ПЕРЕД ТЕМ, КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПОХОДУ
ДЛЯ КОГО МЫ ПИСАЛИ КНИЖКУ
Книжка написана для родителей, желающих совершать спортивные туристские путешествия с детьми почти любого возраста. Что значит „почти"? Дети должны уметь в простых ситуациях действовать самостоятельно: ходить, одеваться, есть и т.п. На наш взгляд, минимальный возраст детей, участвующих в путешествии, 3-4 года. Начав с этого возраста, дети могут путешествовать с родителями, пока не станут взрослыми, самостоятельными людьми. Всегда найдутся районы и маршруты, пройти которые будет интересно вместе.
Желательно, чтобы родители имели опыт спортивных путешествий без детей. Тогда было бы просто приспособить свои навыки и знания туристов-спортсменов к специфическим условиям путешествия с детьми. Но это совсем не обязательно. Мы видим свою задачу шире: нам хочется привлечь к спортивным путешествиям новичков - людей, ранее туризмом не занимавшихся. Наш опыт спортивных путешествий без детей и некоторый опыт путешествий с детьми позволяет на это рассчитывать.
Нельзя же всерьез полагать, что данная сфера деятельности вообще закрыта (недоступна) подавляющему большинству людей. Наоборот! Туризм такой вид спорта, которым может заниматься любой желающий. Нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по состоянию здоровья. Надо только правильно формулировать цели, ставить задачи, решение которых соответствует Вашим возможностям.
В книжке описаны разные маршруты: от самых простых по легко доступным районам до путешествий, соответствующих первой категории сложности существующей спортивной классификации, по глухим отдаленным районам Урала. Даны конкретные рекомендации по организации путешествия, оформлению документов, подбору продуктов и снаряжения, обеспечению безопасности. Кроме того, мы надеемся на житейский опыт родителей, которые уже сумели воспитать детей, готовых идти в поход (полагаем, что это сложнее, чем сходить в поход).
Начинать, конечно, следует с простых путешествий, даже если родители имеют большой туристский опыт. Надо всегда помнить, что это походы для детей. Цель родителей состоит исключительно в том, чтобы детям было интересно. Для детей же главный интерес не в спортивности путешествия (не в сложности преодоления препятствий), а в познавательности, необычности ситуаций, новизне ощущений.
Задача родителей состоит не в том, чтобы сделать из детей спортсменов, а в том, чтобы сформировать у детей интерес к путешествиям, к познанию природы, географии родной страны. На этой основе они сами, став взрослыми, будут организовывать свои сложные спортивные путешествия.
Книжка написана для энергичных родителей и любознательных детей.
ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ПОХОДЫ
Люди путешествуют с давних времен. Еще в эпоху палеолита охотники уходили далеко от жилья, преследуя добычу. Потом были военные походы и путешествия купцов в чужие края за экзотическими товарами. Во всех этих странствиях люди видели что-то новое, необычное. Отсюда возникла идея специально организовать путешествия с целью изучения Земли, открытия новых территорий. Именно так были накоплены основные фактические знания по ботанике, зоологии, этнографии, географии, геологии, сформировано общее представление о Земле.
Современные спортивные путешествия - модель тех исследовательских экспедиций, которые открывали и изучали Землю. Туристы (особенно дети) тоже открывают и изучают новые территории. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенок своими глазами может посмотреть тайгу и степь, пустыню и тундру. В будущем, раскрыв учебник ботаники или географии, он воспримет не сухой текст, а снова увидит бескрайние ландшафты, реальные картины природы.
У каждого есть свое представление о том, что такое „большая река", „высокая гора", „дремучий лес", „бескрайняя степь" и т.п. Чем больше видел рек, гор, лесов и степей, тем точнее эти представления. Не каждый правильно представляет, что такое ледник, кар, пещера и т.п. Объяснения тут мало помогают. Надо хоть раз увидеть эти объекты самому, желательно в детстве.
Разнообразны формы рельефа, неисчислимы виды растений и животных, огромное количество географических объектов, названия им дают на многих языках. Если изучать все это по учебникам, то трудно рассчитывать на возникновение большого интереса. А в путешествии все это познается само собой (и навсегда!).
Только те, кто много путешествовал по разным краям, имеют правильное представление о размерах своей страны, Земли в целом. Для домоседов самолеты и телевидение, почта и телеграф сжали Землю до размеров небольшого шарика, на котором стоит их дом. Все остальное находится где-то далеко, но в пределах одного дня пути.
Спортивное путешествие подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. Деревья и кусты дают дрова для костра. На костре готовят пищу, костер может превратиться в пожар. По реке можно плыть на лодке или плоту, но надо быть осторожным - в реке можно утонуть. Дождь создает большие неудобства для туристов, но он питает реки, поит растения. Эти и подобные им наблюдения и впечатления могут сформировать у детей понимание зависимости людей от природы, природы от людей, взаимосвязи явлений природы, дадут возможность осознать себя частью природы.
НАША БЕСКРАЙНЯЯ РОДИНА
Возможности организации туристских путешествий по нашей стране практически не ограничены. Россия имеет огромную территорию, простирающуюся по двум континентам (Европа и Азия). На этих необъятных пространствах встречаются почти все природно-климатические зоны от ледяных арктических пустынь до субтропиков Западного Кавказа. Разнообразны, контрастны формы рельефа страны: низменности, возвышенности, плоскогорья, горы самых разных высот. Ее берега омывают 12 морей трех океанов. Количество наших ручьев, речек, рек, озер исчисляется миллионами. Так что экзотики хватит на всех. Десятки лет десятки тысяч туристов ходят в походы, но и сейчас, и в будущем любой желающий найдет себе маршрут, который до него не проходил никто.
