне, очень опасен. И если он сползает под тяжестью лыжника, обнажая плотный слой, считайте, что получили предупреждение прекратить дальнейшее движение. Порошковый снег порождает пылевые лавины, особенно опасные удушающим действием.
Плотный снег образуется из порошкового под воздействием ветра или плюсовых температур, а также в результате метелевого переноса, ранее выпавшего сухого снега (поэтому его в обиходе и называют «переносной»). Плотный снег формируется в виде прочного слоя — доски, которая на наветренных сторонах обретает большую плотность. Такой снег порождает особо опасные и чаще всего встречающиеся лавины — «снежные доски». Очень сильно уплотненный слой снега называется ветровым настом. Его поверхность обычно не имеет покрывающего ледяного слоя. На подветренной стороне склона переносной снег нагромождается в виде карнизов или подушек — надувов значительных масс рыхлого снега, — который обычно плохо держится на склоне, и достаточно незначительных перегрузок, чтобы вызвать лавину.
Разновидностями старого снега являются фирн и наст. Фирн представляет массу льдистых зерен, слабо сцепленных между собой. Из влажного и сырого фирна образуются мокрые лавины, обладающие огромной разрушительной силой и цементирующим действием. Оказаться в такой лавине даже на короткое время — смертельная опасность! Сырой фирн, покрывшийся от мороза ледяной коркой, становится настом, который является хорошим слоем скольжения для свежевыпавшего снега.
В толще снега происходит множество скрытых процессов. Один из них — образование глубинного инея, своеобразной коррозии снега, — обладает опасным свойством: образует слой слабого сцепления, по которому при малейшем воздействии (падение комка снега, крик, выстрел сигнальной ракеты, выход человека и др.) срываются лавины. Этот процесс не дает следов на поверхности снега. Единственный сигнал предупреждения — характерный глухой звук, похожий на «у—у—ух», который издает оседающий снег. Оседание снега вовсе не увеличивает сцепления слоев и не уменьшает опасности схода лавин. Чтобы убедиться, не попали ли вы на снег с глубокой изморозью, выкопайте ямку. Если между плотными слоями обнаружится рыхлый слой снега, состоящий как бы из мельчайших ледяных шариков или кристаллов, которые словно песок ссыпаются с руки и из них не вылепишь снежка, значит надо быть осторожнее.
Температура, ветер, освещенность склона и влажность воздуха — факторы, составляющие «смертельно опасные условия погоды», под влиянием которых формируются отрицательные свойства и опасное состояние снежного покрова, что нужно всегда принимать во внимание при окончательных выводах о степени лавинной опасности склона. Поэтому, отправляясь в поход, необходимо собрать максимум сведений о том, какая была погода в начале сезона, ибо она оказывает решающее влияние не только на формирование, но и на последующее поведение снежного покрова. Незнание предшествующей погоды может существенно исказить итоги оценок снежной обстановки.
Плюсовая температура, повышенная влажность воздуха и теплый ветер утяжеляют снег, что приводит к перегрузкам и уменьшению сцепления. Такое состояние снега следует оценивать, как весьма лавиноопасное.
Солнечная радиация, глубоко проникая в толщи снега, разрыхляет его. Не случайно поэтому большинство случаев гибели в лавинах происходит на склонах южной экспозиции в самое теплое время дня — от 12 до 16 часов. Памятуя об этом, необходимо дневной график движения строить так, чтобы лавиноопасный склон оказывался на вашем пути ранним утром, а времени до интенсивного освещения склона солнцем должно хватить на преодоление опасного участка. Туристы должны не пренебрегать этим известным и выстраданным правилом.
С наступлением весны талые воды, просачиваясь до грунта, уменьшают сцепление снега с ним и увеличивают эффект скольжения. Даже на безопасных склонах появляются «снежные улитки» (самопроизвольное образование и скатывание со склона снежных колобков) и небольшие лавины. Пропитавшийся водой снег плохо удерживается на склонах.
Единственно правильное решение — прекратить маршрут и безопасным путем по долинам рек и лесным участкам выйти к ближайшей станции.
Однако не только потепление, но резкое и длительное похолодание может стать причиной повышенной лавинной опасности: сжатие снега приводит к образованию критических перегрузок в зоне максимального растяжения, что способствует отрыву в местах перегибов «снежных досок».
