ИЗ ОПЫТА МАСТЕРА

Ю.СТРАХОВ
ТУРИСТСКИЙ КОВЧЕГ

Рис. 1. Туристский ковчег на 6 человек:
а—поперечный баллон; б—под в кокпите; в—контейнер; г—стропа для крепления контейнера к продольным баллонам: д—поперечный разрез; е—продольный разрез (рис 2)

Существующие ныне конструкции надувных средств сплава, которыми пользуются туристы, обычно не удовлетворяют их. Отдельные доработки (изготовление чехла, багажников, специальных весел) не решают общей проблемы создания надувного судна, способного безаварийно преодолевать сложные пороги. Несмотря на высокую проходимость надувных лодок, им пока не “по зубам” многие препятствия. Лодки типа ЛАС хороши своими пропорциями, достаточно маневренны, но обладают низкой остойчивостью и малыми габаритами, что не позволяет проходить на них полноводные реки и многие сложные пороги. Лодки типа НДЛ имеют большие возможности за счет более крупных размеров, их остойчивость выше, но хуже маневренность при увеличении водяного балласта, перевороты чреваты авариями, так как перевернуть обратно лодку на плаву трудно. СП-12 при хорошей остойчивости мало маневрен. ПСН-10, если устранить заливание воды, маневрен, достаточно остойчив, однако длина его мала для прохождения сложных каскадов с крутыми сливами. Кроме того, два последних судна имеют всего по два отсека. Эти недостатки при разработке новой конструкции можно устранить, если:

1) увеличить габариты судна, сохранив, однако, пропорции, дающие оптимальную маневренность;

2) исключить возможность заливания лодки водой, чем улучшить маневренность;

3) повысить остойчивость, прежде всего за счет удачного размещения груза;

4) сконструировать лодку так, чтобы на ней можно было продолжать сплав после переворота, не возвращая ее в исходное положение;

5) максимально уменьшить аморфность лодки;

6) сохранить общие положительные свойства надувных лодок: высокую плавучесть, многосекционность, транспортабельность, гибкость.

Этим требованиям во многом удовлетворяет разработанная нами конструкция лодки с условным названием ТК-6 (“туристский ковчег” на 6 человек). Значительные габариты судна позволяют проходить на нем сложные препятствия на средних и больших реках. Одна из особенностей лодки ТК-6 — симметричность относительно продольной оси и горизонтальной плоскости, проходящей через оси баллонов (рис. 1). Это свойство избавляет туриста при перевороте судна от необходимости возвращать его в исходное положение: и в перевернутом состоянии оно удобно для продолжения плавания.

Рис. 2. Контейнер:
а — гнездо для запасных весел; б — закрепление весел: в — поперечное сечение

Груз размещен в жестком (из листа алюминиевого сплава) контейнере, связывающем продольные баллоны в центре (рис. 2). В местах крепления контейнера к баллонам предусматриваются мягкие прокладки (из листов губчатой резины). Баллоны притягиваются к контейнеру стропами, которые должны слегка пережимать баллоны, чтобы устранить продольное смещение контейнера и его проваливание. Жесткость контейнера исключает аморфность судна. Контейнер выполняется заподлицо с поверхностью лодки сверху и снизу: низкое расположение груза создает неплохую остойчивость лодки. Запасные весла крепятся в быстросъемных гнездах-замках вдоль борта (замки на стропах, стягивающих контейнер с баллонами). Дополнительно весла можно крепить на крышке контейнера (сверху и снизу), так как его длина равна длине весла. Но при этом желательно предусмотреть в плоскости контейнера ниши-гнезда, чтобы весла не выступали и не создавали дополнительного сопротивления на камнях и мелях. В месте установки контейнера лодка не имеет дна, а два отделения кокпита снабжены надувным дном с отверстиями, чтобы вода не задерживалась в судне. Дно расположено в центре (по высоте), поэтому глубина кокпита после переворота та же. С обеих сторон (спереди и сзади) из тесьмы или строп устраивается полубандаж, укрепленный на контейнере и опоясывающий нос и корму лодки. К бандажу крепятся чалки.

На рис. 1 показана расстановка экипажа. Водоизмещение баллонов, без учета пола, составляет 3,5 м3. Можно считать, что пол компенсирует вес воды, частично собирающейся в кокпите. Максимальная нагрузка, включая вес лодки, — до 750 кг. Тогда запас плавучести будет 4,65, что соответствует запасу плавучести существующих лодок, но, в отличие от них, здесь он стабилен.

