Туристское снаряжение

Страховочная система

Первое — и самое главное: страховочная система должна быть надежной! Мы уже упоминали о требованиях к ней, разработанных Международным союзом альпинистских ассоциаций. Их можно условно разделить на три группы: медицинские требования, требования к прочности, требования к маркировке. Изложим основные из них с небольшими комментариями.

Медицинские требования

Рис. 216. Конфигурация страховочной системы, которая соответствует медицинским требованиям

1. Ширина лент, несущих нагрузку в ситуации, когда человек висит в страховочной системе, должна быть не менее 43 мм. Плечевые ленты должны иметь ширину не менее 28 мм.

2. Человек должен самостоятельно, без посторонней помощи надеть страховочную систему и привязаться к веревке. В страховочной системе он должен по меньшей мере 10 минут находиться в положении виса, в отчетливом удалении от земли, не двигаясь. При этом он не должен ощущать сильную боль и иметь нормальное дыхание. Нагрузка должна распределяться между беседкой и обвязкой. В положении виса человек должен свободно шевелиться.

Комментарий. Находясь в висе во время выполнения упражнения, человек может потерять сознание. Поэтому тест должен проводиться под наблюдением еще двух человек. Если замечено онемение конечностей, необходимо прекратить проверку.

3. Точка подвеса к веревке должна находиться не ниже чем самая нижняя точка грудины. При испытании в висе точка присоединения к веревке должна отчетливо ощущаться выше самой нижней точки грудины. Человек, висящий вниз головой, должен быть в состоянии без посторонней помощи вернуться в положение виса вверх головой. Если система состоит из отдельных обвязки и беседки, то петли беседки должны доставать до места присоединения к веревке на уровне груди. Нагрудный пояс обвязки должен охватывать грудь под мышками (рис. 216).

Комментарий. Точка подвеса страховочной системы должна быть выше центра тяжести человека с надетым рюкзаком, в противном случае можно перевернуться вниз головой.

4. Человек в положении виса не должен ощущать увеличение прогиба позвоночника.

5. Пряжки не должны находиться в области паха, подмышечных впадин, половых органов и почек.

6. При любых нагрузках пряжки параллельны поверхности тела.

Комментарий. При индивидуальной подгонке страховочной системы вполне можно обойтись без пряжек. Шейте точно по своему размеру.

Требования к прочности


Рис. 217. Манекен, на котором испытывают страховочные системы
Рис. 218. Испытания прочности страховочной системы в нормальном положении манекена
Рис. 219. Испытания прочности страховочной системы для случая падения вниз головой

7. Для испытания страховых систем разработан специальный манекен. Страховочная система, надетая на манекен (рис. 217), должна без заметных разрывов выдерживать нагрузку 1600 кг в течение одной минуты. Затем повторно — такую же нагрузку, но уже в течение 5 минут. Схема этого испытания показана на рисунке 218.

8. Помимо предыдущего испытания проводится испытание по схеме, показанной на рисунке 219. Это испытание имитирует ситуацию, когда рывок произошел в момент положения виса вниз головой. Страховочная система должна выдержать рывок в 1000 кг. Условия испытания те же, что и в предыдущем случае.

9 и 10. Требования, изложенные в этих пунктах, весьма специфичны и ничего не добавляют к нашим представлениям о степени необходимости прочности страховочной системы.

11. Швы должны быть выполнены контрастными по цвету нитками. Это позволяет легко контролировать степень их износа.

12. Металлические пряжки должны иметь радиусы закруглений на углах не менее 3 мм.

Маркировочные требования обязывают изготовителей страховочных систем маркировать изделия с указанием гарантированного срока использования.

Теперь рассмотрим простейший вариант страховочной системы. Надеваем ленты на предполагаемый комплект одежды так, как показано на рисунке 220. Прямо на теле булавками скрепляем ленты между собой (лучше попросить это сделать товарища). После этого систему аккуратно снимаем и соединяем ленты на швейной машинке или вручную.