В походной практике туристы вынуждены одновременно оценивать многие признаки и явления, связанные с лавинной опасностью. Тут-то и проявляется уровень тактического мышления, свидетельствующий о действительном мастерстве руководителя и группы, их зрелости и рассудительности — признаках подлинного мужества.
По результатам оценки обстановки принимается решение на обход или преодоление препятствия.
Обобщенный опыт специалистов-лавинщиков и горных спортсменов рекомендует отказаться от попытки преодоления как лавиноопасного склона, когда:
1) идет или только что прошел обильный снегопад;
2) необходимо пересечь гладкий склон крутизной более 25—30° без наличия камней, деревьев и кустов, обильно покрытый рыхлым сухим снегом, лежащим на твердом слое;
3) на данном склоне или в других сходных местах наблюдаются следы свежих лавин или оползни снега;
4) произошло оседание снега с характерным звуком «у—у—ух», что свидетельствует о наличии слоя слабого сцепления;
5) над склоном нависают большие снежные карнизы;
6) склон освещен солнцем, снег сырой, наблюдаются «снежные улитки»;
7) резко упала видимость (См. Памятку о действиях групп туристов-лыжников в лавиноопасном районе. Приложение к постановлению Президиума Федерации туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям, 1977).
Даже при наличии хотя бы одного из этих факторов группа обязана решительно прекратить движение и выбрать обходной путь дальнейшего продолжения маршрута.
Есл.и в результате оценки обстановки склон признан нелавиноопасным, то группа должна выработать тактический план преодоления препятствия, т. е.
выбрать основное направление движения, запасные участки пути и меры обеспечения безопасности;
определить порядок движения группы;
наметить действия участников при чрезвычайных обстоятельствах;
определить необходимое время на преодоление препятствия, время начала и окончания движения.
Инструктор (руководитель группы) должен разъяснить, что направление движения следует выбирать в обход лавиноопасных участков под защитой препятствий на пути возможной лавины (камни, кусты, деревья), а также по пологим участкам выше перегибов, по уступам склонов, по контрфорсам, каменистым и заснеженным гребням, даже если это удлинит путь и потребует нежелательного набора высоты (рис. 21). Следует еще раз напомнить известные правила: заснеженные склоны необходимо проходить выше линии основного снегосбора, склон с твердым слоем снега — в верхней, а с рыхлым — в нижней пологой части, по наветренному и теневому склонам движение безопаснее, чем по подветренному и солнечному.
Особое внимание инструктор (руководитель похода) должен уделить организации движения при преодолении заснеженного склона и четкому выполнению намеченного плана.
Нужно раз и навсегда усвоить, что перед выходом на заснеженный склон необходимо выставить на безопасное место с хорошим обзором преодолеваемого участка наблюдателя и установить сигнал предупреждения о лавине. Обязанность наблюдателя: следить за склоном, предупреждать о начале схода лавины и фиксировать место исчезновения участника в лавине.
Рис. 21. Выбор пути по лавиноопасному рельефу а — правильный путь; б — неправильный путь |
Нужно сделать неукоснительным правилом проверку состояния снега на избранном пути движения группы. Для этого первый участник, застрахованный с помощью основной веревки, должен пройти склон и выявить, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. В случае неустойчивого состояния снежного покрова следует немедленно прекратить движение, возвратиться и отказаться от избранного пути.
Инструктору (руководителю) перед началом движения необходимо проверить, чтобы все участники застегнули капюшоны, куртки и заправили их под брюки, сняли темляк» лыжных палок с рук, ослабили плечевые ремни рюкзаков и перевесили «х на одно плечо, несколько ослабили лыжные крепления и распустили лавинные шнуры, а также напомнить порядок действий в случае схода лавины: путь, по которому целесообразно скатываться и за каким местным предметом можно укрыться от нее.
При движении участники должны соблюдать установленную дистанцию (рекомендуется не менее 100 м), идти след в след впереди прошедшего, не кричать, не делать резких движений и без необходимости не останавливаться.
Зонды и лавинные лопатки необходимо переправлять с участниками последовательно, чтобы они были на той и другой стороне преодолеваемого склона.
Действия группы при сходе лавины необходимо отрабатывать на заранее выбранном склоне, где надо заранее отметить вешками возможный путь лавины и .наметить места укрытий.
Наблюдатель и все остальные, заметив начало схода лавины, криком предупреждают идущего об опасности и замечают место его исчезновения.
