ГЛАВА III
ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ
Чем серьезнее готовилась группа к путешествию, тем увереннее можно быть в том, что оно пройдет хорошо и интересно.
Поэтому подготовку надо начинать заблаговременно до начала путешествия. Здесь очень хорошо применима русская пословица: “Готовь сани летом, а телегу — зимой”.
К зимнему путешествию надо начинать готовиться с начала учебного года, а к летнему — не позже января—февраля. При этом всегда следует помнить, что, начиная с середины мая до середины июня, идет подготовка к экзаменам и сдача их; следовательно, в это время заниматься другими делами будет некогда. В этот период можно только изредка участвовать в легких походах — прогулках выходного дня, которые дадут возможность хорошо отдохнуть от напряженной ежедневной учебной работы.
Подготовка туриста к путешествию очень разнообразна по содержанию.
Прежде всего, нужно прочитать литературу о районе путешествия, научиться вести наблюдения, поиски, составлять описания — это будет краеведческой подготовкой.
Затем нужно так закалить и подготовить свой организм, чтобы все трудности пути переносились легко и без ущерба для здоровья. Этот раздел подготовки можно назвать общей физической подготовкой.
В путешествии придется идти пешком, на лыжах или же передвигаться на гребной лодке. Значит, нужно овладеть техникой ходьбы, техникой движения на лыжах, техникой гребли и управления лодкой. В зависимости от того, какой способ передвижения будет в путешествии, нужно изучить его технику и, главное, научиться применять ее в условиях путешествия. Этот раздел подготовки называется специальной физической подготовкой.
В пути придется выбирать направление движения по карте или схеме, составлять план местности, двигаться по азимуту и т. д. Значит, надо знать и уметь применять практическую топографию. Кроме того, турист должен уметь организовать ночлег, приготовить еду, отремонтировать свое снаряжение и т. п. Это будет туристской подготовкой.
Наконец, чтобы отправиться в путешествие, надо разработать маршрут, составить план и смету путешествия, оформить нужные документы, изготовить или подогнать снаряжение и одежду, закупить продукты, получить разрешение врача. Это называется организационно-хозяйственной подготовкой.
Как видно, за неделю или даже месяц с такой работой по подготовке не справиться.
Поэтому наскоро подготовленные путешествия всегда бывают неудачными — участники их многого не увидят, будут уставать, плохо питаться, скверно отдыхать, заблудятся в лесу. Вот что пишет одна из туристских групп в своем дневнике:
“Подготовка была у нас спешная, многого мы не продумали, и в походе из-за этого было туго.
В Вознесенье можно было сесть на другой пароход и доехать до Мегры, а там до Ошты всего 3 км. Раньше мы ни с кем о маршруте не посоветовались, и пришлось 20 км идти пешком.
В лесах в районе Курвушей мы еле прошли — такие там чащи. Есть удобные просеки, но мы не нанесли их на свою схему.
В пути начальник нашей группы заболел. Опять мы натолкнулись на неподготовленность: кроме стрептоцида и иода, в нашей аптечке ничего не было — ни от головной боли, ни от болезни живота — ничего! Мы взяли с собой батоны с изюмом и не взяли хлеба. Соленую колбасу пришлось есть со сладкой булкой. Забыли взять лук.
Все эти и многие другие ошибки мы сделали из-за незнания, невнимания, поспешности...”
В этой главе по каждому разделу подготовки мы дадим самые основные сведения, при помощи которых, а также пользуясь советами учителей, можно будет составить общий план подготовки к путешествию и распределить все работы по месячным планам дружка.
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Карела - древняя крепость в городе Приозерске |
Общее направление краеведческой подготовки главным образом зависит от выбранной цели путешествия. Однако надо обязательно иметь достаточно полное представление и обо всем, что может встретиться во время путешествия. Если, например, целью путешествия является ознакомление с растительностью района, то, очевидно, главным содержанием краеведческой подготовки будет изучение форм растительности, практика в собирании образцов для гербария, умение составлять описания растительных сообществ и т. п. Но группа должна знать и геологическое строение района, и его географическую характеристику, историческое прошлое и, конечно, иметь полное представление о хозяйственном и экономическом состоянии, а также и о населении района в настоящее время.
Таким образом, план краеведческой подготовки должен предусматривать общее изучение района путешествия и углубленную подготовку к выполнению основной намеченной цели.
Очень желательно, чтобы краеведческая подготовка была связана с проходимым в школе материалом, чтобы она дополняла, углубляла и расширяла знания, полученные в классе.
Для того чтобы работу по краеведению, проводимую в путешествии, можно было сделать практически полезной, следует план подготовки и маршрут обсудить с представителями научно-исследовательских институтов, хозяйственных организаций, райисполкомов, совхозов и т. п. и получить от них хотя бы небольшое задание.
К выполнению такого задания надо отнестись особенно тщательно.
Для краеведческой работы необходимо подготовить специальное оборудование, например: геологические молотки, пресс и бумагу для сушки растений, мешочки для собирания образцов пород и т. д.
Очень многое из этого может быть изготовлено самими участниками путешествия. Более сложные приборы можно получить от учреждений, дающих группе исследовательское задание.
С приборами и оборудованием нужно хорошо ознакомиться, научиться с ними обращаться и правильно применять.
