ГЛАВА IV
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДЕЛАТЬ В ПУТЕШЕСТВИИ

Когда вся подготовка закончена и оформлены маршрутные листы, то начинается последний, самый главный и интересный раздел туристской работы кружка — путешествие.

О том, как проводить путешествие, как лучше идти, преодолевать препятствия, организовать отдых, мы и расскажем в этой главе.

Так как очень много общего будет для пешеходного, лыжного и водного путешествий, то мы подробнее остановимся на первом из них, а для других видов путешествий скажем только об их особенностях.

Очень редко группы выходят в путешествие из самого города. Гораздо лучше отъехать немного на поезде и начать путешествие сразу по лесам и полям. Это обычно и предусматривается при разработке маршрута. К поезду надо собраться заранее, чтобы не было спешки и беготни. Перед выходом из поезда надо проверить, не забыты ли в вагоне рюкзак, лыжи, палки и т. д.

ПЕШЕХОДНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В летнюю пору очень хочется идти в путешествие налегке, без рубашки, надев рюкзак прямо на тело. Этого делать не следует, так как солнце не только друг, но может стать и врагом туриста. Нет ничего хуже, как ожог тела солнечными лучами. Приходится или отправить товарища домой, или задержаться на несколько дней, пока он не поправится.

Поэтому в солнечный день надо всегда идти в легкой рубашке с длинными рукавами и легкой панаме, предохраняющей голову от солнечных лучей.

Не надо туго шнуровать обувь, закладывать внутрь ботинка шнурки. На ноги следует надевать две пары носков — шерстяные и бумажные. В ботинки положить стельку, хотя бы из сена. Всё это предохраняет от потертостей, наминов. Ноги и носки всегда должны быть чистыми. Ноги надо мыть, а бумажные носки, которые надевают первыми, ежедневно стирать. Чтобы кожа ботинок была мягкой и не пропускала воды, их надо каждый день смазывать специальной обувной мазью (болотной) или несоленым жиром.

Умение правильно уложить рюкзак и хорошо подогнать его — искусство не сложное, но сберегает много сил в походе.

Груз укладывается в рюкзак следующим образом: к спине надо уложить мягкие вещи (куртку, одеяло, белье и т. д.), на дно рюкзака — наиболее тяжелые, наверх — более легкие, в боковые карманы укладывается всё то, что может понадобиться на малых привалах (принадлежности для умывания, кружка, завтрак, мешочки для коллекций и т. п.).

Рюкзак должен быть уложен плотно. Сыпучие грузы (крупу, сахар и т. п.) нельзя заворачивать в бумагу. Для них нужно сшить специальные мешочки с пришитыми завязками. Рядом с этими мешочками нельзя помещать острые предметы (ножи, вилки, булавки и т. п.). Все они должны быть уложены в отдельный мешочек, лучше всего клеенчатый. Жиры, мясо и подобные продукты лучше всего класть в легкие алюминиевые или жестяные банки. Для этой же цели пригодны и коробки из пластмассы, но они иногда ломаются.

Нужно установить определенный порядок укладки рюкзака для того, чтобы на привале, даже в темноте, сразу на ощупь достать нужные вещи.

При укладке нужно следить, чтобы углы твердых предметов не приходились против спины, так как они вызывают потертости и намины.

Лямки рюкзака должны быть тщательно подогнаны по росту туриста при полной загрузке рюкзака так, чтобы дно его опиралось на крестец. Если этого не сделать, то весь груз ляжет на плечи и нести его будет очень тяжело. Чтобы лямки не резали плечи, под них надо подложить что-нибудь мягкое. Надавливая в пути всё время на одно и то же место плеча, лямки вызывают раздражение кожи и болевые ощущения. Во избежание этого во время ходьбы можно подсовывать большие пальцы рук под лямки и оттягивать их от плеча или же перемещать лямки на плече в разные места.

Кроме того, можно, заложив руки за спину, слегка приподнимать рюкзак кверху, при этом давление его на плечи уменьшается, кровообращение быстро восстанавливается, и болевые ощущения пропадают.

Чтобы путешествие прошло интересно, надо так организовать движение, чтобы затрачивать на него как можно меньше сил.

Для этого нужно правильно ходить, соблюдать ровный темп движения и строго придерживаться режима переходов.

Походка должна быть наиболее экономной. Ступни ног должны ставиться более параллель но, чем при обычной ходьбе. Переносить тяжесть тела с одной ступни на другую нужно плавно, мягко. При движении по ровной местности ногу надо ставить на пятку, затем на всю ступню, при подъемах же — сразу на всю ступню, а на крутых сыпучих склонах ногу можно ставить только на пятку. Не нужно стараться делать очень широкие шаги, — шаг должен быть плавным, свободным, ноги при этом надо слегка сгибать в коленях и не полностью распрямлять.

Очень вредны лишние раскачивания корпуса, особенно вертикальные. Они отнимают совершенно бесполезно огромное количество энергии.

Так как почти всегда приходится идти с грузом, нужно стараться делать как можно меньше даже незначительных подъемов. Для этого при переходе через небольшие препятствия, например, камни, бревна, не следует вставать на них, а лучше переносить через них ноги сбоку, не изменяя положения центра тяжести тела. Когда приходится идти по бездорожью или по плохой дороге, нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы сберечь обувь и не упасть. В движении надо всегда соблюдать спокойный, ровный темп. Опыт показал, что наилучший темп—это 110—120 шагов в минуту при длине шага 70—75 см., что дает среднюю скорость движения около 3,5—4 км, в час. При движении по лесу, кустарнику, песку и т. п. темп марша будет значительно меньше.

При подъемах количество шагов в минуту нужно стараться сохранять постоянным, уменьшая длину шага. При спусках со склонов бежать не следует, а можно лишь несколько увеличить длину шага.

Такой способ движения даст возможность сохранять нормальное, равномерное дыхание, что является очень важным для самочувствия путешественника. Дышать надо только через нос, особенно при движении по пыльным дорогам. При подъемах не следует петь, кричать — это сбивает дыхание. Ровный темп, спокойное дыхание позволяют идти долго и без утомления. Всякие рывки быстро утомляют, поэтому их надо избегать.