Турист, попавший в лавину, должен стараться выкатиться к краю лавины или укрыться за местным предметом, освободиться от палок, сбросить рюкзак, а в последний момент — и лыжи. Как показывает опыт, тем, кто успевал сделать это, удавалось остаться незасыпанными или откопаться самим. В случае попадания в лавину рекомендуется попытаться удержаться на поверхности снега, делая плавательные движения. Оказавшись в снегу, следует подтянуть колени к животу (сгруппироваться), прикрыть рот руками, а после остановки лавины стараться расширить в снегу пространство перед лицом и грудью, не терять спокойствия, стараться откопаться.
Участники, не попавшие в лавину, должны. немедленно организовать спасательные работы, помня, что только от их оперативности зависит жизнь попавших в лавину товарищей.
Инструктор (руководитель) должен подчеркнуть, что живыми, как правило, остаются те, кого удается откопать в течение 20—30 мин. и редко — более, хотя известны случаи откапывания живыми после нескольких дней нахождения в лавине. Поэтому поисково-спасательные работы силами группы необходимо проводить немедленно в таком порядке:
1) продолжить наблюдение за состоянием склона — повторные лавины нередкое явление;
2) подручными средствами отметить место исчезновения пострадавшего;
3) искать на поверхности, ниже места исчезновения, лавинный шнур или предметы пострадавшего;
4) в случае необнаружения лавинного шнура определить вероятные места нахождения засыпанного (около камней, кустов, деревьев, в местах нагромождения снега, у внутренних изгибов лавины, в понижениях, в конусе выноса — рис. 22);
Рис. 22. Места вероятного нахождения
засыпанного лавиной а — место исчезновения; б —
на изгибе; в — у камня; г — в перегибе; д — в
конусе выноса.
5) организовать поиски пострадавшего по лавинному шнуру или в местах вероятного нахождения, способом «скоростного зондирования» (зондирования крупным планом) с от стоянием точек зондирования не далее 70 см друг от друга (рис. 22). В зависимости от количества могущих принять участие в зондировании, расстановка людей может быть с интервалом между плечами в 30 см, что обеспечивает расстояние между точками зондирования в 70—75 см (при введении зонда только перед собой) и с интервалом в 1 мин. В последнем случае при введении зонда в две точки (вправо и влево от оси движения) фронт зондирования при одинаковом числе людей будет в два раза больше.
Вероятность отыскания засыпанного при скоростном зондировании составляет около 70%. Однако скорость прохождения участка в 5 раз быстрее, чем при тщательном зондировании, что особенно важно на начальной стадии проведения поисково-спасательных работ.
Зонд нужно научить вводить медленно, без резких ударов, желательно одной рукой и без рукавицы;
6) обнаружив засыпанного, группа без промедления должна приступить к откапыванию, используя лавинные лопатки, дюралевые листы, а также лыжи и ведра. Копать яму рекомендуется ниже зонда — голова, чаще всего, оказывается ниже по склону;
Рис. 23. Ускоренный метод зондирования А — каждый зондирует только перед собой, а — 70 см, б — 75 см, в — 4 человека, 2 м 25 см. Б — каждый зондирует в две точки (вправо и влево от оси своего движения). а — 4 человека, 5 м 25 см |
7) приблизившись к пострадавшему, руками отгрести снег от головы, очистить рот и нос от снега и при необходимости и возможности приступить к искусственному дыханию методом «рот-рот», одновременно продолжая откапывание. Часть группы следует выделить для установки палатки, разжигания костра (примусов), кипячения воды и варки бульона;
8) откопав, перенести пострадавшего в палатку, укрыть теплыми вещами, обложить самодельными грелками (в полиэтиленовые мешочки положить намоченные в горячей воде и слегка отжатые полотенца, рубашки и др.), флягами с горячей водой.
Искусственное дыхание нужно настойчиво продолжать не менее 2 час. и прекратить только в случае появления явных признаков смерти.
Когда к пострадавшему вернется сознание, его рекомендуется напоить горячим бульоном (чаем, кофе, молоком), а при возможности сделать инъекцию кофеина или другого тонизирующего средства. Транспортировать его можно только после полного восстановления нормальной сердечной деятельности и дыхания.
При затягивании поисков следует не менее двух человек послать в ближайший населенный пункт за помощью и сообщить в контрольно-спасательную службу о случившемся. Остальными силами, организовала питание и попеременный отдых, продолжать поиски методом «тщательного зондирования», с отстоянием точек прощупывания зондом на 25х30 см (Подробно рекомендация по организация поисково-спасательных работ изложены в книге Ф. Кропфа «Спасательные работы в горах». М., Профиздат., 1975).