Рис. 220. Самодельная страховочная система Рис. 221. Нормальная загрузка силового шва Рис. 222. Оттяжка из ленты Рис. 223. Варианты действия нагрузок на силовые швы в страховочной системе

Как же обработать отдельные узлы страховочной системы, чтобы она удовлетворяла требованиям прочности? Мы уже предлагали способ оценки прочности силового соединения на сдвиг по количеству стежков. Напомним формулу: F = nf. Эта формула “работает” в тех случаях, когда на шов силы действуют так, как это показано на рисунке 221. Значит, мы легко можем оценить прочность соединения петли из ленты, которую мы будем использовать в качестве оттяжки (рис. 222).

При соединении петель силовым швом необходимо предусматривать дву-, трехкратный запас прочности. Однако следует помнить, что многократное повторение строчки по одному и тому же месту может ослабить саму ленту.

Когда на силовой шов действуют разнонаправленные силы, то возможно возникновение концентрации напряжения на отдельных участках шва. Это может привести к его разрыву. На рисунке 223, А, Б показаны возможные варианты действия нагрузок на силовой шов и точки концентрации напряжения. В этих точках возможно нарушение шва. Значит, необходимо дополнительно усиливать эти места.

На рисунке 224 изображена страховочная система, которую мы попробуем изготовить. Вид и конструкция этой системы достаточно просты. Она традиционно используется туристами и альпинистами. На этом же рисунке буквами указаны места, в которых при срыве будет концентрироваться напряжение. В точках А и Б напряжения будут концентрироваться при срыве человека в положении ногами вниз, головой вверх. В точках В и Г нагрузки будут концентрироваться при рывке в положении головой вниз.

Кроме того, при любом срыве концентрация возникает на коушах обвязки и беседки (рис. 224, точка А). Коуши следует обработать так, как укрупненно показано на рисунке 225. Если вы шьете обвязку из привязных ремней для автомобиля, то обработать коуши несложно. Эта лента достаточно эластична.

Теперь давайте посмотрим, как усилить точки В на рисунке 224.

Рис. 224. Традиционная страховочная система Рис. 225. Обработка коушей обвязки
Рис. 226. Первый вариант усиления точки Б Рис. 227. Второй вариант усиления точки R
Рис. 228. Крепление плечевых лент

1-й способ. Взгляните на рисунок 226. Угол-концентратор усиливаем дополнительно двумя зигзагообразными строчками, перпендикулярными биссектрисе угла. Установить самый малый шаг стежка.

2-й способ. Он более сложен. Для усиления используем отрезок ленты длиной 20 см. Последовательность операций обработки этого узла изображена на рисунке 227. На ленту беседки настрачиваем подготовленный отрезок ленты (рис. 227, А). После этого перпендикулярно настрачиваем ленту беседки силовым швом и подворачиваем отрезок ленты (рис. 227, Б). Конец отрезка ленты, сложенный пополам, также соединяем с основной лентой силовым швом. Второй способ обработки более надежен, чем первый.

Рис. 229. Закрепление плечевых лент сзади на нагрудной ленте

Обратите внимание на обработку узла крепления плечевых лент к широкому грудному ремню (рис. 224, точка В). Один из вариантов обработки этого узла изображен на рисунке 228.

Бретели-обвязки следует делать из одной ленты, которая в точке Г (см. рис. 224) просто перегибается пополам вокруг нагрудного ремня и закрепляется (рис. 229).

Запомните: силовые швы на широких лентах должны иметь не менее 600 стежков капроновой нитью 50К. Силовые швы на бретелях — не менее 200 стежков.

Строчите страховочную систему контрастными по цвету нитками и носите ее не более трех лет.

Вы, безусловно, сможете правильно и красиво сшить страховочную систему, но проверить ее прочность, к сожалению, не в ваших силах. У вас нет для этого необходимого оборудования. Как же быть? Внимательно прочтите следующую главу — вы найдете там полезные сведения.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Бринк, Бондарец. Ателье туриста


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.