ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ

Выйдя из электрички, не торопитесь в лес или на речку, даже если предстоящий маршрут вам известен. Подождите команды руководителя. Для начала, даже если идти не очень далеко, необходимо построиться в походную колонну — так идти гораздо удобнее и организованнее. «Классическая» туристская колонна — по одному человеку, но можно идти и по два-три человека, если, конечно, позволяет ширина тропинки или вы не создаете помехи для транспорта. Руководитель должен обязательно назначить в колонне направляющего и замыкающего. Идти направляющим — ответственное поручение: нужно выбрать путь, следить, чтобы группа не отставала и не растягивалась (т. е. выбирать темп движения), устраивать своевременно привалы. Как говорится в туристской поговорке, «шаг идущего шире шага ведущего».

Замыкающий — как правило, один из наиболее сильных и опытных туристов—идет позади колонны, никого не оставляя за собой. Если нужно, он оказывает отстающим помощь, а в случае необходимости просит направляющего сделать внеплановую остановку.

Остальные туристы на простых участках маршрута могут сами определять свое место между направляющим и замыкающим. Однако рекомендуется наиболее слабых участников, чтобы они не замедляли движение, ставить в начало колонны - третьими-четвертыми.

Руководитель выбирает место в колонне так, чтобы было удобно руководить. Для этого ему приходится время от времени перемещаться вдоль колонны, чтобы видеть всех участников, а на трудных местах — выходить вперед, помогая направляющему в ориентировании или оценивая и проверяя проходимость препятствия.

В воскресном походе вам придется пройти не один десяток километров по не очень гладким дорогам и тропам, а то и без них. Поэтому с самого начала силы нужно беречь, точнее, расходовать их рационально. Часто, выйдя из электрички, мы как будто пьянеем от загородного воздуха, свободы, предстоящего похода: не чувствуется тяжести рюкзака и хочется не идти, а лететь или хотя бы бежать. Но это скоро проходит, а на смену моральному подъему приходит преждевременная усталость.

Как научиться рационально расходовать силы? Начинать нужно, казалось бы, с мелочи — с правильного надевания рюкзака. Не пытайтесь закинуть его- с размаху за плечи: лишняя работа (помножьте вес на расстояние), да и лямки когда-нибудь не выдержат рывка. Надевать его нужно так: немного выставьте вперед слегка согнутую в колене правую ногу, поднимите рюкзак за лямки и аккуратно поставьте его на колено, а затем спокойно проденьте в лямку правую руку и плечо и, распрямившись,—левую. Попробуйте, этому научиться совсем не сложно. Если у женщин сравнительно тяжелые рюкзаки, их можно помочь надеть—туристская этика вполне допускает такую помощь.

Для похода необходимо выработать и экономичную, без лишних движений, походку. Почему-то новички под рюкзаком, как правило, ходят неестественной, «специальной» походкой, раскачиваясь вертикально. Еще более 30 лет назад старейшина ленинградских туристов В. В. Добкович рассчитал, что при такой ходьбе на каждом шаге центр тяжести туриста изменяет свое положение примерно на 4 см, что за день составляет ненужную работу около 140 тыс. кгм. Поэтому, чтобы сильно не раскачиваться, идти рекомендуется со слегка согнутыми коленями, свободным, слегка пружинистым шагом. В этом вашим помощником или врагом будет рюкзак: хорошо уложенный, он не будет гнуть вас к земле, а плохо — будет оттягивать назад, заставит наклониться вперед и часто семенить ногами навстречу привалу.