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
Сложные ситуации могут возникнуть в результате резкого ухудшения погоды, заболевания участника, потери ориентировки и др. Инструктор (руководитель группы) должен использовать любой повод для обучения действиям в экстремальных ситуациях.
Действия группы в пургу
Очень важно научить оценивать сложившуюся обстановку и принимать решение, как действовать в пургу: отсиживаться в лагере или выходить с бивака? Ответить однозначно «Да» или «Нет» нельзя. Все будет зависеть от конкретных условий обстановки, всесторонне оценить которую, найти разумный способ действий и определяет зрелость руководителя и участников группы.
В группе больной. Ему нужно срочно оказать квалифицированную медицинскую помощь. Промедление грозит опасностью. В этих условиях верх всегда возьмет чувство товарищества и взаимовыручки: все решат — надо идти! Однако за морально оправданным решением должны последовать правильные действия. Этому и следует учить, чтобы в реальных условиях все делалось быстро и без суеты.
Из лыж пострадавшего и дюралевых листов, которые группа должна обязательно брать с собой, быстро сделать нарты-волокушку. Заболевшего одеть потеплее, уложить в спальный мешок и привязать. Руководитель группы выбирает безопасный и наиболее выгодный путь, двое-трое за ним тропят лыжню, а остальные — тянут нарты. При прохождении сложных участков — тщательная разведка и страховка. Никакой спешки. Пусть чуть медленней, но наверняка.
Вторую ситуацию можно охарактеризовать так: все здоровы, продуктов достаточно, не опаздывают.
Если ветер не очень сильный, а маршрут проходит через лес, по просеке или реке (не собьешься даже в метель), идти можно. Руководитель только должен проследить, чтобы все оделись потеплее и держали наготове маски. Ни в коем случае не растягиваться, держаться всем вместе. Во время движения почаще осматривать друг друга — не побелел ли нос, щеки. Остановки на отдых делать покороче, выбирая укрытые места. Опытная группа в таких условиях может двигаться по тундре, а при видимости не менее 500 м и по плато.
Идти нельзя, если ветер «валит с ног», местность открытая или необходимо пересечь плато, которое обрывается в каньон или кары, видимость минимальная.
Что же делать в подобной ситуации?
Если стояли лагерем, то самое разумное — переждать, если шли — немедленно остановиться, поставить палатку и переждать пургу.
Для обучения действиям в пургу инструктор (руководитель группы) может воспользоваться открытым участком поля или озером. Обучение целесообразно начать при не очень сильном ветре, но обязательно повторить в условиях настоящей пурги.
В походе, если пурга застала группу на открытой местности, то ей целесообразно действовать так:
1) собраться всем вместе, прекратить движение и снять лыжи. Если вблизи окажется большой камень (груда камней, складка местности), нужно уйти под его защиту;
2) соорудить из лыж противоветровой щит: воткнуть лыжи в снег в один ряд, что позволит образовать почти сплошную стенку. Лыжи нужно ставить несколько наклонно, скользящей поверхностью к ветру;
3) под прикрытием стенки из лыж надеть куртки (пуховки, непродуваемые анораки). Первыми должны одеваться девушки и те, кто больше замерз. Переодевающихся следует прикрывать, помогать им, отогревать их руки. Рекомендаций на этот счет много: резкие взмахи, растирание, теплые рукавицы с рук другого. Однако лучше всего засунуть руки под свой или свитер товарища и отогреть их на теле;
4) поставить палатку. Палатка, вынутая из рюкзака неразвернутым пакетом, кладется у правой части ветрового щита из лыж. С помощью лыж (а не лыжной палки) необходимо зафиксировать правую петлю дна и только после этого развернуть влево и закрепить вторую петлю, а затем развернуть по длине и последовательно закрепить остальные петли дна. Теперь в палатку следует забросить часть рюкзаков, которыми прижать углы, и могут залезть те, кто сильно замерз. Следующий этап — закрепить угловые оттяжки, после чего можно приступить к установке на опоры из лыж ветрового и входного торцов. При очень сильном ветре помогать устанавливать палатку должны и те, кто находится внутри ее. В последнюю очередь натягиваются оттяжки скатов палатки, а при необходимости подтягиваются угловые оттяжки.
