Изба-читальня - Обучение альпинистов - Указания по работе инструктора




УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА И ПРОВЕДЕНИЮ АЛЬПИНИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЕКЦИИ АЛЬПИНИЗЯА КОЛЛЕКТИВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основной ячейкой, организующей в коллективе физкультуры работу по альпинизму и привлекающей к занятиям высокогорным спортом физкультурников, является секция альпинизма или секция туризма-альпинизма. Работой секции альпинизма в коллективе физкультуры руководит бюро в составе 5—9 человек, избираемое один раз в год на общем собрании членов секции.

Альпинистская секция должна иметь тесную связь в работе не только с советом коллектива физкультуры — ей могут помочь комсомольская организация и местный комитет по делам физкультуры и спорта, а также местные советы профсоюзов (совпрофы).

Бюро альпинистской секции должно наметить план своей работы, согласовав его с общим планом физкультурных мероприятий совета спортивного общества. План работы секции альпинизма охватывает примерно такие вопросы:

1. Агитация и пропаганда альпинизма.

2. Общефизическая подготовка членов секции в разрезе комплекса “Готов к труду и обороне”. Организация и проведение подготовительных занятий и тренировок перед выездом в горы и контроль над ними.

3. Подбор физкультурников для подготовки на значок “Альпинист СССР” в альпинистских лагерях и во время альпиниады.

4. Подбор физкультурников-значкистов для подготовки на III спортивный разряд.

5. Составление спортивных команд из альпинистов-разрядников для повышения спортивного мастерства. Составление планов и маршрутов команд.

6. Подбор кандидатов для курсов инструкторов альпинизма.

7. Организация семинаров по подготовке инструкторов-общественников по альпинизму.

8. Учет альпинистов своего коллектива и спортивных достижений членов секции.

9. Связь с альпинистскими секциями других коллективов физкультуры, обмен опытом работы, организация социалистического соревнования с секциями других городов и предприятий.

Члены альпинистской секции должны быть активными производственниками, участвовать в работе коллектива физкультуры по проведению общественных и политических кампаний и посвященных им соревнований, принимать также участие в агитпробегах и походах, массовых экскурсиях.

Организуя альпинистскую секцию вновь, следует через местные спортивные организации выявить занимающихся и занимавшихся ранее альпинизмом, наладить широкую информацию о намеченных мероприятиях.

Первыми мероприятиями, с которых секция может начать свою активную деятельность, могут быть несколько вечеров с постановкой интересных докладов о совершенных членами секции путешествиях и восхождениях. Особенно тщательно нужно подготовить иллюстративную часть доклада. В дополнение к докладам следует организовать постоянную выставку-фотовитрину, на которой должны быть представлены фотографии лучших альпинистов-физкультурников. При выставке, которую можно устроить совместно с туристским активом, нужно организовать консультацию опытных альпинистов и туристов по вопросам, связанным с подготовкой к путешествиям.

Организационно секция альпинизма строит свою работу так же, как и другие спортивные секции коллективов физической культуры (см. положение о спортивной секции).

Учебные занятия по изучению основ альпинизма подразделяются на занятия лекционные (беседы) и занятия практические.

Лекционные занятия

Ряд разделов техники альпинизма и тактики горовосхождений требует проведения вступительных, вводных бесед или лекций. Провести беседу по любому разделу программы подготовки к сдаче норм на значок может каждый молодой инструктор-общественник. Обязательным условием для этого является тщательная подготовка лектора-беседчика, вдумчивая проработка материала, подлежащего изложению, тщательный подбор иллюстративного материала.

Прежде чем приступить к подготовке лекции, необходимо ознакомиться с контингентом слушателей, учесть степень их подготовленности и образование.

Однако во всех случаях язык лекции-беседы должен быть предельно ясным, простым и не перегруженным специальными терминами. Значение каждого из упоминаемых терминов следует заранее разъяснить.

Для лучшего усвоения материала лекцию следует иллюстрировать примерами из личной практики и практики наиболее известных горовосходителей, а также показом наглядных пособий.

В качестве наглядных пособий могут быть использованы схемы, статистические таблицы, чертежи, фотографии отдельных вершин и перевалов. Следует обратить внимание на четкость исполнения пособий и достаточные их размеры (не менее 30 X 40 см). При отсутствии заранее подготовленных схем можно их чертить на классной доске.

Кроме упомянутых статических пособий, для пояснения различных процессов и приемов можно продемонстрировать небольшой ящик со слегка влажным песком, на котором можно иллюстрировать целый ряд явлений создания и преобразования горного рельефа, явлений эрозии, лавинообразования, а также решать практические задачи по тактике горовосхождений, расчету марша, и т. д.

Для пояснения явлений лавинообразования можно воспользоваться куском гибкого картона. Насыпав слой песка на картон и создав определенный угол наклона, легко изобразить скольжение лавинного слоя, на котором хорошо заметен характер движения частиц импровизированной “лавины”. Взяв песок неодинаковой степени влажности, нетрудно провести аналогию с различным состоянием снега лавины. Изгибая картон в разных плоскостях, с предварительно насыпанным слоем песка, можно наглядно показать влияние рельефа на отрыв лавины, выбор ею путей движения и образование лавинного конуса. Если явления камнепада усваиваются слушателями, не бывшими еще в горах, легко, то процесс скольжения лавинного слоя понять без хороших иллюстраций значительно труднее.

Уяснить основные правила передвижения по лавиноопасным склонам вполне возможно, прибегнув к той же простой, но весьма наглядной модели.

Короткометражный узкопленочный фильм или серия хорошо подобранных диапозитивов является лучшим способом иллюстрации любой лекции.

Каждый лектор-беседчик должен иметь на руках подробный план лекции или четкий план-конспект, содержащий не только перечень учебных вопросов, подлежащих изложению, но и основные положения главных разделов лекции.

В плане лекции нужно идти от общих вопросов к частным, четко выделяя основные, наиболее важные, узловые вопросы. Иллюстрируя частные положения примерами, не следует слишком отвлекать внимание слушателей деталями, иначе может получиться, что яркие примеры запечатлятся в памяти слушателей, а основной вопрос в скором времени позабудется. Для проверки усвоения основной мысли лектор может по ходу беседы обращаться с вопросами к аудитории.

Просматривая записи слушателей после занятий, можно легко проверить, насколько усвоена основная тема лекции, насколько логично подан лекционный материал, а также убедиться в том, сделаны ли выводы для последующих практических занятий.

Практические занятия

Практические занятия по технике альпинизма должен уметь проводить каждый младший инструктор, каждый инструктор-общественник.