Ниже приводим список наиболее необходимого оборудования.
А. Для ботанических работ:
1. Совок для выкапывания растений.
2. Гербарная папка.
3. Ботанизирка.
4. Ведерко ботаническое.
5. Иглы препарировальные.
6. Скальпели.
7. Пинцеты.
8. Лупы пятикратные.
9. Лупы штативные.
10. Определитель растений.
11. Бумага для сушки растений.
12. Пресс-сетка с ремнями для сушки.
13. Садовый нож.
14. Этикетки.
15. Деревянная мерная вилка для измерения
диаметра стволов деревьев.
Б. Для зоологических работ:
1. Сачки для ловли бабочек.
2. Сачки для ловли водных животных.
3. Ведра для сохранения водных животных.
4. Садки энтомологические.
5. Расправилки для бабочек.
6. Энтомологические булавки.
7. Приспособления для ловли мелких животных и их
обработки.
8. Морилка.
9. Коробки жестяные с крышками.
10. Коробки картонные мелкие с ватными
матрасиками.
11. Энтомологические пробирки.
12. Консервирующие жидкости (эфир, формалин,
спирт).
13. Банка для консервирования.
14. Пинцеты и скальпели.
15. Препарировальная доска и ванна.
16. Стекла предметные и покрышка.
17. Определители насекомых и обитателей пресных
вод.
В. Для геологических работ:
1. Геологический молоток.
2. Зубила.
3. Горный компас.
4. Рулетка 10—20-метровая.
5. Щуп для определения толщин рыхлых слоев.
6. Лупы десятикратные.
7. Капельницы.
8. Шкала твердости минералов.
9. Нож перочинный.
10. Фарфоровые пластинки с неглазированной
поверхностью.
11. Фарфоровые ступки.
12. Мензурки, пробирки, воронки.
13. Бумага фильтровальная и лакмусовая.
14. Спиртовка, асбестовая сетка, таганчик, тигли.
15. Флакон с 10%-ным раствором соляной кислоты.
16. Этикетки.
17. Мешочки с завязками матерчатые размерами 13 X 17
см.
Г. Для гидрологических работ:
1. Прочный шнур длиной 20—25 м, размеченный на
метры.
2. Шест длиной 1,5—2,0 м, размеченный на сантиметры.
3. Часы с секундной стрелкой или секундомер.
4.. Диск для определения прозрачности воды.
Кроме перечисленного оборудования, для всех видов краеведческой работы нужно иметь с собой простейшее топографическое и метеорологическое оборудование:
1. Планшет для ношения карт и схем.
2. Циркуль-измеритель и курвиметр.
3. Транспортир и визирную линейку.
4. Планшет для топографической глазомерной
съемки.
5. Компас типа Адрианова (учебный).
6. Эккер, угольник, рулетку 20—25-метровую.
7. Миллиметровую бумагу и карандаши (черные и
цветные).
8. Термометр-пращ.
9. Ветрометр Аркадьева.
10. Барометр.
Какую бы работу в пути участники путешествия ни вели, особую ценность будут представлять фотоснимки и зарисовки (если в группе есть художник).
Для этого надо взять с собой:
1. Фотоаппарат (лучше типа ФЭД или
“Зоркий”).
2. Светофильтры.
3. Экспонометр.
4. Запасные кассеты.
5. Запас фотопленки.
6. Бумагу черную.
7. Книжку для записей фотоснимков.
8. Мешок для перезарядки кассет.
9. Жестяную коробку для хранения пленки и кассет.
10. Альбом для зарисовки с прокладочной бумагой.
11. Набор карандашей и резинки.
Подготовку туристской группы к ведению краеведческой работы осуществляет руководитель группы по плану, составленному с учетом полученного задания и общей учебной подготовки группы.
Большую пользу в подготовке могут оказать книги “Изучай свой край” (изд. “Молодая гвардия”, Ленинград, 1951 г.) и “Справочник путешественника и краеведа”, т. I и т. II (изд. Гос. изд. географической литературы). Обе книги выпущены под редакцией лауреата Сталинской премии проф. С. В. Обручева.
В них подробно рассказано о том, что надо знать путешественнику-краеведу и как практически вести полевые наблюдения, записи, коллекционирование по всем видам краеведческих работ.
Практические занятия на местности проводятся в тренировочных походах выходного дня. В этих походах надо опробовать и всё оборудование для краеведческой работы.
ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Цель общефизической подготовки туриста — приучиться легко переносить трудности будущего путешествия.
Таких трудностей во всяком путешествии будет много. Пешком или на лыжах придется идти, грести ли на лодках — всё это потребует большой затраты сил и энергии. Значит, надо так подготовить свой организм, чтобы он стал выносливым и мог быстро восстанавливать затраченные силы. Очень часто в путешествии встречаются всякие препятствия, которые необходимо преодолеть, применяя разные приемы, например: широкую канаву — перепрыгнуть, на скалу — влезть, небольшую речку — переплыть и т. д. Следовательно, надо уметь прыгать, лазать, плавать.
Всё это достигается систематическими занятиями физической культурой.
Не один раз турист попадет под дождь и вымокнет или будет мерзнуть при сильном холодном ветре. Не закаленными турист может простудиться и заболеть.
Следовательно, еще до путешествия надо приучить свой организм хорошо переносить резкую смену температур, жару, холод, дождь. Это достигается систематическим закаливанием организма.
