IX. ПО СИБИРЯКОВСКОМУ ТРАКТУ К ВЫСОЧАЙШЕЙ ВЕРШИНЕ СЕВЕРНОГО УРАЛА - ТЕЛЬПОСИЗ

1. По Северной железной дороге до станции Печора (от Москвы 40 часов).

2. На самолете от города Печора до деревни Подчерье (1 час).

3. На автомашине от Подчерья до деревни Усть-Щугор, 50 км (2 часа).

4. На лыжах от Усть-Щугора до деревни Мичабичевник, 27 км (1 день).

5. От Мичабичевника по Сибиряковскому тракту до Щугора, 34 км (2 дня).

6. Вверх по Щугору до устья реки Тельпос (34 км), вверх по долине Тельпоса до устья речки Пятидырка (16 км) и вверх по долинам рек Пятидырка (9 км) и Тельпосю (2 км) до устья правого ручья. Всего 61 км (4 дня).

7. Вверх по долине Тельпосю до перевала через Тельпосский хребет (9 км), вниз с перевала до ручья Нярт-Сюю (6 км) и вниз по ручью до места лагеря (2 км). Всего 17 км (1 день).

8. Восхождение на вершину Тельпосиз, 14 км (1 день).

9. Вниз по долине ручья Нярт-Сюю до Щугора (11 км), вверх по Щугору до Сибиряковского тракта (6 км) и по Сибиряковскому тракту до метеостанции Верхний Щугор (4 км). Всего 21 км (1 день).

10. Oт метеостанции до базы геологов Педы, 27 км (1 день).

11. На тракторе или вездеходе от базы Педы до Саранпауля, 80 км (1 день).

12. На самолете от Саранпауля до Березова (2 часа) и далее до Салехарда (2 часа) или до Тюмени (4 часа).

Длина всего лыжного маршрута 201 км (11 дней).

Поход на лыжах по Тельпосскому хребту с пересечением в его наиболее высокой северной части и восхождение на самую высокую вершину Северного Урала—Тельпосиз, несомненно, весьма интересно и необычно, но очень трудно из-за неблагоприятных метеорологических условий в районе хребта. Зимой значительную часть дня его вершины закрыты сплошными облаками, наверху часто свирепствуют сильные ветры и морозы. До настоящего времени пересечь хребет на лыжах удалось лишь группе москвичей под руководством И. В. Рискина в 1965 г. Совершить же зимой восхождение на Тельпосиз пока не удалось никому из-за плохой погоды. Первая попытка такого восхождения была предпринята еще до войны, но из-за метелей и плохой видимости потерпела неудачу.

Рекомендовать этот маршрут можно только физически сильным туристам-лыжникам, имеющим большой опыт сложных зимних походов, а также альпинистских восхождений. Отправляясь в путешествие, группа должна к указанной нами продолжительности маршрута добавить 6— 8 дней на ожидание в лагере хорошей погоды перед пересечением хребта и перед восхождением на Тельпосиз. Для восхождения необходимы альпинистское снаряжение (веревки, кошки, ледорубы и пр.), маски, гусиное сало от обмораживания и темные очки. Снег на крутых склонах может быть очень плотным и скользким, а весеннее солнце и яркий, отраженный от снега свет слепят глаза. При отсутствии видимости идти на восхождение вершины и пересекать хребет нельзя: восточные стенки его местами имеют снежные карнизы и отвесно обрываются вниз.

