- Смотри, летит! - кричит жена
экскурсанта. Действие происходит на горе Чегет,
на палубе кафе "Ай".
- Знаю, это лыжники летают, - говорит муж, не
поднимая головы.
- Да он без лыж!
- А, он их скинул...
Неудивляемые, невозмутимые люди. У них свои
заботы. Возможно, они правы, но мне их не понять.
Я смотрел на летающего человека, и все, что я знал
до сих пор, испытал и увидел, казалось исчезающе
несущественным перед его полетом. Я перенесся в
начало столетия.
Надо мной был герой. Я слышал шум его матерчатых
крыльев. Он пролетел совсем низко. Я разглядел
шнурки на его ботинках.
Я бросился вниз его догонять и проехал эти
полтора километра так быстро, как уже несколько
лет не проезжал.
Он уже сел на поляне. Его окружили. А я внизу
поехал напрямую и предупредил криком, чтобы
никто не вылетел наперерез. И получилось - будто
толпу пугаю.
- Славно ты съехал, - сказал он. - Трудно так
научиться?
- Легко! - и все внутри у меня зашлось. - Хочешь
научу?
- Конечно. А я тебя научу летать. Хочешь?..
И вот я стою на склоне Эльбруса, под Старым
Кругозором, немного пониже первой мачты канатной
дороги. На мне застегнуты ремни подвесной
системы, а на плечах незнакомая тяжесть
дельтаплана.
- Что видишь? - спрашивает Слава. Что я вижу. Долину
вижу, знакомую, как своя пятерня. Но он
настаивает:
- Что видишь?
- Ну... вижу... А что я, собственно, должен видеть?
- Вот именно...
Начинаю соображать:
- Ориентиры?
- Ага.
- Нижняя станция канатки... виднеется. Очередь...
- Да, станция. А слева?
- Скала.
- Справа?
- Склон. Крутяк. Правый борт трубы. Там по гребню
валяются опоры канатки Малеинова.
Он заставляет меня вживаться в пространство,
которое я так хорошо знаю.
- Пойми, ведь сейчас потеряешь опору и весь пейзаж
начнет поворачиваться. Что ты будешь делать?
- Объясни.
- Нет, сам сообрази. Учти, что сейчас ты совершишь
довольно сильный полет. Вот скажи: может отсюда
новичок съехать на лыжах?
- Может.
- Сколько раз упадет?
- Раз двадцать.
- Ну а тебе ведь ни разу падать нельзя!
Это мне понятно.
- Теперь запомни: если ты прицелился на нижнюю
канатку и летишь, а она вдруг стала уползать в
сторону, то ты ее верни на место, как будто она
привязана за трапецию веревочкой. Понял?
- Понял.
- Объясни своими словами.
- Если ориентир смещается, то я поведу трапецию не
за ним, а от него.
- Правильно. По-моему, ты готов лететь.
- Да.
- Тогда подождем ветерка снизу.
Мы стоим. Ветра нет. Слава говорит:
- Когда я первый раз полетел, то был настроен
очень серьезно, потому что я профессиональный
летчик. Я впервые летел на творении своих рук. А
это совсем другое дело. И представь, я в воздухе
растерялся. Привык к кабине, привык быть
маленьким и легким по сравнению с самолетом. А
тут ты в четыре раза тяжелее аппарата и вокруг
пустота. Видишь, у парня синий анорак
затрепыхался - сейчас ты полетишь.
И вдруг он закричал:
- Поехал!
Я поехал, и сразу дельтаплан слетел с плеч. Я
толкнул трапецию от себя, и меня приподняло. Но
тут же лыжи опять коснулись снега.
- На себя! - услышал я крик. Взял трапецию на себя и
разогнался. И потом ничего не делал, пока не
увидел, как тень отделилась от моих лыж и уехала
вбок.
