Читайте обзоры, выбирайте свое казино для рулетки и играйте в свое удовольствие Сейчас телефоны и планшеты представляют собой полноценные компьютеры, возможности которых можно и нужно использовать. Большинство онлайн казино с рулеткой эту опцию предоставляют. Детали технологии в разделе.

Ломоносов

В 43 километрах от Ленинграда, на высоком берегу Финского залива, при устье небольшой реки Карости расположен город Ломоносов. Живописное местоположение, удобные для купанья берега Финского залива, тенистые аллеи старого парка, многочисленные памятники архитектуры и истории нашей Родины привлекают сюда тысячи отдыхающих.

Возникновение города относится к первой четверти XVIII века. Земли на южном берегу Финского залива были подарены Петром I “светлейшему” князю Ижорскому А. Меншикову. Красота этого места, а также близость его к Кронштадту и Петергофу прельстили Меншикова, и он решил устроить здесь свою летнюю резиденцию, назвав ее Ораниенбаумом, что в переводе означает “Померанцевое дерево”.

В 1711—1725 годах архитекторами Д. Фонтана и Г. Шеделем в Ораниенбауме был выстроен для Меншикова дворец, намного превосходивший своей пышностью даже столичный дворец Петра I. Меншиковский дворец, как и петергофский, стоит на гребне кряжа с террасными спусками к широкой лужайке, на которой были разбиты цветники и устроены фонтаны. В архитектуре здания, расположенного по дуге, очень ярко отразились характерные черты стиля так называемого “петровского барокко”. Двухэтажный центральный фасад с высокой куполообразной крышей плавными дугами одноэтажных флигелей соединяется с высокими восьмигранными павильонами, декорированными сдвоенными колоннами. В одном из павильонов была придворная церковь, в другом — Японский зал, украшенный изделиями из японского, китайского и саксонского фарфора.

Ора.ниенбаумская резиденция именитого вельможи в те времена не имела себе равных в Петербурге по размерам и богатству.

В XVIII веке дворец не раз перестраивался. Наиболее крупные работы здесь проводились в 70-х годах под руководством архитектора А. Ринальди, сыгравшего главную роль в создании Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля.

Около дворца, на пустынных, заросших ольхой и камышом берегах Финского залива, был разбит прекрасный парк с фонтанами, статуями, оранжереями, зверинцем. Руками крепостных людей Меншикова был прорыт канал длиной около 500 метров, приблизивший море к самому дворцу.

Существует предание, что в устройстве канала участвовало более 9 тысяч крепостных Меншикова, в три дня проделавших эту огромную работу.

Через два года после смерти Петра I, в 1727 году, Меншиков был сослан в Сибирь, а Ораниенбаум вместе со всеми усадьбами и землями был взят в казну. До 40-х годов XVIII века Ораниенбаум был заброшен. Следующий этап строительства города относится к 40—50-м годам, когда Ораниенбаум переходит во владение племянника Елизаветы — Петра Голштинского, впоследствии императора Петра III. В этот период в восточной части Верхнего парка строится Петерштадт, т. е. Петровский городок, или крепость, внутри которой архитектор Ринальди с 1758 по 1762 год возводит для Петра III небольшой двухэтажный дворец — скромный дом, более походивший на уютную загородную дачу. Масштабы, сдержанность в декоративной отделке фасадов значительно отличают его от грандиозных дворцовых сооружений того времени.

Посетители дворца неизменно восхищаются замечательным видом, открывающимся из его окон: впереди, словно поднимающийся из волн, Кронштадт, далее в синей дымке тумана противоположный берег Финского залива, справа виднеются блестящий купол Исаакиевского собора и шпиль Петропавловской крепости.

Частично разрушенный в годы войны, дворец был восстановлен в 1953 году.

В 1760—1770 годах строительство Ораниенбаума оживилось. К юго-западу от Большого дворца в противоположной части парка Екатерина II решила создать новый Ораниенбаум, поручив архитектору Ринальди составить проект “Собственной дачи”, расположенной на 160 гектарах и состоящей из Китайского дворца, Катальной горки и большого количества увеселительных построек.

Китайский дворец был выстроен в 1762—1768 годах. Его название объясняется отделкой в китайском стиле нескольких комнат, а также характером непосредственно примыкающего к нему парка.