Очень важно соблюдать определенный режим движения. Выходить в путь надо как можно раньше, во всяком случае, не позже 8—9 часов утра. Двигаться нужно сначала в замедленном темпе. Через 15 минут такого движения делается малый привал для того, чтобы дать возможность туристам поправить снаряжение, одежду и проверить, не забыто ли что на ночлеге. После этого привала движение возобновляется вначале тем же замедленным темпом, а затем постепенно скорость увеличивается до нормальной. На малые привалы для отдыха нужно останавливаться через каждые 45 минут движения, где отдыхать 15 минут. После каждого привала движение опять надо начинать в замедленном темпе. В зависимости от плана путешествия, утром делается три или четыре перехода, после чего устраивается большой привал на обед.

Большой привал приурочивается к самому жаркому времени дня. Место для этого привала надо выбирать красивое, обязательно в тени, поблизости от воды и топлива. Лучше всего для этой цели использовать опушку леса, берег ручья, реки или озера. На большом привале нужно сложить все рюкзаки в одно место, выбрать площадку для костра, сходить за водой и топливом и начать готовить обед. Пока его приготовляют, все должны умыться. Кроме того, надо обязательно вымыть ноги и насухо их вытереть.

Пообедав, нужно отдохнуть час-полтора в тени на сухом месте.

После большого привала делаются еще два-три перехода таким же порядком, как и утром, и группа располагается на ночлег.

В первые дни путешествия в начале дня на втором или третьем переходе у более слабых участников появляется сильная усталость, желание прекратить поход, отказаться от путешествия. Это состояние объясняется недостаточной тренированностью. Если оно не сопровождается сильной бледностью, головокружением, резко учащенным пульсом и т. п., то это состояние безопасно и быстро проходит. Путешественник постепенно втягивается в марш, и дальнейшее путешествие проходит при отличном самочувствии.

В составе каждой группы всегда будут более сильные и более слабые участники. Темп марша должен быть вполне приемлемым для слабых. Чтобы убедиться в правильности темпа, руководитель несколько раз в день на ходу должен пропускать мимо себя группу и тщательно всматриваться в каждого участника, наблюдая за ритмичностью дыхания, за цветом лица.

Побледнение, прерывистое дыхание, появление разрывов в колонне служат признаками трудности принятого темпа для отдельных участников.

Для облегчения путешествия уставших надо освободить от некоторой доли груза и направить в голову колонны, где темп движения всегда равномернее, чем в хвосте.

На малых привалах все участники должны обязательно снимать рюкзаки, а более слабым из них для лучшего отдыха рекомендуется поднимать ноги кверху, опирая их о дерево или кладя на рюкзак.

В голове колонны должен двигаться один из наиболее сильных и опытных туристов. Он называется направляющим. В его задачу входит строго поддерживать равномерный темп движения и выбирать наилучший вариант пути. Последним в колонне идет замыкающий. Это — самый сильный участник путешествия. Его задача — подбадривать отстающих, помогать ликвидировать непорядки в снаряжении или одежде, сигнализировать по колонне руководителю похода о всех событиях, замеченных им, следить за тем, чтобы никто не уходил в стороны и не отставал.

Ни при каких обстоятельствах замыкающий не имеет права оставить позади себя ни одного участника.

В каждом путешествии придется преодолевать те или иные естественные препятствия. К наиболее часто встречающимся препятствиям при путешествии по Ленинградской области относятся реки, болота и лесные чащи.

Если по маршруту путешествия необходимо переправиться через реку или ручей при отсутствии вблизи моста, то эти переправы осуществляются при помощи наведения примитивного моста или вброд.

При переправах надо принять все меры к обеспечению полной безопасности и подготовить средства для оказания помощи в случае необходимости.

Через узкие ручьи или речки можно перекинуть жерди или бревно и переправиться по ним. В этом случае для опробования такого моста первым должен пройти руководитель и затем дать указания о порядке и последовательности переправы. Для лучшего сохранения равновесия желательно иметь в руках длинную палку или жердь. В неглубоких местах палкой можно опираться в дно речки, но обязательно со стороны течения. В глубоких местах жердь употребляется как балансир. Если среди туристов есть такие, которые боятся переправы, то их следует освободить от рюкзака и разрешить переправу, переползая по бревну в сидячем положении.

Переправа вброд через реку

В широких местах реки почти всегда можно отыскать брод. Признаками брода служат дороги, тропинки или колеи, ведущие в реку и возобновляющиеся на другом ее берегу, а также зыбь на поверхности воды и расширение русла реки, в особенности на прямых участках ее. На каменистых руслах можно найти броды в местах, где камни выходят на поверхность воды. Здесь следует подыскать место, где прыжками с одного камня на другой возможно перейти на противоположный берег. Каждый брод должен быть предварительно тщательно обследован. После обследования принимается решение о способе перехода через реку. Чтобы при переходе вброд туриста не снесло водой, реку надо переходить, двигаясь немного против течения.

Для большей устойчивости полезно пользоваться шестом, опираясь им в дно со стороны течения. Каждый шаг туриста должен рассчитываться. При сильном течении нужно для безопасности переправляться с помощью веревки, протягиваемой с одного берега на другой. Веревкой надо пользоваться и как страховкой, особенно для первого и последнего переправляющегося.

Переправляющийся обвязывается веревкой подмышками, а охраняющие постепенно отпускают веревку, наблюдая, чтобы не было большой слабины ее.

Другой способ переправы, называемый “таджикским”, применяется при неглубоких бродах, но сильном течении. При этом способе 5—6 человек встают лицом к противоположному берегу и переходят реку вместе, взявшись за плечи. В этом случае при случайном падении одного его сумеют поддержать остальные.

Переправляться вброд нужно только в ботинках. Вещи переносятся только после тщательной разведки брода. В случае если грузы, подвергающиеся порче от воды (сахар, соль), находятся у одного туриста, их надо перед переправой распределить по нескольким рюкзакам. Это делается для того, чтобы при случайной аварии не потерять сразу все запасы сахара или соли.

В Ленинградской области часто встречаются болота. Они образуются в основном путем увлажнения местности или путем зарастания водоемов. В первом случае болота представляют некоторые трудности при переходе, во втором же случае они могут быть, кроме того, и опасны. На болотах первого типа трудность передвижения вызывается вязкостью грунта и необходимостью вследствие этого перескакивать с кочки на кочку. На болотах, образующихся путем зарастания озер, на поверхности появляется так называемая сплавина, представляющая собой более или менее толстый слой плавающего на воде торфа, поросшего травой. Движения по сплавине надо избегать, так как это очень опасно. Если же на сплавину попали случайно, то нельзя двигаться строем, чтобы не прогнуть ее и не выдавить на поверхность воду.

