ОБУВЬ.

То что вначале было сказано об одежде, можно целиком повторить и в отношении обуви: она должна соответствовать маршруту.

Но каков бы ни был маршрут, имеются требования, которым безусловно должна отвечать обувь туриста-пешехода.

1. Она должна хорошо приходиться по ноге, нигде не давить и не тереть. После длинного дневного перехода нога должна чувствовать только естественную мускульную усталость, как и при всяком физическом напряжении. Какая бы то ни было болезненность, ощущение неловкости, а тем более стертые места, пузыри и т. д. показывают, что ботинок не поладил с ногой. Поэтому ботинки должны быть перед походом хорошо разношены. Это особенно нужно иметь в виду при покупке новых ботинок. Примерить и походить по комнате несколько минут, а потом снять и надеть только тогда, когда направился в поход,—неразумно. Результаты скажутся через первые же несколько километров. Новую обувь обязательно нужно хорошо обносить. Для этого надо сделать несколько прогулок, пока нога не привыкнет к ботинку (Сапоги для туриста мало пригодны. Нога в них не имеет достаточной устойчивости и быстро натирается).

Рис. 3. Туристский ботинок

Ботинок не должен быть тесным, однако он не должен быть и слишком свободным, иначе нога в таком ботинке будет ерзать, значит натираться. В подъеме ботинок должен сидеть хорошо, плотно, а в пальцах—свободно. Длина не должна быть в обрез по большому пальцу, а сантиметра на два длиннее. В противном случае, например при спуске с горы, большой палец будет упираться в носок, а это приводит к быстрой усталости и вызывает боль.

Высота ботинка лучше всего до верха щиколотки. Крючки быстро ломаются, в особенности при ходьбе по скалам, так что лучше шнуровку проводить в отверстия, заделанные в пистонах.

2. Ботинки должны быть из непромокаемой плотной кожи. Самой лучшей для этой цели считается юфть. Ясно, что обувь, сшитая из неплотной или тонкой кожи, для туриста непригодна. Нога должна быть защищена как от сырости, так и от повреждения извне—ударом о камень, при прыжке на неровном месте и т. д.

Если обувь сделана не из юфти, и нет уверенности в том, что она непромокаема, то нужно, для придания водонепроницаемости, обработать обувь следующим составом. На пол-литра бензина, подогретого в горячей воде, кладут растопленные 50 г вазелина, и 30 г парафина, прибавляют немного таннина, размешивают этот состав деревянной палочкой и поливают им ботинки как снаружи, так и внутри или смазывают кистью. После такой смазки ботинки сушат в теплом помещении. При этой обработке кожи бензин с растворенными в нем вазелином и парафином проникает в кожу и испаряясь оставляет там парафин и вазелин. Такая обработка обязательно должна повторяться перед каждым большим путешествием. Для нормальной ежедневной смазки употребляется состав, который можно приготовить и самому по следующему рецепту: берут по 10 г парафина, коровьего жира и канифоли и по 20 г вазелина и деревянного масла и тщательно смешивают все это вместе. Кто не хочет возиться с такой кухней сам, может приобрести хорошую мазь в магазине охотничьих принадлежностей. Этой же мазью следует время от времени смазывать и юфтевые ботинки.

Вообще надо сказать, что правильный уход за ботинками является первым условием их долговечности. Поэтому после каждого дневного перехода нужно, сняв ботинки, вынуть из них стельки, очистить от грязи и пыли, и если они мокры— поставить сохнуть на свежем воздухе. Не рекомендуется сушить ботинки близко у огня—может потрескаться кожа. Когда ботинки еще не совсем просохли, их смазывают мазью. Смазывают ботинки еще влажными потому, что влажная кожа впитывает жир больше, чем сухая.

Густо смазывать не следует, не надо смазывать и очень часто. Частой смазкой достигается как раз обратное: кожа делается вялой. Мазь следует не намазывать, а втирать в кожу, так сказать вгонять ее внутрь.

3. Ботинок должен быть на низком широком каблуке и на двойной подошве. Язычек наглухо пришивается к бокам, носки ботинок должны быть не плоскими, а выпуклыми и достаточно высокими, чтобы большой палец ноги чувствовал себя в ботинке свободным. Особое внимание нужно обращать на тщательную пригонку подкладки к ботинку. В нем не должно быть внутри складок, выступающих гвоздей, неровностей и т. д. Шнурки желательны из тонких кожаных ремней.

risunok12.jpg (6091 bytes)
Рис. 4. Расположение гвоздей на подошве ботинка. Рис. 5.

Все это — основные требования, которым должен отвечать ботинок туриста. Затем иногда приходится сделать некоторые добавления. Так для путешествий по горным долинам желательно обить подошву и каблук ботинка гвоздями с полукруглыми шляпками. Гвозди эти не должны быть длинными, чтобы не пробивать насквозь подметку. Набивать их следует приблизительно в таком порядке, как указано на рисунке 4. У края носка и каблука гвозди можно забить ближе друг к другу, с промежутками, равными ширине шляпки гвоздя, остальные в шашечном порядке, по четыре ряда, на расстоянии приблизительно 2 см гвоздь от гвоздя. Ботинки, подбитые гвоздями, сохраняются дольше и увеличивают устойчивость ноги на камнях, снегу и льду.

Для серьезных восхождений, для восхождений на снежные вершины и вообще для больших высокогорных маршрутов делается иная обивка ботинка гвоздями (рис. б). Для этой цели берут так называемые „костыльковые" гвозди и слегка наметив шилом на подошве ход для гвоздя, наискось вбивают его через подошву с краю так, чтобы вышедший через рант конец можно было потом загнуть. Располагаются по краям гвозди эти так: на каблуке и на подошве у носка сплошь, а дальше на расстоянии попарно одна пара от другой с равными промежутками на ширину приблизительно указательного пальца. Середина подошвы обивается потом гвоздями с полукруглыми шляпками так, как указано выше.

Шнуровать ботинки туго не следует, в особенности при подъемах. При спуске же лучше все-таки немного подтянуть для того, чтобы нога не соскальзывала к носку и палец не упирался в него. Хорошо положить стельки. В них нога чувствует себя мягче и теплее. Последнее особенно важно во время ходьбы по снегу.

На случай небольшого ремонта необходимо брать с собой шило, дратву, каркас, а также несколько запасных гвоздей.

Кто из года в год думает совершать туристические путешествия, тому безусловно необходимо купить или заказать такие специальные ботинки, они обойдутся рублей в 16—18, и при соответствующем уходе прослужат несколько лет, тогда как обычные городские ботинки износятся, в особенности в горах, в течение одного маршрута. Однако, если финансы не позволяют приобрести специальные ботинки, то надо все-таки обыкновенные ботинки соответствующим образом приспособить, а именно: подбить вторую подметку и наложить обсоюзку на передок.

На время отдыха, если кто не привык оставаться босиком, хорошо иметь гимнастические туфли или туфли кавказского типа.

Мы указали самое нужное из одежды и обуви. Можно было бы порекомендовать и описать массу других вещей, которых однако ни купить ни изготовить при небольших затратах у нас невозможно. В выработке туристического снаряжения первые шаги сделаны Обществом пролетарского туризма, которое в своем магазине (Москва, Петровка, 5, магазин „Турист") и собственной мастерской проводит опыты по изготовлению дешевой и доброкачественной туристической одежды, обуви и снаряжения. Однако это еще только опыты, и в ближайшее лето (1929 г.) рассчитывать на удовлетворение снаряжением всех желающих туристов не приходится.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: В.Семеновский. Снаряжение туриста


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.