Тогда чужой голос внутри меня казал: "Спокойно,
ты летишь!" Я действительно летел, но очень
низко. Парень у меня на пути сорвался с места и
помчался вниз и вбок. Помимо моей воли дельтаплан
пустился его догонять, но поднялся выше. Я ничего
не делал. Захотелось лететь пониже. Я потянул
трапецию на себя. Тогда вдруг земля рванулась
навстречу. Дельтаплан завыл, что-то за спиной у
меня захлопало, и трапеция задергалась. Я
оттолкнул ее от себя, и все стихло. Земля
отдалилась и стала останавливаться. Тут я
вспомнил, что должен повторять про себя: "Вижу
нижнюю станцию канатной дороги". Я два раза
повторил, а потом с удивлением увидел, что ее не
вижу.
Появилась рыжая скала. Я подал трапецию к ней, и
скала ушла. Весь пейзаж поворачивался перед
глазами, проплыла нижняя станция. Она двигалась
справа налево. Тогда я ее остановил, как учил
Слава. "На землю под собой не смотри, - вспомнил
я, - только вперед и угадывай полетную линию".
Но взгляд мой приковывала земля, потому что была
близка и на ней стояли длинные и острые палки
слаломной трассы. О них мне Слава ничего не
говорил. Я совершил над ними "слалом". Трасса
осталась позади. Я опять поднялся выше. Вдруг
меня тряхнуло, и пейзаж сильно накренился. Не
успел я испугаться, как он встал на место. Передо
мной по-прежнему станция и люди. Они стоят и
смотрят на меня. И вдруг начинают разбегаться,
освобождая мне чистую снежную площадку.
Я подлетел к площадке - моя тень бросилась мне под
ноги - и резко оттолкнул трапецию от себя. В
следующий момент я провалился вниз. Но высота
была всего метр. Лыжи оказались на снегу. Они
медленно ехали. На плечи опустился дельтаплан. Я
затормозил плугом, расстегнул замок подвесной
системы, поставил дельтаплан и вылез из-под него.
А он остался сидеть на склоне, как послушный пес.
- Вы еще и летаете? - раздался женский голос.
Подъехала лыжница в ярко-синем комбинезоне в
обтяжку, без шапки, с длинными, совсем светлыми
волосами. Красиво взметнулись на солнце волосы,
когда она останавливалась.
- Вы меня помните?
- Конечно, - сказал я, старательно улыбаясь, -
отлично помню, но...
- Да, да... вы как-то говорили: сотни имен. Я Таня.
И я действительно ее вспомнил: несколько лет
назад она была в моей группе, вместе с мамой. Она
здорово похорошела с тех пор...
На следующий день сильный ветер дул вниз по
долине. Слава сказал, что летать нельзя, и мы
занялись лыжами.
Теперь менторствовал я:
- Поворот на горных лыжах складывается из четырех
колебаний.
- Именно из четырех?
- Именно. Не из трех и не из пяти. Первое:
вверх-вниз. Второе: вперед-назад. Третье:
влево-вправо. Четвертое: повороты корпуса
относительно лыж налево-направо.
- Ты думаешь, я все запомню?
- Запоминать все не надо. Не надо запоминать
ничего, кроме одного: когда оттолкнешься левой
ногой, то поезжай, согнувшись в левом боку.
- Как же я поеду по ровному месту?
- А вот так! - я показываю "коньковый шаг" на
горизонтали. - И смотри все время прямо. Шагаешь в
стороны, а корпус прямо.
Тогда он все понял.
- Ага, - говорит, - чтобы шагнуть, надо колени гнуть.
Чтобы вперед двигаться, нужно ногу каждый раз
догонять, а потом обгонять. Наклоны в стороны ты
мне принудительно задаешь. А развороты корпуса
опять автоматом - лыжи в стороны, а корпус прямо.
Очень понятливый народ летчики.
- На чем легче летать, на дельтаплане или на
самолете? - спрашиваю я.
- А на чем легче кататься, на лыжах или на коньках?
- Смотря как кататься.
- Вот так те и летать...
На следующий день он летал с Чегета, а я съезжал
на лыжах. Слава старался лететь подольше. А я
старался побыстрее съехать. И мы, стартуя
одновременно, оказывались в долине вместе.
Вся гора затаив дыхание следила за его полетами.
