Изба-читальня - Карельский Перешеек - По западному Приладожью




По западному приладожью

От северной границы Всеволожского района до границы Карельской АССР вдоль западного берега Ладожского озера протянулась территория Приозерского района Ленинградской области.

В западном Приладожье есть много мест, интересных для туристов и экскурсантов. Замечательные памятники новгородской старины Тиверск и Волочек Сванский, Суворовские редуты, водоскаты и пороги на Лосевской протоке и реке Бурной, многочисленные гранитные и лесистые острова на больших плесах Вуоксы — всё это стоит посмотреть во время коротких прогулок, экскурсий и туристских походов в западном Приладожье.

Новое русло реки Вуоксы, проходящее по озерам Средней Вуоксы, Лосевской протоке, Суходольскому озеру и реке Бурной, резко делит территорию района па две части.

К югу от Вуоксы раскинулись многочисленные камовые холмы Токсовско-Лемболовской возвышенности. Для северной же части района характерно обилие оставленных ледником валунов. За Приозерском выходит на поверхность коренные гранитные породы в виде громадных скал, высота которых достигает 60-70 м.

Если на юге района главное природное богатство — пески и глины с большим содержанием минеральных красок охры и мумии, то на севере — гранит.

В Вуоксинской низине встречаются небольшие, не имеющие пока промышленного значения залежи бокситов — сырья для изготовления алюминия. Вдоль берега Нижней Вуоксы протянулись длинные цепи высоких озовых холмов, своим внешним видом напоминающие заброшенные железнодорожные насыпи.

И на юге и на севере района очень много послеледниковых озер — длинных, узких, вытянутых с северо-запада на юго-восток.

Экономика района разнообразна и перспективна. На западном побережье Ладоги в поселках Кузнечное и Ровное расположены два крупнейших предприятия по добыче строительных материалов.

Крупные совхозы снабжают область молоком, картофелем, овощами. Некоторые совхозы специализируются на птицеводстве, садоводстве, семеноводстве и разведении ценных пушных зверей.

Несколько научно-исследовательских учреждений района работает над вопросами преобразования и наиболее полного использования природы Карельского перешейка. На берегу Ладоги находится единственный на перешейке Рыборазводный завод, задачей которого является воспроизводство ценных пород рыб для многочисленных озер.

В любой части Приозерского района много мест, удобных для отдыха, купания, ловли рыбы, сбора грибов и ягод.

Почти все населенные пункты района удобно связаны с Ленинградом и Приозерском. С юга на север район пересекает железнодорожная линия, идущая от Ленинграда к станции Хиитола. Далее железнодорожные пути расходятся: на запад — к Каменногорску и Выборгу, на восток — к Сортавала и Петрозаводску.


Восточная часть Карельского перешейка. Схематический план.

От Приозерской пристани по системе Вуоксы ежедневно ходят пассажирские катера. Самая большая линия, протяженностью 30 км, связывает районный центр с западным берегом озера (поселок Горы). Другая линия ведет на север в поселок Кузнечное (21 км).

Пароходное движение по круговой линии открыто и на втором крупном озере района — Отрадненском.

Недавно вошла в строй пассажирская линия на озере Суходольском. От станции Лосево катера ходят в юго-восточном направлении к населенным пунктам Громове и Портовое и на запад к охотничьей базе.

13 автобусных маршрутов связывают Приозерск со всеми населенными пунктами северной части района. А от железнодорожных станций Сосново и Громово ходят автобусы к крупным населенным пунктам южной части района.

Приозерский район очень популярен среди туристов. По его территории проходит много плановых и самодеятельных туристских маршрутов.

Интересно побывать на Ладоге, севернее и южнее Приозерска. К югу от города, далеко — до самого истока реки Невы — тянется пологий, сравнительно мало изрезанный (вначале песчаный, а затем глинистый) берег. Характер берега внезапно меняется в черте самого города, сразу же за устьем реки Вуоксы. К северу от реки линия берега очень изрезана и образует многочисленные узкие заливы, мысы, полуострова. Вдоль кромки его тянется целый архипелаг гранитных островов, образующих запутанные шхерные проливы. Чем дальше на север от Приозерска, тем более изрезанной становится береговая линия, тем большие глубины можно встретить у гранитных отвесных скал, круто обрывающихся в воду.

Путешествуя по Приозерокому району, невольно вспоминаешь слова поэта В. Брюсова:

...Мох, да вереск, да граниты, чуть шумит сосновый бор, с поворота вдруг открыты дали синие озер.

К ЮГУ ОТ ВУОКСЫ

В южной части района, почти до самой Вуоксы, протянулась цепь камовых холмов ледникового происхождения. В многочисленных ложбинах между холмами много послеледниковых озер с живописными берегами, быстрых и порожистых речек, которые текут на север в Вуоксинскую низину. Среди них особенно интересна река Вьюн, русло которой причудливо извивается между холмами. У западных склонов возвышенности начинаются реки Сестра и Птичья, впадающие в Финский залив.