Трудно, особенно под рюкзаком, идти без отдыха. Когда и сколько отдыхать, определяется режимом похода, который должен обеспечить необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Как правило, первый переход рекомендуется делать коротким — не более 15—20 мин. На десятиминутном привале дается возможность поправить рюкзак, обувь, снять лишние теплые вещи и т. п. Последующие малые десятиминутные привалы обычно устраивают после 40—50 мин движения. Место для малых привалов следует выбирать красивое, сухое, в тени: не беда, если для этого придется пройти на 3—5 мин больше. В середине дня обычно устраивают большой привал на 2—4 ч — для отдыха и обеда. Такой привал полезно приурочить летом к самому жаркому периоду дня. Однако при этом старайтесь пройти с утра, до обеда, не менее 4—5 сорока-пятидесятиминутных перехода, что займет 4—5 ходовых часов. Чтобы обед при этом получился не слишком поздно, старайтесь пораньше просыпаться и выходить на маршрут — это избавит вас к тому же от необходимости идти по жаре. После обеда у вас должно остаться время еще на три перехода. На последнем из них нужно начинать выбирать место для установки лагеря, которая займет вместе с приготовлением ужина не менее двух часов.

Скорость туристской группы на маршруте определяется темпом движения. По расчетам В. В. Добковича средний темп движения при 120 шагах в минуту и длине шага 75 см обеспечивает скорость около 4,5 км/ч. На некрутых спусках скорость может возрастать до 5—6 км/ч, на подъемах—падать до 1,5—2 км/ч. Естественно, такую скорость вы будете выдерживать на дорогах и хороших тропах: при движении по лесу, кустарнику, болоту, песчаному грунту она упадет на 20—30%. Однако в среднем можно предположить, что скорость вашей группы составит 3,5—4,5 км/ч. Если кто-то в группе не выдерживает заданного темпа, проанализируйте, в чем причина: может быть, темп слишком велик, или велика ноша этого туриста, или он объективно слабее других участников. В двух последних случаях неуспевающего туриста нужно разгрузить, передав от него что-нибудь из снаряжения или продуктов другим участникам. Уместно, наверное, будет напомнить, что изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя перед остановками. Всякие рывки при движении вряд ли оправданы, так как быстро утомляют группу.

Маршрут похода нужно прокладывать по возможности так, чтобы его большая часть проходила по лесным дорогам и тропам. Если же какой-то участок пути приходится двигаться по шоссе, будьте внимательны и осторожны: идти нужно по его обочине лицом к встречному потоку машин. Но лучше, конечно же, такие участки свести к минимуму. Гораздо интереснее свернуть с дороги и пройти по азимуту через луга, участки паркового леса или вдоль берега реки, местами покрытого «непроходимыми» зарослями. Все, что будет мешать на маршруте вашему движению, в туризме принято называть «естественные препятствия». Существуют и специально разработанные приемы их преодоления. Будем надеяться, что самые сложные, требующие специальной веревочной страховки, вам не встретятся в ваших воскресных пригородных путешествиях. Однако с наиболее часто встречающимися давайте познакомимся.

Лесная тропинка может завести вас в густую чащу, заросли кустарника, завалы. Здесь нужно быть особенно внимательным, чтобы не потерять ориентировку, смотреть под ноги, чтобы не провалиться в яму или не споткнуться о лежащее бревно. Идти нужно компактной группой, не теряя друг друга из виду, но на таком расстоянии, чтобы отведенные идущим впереди ветки не могли вас ударить. И самому также надо следить, чтобы отводимые ветки не хлестнули идущего сзади товарища,— их нужно придерживать рукой. Следите также, чтобы ветками и сучками не травмировать глаза. Одежда должна предохранять тело от ссадин и царапин, поэтому лучше всего надеть штормовку. Отдельно лежащие камни и упавшие деревья не пытайтесь перепрыгнуть — лучше перешагните, это убережет вас от ненужных падений. Если препятствие перешагнуть из-за высоты, трудно, перелезьте через него: встав одной ногой, не распрямляя ее, перенесите через препятствие другую. Этот несложный прием сэкономит ваши силы, так как не нужно лишний раз «выжимать» собственный вес плюс вес рюкзака. Можно перелезть и еще проще: сесть на препятствие и последовательно перенести через него ноги. Старайтесь не вставать на лежащие подгнившие стволы деревьев: они или слишком ненадежны и могут сломаться, либо вы на них можете поскользнуться. По той же причине лучше не вставать на резко выступающие из земли крупные корни деревьев. Надеемся, что, продираясь сквозь заросли, вы с благодарностью вспомните наш совет—ничего не привязывать снаружи рюкзака.

