ГЛАВА II
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТУРИСТСКИЙ КРУЖОК

Взрослые туристы могут сами организоваться в туристскую группу и, оформив ее в любой туристской организации, отправиться путешествовать.

Для учащейся молодежи такой способ, конечно, не подходит. Недостаток жизненного опыта не позволит правильно организовать и провести путешествие, вызовет много ошибок, и в результате путешествие принесет только огорчения и самим путешественникам, и их родителям.

Поэтому руководителем путешествий учащихся всегда должен быть взрослый — педагог или учитель, а само путешествие организовывается каким-либо учреждением.

Куда же обратиться за помощью желающим организовать путешествие, как подготовиться к нему?

Для учащихся школ туристские путешествия организуют школы, Дома и Дворцы пионеров, областные туристские станции, городские и загородные пионерские и туристские лагери, детские сектора рабочих клубов, профсоюзные организации (по месту работы родителей), юношеские спортивные школы.

Для учащихся ремесленных училищ туристские путешествия организуют ремесленные училища и добровольное спортивное общество “Трудовые резервы”.

Для учащихся педагогических училищ и техникумов путешествия организуют либо их техникумы и училища, либо добровольные спортивные общества “Искра”, “Зенит” и другие.

Во многих этих учреждениях существуют постоянно действующие кружки и секции туризма. Много различных кружков имеет отдел краеведения и туризма Ленинградского Дворца пионеров. Постоянные туристские кружки имеются почти при всех районных Догмах пионеров, при многих детских секторах Дворцов и Домов культуры, при Областной детской туристско-экскурсионной станции и т. д.

Но самое лучшее — это организовать свой собственный кружок или секцию туризма при школе, техникуме, училище. В организации этих кружков и секций помогут все те учреждения, которые перечислены выше.

В таком кружке соберутся юные туристы, хорошо знающие друг друга, а это очень важно для будущего путешествия. Здесь легче договориться об общем, удобном для всех времени для занятий, об интересующем всех маршруте путешествия. Участниками кружков могут быть как новички, так и побывавшие уже в путешествиях.

Руководителем такого кружка будет учитель или преподаватель, выделенный директором школы, техникума или советом добровольного спортивного общества. Обычно его назначают из числа учителей географии, истории, естествознания, физического воспитания.

Всю организационную работу кружка и подготовку к путешествию должны проводить сами участники под наблюдением и руководством руководителя.

. Для того чтобы кружок хорошо работал, чтобы все участники могли отлично подготовиться к будущему путешествию, нужно обязательно работать по плану, составленному на весь год и обсужденному на общем собрании участников.

Как же составить такой план и что в него включить?

Если в кружке объединяются несколько групп, которые будут путешествовать по разным маршрутам, то для каждой группы должен быть составлен свой собственный план работы. Это нужно для того, чтобы в плане, а следовательно и в работе группы было предусмотрено всё необходимое для подготовки задуманного путешествия.

Поэтому, прежде чем составлять план, надо решить, с какой целью, куда и когда участники хотят отправиться в путешествие.

Вот пример, как нужно составлять план работы.

Группа в 20 человек учащихся 8-х и 9-х классов одной из школ хочет путешествовать пешком и на лыжах. Все любят историю и желают познакомиться с историческими памятниками времен Новгородской Руси.

Большинство участников хорошо ходит на лыжах, но в лыжных путешествиях еще не бывало. Попутно участникам кружка хочется совершить зачетное путешествие на значок “Турист СССР”.

По совету учителя истории, для зимнего путешествия в дни январских каникул намечается поездка в гор. Новгород и его окрестности, в дни весенних мартовских каникул — лыжное путешествие из гор. Пскова в Печоры. На лето же выбирается пешеходный маршрут из гор. Зеленогорска через руины крепости Тиверск в Приозерск (древняя Карела). Последнее путешествие является зачетным на значок “Турист СССР”.

Когда о целях и маршруте путешествия окончательно договорились, составляется план работы кружка: сначала делается общий план на весь год работы, а затем на каждый месяц в отдельности. План разрабатывается примерно по такой форме:

Общегодовой план работы туристского кружка учащихся 8—9-х классов 480-й школы

Задачи кружка

1. Организовать и провести путешествия в города Новгород, Псков, Изборск и по Карельскому перешейку для углубления знаний по истории Новгородской Руси.