Почти на 80 км с севера на юг пересекают район Железная дорога и шоссе на Приозерск.

Строительство железной дороги на Приозерск началось еще в годы первой мировой войны, но было прервано в 1918 г. Только в 1940 г. Приозерск и Сосново получили прямую железнодорожную связь с Ленинградом после соединения железнодорожных веток Ленинград — Лемболово и Приозерск — Рассуди (Орехово).

Приозерское шоссе.

В 1958—1959 гг. Приозерская дорога была электрифицирована до Соснова. В дальнейшем электропоезда будут ходить до Пряозерска.

Приозерское шоссе ответвляется от Восточно-Выборгского шоссе на 23-м км от Ленинграда у населенного пункта Осиновая роща (см. стр. 154). Далее около 40 км шоссе проходит по территории северной части Всеволожского района. Здесь много больших, тянущихся на несколько километров населенных пунктов. Только вступив на территорию Приозерского района, шоссе становится удобным для привалов, сбора грибов и ягод.

Несколько удобных для пешеходов и автомобилистов дорог связывают железнодорожные станции Выборгской и Приозерской линий. На автомобиле или велосипеде можно выехать из Ленинграда по одному из Выборгских шоссе, а вернуться в город к вечеру по Приозерскому (и наоборот). Маршрут пешего похода от одной железной дороги к другой занимает 2—3 дня.

От железнодорожных станций Орехово, Сосново, Лосево можно пройти по очень интересному маршруту выходного дня к берегу Ладожского озера.

ОРЕХОВО

Ж.-д. ст. в 65 км от Ленинграда; 49-й км Приозерского шоссе.

Высота с разрушенным дотом в районе Орехово.

Поселок Орехово, расположенный между железной дорогой и шоссе, — первый населенный пункт Приозерского района.

С холма, на котором расположен поселок, открывается замечательный вид на многочисленные холмы, озера и густые хвойные леса. Вблизи от Орехово находится самая большая высота Карельского перешейка: 205 м над уровнем моря. Вокруг поселка раскинулись другие камовые холмы Токсово-Лемболовской возвышенности.

На противоположной стороне железной дороги привлекает внимание группа живописных озер. Так же как и расположенный на берегу дачный поселок Борки. Они носят названия Больших и Малых Борков. Многочисленные лесные тропы ведут отсюда к берегу Ладожского озера в район поселков Запорожское — Денисово.

Окрестности станции Орехово сейчас сравнительно мало населены. Однако в ближайшее время жилищностроительные кооперативы соорудят здесь для ленинградцев несколько тысяч удобных летних дач.

КИРИАСАЛЫ

12 км от 49-го км Приозерского шоссе; 14 км от ж.-д. ст. Орехово.

В стороне от исхоженных дорог находится небольшой, сильно пострадавший в годы войны поселок Кириасалы.

 

Е. Д. Стасова.

До 1917 года близ него проходила граница между Российской империей и автономной Финляндией. В селении находился таможенный пункт, где тщательно следили за тем, чтобы через границу не проникали недозволенные грузы. Однако в годы, предшествовавшие первой русской революции, именно через Кириасалы была организована перевозка в Петербург заграничных изданий большевистской партии, в том числе ленинской “Искры”.

Н. Е. Буренин.

Организация этих перевозок была поручена активному члену боевой организации партии Н. Е. Буренину — сыну владелицы имения “Кириасалы”. В своей книге “Памятные годы” Н. Е. Буренин (ныне персональный пенсионер) вспоминает и о том, как была организована транспортировка большевистской литературы.

На полдороге между селениями Кириасалы и Липола (теперь селение Котово) находилась небольшая земская школа. Под предлогом показа там диапозитивов Н. Е. Буренин провозил в школу ящики с литературой, замаскированные под “волшебный” фонарь. Предварительно он заручился свидетельством, что вскрывать фонарь во избежание его порчи категорически запрещено. Далее в столицу литература отправлялась в мешках из-под картофеля.

Систематическая транспортировка литературы осуществлялась через Кириасалы до конца 1904г. В 1905г. через селение была организована и доставка оружия.

Кириасалы посещала уполномоченная ЦК партии и одна из ее старейших членов — Е. Д. Стасова.

СОСНОВО

Ж.-д. ст. в 76 км от Ленинграда; 58—61 км Приозерского шоссе.

Широко раскинувшийся к востоку от шоссе второй по размерам поселок Приозерского района Сосново — одно из любимых мест отдыха ленинградцев.

Сосново (ранее Рауту) — древнее новгородское поселение. Первое упоминание о том, что здесь находился центр Ровдужского погоста Карельского уезда, есть в писцовой книге Водской пятины 1500 г.

В окрестностях Сосново.