Основой физической подготовки туриста является освоение норм комплекса “Будь готов к труду и обороне СССР” (БГТО) и “Готов к труду и обороне СССР” (ГТО).
Каждый турист перед выходом в путешествие должен сдать нормы этого комплекса и получить право, если еще не исполнилось 16 лет, на ношение значка БГТО, а после этого возраста — на ношение значка ГТО 1-й ступени. Физической подготовкой можно заниматься на общих занятиях любой спортивной секции или на специальных занятиях, организованных для туристского кружка. В обоих случаях руководить занятиями должен учитель (тренер) физического воспитания.
При составлении планов уроков следует учитывать, что туристу надо не просто научиться прыгать или лазать, а и уметь применить эти навыки в условиях путешествия. Поэтому нужно вводить в уроки упражнения прикладного характера, приближающиеся к тому, с чем придется встретиться в пути.
Приведем несколько примеров таких прикладных упражнений.
А. Легкая атлетика
Комбинированный прыжок в длину и
высоту без груза и с грузом, например: с низкого
берега канавы на высокий берег.
Прыжок с места и при ограниченном разбеге на
небольшую площадку с задачей не переступить
границы площадки.
Перекидывание и ловля рюкзака с грузом
различного веса.
Перебрасывание и ловля различного груза (мяч,
мешок) в трудных условиях, например, стоя на
бревне.
Преодоление заборов различными способами как
самостоятельно, так и с помощью товарища.
Перетягивание каната.
Кросс и эстафеты с различными естественными
характерными препятствиями.
Б. Гимнастика
Лазание по гимнастической стенке с
применением различных хватов на разных высотах;
то же с применением не более трех точек опоры и то
же с грузом.
Лазание по канату с грузом, перелезание с каната
на канат, завязывание каната “стоя” и “сидя”.
Ходьба по бревну с грузом, расхождение на бревне.
Лазание по наклонной гимнастической скамейке
различными способами без груза и с грузом.
Прыжки с бревна или с гимнастической стенки на
ограниченную площадку с задачей удержаться в
этой площадке.
В. Гребля и плавание
Влезание в лодку из воды через нос или
корму.
Спасание утопающих.
Плавание с буксировкой и берегу перевернувшейся
лодки.
Перетаскивание лодки по воде между
препятствиями.
Г. Лыжи
Преодоление различных препятствий:
переход через проволочные заграждения,
перелезание низких заборов с неснятыми лыжами и
т. п.
Переход через канавы, став на лыжах параллельно к
берегам.
Движение на ребрах лыж по насту на крутых
склонах.
Спуски и подъемы с рюкзаком.
Быстрое прокладывание лыжни со сменой впереди
идущего.
Разные способы торможения, поворотов.
Разумеется, что вводить в занятия все эти упражнения можно только после достаточной подготовки занимающихся. Выполнять упражнения надо под наблюдением учителя физической культуры.
Общая физическая подготовка туриста не должна ограничиваться только одно-двухразовыми занятиями в неделю. Помимо них надо ежедневно заниматься утренней гимнастикой.
Утренняя гимнастика туриста может проводиться как по обычным схемам (гимнастика по радио и т. п.), так и по специально подобранным для туристов-лыжников, пешеходов, водников. Такие схемы утренней гимнастики поможет составить учитель физического воспитания.
Одной из главнейших задач физической подготовки туриста является общее закаливание организма. Оно достигается ежедневным обтиранием всего тела холодной водой, приемом воздушных и солнечных ванн, ношением легкой одежды, сном по возможности на воздухе или при открытом окне и т. п.
Закаливание проводится самим туристом, но обязательно по указанию и под наблюдением учителя физического воспитания или врача.
Проводить закаливание следует постепенно, начиная с теплых дней осени, но регулярно, без пропусков.