Внешняя архитектура дворца, сдержанная и четкая, выполнена в стиле позднего барокко, сочетающего изысканность форм со стремлением к большей простоте и мягкости. Дворец стоит на невысокой гранитной панели, обнесенной легкой кружевной решеткой почти на уровне земли.

Из многих комнат имеются выходы в парк (более 20 дверей). Замечательная картина открывается взору из окон: строй разросшихся дубов и благоухающих лип прикрывает весь южный фасад; зелень деревьев и трав неразрывно связана с архитектурой дворца и является ее чудесным дополнением.

В декоративной отделке внутренних помещений здания участвовали многие русские мастера, в том числе “лакирного дела мастер” Ф. Власов, известный художник-декоратор Ф. Данилов. Об их талантливости свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрагменты росписей.

Тончайшую художественную лепку с позолотой на стенах и потолках комнат выполнили крепостные С. Трофимов, И. Соколов и И. Трофимов. Затейливые рисунки паркета набраны из тонких пластин клена, березы, дуба, груши, яблони, розового и красного дерева, персидского ореха. Столяры-художники Кузьмин, Зиновьев, Горшков и другие украсили своей искусной работой не только полы, но и стены многих дворцовых помещений. Из редких древесных пород в Большом Китайском кабинете они создали красочное панно.

В Китайском дворце трудились также крупные итальянские мастера. Стены его залов украшают “живописные обои” — холсты с росписями, выполненными известными мастерами декоративной живописи С. Бароцци и С. Торелли. Большая часть плафонов дворца написана художниками Венецианской академии Д.-Б. Тьеполло, Д. Гварана и другими.

В истории европейского искусства XVIII века нет другого памятника, где бы так гармонично сливались в одно неразрывное целое архитектура, живопись, скульптура и естественная красота могучих деревьев, окружающих дворец.

В начале Великой Отечественной войны фронт приблизился к самому Ораниенбауму. Почти все ценности, находившиеся в Китайском дворце, удалось эвакуировать. Некоторые музейные экспонаты оказались поврежденными, так как последнюю партию живописи, мебели и фарфора отправляли на баржах, обстреливаемых врагом. Во время обстрелов были также повреждены некоторые верхние комнаты Китайского дворца и фасад здания.

В 1946 году началось восстановление всех ораниенбаумских дворцов-музеев и парков, а уже 7 июля 1947 года восстановленные залы Китайского дворца-музея были вновь открыты для обозрения.

Десятки тысяч людей посещают ежегодно этот замечательный архитектурно-художественный памятник, где находятся ценные произведения декоративной живописи XVIII века, коллекции русского и западноевропейского фарфора, мебели, тканей, художественные изделия китайских и японских мастеров.

Центральная аллея Верхнего парка приводит к так называемому “Каменному залу” — постройке, предназначенной для концертов, проект которой приписывается В. Растрелли. Здание, позднее переделанное под лютеранскую кирку, дошло до нас в сильно искаженном виде.

Повернув налево, не доходя до “Каменного зала”, увидим высокий, причудливой формы павильон. Красочный и нарядный, он необычайно живописно высится в зеленой рамке старого парка. Это павильон Катальная горка, созданный в 1762—1774 годах по проекту А. Ринальди, использовавшего в этом сооружении традиции русской национальной архитектуры.

Катальные горки были одной из характерных и своеобразных забав в России в XVIII веке. Ими увлекались все, начиная от императрицы и кончая простым народом, для которого в городах устраивались особые горы, составлявшие главное развлечение на народных гуляньях.

К нашему времени от этого сооружения сохранилось лишь здание главного павильона. Когда-то от балкона второго этажа шел волнистый скат длиной 500 метров с открытыми галереями по обеим сторонам, где можно было прогуливаться. К началу XIX века скат пришел в ветхость и был разобран; та же судьба постигла и колоннады. Павильон Катальной горки трехэтажный. Центром композиции является Круглый зал. К Круглому залу примыкают три кабинета, в фасаде выраженные тремя выступами. Первый этаж — цокольный — прорезан большими овальными окнами в массивных наличниках, второй опоясан легкой колоннадой, поддерживающей открытые балконы третьего этажа.

