Леня устал, ему три года, он не может идти
слишком долго по размокшей глинистой тропе. Но
если я его посажу на плечи, то не смогу двумя
руками отряхивать от воды ветви перед ним и тогда
он промокнет насквозь. А нам еще довольно далеко
идти.
- Папа, почему земля не стоит?
- Это у тебя самого ноги разъезжаются.
- Почему?
- Потому что ты по глине скользишь.
- Я не скольжу.
- Нет скользишь, ноги у тебя разъезжаются.
- Они сами, - сказал Леня и обиделся. Теперь он чуть
не падал.
- Ты тихонько ставь ноги, и не надо поворачивать
носки наружу.
- А где ружа? - Леня оглянулся по сторонам и
посмотрел на меня, как мне показалось, хитровато.
- Почему ты все время спрашиваешь и спрашиваешь,
вместо того чтобы внимательно ставить ноги?
- Внимательно это как?
- Внимательно это вот так, смотри...
Мы некоторое время идем молча, и Леня говорит:
- Я устал идти внимательно.
Я посадил его на плечи, но он сразу попал под
потоки воды. До лагеря, где нас ждали, где был
большой костер, палатки, где можно было Леню
переодеть и уложить спать в тепле, было далеко.
Неудачной получилась наша прогулка, но кто же
знал, что зарядит этот дождь. Конечно, кое-что на
случай дождя я взял, но нет ничего такого, что бы
не промокло, когда продираешься через кусты в
дождь. Разве что водолазный костюм.
Я опять поставил малыша на тропу и стал
отряхивать перед ним кусты. И опять он сказал, что
давно уже очень, очень устал. Я стал его поучать:
- Леня, нужно быть упрямым.
- Мама говорила, что не нужно быть упрямым.
- Ну хорошо, нужно быть настойчивым.
- А что такое настойчивым?
- Настойчивый - это когда продолжаешь начатое
дело, как бы ни было трудно.
- А зачем трудно?
- Потому что жизнь - не игра. В ней бывает и трудно,
и плохо. И надо быть терпеливым. Понял?
- Понял. Давай все-таки лучше играть.
- Сейчас не время.
- Почему?
- Ты вот что - не задавай больше вопросов, а
старайся не падать.
- Почему?
- Сейчас не надо.
- Не спрашивать?
- Нет.
- А зачем мы пришли в лес?
Он меня отвлекал, и я немного заблудился.
Задавать вопросы ему до этого никогда не
запрещали, и теперь, в три года, он никак не мог
примириться с этим.
Я укутал его во все, что было, и, усадив на плечи,
ринулся через кусты. Я старался защитить его от
веток, но все-таки его стегануло по лицу. Он
заплакал. Я схватил его в охапку, прижал к себе и
снова полез через кусты. Через некоторое время мы
оказались на полянке, и я решил здесь заночевать.
Кусок полиэтилена у нас был, мы могли соорудить
из него тент от дождя; и спальный мешок, в котором
мы вдвоем помещались, тоже был. Лес кругом был
сырой, лиственный, и мне не сразу удалось зажечь
огонек. Потом я стал рыться в рюкзаке, доставая
котелок, еду. Леня тем временем приволок сырую
корягу, положил ее на не окрепший еще костерок и
погасил его. Я вспылил:
- Ну кто тебе позволил?!
Он молчал.
- Почему ты молчишь? Отвечай, кто тебе разрешил?
Ну?
- Киса.
- Что киса?
- Киса разрешила.
- Почему ты обманываешь? Никакой кисы нет.
- Я не обманываю. Ты сказал "отвечай"...
Пожалуй, он был прав: я требовал ответа, и он, как
мог, придумал ответ.
Я снова стал возиться с огнем и, когда костер
затеплился, постепенно разгораясь, снова занялся
устройством ночлега. Леня опять притащил сырую
дубину и готовился придавить ею огонь. Я его
остановил:
- Не надо подкладывать ветки в костер.
- Почему?
- Потому, что ты его потушишь. А он нам нужен, чтобы
сварить еду и чтобы мы с тобой потом погрелись у
костра.
- Значит, костер для меня тоже?
- Да.
- Почему же тебе можно подкладывать дрова, а мне
нельзя?
Тогда я попросил его, прежде чем кидать ветки в
костер, показывать мне. Он сказал удивленно:
- Значит, можно спрашивать?
Он тут же притащил ветку и, получив отрицательный
ответ, отправился искать другую дровину. Она
опять оказалась непригодной. Я объяснил ему,
какие нужно искать ветки.
В течение следующих десяти минут он принес мне
сорок веток, по одной, и сорок раз спросил: "А
эту можно?.." Он даже не менял интонаций - как
замкнутое кольцо магнитофонной пленки с записью
единственного вопроса. Он проделывал это с
неимоверной резвостью, и я подозреваю, что
подходил ко мне с одними и теми же ветками, пока
не добивался положительного ответа.
Темнело, я спешил, натягивая в кустах тент, злился
из-за этой вынужденной ночевки, с неприязнью
вспоминал правоту тех, кто уговаривал меня "не
таскать ребенка в лес" (удивительно, как часто
слишком осторожные бывают "правы"!).
На костер мне смотреть было некогда, и я
автоматически отвечал: "Да... да... да... да", на
большее меня уже не хватало. Леня мигом затушил
огонь, и даже котелок, подвешенный над костром,
скрылся под грудой "сырья". Я покончил с
тентом и снова пошел в лес собирать сухие ветки.
Леня сидел у кострища, с любопытством поглядывая
на меня.
- Ну, что ты сделал? Теперь у нас нет костра. Ну,
какой смысл было это делать?
- Папа, - сказал он, - дай мне спички, теперь я
загорю. А ты будешь подкладывать ветки. Потом
опять ты для меня загоришь костер, и я буду
подкладывать.
Я тихонько опустил хворост на землю, перевел дух.
Мне стало стыдно своей вечной озабоченности,
напряженности, внутренней суеты.
Он прав. Он преподал мне урок: ведь мы пришли в лес
для забавы. Какое имеет значение, как
складывается игра, разве можно забывать, что это -
игра?!
Вернуться: Александр Берман. Среди стихий
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.