В историю Советских Вооруженных Сил поселок Сосново вошел как место ожесточенных боев. В февральские дни грозного 1918 г., преодолев героическое сопротивление малочисленных отрядов финских красногвардейцев, немецкие оккупанты вместе с бандами финских реакционеров заняли станцию Рауту. Тогда по приказу ЦК партии для защиты северо-западных подступов к революционному Петрограду в Рауту был направлен первый сестрорецкий Красноармейский отряд численностью в 600 человек, во главе с С. П. Восковым и Ф. П. Грядинским.

Вокзал в Сосново.

Отряд был встречен ружейным и пулеметным огнем врага. Молодым, еще не имевшим военного опыта красноарменцам пришлось окопаться в снегу. Тогда Сестрорецкий отряд и финские красногвардейцы с двух сторон атаковали Рауту. Когда наступление правофланговой сотни замедлилось, находившийся в ее рядах С. П. Восков поднялся но весь рост и с возгласом “Вперед, за революцию!” поднял бойцов в атаку. Интервенты и их финские пособники были выбиты из Рауту. Почти дне недели малочисленный отряд удерживал натиск врага и лишь после установления здесь, на новой линии границы, надежных пограничных постов он был отозван в Петроград.

Ожесточенные бой в районе Соснова происходили и в годы Великой Отечественной Войны. Гитлеровцы соорудили здесь восточную части укреплении новой линии Маннергейма. Остатки фашистских укреплений: глубокий противотанковый вал, надолбы, доты можно видеть на 56-м км шоссе.

В первые послевоенные годы поселок представлял собой группу полуразрушенных хуторов, разбросанных в радиусе 5 км от железнодорожной станции. С 1944 г. Сосново стало быстро восстанавливаться.

Размах нового строительства ощущается с первых минут пребывания в поселке. Здесь возведено новое здание вокзала, открыты Дом культуры с залом на 250 мест и районный универмаг, новая школа, построена больница. Если в 1950 г. в Сосново было всего 2 улицы и несколько десятков строений, то теперь здесь 14 улиц и свыше 1500 новых зданий. Много домов строится на улице Никитина, носящей имя героя боев за Карельский перешеек (см. стр. 404).

Советская улица в Сосново.
Сосновский дом культуры.

В 3 км севернее Сосново, на берегу красивейшего Раздолинского озера, в поселке Новостройка, расположены многочисленные дачи ленинградцев, в том числе представителей творческой интеллигенции.

Недалеко отсюда у пересечения железной дороги и шоссе на поселок Мичуринское, сооружен городок сосновских механизаторов.

В окрестностях Соонова расположено более 10 пионерских лагерей и несколько туристско-оздоровительных лагерей ленинградских предприятий. От Соснова начинаются многие маршруту выходного дня.

Автобусное сообщение связывает Сосново с поселком Мичуринское (30 км) и селениями у Ладожского озера — Запорожское (18 км), Денисово (28 км).

ПЕТРОВСКОЕ

Ж.-д. ст. в 88 км от Ленинграда; 69—71-й км Приозерского шоссе.

В 9 км за Сосново Приозерское шоссе достигает поселка Петровское. Он назван в честь старшего сержанта медицинской службы Елизаветы Петровой. Вынося тяжело раненных с поля боя, она была убита 9 июля 1944 г. в нескольких километрах от селения.

В поселке Петровское.

В поселке находится сельсовет, столовая, магазины и контора совхоза “Петровский”. Это высокорентабельное молочно-животноводческое хозяйство добилось получения 733 ц молока на 100 га земельных угодий.

В 1961 г. механизатор совхоза В. Попок вырастил высокие урожаи кукурузы, а звеньевая 3. Латышева собрала по 200 ц сахарной свеклы с гектара.

Ныне совхоз “Петровский” — опытно-показательное хозяйство межрайонного Выборгского совхозного управления. Большую помощь совхозу оказывают шефы — ученые Ленинградского университета.

Совершив небольшой переход по холмистой местности, можно выйти отсюда на трассу одного из маршрутов, описанных ниже.

ЯГОДНОЕ

В 4 км от 80-го км Приозерсксго шоссе.

В поселке Ягодное.

Интересный поход по Сосновскому району может быть начат на железнодорожной станции Лосево (см. стр. 313).

Поселок, лежащий к югу от железнодорожного моста, носит имя героя Отечественной войны командира батальона майора И. А. Варшко.

На запад от развилки идет дорога к Выборгу. На 4-м км она вступает в большое село Ягодное. Еще лет 8—9 назад на его месте стоял хутор. Теперь это одно из самых благоустроенных сел Приозерского района, где находится передовая молочная ферма совхоза “Петровский”.

Через село к Вуоксе течет быстрая и извилистая речка Волчья, исток которой теряется в болотах западнее Лемболовских высот. В XIV—XVII вв. по реке проходила граница между новгородскими землями и территорией, захваченной шведами. В устье реки много мест, удобных для купания и отдыха.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Карельский Перешеек


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.