В воскресный выезд, особенно на Карельском перешейке, вам наверняка придется преодолеть достаточно крутые склоны. Здесь вам поможет двигаться рифленая подошва туристских ботинок, но, кроме того, необходимо знание элементарных правил движения. Прежде всего, если на склоне нет заметных «Ступенек» и он достаточно ровный, к тому же порос травой, при подъеме ботинок, хотя это вначале и покажется непривычным, нужно ставить на всю подошву. На крутом склоне ноги при подъеме нужно ставить «елочкой» (как на лыжах—разводя носки ботинок). Если склон достаточно длинный, протяженный, подниматься по нему нужно траверсом (наискось) или серпантином, поворачиваясь к нему попеременно то левым, то правым боком. Кстати, при движении по склону траверсом ноги нужно также ставить на всю подошву, при этом «верхнюю» ногу,—параллельно склону, а «нижнюю» — развернув немного носком вниз. При спуске ноги ставьте обязательно на всю ступню, стараясь их прямыми выносить как можно дальше вперед, а корпус немного откиньте назад. Со временем, если у вас достаточно сильные ноги, вы научитесь спускаться почти бегом.

Хорошую службу вам на спуске сможет оказать крепкая палка длиной с лыжную — держа двумя руками, ею можно опираться о склон, поддерживая равновесие. В сложных походах это называется «самостраховкой ледорубом (альпенштоком)». Наружная к склону рука держит палку хватом снизу— ближе к концу, «внутренняя», отступив на ширину 4—5 ладоней,— хватом сверху. Расстояние между руками будет тем больше, чем круче склон,—на очень крутом склоне «внутренняя» рука подойдет почти вплотную к наконечнику палки, которым вы упираетесь. При спуске вашу палку следует отводить немного назад, а при подъеме на нее можно опираться. Очень советуем попробовать ходить с палкой и уверены, что это вам понравится, ведь появится дополнительная точка опоры.

В Ленинградской области много болот, и может оказаться так, что на одно из, них в походе вы непременно попадете. Поэтому нужно знать основные правила преодоления болот. Прежде всего следует помнить, что болота бывают двух видов: образовавшиеся вследствие переувлажнения местности и образовавшиеся на месте старых заросших водоемов (последние в Карелии называли дамбами).

Преодолевать болото первого вида хоть и трудно, но практически безопасно. По болоту движутся, стараясь наступать на кочки или выступающие корни кустарника. Здесь вам для сохранения равновесия также пригодится длинная прочная палка. Потеря равновесия на таком болоте грозит лишь тем, что вы можете испачкаться болотной грязью.

На болота второго вида лучше не выходить, не проконсультировавшись у местных жителей относительно их безопасности. В любом случае движение по сплавине, устилающей болото, должно быть плавным. Туристам следует двигаться с интервалом 5—6 м друг от друга. Каждый должен иметь в руках длинную жердь, ею можно мерить глубину, определять толщину сплавины, а в случае если вы провалились, положенная поперек жердь станет для вас точкой опоры. Чтобы не повредить сплавину, двигаться нужно не в след. Внимательно наблюдайте за окраской болотной растительности: ярко-зеленый цвет — признак «окна», где сплавины практически нет. Эти места нужно как можно дальше обходить. При движении по болоту старайтесь использовать гати — мощенные деревом тропы; используйте также любые, даже незначительные повышения рельефа.

Если же все-таки одному из ваших товарищей не повезло и он провалился в болото, ваша обязанность немедленно ему помочь. При этом будьте сами предельно осторожны, чтобы не оказаться в таком же положении. Подбираться к провалившемуся надо только ползком, затем протянуть свою жердь, чтобы он мог более надежно держаться на поверхности. Если сразу туриста вытащить не удается, к нему следует из жердей, деревьев, сучьев мостить гать, чтобы уже по ней вытащить пострадавшего.