2. Обеспечить хороший, активный отдых и физическое развитие участникам кружка.

3. Подготовить участников кружка к сдаче теоретических и практических норм на значок “Турист СССР”.

План работы

Сентябрь

Подготовка и сдача норм на значок БГТО и ГТО 1-й ступени, тренировка в походах выходного дня. Сбор материалов по истории Новгорода и новгородских поселений. Составление списка литературы для изучения. Занятия по топографии.

Октябрь

Занятия в лыжной секции по плану, разработанному учителем физического воспитания. Подготовка и обсуждение докладов:

1. “История Новгорода в древние времена”.

2. “Исторические места Ленинградской области, связанные с историей Новгорода”.

Экскурсии в Русский музей на тему: “Новгород и его история в русском изобразительном искусстве”.

Ноябрь

Занятия в лыжной секции по плану, разработанному учителем физического воспитания. Подготовка и обсуждение докладов:

1. “Исторические памятники Новгорода”.

2. “Новгород в русских былинах”.

Декабрь

Подготовка к сдаче норм БГТО и ГТО 1-й ступени по лыжам.

Подготовка и обсуждение докладов:

1. “Новгород в наше время”.

2. “Основы экономического могущества древнего Новгорода”.

Январь

Совершенствование лыжной подготовки в лыжных походах выходного дня. Экскурсия в Новгород с целью ознакомления с его памятниками и лыжные походы в районе Новгорода для изучения исторических памятников в его пригородах. Обработка материалов, привезенных из экскурсии, и организация выставки и отчетного доклада в школе.

Февраль

Занятия в лыжной секции: совершенствование лыжной подготовки и практика в движении по лесам в походах выходного дня. Подготовка и обсуждение докладов:

1. “Разработка маршрута Псков—Изборск— Печоры”.

2. “Как правильно провести лыжное путешествие”.

Март

Проверочный лыжный поход в выходной день и лыжное путешествие Псков — Изборск — Печоры.

Подготовка и обсуждение докладов:

1. “В. И. Ленин в период подготовки к Великой Октябрьской социалистической революции”.

2. “Города-крепости Псков и Изборск, их история и значение в истории Новгородской Руси”.

Экскурсия в Псков, в древнюю крепость Изборск и в Печоры.

Апрель

Занятия физической культурой: кроссы, ходьба. Тренировочный поход выходного дня. Подготовка и обсуждение докладов:

1. “Древнейшие русские поселения в Ленинградской области и их центр Старая Ладога”.

2. “Археологические раскопки в Старой Ладоге”.

Май

Физическая подготовка. Подготовка и сдача норм на значок БГТО и ГТО 1-й ступени. Экскурсия в Старую Ладогу-(1—3-го мая).

Июнь

Подготовка к зачетному путешествию по Карельскому перешейку на 180 км, проверочный поход, разработка маршрута (с 15 по 30 июня). Подготовка и обсуждение докладов:

1. “История взаимоотношений карел и новгородцев”.

2. “Военные действия во время Великой Отечественной войны на Карельском перешейке”.

3. “Развитие производительных сил Карельского перешейка в послевоенные годы”.

Июль

Зачетное путешествие на значок “Турист СССР” по Карельскому перешейку. Обработка материалов путешествия.

Август

Перерыв в занятиях.

Приняв такой годовой план работы кружка, следует составить ежемесячный план работы, куда нужно внести не только то, что намечено в годовом плане, но и все текущие дела, сроки выполнения и ответственных исполнителей.

На стр. 21—24 приведен пример такого месячного плана.

План работы туристского кружка учащихся 8—9-х классов 480-й школы на март

Дата Наименование мероприятия Где проводится Время Ответственный исполнитель Отметка о выполнении
2 (вторник) Собрание кружка. Распределение обязанностей по подготовке к путешествию Псков-Печора и доклад „В. И. Ленин в период подготовки к Великой Октябрьской социалистической революции" В классе 15 час. Учитель истории Н. Н. Семенов и староста кружка  
7 (воскресенье) Поход на лыжах: ст. Разлив — шалаш В. И. Ленина— Дибуны Сбор у ж.-д. касс Финляндского вокзала 8 час. утра А. Н. Петров

