МАРШРУТЫ, ВСТРЕЧИ, НАХОДКИ
П.БОРОЗДИНА
ЛИТОВСКИЙ МАСТЕР
Нет, не до конца еще открыт наш мир, если, сойдя с дороги, чтобы напиться, вы сталкиваетесь со сказкой. Вы видите дом, перед окнами которого на старой черемухе сидит и не улетает яркая веселая птица. И не улетит никогда, потому что сделана из дерева. Что за причуды? А в доме вместо дверной ручки — белка, выгнувшая хвост; рыцари в доспехах взирают с притолоки, и злющая баба, усмехаясь, собирает в деревянный подол окурки сигарет.
Никаких причуд. Здесь живет литовский крестьянин, коротающий свободные часы за резьбой. И никто не удивляется ему. Ведь сосед сам делает маски медведей и волков, а другой сосед — щелкунчиков, а третий — трубки с изображением дьявола, а четвертый — ну, тот большой мастер! — вырезал недавно квартет деревенских музыкантов для выставки в Вильнюсе.
Есть такие места в Литве, где почти в каждом доме что-нибудь вырезают. Искусству этому — много сотен лет, и оно уходит своими корнями в язычество, в примитивные представления и верования,
Дерево — материал недолговечный. Но именно дереву, с которым рядом он рос и жил, исповедовался литовский народ. Веками вырезали народные мастера из дуба, ясеня и березы фигуры святых с усталыми, суровыми лицами крестьян. Они не придерживались канонической иконографии, и официальная церковь вырубала надгробные памятники и кресты на дорогах, сжигала скорбящих Мадонн, распятых Спасителей и погруженных в горестное раздумье святых. Поэтому до нас дошли лишь немногие образцы старой народной скульптуры, вошедшие в монографии, хранящиеся в музеях Вильнюса и Каунаса. Чудом уцелевшие придорожные кресты в бунтарском крестьянском Жемайтийском крае остались стоять как памятники старины и были-десятки раз описаны и сфотографированы искусствоведами.
Многие думали, что о народной скульптуре в Литве известно уже все.
Но в 1961 году было сделано открытие, из-за которого до сих пор ведут между собой тяжбу два музея — столичный, в Вильнюсе, и провинциальный, в городе Рокишкисе. Литовские мастера резьбы не знали артелей, каждый m них работал в одиночку. И вот неподалеку от Рокишкиса (северо-восток республики) работники местного музея нашли в одной из деревень старого мастера, который вырезал свыше двух тысяч скульптур и барельефов для надгробий своему отцу и брату, умершим в нужде.
Мастер оказался одареннейшим человеком. Его зовут Лёнгинас Шепка. Крестьянин и сын крестьянина, он занимался своим искусством, как и его предки, по вечерам, когда кончалась работа в поле. Он в совершенстве владел пилой и топором, молотком и ножом. Как и предки, он резал рельеф стеклом, не признавая долота.
Надгробия, задуманные Шепкой, чрезвычайно сложны по композиции. Вырезанные им фигуры экспрессивны и сдержанны, сильны и убедительны. Сотни деталей покрыты паутиной орнамента. Здесь и фигуры королей, рыцарей, дам, и деревья с листьями и птицами, и причудливые цепи, и барельефы с самостоятельными сюжетами. Каждая из его работ — это шедевр, отразивший и мировоззрение мастера, и его мастерство. Орнаментом покрывает он скульптуру со всех сторон. Зачастую изукрашенной оказывается даже оборотная сторона барельефной доски. Все это обилие узоров, орнамента, декоративного рисунка имеет ту же природу, что и само направление работ Шепки, — он стремился заслониться от жестокости и нужды, в которой жила литовская деревня в буржуазное время.
Фантазия Шепки безгранична.
Полутораметровые скульптуры и маленькие, размером в ладонь, раскрытые книги с вырезанным текстом — все это сливалось в его воображении, в цельную композицию, хотя он и не делал ни одного предварительного рисунка.
Сейчас Шепка ничего уже не режет. Он стар. Вокруг него утвердилась новая жизнь. В тех залах Рокишкисского замка, где когда-то жили его господа, над его скульптурами колдуют искусствоведы, собирая вместе с ним надгробия, которые будут здесь выставлены. О нем пишут статьи. Готовится к печати монография.
Сам он никогда не называл себя скульптором или мастером. Но он верил в свое призвание и в то, что ему суждено свершить. Поэтому в полутемном сарае, служившем ему мастерской, он смиренно и гордо вырезал под своими работами подпись: “Архитектор Шепка”.
И действительно, титанический труд Шепки — это как бы монумент всему народному искусству литовской деревни.
<< Назад Далее >>
Вернуться: Ветер странствий / №7
Будь на связи
О сайте
Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.