Дальнейшие действия зависят от состояния туристов и погоды: ветер может достичь такой силы, когда пребывание вне палатки окажется опасным. В этом случае все должны забраться в палатку, залезть в спальные мешки и отогреться. Чтобы не было толчеи, руководитель должен четко руководить, указывая кому и что делать. Прежде чем лезть в мешок, надо снять верхнюю одежду и обувь, очистить их от снега, а ботинки уложить в специальный мешочек и положить в спальник. Все должны надеть самые теплые шерстяные вещи. Те, кто залезли в палатку первыми, расстилают пенопластовые коврики и спальные мешки. Один человек стряхивает у входа щеткой снег с входящих и помогает им снимать верхнюю одежду.
Наиболее сильные и выносливые, отогревшись, приступают к устройству ветрозащитной стенки вокруг палатки: сначала у торцовой стенки, затем с боков и в последнюю очередь — против входного торца. Чтобы стенка была прочной и ее не завалил ветер, снежные кирпичи следует укладывать узкой частью к палатке.
Палатка «чум» устанавливается еще проще: зафиксировать лыжами все донные петли и поставить центральную опору. После этого, если необходимо, следует переставить некоторые лыжи у «полощущихся» граней.
Установка шатровой палатки: вначале необходимо с помощью лыжных палок последовательно зафиксировать стенки граней и закрепить их оттяжки к воткнутым лыжам и только после этого поставить центральную опору.
Существует мнение, что прежде чем ставить палатку, необходимо соорудить ветрозащитную стенку и под прикрытием ее поставить палатку. Это мотивируется тем, что палатку на сильном ветру не поставить. Вариант возможный, хотя и не лишен определенных недостатков, на которые инструктор (руководитель группы) и должен обратить внимание: во-первых, в группе могут оказаться нуждающиеся в немедленном укрытии; во-вторых, всех нельзя одновременно занять на сооружении стенки. И тогда «безработные» обрекаются, на пассивность и начнут замерзать. Кроме того, хорошо обученная группа справляется с установкой палатки даже при очень сильном ветре. Успех зависит от выучки, когда каждый знает, что он должен делать и умеет делать. Поэтому руководитель группы не имеет права даже выходить на защиту маршрута без неоднократных тренировок в установке палатки в условиях сильного ветра. В начале маршрута, при соответствующих условиях, следует провести контрольную проверку умения быстро ставить палатку. Этому инструктор и руководитель должны научить группу.
Еще несколько практических советов
1. Если группе предстоит двигаться по тундре, льду большого озера или по широкой долине в пургу, то чтобы не растеряться, особенно при движении по ветру, нужно делать следующее: к направляющему привязать веревку и пропустить ее через лямки рюкзаков всех остальных участников (как бы «нанизать» их на веревку). Замыкающий обвязывает веревку вокруг пояса и, притормаживая, удерживает ее в натянутом состоянии. Остальные, скользя вдоль нее, имеют возможность, не мешая другим, регулировать свое движение.
2. Если отстал во время пурги от группы, то не сходи с лыжни и не пытайся догнать группу, «срезая» петли ее пути. Этим только запутаешь следы и затруднишь поиски. Если сошел с лыжни, например, к укрытию, оставь на лыжне хотя бы лыжную палку, наклонив ее в сторону, куда пошел.
3. При разбивке бивака во время пурги не отходи от палатки. Если отошел и потерял ее из виду — возвращайся только по своему следу. Потеряв его, остановись и внимательно оглядись: в разрывах поземки увидишь палатку и своих товарищей. Если это не помогло — не теряй самообладания и не мечись. Помни — тебя уже начали искать. Если начал замерзать, придумай любую работу, но только двигайся. Не пытайся согреться, закопавшись в снег — заметенного будет очень трудно найти. Борись с желанием уснуть.
Во время работы каждый должен наблюдать за своим товарищем. Даже кратковременная потеря его из видимости должна стать сигналом тревоги: нужно немедленно начать поиски!
4. Если при движении в пургу группа потеряла ориентировку, рекомендуется поступить так:
а) вернуться по своему следу к тому месту, положение которого известно на карте, и от него пойти в нужном направлении;
б) выйти, даже если потребуется уклониться резко в сторону, к какому-нибудь линейному ориентиру (гряда камней, русло реки, обрывистый берег, каньон, характерная вытянутая высота и др.) и, определив свое местонахождение, продолжить движение;
в) не удалось сделать ни то, ни другое: поставить палатку и переждать пургу.
<< Назад Далее >>
Вернуться: ЦРИБ "Турист" / Подготовка туристов-лыжников
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.