При переходе такой сплавины нужно взять в руки длинные жерди, чтобы при провале положить их горизонтально на сплавину и удержаться до подачи помощи. Нельзя ступать по следу товарища, а надо выбирать новые, еще плотные места. Нужно тщательно наблюдать за рельефом болота и растительностью. Даже незначительное повышение рельефа резко улучшает условия передвижения по сплавине.

Если по болоту протекает ручеек, то обычно вдоль берегов его идти гораздо лучше, чем в других местах.

Места на сплавине, покрытые яркой зеленой травой, очень опасны. Это так называемые “окна”. Первый же шаг по такому “окну” приведет к провалу.

В случае провала в болото нужно быстро лечь и попытаться ползти, держа голову как можно выше. Если движение вызывает дальнейшее погружение, следует, не двигаясь, ожидать помощи. Помощь провалившемуся надо оказывать быстро, но осторожно. Нельзя подбегать к нему, особенно сразу нескольким туристам, чтобы не прорвать сплавину еще больше. Приближаться к провалившемуся лучше рсего ползком, а помощь оказывать ему надо главным образом подачей жердей и устройством настила, по которому он мог бы выползти.

Перед движением по болотам надо узнать у местных жителей характер болота и выяснить направления, по которым его можно перейти.

Лесная чаща, особенно заросли кустарника, представляет иногда довольно сложное препятствие для путешественника. Преодоление ее требует большой затраты сил, терпения и внимания. Главной опасностью является возможность потерять ориентировку. Поэтому нужно тщательно следить за движением по компасу и оставлять заметки, надламывая ветки или делая зарубки на деревьях. Нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не провалиться в ямы, которые часто встречаются в чащах и бывают почти незаметны. Раздвигая ветки кустарника, нужно помнить о товарищах, идущих сзади, чтобы не ударить их отпущенной веткой. Когда предстоит преодолеть большой участок чащи, то нужно надеть брюки и хорошенько обвязать их внизу, чтобы не оцарапать ноги о кустарник и не ожечься крапивой. Надо. помнить, что в чаще могут оказаться и змеи. В густой листве и высокой траве их трудно заметить, поэтому все участки тела надо защищать одеждой. Когда день близится к концу и путешественники подходят к месту, намеченному для ночлега, надо приступить к выбору площадки для привала. Чем продолжительнее предполагается время пребывания здесь, тем более внимательно должен быть сделан выбор. Место для привала должно отвечать следующим условиям:

а) Быть вполне безопасным. Не рекомендуется останавливаться на крутых и обрывистых берегах вблизи от края и под сыпучими высокими откосами, так как здесь можно ожидать падения камней или обвала части склона. Не следует выбирать место для привала близко от воды на широких плесах реки или на берегу озера, так как ночью ветер может поднять волны, которые подмоют палатки и шалаши.

б) Быть сухим и здоровым. Нужно выбирать место по возможности в отдалении от болот, не углубляясь в чащу леса, где всегда сыро.

в) Быть защищенным от ветра. Следует избегать открытых мест, вершин, голых холмов и т. п. Однако при большом количестве мошкары иногда выгоднее выбирать место, продуваемое ветром.

г) Иметь поблизости топливо для костра, проточную воду, годную для приготовления пищи и для купанья.

Наилучшими местами для привала являются опушки соснового леса, берег реки или озера, лесная поляна с ручьем.

Место для ночлега надо намечать еще на марше за час до окончания вечернего перехода и не менее чем за два часа до наступления темноты с тем, чтобы успеть засветло запастись водой, топливом и оборудовать привал.

Когда место для привала окончательно выбрано, руководитель дает команду сложить все рюкзаки в одно место и приступить к оборудованию ночлега. Для этого надо хорошо подготовить площадку для устройства палаток или шалашей и затем установить их, заготовить дрова для костра, развести костер, принести воду и приготовить ужин.

Чтобы быстро и хорошо устроиться, работу нужно проводить по плану. Каждый участник путешествия должен знать, что ему надо делать. В первую очередь руководитель должен указать площадки для каждого шалаша или палатки, места для костров и определить, откуда можно брать воду для питья и приготовления ужина.

Для палаток или шалашей нужно выбирать ровные и возвышенные площадки, защищенные от ветра. Места для костров отводятся в стороне от палаток. Воду для приготовления пищи надо брать по течению ручья или реки выше лагеря, а для мытья — ниже.

Как только каждому звену будет указано место его расположения, несколько человек должны отправиться за топливом и водой, а другие — для устройства подстилки — за ветками, травой или хвоей. Дежурный-костровой немедленно начинает разводить костер.

Одновременно с заготовкой топлива нужно собрать или вырубить колья для палаток или шалашей. При этом надо беречь лес и по возможности обходиться валежником и сухостоем.

Палатку устанавливают на ровном месте задней стенкой к ветру. Предварительно нужно расчистить площадку, удалив с нее камни, сучья, сосновые шишки и пр. На твердых грунтах, особенно на сыром месте, под днище палатки нужно уложить подстилку из хвойных веток, травы, мха, вереска или сена. Подстилка должна быть аккуратно уложена, концы веток направлены к земле и перекрыты следующими слоями.

Вынутую из рюкзака или специального чехла палатку расстилают так, чтобы днище ее полностью лежало на подстилке. Затем днище растягивают при помощи веревок и закрепляют к вбитым в землю колышкам. После этого забивают передний и задний большие колья. Вход в палатку застегивают и производят растяжку ее, причем во избежание перекосов это делают по диагонали под углом 45°. В случае если перекос всё же получился, надо отрегулировать боковые растяжки. Не следует слишком туго натягивать палатку, так как при этом можно выдернуть колья из земли или даже разорвать палатку. Если вблизи привала имеются крупные тяжелые камни, то растяжку палатки можно произвести, заменяя ими колышки. Для этого надо связать оттяжки днища и верха палатки попарно.

Палатку желательно устанавливать до выпадения росы, чтобы место под ней было сухим.

Во время дождя установку палатки нужно производить как можно быстрее, чтобы ткань палатки не промокла и не стала пропускать воду. Если во время дождя изнутри задеть чем-нибудь палатку, то в этом месте она начнет протекать. Для того чтобы прекратить течь, нужно, надавив на место, откуда просачивается вода, провести пальцем изнутри палатки вниз вдоль стенок. Течь сейчас же прекратится.

