ВОДНЫЕ ПУТИ
Онежское озеро является важным воднотранспортным узлом, связывающим крупные речные бассейны.
Водный транспорт — главная отрасль хозяйственного использования озера.
По водным путям, соединяющим Онего с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями, с Волжским бассейном, с Уралом, из столицы нашей Родины можно совершить плавание в Ленинград, Петрозаводск, Астрахань, на Черное, Азовское, Каспийское и Белое моря.
Какие же это пути, как они возникли?
Это старая Мариинская система, заменивший ее Волго-Балт, Беломорско-Балтийский канал.
МАРИИНСКАЯ СИСТЕМА
Через Онежское озеро со времен Новгородского феодального княжества проходили древние торговые пути к Белому морю, Мурману, в Холмогоры. На берегах озера новгородские купцы строили помещения для хранения товаров.
Из Новгорода товары везли водным путем по реке Волхов, Ладожскому озеру, Свири и Онежскому озеру до Повенца. Повенецкий рядок в XVI в. стал уже важным транзитным пунктом. В Повенце товары перегружали на сани и везли к Сумскому острогу и далее в Холмогоры. По этому пути шла большая часть внешней торговли с английскими и голландскими купцами с XVI в. К востоку от Онежского озера водный путь шел по реке Водле, ее притокам и озерам к Кенскому волоку — водораздельному участку между бассейнами рек Водлы и Онеги, затем по Онеге на север к Белому морю и на восток через водоразделы в бассейн Северной Двины.
“Через тот Волочек, — сказано в писцовых книгах XVI в. о Кенском волоке, — торговые люди из Новгородских земель ходили с товарами в Заволоцкую землю, а из Заволоцкой земли в Новгородскую землю водяным путем в судах.” В таможенной грамоте, выданной Соловецкому монастырю в 1591 г., указывалось, что сюда приезжали “всякие торговые люди, поморцы и каргопольцы, и двиняне, и ноугородцы, и заонежцы”. Очевидно, тогда уже походы к Белому морю из новгородских земель были обычным явлением.
Разными путями добирались новгородцы до Волги. Один вел через Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, Вытегру. На Вытегре суда останавливались и товары перегружали “на колеса”. Отсюда их везли да реки Ковжи, по ней спускались к Белому озеру, затем по Шексне выходили на Волгу.
С развитием страны все сильнее назревала необходимость в создании единого водного пути, который бы соединил северную столицу с Центральной Россией. По свидетельству некоторых историков, Петр 1 сам выезжал не водораздел рек Вытегры и Ковжи, чтобы установить, можно ли их соединить, “Удумали мы главнейшие реки империи нашей в одно водяное тело сплотить”, — писал он в 1709 г. Строительство канала между Вытегрой и Ковжей осуществилось после смерти Петра. Судоходство по Мариинской системе открылось 21 июля 1810 г. Канал был назван именем императрицы Марии, жены Павла I, которая ежегодно выделяла на его сооружение из средств подведомственного ей Петербургского воспитательного дома 400 тысяч рублей.
Из Петербурга на Волгу суда шли по Неве, Приладожскому обводному каналу, Свири, Онежскому озеру, Вытегре, новому соединительному каналу, Ковже, Белому озеру и Шексне. Такое путешествие длилось почти все лето (110 суток). Вверх по рекам, каналам и через шлюзы суда тащили бурлаки или лошади. Вдоль водной трассы во многих местах была проложена бурлацкая или конная тропа — бичевник.
Из-за частых штормов грузы перевозили по Белому озеру в специальных двухмачтовых лодках — белозерках. Катастрофы здесь были нередки. Так, 27 августа 1832 г. на озере потерпело крушение более 60 барж.
Штормы на Онежском озере представляли еще большую опасность для речных судов, следовавших по Мариинской водной системе. Поэтому в прошлом веке вдоль южных и юго-восточных берегов Онего прорыли обводной канал, соединивший реки Свирь и Вытегру. Строился канал а две очереди. Восточный участок, от реки Вытегры до урочища Черный песок, протяжением 19 км был прорыт в 1818—1820 гг. В 1845—1852 гг. обводной канал прорыли до истока реки Свири. Протяженность второго участка была 48 км, причем 33 км составляли искусственные каналы и 15 км — участки рек и озер (реки Водлица, Ошта, озеро Кобылье). Выход канала в озеро у истока Свири огражден от волн и наносов молами. Ширина канала обеспечивала одновременный проход двух барж. Уровень воды в Онежском озере и в канале одинаков. На случай колебаний уровня в Онежском озере в отдельные годы и сезоны был предусмотрен проход судов даже при снижении уровня воды на 0,3 м.
Мариинский канал неоднократно перестраивался. Весь путь протяженностью 1123 км, после того как конную тягу заменили паровой (во второй половине XIX в.), можно было преодолеть уже за 45—30 суток.