Мне перепадали осколки его славы: "И вы
летаете?!" - спрашивали меня девушки. И слышали
ответ: "Да, я летаю".
Вечерами мы развлекались. У нас был даже
маленький театр. Особенно нам нравился
зрительный зал, просцениум и сцена,
расположенные на двух уровнях восьмиместного
номера в гостинице Чегет. В этом номере на
двухэтажных кроватях обитали восемь девчонок из
трех прибалтийских и двух среднерусских городов.
Слава сказал, что никогда в жизни он так много не
пел. А я никогда так много не разговаривал. А
девочки, наверное, никогда так много не смеялись.
Конечно, подробно рассказать о них я не могу, но
берусь вспомнить все имена: две Ирэны, одна
Мирдза, три Татьяны, Лолита и Ева. Я заучивал,
закрывая и открывая глаза. Это мой
профессиональный прием инструктора. Слава
поступил проще: он запомнил только Таню, ту,
которая когда-то была у меня в группе. Конечно,
она отдавала предпочтение Славе, поэтому вполне
расчетливо сначала заигрывала со мной.
В тот вечер мы опять оказались в многомерном
пространстве восьмиместки: я под потолком с
гитарой и Мирдзой, Ирэнами, Лолитой и Евой, а
Слава с Татьянами внизу. Мы, верхние, взяли на
себя свет прожекторов, а там у них, в пленительном
полумраке, слышится Славин голос. Под рукой у
меня безмолвная гитара, на коленях голова
безмолвной Лолиты. Слава рассказывает.
В кабине его четырехместного самолета Як-12 три
пассажира. Он в первый раз видит этих людей, а они
его. Все торжественны, откинулись в заваленных
назад креслах "Яка", который стоит приподняв
нос к небу. Слава как бы внимательно смотрит на
приборы, а на самом деле разглядывает девушку,
которая рядом. Его пассажиры не просто пассажиры
- он ведь с ними один - они члены его экипажа. Слава
работает с большим удовольствием сразу на троих
пассажиров (и троих Татьян). Сзади двое мужчин:
один из них - бородатый охотник, его ружье заперто
в багажнике, другой - командировочный в шляпе.
Пассажирка смотрит на Славу вот Такими глазами,
но все-таки не Такими, как Славина жена (кстати,
тоже Татьяна), когда он с дельтапланом на плечах
разбегается по плоской крыше своего
пятиэтажного дома. Даже троим Татьянам ясно, что
Слава совершает отчаянный трюк. Потом Слава спел
пилотскую песню, и мы подпевали: гимн мотору и
ласковые слова восходящему ветру и солнцу. Тем
временем темь за окном поредела. Таня смело
потушила свет, и в комнату ворвалась луна. Луна и
сама светила ярко, но еще она отражалась от
Когутайского ледника.
- Пошли, - сказал мне Слава, встал и включил свет. -
Пора!
Мы вышли из уже запертой гостиницы, и пожилой
дядя Магомет в коричневой бараньей шапке запер
за нами дверь. С ясного, насквозь просвеченного
неба летел легонький серебристый снежок
совершенно неясного происхождения. Ледник перед
нами вызывающе сиял, и мы невольно остановились.
- Или сегодня или никогда, - заговорил Слава. -
Через год я уже себе этого не позволю.
- Почему ты ее не взял с нами?
Он не удостоил меня ответом.
Мы направились вдоль северного склона Чегета по
тропе, где днем людно, как утром в метро. Только
все толкутся на лыжах. Теперь здесь мы были почти
одни; лишь изредка впереди из полос тени
создавалась одинокая фигура путника, спешащего
из Терскола в Чегет. И неясно еще было: достучится
ли путник до дяди Магомета и как посмотрит на
него дядя через стеклянную запертую дверь.
Мы осмотрели посадочную площадку, и Слава
показал, где надо развести костры. И, как положено
в таких случаях, сверили часы.
- Дежурный по канатке проснется? - спросил Слава.
- Если обещал, проснется.
Мы пошли опять по той же тропе. Я провожал его,
потому что успевал проводить и вернуться, пока он
поднимется и подготовит дельтаплан.