Большие габариты заставляют подумать о весе. Поэтому весьма существен выбор материала ткани. Чтобы сократить общий вес комплекта, необходимо отказаться от защитного чехла из брезента, повысив требования к надежности оболочки.

Конструирование лодки надо начинать с определения ее габаритов и соотношения основных геометрических параметров и формы. Затем основной баллон корпуса делится на обечайки (рис. 3). При плоской форме лодки достаточно вычертить лишь план, желательно на миллиметровой бумаге в удобном масштабе, например 1:10. Для каждой обечайки строится развертка, служащая основой выкройки. По всему периметру развертки от основной линии добавляется полоса на шов и склейку, которая в зависимости от применяемого материала может быть разной ширины (примерно 2—5 см). При конструировании заготовок необходимо решить вопрос с системой деления на глухие и сообщающиеся отсеки. Глухие отсеки выполнить проще. Для этого несколько обечаек делаются с карманом, который входит внутрь соседней обечайки (рис. 3, А). Изготавливается

сначала половина корпуса последовательным соединением обечаек № 1 с № 2 с карманом (два соединения) и № 4 с двумя № 3 (одно соединение). Каждое соединение выполняется следующим образом: сшиваются две обечайки наизнанку, затем сворачиваются в цилиндр и прошиваются вместе с полоской для соединения с дном, после чего соединение выворачивается налицо. Таким образом выполняется три соединения: 1—2, 3—4—3, 2—1. Затем соединения склеиваются в местах А. Так же изготавливается вторая половина. Между двумя половинами вшиваются снаружи диафрагмы в носу и корме, шов потом оклеивается полоской ткани. Таким образом получается шесть глухих отсеков, которые могут быть накачаны через отдельные штуцера с клапанами или соединены патрубками и накачаны через два штуцера (рис. 4), после чего патрубки пережимаются замками. Замки делаются по образцу принятых на ЛАС и НДЛ (рис. 5). Концы замковой планки прикрепляются к корпусу лодки с помощью клееных резиновых накладок. К резиновым патрубкам приклеиваются по концам раструбы, которые затем приставляются к отверстиям в корпусе и прикрепляются к корпусу на клею. Сверху дополнительно приклеиваются накладки.


Рис. 3. Деление корпуса на обечайки

Рис. 5. Замок: а—зажимная планка; б—скоба накидная; в — резиноеая накладка; г — шарнир нажимной планки

Рис. 4. Штуцер для накачивания:
а —резиновая накладка; б — металлическая шайба; в —уплотнитель

Штуцер для накачивания мехами вклеивается в утолщенную резиновыми шайбами часть корпуса и закрепляется металлической шайбой и резиновыми накладками, приклеиваемыми к корпусу. При накачивании в штуцер вворачивается лепестковый клапан (рис. 6), состоящий из корпуса с винтовой канавкой для присоединения штуцера шланга или крышки клапана. По наружному торцу корпуса клапана впрессован резиновый уплотнитель, создающий хорошую герметизацию соединения. Собственно лепесток клапана представляет собой плоскую, как бы проглаженную трубку, один конец которой надевается на край корпуса клапана и закрепляется туго намотанной изолентой или пластырем, второй конец (свободный) остается плоским. При накачивании лепесток вздувается, приобретает форму трубки и пропускает порцию воздуха. При отсутствии избыточного давления извне лепесток сжимается давлением внутри баллона. Лепесток не дает полной герметизации, поэтому после накачивания на место штуцера подводящего шланга вставляется крышка клапана. При плавании в порогах баллоны лодки подвергаются интенсивному сжатию, что создает пульсацию давления воздуха в баллонах. Крышки клапанов от действия пульсации иногда вылетают, поэтому рекомендуется присоединить их цепочкой к соответствующим штуцерам. После склеивания основных (бортовых) баллонов изготавливаются поперечные. Раскрой цилиндрической обечайки поперечного баллона делается с учетом стыковки с продольными цилиндрами. Поперечные несут меньшую нагрузку, меньше деформируются, и их достаточно вклеить встык с продольными баллонами, обклеив затем места присоединения накладками из второго слоя той же ткани. Так же обклеиваются вообще все места склейки и швы по всему корпусу. Для упрощения накачивания поперечные баллоны можно надувать ртом, вклеив в баллон сосок от футбольной камеры или любую тонкую трубку, затыкаемую по принципу надувных матрацев. В последнюю очередь изготавливается надувной пол. Он может быть выполнен по принципу стеганого одеяла (рис. 7) — это упрощает распределение ячеек и позволяет сделать их одинаковыми, с равным шагом расположения по плоскости пола. Подобное “надувное сито” выкраивается из одного (или двух) куска ткани. Для получения стежков заготовка размечается на обеих половинах в сложенном виде. Затем половины разворачиваются, в каждое место, где должен быть стежок, продевается шнур с пуговицей на конце и закрепляется шайбой из ткани. Потом шнурки последовательно завязываются (узлы внутри) на одинаковую длину. Когда все стежки готовы, пол прошивается и проклеивается по периметру с образованием канта, прошиваются и проклеиваются края ячеек, после чего вырезаются сами ячейки. Пол каждого из двух кокпитов лодки образует отдельный глухой отсек. Надувать его проще ртом, для чего надо вклеить сосок (по примеру сосков в поперечных баллонах корпуса). После изготовления дна оно вклеивается в корпус. Закрепление производится по периферийной полоске. Можно сделать пол отстегивающимся для удобства переноски лодки (корпус станет легче) и использования в качестве пола в палатке. Поскольку цельнометаллический контейнер не всегда удобен при транспортировке, грузовой отсек может быть выполнен также из отдельных мягких и жестких элементов. В этом случае бандаж нужно иметь общий на все судно. Для накачивания лодки мехами применяется шланг, резиновый или резино-тканевый, длиной около 1 м. С обеих сторон он надевается на одинаковые штуцера с зубьями (рис. 8), входящими в соответствующие прорези в корпусе клапана или в гнезде мехов. Зубья заводятся в прорези, после чего штуцера поворачиваются от руки по часовой стрелке. Зубья скользят по винтовой канавке и заклиниваются. Меха делают ручные или ножные. Для производительного накачивания крупной лодки с объемом 3,5 м3 надо иметь достаточно большие меха с размерами примерно 200 х 300 мм.