Приступая к занятиям, он всегда должен помнить о своей ответственности за воспитание, жизнь и здоровье обучаемых. Чтобы полностью оградить их от риска, инструктор обязан строго соблюдать все правила и меры предосторожности.

Успех проведения занятий зависит в основном от их организации и от методически правильной подачи учебного материала.

Касаясь организации практических занятий по технике альпинизма, следует в первую очередь обратить внимание на выбор и обеспечение безопасности рабочего места. Если на занятиях присутствует старший инструктор — командир отряда, он распределяет учебные подразделения по местам учебного рельефа сам. При отсутствии его выбор учебного места должен произвести инструктор — командир отделения.

В изложенных ранее планах-конспектах приведены основные соображения по каждой теме занятий. Нужно обратить внимание на следующие моменты, общие для практической отработки всех разделов программы. Место занятий должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы инструктор мог видеть всех занимающихся, все работающие связки одновременно. Оставлять без наблюдения даже самых сильных участников не следует. Участок, на котором инструктор проводит практические занятия, не должен превышать 30—50 м в ширину и 30—40 м по высоте как на скалах, так и на льду. Желательно, чтобы инструктор имел бинокль и небольшой мегафон-рупор.

После выбора учебного места должна быть проверена его безопасность. В альпинистском лагере основные обязанности по технике безопасности несет спасательный отряд, подготавливая и проверяя места учебных занятий. Однако даже на проверенных участках инструктор должен перед проведением занятий сам осмотреть пределы учебного склона, сбросить или переложить плохо лежащие камни, опробовать крюки на площадках стационарной страховки, обратить внимание на участки смежных по работе учебных подразделений.

Второе, на что инструктору следует обратить особое внимание, — это материальное обеспечение практических занятий.

Снаряжение для учебных целей должно быть предварительно отобрано, испытано хотя бы простыми, но точными приемами, помечено как допущенное к учебным занятиям. Инструктор ежедневно накануне занятий обязан проверить состояние веревок, карабинов, крюков, молотков, ледорубов, кошек и завязок; необходимо тщательно следить за соблюдением участниками обязательных правил ухода за инвентарем и обувью. Инвентарь, пришедший в негодность, следует немедленно заменить годным, ни в коем случае не допуская даже условного использования бракованного снаряжения.

От наличия необходимого инвентаря зависит третье условие правильной организации практических занятий — предельная их насыщенность — и усвоение урока.

Кратковременный период пребывания в горах должен быть заполнен практической учебой. Параллельная работа ряда связок, ряда учебных подгрупп внутри отделения, обычно по числу имеющихся в отделении веревок, может помочь более продуктивно использовать учебное время.

При практических занятиях на скалах учебное отделение в 8 человек может одновременно работать тремя—четырьмя связками (2 и 3-е занятия) — на льду не менее чем двумя подгруппами.

Инструктору нужно следить, чтобы использовалась каждая веревка. Очень важно четко разграничить пределы учебных заданий и время отдыха между упражнениями; нельзя допускать самовольных “перекуров”: на это нужна соответствующая команда преподавателя.

И, наконец, несколько слов о дисциплине внутри учебного подразделения. Высокая производительность урока при полной 'безаварийности имеет прямую связь с дисциплинированностью участников, которую следует прививать молодым альпинистам с первых дней пребывания их в горах. Указания инструктора должны выполняться беспрекословно.

В зоне открытого льда перед занятиями обязательна ежедневная проверка склонов, находящихся над учебным участком, это позволит предотвратить произвольное падение камней срединной морены, не видимых снизу склона.

Выбирая место занятий для отработки приемов ходьбы по льду, инструктор должен обратить внимание на то, чтобы учебные склоны имели ровную, постепенно уменьшающуюся книзу крутизну. Важно, чтобы под склоном не было даже небольших трещин или крупных камней, иначе и небольшой срыв может повлечь за собой серьезные последствия. Необходимо предупредить также опасность обвалов сераков при занятиях вблизи ледопадов.

Форма одежды участников должна быть на занятиях единой. Обычно на скалах — это лыжный костюм или лыжные брюки, рубаха-ковбойка, на леднике — штормовой костюм. На учебные занятия как на скалах, так и на льду не следует являться с засученными по локоть рукавами или с оголенными коленями. Обычно такие вольности в одежде альпиниста влекут за собой при первом же падении поверхностные, долго не заживающие ссадины, выводящие неосторожного участника из строя. Необходимо беречь суставы — локти и колени, — которые чаще всего подвергаются ушибам и ранениям.

Каждый отряд или отдельно занимающаяся группа для быстрого оказания первой помощи должны иметь необходимые средства: перевязочные материалы, йод, белый стрептоцид.

Методически правильное построение практических занятий по технике альпинизма определяется такой схемой:

1. Рассказ — вводная беседа, пояснение учебного задания.

2. Показ — демонстрация приемов.

3. Практическая отработка приема участниками под наблюдением инструктора.

4. Поверка (выполнением контрольного задания или опросом).

Вводная беседа проводится обычно командиром отряда — старшим инструктором перед первым занятием на скалах, на леднике и т. д. Вступление к практической части должен уметь сделать и каждый командир отделения — младший инструктор.

Чтобы методика преподавания была единой, необходимо при вводной беседе, которую проводит командир отряда, присутствие со своими отделениями всех командиров учебных подразделений. Это позволит отказаться от ряда инструкторских совещаний.

Вводная беседа должна быть предельно краткой и конкретной. Посвятить ее нужно основным приемам, связанным с дневным заданием. Частные случаи поясняет во время занятий инструктор отделения.

Показ — демонстрация приемов, подлежащих изучению, может проводиться во время вводной беседы составом преподавателей под руководством старшего преподавателя или непосредственно после беседы — командиром отделения. Демонстрация приема должна быть исключительно четкой и заблаговременно хорошо подготовленной. При этом нельзя допускать больших условностей, ибо условности значительно снижают убедительность показа. Свое внимание инструктор должен сосредоточить на стиле работы; быстроте в вязке узлов и организации страховки, включая забивку крюков и подвеску карабинов.

Во время показа отряд или отделение следует расположить в таком месте, откуда видны все движения демонстрирующих, крутизна и рельеф склона. Наибольший эффект дает положение в “полупрофиль” при боковом освещении солнечными лучами.

Практическая отработка приемов участниками должна проходить в порядке, указанном в каждом конспекте. Следует обратить особое внимание на постепенность в усложнении маршрутов. В этом случае нужно интересоваться не только техникой, но и тем, как реагирует занимающийся на глубину, насколько он доверяет веревке и крюкам. Привычку к глубине нужно прививать постепенно, от маршрута к маршруту, во избежание появления чувства связанности, торможения.

