Сады и парки Петродворца

Вдохновенное творчество нескольких поколений талантливых архитекторов, скульпторов, садоводов, чьи грандиозные замыслы воплощались в жизнь трудом тысяч и тысяч крепостных, превратили сравнительно небольшой город Петродворец (б. Петергоф) в сокровище мирового садово-паркового искусства. Здесь два регулярных парка — Верхний сад и Нижний парк и семь садов и парков пейзажного типа: Английский, Колонистский, Озерковый (Луговой), Бельведерский сад, Пролетарский (Александрийский), парк Александрия и “Собственная дача”.

Верхний сад и знаменитый Нижний парк явились основой, вокруг которой в западном, южном и восточном направлениях раскинулись в разное время эти пейзажные парки. И с точки зрения хронологической правильнее будет начинать краткий рассказ о зеленых массивах Петродворца с Верхнего сада.

Верхний сад играл роль парадного входа к Большому дворцу, и планировка его подчинялась архитектурным задачам композиционного центра — дворца. Верхний сад занимает площадь в 15 гектаров. Строительство его началось одновременно со строительством дворца, в 1714 году.

Зеленый партер соответствовал ширине дворца. Аллеи образовывали квадраты, украшенные водоемами. Живописные дорожки вели к не менее живописным и уютным беседкам. В саду было много фруктовых деревьев — яблонь, груш, кустарников смородины и крыжовника и огородных гряд с клубникой, земляникой и спаржей.

В 1735—1737 годах Верхний сад украсился фонтанами, а центральный фигурный водоем партера — скульптурной композицией “Нептунова телега” (автор К. Растрелли). Эта скульптурная группа была выполнена из свинца и к концу XVIII века пришла в негодность. В 1800 году ее заменили другой скульптурной группой из бронзы, купленной в том же году в Нюрнберге. Центральное место в ней занимал мифологический бог морей Нептун.

К этому же времени относится и установка бронзовой скульптуры Аполлона Бельведерского, отлитой литейным мастером В. Екимовым.

Значительно раньше в круглом бассейне было сооружено искусственное дерево “Дуб”. Теперь этот фонтан можно видеть в Нижнем парке среди фонтанов-шутих.

Во втором круглом бассейне, против входа в парк, в конце XVIII века была помещена скульптура “Крылатый дракон”.

К этому же периоду относятся установление монументальной ограды, отлитой по проекту архитектора В. Растрелли, и устройство нарядных пилонов у Главного входа.

При Советской власти парк переходит под государственную охрану. Начинаются работы по его капитальной реставрации. По старым чертежам была возобновлена перепланировка всего сада, посажены стриженые кустарники, установлены мраморные скульптуры, среди которых особую ценность представляли собой творения итальянского скульптора А. Бонацца: “Зефир”, “Флора”, “Помона” и “Вертумн”.

В годы Великой Отечественной войны Верхний сад был почти уничтожен, фонтаны разорены и похищены. Вся центральная часть сада была изрыта противотанковым рвом, многие деревья и кустарники вырублены.

Капитальная реставрация сада началась в 1956 году. Восстановительные работы здесь ведутся почти круглый год. Идет посадка новых деревьев и кустарников, почти полностью уже восстановлен центральный партер, заново создаются газоны и грунтуются дорожки. Центр партера снова украшен скульптурной композицией “Нептун”, обнаруженной советскими войсками в годы войны в Нюрнберге. Вновь установлена бронзовая фигура Аполлона Бельведерского, воссозданная по моделям, хранящимся в фондах музея Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.

Для фонтана “Межеумный” вновь отлиты бронзовый крылатый дракон и четыре дельфина. А для всех пяти фонтанов Верхнего сада отлито на ленинградском заводе “Монументскульптура” 26 дельфинов.

Много уже сделано по проекту архитектора П. Ковалевского, но впереди еще немало дел для того, чтобы восстановить Верхний сад таким, каким он был в годы своего расцвета.

Нижний парк Петродворца. Особое место в ряду замечательных пригородных парков по своему художественному и историческому значению занимает Нижний парк Петродворца. Он создан в первой четверти XVIII века и по праву считается выдающимся памятником не только русской, но и мировой культуры.