Мариинская система считалась крупнейшим гидротехническим сооружением. И хотя строилась она с помощью тачки и лопаты, в 1913 г. на Всемирной выставке в Париже ее отметили Большой золотой медалью и признали крупным достижением инженерной мысли.
По новому водному пути везли муку, зерно и фураж с Волги, железо и чугун с Урала, нефть и керосин из Баку. А с севера в центральные и южные районы России шли строительный лес и дрова.
В 1964 г. старую Мариинскую систему заменил самый большой в мире водный путь — Волго-Балт.
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ
Освоение природных богатств Карелии и Севера затруднялось из-за отсутствия дешевого водного пути между Балтийским и Белым морями. О необходимости нового водного пути много говорили и писали еще в царской России. Повенецкие купцы не раз обращались к Олонецкому губернатору с просьбой о строительстве канала, создавались проекты, этой проблемой занималась Государственная дума. Но “от всех этих начинаний, — писал М. М. Пришвин в своих путевых очерках,— остались лишь возле деревни Масельги два камня с надписью: “Онежско-Беломорский канал”. И никаких естественных преград для канала не оказывалось, а просто для частных лиц предприятие было слишком дорогим, а государство Севером не занималось”.
Строительство Беломорско-Балтийского канала было делом нелегким. Трасса канала проходила через леса, топи, гранитные скалы и естественные водоемы, на ней предстояло построить 19 двухкамерных и однокамерных шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб и много других сооружений.
Канал начинался от Повенца на Онежском озере и заканчивался у Беломорска (Сорока) на Белом море. Самый трудный участок стройки находился в южной части. К Масельгскому водоразделу ведут 7 шлюзов, по которым суда, как по ступенькам, поднимаются почти на 70 м над уровнем Онежского озера.
По повенчанской “лестнице” шлюзов суда подходят к Волозеру и озеру Узкому и дальше идут через Маткозеро, озеро Торос, реку Телекинку, выходят в Выгозеро и по реке Выг спускаются к Белому морю. На северном склоне канала 11 шлюзов.
Грандиозное сооружение (227 км) было завершено в рекордно короткий срок — за 1 год 8 месяцев, в то время как Суэцкий канал строился 10 лет, а Панамский — 28 лет.
Беломорско-Балтийский канал, вступив в строй в августе 1933 г., связал отдаленные районы Карелии и Севера с центром страны. Путь из Белого моря в Ленинград сократился в четыре раза. Навигация здесь продолжается 165 дней — с середины мая до конца октября. В Карелии и на Севере стали интенсивно осваиваться лесные богатства, появились новые заводы и фабрики. В поселке Пиндуши, возле Повенца, вырос судостроительно-судоремонтный завод, в Кондопоге и Сегеже — целлюлозно-бумажные комбинаты. Онежский завод начал делать паровые машины и двигатели внутреннего сгорания для буксиров и промысловых озерных судов.
В 1968 г. Беломороко-Балтийскому каналу исполнилось 35 лет. Сейчас канал переживает “вторую молодость”. Деревянные шлюзы “одеваются” в железобетон. Фарватер выпрямляется и углубляется.
ВОЛГО-БАЛТ
Летом 1964 г. открылся реконструированный Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина — один из важнейших водных путей страны. В единую транспортную систему вошли Балтийское, Белое, Каспийское Азовское и Черное моря. Ладожское и Онежское озера.
В царской России Карелия выделялась своим исключительным бездорожьем. Лишь к концу первой мировой войны были отпущены средства на строительство Мурманской железной дороги, связавшей незамерзающий порт Мурманск со столицей России. Дорога прошла через всю Карелию с юга на север, это и теперь главная транспортная магистраль республики. Мощные быстроходные локомотивы водят по ней поезда и комфортабельные пассажирские экспрессы “Северное сияние”, “Арктика”.
Несмотря на самую современную техническую оснастку, Мурманская магистраль и все ее ответвления не могут заменить водные пути сообщения.
Старой Мариинской системы и Беломорско-Балтийского канала давно уже было недостаточно для обслуживания перевозок на Северо-Западе Европейской территории нашей страны.
По Мариинской системе, просуществовавшей более 150 лет, могли плавать только мелкие суда и баржи с небольшой осадкой и грузоподъемностью не свыше 700 т. Они преодолевали на своем пути 39 мелких деревянных шлюзов, управляемых вручную. Путь от Рыбинского водохранилища до Ленинграда суда преодолевали за 25—30 суток, и перевозки по воде обходились в два-три раза дороже, чем по железной дороге. Грузы, идущие с Волги, Камы и Дона (после постройки Волго-Донского канала) на крупнотоннажных судах, в Ярославле и Рыбинске переваливали или на железнодорожный транспорт, или на суда малой грузоподъемности.