Инструктор на практических занятиях не должен допускать, чтобы кто-либо, кроме него самого, корректировал работающих на склоне участников. Во время выполнения учащимся приема следует давать лишь указания общего порядка, добиваясь самостоятельности участника в определении пути, выборе захватов и опор.

Исчерпывающий разбор пройденного маршрута преподаватель делает после того, как участник, совершивший этот маршрут, спустился ко всему отделению. Это позволяет остальным избежать в дальнейшем ошибок при прохождении данного маршрута.

Особенно большое внимание инструктору следует уделить занятиям в связках как на скалах, так и на льду. Даже при удачном расположении учебных склонов очень трудно наблюдать все работающие связки и тем более их корректировать. В этом случае инструктор может либо включиться в состав связки, идущей параллельно двум другим связкам, либо наблюдать работу всех трех связок с противоположного склона. При этом бинокль и рупор позволят держать постоянную, хотя и одностороннюю связь с работающими. Во избежание случаев камнепада заранее следует дать самое строгое указание, чтобы связки не обгоняли друг друга, а выдерживали равнение в пределах 10—20 м по высоте. Работа всех трех связок последовательно на одном маршруте допустима лишь в том случае, когда путь проложен по гребню. Дистанция между связками при этом должна быть в пределах не менее 20 и не более 40 м. На льду работа связок вследствие небольшой крутизны учебного ледника обычно проходит последовательно, по одному маршруту, но не по вертикали, а по наклонной линии, примерно под углом в 30—40° к горизонтали. Инструктор находится напротив учебного склона или внизу. Связки можно расположить и на параллельных путях, но так, чтобы последний участник первой связки не оказался под ведущим вторую связку. Находясь на леднике, нужно всегда помнить об опасности падения человека, вооруженного острыми кошками, на других людей, находящихся внизу.

При практической отработке технических приемов инструктору следует уделить особое внимание постепенности в нарастании их сложности. Несоблюдение этого важного методического правила может повлечь за собой срывы на скалах и ледника.

Молодой неопытный альпинист зачастую переоценивает свои физические возможности, и если инструктор не сдержит начинающего, пусть и весьма талантливого спортсмена, то, не имея еще достаточного опыта, он может на трудном маршруте попасть в опасное положение.

Проводя практические занятия, следует подходить к каждому участнику индивидуально, изучив его физические и моральные качества.

Задачей практического цикла занятий должно быть не только непосредственное изучение основ техники альпинизма, но и в не меньшей степени развитие у спортсменов выдержки, смелости и силы воли.

После первых же занятий инструктору обычно нетрудно составить представление о физических и моральных качествах всех членов отделения и, следовательно, наметить пути работы с каждым молодым альпинистом. Сложность работы инструктора в учебном альпинистском лагере заключается в том, что состав участников сильно разнится как по возрастным, физическим данным, так и по образованию. После разбивки по учебным отделениям, при которой в основном учитываются физические данные, эта разница внутри отделений значительно сглаживается.

В одном и том же отделении могут встретиться люди с уравновешенным, флегматичным характером и живые, экспансивные, стремящиеся всегда забежать вперед. Опытный инструктор, приучая молодых спортсменов серьезно и вдумчиво оценивать каждый шаг, может привести в пример обстоятельность одних, смелость и энергию других, решительность, склонность к самопожертвованию третьих.

При работе с отделением инструктор не должен ориентироваться на темпы и усвояемость сильнейших, он обязан помнить также о слабых, с трудом осваивающих сложные приемы и маршруты. Практика преподавания в альпинистских лагерях показывает, что при чутком, серьезном подходе инструктора к каждому своему ученику из альпиниста с весьма посредственными, казалось бы, физическими и иными качествами зачастую вырастает хороший спортсмен.

Опытный инструктор должен умело использовать обстановку походов и восхождений для воспитательной работы. Занятия альпинизмом предоставляют богатейшие возможности для воспитания качеств, которые должны быть присущи строителям коммунистического общества. Опору в своей работе инструктор должен уметь найти в самом коллективе.

Из отрицательных качеств, иногда тормозящих развитие спортсмена, следует отметить нерешительность участников, теряющих уверенность на крутых склонах. Выправить положение в этом случае можно постепенным набором высоты при занятиях, развитием волевых импульсов, воздействием на самолюбие человека индивидуально и с помощью коллектива, иногда даже дисциплинарно.

Оценка моральных качеств, спортивных способностей и поведения в коллективе должна быть дана инструктором в учебной характеристике каждого его ученика.

2. ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТОВ ДО ВЫЕЗДА В ГОРЫ

Срок пребывания альпинистов в горах обычно ограничивается двадцатью днями. Для окончания подготовки на значок “Альпинист СССР” этого времени может хватить только в случае проведения с участниками до выезда в горы планомерной подготовки и тренировки. Программа Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта предусматривает 189 часов на подготовку до выезда в горы в объеме, почти в два раза большем учебного времени, отведенного на проведение занятий в горах.

До выезда в горы участникам надо пройти хорошую физическую подготовку и заниматься по программе общей и специальной подготовкой, изучить по возможности все, что не связано с наличием горного рельефа.

Вся подготовка альпиниста в этот период должна быть направлена к тому, чтобы выехать в горы для участия в альпинистских походах и восхождениях, с запасом сил и знаний.

На общую подготовку альпинистов в этот период отводится 25 часов, из них 18 часов на теоретические и 7 часов на практические занятия. Лекции и беседы следует проводить по вечерам или в дни, свободные от практических занятий. Для этого достаточно выделить один вечер в неделю на проведение двухчасового занятия. Таким образом, будут последовательно отработаны все семь тем общей подготовки. Лекции-беседы по топографии и первой помощи, связанные с практической отработкой, следует провести так, чтобы они предшествовали практическим занятиям по той же теме.

Физическая подготовка в этот период является основой занятий альпинистов. К организации практических занятий секции нельзя подходить формально и сводить физическую подготовку альпинистов к катанию на лыжах и нескольким туристским вылазкам.

Весь этот раздел подготовки для начинающих альпинистов должен быть подчинен одной цели — овладению I ступенью комплекса ГТО, без чего закрыт доступ в альпинистские лагери. В тех случаях, когда начинающим уже закончена сдача этих норм, нужно создавать группы для сдачи норм II ступени комплекса ГТО. Занятия по подготовке и сдаче норм II ступени комплекса ГТО, должны служить основой всестороннего физического развития альпинистов-значкистов и разрядников.