В нашей области, особенно на Карельском перешейке так много рек и речек, что ваш воскресный маршрут наверняка пересечет хотя бы одна из них. Конечно, вы будете прокладывать маршрут так, чтобы он проходил через реку непременно по мостам. Но мосты все же есть далеко не везде, к тому же некоторые из них могут прийти в негодность, наконец, вы просто можете сбиться немного с маршрута. В этом случае придется самостоятельно решать вопрос переправы, и чтобы он не возник в походе внезапно, давайте посмотрим, какие в туризме существуют способы преодоления рек и ручьев (конечно, только тех, которые нельзя просто перешагнуть или по которым не ходят пароходы).

Наиболее простой и распространенный способ (хотя и не самый приятный) — переправа вброд. Первое, что нужно сделать,— это найти место брода. Таким местом может служить расширение русла реки. Если бродом пользуются местные жители, найти его совсем просто: вы увидите, как к воде подходит тропка или дорога, а затем продолжается уже на другом берегу. Можно организовать переправу по мелким перекатам или на излучине реки, прокладывая путь наискось от одной отмели к другой. Если течение достаточно сильное, вам на переправе поможет длинный шест, который упирается в дно выше себя по течению: шест создает дополнительную точку опоры (идти нужно немного под острым углом к потоку). Можно двигаться также «стенкой»—вдвоем, втроем, вчетвером. При этом выше всех по течению ставится самый сильный и массивный участник. Все туристы «стенки» кладут руки друг другу на плечи и крепко держатся за лямки соседних рюкзаков. Идти надо ровно, чтобы «стенка» не загибалась и не создавала дополнительного препятствия для потока. Не забудьте наиболее легких и физически слабых туристов поставить в середину. По существующим правилам безопасности брод нужно проходить непременно в обуви, как ни жалко бывает ее порой мочить. Вы спросите, почему нельзя босиком? Во-первых, обувь нужна для того, чтобы не поранить ноги лежащими на дне острыми камнями, корягами. Во-вторых, сцепление с дном реки у рифленой подошвы вашего туристского ботинка во много раз больше, чем у голой ступни, значит — меньше шансов поскользнуться, потерять равновесие. Так что не жалейте намочить ноги, на другом берегу совсем недолго разуться, вылить воду из ботинок и отжать носки — это гораздо быстрее, чем сушить одежду и содержимое рюкзака в случае нечаянного падения.

Летом для туристов, хорошо умеющих плавать, вполне доступна переправа вплавь через спокойные широкие реки. При этом основная проблема в том, как переправить на другой берег одежду и рюкзаки. Здесь не обойтись без подручных средств — плотиков, связанных бревен или надувных матрацев. Еще у берега непременно убедитесь, что ваши «плавсредства» выдерживают груз. И непременно тщательно упакуйте содержимое рюкзаков в полиэтилен на случай непредвиденной аварии. Плотик с вещами, естественно, придется толкать перед собой.

Бывают и такие переправы, что можно преодолеть речку, не замочив ноги,—по бревну или по камням.

Перейти речку по камням можно, как правило, в ее верховье или на перекатах. Переступать с одного выступающего из воды камня на другой нужно быстро, иногда совершая небольшие прыжки. Следует помнить, что некоторые камни лежат неустойчиво, поэтому, чтобы не задерживаться на них, нужно все время представлять себе дальнейший путь на два-три шага вперед. Сохранить равновесие на переправе вам поможет палка, используемая как дополнительная точка опоры.

Решаясь на переправу по бревну, трезво оцените, все ли участники смогут преодолеть его без страховки. Если бревно качается, попробуйте его дополнительно укрепить. На скользком бревне постарайтесь нанести топором сверху зарубки. При переправе по поваленному ветром дереву нужно срубить мешающие движению ветки. Переход через бревно можно дополнительно обезопасить, если сделать перила — длинную жердь, идущую чуть в стороне от бревна, на высоте пояса. Концы жерди можно закрепить (привязать) с одного и другого берега к деревьям или просто держать ее крепко в руках. В случае не очень надежного бревна его можно преодолеть «верхом», перемещаясь короткими прыжками, но при этом не забудьте надеть достаточно крепкие брюки из плотного материала.