В годы войны павильон сильно пострадал от вражеских обстрелов.

Большую работу по реставрации здания провели архитекторы, художники, лепщики, штукатуры. В 1953 году были восстановлены первый и второй этажи здания, где открылись библиотека-читальня, выставочный павильон и шахматная комната. Ныне павильон Катальная горка полностью восстановлен; воссоздана уникальная роспись стен, приведен в порядок пол из искусственного мрамора, украшенный цветными узорами. С 1960 года этот замечательный архитектурный памятник открыт для обозрения.

Любимым местом отдыха в Ломоносове являются парки. Один из них был заложен в 1712 году на нижней террасе к северу от Большого дворца и впоследствии получил название Нижнего. В его регулярной планировке преобладали геометрические формы, был строго выдержан принцип симметрии. Нижний парк отошел впоследствии в зону городской застройки и потерял былое значение.

В юго-восточной стороне от Большого дворца еще при Меншикове был вырыт огромный пруд, называвшийся тогда “Малым увеселительным морем”. В этот пруд (называемый ныне Нижним) впадает речка Карость, текущая из Красного пруда Верхнего парка. Благодаря высоким холмам с густо заросшими склонами, причудливо извивающейся среди зелени речкой, глубокому лесистому оврагу и большому пруду, напоминающему скорее озеро, местность эта получила название “Швейцария”.

Ломоносов. Нижний пруд у Большого дворца.

Во второй половине XVIII века начали строительство Верхнего парка. Некогда болотистые места — “пустопорожние земли”, как их называла Екатерина II, — талантливыми русскими мастерами были превращены в замечательный памятник паркового искусства. Прямые широкие аллеи, пересекающиеся причудливо извивающимися дорожками, могучие деревья-гиганты, пруды, обрывы извилистых речек, внезапно открывающиеся взору большие зеленые поляны — таков этот парк — один из красивейших в окрестностях Ленинграда. В планировке его отразились основные стили паркового строительства: регулярный и пейзажный.

Строительство Верхнего регулярного парка относится к 50—60-м годам XVIII века — времени постройки Петерштадта, Китайского дворца и Катальной горки, вокруг которых создавались аллеи и дорожки, правильной геометрической формы пруды, возводились павильоны, мосты, беседки, галереи.

Уголок регулярного Верхнего парка южнее Катальной горки сохранился до наших дней: целая сеть извилистых фигурных прудов, легкие деревянные мосты, образованные прудами островки, радиальные дорожки, прямые аллеи.

В конце 70-х годов XVIII века, как и все парки пригородов Петербурга, Ораниенбаумский парк подвергся перепланировке, так как к тому времени окончательно утвердился пейзажный стиль. По проекту архитектора Ринальди в условиях северного ландшафта был создан один из замечательных образцов пейзажного парка, в котором густые зеленые массивы сменялись лугами; проложенные новые аллеи и дорожки (Английская дорога, Рябиновая, Петровская, Дикая) стали извилистыми. Во всем сказывалось стремление к естественности, ничто не должно было быть четким и геометрически правильным. Китайские домики, беседки, карусели разрушались, и их не восстанавливали, так как они уже не соответствовали изменившемуся облику парка.

По окончании Великой Отечественной войны были проведены работы по восстановлению парка: расчищены аллеи и дорожки, засыпаны воронки от бомб, разбиты партерные садики, у Китайского дворца высажены цветы и кустарники. Ныне площадь парка достигает 160 гектаров, а протяженность его аллей и дорог — 22 километра.

На расчищенных прудах Ораниенбаумского парка работают лодочные станции.

Вплоть до 1917 года дворцы и парки Ораниенбаума принадлежали царской семье и высшей знати, и, естественно, что все внимание уделялось их строительству и благоустройству. Сам же город Ораниенбаум, по воспоминаниям современников, в конце XVIII века имел лишь одну улицу — “в два ряда домов по скату возвышенной плоскости у берега залива”. В городе было тогда только два каменных дома: церковь и трактир. Мало что здесь изменилось и в XIX веке. Местная газета, издававшаяся в 60-е годы, писала: “Тихий и сонный город немного оживает во время дачного сезона... Благоприятно отражается это на клячах ораниенбаумских извозчиков — они уже не столь тощи и по привычной грязи ходят веселее...” Таким был старый Ораниенбаум.