Альпинисты-значкисты ГТО-II кроме альпинизма могут заниматься в другой спортивной секции, добиваться и там высоких спортивных результатов. Наиболее часто занятия альпинизмом наши спортсмены совмещают с занятиями горно-лыжным спортом. Из практики работы альпинистских секций известно немало примеров, когда альпинистские секции в зимний период переключаются почти целиком на горно-лыжный спорт и альпинисты с успехом участвуют в горно-лыжных соревнованиях.

Такое направление работы альпинистов следует всячески поддерживать, как обеспечивающее отличную разностороннюю подготовку и ведущее альпинистов к спортивному совершенствованию в двух видах спорта.

Нужно также рекомендовать альпинистам заниматься скалолазанием как элементом альпинизма. Везде, где только есть поблизости скалы или каменоломни, этот вид спорта должен быть включен в работу секций как обязательная часть спортивно-тренировочных занятий.

При планировании подготовки альпинистов до выезда в горы необходимо исходить из расчета времени и программы Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. Рекомендованные программой легкая атлетика и гимнастика обязательно включаются в занятия по подготовке к сдаче соответствующих норм II ступени комплекса ГТО.

Занятия горно-лыжным спортом обязательны для альпинистов всех районов, где зимой лежит снег, и этот раздел программы может быть изменен только в сторону увеличения числа отведенных для него часов.

Туристские, походы можно проводить на лыжах или отнести на весенний период. В это же время альпинисты приступают к практическим занятиям по специальной подготовке. Объем этих занятий следующий:

1) меры предосторожности при передвижении в горах — 6 часов (1 час — беседа и 5 часов — практика);

2) передвижение по травянистым склонам — 6 часов (1 час — беседа и 5 часов — практика);

3) передвижение по скалам — 6 часов (1 час — беседа и 5 часов — практика);

4) снаряжение альпиниста — 2 часа (практика);

5) опасности в горах — 2 часа (беседа). Перечисленные темы занятий должны обязательно войти в план подготовки альпинистов перед выездом в горы.

3. УЧЕБНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ АЛЬПИНИСТОВ В ГОРАХ

В настоящее время спортивные занятия альпинистов. в горах получили несколько направлений, глазным из которых является участие в учебных альпинистских лагерях профсоюзов.

1. В альпинистские лагери приходят начинающие альпинисты, готовящиеся к получению значка “Альпинист СССР”. Это основной контингент альпинистских лагерей, охватывающий, как правило, до 70 процентов участников. Для учебной работы с начинающими в лагерях принято комплектовать учебные отряды по 40— 50 человек.

Во главе отряда ставится командир — старший инструктор, а весь отряд разделяется на учебные отделения по 8 человек, руководимые инструкторами.

В лагере может быть несколько отрядов. Они занимаются, как правило, самостоятельно, иногда объединяясь для прослушивания общих лекций. Такая система занятий сохраняет подвижность учебных подразделений и облегчает проведение зачетных походов и восхождений. Если в районе есть лишь одна зачетная вершина, восхождения отрядов планируются поочередно, а при нескольких — они совершаются одновременно по разным маршрутам.

Роль старшего инструктора — командира отряда очень важна. Он должен быть прежде всего воспитателем, хорошим специалистом в области альпинизма и чутким товарищем, отвечающим за подготовку молодежи, за первые ее шаги в альпинистском спорте.

Не менее важна и роль инструктора — командира учебного отделения. Спортивно-технические навыки в альпинизме обучаемые получают непосредственно от инструктора во время занятий. Инструктор должен всегда и во всем быть примером для своей группы, дорожить своим авторитетом воспитателя, быть требовательным к успеваемости и дисциплине участников.

Учебные занятия и походы должны проходить только на проверенных перед началом каждого сезона и подготовленных местах, по хорошо изученным маршрутам. При изменении характера маршрутов в связи с временем года или метеорологическими условиями выходу на маршрут должна предшествовать его разведка.

2, Другое направление работы альпинистского лагеря — подготовка на III спортивный разряд. Этот участок спортивной работы более ответственный, чем предыдущий, ввиду усложнения самих занятий. Уменьшение количества занимающихся (30 процентов участников лагеря), наличие во главе отряда старшего инструктора и по инструктору на каждую пятерку участников обязательно. Проведение спортив--ных восхождений для выполнения норм III спортивного разряда требует, чтобы участники были хорошо физически подготовлены и тренированы. Повышается и ответственность инструкторов. От этой категории инструкторов и участников надо требовать. особенно хорошей подготовки до выезда в горы и тренировки перед походами и восхождениями. Роль инструктора группы значкистов как спортивного руководителя очень важна. Вся работа его должна быть поставлена так, чтобы при подготовке и проведении восхождений значкисты овладели навыками самостоятельного проведения походов в горах по незнакомым маршрутам.

Инструктор значкистов при движении с группой должен держаться позади нее, давая указания и делая распоряжения только в случае резких отклонений от правильного пути или же при нарушении участниками правил движения. В таких случаях следует остановить группу и предложить нарушившему эти правила проверить взятое направление или выполнение приема.

В некоторых районах учебно-спортивные занятия в горах проводятся в форме альпиниад или походов. Иногда при этом преследуются те же цели, что и при обучении в альпинистских лагерях.

Организация альпиниады несколько усложняется в связи с трудностью добиться обеспечения участников похода всем необходимым при отсутствии специального постоянного штата. Сложно также четко организовать в походе учебные занятия. Для этого необходимо детально изучить и разработать весь маршрут

Похода и составить план отработки отдельных тем, сохранив при этом необходимую последовательность.

Альпиниады проходят успешно и оправдывают себя только в том случае, если хорошо были проведены подготовка участников и подбор инструкторов до выхода, удачно решены все организационные, учебные и маршрутные вопросы. На поход надо оставить как можно меньше общих учебных вопросов — в основном те вопросы, которые можно изучить только в горах. Руководящие кадры альпиниады и ее отряды должны быть подобраны и расставлены так же, как в учебных или спортивных походах, организуемых в альпинистских лагерях.

Все альпинистские походы в горах должны производиться безаварийно, для чего каждая группа перед выходом в горы проходит детальную проверку и связывается контрольными сроками с системой службы помощи района или лагеря.

Спортивным группам необходимо широко использовать систему взаимосвязи нескольких групп, действующих в одном районе, как лучшую меру обеспечения помощи при бедствии в горах.