Парк начал создаваться через год после Полтавской победы, в 1710 году, но особенно широко развернулось здесь строительство в 1714 году после победы русского флота над шведами при Гангуте. Петергоф был любимым детищем Петра. Он живо интересовался ходом работ, посадкой деревьев, сам делал чертежи и эскизы сооружений, каскадов и фонтанов. 9 августа 1721 года Петр, осмотрев законченный водопроводящий канал, открыл путь воде.

При жизни Петра были построены Большой дворец, Монплезир, Эрмитаж, Марли, три каскада, завершена также планировка Нижнего парка, сооружен ряд фонтанов.

Самым крупным зданием, венчающим архитектурный комплекс Петродворца, является Большой дворец. Он величественно раскинул свой фасад на верхней террасе. Вместе с Большим каскадом Большой дворец составляет художественный центр Нижнего и Верхнего парков.

Строительство дворца было начато в 1714 году. Сначала это было небольшое двухэтажное здание, похожее, по дошедшим до нас рисункам, на Летний дворец Петра в Летнем саду. В середине XVIII века дворец был заново перестроен и значительно расширен знаменитым зодчим В. Растрелли.

Талантливый мастер, надстраивая третий этаж, увеличивая галереи и пышно декорируя фасады, сумел придать дворцу торжественность, величественный размах, сохранив при этом основные черты архитектуры петровского времени.

Таким мы видим дворец и сейчас, после его второго рождения. Но нельзя без боли вспоминать, каким был Петергоф, и в частности Большой дворец, после нашествия фашистских захватчиков.

Дворец был специально подожжен. Уникальные деревянные конструкции и почти вся декоративная отделка залов сгорели. То, что уцелело от пожара, погибло от атмосферных осадков. Средняя часть дворца рухнула. От великолепного творения русских умельцев, воплотивших в жизнь проекты и замыслы архитекторов И. Браунштейна, А. Леблона, Н. Микетти, В. Растрелли; художников Б. Тарсия, С. Бушуева и М. Негрубова, знаменитых охтинских столяров-паркетчиков Н. Сидорова, Н. Воронина, П. Жданова и других, остались одни руины.

Восстановление Большого дворца началось в 1952 году. В 1957 году на его балконах уже появились замечательные решетки, выкованные талантливым кузнецом И. Быковым. В 1958 году на куполах дворца засверкали позолоченные декоративные детали — монументальные скульптурные украшения, золоченые гирлянды, “бусы” и последняя декоративная деталь в центре кровли — золоченая ваза. Дворец был восстановлен во всей своей красе, и его торжественная крылатая громада снова увенчала наиболее грандиозный из всех фонтанов Нижнего парка — Большой каскад.

Внутренняя реставрация началась с превращения “Ольгинской половины”, сомнительной по своим художественным достоинствам, в концертный зал и широкоэкранный кинотеатр на 400 мест. Эта работа была завершена в 1960 году.

Первые музейные залы Большого дворца открылись для широкой публики 17 мая 1964 года в ознаменование 250-летнего юбилея со дня его закладки.

Снова можно увидеть двухсветный Картинный зал, сохранившуюся полностью коллекцию картин итальянского художника П. Ротари, вновь рожденный советскими реставраторами Я. Казаковым и В. Корбон живописный плафон, сложная композиция которого с семиметровой высоты производит удивительно сильное впечатление.

Двери Картинного зала ведут в Китайские кабинеты, из которых можно пройти в Куропаточную гостиную, Диванную и Коронную комнаты. В этих дворцовых помещениях советские реставраторы продолжают еще работать. К летнему сезону 1965 года открылись для обозрения еще четыре зала. В Белой столовой восстановлен декор, выполненный в 70-х годах XVIII века по рисункам архитектора Ю. Фельтена. В Восточно-китайском кабинете вновь воссоздан декоративный плафон. В кабинете Петра I установлены на свои места дубовые панно и филенки французского скульптора Н. Пино. В Буфетной комнате посетители увидят живописные панно художника XVIII века Сандерса.