Рис. 6. Лепестковый клапан:
а — уплотнитель; б — канавка с винтовой линией; в — лепесток

Рис. 7. “Стеганое одеяло”:
а —полоса для стыковки с корпусом;б — шайба из прорезиненной ткани;в —“пуговица” стежка; г —ячейка;д — стежок: е — приклеивание швов на стыке пола с баллонами

Рис. 8. Штуцер шланга: а — шланг ; б — обвязка шнуром; в — 2 зуба входят в пазы штуцера на корпусе лодки или мехов

Весла изготавливаются чаще всего на месте. К ошкуренным и опаленным на огне стволам, заготовленным из сырых лиственниц или берез, диаметром 3—4 см, гвоздями прибиваются дюралевые лопасти. Необходимо иметь запасной комплект лопастей.

При изготовлении оснастки готовой лодки часто делают чехол из брезента, закрывающий снизу и с бортов ее корпус. Технология изготовления чехла сводится к нескольким несложным операциям. Брезент предварительно вымачивают, а затем высушивают, так как он дает значительную усадку в длине. Лодку в надутом состоянии обкладывают бумагой, определяя натуральные размеры заготовок отдельных обечаек. Прямые цилиндрические обечайки просто замеряются. По бумажным выкройкам делаются заготовки из брезента с учетом ширины швов. При раскрое необходимо учесть, что брезент легко протирается на камнях, особенно в местах утолщений и швов, главным образом поперечных. Поэтому швы желательно располагать вдоль корпуса. Край чехла окантовывается тесьмой или стропами, а в кормовой или носовой частях стропа выпускается наружу и за нее крепится чальная веревка.

Полный комплект лодочного снаряжения, включая оснастку и ремонтный набор, имеет значительный вес, причем распределенный на весьма неравноценные части, из которых большая приходится на корпус лодки. Поэтому нужно заранее определить состав, вес и габариты отдельных частей комплекта и при изготовлении нового судна стараться сделать вес и объем неразъемной части корпуса приемлемыми и для переноски его одним человеком. Для переноски большой лодки удобнее иметь не рюкзак, а конверт со шнуровкой — лучше всего тот же конверт, который используется в грузовом отсеке. После упаковки к нему пристегиваются наплечные лямки. Для личных вещей в конверте должны быть снаружи пришиты карманы по образцу карманов рюкзака, а сверху — обширный клапан. При такой конструкции тары облегчается упаковка лодки после выпуска из нее воздуха. Лодка еще некоторое время сохраняет воздух, который трудно выпустить целиком. Запихать такую лодку в обычный рюкзак удается с усилием. В конверт же со шнуровкой несложно упаковать и не полностью сдутую лодку.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Ветер странствий / №7


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.