Спасательный отряд и все мероприятия, обеспечивающие предупреждение несчастных случаев в горах, должны находиться в центре внимания горовосходителей. В состав таких отрядов нужно включить самых опытных альпинистов.

4. ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АЛЬПИНИЗМУ И РОЛЬ ИНСТРУКТОРА КАК ПЕДАГОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Для того чтобы плодотворно использовать дни пребывания участников в лагере, полностью и с хорошими показателями выполнить программу подготовки на значок “Альпинист СССР”, все учебные занятия должны проводиться инструктором по заранее продуманной системе.

В первую очередь инструктор должен составить план-конспект занятий. При выполнении этой работы можно принять за основу приведенные в этой книге материалы. Нельзя, однако, буквально придерживаться этих образцов: они не могут полностью отвечать разнообразным условиям учебно-спортивной работы профсоюзных альпинистских лагерей, расположенных в разных горных районах Советского Союза.

Каждый инструктор обязан внимательно просмотреть типовой конспект и, руководствуясь указаниями начальника учебной части лагеря, внести в него уточнения применительно к условиям проведения учебных занятий.

При необходимости внести в учебные вопросы некоторые дополнения надо обратиться к старшему инструктору — командиру отряда. Старшие и более опытные товарищи: начальник учебной части, начальник спасательного отряда и все старшие инструктора — обязаны повседневно помогать инструктору своими советами и указаниями, разрешать вопросы и сомнения, возникающие у него.

Каждому инструктору, пользующемуся этой книгой, следует внимательно просмотреть “указания по проведению занятий”, приведенные в планах-конспектах, и хорошо продумать, как их можно применить к особенностям своих учебных мест и маршрутов. Необходимо выяснить, какие из этих указаний можно применить целиком, какие из них не подходят и чего в них недостает.

Перед каждыми практическими занятиями инструктор должен ответить себе на следующие вопросы:

Где и какие приемы надо показать участникам?

На какие особенности гор или поверхности склонов надо обратить внимание участников?

Сколько времени займет подход к месту занятий и что можно отработать в пути?

Сколько времени должна занять отработка различных приемов и какие из них главные?

Какие меры предосторожности обеспечат полную безопасность данных занятий?

Как соблюсти необходимую последовательность обучения?

Как чередовать психологическую и физическую нагрузку и отдых участников?

Где находится инструктор во время передвижения участников по учебным маршрутам?

Как должно быть подготовлено учебное снаряжение и прочие предметы для занятий?

Как должно быть подготовлено учебное место, что надо проверить и устранить в районе занятий?

О чем следует побеседовать с участниками, чтобы повысить их интерес к занятиям?

Роль инструктора — командира учебного отделения альпинистского лагеря очень важна. Инструктор альпинизма является одновременно педагогом и воспитателем. Только умелое сочетание учебно-спортивной и воспитательной работы отвечает высоким требованиям, которые предъявляются к тренеру и инструктору советского спорта.

Инструктор способствует воспитанию здоровой, бодрой и сильной молодежи, обладающей высокими моральными качествами, беспредельно преданной Родине и делу партии Ленина—Сталина.

Эти требования обязывают инструктора альпинизма постоянно повышать свои педагогические знания, общую культуру и идейно-политический уровень.

Для инструктора альпинизма должны приобрести силу непреложного закона слова Маркса о том, что “воспитатель прежде всего должен быть сам воспитан”.

Инструктор альпинизма должен всегда помнить, что с момента прибытия на занятия в лагерь он постоянно находится под критическим, оценивающим взглядом молодых альпинистов, которые во всем берут пример с инструктора.

Больше всего укрепляет авторитет инструктора отличное знание им своего дела.

Умело применяя различные меры поощрения и взыскания, инструктор дисциплинирует молодых альпинистов, развивает активность, инициативу.

Внимательно изучая каждого участника своего отделения, инструктор своевременной помощью, ободрением, последовательностью в требованиях развивает в обучаемых чувство уверенности в своих силах, без которого невозможен спортивный рост.

Каждое учебное занятие должно быть тщательно подготовлено как с методической, так и с организационной стороны.

Большое значение имеет культура изложения учебного материала. Просто и ясно выразить свои мысли может лишь тот, кто хорошо продумал материал. Поэтому непременным условием должна быть тщательная подготовка к занятиям.

Инструктор, выходя на занятие, обязан быть аккуратно одетым. Все его личное снаряжение должно быть в образцовом порядке, подогнано, вычищено, наточено и отшлифовано.

Особое значение имеет поведение инструктора во время учебных занятий и походов. Он должен быть постоянно требовательным, поддерживать порядок и дисциплину. Инструктор может быть с участниками давно знаком и находиться с ними в дружеских отношениях, но во время занятий он не имеет права допускать ни малейшей фамильярности, чтобы не ослабить дисциплину.

Показывая какой-либо прием, инструктор должен проделать его безукоризненно. Чистоты исполнения он может добиться только путем упорной тренировки. На семинарах инструкторов и на личных подготовительных занятиях инструктор обязан хорошо изучить учебные места и путем многократных повторений достичь безукоризненного выполнения того или иного приема.

Учебные занятия инструктор и его ученики должны вести по единой технике. Если участнику полагается проходить данный маршрут со страховкой, точно так же и в первую очередь проходит его инструктор. Если участник применяет самостраховку, то же обязан сделать и инструктор. Во время занятий с учебным отделением, когда требуется применять страховку в таких местах, где опытный альпинист не видит для себя никакой опасности, инструктор не имеет права ходить без веревки, если участники связаны ею, в противном случае участники сделают вывод, что страховка нужна только для новичков, и станут пренебрегать ею в дальнейшем. Неправильным поведением инструктора в этом случае могут быть сведены на нет результаты учебной работы.

При проведении занятий по теме “Меры предосторожности при передвижении в горах” надо учесть, что все участники, проходившие подготовку до выезда в горы, уже знают узлы и особые положения для страховки. Поэтому занятие следует начать с проверки этих знаний. При обнаружении погрешностей надо сразу обратить на них внимание всего отделения и не жалеть времени на полное их исправление.

Таким образом, важнейшей частью первых занятий является выявление и исправление ошибок и освоение правильных приемов страховки. Инструктор может обучать не только показом и объяснением приемов. Правильно усвоить выполнение приемов помогают также рассказы о несчастных случаях с альпинистами, неправильно освоившими страховку или пренебрегшими ею,

Необходимо еще раз рассказать начинающему альпинисту о задачах советского альпинизма и подчеркнуть его отличия от альпинизма буржуазного.