Петродворец. Большой каскад и Морской канал.

Из всех сохранившихся парковых ансамблей XVIII века Нижний парк является наиболее интересным и ценным по своему художественному значению. Он был задуман как регулярный парк (Регулярные парки в отличие от пейзажных засаживались по строго симметричной системе, с ровными аллеями и однообразными площадками. Деревья и декоративные кусты подстригались для придания им правильной геометрической формы).

В парке все симметрично. По отношению к Большому каскаду симметрично расположены каскады “Шахматная гора” и “Золотая гора”. Перед каждым из трех каскадов — парные фонтаны “Чаши”, “Римские” и “Большие”. На равном расстоянии от Морского канала установлены фонтаны “Адам” и “Ева”. По отношению к Большому дворцу симметричны Монплезир и Эрмитаж.

От Большого каскада вдоль Морского канала идет центральная Аллея фонтанов, а в стороны расходятся две радиальные аллеи: к дворцу Монплезир и фонтану “Адам” и к павильону Эрмитаж и фонтану “Ева”.

От дворца Марли тянется двухкилометровая Марлинская аллея и расходятся две лучевые: Малибанская, ведущая к дворцу Монплезир, и Березовая — к каскаду “Шахматная гора”;

Идея Петродворца как памятника победы русского оружия в борьбе за выход к Балтийскому морю ярко отражена в художественном замысле Большого каскада. На самом верху каскада мифологические повелители волн тритоны трубят в морские раковины, выбрасывая дугообразные струйки воды, как бы разнося весть о победе. По семи боковым фигурным ступеням каскада мощными потоками падает вода. По сторонам каскадных лестниц стремительно взлетают вверх стройные и легкие струи. Перед пятью арками Большого грота весело играет двадцатью восемью наклонно переплетающимися водяными струйками фонтан “Корзина”.

Над центром каскада скрещиваются две струи, вырывающиеся из пастей змей, зажатых в руках “Бойцов”.

Справа и слева от центрального каскада из подножий двух скульптур, олицетворяющих Волхов и Неву, пенистым потоком вырывается вода.

В центре бассейна, имеющего форму ковша, на каменной скале высится могучая фигура легендарного богатыря Самсона, раздирающего пасть льва, из которой бьет на 20-метровую высоту мощный столб воды.

К “Самсону” устремляются струи, бьющие из морских раковин, в которые трубят сирены, наяды и тритоны — мифологические обитатели морей, чьи изображения украшают облицованный гранитом бассейн. “Самсон” — это символ победы русского оружия в борьбе против шведских захватчиков. Побежденный лев (в гербе Швеции лев олицетворяет государство) символически изображает поражение шведов в битве под Полтавой 27 июня 1709 года.

К “Самсону” — центру композиции—обращены все скульптуры каскада: две маски древнегреческого бога морей Нептуна, группа тритонов с опрокинутыми рогами изобилия, скульптура Глатеи — нимфы спокойного моря, Венеры — богини красоты, бога Зевса — повелителя торговли и мореплавания, Мелеагра Бельведерского — героя, совершившего ряд доблестных подвигов, и многих других, как бы явившихся сюда, чтобы выразить свое восхищение победителю — русскому народу.

Барельефы, украшающие ступени Большого каскада, являются политической сатирой на шведских захватчиков и прежде всего на Карла XII. Среди них барельефы “Падение Фаэтона”, “Уродливые лягушки” и другие.

Скульптуры, изображающие русские реки Неву и Волхов, соединены общим потоком, олицетворяющим сооружение Ладожского обводного канала.

Большой каскад является выдающимся произведением искусства. Он создан по проекту знаменитых архитекторов и мастеров фонтанного искусства, украшен скульптурами выдающихся русских ваятелей.

Архитекторы А. Воронихин, Н. Бенуа, скульпторы Ф. Шубин, И. Прокофьев, И. Мартос, мастера художественного литья В. Екимов и другие принимали участие в создании этого замечательного творения XVIII—XIX веков.