График тренировок
№ тренировки | Дата тренировки | Задача тренировки | Характер местности | Рассто- яние |
Груз | Место занятий |
1 | 15/IV | Втягивание в марш, проверка снаряжения | Грунтовые дороги | 8 км | Нет | На окраине города |
2 | 22/IV | То же | То же | 12 км | 5 кг | То же |
3 | 29/IV | Развитие выносливости | То же, но с движением по сухому участку леса 5 км. | 15 км | 8 кг | В пригородах |
4 | 2/V | То же | Пересеченный рельеф, движение по лесу без дорог до 10 км | 15 км | 8 кг | То же |
5 | 16/V | Марш на выносливость и на выработку темпа | Грунтовые дороги | 18 км | 8 кг | То же |
6 | 30/V | Техника преодоления препятствий на марше. | Лес с переправой через ручьи и небольшие реки и с преодолением небольших болот | 18 км | 10 кг | То же |
7 | 15—16/VI | Развитие выносливости, преодоление препятствий, частично движение ночью, организация привала | Дороги, частично лес с препятствиями | 35 км | 12 кг | То же |
8 | 22—23/VI | То же (проверочный поход) | То же | 40 км | 12кг | То же |
1 | 15/XI | Втягивание в марш | Пересеченная, частично лес | 15 км | 8 кг | Пешком |
2 | 21-22,XI | То же с ночлегом в селении | Пересеченная, без дорог | 25 км | 10 кг | То же |
3 | 6/XII | Изучение техники движения по целине и способов прокладки лыжни | Слегка пересеченная, частично дороги, частично целина | 15 км | 10 кг | На лыжах |
4 | 20/XII | Переход на лыжах, развитие выносливости, изучение техники спусков и подъемов с грузом | Пересеченная, в основном целина | 20 км | 10 кг | То же |
5 | 2—4/1 | Развитие выносливости, отработка техники движения с грузом и преодоление препятствий. Ночлег в жилых помещениях | Пересеченная, в основном целина | 60 км | 10 кг | На лыжах |
6 | 16/1 | Развитие выносливости, движение на | Умеренно-пересеченная, частично целина | 25 км | 12 кг | То же |
7 | 30/1 | Развитие выносливости, отработка техники спусков и подъемов | Умеренно-пересеченная, частично целина | 20 км | 8кг | На лыжах |
8 | 13/11 | Отработка техники прокладки лыжни | Целина | 15 км | 10 кг | То же |
9 | 20/11 | Развитие выносливости | Пересеченная, целина | 25 км | 10 кг | То же |
10 | 6/III | То же (проверочный поход) | Пересеченная | 25 км | 12 кг | То же |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Кроме общефизической подготовки, перед путешествием следует проводить и специальную физическую подготовку — тренировки. Содержание тренировок должно соответствовать условиям предстоящего путешествия. План тренировок надо составить заранее и строго его выдерживать. Увеличение сложности переходов, утяжеление груза, усложнение препятствий должны проводиться постепенно. Задача тренировки — это доведение тренирующихся до такой формы, когда они без -особого утомления будут выполнять переходы с грузом в условиях несколько более сложных, чем ожидаются в будущих путешествиях.
Тренировки проводятся, как правило, в виде походов в выходные дни с использованием также и вечера предыдущего дня.
Во время тренировочных походов туристы занимаются также и практикой по специальной туристской подготовке.
Ниже приводятся примерные планы тренировочных походов для пешеходного и лыжного путешествий.
Примерный план тренировки группы начинающих туристов к пешеходному путешествию 1-й категории сложности
Исходные данные
Путешествие на 180 км в течение 10 дней. Наиболее трудный переход — 25 км за день. Груз — в среднем 8—10 кг на участника. Рельеф слегка пересеченный. До 70 км маршрута проходит по лесам с завалами и частично по болотам.
Группа физически подготовленная. Возраст участников—15—17 лет. Все значкисты ГТО 1-й ступени. В туристском отношении они новички, маршевой подготовки не имели, в походах выходного дня не участвовали. Начало тренировок—15 апреля, предполагаемая дата начала путешествия — 1 июля.
Примерный план тренировки группы начинающих туристов к лыжному путешествию 1-й категории сложности
Исходные данные
Путешествие на 180 км в течение 8 дней. Груз — в среднем 12 кг на участника. Рельеф пересеченный. По целине, в том числе по лесу, предполагается пройти до 50 км.
Группа физически подготовленная. Возраст участников—15—17 лет. Все они значкисты ГТО 1-й ступени. Лыжная подготовка удовлетворительная. Опыта движения по целине и по лесу не имеют. В походах и лыжных путешествиях не участвовали. До 50% состава группы являются значкистами “Турист СССР” — совершили летний разрядный пешеходный маршрут 1-й категории трудности.
Начало тренировок — 15 ноября, начало путешествия — 25 марта (см. стр. 45—47).
В обоих случаях, особенно при составлении графика тренировочных походов к лыжному путешествию, следует иметь в виду, что перерывы между походами заполняются занятиями по общефизической подготовке, связанными с предстоящими походами. В частности, при подготовке к лыжному путешествию эти перерывы следует использовать для учебных и тренировочных занятий к сдаче норм комплекса ГТО 1-й и 2-й ступени.
Из обоих графиков видно, что тренировка должна заканчиваться проверочным походом. С собой надо взять всё снаряжение, которое потребуется в путешествии, надеть ту одежду, в которой придется путешествовать. В этом походе всё надо проверить и подогнать.
Тренировки могут быть проведены и во время экскурсий, связанных с основной краеведческой темой.
Так, например, если экскурсия-путешествие по маршруту Псков—Изборск—Печоры запланирована на март, то тренировочный поход 2— 4 января может быть проведен в районе Новгорода с целью осмотра пригородных исторических зданий, посещения колхозов и совхозов.
ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА
Туристская подготовка должна обеспечить приобретение занимающимися необходимых туристских навыков. Какие же знания и туристские навыки надо приобрести перед путешествием?
По топографии — уметь читать карту или кроки и схему и сопоставлять с местностью, найти свое местонахождение на карте, определить встречающиеся в пути ориентиры по карте, отметить на карте изменения, происшедшие на местности, установить по карте азимут движения, двигаться по азимуту в условиях закрытой местности, использовать различные способы, ускоряющие движение (по тени, по солнцу, по звездам и т. п.), уметь определить пройденное расстояние по шагам, по средней скорости движения и прошедшему времени, делать простейшую глазомерную съемку.
По снаряжению — уметь подбирать обувь, подготовлять и укладывать рюкзак, ремонтировать обувь, снаряжение и одежду в полевых условиях.
