Туристское снаряжение

Рюкзак

Сейчас туристы пользуются рюкзаками различных форм и конструкций. Мы не будем рассматривать изготовление станковых рюкзаков. Поговорим о тех, которые можно сшить на машинке.

Рюкзаки бывают цилиндрические, расширяющиеся кверху, расширяющиеся книзу. Распространен и облегченный вариант: рюкзак-мешок. Это легкий капроновый мешок прямоугольной формы с лямками и клапаном. Вес такого рюкзака — 300—350 г, при этом дешевизна и простота изготовления вполне оправдывают его недолговечность.

Единого мнения о том, каким должен быть идеальный рюкзак, не существует. Сторонники той или иной конструкции выскажут массу доводов в защиту рюкзака, которым пользуются сами. Мы предлагаем чертежи рюкзака, расширяющегося кверху. Можете считать нас приверженцами именно этой формы.

Современный рюкзак легкий, объемный, имеет поясной ремень и достаточно большое количество накладок с ремешками для крепления кошек, веревки, подвесных карманов, коврика и т. д. Рюкзак можно выполнить в туристском варианте — с пристежными карманами и в альпинистском — без карманов, ремешков, с убирающимся поясным ремнем.

Поясной ремень имеет разъемную пряжку, которая позволяет плавно регулировать его длину, а также быстро застегивается и расстегивается. Последнее особенно необходимо в критических ситуациях. При необходимости поясной ремень можно застегнуть вокруг рюкзака, а пряжку спрятать под накладку.

Рюкзак снабжен выворачивающимся рукавом, который позволяет значительно увеличить его объем. Клапан, окантованный резиновой тесьмой, плотно облегает верхнюю часть рюкзака (рис. 197).


Рис. 197. Рюкзак

Если в спинке рюкзака проложен поролон, его удобно носить, он сохраняет форму и, кроме того, такой рюкзак можно использовать в качестве коврика на биваке.

Хороший рюкзак — весьма сложное в изготовлении изделие. И эта сложность даже не в громоздкой технологической последовательности изготовления (она изложена достаточно наглядно) и не в большом количестве (около 60) деталей. Сложнее всего так сшить рюкзак, чтобы он был прочным.

Практически все основные швы рюкзака испытывают во время носки большие статические нагрузки, в результате чего перетираются нитки. Каждый раз, когда рюкзак надевают и снимают, лямки подвергают испытанию на прочность. Поэтому все соединения деталей в рюкзаке должны быть выполнены с особенной тщательностью. Ширина стачных швов — 1,2—1,5 см. Такая ширина не позволит нитям ткани сдвигаться в области шва. Закрепки в местах соединения лямок со спинкой, поясного ремня со спинкой, лент необходимо выполнять многократным повторением шва. Ряд швов придется делать комбинированными: нитки плюс заклепки. Места, которые нужно особенно тщательно укрепить, мы будем указывать по мере изложения технологии.


Рис. 198. Чертеж лекал рюкзака-корзины:
А, Б — верх клапана; В — подкладка клапана: Г, Д, Е — карман клапана; Ж — боковина кармана клапана (2 детали); 3 — спинка рюкзака; И — подкладка спинки рюкзака; К — поролоновая вставка в спинку рюкзака; Л — накладка на лямки; М — накладка на поясной ремень (2 детали): Н — спинная часть рукава; О — задняя стенка рюкзака; П — накладка для пряжки поясного Ремня; Р — накладка (4 детали); С — окантовочная накладка; Т — задняя часть Рукава; У — дно (2 детали). Будьте внимательны! На чертеже есть и половинки деталей. Для них размеры показаны одной стрелкой


Рис. 199. Клапан:
1 — карман клапана; 2 — ремни для крепления кошек; 3 — накладка из кожзаменителя; 4 — боковина кармана; 5 — верх клапана; 6 — эластичная тесьма; 7 — молнии; 8 — подкладка клапана

Итак, мы шьем рюкзак-корзину.

Прежде всего определим два основных параметра рюкзака: его объем и высоту подвеса лямок.

Объем рюкзака определяется исходя из объема уложенных в нем вещей и с учетом объемов рюкзаков, принятых в данном виде туризма.