Проект Волго-Балтийского водного пути был утвержден в мае 1956 г. Намечалось соорудить девять железобетонных шлюзов, но в процессе строительства решили оставить семь шлюзов и увеличить глубину канала. Новый путь прокладывали рядом с действующим старым.
К весне 1964 г. было построено семь автоматизированных шлюзов из железобетона и стали, сооружено четыре гидроузла с шестью шлюзами и двумя гидроэлектростанциями на реке Вытегре: Вытегорский, Бело-усовский, Новинковский и Пахомовский.
Новинковский гидроузел расположен на самом крутом участке Балтийского склона — здесь три шлюза. Каждый новый шлюз заменяет пять старых. (В память о прошлом Вытегорский музей получил первый шлюз Мариинской системы.) От Вытегорского участка трасса идет по Ковже, Белому озеру и Шексне. Белозерский канал служит для переброски небольших судов, буксирующих баржи. На Шексне сооружен пятый гидроузел с седьмым шлюзом. В этом месте плотина подняла уровень воды на 13 м, образовалось Череповецкое водохранилище длиной 265 км.
В теле плотины Череповецкого гидроузла установлены уникальные генераторы, которые на 22% увеличивают мощность гидростанции по сравнению с обычными машинами.
В строительный комплекс Волго-Балта, помимо пяти гидроузлов и семи шлюзов, входят 5 железобетонных плотин, 3 гидростанции, 11 пристаней, 24 земляных плотины и дамбы, судоходные искусственные каналы общей протяженностью 64 км и 4 водохранилища длиной 294 км.
Первые суда прошли по каналу в июне 1964 г. Теплоходы грузоподъемностью до 5000 т идут от Ленинграда до Череповца 2,5 суток (вместо 18). Объем перевозок с 1960 по 1965 г. вырос с 2,77 до 5,3 млн. т. К 1970 г. он увеличится до 13—15 млн. т. Стоимость перевозки тонны зерна по новому пути снизилась на 1,5 рубля, угля — более чем на 2 рубля, железорудного концентрата — на 1,3 рубля.
На Онежском озере, неподалеку от Медвежьегорска, в Пергубе строится крупный порт — перевалочный пункт для нефелинового и апатитового концентратов, поступающих с Кольского полуострова. К специальным портовым сооружениям подойдут железнодорожные составы, ссыпят груз в бункера, а оттуда его перебросят в трюмы судов.
С открытием Волго-Балта интенсивнее используются природные строительные материалы Карелии (гранит, песок, гравий).
Металл из Череповца доставляют теперь в порты ГДР без перегрузки. Идут по Волго-Балту теплоходы с шихтой в Финляндию, Данию, Швецию. Упростилась перевозка нефти с Волги в Финляндию, Раньше предназначенные для Хельсинки нефтепродукты с Ярославского нефтеперерабатывающего завода отправляли в железнодорожных цистернах в Одессу. Там их перегружали в танкеры, и они шли в Финляндию вокруг Европы (10 тыс. км). Теперь путь из Ярославля в Хельсинки сократился до 1400 км.
Стали возможны так называемые смешанные перевозки: железная дорога — река или море. Петрозаводск становится перевалочным пунктом для переброски нефтепродуктов с речных судов на железную дорогу. Из Кандалакши в Череповец таким путем доставляется железорудный концентрат. С Дона и Камы поступает уголь для Ленинграда и Кольского полуострова.
Строится новый флот — нефтерудовозы. Они повезут по Волго-Балту с юга нефть, а с севера Кольскую руду.
Волго-Балту принадлежит уже более 20% всего грузооборота речного флота страны. По протяженности и числу гидросооружений это один из крупнейших в мире водных путей. Вот несколько цифр для сравнения; длина Волго-Балта 361 км, Беломорско-Балтийского — 227, Суэцкого — 161, канала имени Москвы — 128, Волго-Донского — 101, Панамского — 81,6 км,
Древнее Онего стало международной транспортной магистралью.
В 1965 г. по озеру перевезено 7 млн. т грузов, из них 42% транзитных.
Хозяйственное значение озера огромно. Оно используется для судоходства, рыбного промысла, водоснабжения предприятий и населенных пунктов и т. д. и приносит значительный доход. В 1966 г. из 10 млн. рублей, полученных от использования озера, 4,7 принес водный транспорт, 1,2 — рыбный промысел, 2,8 — водоснабжение и 1,2 млн. рублей — гидроэнергия. Водный транспорт перевозит в основном лес (примерно 60% всех перевозок), минерально-строительные материалы (10%), каменный уголь (10%), руду (8%). Немало перевозится и пассажиров — около 280 тысяч человек в год.
<< Назад Далее>>
Вернуться: Богословский, Георгиевский. Онего
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.