Мы шли быстро. Вдруг Слава остановился:
- Эх, Коля, - воскликнул он, - как прекрасна жизнь,
если даже с девушкой остаться некогда!
Мы дошли почти до Когутайской поляны, ледник уже
просвечивал меж сосен, когда Слава остановился:
- Посмотри на это облачко, - попросил он. Маленькое
прозрачное облачко скользило между нами и луной.
- Быстро пройдет, - сказал я.
- Слишком быстро... Куда оно идет?
- Туда.
- Вниз по долине?
- Вниз.
Он стоял и дальше идти не собирался.
- Ты что, думаешь, небо затянет?
- Не-ет. Не затянет... Я рассчитал, где будут ночью
потоки вниз по склону, а где вверх. Надо уйти от
склона в восходящем потоке. И как можно дальше.
Это необходимо. Если этот ветер, который дует
сейчас вверху, через час опустится - мне крышка.
- Может опуститься?
- Мало вероятно, но все-таки.
Минуту назад я был с ним уже там, в сияющей высоте,
над чернеющей долиной, где мой приятель зажег три
красных огонька и стоит, вглядываясь,
вслушиваясь, и представляет сам себя в полете. Я
уже разбегался там, наверху, на скалах, за секунду
до того с замиранием сердца решившись:
"Пора!"
А он медлил. Что-то он не спешил. Если бы Таню мы
взяли с собой, он бы сейчас не медлил. И, видно,
поняв мои мысли, он сказал:
- Подождем часок, Коля. Мы ведь с тобой, слава богу,
одни.
Через час вниз по долине рванул ветер. Мы
услышали его издали, подождали, и он налетел.
Заходили большие деревья, донесся шум Баксана,
незамерзшего где-то рядом.
- Ну вот, - сказал Слава, - а ты говорил, что нужны
зрители. Я не самоубийца...
Мы проснулись в моей комнатушке, похожей на каюту
в подводной лодке. По диагонали из верхнего угла
в нижний протянулись трубы дельтаплана. Ткань
крыла свисала над нами. Из вентиляционной дыры
пробивался свет пасмурного утра.
- Сегодня уеду, - заговорил Слава.
- Почему?
- Понимаешь, надо знать, когда уезжать. Плохо, если
пропустишь момент.
Слава уехал. Прощаясь, он подарил мне дельтаплан.
Не хотел я принимать такой царский подарок:
- Ты ведь строил его год, и ткань дорого стоит... Но
он наставлял меня не слушая:
- Сверху не летай. Аппарат мне не понравился в
последнем полете. Летай на склонах внизу...
Привычное течение непривычной горной жизни
легко нарушилось. Дельтаплан вторгся из другого
мира, путая расстановку персонажей. Но и Таня,
становясь главной героиней, была вне основного
русла традиции, потому что она прекрасно
каталась на лыжах, лучше многих инструкторов. И
эти короли микрогосударств теряли при ней
очарование и могущество. Нравилось ли им это?
Лишний вопрос.
Неожиданно покинув сцену, Славик оставил после
себя дельтаплан и Таню, с которой даже не
попрощался. Дельтаплан занимал большую
диагональ моей "каюты", а Татьяна назначила
свидание одновременно двум инструкторам, в числе
которых меня не было.
Все знали, что я стал владельцем летательного
аппарата, и все знали теперь о Татьяне, которая на
северной трассе обогнала двух инструкторов.
Гонка продолжалась в долине.
Татьяна посетила мою "каюту", посмотрела на
дельтаплан и "не поверила", что Славик уехал.
Она просила "ему" передать, что "все"
завтра ждут полетов на Третьем Чегете. Кроме
того, она еще успела распустить слух, что полеты
состоятся.
Я хотел совершить несколько пробных полетов
внизу, как и советовал Славик. Но значительный
круг болельщиков и помощников, который сразу
образовался, советовал поупражняться на Третьем
Чегете от стартового домика вниз к верхней
станции канатки - самое людное место на самом
верху горы. Каждому, кто умеет летать на
дельтаплане и знает склоны Третьего Чегета, ясно,
что приземлиться там негде. Я знал склоны, но не
умел летать и согласился...