Высота подвеса лямок рюкзака зависит от роста человека. Ее вы можете определить по формуле:

Н = РОСТ X 0,3-0,32, где Н — высота подвеса лямок, 0,3 — 0,32 —эмпирический коэффициент.

В рюкзаке используются следующие материалы: авизент, плотная хлопчатобумажная ткань типа парусины или брезента, кожзаменители, кожа, ленты.

Взглянем еще раз на рисунок 197. Каковы основные детали рюкзака? Клапан, спинка, задняя стенка, дно. Если эти детали предварительно подготовлены, то собрать их сущий пустяк: настрочить клапан на спинку, соединить боковые швы спинки и задней стенки рюкзака, притачать дно, обработать верх. Значит, приступаем к раскрою. Выкройки деталей изображены на рисунке 198.

Детали А, Б, Г, Д, М, Н, О, П, Т, У вырезаны из плотного авизента; детали В, И — из тонкого капрона или подкладочной ткани; К — из поролона; Л, Р — из кожи; Е, С — из кожзаменителя или авизента; У — из капрона и кожзаменителя; 3 — из капрона и парусины.

Деталей, как видите, очень много. А ведь еще нужны и ленты. Чтобы не запутаться, будем нарезать их по мере необходимости.

Шить рюкзак начнем с клапана. На рисунке 199 дан общий вид клапана рюкзака с обозначением его частей.

Сначала к соответствующим срезам деталей верха клапана А, Б и деталей кармана клапана Г, Д притачиваем накладным швом с закрытым срезом молнии (рис, 200, А, Б). Ширина верхнего шва 2—2,5 см, нижнего —0,2 см. Вдоль боковых срезов заготовок кармана и клапана в тех местах, где настрочены молнии, ставим закрепки.

На верх заготовки кармана клапана накладываем ремешки длиной 40 см для крепления кошек и настрачиваем на них деталь из кожзаменителя Е. Крепление ремешков одновременно с настрачиванием накладки усиливаем закрепками. На ремешках устанавливаем пряжки. После этого к заготовке кармана притачиваем детали боковинок Ж. Карман настрачиваем на верх клапана. Лицевую сторону клапана стачиваем с подкладкой клапана В, срез шва с трех сторон обрабатываем широкой резиновой лентой (см. рис. 199), припосаживая клапан по срезу. Обрабатывать срез клапана резиновой лентой удобно при помощи несложного приспособления, изображенного на рисунке 201 (его устанавливают перед лапкой). При определенной сноровке резиновую ленту можно вшить и вручную. На задней стороне клапана закрепляем комбинированным швом — нитки плюс заклепка — две ленты длиной 80 см. Ширина лент 2—2,5 см. Располагаем их на расстоянии 10 см справа и слева от осевой линии клапана (см. рис. 199).

Рис. 200. Закрепки по краям заготовки кармана и клапана
Рис. 202. Обработка лямки и поясного ремня Рис. 201. Приспособление для обработки края клапана широкой эластичной тесьмой

Теперь сделаем лямки и поясной ремень. Для лямок используем ленту, которая применяется в автомобильных ремнях безопасности. Отрезаем два куска ленты длиной 100 см. Складываем их вдвое и стачиваем по краю (рис. 202, А). К концам лямок пристрачиваем петли с пряжками. Для этого используем отрезки лент длиной 10 см и шириной 2— 2,5 см. Внутрь лямок вставляем фетровые полоски шириной 4—5 см, длиной 40 см. Эти полоски закрепляем несколькими продольными строчками.

Для поясного ремня отрезаем ленты длиной 35 и 50 см, шириной 4—5 см. Каждую ленту вкладываем в сложенную по осевой линии накладку М, которую обтачиваем по краю с внутренней подгибкой срезов (рис. 202, Б). Внутрь поясной накладки можно вставить вкладыши из фетра и закрепить их строчками. К концам лент прикрепляем детали разъемной пряжки.

Предлагаем еще один вариант поясного ремня. Здесь поясная накладка является карманом. Схема изготовления такого ремня — на рисунке 203. Срезы накладки подворачиваем, вдоль подвернутых срезов настрачиваем половинки ленты “липучка”, сбоку от осевой линии поясной накладки настрачиваем ленту. Затем складываем поясную накладку по осевой линии пополам и прокладываем две строчки с заклепками в начале и на срезах ленты “липучка”. В такую накладку можно поместить фетровые вкладыши или использовать ее просто как карман для всяких мелких вещей.