При отработке с начинающими приемов страховки своего товарища, касающихся погашения рывка на веревке, следует ограничиться в пределах рывка силами одного человека. Применять более сильные рывки или удерживать веревкой сброшенную чурку не следует. Начинающего знакомить с этим преждевременно.

При проведении занятий на скалах, надо еще раз проверить учебное место и окружающие склоны. В работе инструктора альпинизма не должно быть случайностей. Кроме учебных маршрутов, надо определить места, где можно разместить незанятых участников, осмотреть верхние и нижние склоны.

Поскольку инструктору часто приходится менять свое место, чтобы проверять смену страхующих участников, показывать новый маршрут и т. п., ему надо иметь большую свободу действий. Для этого следует иметь при себе длинный конец вспомогательной веревки и грудную обвязку. С помощью этой веревки и двух карабинов он может быстро подсоединиться к любой связке участников или взять верхнюю страховку и выполнять свою работу без нарушения правила обязательной страховки для инструктора.

В течение всех занятий на скалах инструктор должен следить за тем, чтобы над головой нижестоящих участников не проходил учебный маршрут, чтобы на линии падения камня из-под ног участника не находились его товарищи и инструктор.

Схема отработки темы “Передвижение по скалам” по дням занятий очень проста.

1-й день — ходьба по невысоким камням и легким скалам с гимнастической страховкой при помощи товарищей, стоящих наготове, чтобы поддержать сорвавшегося. Цель — научить ходьбе и ознакомить поверхностью скал, положением рук и ног и основными правилами передвижения.

2-й день — ознакомление с особенностями скального рельефа и техникой их преодоления — страховка только верхняя.

3-й день — прохождение маршрутов в связках. После перехода с легких скал на скалы средней трудности обязательна верхняя страховка.

Такой порядок обеспечивает постепенный переход к более трудным упражнениям.

В первый день занятий на скалах все отделение может заниматься одновременно. Этим разрешается задача — равномерно и полностью нагрузить всех участников. При занятии необходимо регламентировать отдых участников. Для этого можно взять норму: 50 минут работы, 10 минут отдыха.

Второе занятие на скалах обычно совмещается с занятиями на травянистых склонах, осыпях и знакомством с районом лагеря. Указанное совмещение и последовательность проведения занятий приведены соответственно приказу Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, пересмотревшего в 1950 году программу подготовки на значок “Альпинист СССР” и разработавшего новый календарный план. Проведение занятий вдали от лагеря в виде однодневного выхода на 10 часов является серьезным испытанием для участников. Здесь впервые с повышением нагрузки проверяются качества их физической тренированности — сила, выносливость и моральные качества — выдержка, настойчивость.

Инструктору надо следить за самочувствием участников при увеличении нагрузки. Нужно, чтобы участие в занятиях было посильно для слабейших. На этом и последующем занятии на скалах со страховкой необходимо следить за соблюдением очередности в прохождении маршрутов, чтобы учебные вопросы были отработаны всем составом и чередование нагрузки и отдыха было выдержано равномерно.

Общих перерывов после каждого часа занятий устраивать не следует, поскольку участники отдыхают достаточно в ожидании очередных маршрутов. Только в середине дня надо сделать 30-минутный перерыв для принятия пищи.

Занятия на леднике являются вторым этапом в приобретении альпинистских навыков. Ночевка в походных палатках и два дня бивуачной жизни служат отличной подготовкой к предстоящему походу и восхождению на зачетную вершину.

Места занятий на леднике необходимо еще раз проверить и оценить, обезопасить участников от ледяных обвалов, глубоких трещин и срывов с крутых ледяных склонов. Особое внимание инструктор должен обратить при выходе на лед на постоянное пользование очками. Он не должен допускать “загорания” и питья ледниковой воды.

Другой момент, очень важный в обучении молодых альпинистов, — это устройство бивуака и знакомство с бивуачной жизнью.

5. ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ НА ВОСХОЖДЕНИЕ

Для подготовки к выходу на восхождение в плане лагеря обычно предусматривается один день.

Это время отводится на последние сборы: горовосходители получают недостающее снаряжение, продукты питания, укладывают рюкзаки.

Но подготовка к выходу на зачетное восхождение начинается инструктором задолго до этого дня. Он обязан обеспечить хорошую подготовку своего отделения к участию в восхождении. Инструктор должен кропотливо вникать во все детали воспитания молодых альпинистов.

Важнейшая задача инструктора — развить у участников дух коллективизма, уверенность в своих товарищах и стремление к завершению учебы большим спортивным успехом.

Помогая участникам исправить недочеты в учебе, подогнать снаряжение и костюм, инструктор добивается отличной готовности их к походу. Перед походом он вместе со всеми участниками проходит медосмотр.

Готовность участников должна быть постоянной. Все снаряжение нужно содержать в образцовом порядке; неисправности следует немедленно устранять.

После выхода в поход на ледник необходимо проверить все бивуачное снаряжение и устранить его недостатки.

Особое внимание должно быть уделено состоянию основной альпинистской веревки. Перед походом все веревки надо развязать и проверить каждую прядь, пропуская веревку через руки трех человек подряд (если мимо одного проскользнет недостаток, его заметит другой). Все сомнения, вызванные качеством веревок, надо разрешить с начальником спасательного отряда и своим командиром.

Необходимо проверить все палатки, наличие оттяжек, палок, исправность застежки входа и убедиться в отсутствии повреждений ткани. Проверить остроту кошек и ледорубов, наличие и исправность тесьмы и темляков, оковку ботинок и наличие запасных защитных очков. Дрова (если они берутся в поход) должны быть сухие, кастрюли и котелки чистые, а продукты аккуратно уложены в чистые мешочки и бумагу.

Укладка рюкзаков — не простая задача. Инструктор должен знать силы каждого участника и распределить груз с учетом физических возможностей горовосходителей. Должно быть четко указано, кто какой понесет груз.

Инструктору надо составить подробный список всего необходимого и по нему сверять наличие снаряжения.

После укладки рюкзаков каждый из них надо проверить по весу и по форме. Затем все надевают рюкзаки и проверяют, не оттягивают ли они плечи и не давят ли спину неправильно уложенные предметы.