Во время Великой Отечественной войны фашистские захватчики взорвали центральную часть каскада, похитили скульптуры “Самсон”, “Волхов”, “Нева”, “Тритоны”, всю декоративную скульптуру и барельефы, и, казалось, сокровища мирового искусства навеки уничтожены.

Однако советские скульпторы и мастера за сравнительно короткий срок восстановили Большой каскад и другие фонтаны.

В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов воссоздали по старым фотографиям группу “Самсон”, отлитую в бронзе на ленинградском заводе “Монумент-скульптура” (Высота группы “Самсон” 3,29 метра, вес — 5 тонн).

Скульптор И. Крестовский воссоздал скульптуру “Волхов”, В. Эллонен — скульптуру “Нева”, Н. Дыдыкин — “Тритоны”, В. Соколов — маски “Нептун” и “Вакх”. Большая бригада скульпторов под руководством И. Суворова воссоздала 29 барельефов каскада. “Лягушки” выполнены скульптором Гуниусом.

Всего было вновь создано 184 монументальных и декоративных скульптуры.

И опять, как и до войны, забили 64 фонтана Большого каскада, выбрасывающие 142 фонтанные струи. Они создают незабываемую картину игры покоренной водяной стихии, всегда привлекая тысячи зрителей.

От Большого каскада к заливу проложен канал. В конце XVIII века по проекту архитектора Д. Кваренги стенки его были облицованы камнем, а в середине XIX века по проекту архитектора Н. Бенуа были сооружены пилястры с бронзовыми масками.

Вдоль канала протянулась Аллея фонтанов, которая композиционно связывает Большой каскад с заливом.

На склонах холма по сторонам Большого каскада в 1800 году были сооружены 10 террасных фонтанов. Бронзовые маски стариков и девушек выполнены в конце XVIII века по рисункам фонтанного мастера Ф. Стрельникова. Они воссозданы в 1948 году.

Перед Большим каскадом среди цветников бьют фонтаны “Чаши”. Они сооружены в 1721—1722 годах. Разрушенные фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, они были восстановлены в 1946 году.

Площадь перед Большим каскадом замыкают расположенные по обеим сторонам канала изящные павильоны, увенчанные медными куполами.

Когда-то, в петровские времена, на месте этих павильонов стояли деревянные сараи.

В 1800 году по проекту архитектора А. Воронихина были сооружены из пудостского камня павильоны с мраморными колоннами, названными впоследствии Воронихинскими.

В середине XIX века в восточной части Нижнего парка на естественном склоне сооружен каскад “Шахматная гора”.

По сливным скатам, раскрашенным черными и белыми квадратами, напоминающими шахматную доску, непрерывно льются потоки воды. Она бьет из многочисленных туфовых горок и, сливаясь в один поток, закрывает широкой водной пеленой грот.

Вдоль лестниц, расположенных по бокам каскада, установлены мраморные скульптуры, изображающие богов и героев античной мифологии. Тут и прекрасная Андромеда, принесенная в жертву морскому чудовищу и спасенная Персеем, и Юпитер — бог неба и земли, Флора — богиня весны и цветов, Нептун — бог морей, Вулкан — бог огня и другие.

План Нижнего парка и Верхнего сада Петродворца
Фонтаны Нижнего парка: 1—фонтан „Самсон"; 2—Большой каскад; 3—Террасные фонтаны; 4—фонтаны „Чаши"; 5—Воронихинские колоннады; 6—фонтан Тритон"; 7—„Римские фонтаны"; 8—каскад „Шахматная гора"; 9—фонтан „Пирамида"; 10—фонтан-шутиха „Елочка"; 11—фонтан-шутиха „Зонтик"; 12—фонтан-шутиха „Дубок"; 13—фонтан „Солнце"; 14—фонтаны Монплезирского сада; 15—фонтан „Адам"; 16—фонтан „Ева"; 17—Львиный каскад; 18—каскад „Золотая гора"; Большие (Менажерные) фонтаны и „Тритоны-колокола". Фонтаны Верхнего сада: 19—фонтаны Квадратных прудов; 20—фонтан „Дубовый"; 21—фонтан „Нептун"; 22—фонтан „Межеумный".