В летнее время, когда появляются комары и мошкара, нужно стараться не открывать без особой нужды палатку и, во всяком случае, не зажигать в ней свет при открытом входе, чтобы комары не налетели внутрь.

Перед сном всех комаров, налетевших в палатку, надо выгнать. Для этого можно в нее напустить дым от сжигания корневища, сырой травы или веток хвойных деревьев. Комары улетят, а дым быстро улетучится.

При отсутствии палатки в летнее время можно построить шалаш. Самый простой шалаш делается в густом кустарнике. Для этого ветки соседних кустов связываются и покрываются хвойным лапником. Для этой же цели можно использовать и поваленную ель, плотно обложив ее со всех сторон лапником и обрубив все мешающие сучья внутри получающегося шалаша.

Можно хорошо переночевать и под густой елью, куда не проникает даже сильный дождь. Если удобных естественных условий нет, то следует построить настоящий шалаш. Сначала делают каркас из продольных и поперечных палок. Их закладывают лапником рядами. Концы веток должны быть направлены сверху вниз. Такой шалаш, перекрытый в два-три слоя, совершенно водонепроницаем. Построить его при некотором опыте можно за час-полтора.

И шалаш, и палатку необходимо окопать канавкой, чтобы во время дождя в них не затекала вода. Канавка должна иметь выход для стока воды.

Во время сна в палатке или шалаше головы отдыхающих путешественников должны быть выше ног. Это можно сделать утолщением подстилки.

В ночное время надо выставлять дежурных, меняя их через один или два часа. В обязанности дежурного входят: охрана лагеря, наблюдение за костром, подготовка утреннего завтрака, соблюдение мер противопожарной безопасности.

Перед тем как лечь спать, надо привести все вещи в полный порядок, всё ценное внести в палатку, а рюкзаки с мягкими вещами подложить под голову.

Если земля холодная, то следует подстилать побольше теплых вещей под себя. В прохладные ночи лучше укрываться двумя одеялами двум туристам вместе, чем каждому одним одеялом в отдельности. Во время дождя надо стараться не прислоняться к боковым стенкам палатки, чтобы не промокнуть.

В жаркие летние ночи можно открывать окно или вход в палатку только после того, как свет в ней потушен, или надо завесить окно марлей или тюлем, чтобы не напустить комаров.

Утром собирать палатку следует после того, как она просохла. Влажная палатка тяжелее сухой, а сырая ткань ее быстро портится.

Костер для туриста является одним из важнейших элементов быта в путешествии. Умело сложенный, быстро зажженный, яркий и дающий нужное тепло для варки пищи, сушки белья и обогрева путешественников, костер доставит едва ли не самые приятные минуты в путешествии. При неумении же складывать и разжигать костер много драгоценного времени отдыха путешественника уйдет на возню с ним, и вместо отдыха турист еще больше устанет.

Костры надо располагать в некотором отдалении от деревьев, чтобы не повредить их корней. Дерн и торф должны быть убраны в сторону; очень важно проверить, не осталось ли слоя торфа под костром, так как горение торфа может распространяться под верхним покровом почвы во все стороны и вызвать пожар не только во время отдыха участников похода, но и через несколько дней после их ухода. Лучше всего окопать место для костра глубокой канавкой. Уходя с привала, следует тщательно погасить костры, залить их водой и заложить дерном, а оставшиеся дрова сложить в сторону.

Для варки пищи разжигаются костры, сложенные в виде шалаша или колодца, а для сушки одежды и обогрева — так называемые таежные. Типы костров и приспособления для подвешивания посуды показаны на рисунке (стр. 88).

Хорошим топливом для костров служат сухие ветки и сухостой сосны, березы, ольхи. Чтобы меньше затрачивать труда на поддержание горения костра, надо подкладывать в него толстые сучья. При всех условиях следует стараться обходиться сухим валежником или отмершими деревьями и ветвями, избегая порчи зеленого леса. Лежащий на земле валежник бывает сырым и плохо горит. В этом случае его надо расколоть или очистить от коры.

Разжечь костер можно быстро даже при сильном дожде, если правильно подобрать растопку. Отличной растопкой являются береста, самые мелкие сухие веточки ели, можжевельника и т. п. Отлично разгораются костры от заструженных сучьев или корней хвойных деревьев (см. рис. на стр. 89).

Полезно иметь с собой для быстрого разжигания костров в дождливую погоду кусочки черенковой серы или огарки свечей. Растопку нужно аккуратно разложить на земле, обложить мелкими сухими ветвями, а затем более толстыми и поджигать, подкладывая по мере разгорания всё более крупные сучья.

Спички должны быть у каждого участника путешествия, причем хранить их следует в разных местах, а часть из них (аварийный запас) должна быть помещена в водонепроницаемые коробки или мешочки. Предохранить спички от влаги можно, окуная их в расплавленный стеарин или парафин (каждую спичку в отдельности или всю коробку).

Принимать пищу надо три раза в день.

Типы костров. Растопка для костра.

Утренний завтрак должен быть очень сытным и обязательно с горячим блюдом.

Пить надо как можно меньше. Всего в день надо выпивать не более чем 1,5 литра жидкости (воды, супа, чая). Днем в пути следует совсем не пить. Если очень томит жажда, то можно сосать кислую конфету.

Вместе с потом теряется много нужной организму соли. Поэтому в жаркий день утром полезно проглотить 3—6 г поваренной соли с хлебом или завернутой в папиросную бумагу.

ЛЫЖНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Даже в морозный день при движении на лыжах не следует одеваться слишком тепло. Одежда должна быть легкой, но обязательно ветронепроницаемой. В то же время уже и на случайных коротких остановках холод очень быстро дает себя чувствовать. Поэтому ватник или теплую курточку надо всегда носить под верхним клапаном рюкзака и быстро его надевать, как только движение прекратилось. Обувь должна быть всегда сухой, иначе ноги будут мерзнуть. Ботинки надо с вечера хорошо просушивать и каждый день смазывать несоленым жиром или специальной мазью. Чтобы снег не попадал внутрь ботинка, поверх его надевают гамаши или обертывают ногу обмоткой так, чтобы она перекрыла ботинок. Чем больше носков надеть на ногу, тем теплее и удобнее, но нога обязательно должна быть свободной. Если ноге будет тесно, то кровообращение нарушится, и ее можно быстро обморозить. На руки лучше всего надеть варежки из шерсти, а поверх их брезентовые рукавицы, иначе варежки быстро промокнут, и руки будут мерзнуть.