Теперь переходим к спинке рюкзака. Размечаем спинку. Чертим осевую линию, отмечаем высоту подвеса лямок, рассчитанную по приведенной ранее формуле.

Рис. 203. Изготовление поясного ремня с накладкой-карманом Рис. 204. Разметка спинки рюкзака
Рис. 205. Расположение усиливающей накладки под спинкой рюкзака в области подвеса лямок Рис. 206. Закрепление лямок на спинке рюкзака и приклепывание петельки

Разметка спинки рюкзака — на рисунке 204. От точки подвеса лямок отступаем вниз на 7 см и из этой точки проводим два луча вверх под углом 15° к осевой линии. В секторе, который ограничен двумя лучами, располагаем петлю из прочной капроновой ленты длиной 18 см, шириной 1,5—2 см. Слева и справа от сектора располагаем лямки. Закреплять лямки и петлю на спинке рюкзака надо тщательно!

Давайте разберем, что произойдет, если прочность соединения лямок со спинкой рюкзака не будет соответствовать прочности ткани спинки. Если соединение слабое, постепенно будут отрываться лямки; если ткань спинки рюкзака недостаточно прочна, она будет разрываться выше подвеса лямок. Поэтому ткань на спинке необходимо усилить дополнительной накладкой из капроновой ткани, а лучше — из авизента. Размеры накладки произвольные. Верх накладки должен располагаться выше линии закрепления клапана, низ накладки — ниже точки подвеса лямок на 8 см (рис. 205). Накладку располагаем с изнаночной стороны. Настрачиваем лямки и петельку. Строчки следует располагать строго перпендикулярно действию силы на лямки (рис. 206). Петельку дополнительно закрепляем двумя заклепками. С изнаночной стороны подкладываем шайбочки, которые вырезаем из кожи. После этого закрываем лямки кожаной накладкой Л и настрачиваем ее. Старайтесь не попасть иглой на заклепки, установленные на петельке. Места прикрепления лямок усиливаем заклепками. Снизу подкладываем шайбы из кожи.

Теперь выше подвеса лямок настрачиваем клапан рюкзака. Не забудем прихватить накладку (см. рис. 205). Заметьте, клапан — шире спинки рюкзака (рис. 207, А). Уголки клапана подворачиваем под углом 45°, после чего притачиваем к спинке подкладку (рис. 207, Б). На рисунке показаны обязательные закрепки. После этого в карман, который образован спинкой и подкладкой, вставляем поролон и выстегиваем спинку. К верхнему срезу спинки присоединяем деталь рукава Н. Эту деталь притачиваем так, чтобы ткань верха окантовывала шов; скрепляем ее с закрытым срезом (рис. 208). На рисунке — полученный нами “слоеный пирог” спинки рюкзака. Если вы все точно выполнили, то прочность соединения лямок обеспечена.


Рис. 207. Настрочим клапан. Уголки подвернем под углом 45° и стачаем спинку с подкладкой


Рис. 208. Разрез спинки рюкзака в сборе:
1 — лямка; 2 — клапан; 3 — спинная часть рукава; 4 — накладка; 5 — поролон; 6 — верх спинки; 7 — подкладка спинки

Теперь к низу спинки притачаем поясные ремни. Схемы работы изображены на рисунке 204. Здесь же видно, сколь тщательно выполняется закрепка поясного ремня.

Подготовим заднюю стенку рюкзака. Разметка — на рисунке 209. Вдоль осевой линии несколькими поперечными строчками настрочим ленту (длиной 65 см, шириной 4 см) с петлей вверху (рис. 210). На расстоянии 10 см от осевой линии задней стенки и на расстоянии 30 см от низа настрочим петли (шириной 2—2,5 см, длиной 10 см) с пряжками. Пришиваем 4 кожаные накладки. К низу задней стенки пристрачиваем окантовочную полосу из кожзаменителя С и накладку П, с предварительно подвернутыми и закрепленными боковыми срезами (см. рис. 208). Окантовочную накладку из кожзаменителя С можно настрочить так, как это показано на этом же рисунке, но лучше соединить ее с задней стенкой рюкзака по схеме, приведенной на рисунке 211. Так обеспечивается большая прочность соединения.