Все эти статуи украшали каскад до 1941 года. В начале войны они были сняты и зарыты в землю. Фашистские оккупанты разрушили каскад и похитили свинцовые скульптуры дракона и орла, стоявшие над верхним гротом. В 1951—1952 годах была восстановлена водопроводящая система и реставрирована мраморная скульптура каскада.

Не могут не обратить на себя внимания и “Римские фонтаны”, расположенные справа и слева от Монплезирной аллеи. Мощные струи пенящейся воды, вырываясь из центра верхней чаши, низвергаются на вторую, более обширную мраморную чашу, откуда с шумом падают в фигурный бассейн у подножья фонтанов.

Удивительно красив водяной рисунок этих фонтанов. Каждый из них имеет свою особенность, свою прелесть.

От площади перед каскадом “Шахматная гора” расходятся семь аллей: к Большому дворцу, к Большому каскаду (Оранжерейная), к Марли (Березовая), Монплезиру (Монплезирная), к парку Александрия (Никольская), к фонтанам “Адам” и “Пирамида”.

Широкая Монплезирная аллея приводит к небольшому саду перед дворцом Монплезир. В саду расположены фонтаны “Сноп” и “Колокола”.

Особый интерес представляет дворец Петра I Монплезир (“Мое удовольствие”). Начало постройки его относится к 1714 году. В 1718—1720 годах к основному корпусу были пристроены галереи и светлые зальцы (“чердачки”). В 1723 году была установлена деревянная балюстрада над галереями, что и завершило архитектурный облик дворца. Строили Монплезир архитекторы М. Земцов, Ж.-Б. Леблон и И. Браунштейн.

Монплезир — это выдающийся памятник русской архитектуры первой половины XVIII века. Шатровая крыша, низенькие комнаты — терема, боковые “чердачки” свидетельствуют об использовании архитекторами стиля московского зодчества XVIII века.

Художественный центр здания — большой центральный зал, своды которого поддерживают массивные гипсовые фигуры, аллегорически изображающие четыре времени года. Стены декорированы богатой красочной росписью. Они были отделаны резным дубом и украшены первой в России картинной галереей, собранной Петром.

В период оккупации Петродворца фашисты превратили Монплезир в огневую точку. Уникальному творению искусства был нанесен огромный ущерб.

Реставрация Монплезира началась еще в 1946 году. В 1958 году был уже открыт для посещения Парадный зал. Через год были восстановлены живописные плафоны и лепка дворца. В этом же году был открыт Лаковый кабинет, а в 1964 году весь дворец был восстановлен полностью.

На самом берегу залива стоит небольшой двухэтажный дворцовый павильон — Эрмитаж (архитекторы И. Браунштейн и М. Земцов). Изящный и строгий, он также является замечательным памятником садово-парковой архитектуры XVIII века. Архитектурный облик Эрмитажа сохранился до нашего времени. Все 119 картин, украшавших его стены, были во время войны вывезены и сохранены. Эрмитаж восстановлен как историко-художественный музей.

Марлинская аллея ведет к большому прямоугольному пруду, на противоположной стороне которого видны стены восстановленного в 1954—1955 годах дворца Марли. Он был сооружен в 1721—1724 годах по проекту архитектора И. Браунштейна. Во дворце находились библиотека и личные вещи Петра I.

Район Марли с его прудами, оранжереями и фруктовым садом был своеобразной усадьбой, чрезвычайно схожей с допетровскими подмосковными усадьбами.

На зеленом склоне против южного берега Марлинского пруда расположен каскад “Золотая гора” (архитекторы Н. Микетти и М. Земцов). По двадцати ступеням каскада плавно стекает вода, льющаяся из трех золоченых масок морских чудовищ.

Называется этот каскад “Золотой горой” потому, что отвесы каскадных ступеней покрыты позолоченными бронзовыми щитами. Разрушенный почти до основания фашистскими оккупантами, он окончательно восстановлен в 1954 году.