Утром перед началом движения следует одеться потеплее, а на первом привале (через 10—15 минут после начала движения) снять с себя всё лишнее.

Для движения на лыжах разработаны разные способы ходьбы. В туристских путешествиях применяются главным образом двухшажный попеременный, одношажный и бесшажный ходы. Два последних хода употребляются при хорошем скольжении, а особенно при наличии легкого уклона в сторону движения.

Так же как и в пешеходном путешествии, здесь главной задачей является экономия сил. Поэтому при ходьбе на лыжах не надо раскачиваться или при толчке палками низко наклоняться; вообще следует избегать лишних движений.

Подъемы, в зависимости от их крутизны, преодолеваются либо ступающим шагом, либо “полуёлочкой”, “ёлочкой”, “лесенкой”. Если подъем крутой и длинный, то лучше преодолевать его по диагонали или же зигзагами.

Однако в пути пользоваться надо только теми приемами, которые хорошо изучены, иначе падение почти неизбежно. Вставать на лыжи на склоне в рыхлом снегу и с грузом за плечами трудно, это отнимает много сил, поэтому надо стараться не падать.

Самым трудным для лыжника-туриста являются спуски с гор. Именно на спусках и происходит большинство падений. Поэтому спускаться надо медленно, по самому безопасному направлению, где не видно пней, кустарника, деревьев. Если склон крутой, то надо применять торможение “плугом” или “полуплугом”. Тормозить палками нельзя, так как их можно сломать, а новых в пути не достанешь.

При спуске одну лыжу надо немного выдвинуть вперед, а ноги согнуть в коленях. Палки всегда следует держать сзади себя. Это очень важно, так как при неожиданном падении выдвинутыми вперед палками можно себя поранить.

Повороты на спуске надо делать очень плавно и на согнутых ногах. Если поворот сделать резко, то рюкзак выведет лыжника из равновесия, и поворот закончится падением. Наиболее удобные способы поворотов, это “переступом”, “в плуге” и “в полуплуге”.

Если турист видит, что падение неизбежно, то лучше заранее упасть самому. Для этого надо присесть как можно ниже и падать в сторону и назад, одновременно стараясь поставить лыжи поперек склона. Перед тем как подниматься, следует проверить, стоят ли лыжи точно поперек склона, в противном случае турист снова упадет.

Наиболее интересно путешествовать не по дорогам, а непосредственно в лесу, но такое путешествие связано с очень утомительной операцией — прокладкой лыжни по целине.

Прокладка лыжни ведется попеременно всеми участниками; от нее освобождаются только самые слабые. Ведущий прокладку идет в течение одной-двух минут (не больше) со всей возможной для него скоростью, после чего делает шаг в сторону и пропускает вперед всех участвующих в прокладке. Если группа не меньше 10—12 человек, то к тому времени, когда для начавшего прокладку приходит снова очередь быть первым, он успевает отдохнуть.

При таком способе прокладки скорость движения сохраняется большая, и лыжники меньше устают.

На спусках по целине нужно быть очень осторожным. Хотя при таком спуске скорость небольшая, но под снегом могут оказаться пни, кусты и другие препятствия.

Первый спускающийся должен внимательно просматривать весь предстоящий путь. Вся группа должна следить за ним и замечать трудные места для уверенного их прохождения.

Через реки и озера также надо двигаться осторожно, так как лед может подломиться. Идти надо с интервалами в 5—6 метров, сняв с одного плеча лямку рюкзака и вынув руки из петель палок, чтобы в случае провала можно было быстро скинуть рюкзак.

Если лыжи попали на сырое место (в болоте, в ручье, на озере), то на них образуется корочка льда — “подлип”. Его надо тщательно очистить, удаляя лед тупым концом ножа.

Очень важным для успеха лыжного путешествия является умелое применение мазей.

Недаром лыжники говорят, что они ходят “не на лыжах, а на мазях”.

Чтобы мазь хорошо приставала к лыже и долго на ней держалась, лыжи перед путешествием надо пропитать смолой или дегтем. Мазь нужно подбирать в зависимости от погоды и состояния снежного покрова. На каждой коробке мази указано, для какой температуры и какого снега она годится. Если в течение дня погода изменилась, то старую мазь надо соскоблить и наложить другую.

Накладывать мазь на лыжу следует небольшими мазками, а затем тщательно растирать пробкой или ладонью. На только что натертых лыжах идти нельзя, так как вся мазь сразу сойдет. Надо дать мази замерзнуть, для этого выносить лыжи на улицу следует за 10—15 минут до выхода в путешествие.

Чтобы использовать как можно лучше короткий зимний день, надо вставать рано, еще затемно, и выходить в путь часов в 8 утра. До выхода надо умыться, приготовить горячую пищу, смазать лыжи, поесть, убрать вещи — всё это требует много времени.

С вечера на ночлег останавливаться надо также пораньше — за один-два часа до наступления темноты. Вечером нужно обязательно просмотреть лыжи и устранить все неисправности. Не надо откладывать ремонт лыж на утро.

При размещении на ночлег в избах и школах надо устраиваться так, чтобы было не очень тесно, все могли высушить свои вещи и хорошо отдохнуть. Усиленная топка печей вредна, так как сон в душном помещении не дает нужного отдыха. Спать, по возможности, следует не в том помещении, где сушатся вещи.

Утром после выхода в путь первый привал надо делать через 10 минут, а затем движение возобновлять так же, как и в пешеходном путешествии. Малые привалы следует сокращать до 5—6 минут, чтобы разгоряченные движением лыжники не успели остыть. Большого дневного привала лучше совсем не делать, а взять с собой каждому хороший, питательный завтрак (хлеб, масло, сыр, колбасу, шпиг, сахар, конфеты), который и съесть в середине дня на одном из малых привалов.

Роль замыкающего в лыжном походе особенно ответственна. Он должен внимательно следить за всеми отходящими в сторону лыжнями и проверять, не ушел ли кто из группы в сторону. Замыкающий должен особенно следить за уставшими и отстающими туристами.