Вот, пожалуй, и все советы по преодолению возможных в воскресном путешествии естественных препятствий. Хочется напомнить только, что в нашей области практически все лето—с конца мая по август—вас в походах будут сопровождать комары и мошка, создавая определенные неудобства днем и ночью. Рассматривая снаряжение, мы говорили, что в качестве защиты от гнуса ночью на входе палатки можно пришить марлевый полог. Днем, чтобы комары и мошка не донимали так сильно, следует применять различные отпугивающие пахучие смеси.. Можно предложить использовать также хлопчатобумажную сетку размером 50х70 см с крупными, до 2—3 см ячейками. Такая сетка, предварительно вымоченная в диметилфтолате, может долгое время предохранять вашу голову, шею, спину от надоедливых насекомых. Вообще же (вы это, наверное, заметили и сами) активная борьба с гнусом требуется главным образом на остановках и привалах: во время движения комары и мошка досаждают гораздо меньше.

В любом разработанном вами воскресном походе, даже если маршрут проложен главным образом по дорогам, придется ориентироваться. Наверняка, собираясь в поход, вы не забыли взять карту (схему) и компас. Давайте разберемся, как ими пользоваться.

Начнем с вашей карты — скорее всего, это будет туристская схема, которую вы приобрели в киоске или магазине. Как правило, на нее нанесены дороги, водоемы, населенные пункты, исторические и природные объекты. Хоть это на ней может быть и не написано, верхний срез схемы обозначает север, нижний — юг, соответственно левый и правый — запад и восток. По этой схеме можно было бы уже отправиться в путешествие, если бы не маленький пустяк—отсутствие масштаба (что такое масштаб и для чего он должен быть непременно известен, вы наверное знаете).

Как же определить масштаб, то есть узнать, сколько в 1 см, измеренном на карте, таится километров на местности? Путей здесь два. Первый — сопоставить длину отрезков между двумя населенными пунктами, измеренных по вашей схеме и по карте Ленинградской области (масштаб которой известен) или атласу автомобильных дорог. Скажем, расстояние от ст. Репино до пос. Ленинское по схеме 4 см, а по карте— 1,3 см. Масштаб карты: в 1 см — 6 км. Значит, расстояние между станцией и поселком ~ 8 км; масштаб схемы: в 1 см — 2 км (на картах он обозначается 1:200 000).

Второй — найти в описании маршрутов, краеведческой или иной литературе упоминание о расстоянии между двумя обозначенными на схеме пунктами. Измерив его по схеме, можно также затем определить и рассчитать масштаб.

Какой у вас должен быть компас, говорилось в главе «Выбираем снаряжение». Проверьте его до похода: в исправном компасе магнитная стрелка должна быстро возвращаться в исходное положение. В жидкостном компасе стрелка останавливается почти без колебаний.

Туристские схемы, как правило, настолько схематичны, что применительно к ним вряд ли стоит подробно говорить о премудростях ориентирования, азимутах, магнитном склонении. Но проложить по ней путь и контролировать, правильно ли он выдерживается, все-таки нужно. Походы выходного дня проходят, как правило, по дорогам, известным тропам, берегам рек и озер, то есть используются так называемые линейные ориентиры. Зная линейный ориентир, по которому движетесь, начало пути, направление движения, среднюю скорость и время в пути, всегда можно определить по карте, в какой точке вы должны находиться, и сопоставить ее с местностью. Для такого сопоставления карту нужно сориентировать—расположить так, чтобы ее верхний край был направлен на север. Вот тогда-то вам и пригодится компас.

Движение по азимуту (т. е. без троп, дорог и других линейных ориентиров) в походе выходного дня целесообразно на небольшие расстояния и только в том случае, если на финише вы выходите на линейный ориентир — берег озера, реки, дорогу, просеку и так далее. Такой ориентир не даст вам сильно промахнуться. Азимут (естественно, очень грубо) можно определить при помощи схемы и лимба вашего компаса: это будет угол между направлением на север и избранным вами объектом, обозначенным на схеме. Соответственно ориентировать схему по сторонам горизонта при этом совсем не обязательно.