По устройству привала — уметь устанавливать палатки различных типов, строить шалаши, изготовлять постель из лапника, устраивать и разжигать костры, сушить одежду и обувь, обеззараживать воду, приготовлять питание на кострах, принимать меры Противопожарной безопасности.
В подаче первой помощи — вести самоконтроль, делать массаж и самомассаж, уметь перевязывать в различных случаях и условиях, подавать помощь при вывихах, переломах, укусах змей, организовать транспортировку пострадавших, знать употребление лекарств при заболеваниях, уметь подать помощь утопающим.
Кроме того, для различных видов передвижения в туристских путешествиях должны быть практически проработаны следующие вопросы:
Для пешеходных путешествий — техника движения в различных условиях, усвоение темпа, режима и организации марша, техника организации переправ через реки и ручьи разными способами и переходов через болота, чащи, кустарники, способы страховки и самостраховки в опасных местах.
Для водных путешествий — оборудование лодки для путешествия, ремонт лодки в пути, конопатка и просмолка швов, укладка грузов в лодке, преодоление перекатов, порогов, мелей, проводка лодки на бечеве, перенос лодки на волоках, установка и использование примитивного парусного снаряжения, ликвидация различных аварий.
Для лыжных путешествий — выбор и подготовка лыж к путешествию (осмолка, устранение “винта”, задиров и т. п.), ремонт лыж и палок в пути, способы преодоления различного рода препятствий, меры борьбы с обморожением, организация условий для обогрева группы при вынужденных остановках в лесу.
Занятия туристской подготовкой частично могут быть проведены в часы, посвященные физической подготовке и тренировке, а также в походах выходного дня. Сюда относятся все вопросы, связанные с техникой движения, преодоления препятствий, ориентирования, организации привалов и пр. Часть занятий надо провести в классе. Это относится к работе с картой, к подгонке снаряжения (особенно лыжного) и т. п.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Для того чтобы идти в туристский поход, нужно прежде всего быть здоровым. Чтобы не тратить напрасно сил и времени на подготовку к путешествию, в которое могут не допустить по состоянию здоровья, необходимо сразу после организации кружка всем участникам пройти медицинский осмотр. Если врач найдет какие-нибудь излечимые заболевания (например, больные зубы), нужно до путешествия обязательно их вылечить.
Перед выходом в путешествие проводится вторичный осмотр, на основании результатов которого врач дает письменное разрешение на участие в походе.
Такое же письменное разрешение должно быть получено и от родителей и сдано начальнику похода.
В путешествие приходится брать с собой разные вещи. Чем больше их наберется, тем тяжелее будет груз и тем труднее будет передвигаться. Поэтому брать с собой нужно лишь самое необходимое.
В летнее многодневное путешествие надо взять следующее:
Личнюе снаряжение каждого участника
1. Рюкзак (вещевой мешок) с широкими
лямками (не уже 7—8 см), подшитыми войлоком.
2. Спортивный костюм (можно лыжный) или рубашка с
длинными рукавами, куртка и брюки (для девушек то
же самое).
3. Свитер (только ранней весной и осенью).
4. Легкий плащ или накидка.
5. Ботинки (можно лыжные), хорошо разношенные, но
крепкие и с несбитыми каблуками.
6. Тапочки или сандалии (для использования на
привалах).
7. Носки шерстяные (2 пары) и хлопчатобумажные (3
пары).
8. Легкий головной убор (типа панамы).
9. Трусики (2 пары), майки (2 штуки).
10. Одеяло легкое.
11. Полотенце, мыло, зубная щетка, паста, носовые
платки, гребенка.
12. Иголки, нитки, пуговицы, кусочки материи для
ремонта одежды.
13. Миска или котелок емкостью 1 литр,
эмалированная кружка, ложка, нож.
14. Записная книжка, тетрадь для дневника,
карандаши простые, почтовые открытки, марки.
Групповое снаряжение
1. Палатки.
2. Топоры (один на 5—6 человек). Вместо одного из
топоров взять двуручную пилу.
3. Ведра или кастрюли для варки пищи из расчета
1,5—2 литра емкости на каждого участника.
4. Разливательная ложка, алюминиевая сковородка с
ручкой.
5. Чехлы для ведер и кастрюль, кухонные полотенца
(2 штуки), матерчатые мешочки с завязками для
продуктов.
6. Хозяйственное мыло, спички (часть в
непромокаемой упаковке).
7. Электрический фонарик с батарейками, горн,
свистки.
8. Тетради для ведения общих дневников, бумага для
походной газеты, карандаши, краски.
9. Мазь для обуви и ремонтный набор (шило, дратва,
иглы, гвозди, плоскогубцы).
10. Топографические и метеорологические
принадлежности (см. стр. 34), карты, схемы, кроки.
11. Фотографические принадлежности (см. стр. 35).
12. Оборудование для ведения краеведческой работы
(см. стр. 32).
13. Походная аптечка.
14. Часы (не менее двух на группу).
15. Продукты питания.
16. Рыболовные принадлежности (лески, поводки,
крючки, грузила, поплавки, жерлицы и пр.).
В лыжное зимнее путешествие следует взять с собой:
Личное снаряжение
1. Лыжи туристские (широкие, прочные) с
креплением в зависимости от типа обуви.
2. Палки лыжные бамбуковые с петлями для рук, с
хорошими острыми штычками и кольцами с частым
плетением.