Но в этом небольшом и тихом городе жили и работали выдающиеся деятели русской культуры и науки, многие замечательные люди.

История города и его окрестностей тесно связана с жизнью великого русского ученого М. Ломоносова. Вблизи города, в деревне Усть-Рудица, у впадении речки Рудицы в реку Ковашу, в 1753 году Ломоносов создал первую в мире фабрику по изготовлению стекляруса, бисера и смальты для мозаики. Для оборудования ее Ломоносов, не имея образцов, сам изобретал станки, совершенствовал и подбирал инструмент, руководил установкой печей.

Ломоносов любил свой завод в Усть-Рудице. Здесь он отдыхал душой от академических неурядиц, находил успокоение в творческом труде и общении с природой.

В стихотворном послании Г. Орлову Ломоносов писал:

Я зрю здесь в радости довольствий общий вид,
Где Рудица, вьючись, сквозь каменья журчит,
Где действует вода, где действует и пламень,
Чтобы составить мне или превысить камень
Для сохранения геройских славных дел,
Что долг к Отечеству изобразить велел.

Усть-Рудицкая фабрика Ломоносова дала мощный толчок развитию русской стекольной промышленности.

Замечательная мозаика Ломоносова украшала и ораниенбаумские дворцы. Из его смальты был изготовлен пол для Стеклярусного кабинета в Китайском дворце, она шла на отделку столиков, художественных рам для портретов Петра I и Елизаветы. Из полученной здесь смальты Ломоносов и его ученики создали 27 мозаичных портретов и картин. Шедевр творчества усть-рудицких мастеров — набранная из мозаики по рисунку Ломоносова картина “Полтавская баталия”. Она отличается монументальностью, богатством красок. Изделия Усть-Рудицкой фабрики украшают здание Академии наук в Ленинграде, они представлены в Эрмитаже и Русском музее.

Советский народ бережно хранит память о великом ученом. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 февраля 1948 года Ораниенбаум переименован в город Ломоносов. Участок Усть-Рудицкой фабрики взят под государственную охрану как памятник истории отечественной науки и техники. В 1955 году в Ломоносове сооружен памятник великому ученому (скульптор Г. Гликман).

В Ораниенбаум приезжал А. Пушкин. В имении Богумиловка (ныне Богумиловокая улица, дома № 4, 8 и 10) нередко бывали Н.Некрасов и М.Салтыков-Щедрин. Некрасов очень любил Ораниенбаум, его небольшие, утопающие в зелени уютные постройки на живописном берегу Финского залива. В течение четырех лет (1854 и 1856—1858 годы) он вместе с литератором И. Панаевым снимал дачу в окрестностях города (ныне территория поселка Мартышкино). Сюда приезжали И. Тургенев, Л. Толстой, Н. Добролюбов, Д. Григорович, А. Толстой; гостем Некрасова был и Александр Дюма, автор известных романов “Три мушкетера” и “Граф Монте-Кристо”.

Дача, где жили Некрасов и Панаев, до нашего времени не сохранилась. Но замечательный парк с тенистыми аллеями и зелеными лужайками существует и поныне. Он находится на восточной стороне поселка, к северу от шоссе (остановка автобуса — “Питомник”).

Замечателен и другой парк, расположенный на противоположной — южной стороне шоссе, известной среди жителей поселка под названием “Мордвиновка”. В конце XVIII и первой половине XIX века эта местность принадлежала видному государственному и общественному деятелю, экономисту Н. Мордвинову.

В парке “Мордвиновка” особенно интересна группа трехсотлетних дубов, которые привлекли некогда внимание выдающегося русского художника-пейзажиста И. Шишкина. Его картина “Мордвиновские дубы” замечательно передает могучую красоту этих деревьев-великанов.

В Ораниенбауме жил хирург и анатом Н. Пирогов, не раз посещали этот город В. Стасов, М. Мусоргский.

Интересная страница в истории русского драматического искусства напоминает об Ораниенбаумском театре. Здание театра находилось вблизи вокзала на месте нынешнего сквера. На здешней сцене выступали многие выдающиеся петербургские и московские артисты: Федотова, Ермолова, Горев, Ленский, Самарин, Варламов, Савина. Театр просуществовал до начала нашего века: здание его пришло в ветхость и в 1905 году было разобрано.