Я становился комическим персонажем: сейчас он
шлепнется, и все засмеются. Летательный аппарат
совершенно театральный, ситуация тоже, герой
тоже, настоящая лишь высота. Я начинаю серьезно
относиться к происходящему, но и моя серьезность
соответствует комическому сюжету. Комизм и
трагизм легко замещают друг друга: начинается с
одного - заканчивается с другим.
Стоя у стартового домика, я смотрел вниз на
площадку у станции и совершенно ясно видел, что
там мне не сесть. И пытаться нечего: высота будет
слишком маленькой, чтобы развернуться, а в прямом
полете врежусь в станцию или пролечу над ней и
врежусь в скалы. Интересно, что, кроме меня, этого
никто не видит.
Татьяна была тут как тут.
- Действительно Слава уехал? - спросила она
наивно.
- Нет, он сейчас придет и полетит. Я механик -
собираю дельтаплан.
- Он вам доверил?
- Конечно.
- Вы, пожалуйста, внимательно собирайте. Хорошо?
Я обещал очень внимательно собирать.
Она мне помогала. Она не знала, что к чему надо
прицеплять, но старалась, чтобы я сосредоточился.
Она стояла рядом, сняла лыжи. Она вдруг стала
совсем другой, эта Татьяна. Только она была
серьезна, одна среди всех, кто стоял вокруг. Когда
все было готово, она спросила.
- Что ты видишь внизу?
Я улыбнулся ей.
- Ты все-таки полетишь?
- А ты как советуешь?
- Ты будь внимательным. - Она подчеркнуто говорила
мне "ты", и это короткое доверительное
"ты" каждый раз откликалось во мне светлым
аккордом.
- Ты подумал про ветер?
- Да.
- Ты ведь не будешь здесь садиться, а полетишь в
самый низ? Да?
- Да.
Я проверил замок подвесной системы, потом
оглядел все крепления на дельтаплане. Если бы
сейчас я рассмеялся, снял дельтаплан и сказал:
"Пошутили и хватит", - она бы, наверное, меня
расцеловала.
Слабый ветерок пришел снизу и чуть приподнял
дельтаплан, уменьшая его тяжесть.
- Завтра собрались пойти погулять на Нарзаны, я
приглашаю тебя, - сказала Татьяна.
Черт побери, смелости ей было не занимать. А я
суеверен, оглянулся где бы взять деревяшку -
постучать, посмотрел на лыжи. В них не было ни
кусочка дерева.
Внешне полет проходил нормально. Тысячам
горнолыжников и горнопляжников он показался,
наверное, легким и красивым. А я каждую секунду
боролся за жизнь. И только уже в самом низу,
пролетая над восьмиэтажной гостиницей
"Чегет" и над поляной выката, уставленной
яркими автобусами и заполненной людьми,
поднявшими лица на легкий звук дельтаплана,
начал я обретать уверенность.
Впереди сверкало нетронутым снегом междуречье
Донгуз-Оруна и Баксана. Я приземлился там в
глубокий пушистый снег.
Вокруг не было ни единого следа. И ни единого
звука. Чегет за спиной уходил в невероятную высь,
на нем черными точками перемещались лыжники.
Впереди скалистые вершины Когутаев отклонились
от меня, откинулись назад и смотрели вниз. Потом
долетел приглушенный деревьями автомобильный
гудок с шоссе...
Следующим утром я пребывал в замечательном
настроении: не было планов на будущее,
воспоминаний об огорчениях тоже не было, равно
как и успокоительных мыслей о том, что было в
жизни хорошего. Напевая пилотскую песенку, я
разбирал опорные трубы дельтаплана на самые
короткие части и упаковывал в чехол, готовя к
отправке в Москву. Потом я надел легкую обувь и по
твердой, замерзшей снежной тропинке, а потом по
сухому асфальту шоссе, густо пересеченному
тенями деревьев, побежал вниз, к Нарзанам. Полеты
были пока еще не для меня.
Вернуться: Александр Берман. Среди стихий
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.