Самая главная опасность в лыжном путешествии — это возможность обморозиться. Чтобы этого не случилось, нужно заранее приучить себя переносить низкую температуру, одеваться во всё чистое и сухое, предохранять себя от сырости, регулярно питаться, хорошо отдыхать и постоянно наблюдать за состоянием организма. Кровообращение во всех частях тела должно быть нормальным, поэтому нельзя туго шнуровать ботинки, затягивать резинки и т. д. Очень важно хорошо предохранять себя от ветра. Сильный мороз в безветрие легче переносится, чем очень легкий мороз даже с небольшим ветром. В случае, если появится ветер, надо постараться быстро уйти в лес, где всегда тихо. Наиболее часто и легко замерзают пальцы ног, особенно в начале дня, когда тело еще не разогрелось. Нужно постоянно проверять чувствительность пальцев и при малейшей потере чувствительности разогревать их поколачиванием или растиранием. При морозе следует почаще осматривать друг у друга лица — не появились ли белые пятна. Легче всего замерзают мочки ушей, кончик носа, подбородок, щеки, надбровные дуги. Побелевшие места слегка растирают чистой сухой рукой до восстановления кровообращения. Применять снег для растирания нельзя, так как он раздражает кожу и легко может произойти заражение.

Усталый организм легче подвергается обморожению, поэтому к концу дня надо усилить внимание и почаще контролировать себя и товарищей. Горячая пища, чай, кофе помогают бороться с обморожением. Утром всегда надо питаться горячими блюдами, а с собой желательно взять термос с горячим и сладким чаем или кофе.

ВОДНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Туристы и груз в лодке должны быть размещены таким образом, чтобы центр тяжести - ее был возможно ниже, корма была загружена несколько больше, чем нос, и не было односторонней нагрузки на борт.

Во время движения в лодку может просачиваться вода, поэтому весь груз должен быть уложен в ящики или же несколько приподнят на досках или жердях, положенных на дно лодки.

Каждая вещь должна лежать на определенном месте. При наличии нескольких лодок однородные грузы нужно держать в разных лодках, так как при случайном опрокидывании одной из них можно лишиться сразу всего сахара, масла, ремонтного инструмента и т. п.

На каждую лодку должен быть назначен командир, подчиняющийся руководителю всей группы. Руководитель группы, как правило, находится на передней лодке.

Лодки всегда должны находиться в пределах видимости друг друга, а при тумане — в зоне слышимости.

При движении по рекам, имеющим судоходную сигнализацию, надо подчиняться ей и соблюдать правила движения на водах. Эти правила в основном сводятся к следующему: нужно останавливаться по требованию инспекторов судоходства и сотрудников МВД; в темное время суток не передвигаться на лодках; по сигналу бедствия направляться к терпящим аварию для оказания помощи; не пересекать курса и не приближаться к пароходам и теплоходам, находящимся в движении; не становиться бортом к волне более чем под углом в 15—20°; прекращать движение в сильный туман; при обнаружении повреждения или потопления предостерегательных знаков сообщать об этом в ближайший пост обстановки или технический участок, а также встречным судам; перед прохождением мостов причалить к берегу, предъявить охране пропуск, выданный отделом пропусков МВД, и получить разрешение на проход.

Лучше всего идти вниз по течению по стрежню, т. е. по линии наибыстрого течения, обычно проходящего у вогнутых берегов. Сокращать путь, сходя со стрежня и срезая углы, обычно невыгодно.

Стрежень заметен на реке по более быстрому течению, иногда прямо видимому на воде, иногда замечаемому по плывущим предметам.

При подъеме вверх по реке, наоборот, нужно выбирать участки с замедленным течением, обычно находящиеся в районе отмелей и вдоль выпуклой части берега.

При встрече нескольких протоков следует очень внимательно отнестись к выбору пути, так как на некоторых реках области встречаются заводи (или старицы), не имеющие вовсе выхода или с сильно заросшими выходами. Особенно богата такими ложными проходами система реки Вуоксы.

Выбирать нужный проход следует, согласуясь с картой. Если же по карте определить его не удается, то нужно двигаться в тот проток, куда идет более сильное течение. Он иногда может оказаться и менее широким, чем ложные протоки, заводящие в тупик.

При движении по озерам, даже не очень большим, следует придерживаться берегов. При пересечении больших озер необходимо тщательно следить за погодой и принимать соответствующие меры предосторожности. При неожиданно поднявшемся большом волнении надо держать нос лодки против волны, остерегаться подходить к скалистым берегам, укрыться в заливе, бухте или уйти от ветра за ближайший остров.

Техника гребли, применяемая в туристских путешествиях, та же, что и на народных судах. Грести следует равномерно, не торопясь, не погружая лопасти весел глубоко в воду. Занос весла делается медленно, с наклоном корпуса, вперед. Сначала весло протягивают в воде “корпусом”, а потом уже руками.

Никакие “гонки” на скорость во время путешествия, не оправданные обстоятельствами, недопустимы, так как при этом теряется много сил. Нужно научиться производить гребок с одинаковой силой обеими руками, иначе лодка будет “рыскать” и сбиваться с курса.

Верхний конец весла нужно по диаметру подогнать к кисти руки и тщательно его сгладить. Для предупреждения образования потертостей и водяных пузырей следует держать руки сухими, слегка смазывая их вазелином.

Рулевой выдерживает курс, назначенный командиром лодки, или ведет ее по следу впереди идущей. При рулении веслом следует держать его попеременно у правого и левого бортов лопастью не глубоко, но подальше от борта, и управлять ходом лодки легкими поворотами весла. Очень часто при движении вверх против течения и при преодолении мелей приходится пользоваться не веслами, а шестами, отталкиваясь ими от дна. Шесты берутся размером в 3—4 метра. Отталкиваться ими следует как с носа, так и с кормы лодки, но с разных бортов. Нижний конец шеста нужно обить железом.

Употреблять весла вместо шестов можно только при крайней необходимости, так как они легко ломаются или размочаливаются и выходят из строя.

Чередование гребли и отдыха может производиться различным путем, в зависимости от типа лодки и количества гребцов на ней.

При наличии полного комплекта сменных гребцов можно избежать перерывов в гребле (кроме времени пересадки гребцов). Пересадки следует производить в спокойной воде, поочередно, избегая кренов лодки. Смена должна быть подобрана и сработана между собой.

При неполном комплекте сменных гребцов отдых обеспечивается поочередной подменой. Частота смен зависит от трудности гребли, тренированности участников и их физического развития. При всех условиях целесообразно делать смену через 30—40 минут. Это обеспечит лучший отдых и меньшую усталость участников.

В случае отсутствия сменщиков отдых от гребли должен даваться не менее чем на 10—15 минут через каждые 30—40 минут гребли.