Каскад украшают 16 скульптурных фигур. Тут и Нептун знаменитого итальянского скульптора Тарсиа, и Андромеда скульптора Баратта, Нимфа, Аполлон, Венера, Флора, Минерва и другие статуи неизвестных ваятелей.

Водопроводящая система Петродворца разработана и построена под руководством В. Тувалкова, М. Земцова и И. Устинова. В этой системе использованы ключи, выходящие на поверхность на северных отрогах Ропшинских высот в 22 километрах от Большого дворца.

Другая группа ручьев на западных склонах высот образует речку, дающую начало Старо-Петергофскому каналу, сооруженному в 1721 году. С востока третья группа ручьев стекает в Ново-Петергофский канал, устроенный в 1832 году и соединяющийся со Старо-Петергофским. По этому каналу вода идет от Шинкарского шлюза, от которого начинается ряд запасных искусственных прудов.

Пруды (всего их 14), располагая шлюзами для впуска и выпуска воды, играют роль распределителей, питающих отдельные группы фонтанов.

Петродворец. Уголок Нижнего парка.

Общая протяженность каналов составляет свыше 62 километров, трубопроводов—14 километров.

В настоящее время в Нижнем парке действует около 130 фонтанов, выбрасывающих каждую секунду 34 тысячи литров воды.

Являясь неповторимым и единственным в мире шедевром садово-паркового искусства, Нижний парк Петродворца пользуется заслуженной популярностью. Достаточно сказать, что в течение короткого ленинградского лета парк посещает до двух миллионов человек.

Английский парк. Примерно в 40—60-х годах XVIII столетия эта территория, впоследствии названная Английским парком, носила название “Кабаний зверинец”. На площади 160 гектаров рос дикий хвойный лес. Здесь было место для царских охотничьих забав.

В 1779 году вся территория “Зверинца” была превращена в увеселительный парк. Естественный водоем, питающий часть фонтанов Нижнего парка, был превращен в живописное озеро. Талантливый архитектор Д. Кваренги, превратив это озеро в композиционный центр, так великолепно сумел распределить группы деревьев, кустарники, извивающиеся тропинки, овраги, канавы, островки, что парк стал сказочным. На самом берегу озера, с таким расчетом, чтобы зеркальная гладь усилила впечатление, архитектором было построено монументальное, классического стиля трехэтажное здание — Английский дворец. От великолепного портика его широкая гранитная лестница вела к воде. Дворец был замечательным архитектурным творением зодчего.

Через ручьи, овраги и канавы были перекинуты вычурные мостики—одни “яа китайский манер”, другие в виде “руин”. Один из этих мостиков назывался “Березовым” потому, что его перила напоминали стволы берез. На одном из островов был и “Березовый домик” с соломенной крышей — стилизация деревенской хаты.

Английский дворец был взорван фашистскими захватчиками. Пострадал и Английский парк, но и сегодня он прекрасен и доставляет удовольствие любителям тихого отдыха.

Парк расположен к западу от Верхнего сада.

Колонистский парк. Его основание относится к 30-м годам XIX века. Тогда же были спланированы еще два парковых ансамбля — Озерковый и Бельведерский.

Архитектор А. Штакеншнейдер превратил запущенное болото в озеро с двумя островами, на которых он построил два изящных павильона — “Царицын” и “Ольгин”.

Первый, представляющий наибольший интерес, будет в ближайшие, годы восстановлен.

Сам по себе Колонистский парк является прекрасным местом отдыха. Он расположен к югу от Верхнего сада.

Озерковый (Луговой) парк. Прямая аллея связывет Колонистский парк с Озерковым. Это своеобразный парк, красоту которого составляют водные поверхности бассейнов-водохранилищ и живописные куртины.

Бельведерский сад. Наиболее высоким местом петергофских окрестностей является Бабигонская возвышенность.

На вершине Бабьего гона в 1852—1856 годах по проекту того же архитектора Штакеншнейдера было возведено величественное сооружение по типу древнегреческих храмов — Бельведер. Это двухэтажный павильон, увенчанный монументальной колоннадой из 28 гранитных колонн с беломраморными капителями. Портик Бельведера украшен гранитными кариатидами, высеченными скульптором И. Теребеневым.