От Усть-Щугора группа выходит на просеку Сибиряковского тракта, начинающегося на правом берегу Печоры, в 2 км ниже деревни. По тракту надо идти 8 км до Щугора, а потом вверх по реке до Нижних Ворот (9км). Нижние Ворота очень живописны не только летом, но и зимой. Отвесные известняковые скалы с обеих сторон высоко поднимаются над рекой. Местами их прорезают глубокие ущелья, заросшие хвойным лесом. Лес растет и наверху—высокий, стройный, с ветвями, запорошенными снегом. От ворот продолжаете следовать вверх по Щугору до деревни Мичабичевник (8 км), состоящей из 2 жилых и двух нежилых домиков. В деревне живут две семьи— инспектора рыбнадзора и наблюдателя гидрологического поста. Ночевать в домиках тесно, поэтому на ночлег лучше остановиться в тайге; в нежилых домах ночлег тоже плохой. От Мичабичевника нужно двигаться обратно вниз по Щугору 1 км, а потом 2 км на юг через тайгу по долине небольшого ручейка до Сибиряковского тракта. В этом месте просека старого, давно заброшенного тракта проходит с северо-северо-запада на юго-юго-восток.

Тракт был построен иркутским промышленником А. Сибиряковым в 1885 г. для перевозки дешевого сибирского хлеба и других товаров из Западной Сибири в Печорский край и Западную Европу. Начинался он от деревни Щекурья на Ляпине, куда товары доставлялись пароходами по Оби, Северной Сосьве и Ляпину. Затем их перевозили на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые речки. 1000 оленей специально предназначались для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-километровую просеку шириной 6 м, с деревянными гатями на болотах и 5 промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест в истоках реки Сертынья (бассейн Ляпина). Большой деревянный крест на перевале сохранился до наших дней.

Попытки перевозить сибирский хлеб через Урал предпринимались и раньше. Для этого использовался другой, более высокий и безлесный перевал к деревне Аранец на Печоре, но из-за сильных метелей и глубоких снегов обозы с хлебом нередко погибали на перевале.

Сибиряковский тракт сыграл в свое время большую роль в экономике края. До создания тракта Печорский край снабжался волжским хлебом, который завозили в верховья Печоры из Чердыни местные купцы и продавали его по очень высокой цене. Обратно в Чердынь они везли семгу, меха, скупая их у населения за бесценок. Если за зиму 1885/86 г. по Сибиряковскому тракту было перевезено 75000 пудов хлеба, то в 1886/87 г.—150000 пудов. Хлеб и сахар подешевели сразу в 2,5—3 раза, а зыряне и остяки, работавшие на тракте на перевозке товаров, заработали большие деньги.

В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным для круглогодичной его эксплуатации, но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию открыла возможность вывозить сибирский хлеб в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.

Выйдя на прямую просеку тракта, группа идет по ней на юго-юго-восток до речки Катя-Ель (4 км); за речкой просека вскоре поворачивает на восток и тянется 27 км до Щугора. Местами она хорошо сохранилась и просматривается далеко вперед, но там, где на ее пути встают болота, просека теряется, и ее приходится искать. Издали тракт иногда хорошо просматривается по пониженной верхней кромке леса на противоположном краю болота.

Если идти прямо по руслу Щугора, то, несомненно, путь будет красивее и снег менее рыхлый и глубокий, чем на тракте, но расстояние увеличится на 53 км. При движении по тракту мы рекомендуем применять способ хождения по снежной целине “первый без рюкзака” (см. стр. 79).

Схема северной части Тельпосского хребта

Снова на Щугор тракт выходит в 5 км ниже устья его правого притока — речки Гердью, откуда группа идет вверх по Щугору до устья реки Тельпос (34 км). По Тельпосу надо подняться до устья его правого притока Пятидырки (16 км) и двигаться вверх по долине Пятидырки вначале на юго-восток (6 км), а потом на северо-восток (3 км) до слияния с речкой Тельпосю. Далее нужно следовать по долине Тельпосю в том же направлении (азимут 45°); через 2 км, пройдя устье небольшого правого притока, группа останавливается лагерем в лесу перед переходом через Тельпосский хребет. По долине летом проходит ворга, но зимой по ней никто не ездит.

Дождавшись хорошей видимости и ясной погоды над хребтом, туристы выходят к перевалу. В 7 км выше лагеря долина Тельпосю превращается в глубокое ущелье, начинается трудный, крутой километровый подъем по мрачному ущелью. Пройдя еще с километр, туристы подходят к перевалу через хребет и начинают спускаться в долину левого притока Шугора — ручья Нярт-Сюю. От перевала до ручья 6 км, из которых 1 км спуска очень крутой по твердому насту с многочисленными камнями по пути.