Рис. 209. Разметим заднюю спинку рюкзака Рис. 210. Обработка задней стенки рюкзака:
1 — лента; 2 — задняя стенка рюкзака; 3 — накладка для пряжки поясного ремня; 4 — лента лямки; 5 — дно

Справа и слева от накладки настрачиваем петли из ленты шириной 1—1,5 см и длиной 17 см для крепления ледоруба и молотка. Места крепления лент можно усилить заклепками. Около нижних углов задней стенки по предварительной разметке (см. рис. 209) настрачиваем ленты лямок длиной 50 см и шириной 2—2,5 см. Их крепление усиливаем заклепками. Не забудем подложить кожаные шайбы. Вытачки, которые обозначены на рисунке 209, застрачиваем, и к верху задней стенки притачиваем деталь рукава Т, которую обрабатываем так же, как и на спинке рюкзака.

Детали донышка рюкзака У, выполненные из кожзаменителя и капрона, стачаем между собой и приступим к окончательной сборке рюкзака.

Детали спинки и задней стенки сложим лицевыми сторонами друг к другу и стачаем их боковые срезы. Ширина шва — 1,2—1,5 см. В местах крепления поясного ремня и клапана сделаем прочные закрепки. Шов окантуем тесьмой. Верхний срез рюкзака обработаем швом вподгибку с закрытым срезом. В шов пропустим шнурок. Выведем шнурок наружу обычным способом: настрочим кожаную накладку и пробьем в ней две дырочки.

К низу рюкзака притачиваем дно. Срез шва обрабатываем тесьмой. На кант шва, которым притачан рукав к спинке и задней части рюкзака, устанавливаем блочки, через блочки пропускаем шнурок. В отверстия накладок вставляем ремешки с пряжками.

Рюкзак готов.

В последнее время в рюкзаках, изготовленных ведущими зарубежными фирмами, спинке придаются различные рельефы, которые улучшают посадку рюкзака на спине и вентиляцию тела при надетом рюкзаке. Такие рюкзаки называют антропометрическими, поскольку рельеф спинки рюкзака в какой-то мере соответствует рельефу спины человека.

Рис. 211. Вариант соединения окантовочной полосы из кожзаменителя с задней стенкой рюкзака Рис. 212. Спинка простейшего антропометрического рюкзака Рис. 213. Дополнительные детали спинки для антропометрического рюкзака
Рис. 214. Вертикальные рельефы Рис. 215. Обработка горизонтального рельефа внизу спинки

Давайте посмотрим, как изготовить спинку рюкзака с простейшим мягким рельефом (он изображен на рис. 212). Рельеф образуют два вертикальных валика и один горизонтальный, расположенный внизу.

Чтобы изготовить такую спинку, выкроим дополнительно две детали — трапециевидную и прямоугольную (рис. 213). Детали кроим из хлопчатобумажной ткани.

Накладываем на деталь спинки трапециевидную деталь так, чтобы ее верхний срез совпадал с точкой подвеса лямок. Настрачиваем эту деталь двумя строчками, параллельными боковым срезам, на расстоянии 8,5 см от них (операция 1 на рис. 214). Теперь сдвигаем боковины трапециевидной накладки к осевой линии спинки на 1,5 см и пристрачиваем их к спинке швом с закрытым срезом (операция 2 на рис. 214).

В полученные отверстия вставляем две поролоновые полосы так, чтобы они не доходили 7 см до верха трапециевидной детали и 1 см до низа. К низу спинки пристрачиваем прямоугольную деталь (рис. 215). Затем отворачиваем ее вниз и притачиваем к низу спинки. В отверстие между спинкой и прямоугольной деталью вставляем поролоновую полосу так, чтобы она не доходила до боковин спинки 1—1,5 см. Дальше все делаем согласно описанию подготовки спинки (единственное уточнение: внутренний поролон нужно будет простегивать вертикальными строчками).

Теперь вы знакомы с базовой технологией изготовления рюкзаков. Она может упрощаться и усложняться, как вы сочтете нужным.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Бринк, Бондарец. Ателье туриста


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.