При движении по азимуту нужно последовательно намечать промежуточные ориентиры—например, большой камень, угол поляны, одинокая ель, высокий пень и так далее. Это позволит вам на маршруте не следить ежеминутно за стрелкой компаса, что очень утомительно и не спасает от ошибок. Кроме того, нужно попытаться наметить с помощью схемы еще и дальние боковые ориентиры, выход к которым покажет, в какую сторону от маршрута вы отклоняетесь. Подобные приметные объекты-ориентиры очень помогут вам, когда вы достигнете своего линейного рубежа, и подскажут, куда влево или вправо—нужно двигаться, чтобы попасть в конечную точку вашего перехода. Следует запомнить также еще несколько простых правил движения по азимуту, выработанных туристской практикой.

Мелкие препятствия, встречающиеся на пути, следует обходить поочередно с левой и правой стороны—это поможет избежать резкого отклонения в сторону.

Если вам на пути встретилось озеро, болото, постарайтесь заметить на противоположном берегу ориентир, лежащий на продолжении вашего маршрута. Обойдя препятствие, дальнейшее движение по азимуту продолжайте от этого ориентира.

При движении в солнечный день выдержать заданное направление вам поможет собственная тень: нужно идти так, чтобы сохранялся заданный угол между нею и вашим направлением.

Постоянно контролируйте время, которое вы находитесь в пути, и оценивайте свою скорость — это поможет вам всегда достаточно точно определить пройденный путь и место нахождения.

Определить направление движения можно и без компаса (это вовсе не значит, что его не нужно брать в поход). Например, в лесу просеки ориентируются по географическому или магнитному меридиану. Это значит, что просеки простираются или в направлении с севера на юг, или с запада на восток. Протяженность лесных кварталов между просеками составляет 1000 или 500 м. На пересечении просек ставятся квартальные столбы, на затесанных сторонах которых, обращенных внутрь кварталов, написаны номера последних. Исходя из порядка нумерации кварталов, ребро квартального столба, расположенное между минимальными (для данного столба) четным и нечетным номерами, будет показывать на север.

Об определении сторон света по солнцу вы, наверное, уже слышали и читали. Летом (с 1 апреля по 30 сентября) солнце оказывается на юге в 14 часов, на востоке — в 8 часов утра, на западе — в 20 часов. Соответственно в момент восхода солнце находится на северо-востоке, захода — на северо-западе. Этим можно руководствоваться при ориентировании. Более точно стороны света можно определить по солнцу и часам. Для этого часы располагают так, чтобы часовая стрелка смотрела острием на солнце. Угол, образованный часовой стрелкой и цифрой 2 (14 часов), делят мысленно пополам — тогда биссектриса угла покажет направление «север—юг», при этом до 14 часов юг будет находиться справа от солнца, после 14 часов — слева. Как вы понимаете, погрешность такого определения будет достаточно велика.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Чтобы ее найти, мысленно проведите прямую через две крайние звезды ковша Большой Медведицы и отложите на ней пять раз расстояние, равное расстоянию между этими звездами. Однако будем надеяться, путешествовать ночью вам не придется.

Заканчивая разговор об ориентировании, хочется напомнить о том, как следует действовать, если вы, потеряли ориентировку или, попросту говоря, заблудились.

Ничего страшного, если вы в походе выходного дня немного сбились с курса всей группой, у вас есть все необходимое для «жизни», и через некоторое время вы непременно выйдете на шоссейную, железную дороги или в населенный пункт. При этом, конечно, нужно попытаться восстановить ориентировку, вспомнить, в каком направлении, месте и когда вы еще знали, где находитесь. Затем проанализируйте, сколько времени и в каком направлении вы двигались от этого места. Может быть, на пути имелись заметные ориентиры? Если вы ушли по ложному пути не очень далеко, следует вернуться назад. В крайнем случае, если вы совсем перестали представлять, где находитесь, нужно выходить «к людям», ориентируясь по доносящимся звукам. Для этого можно воспользоваться данными о примерных расстояниях, с которых слышны различные звуки, заимствованными из книги В. М. Алешина и А. В. Серебрянникова «Туристская топография» (табл. 5),

Таблица 5

Расстояния, с которых слышны различные звуки

Характер и источник звука Средняя дальность слышимости, км
Тракторные и гусеничные тягачи
Гудки тепловозов и электровозов
Движение поезда, гудки автомобиля
Громкие крики
Звуки выстрелов
Стук топора, шум мотопилы
3—4
4—5
2—3
до 1
2—3
0,5

Гораздо хуже, если от группы отстал и потерялся один участник, хотя трагедии в этом нет: в рюкзаке у него есть теплые вещи и кое-какие продукты, так что голод и холод ему не страшны.