3. Ботинки лыжные, с войлочными стельками, хорошо
пропитанные жиром или мазью для обуви, или
валенки (для лыж с мягким креплением).
4. Рюкзак с широкими лямками и с поясным ремнем.
5. Носки или портянки шерстяные (3—4 пары) и
хлопчатобумажные (3—4 пары).
6. Лыжный костюм (без наружного ворса), свитер
шерстяной.
7. Ватник, или легкая теплая куртка, или
полупальто.
8. Лыжная шапка, наушники (“крестик”), варежки
шерстяные и рукавицы брезентовые или кожаные.
9. Белье нижнее теплое (2 пары), плавки.
10. Легкие брюки сменные, тапочки, рубашка верхняя
(для ночлега).
11. Теплое легкое одеяло.
12. Полотенце, мыло, зубная щетка, паста, носовые
платки, гребенка.
13. Иголки, нитки, пуговицы, кусочки материи для
ремонта.
14. Миска или котелок емкостью 1 литр,
эмалированная кружка, ложка, нож.
15. Записная книжка, тетрадь для дневника,
карандаши, бумага, конверты, марки.
Групповое снаряжение
1. Топоры (один на 5—6 человек). Вместо
одного из топоров взять двуручную пилу.
2. Ведра или кастрюли для варки пищи из расчета
1,5—2 литра емкости на каждого участника.
3. Разливательная ложка, алюминиевая сковородка с
ручкой.
4. Чехлы для ведер и кастрюль, кухонные полотенца
(2 штуки), матерчатые мешочки с завязками для
продуктов.
5. Хозяйственное мыло, спички (часть в
непромокаемой упаковке).
6. Электрический фонарик с батарейками, свечи,
свистки.
7. Мазь и ремонтный набор для обуви (шило, дратва,
гвозди, кусочки кожи).
8. Инструмент и материалы для ремонта лыж
(молоток, плоскогубцы, шило, отвертка, кусачки,
напильник, нож, проволока, гвозди мелкие и
крупные, шурупы разных размеров, фанерные,
жестяные и алюминиевые пластинки для накладок,
ремни выделанные и сыромятные, медные или
алюминиевые заклепки, суровые нитки).
9. Запасные части для лыж (комплект мягкого
крепления, комплект крепления того образца,
который установлен на лыжах, палочные кольца,
штыри, замки креплений).
10. Лыжные мази для разных температур из расчета в
среднем 1 коробка на день на 10 участников.
11. Тетради для ведения общих дневников, бумага
для газеты, карандаши, краски.
12. Топографические и метеорологические
принадлежности (см. стр. 34), карты, схемы, кроки.
13. Фотографические принадлежности (см. стр. 35).
14. Оборудование для ведения краеведческой работы
(см. стр. 32).
15. Походная аптечка.
16. Продукты питания.
Для водных путешествий предметы личного и группового снаряжения могут быть те же, что и для пешеходного путешествия. Необходимо добавить только ремонтные материалы для лодок и весел и запасные весла и уключины. В водные путешествия можно брать с собой больше груза, так как везти его в лодке не трудно.
Подбор снаряжения следует проводить не спеша, заранее. Нужно помнить, что заменить негодную вещь в пути почти невозможно. Большие неудобства испытывают туристы, берущие с собой алюминиевые кружки для чая. Такие кружки сильно нагреваются от горячего чая и обжигают губы. Узкие лямки рюкзака натирают плечи, причиняя сильную боль. Неразношенные, узкие ботинки приводят к потертостям ног. Зимой узкие ботинки могут привести к обморожению. Если продукты положить в бумагу, она быстро порвется, и всё перемешается в рюкзаке.
Особенно внимательно надо проверять лыжи. Они должны быть прочные, без сучков, не перекошены, широкие, длиной примерно в рост лыжника с вытянутой рукой. Носовой загиб должен быть нормальным, весовой прогиб — 5—7 см.
Рассказать здесь обо всех требованиях к личному и групповому снаряжению туриста почти невозможно. Поэтому надо найти и прочитать литературу, указанную в конце этой книги.
Очень важным в путешествии является правильная организация питания. Она во многом зависит от того, насколько продуман план снабжения группы в пути и что взято из продуктов с собой. Продукты составляют основной вес груза путешественника. Поэтому надо заранее списаться с местами, где будет проходить маршрут. и точно узнать, что и где можно достать, и даже попросить оставить определенные продукты для группы. Нужно также учесть для питания и то, что туристы называют “подножным кормом”, т. е. ягоды, грибы, рыбу, дичь, — всё это можно добыть самим в лесу, в реке, озере.
Составить расчет необходимого питания можно, пользуясь таблицей калорийности продуктов, приводимой в различных книгах. Для туриста в пути калорийность пищи должна быть не менее 3500—4000 калорий в день., В дневном питании примерно должно содержаться: белков— 120 г, жиров—75 г, углеводов — 650 г.
Ниже в таблице приводится примерный состав дневного рациона туриста.