При посещении Ломоносова следует осмотреть также места, связанные с жизнью и деятельностью замечательных конструкторов русского оружия.

Со второй половины XIX века и до 1917 года в Ораниенбауме находилась школа командных кадров русской армии, где проводилась научно-исследовательская и конструкторская работа в области стрелкового дела. Начальником школы ряд лет был выдающийся русский ученый в области стрелкового дела Н. Филатов. До наших дней сохранился дом (улица Красных Партизан, 13), где он жил и работал с 1904 по 1918 год.

В мастерской школы в 1901—1906 годах проходил военную службу и позже работал знаменитый оружейный конструктор Герой Социалистического Труда В. Дегтярев. Дом № 18-а по проспекту Володарского, где в 1914—1915 годах жил Дегтярев, отмечен мемориальной доской. Работал здесь и Ф. Токарев — ныне Герой Социалистического Труда, создатель известного образца ручного пулемета и других видов оружия.

Среди самых славных страниц в истории города — события вечно живой летописи революции.

В феврале 1917 года солдаты ораниенбаумского гарнизона принимали активное участие в боях за свержение самодержавия, а в дни Великой Октябрьской социалистической революции с оружием в руках выступили за первую в мире подлинно народную власть.

Напоминает об этом времени дом № 7 по улице Ленина, где в 1917 году формировались отряды Красной гвардии и где находился штаб, руководивший обороной города. Ныне в здании, отмеченном мемориальной доской, помещается Ломоносовский райком КПСС.

Памятная доска установлена также на здании исполкома Ломоносовского районного Совета депутатов трудящихся (проспект Юного Ленинца, 69). Здесь помещался первый Ораниенбаумский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Ораниенбаум — Ломоносов вошел в летопись героической борьбы советского народа за свободу и независимость нашей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В июне 1919 года белогвардейцам во время контрреволюционного заговора удалось захватить форт Красная Горка, расположенный в западных окрестностях Ораниенбаума на берегу Финского залива.

Для наступления на мятежный форт с суши в Ораниенбауме была создана береговая группа войск. Штаб ее помещался на Пароходной улице в деревянном двухэтажном доме под № 5.

Моряки-балтийцы, павшие в боях с мятежниками, похоронены в братской могиле на Привокзальной площади города.

Когда Юденич вновь пошел на Петроград в октябре 1919 года, белогвардейские части были остановлены на подступах к Ораниенбауму, что облегчило их разгром в районе Пулкова и Детского Села (ныне город Пушкин).

В годы Великой Отечественной войны героические защитники Ленинграда, поддерживаемые огнем кораблей Балтийского флота и фортов Кронштадта, удерживали в своих руках небольшую территорию по берегу Финского залива от реки Воронки (в 15 километрах к юго-западу от Ломоносова) до Старого Петергофа. Это был знаменитый “Ораниенбаумский пятачок”.

В середине января 1944 года из района Ораниенбаума войска Ленинградского фронта прорвали вражескую оборону и этим начали грандиозную операцию по снятию блокады города на Неве.

19 января у селений Русско-Высоцкое и Ропша советские войска замкнули кольцо вокруг Приморской группировки врага, а вскоре Ораниенбаум получил наземное сообщение с Ленинградом.

Сразу после снятия блокады в Ломоносове начались работы по ликвидации разрушений, причиненных варварскими обстрелами и бомбежками немецко-фашистских захватчиков. Ныне здесь совершенно исчезли следы войны. Город растет. Появляются новые дома, благоустраиваются улицы. В восточной части раскинулись жилые поселки для рабочих кирпичного завода и других предприятий. Реконструирована центральная улица — проспект Юного Ленинца. Большое жилищное строительство ведется в нагорной (южной) части города, куда по перспективному плану переместится его центр.

С каждым годом увеличивается поток туристов, приезжающих в Ломоносов отдохнуть и полюбоваться его замечательными архитектурными памятниками, познакомиться с памятниками истории города и его окрестностей.

<< Назад  Далее >>

Сканирование и обработка кники - Mike, КТМЗ


Вернуться: Где провести выходной день


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.