Основными естественными препятствиями на реках Ленинградской области являются перекаты, пороги и мели.

Перекаты необходимо проходить по более темной полосе воды, указывающей на более глубокие места, не уклоняясь и ни в коем случае не ставя лодку бортом к течению.

Места с бурным течением на поворотах надо также проходить по стрежню, отгребаясь от вогнутого берега и следя, чтобы силой течения лодку не ударило о берег.

Пороги есть почти на всех реках области, но на судоходных они имеют фарватер, хорошо обставленный знаками, движение по которому вполне безопасно.

Короткие каменистые пороги на некоторых реках могут оказаться очень серьезным препятствием, и попытка пройти их может окончиться аварией. Если нет полной уверенности в благополучном прохождении порогов, лучше отказаться от риска потерять лодку или даже поставить под угрозу жизнь участников и обойти порог, протянув лодку волоком по берегу.

Прежде чем идти в порог, нужно внимательно просмотреть его с берега и наметить безопасный путь.

Лучше всего проводить лодку по мелким местам вдоль берега, идя по воде и придерживая лодку за нос и корму. При значительной глубине надо провести лодку бечевой, выгрузив туристов и багаж и ведя лодку также вдоль берега.

Прохождение порогов в лодке на плаву всегда очень опасно и возможно только при наличии очень опытного туриста-водника, хорошо знающего сложные правила прохождения порогов. Группам, не имеющим такого опыта, плыть на лодке в порогах нельзя.

Многие реки области имеют или постоянные мели, или мелеют к середине лета. Прохождение мелей, в зависимости от их характера, может потребовать либо простого проталкивания шестами, либо частичной или даже полной разгрузки лодки. Мель должна быть предварительно обследована и на ней отыскан наилучший путь. Наиболее быстро проводится лодка, если тянуть ее руками, идя по мели. Иногда лодку можно снять с мели, если облегчить ее нос и толкнуть кормой назад.

Протаекивание лодок по мелким местам

Большинство рек северо-восточной части области (Паша и Оять с притоками и другие реки) являются сплавными почти на всем своем протяжении. Свободно плывущие по ним бревна, скучиваясь в огромные массы, часто совершенно не дают возможности движения на лодках и вызывают необходимость волока иногда на значительном расстоянии.

Двигаться против течения через сплавляемый лес нельзя, так как можно легко наскочить на незамеченное бревно (топляк) и пробить борт лодки. Обгонять сплавной лес можно, если его немного. При этом надо, чтобы кто-нибудь стоял на носу лодки с багром или шестом и отталкивал бревна. Ходить по бревнам, даже если они плотно сбились, ни в коем случае нельзя, так как легко можно упасть, а немедленно закрывающие просвет бревна исключают возможность спасения.

При встрече на пути запани, т. е. преграды для остановки сплавляемых бревен, если она забита лесом и нет прохода, нужно обносить лодку берегом.

Часто встречаемые на наших реках заколы, заборы и тому подобные искусственные преграды для ловли рыбы почти всегда имеют проходы, через которые можно свободно пройти на лодке.

Узкие пролеты мостов нужно проходить с разгона и с последующей уборкой весел по бортам, заранее направив лодку прямо в пролет моста. Охраняемые мосты разрешается проходить, имея пропуск, иначе приходится устраивать волок. При встрече плотин лодки приходится обносить по берегу. Через шлюзы, имеющиеся на многих реках области, входящих в водные системы, проходить надо с разрешения и по указаниям начальника шлюза. При всех условиях надо держаться подальше от крупных судов .и стенок шлюза.

Проводка лодок бечевой или волок лодок берегом целесообразны при преодолении многих препятствий.

При проводке бечевой длинную, крепкую и тонкую веревку прикрепляют к средней банке (скамейке) лодки, и лодку протягивают вперед идущие по берегу туристы. Рулевой, находящийся в лодке, направляет ее вдоль берега, держа рулевое весло со стороны тянущих. Идти следует равномерно и, по возможности, без остановок. В опасных местах лодка протягивается без рулевого. В этом случае бечева соединяется отрезком веревки с носом лодки так, чтобы отрезок веревки составлял прямой угол с осью лодки. При таком креплении нос лодки будет направлен вдоль берега.

Проводка бечевой бывает очень выгодна при движении против течения, если оно очень сильное.

При организации волока следует предварительно обследовать путь и использовать обычно имеющиеся в этих местах тропы и оставленные катки (бревна).

Если людей достаточно, а лодка легка, ее можно перенести прямо на руках. Тяжелую лодку лучше волочить по каткам, перекладывая их по мере освобождения. При горизонтальном рельефе местности и волоке на катках на самой протяжке лодки обычно хватает трех-четырех человек — одного с носа, остальных с кормы по разным бортам. На перекладывание катков ставят одного-двух человек.. При волочении нескольких лодок целесообразно тащить их сразу друг за другом. При необходимости переволакивать лодки из одной реки в другую следует использовать до предела все попутные ручьи и канавки. По сильно увлажненному болоту лодка идет легче, чем по каткам, и, главное, непрерывно. На всякий случай несколько катков (4—5 штук) должно быть положено в лодку.

При путешествии на воде надо всегда соблюдать дисциплинированность, быть осторожным и внимательным. Всякая авария может стать опасной при растерянности группы. В лодке всегда должны быть под руками спасательные средства на каждого человека. Все участники путешествия обязаны знать способы ликвидации аварии, уметь хорошо плавать.

Как надо действовать при авариях?

Если лодка дала сильную течь при повреждении бортов или дна о камни, топляки или плавучие бревна, то надо сильно накренить ее быстрой перегрузкой и пересадкой всех к другому борту, чтобы поднять аварийное место над водой. При пересадке следует соблюдать осторожность, чтобы не опрокинуть лодку. Вычерпывая воду, нужно грести к берегу. Если Пробито дно, то необходимо прижать дыру снаружи пластырем из куска брезента. Один гребец укрепляет и удерживает пластырь, а остальные вычерпывают воду и гребут к берегу.

В некоторых случаях (в порогах, на перекатах, при сильной волне) лодку может захлестнуть волной, и она начнет погружаться. Если быстрая откачка воды не помогает, то нужно облегчить лодку, спрыгнув с нее в воду с разных бортов. Затем, держась за них, плыть вместе с лодкой к берегу.