Ленинградские специальные реставрационные мастерские вновь возродили Бельведер.

Летом в павильоне обычно размещается пионерский лагерь.

Бельведерский сад разбит на склоне холма, увенчанного павильоном.

Пролетарский (Александрийский) парк. Он раскинулся на территории 150 гектаров между железнодорожной станцией Новый Петергоф и Ленинградским шоссе.

В XVIII веке это место называлось “Оленьим садом”, видимо потому, что и здесь происходила царская охота. В первой четверти XIX века парк приспосабливается для царских прогулок верхом и в экипажах. С этой целью прокладываются специальные дороги, создаются искусственные острова, “Олений сад” получает название “Александрийский парк”, потому что рядом помещалась дача Николая I “Александрия”.

Архитектор И. Шарлемань в 30-х годах XIX века построил здесь несколько парковых павильонов: “Швейцарский домик”, Готическую беседку, несколько караульных домиков.

Пролетарский парк очень привлекает своим пейзажем: сочетаниями древесных насаждений, живописными лужайками и тенистыми уголками. Тут всегда много отдыхающих.

Александрия. Напротив Пролетарского парка расположен другой пейзажный парк Александрия. Он примыкает к восточной границе Нижнего парка длинной кирпичной стеной, прорезанной тремя воротами — Морскими, Никольскими и Главными (или Звериными).

Площадь парка 115 гектаров, но он кажется значительно больше благодаря обилию извилистых аллей и дорожек. Как и Нижний парк, парк Александрия связан с морем и далеко раскинулся вдоль берега Финского залива.

Первым владельцем всего земельного участка был санкт-петербургский генерал-губернатор А. Меншиков, для которого построили двухэтажный каменный дом “Монкураж”. Во время опалы Меншикова его владения были переданы князьям Долгоруковым. Позднее весь район был отведен для царской охоты. В 1825 году Николай I подарил эти земли своей жене Александре, отсюда и пошло название “Александрия”.

Планировка парка и художественный замысел его создания принадлежат архитектору А. Менеласу. Его творения обычно были подражанием готическому стилю. Так, в созданных им сооружениях на верхней террасе парка — “Коттедже”, “Ферме”, “Капелле” преобладали ступенчатые фронтоны, остроконечные крыши и стрельчатые арки, как и во многих постройках средневековья.

Готическая “Капелла” очень удачно вписывалась в окружающий пейзаж. Она выглядела сказочной дорогой игрушкой.

Ленинградские специальные реставрационные мастерские ведут в настоящее время восстановительные работы в “Капелле”.

Бережно восстанавливается зеленый массив парка. Планируется и восстановление всех архитектурных сооружений.

Александрия пользуется большой любовью и популярностью у ленинградцев. Тут все располагает к отдыху: и приветливые лужайки, и густые дубравы вековых деревьев, и обширный пляж на морском берегу.

“Собственная дача”. Район, носящий это название, расположен в трех километрах от западной границы Нижнего парка. В начале XVIII века здесь находилась дворцовая мыза князя Алексея Долгорукова.

Позже эта мыза передается во владение Феофана Прокоповича, известного прогрессивного государственного деятеля. Когда это владение становится собственностью Елизаветы, над его благоустройством начинают работать архитекторы П. Броуэр и И. Казаков.

В идеальный порядок усадьба приводится только в середине XIX века. Именно к этому времени относится постройка дворца по проекту архитектора А. Штакеншнейдера — здания, фасады которого пышно декорированы колоннами и лепкой.

Дворец был разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны. В 1963 году он восстановлен по чертежам Штакеншнейдера Ленинградским инженерно-строительным институтом.

Средства сообщения. Электропоезда с Балтийского вокзала, трамвай 36 от Казанского собора в Ленинграде до Стрельны и автобус 359 до Петродворца. Летом (по воскресеньям) с Манежной площади курсируют автобус 424 и ежедневно теплоходы от набережной Макарова до пристани в Нижнем парке Петродворца.

<< Назад  Далее >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.