Учитель физического воспитания А. А; Николаев и ученик М. М. Смирнов

9 (вторник) Собрание кружка. Обсуждение доклада: „Города-крепости Псков и Изборск, их история и значение в истории Новгородской Руси" В классе 15 час. Докладчик А. А. Сидоров (9-й кл.), содокладчик Н. Н. Семенов
 

 

Проверка выполнения подготовки к путешествию То же А. Н. Петров
16 (вторник) Проверка снаряжения участников путешествия То же 16 час. За сбор — М. М. Смирнов, за подготовку—А. А. Николаев
21 (воскресенье) Проверочный поход на лыжах по маршруту Зеленогорcк—Домик-музей В. И. Ленина—Зеленогорск Сбор у ж.-д. касс Финляндского вокзала 8 час. утра Учитель физического воспитания А.А.Николаев и М. М. Смирнов
23 (вторник)

Сбор кружка по вопросу „Проверка общей готовности к путешествию"

В классе 16 час. Учителя А. А. Николаев и Н.Н. Семенов, староста А. Н. Петров
С 25 по 31 Путешествие по маршруту Псков — Изборск — Печоры:      
26—27 — осмотр достопримечательностей Пскова;      
28—29 — лыжный переход Псков — Изборск;      
30 — Изборск — Печоры;      
31 — Переезд по железной дороге Печоры — Ленинград Выезд 25-го, сбор у ж.-д. касс Варшавского вокзала 22 часа Руководители похода А. А. Николаев и Н. Н. Семенов

Приведенный пример может быть использован для составления плана по любой теме. Всегда следует помнить, что чем правильнее и детальнее составлен план, тем легче работать. Работа в туристском кружке не должна мешать учебе. Занятия в кружке проводятся не чаще двух раз в неделю, из них теоретические занятия не более одного раза в неделю и не свыше двух часов подряд.

Из плана занятий кружка видно, что большую часть работы составляет изучение района будущего путешествия в соответствии с выбранной темой.

Делать доклады надо поручать отдельным членам кружка, но при этом следить, чтобы все участники знали основной материал темы, читали рекомендуемую литературу и активно выступали при обсуждении доклада.

Предложенный здесь план очень насыщен путешествиями и экскурсиями. Не всякому кружку он будет под силу. Его достоинство состоит в том, что поставленная цель — изучение истории Новгородской Руси — разрешается всесторонне и туристы знакомятся почти со всеми историческими памятниками, относящимися к той эпохе.

Для других кружков, где почему-либо невозможно в течение одного года провести столько экскурсий и путешествий, этот план можно переделать на двухгодичный или же пойти на сокращение менее интересных или более трудных экскурсий и путешествий.

Желательно, чтобы группа для путешествия подбиралась однородная по возрасту, учебной и физической подготовке. Состав группы не должен превышать 15 человек.

В качестве руководителей кружков и путешествий могут быть привлечены учителя, воспитатели, старшие пионервожатые, работники внешкольных учреждений, студенты вузов и учащиеся IV курсов педагогических училищ, если им исполнилось 18 лет. В многодневных походах, походах с ночлегом или проходящих по сильно пересеченной местности должны назначаться помощники руководителей. Помощниками руководителей могут быть те же лица, а также пионервожатые, работники культурно-просветительных учреждений (библиотек, музеев, парков, клубов), родители и учащиеся 9—10-х классов, имеющие третий спортивный разряд по туризму или значок “Турист СССР”.

Большую помощь в туристской работе могут оказать учащиеся, прошедшие специальную подготовку на звание помощника инструктора туризма. Такую подготовку, проводят отдел краеведения и туризма Дворца пионеров им. Жданова, детский сектор Дворца культуры им. А. М. Горького и другие внешкольные организации Ленинграда.

Туристские путешествия для учащихся 6—7-х классов не должны превышать 20 дней, а для учащихся 8—10-х классов—30 дней.

Если путешествие намечается в пределы других областей, например в Новгород или Псков, то надо его заранее согласовать с отделами народного образования этих областей, а само путешествие, его план, смету расходов и руководителей утвердить в Ленинградском городском или областном отделе народного образования.

На каждое отдельное путешествие должен быть составлен отдельный план. О том, как его составить, будет сказано в конце следующей главы.

<< Назад Далее >>


Вернуться: Добкович. По дорогам и тропам Ленинградской области


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.