Достигнув ручья, необходимо спуститься вниз по долине 2 км и устроить лагерь в лесу, на высоте около 400 м над уровнем моря. В лагере, под защитой высокого хребта от ветров и лавин, группа будет жить в ожидании хорошей погоды перед штурмом Тельпосиза.

Перевал через хребет расположен на высоте 1060 м над уровнем моря. Чтобы достичь его и благополучно спуститься в долину ручья Нярт-Сюю, группа должна выйти пораньше утром, но лишь при ясной погоде и открытом от облаков перевале. Некоторые седловины хребта с запада довольно пологи, и на них сравнительно легко подняться, но с восточной стороны они могут заканчиваться снежными карнизами и вертикальными стенками, так что при сплошной облачности на перевале можно ошибиться и выйти не на перевал, а в соседнюю седловину и сорваться с крутой стенки вниз.

Восхождение на Тельпосиз можно начинать только при хорошей видимости вершины, но группа должна быть готова к тому, что хорошей погоды иногда не бывает неделями и тогда восхождения не состоится. При благоприятной погоде восхождение надо начинать рано утром. Из лагеря в долине Нярт-Сюю группа выходит на запад к гребню отрога Тельпосского хребта, спускающегося от вершины Тельпосиза на северо-восток к нижней части долины Нярт-Сюю. Первые 3 км подъем сравнительно небольшой—100 м на 1 км; далее он более крутой—до гребня остается пройти 1,5 км, а подняться придется на высоту около 350 м. По гребню до вершины Тельпосиза останется еще 2,5 км со средним подъемом более 200 м на 1 км.

Вернувшись в лагерь, группа отправляется вниз по долине Нярт-Сюю до Щугора (11 км), потом следует вверх по Щугору (6 км) до Сибиряковского тракта, пересекающего реку с востока на запад между возвышенностью Шахтар-Орнарт на юге и высотой 527 м на севере. Далее двигаются по тракту на восток к метеостанции Верхний Щугор; путь по тракту сокращается на 8 км, так как река здесь делает большую петлю на север. После отдыха на метеостанции группа может закончить маршрут на базе геологов Педы, находящейся в 27 км от метеостанции на северном склоне горы Педы, и оттуда уехать на попутных тракторах или вездеходах до Саранпауля. От метеостанции можно также идти долиной реки Торговая к верховьям реки Пуйва и далее к базе геологов Неройка близ вершины Неройка, откуда можно на вездеходе добраться до Саранпауля. Если же у группы останутся продукты и время, то можно вернуться в Усть-Щугор на лыжах по сокращенному пути долиной Щугора и Сибиряковским трактом, затратив на 133-километровый переход 5 дней.

Ограниченный объем книги не позволяет нам дать подробно другие маршруты, поэтому мы предлагаем некоторые лыжные и водно-пешеходные маршруты для самостоятельной разработки.

1. От города Печора на самолете до деревни Подчерье. Подчерье — вверх по долине реки Подчерье на лыжах до устья реки Большой Емель — истоки Подчерья — гора Хораиз — истоки ручья Нярт-Сюю — долиной Щугора до деревни Усть-Щугор. Всего 350 км (20 дней).

2. Город Ивдель — вершина Ойка-Чокур — Отортен — по главному водораздельному хребту до истоков Печоры — каменные останцы на хребте Маньпупунёр — хребет Торре-Порреиз — река Шежим и по реке Илыч до поселка Приуральского. Всего 350 км (20 дней).

3. Вверх по Илычу на попутной моторной лодке до устья реки Испередь — на юг пешком по Высокой парме до реки Унья — на плотах вниз по Унье и Печоре до деревни Курья. От Курьи на самолете до Троицко-Печорска. Всего 360 км (21 день).

<< Назад  Далее >>


Вернуться: А.Кеммерих. Северный Урал


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.