Обратно садиться в лодку можно только с носа или кормы и только после достаточной откачки воды. Если лодку захлестнуло водой и имеется возможность быстро (до погружения) безопасно посадить ее на камни или на мель, следует немедленно это проделать, а затем заняться откачкой воды.

Переворачивание лодки вверх дном происходит при неумелом управлении парусами, при встрече неожиданного препятствия и сильном течении, а также на сильной волне.

Если ожидается помощь со стороны других, имеющихся вблизи места аварии лодок, то до ее подачи следует держаться за лодку. Влезать на лодку нельзя, так как она может опрокинуться и ударить. Если помощь оказать некому, то, держась за борта лодки, надо подгребать свободной рукой к берегу или мели, где и привести лодку в нормальное положение.

Если человек упал в воду, то надо немедленно подгрести к нему, бросить на подходе спасательные средства так, чтобы они упали выше него по течению, а затем поднять его в лодку через нос или корму.

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Для того чтобы после путешествия можно было составить интересный и полезный для других отчет, надо ежедневно вести дневник.

Прежде всего, надо заносить в него всё относящееся к маршруту: дороги, их характеристику, наличие указателей, описание перекрестков, на которых можно потерять ориентировку, главные ориентиры, населенные пункты, горы, озера, реки, мосты и пр.

Особо надо отмечать красивые, живописные места, участки, удобные для ночлегов.

В дневнике надо перечислять встреченные препятствия, способы и время, затраченное на их преодоление.

Если маршрут требует изменений, то надо записать, где и как это сделать и чем это вызвано.

Очень важно для будущих путешественников знать, где и что можно купить, в каких населенных пунктах лучше остановиться на ночлег.

Все записи, касающиеся проводимых наблюдений над природой, жизнью и бытом населения, всё интересное о встречающихся исторических и революционных памятниках должно быть занесено либо в общий, либо в отдельный дневник по плану, намеченному до выезда в путешествие.

При составлении отчета о путешествии надо указать, как оправдало себя взятое снаряжение, хватило ли продуктов, как ловилась рыба и на какие снасти, много ли грибов и ягод было на пути маршрута и т. д.

К отчету надо приложить карту-схему путешествия и иллюстрировать ее фотоснимками и зарисовками.

Хорошие фотоснимки, особенно снятые в малоизвестных местах, сами по себе представляют большую ценность, так как дают наглядное представление о районе путешествия.

Однако получить хороший фотоснимок не так просто. Для этого надо не только уметь снимать, но и правильно выбирать сюжет для съемки. Если путешественники хотят сфотографировать какие-либо моменты своего быта, надо старательно избегать позирования — “смотрения в объектив”.

Когда фотографируют пейзаж, следует хорошо подобрать точку съемки. Иногда даже незначительное перемещение фотоаппарата может резко улучшить качество снимка.

Если снимают какой-либо предмет (валун, большую рыбу и т. п.), о размерах которого желательно дать наглядное представление, то рядом с ним надо сфотографировать человека, спичечную коробку и т. д. Никогда не надо снимать всё подряд. Всегда выбирайте наиболее интересные, характерные для маршрута виды, предметы. Если пленки взято много, а снимок важный, то лучше сделать несколько кадров с разной экспозицией, чтобы быть уверенным в получении хорошего отпечатка.

Негативные пленки надо бережно хранить и нумеровать, а в записной книжке вести регистрацию всех снимков по номерам пленки.

НОРМЫ ДВИЖЕНИЯ

В заключение главы приводим нормы движения в пешеходных, лыжных и водных путешествиях для юношества.

Эти нормы действительны для здоровых участников, начинающих заниматься туризмом. Для тех же туристских групп, которые, пройдя соответствующую физическую и маршевую подготовку, отправляются в путешествия, зачетные на значок “Турист СССР” или на спортивный разряд по туризму, следует при расчете движения придерживаться норм, определенных для зачетных маршрутов (см. гл. VII).

Примерные нормы для пешеходных туристских походов по среднепересеченной местности

Длительность похода V—VI классы VII—VIII классы IX—X классы
км Скорость перехода в час (км) Количество груза (в кг) км Скорость перехода в час (км) Количество груза (в кг) км Скорость перехода в час (км) количество груза (в кг) для
девочек мальчиков
Одноднев- 12 3,5 4 16 4 5 20 4—4,5 8 9
Двухдневные 22 3,5 4 30 4 5 36 4-4,5 6 8
Трехдневные 28 3,5 4 40 4 5 50 4—4,5 6 8
Многодневные 45 3,5 4 120 4 5 250 4—4,5 6 8
(в течение 6 дней) (в течение 12 дней) (в течение 20 дней)

Примерные нормы для лыжных туристских походов

Длительность похода V—VI классы VII—VIII классы IX—X классы
км Скорость перехода в час (км) Количество груза (в кг) км Скорость перехода в час (км) Количество груза (в кг) км Скорость перехода в час (км) Количество груза (в кг) для

Девочек

Мальчиков
Одноднев- 12 4,0 4 18 5,0 6 25 6,0 6 8
Двухдневные 20 3,5 4 30 4,5 6 25 5,5 6 8
Многодневные Не разрешается 80 (в течение 6 дней) 4,0 6 120 (в течение 7 дней) 5,0 6 8

Режим походов. При ветре движение воспрещается: для V—VI классов при температуре ниже 10° мороза, VII-VIII -12°, IX-X -15°

Примерные нормы для водных туристских походов

Для учеников классов На легких гребных судах с двух- или без пассажиров по закрытым водоемам (стоячая вода) На байдарках в таких же водоемах
Километраж на 1 день Максимальное количество дней в походе Общий максимальный километраж Километраж на 1 день Максимальное количество дней в походе Общий максимальный километраж
V-VI 12 3 30 15 3 35
VII—VIII 18 6 90 18 6 100
IX—Х 22 15 200 22 15 250

Примечания.
1. При плавании на тяжелых судах, при наличии двух или более пассажиров или при походе по мелким и извилистым рекам все нормы снижаются.
2. При плавании по течению скорость может быть увеличена; общий километраж также соответственно увеличивается.
3. При плавании против течения скорость и общий километраж соответственно уменьшаются вдвое.
4. Походы юных туристов по порожистым рекам с течением, превышающим 5 км в час, вверх по течению воспрещаются.
5. Участие в водных походах учащихся, не умеющих плавать, воспрещается

<< Назад Далее >>


Вернуться: Добкович. По дорогам и тропам Ленинградской области


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.