Перед походом участники должны хорошо выспаться. Из состава наиболее сильных участников (стажеров) под руководством начальника спасательного отряда лагеря формируется вспомогательно-спасательная группа из 4—6 человек. Назначение этой группы — разведка и обработка наиболее трудных участков пути, связь и оказание помощи начальнику колонны, а также организация в случае необходимости первой помощи и спасательных работ. Вспомогательная группа уходит на 20—30 минут раньше других.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНЫХ ВОСХОЖДЕНИЙ И ПЕРЕВАЛЬНЫХ ИСХОДОВ

Для зачетного восхождения следует выбрать вершину, путь на которую даст представление о применении всех разделов техники альпинизма. Скальные участки зачетной вершины (и перевального пути) не должны быть трудны, чтобы не создавать “узких мест”, у которых образуются “пробки”, задерживающие всю колонну и срывающие ее походный темп. Особенно важно, чтобы маршрут не проходил по скалам, опасным своей ломкостью. Снежно-ледовые вершины с небольшими скальными обнажениями наиболее удобны для организации зачетного восхождения. Следует учесть, что трудности вершины не являются стабильными и они значительно меняются в течение даже одного летнего сезона. Это обстоятельство должны учитывать начальник учебной части и начальник спасательного отряда, планируя восхождения всех летних смен.

Тактический план перевального похода и зачетного восхождения следует строить с таким расчетом, чтобы прохождение наиболее трудоемких участков маршрута на подъеме приходилось на ранние утренние часы, а спуск проводился днем.

Штурмовой бивуак принято подтягивать возможно выше, но с таким расчетом, чтобы он находился на расстоянии одного ходового дня от лагеря. Бивуак следует располагать на хорошей площадке, желательно открытой на восток или на юг. Место бивуака должно быть совершенно безопасным от камнепадов и лавин. Поблизости обязательно должна быть вода.

Многие лагери практикуют заброску на место бивуака на весь сезон палаток полудатского типа. Это облегчает нагрузку участников похода и сокращает время подготовки бивуака.

На штурмовой бивуак должна быть доставлена также и радиостанция для связи с лагерем и минимальный спасательный фонд.

Бивуак желательно располагать на скальных площадках или щебне морены. На льду ставить палатки не следует. При установке бивуака на снегу нужно предварительно проверить толщину слоя снега и расположить под палатками деревянные щиты.

В подготовке к походу должен принимать активное участие весь состав участников. Перед походом командиру отряда необходимо провести беседу с участниками, рассказать о целях похода, о зачетной вершине и перевале, о поведении участников, заострив особое внимание на вопросах дисциплины во время восхождения. Все участники должны ясно представить себе маршрут, порядок организации и следования. Каждый участник составляет схему маршрута восхождения, рисует кроки пути в плане и намечает путь штурма по фотосхеме.

Для подготовки к походу желательно отвести целый день. Беседу о походе и восхождении следует провести накануне этого дня, вечером.

Поход через перевал и следующее за ним зачетное восхождение являются итогом учебной работы в лагере. Поэтому на их организацию и проведение должно быть обращено исключительное внимание. Оба эти мероприятия могут проводиться как слитно, так и раздельно. Второй вариант предпочтительнее, так как при слитном проведении походов участники получают большую нагрузку. Правда, при наличии хорошей подготовки до выезда в горы эта нагрузка для участников не является чрезмерной.

Применительно к условиям восхождений первый вариант для ряда лагерей часто является основным.

Состав колонны зачетного восхождения в целях сохранения маневренности и ровного темпа передвижения не должен превышать 50 человек. Руководство колонной как в процессе подготовки, так и при проведении похода возлагается приказом по лагерю на командира отряда и подчиненных ему инструкторов учебных отделений.

По окончании подготовки похода, до сбора колонны на построение, все инструктора должны доложить командиру отряда о готовности своих отделений. После этого производится построение колонны, проверка ее готовности начальником учебной части и начальником спасательного отряда.

Рекомендуется всю подготовку заканчивать накануне, чтобы можно было назначить выход колонны ранним утром (4—6 часов утра).

Время, оставшееся после устройства бивуака, используется на беседу о тактике восхождений и на разведку. Режим и темп движения похода должны быть образцовыми. Колонна до бивуака обычно ведется походным маршем (50 минут ходьбы, 10 минут отдыха).

Ведет колонну, как правило, начальник отряда или начальник учебной части ровным, спокойным темпом, с равнением на посильный темп для наиболее слабых. Следует одно из слабых отделений поставить в голову колонны, с тем чтобы легче было сохранить необходимую быстроту движения. На десятиминутных привалах все снимают рюкзаки и садятся (ложиться не рекомендуется). Проверяют пульс.

Инструктора идут в хвосте своих отделений (за исключением трудных и опасных мест). Короткие привалы проводятся на том месте, где людей застала команда: “Отдых десятиминутный!” Развертывать после каждого такого привала колонну в походный порядок не рационально. На получасовых привалах через каждые 3—4 часа марша устраивать легкие завтраки и краткие беседы на темы: “Режим марша”, “Тактика горовосхождений”, иллюстрируя беседы примером самого похода.

Не допускать разрывов в колонне, отставаний, выхода из строя отдельных участников. В случае необходимости отправки в лагерь с пути восхождения возвращающихся должен сопровождать инструктор. При задержке колонны в местах, требующих медленного прохождения (мост через трещину, трудные скальные участки), быстро организовать параллельные пути, наладить вспомогательные, устройства (перила, мостки), не лишая при этом участников самостоятельности. При необходимости связывания ввиду возросшей опасности движения указание руководителя колонны об этом должно быть выполнено беспрекословно всем составом колонны, в том числе и инструкторами. Распределение по связкам производится заранее. Рекомендуемое веревки. В этом случае инструктор может легко отключиться в любом месте колонны. Движение колонны тройками по трассе подъема предполагает наибольшую самостоятельность участников. Способ массовой страховки с подключением каждого участника только к вспомогательным устройствам, которыми оборудуется каждое трудное место, для зачетного маршрута является недопустимым и неоправданным. Каждый альпинист должен иметь какую-то самостоятельность.

В связках необходимо следить за хорошей работой с веревкой и внимательностью участников. По приходе на бивуак и развязывании не разрешать альпинистам удаляться от бивуака. Всему составу энергично включаться в работу по устройству бивуака. Место лагеря оставлять в полном порядке. Отбой и подъем производить в определенные часы. В противном случае одни участники будут вынуждены ожидать отстающих.

Рекомендуется выделять из состава отделений дежурных, которые, поднимаясь на полчаса раньше остальных, приготовляют горячую пищу перед выходом. С бивуачной площадки на штурм вершины целесообразно выходить по крепкому утреннему фирну, уже надев кошки. Надевание кошек на склоне отнимает много лишнего времени.

При подъеме по склонам вершины инструкторскому составу нужно следить:

за точным движением всех связок по намеченному пути;

за применением необходимых приемов страховки, работой с веревкой;

за взаимным расположением связок, по возможности не допуская движения связки над связкой;

за аккуратностью постановки ног на ступени, не допуская разрушения последних;

за особо аккуратным хождением по ломким участкам скал и соблюдением предупреждения: “Камень!”