Известны серьезные туристские путешествия и по тундре, и по пустыне, и по другим достаточно однообразным ландшафтам. Но те путешествия привлекали взрослых квалифицированных туристов своей спортивностью - трудностью преодоления сложной для прохождения местности, которая тянется бесконечно. Более привлекательны для путешественников горные местности, в них сосредоточены очень разные природные объекты: вершины, перевалы, гребни, кары, ледники, снежники, озера, реки. И все это можно наблюдать в сравнительно коротких маршрутах, что будет интересно для детей. Маршруты по горным районам Урала мы и опишем в книжке.
Мы представляем несколько маршрутов, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.
РАЗНЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА
Перед тем, как приступить к описанию спортивных туристских походов, к описанию их организации и подготовки, надо пояснить термин „спортивный туризм".
Путешествовать можно по-разному. Существуют туристские поездки в зарубежные страны -загрантуризм. Есть нечто похожее и внутри страны: теплоходом от Перми до Астрахани (когда-то всем, кто доплыл до Астрахани, вручали значки „Турист СССР"), или теплоходом от Красноярска до Диксона, или поездом по городам-героям, или самолетом на выходные дни из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и т.п. Это не спортивные путешествия - они совершаются без затраты физических сил и интеллектуальных способностей.
К туристским поездкам по способу Организации примыкают так называемые плановые туристские маршруты. По стране их сотни. Действуют они из года в год в весенне-летне-осенний период. Есть среди плановых маршрутов пешие: по Бажовским местам (Средний Урал), по хр. Таганай (Южный Урал), к Поднебесным Зубьям (Кузнецкий Алатау); есть водные - сплав на лодках по р. Чусовой (Средний Урал); есть даже конный маршрут по Алтаю.
Казалось бы, нет ничего общего между туристскими поездками и плановыми туристскими маршрутами. Конечно, внешне конный маршрут по Алтаю никак не похож на самолетную экскурсию в Санкт-Петербург. Но резко отличаясь по форме, они очень близки по сути: и тот и другой проходят по жестко заданной „колее", строго по расписанию, под руководством экскурсоводов и инструкторов. В обоих случаях нет приключения, от путешественника не требуется решать задачу, как достигнуть цели.
Суть спортивного туристского путешествия состоит в том, что путешественники сами выбирают цели - объекты природы, которые они хотели бы посетить (посмотреть); сами прокладывают маршрут, обеспечивающий рациональное преодоление препятствий, достижение выбранных целей.
В зависимости от способа передвижения и характера основных препятствий маршрута, различают виды спортивного туризма: авто, мото, вело, на моторных и парусных судах, водный (сплав), пеший, лыжный, спелео. Поскольку мы хотим сделать детей непосредственными самостоятельными участниками спортивных путешествий, но не хотим подвергать их излишним неудобствам и опасностям, сосредоточим свое внимание на пеших походах. Путешествия с использованием технических средств передвижения (авто, мото, моторные суда) превращают ребенка в пассажира. Лыжный туризм подразумевает умение ходить на лыжах, большие затраты сил при прокладывании лыжни, а главное, постоянную (днем и ночью) борьбу с холодом. Спелеотуризм требует предварительной (до похода) отработки специфических технических навыков, которые сами по себе вряд ли заинтересуют ребенка. При этом мы не исключаем возможности посещения простых пещер в пеших походах.
Спортивность путешествия состоит в том, что цель и пути к ней определены и объявлены заранее („заявлен" маршрут). Непрохождение маршрута, его изменение означает неуспех, провал путешествия, поражение команды (туристской группы). Конечно, все тут достаточно условно, но подобные условности присущи спорту вообще. Есть у спортивного туризма и специфическая особенность. Упорное стремление к условной цели в походе требует осторожности. Иначе может возникнуть другая, уже не условная, задача - как вернуться живым. Поражение здесь может означать не условный проигрыш, а жесткий, безусловный вопрос: „Как выбраться, выжить?"
Спортивное путешествие - длительное (дни, недели) - комплексное мероприятие. Оно требует большой затраты физических (сила, выносливость, технические приемы) и интеллектуальных (тактические задачи, технические приемы) усилий. Нельзя все предусмотреть заранее. На маршруте нас ждут приключения. Надо суметь в конкретной реальной обстановке осуществить то, что было спланировано. Разумеется, сделать это можно будет, если удалось более или менее точно угадать (предвидеть!), что ждет на маршруте, и, если запас возможностей по преодолению неожиданностей у путешественников имеется.
К спортивному примыкает так называемый „дикий" туризм. „Дикие" туристы имеют более или менее выраженное -намерение посетить район, посмотреть те или иные объекты. Но конкретного маршрута, который они обязаны пройти, у них нет. Формально это выражается в том, что они не „заявляли" путешествие. В зависимости от обстановки во время путешествия „дикие" туристы корректируют свои намерения, меняют маршрут. Ясно, что четкой грани между спортивным и „диким" туризмом нет. Используя существующий термин „дикий" туризм, авторы ничуть не желают выказать свое пренебрежение к нему. Мы сами начинали как „дикие" туристы, знаем, что это явление широко распространено, видим, как постоянно происходит миграция между „диким" и спортивным туризмом.
<< К содержанию Далее >>
Вернуться: Начало долгого пути
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.