Наименование продукта | Содержится калорий в 1 кг продукта | Вес суточной порции продукта (в г) | Количество калорий в суточной порции | Количество усваиваемых веществ (в г) на 1 кг продукта | ||
белки | жиры | углеводы | ||||
Хлеб* (приобретать в пути) | 1900 | 600 | 1140 | 33,0 | 3,6 | 234 |
Макароны, лапша | 3400 | 100 | 340 | 9,4 | 0,4 | 74 |
Крупа овсяная | 3340 | 75 | 250 | 7,0 | 3,8 | 46 |
Крупа пшенная | 3030 | 75 | 240 | 5,5 | 1,4 | 47 |
Крупа манная | 3420 | 50 | 160 | 4,0 | 0,4 | 36 |
Сало свиное (шпиг) | 6150 | 30 | 185 | 4,0 | 18,0 | — |
Масло топленое | 8850 | 30 | 265 | — | 29,0 | — |
Мясо (приобретать в пути или брать в виде консервов) | 2010 | 100 | 200 | 13,5 | 15,5 | — |
Вобла сушеная | 2100 | 100 | 210 | 29,0 | 7,8 | — |
Картофель (приобретать в пути). | 630 | 500 | 315 | 5,0 | 1,0 | 70 |
Сахар | 3900 | 100 | 390 | — | — | 95 |
Соль, перец, лавровый лист, чай и пр. | — | 25 | — | — | — | — |
Рыба свежая, грибы, ягоды и пр. | — | — | — | — | — | — |
Итого | — | 17852 | 3695 | 110,4 | 79,9 | 602 |
* С собой надо иметь трехсуточный запас
сухарей (900 г).
2 Из них носимых с собой 585 г.
Из этого набора продуктов можно приготовить очень вкусную и вполне питательную пищу.
Одной из самых интересных задач организационной подготовки путешествия является разработка маршрута. Для того чтобы правильно разработать маршрут, надо точно определить календарный срок путешествия, нанести направление маршрута на карту, определить величину перехода на каждый день, районы ночлегов и дневок. Кроме того, в случае необходимости подъезда к начальной точке маршрута или выезда с конечной точки сроки путешествия надо согласовать с расписанием движения поездов или пароходов.
Путешествия учащихся проводятся во время каникул, но летом можно выбрать любое время.
При разработке маршрута следует учесть время поспевания грибов и ягод, периоды увеличения количества мошкары и комаров, периоды дождей и особенно сильного зноя и т. п. В Ленинградской области летние путешествия лучше всего проводить в первой половине августа.
Определив сроки путешествия, надо по таблицам норм дневных переходов (см. стр. 110—112) установить общую протяженность маршрута и окончательно определить на карте, откуда и куда можно пройти.
Нельзя механически вычислять расстояния переходов по замеру отрезков пути на карте с переводом их на масштаб ее. При таком замере окажутся неучтенными все местные мелкие изгибы дорог и рельеф местности. При самых лучших условиях (малой пересеченности, движении по прямым дорогам и т. п.) нужно увеличивать получающиеся такими замерами расстояния по крайней мере на 10%. При движении же по лесу, болотам, кустарникам расстояние надо увеличивать не менее чем на 15-20%.
Наносить маршруты на карту или схему нужно после проведения ряда предварительных прикидок расстояний по различным направлениям между намеченными к посещению пунктами.
Когда вся предварительная работа будет закончена и выяснятся все возможные варианты, их следует вынести на обсуждение общего собрания участников путешествия, которое и должно окончательно утвердить маршрут.
Чтобы маршрут был интересным, надо по возможности избегать движения по большим дорогам, выбирая преимущественно тропы, лесные и проселочные дороги. Некоторую часть пути следует пройти по лесу без дорог.
Если, судя по карте, в пути будут встречаться различные естественные препятствия, например, переправы через небольшие реки, болота и т. п., то их не надо избегать, так как необходимость преодолеть эти препятствия делает маршрут более интересным и в то же время развивает смелость, инициативу, решительность участников путешествия.
При определении продолжительности дневного перехода следует учитывать физическую подготовку группы и ее опыт, а также расположение экскурсионных объектов и мест исследовательской работы. Районы полевых ночлегов надо подбирать вблизи рек, леса, но подальше от болот и по возможности в стороне от населенных пунктов. Если группы в движении будут базироваться на школы или другие базы для ночлегов, то нужно рассчитывать дневные переходы между ними так, чтобы они не оказались слишком большими.
Места предполагаемых ночевок наносятся на карту условными обозначениями, например, кружками или крестиками, причем должна ставиться дата прибытия на данный ночлег. Там же, где предполагаются длительные остановки, нужно поставить две даты — прибытия и выхода, например: “3—5/VI”.
Если в поход идет большая группа, то перед окончательной разработкой маршрута полезно его предварительно обследовать, чтобы выяснить на месте возможность организации ночлегов, доступность экскурсионных объектов, возможность закупки продуктов и т. п. Такое обследование проводит руководитель похода с помощником и завхозом. В случае затруднительности осмотра всего маршрута нужно побывать хотя бы в тех местах, где предполагаются длительные остановки для ведения краеведческой и исследовательской работы.
Если обследование произвести нельзя, то нужно заблаговременно путем переписки с председателями колхозов, секретарями местных комсомольских организаций и другими лицами разрешить все необходимые вопросы.
Разработанный и нанесенный на карту маршрут должен быть изучен всеми участниками путешествия.
После разработки маршрута необходимо составить план и график путешествия, в которых должны быть отмечены движение группы по дням, проходимые расстояния, способы передвижения, экскурсионные объекты и пр.