Что же нужно делать потерявшемуся? Прежде всего не метаться беспорядочно по лесу, а попытаться догнать группу, если точно известно, по какому пути и в каком направлении она движется. Если это неизвестно, надо попробовать вернуться на место, где вы последний раз виделись с группой, подавая голосом сигналы,— вас наверняка будут искать. Авторы упомянутой книги советуют заблудившемуся выходить «к людям», а придя в населенный пункт, сообщить о себе (в сельсовет, отделение милиции, дежурному по станции). Мы не можем полностью согласиться с подобным советом — группа будет искать заблудившегося в лесу в том районе, где он потерялся, и просто физически будет не в состоянии в короткое время обойти еще и все близлежащие населенные пункты и железнодорожные станции, не зная, в каком направлении удалился пропавший товарищ. И совсем нехорошо, когда отбившийся от группы турист выходит на станцию и, никого не предупредив, уезжает домой в то время, когда товарищи организовывают его поиски, волнуются за него.

Заблудившегося или отставшего туриста непременно нужно искать. Прежде всего следует вернуться к тому месту, где его видели, постараться определить по следам направление его движения. Будут нелишними световые и звуковые сигналы—дымный костер, стук по мискам и котелкам. Если местность пересеченная, заблудившийся будет стараться двигаться вниз по склону. Старайтесь прочесать квадрат леса, в котором может оказаться ваш заблудившийся товарищ. При этом оставляйте как можно больше следов своего пребывания, вплоть до временной маркировки и указателей в сторону вашего лагеря. Не стесняйтесь просить включиться в поиск соседние туристские группы. В случае если поиски затянулись и перевалили за 6—8 часов, пошлите кого-нибудь в город на квартиру потерявшегося—вдруг он уже дома. Не найдя его и там, просите организовать поисково-спасательные работы. Адрес туристской контрольно-спасательной службы—улица Желябова, 27.

Хочется надеяться, что в ваших походах никаких ЧП не произойдет и вам не придется всерьез заниматься поисками заблудившихся товарищей. Для этого нужно соблюдать правила движения по туристской тропе и не отлучаться далеко от лагеря, не предупредив об этом руководителя.

И еще следует напомнить об одном препятствии, поджидающем вас на туристской тропе,—это ваши слабость и малодушие. Сумейте преодолеть усталость, которая будет появляться на первых выездах, не драматизируйте боль в плечах, на которые давят лямки рюкзака. Пусть вас утешает сознание того, что так же тяжело и больно было на первых выездах всем, даже сегодняшним мастерам туризма. Пройдет совсем немного времени, и вы адаптируетесь к рюкзаку. А на первых порах мы посоветуем вам терпеть. Чтобы слегка разгрузить плечи, время от времени большими пальцами рук оттягивайте лямки рюкзака вперед, на короткое время подсовывайте руки под низ спины и дно рюкзака, почаще подбрасывайте его на спине. До этих маленьких хитростей обычно доходят и сами почти все новички. А на привалах попросите кого-нибудь из товарищей помассажировать плечи. Если считаете, что нести рюкзак стало совсем невмоготу, сократите на первых выездах, время походов на 5—10 мин., однако время отдыха не увеличивайте, иначе трудно будет снова начать движение. И если вдруг под рюкзаком возникнет мысль, что с туризмом надо кончать, дотерпите с окончательным решением до привала, а там оглянитесь вокруг: разве все, что вас окружает, можно было бы увидеть, не путешествуя пешком?

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Виноградов, Митрухова. Воскресные путешествия пешком


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.