На стр. 62—67 приведен примерный план путешествия по маршруту Зеленогорск—Приозерск. В путешествии по этому маршруту туристы ознакомятся с памятниками Новгородской Руси.
Когда составлен план путешествия, можно приступить к составлению сметы.
При составлении сметы надо включать в нее все, даже самые мелкие расходы.
Главными расходами в путешествии будут:
а) оплата железнодорожного,
пароходного и автобусного проездов;
б) стоимость питания (закупленных продуктов и на
приобретение их в пути);
в) оплата ночлегов;
г) приобретение снаряжения, посуды, инвентаря,
рыболовных и фотопринадлежностей и т. п.;
д) приобретение походной аптечки;
е) оплата экскурсоводов и входных билетов в
музеи;
ж) ремонт обуви и снаряжения;
з) резервный фонд.
За неделю до выезда в путешествие необходимо оформить путевые документы — маршрутную книжку (для путешествий, продолжающихся свыше 5 дней) или маршрутный лист (для более коротких походов). Маршрутные книжки выдают: Областная детская экскурсионная станция, отдел краеведения и туризма Ленинградского Дворца пионеров, Дома пионеров, городские и районные отделы народного образования, а маршрутные листы можно получить также в школе, детских домах и внешкольных учреждениях.
Для получения маршрутного листа или книжки необходимо представить план похода с указанием цели его, карту-схему маршрута похода, список участников похода с разрешением врача, список туристского и специального снаряжения, список продуктов питания и приходно-расходную смету.
В пути маршрутный лист или книжку необходимо отмечать в сельсоветах, правлениях колхозов, школах или в других учреждениях.
Эти отметки служат основанием для зачета путешествия на значок “Турист СССР” или на спортивный туристский разряд.
Перед выездом необходимо установить контрольный срок возвращения из путешествия. Он берется обычно на один-два дня больше, чем предусматривается по плану путешествия, чтобы учесть всякие непредвиденные задержки в пути.
Соблюдение контрольного срока обязательно для всех туристских групп.
Во время путешествия надо извещать свою школу, ДСО или училище по телефону, письмом или телеграммой о прохождении маршрута. Места, откуда даются извещения, также заранее устанавливаются и согласовываются с учреждением, отправляющим группу в путешествие.
Дата | Путь следования | Расстояние от места выхода (в км) | Способ передвижения | Что осматривается и какая-проводится работа |
1/VII | Ленинград — Зеленогорск | 50 | На поезде | — |
Зеленогорск — Черное озеро | 4 | Пешком | Золли и озы в районе озера | |
1/VII | Черное озеро — Озеро Симагинское | 4 | Пешком | — |
Озеро Симагинское — Домик-музей В. И. Ленина | 3 | ” ” | Осмотр музея | |
Домик-музей В. И. Ленина — Высота у озера Долгое | 4 | ” ” | Панорама Курортного района | |
2/VII | Высота у озера Долгое — Селение Первомайское | 9 | Пешком | Высоковольтная линия электропередачи |
Селение Первомайское — Доты второй линии фашистской обороны | 3 | Укрепления фашистской линии обороны. Тема осмотра: “Четвертый сокрушительный удар Советской Армии" | ||
Доты — Обрывистый берег реки Волочаевки | 9 | — | ||
3/VII | Дневка на реке Волочаевке | — | —— | Экскурсия на тему “Работа рек по изменению рельефа местности" |
4/VII | Река Волочаевка — Морозовские озера у селения Мичуринское | 28 | Пешком | — |
5/VII | Морозовские озера — Селение Ягодное—Река Вуокса у платформы Лосево | 16 | Пешком | Осмотр Лосевских порогов. Беседа на тему: “Проходные рыбы (лосось)” |
6/VII | Река Вуокса — Мыс Дружбы на Балахановском озере | 22 | Пешком | Экскурсии на гранитный мыс на тему: “Следы великого оледенения Земли” |
7/VII | Мыс Дружбы — Развалины | 8 | Пешком | — |
8—9/VII | Двухдневная остановка в Тиверске | — | — | Осмотр развалин Тиверска и снятие плана их. Обследование окружающей местности. Поиски следов возможных возле Тиверска поселений |
10/VII | Тиверск — Мельниково | 12 | Пешком | Экскурсия в совхоз "Мельниково". Встреча со школьниками сел. Мельникове |
11/VII | Мельникове) — селение Богатыри | 29 | Пешком | — |
12/VII | Дневка в селении Богатыри | — | — | Осмотр гранитного карьера „Ленметростроя" |
13/VII | селение Богатыри — Ладожское озеро | 12 | Пешком | Экскурсия по берегу Ладожского озера на тему: “Величайшее озеро Европы — Ладога” |
14/VII | Ладожское озеро—Приозерск | 20 | Пешком | Осмотр Суворовских редутов в сел. Бригадное |
15—16/VII | Двухдневное пребывание в Приозерске | — | — | Экскурсия и осмотр крепости Карела. Поездка в сел. Яркое. Осмотр зверофермы. Встреча с туристами в Приозерской турбазе |
17/VII | Приозерск — Ленинград | 142 | На поезде | — |
<< Назад Далее >>
Вернуться: Добкович. По дорогам и тропам Ленинградской области
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.