На вершине, седле перевала, не допускать развязывания.

Спуск организовать четко. Изменить порядок движения в связках, в том числе и инструкторов (сильнейшие позади). На спуске обратить особое внимание на возможность падения камней.

Стараться спуск с вершины, перевала по штурмовым этапам закончить до размягчения фирна. Следить за попытками глиссировать, которые у участников (особенно связанных веревкой) редко кончаются удачно.

Произвольное глиссирование (особенно сидя) ни в коем случае не допускать.

7. ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СКАЛОЛАЗАНИЮ

Цели и задачи

Соревнования по скалолазанию за последние два года прочно вошли в практику альпинизма, завоевали широкую популярность среди альпинистов и носят характер больших спортивных праздников.

Соревнования по скалолазанию проводятся в целях:

1) популяризации альпинизма путем показа техники скалолазания;

2) развития альпинизма в горных республиках и в районах “малых гор”;

3) совершенствования техники скалолазания альпинистов, разрядников и мастеров;

4) подготовки новичков до выезда в горы.

Виды и характер соревнований

а) Индивидуальное скалолазание. Проводится по скальному маршруту, состоящему из подъемов, спусков, пересечения склона и спуска по веревке.

б) Лазание в связке из двух человек. Проводится по скальному маршруту с применением страховки, использованием забитых на маршруте крючьев и организацией спуска по веревке.

Соревнования могут быть личными и командными. Соревнования организуются согласно положению, составленному организацией, руководящей соревнованием, и проводятся по временным правилам, утвержденным Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта.

Участники соревнований

К соревнованиям допускаются физкультурники не моложе 17 лет, имеющие общефизическую подготовку в объеме комплекса ГТО I ступени и владеющие техникой скалолазания в объеме раздела “Передвижение по скалам”, программы по альпинизму Всесоюзного комитета. Каждый участник должен иметь разрешение врача на участие в соревнованиях.

Соревнования по скалолазанию должны проходить в обстановке, полностью исключающей элементы риска и опасности.

Безопасность соревнований обеспечивается их тщательной подготовкой.

Выбор и подготовка места соревнований

При выборе места для проведения соревнований необходимо учесть наличие подходов, размещение зрителей и полную обозреваемость дистанции судьями.

При выборе скал необходимо также изучить особенности рельефа выше выбранного участка и установить отсутствие опасности обвалов.

Выбор отдельно стоящих скал наиболее благоприятен.

На выбранном участке нужно наметить пункты страховки и произвести очистку скал. Очистка производится при движении сверху вниз с верхней страховкой. Скалы очищаются от свободно лежащих и непрочных камней, наростов мха, насыпи земли и щебня.

По окончании очистки на скальном участке начинается тренировка участников. За день до соревнований допуск участников на участок прекращается и производится выбор и разметка маршрута.

Трасса подбирается соответственно силам и подготовке 'участников соревнований. Лучше всего выбирать скалы средней трудности с включением трудных участков. Характер рельефа на дистанции должен быть максимально разнообразным, чтобы скалолаз мог продемонстрировать разнообразную технику лазания. Длина трассы от 60 до 100 м, а высота конечного пункта лазания для организации спуска по веревке не ниже 15—20 м. над площадкой финиша.

Организация страховки

Скалолазание проходит с обязательным использованием верхней судейской страховки. Пункты страховки должны быть размещены так, чтобы обеспечить правильное положение страхующей веревки на всей длине дистанции.

На участках траверсов устраивается несколько пунктов страховки и предусматривается перестегивание скалолаза с одной веревки на другую.

Желательно, чтобы страхующий видел поднимающегося по дистанции скалолаза.

Спуск по веревке способом “сидя” при индивидуальном лазаний производится по судейской веревке с самостраховкой схватывающим узлом и сохранением верхней судейской страховки.

При движении связки с верхней судейской страховкой первым идет скалолаз. На дистанции заранее забивается несколько крючьев, которыми пользуются связки для организации самостоятельной страховки.

Спуск организуется на веревке связки с самостраховкой схватывающим узлом и обязательным использованием верхней судейской страховки.

Соблюдение правил страховки и умелая ее организация обеспечивают полную безопасность спортивного скалолазания.

В случае внезапного нарушения страховки, развязывания узла, неправильного положения веревки, грозящего срывом, судьи немедленно прекращают движение по дистанции.

Организация и проведение соревнований обеспечиваются судейской коллегией.

В составе судейской коллегии как минимум должны быть: главный судья, главный секретарь, трое судей по технике, два хронометриста, стартер.

Количество страхующих и судей на дистанции определяется в зависимости от характера и протяженности маршрута.

Главным судьей может быть альпинист не ниже первого разряда, имеющий судейскую категорию. Судьи по технике должны иметь не ниже второго спортивного разряда по альпинизму и судейскую категорию.

Стартер должен иметь не ниже третьего спортивного разряда по альпинизму.

Страхующие также должны иметь не ниже третьего спортивного разряда по альпинизму.

Проведение соревнований

1. Индивидуальное скалолазание. Участники вызываются на старт в порядке номеров, определенных жеребьевкой.

Участник имеет готовую грудную обвязку с застегнутым на ней карабином. По команде “марш” пристегивает веревку верхней судейской страховки и начинает движение по размеченному маршруту до пункта спуска. После спуска по веревке финишем считается момент касания финишной площадки подошвами обеих ног.

2. Движение связки. Связка из двух альпинистов выходит на старт, имея при себе смотанную основную веревку длиной 30 м, концы вспомогательной веревки для обвязки и произвольное число карабинов. По сигналу стартера участники обвязываются вспомогательной веревкой, затем связываются основной веревкой.

После этого первый пристегивает к себе веревку судейской верхней страховки и начинает движение. На первом пункте страховки через крюк первый берет на страховку второго и так далее. Верхний по движению, кроме страховки товарищем по связке, обязательно использует судейскую верхнюю страховку. Спуск по веревке организуется участниками на веревке связки. .Финишем считается момент падения выдернутой после спуска веревки на финишную площадку.

Согласно правилам соревнований участник или связка снимается с соревнований в следующих случаях:

1) полного срыва и повисания на веревке;

2) выхода за пределы дистанции;

3) потери или оставления снаряжения на дистанции;

4) потери веревки связкой;

5) неправильного положения веревки при спуске сидя.

За нарушения в технике скалолазания судьи штрафуют участников .согласно таблице штрафов.

Результаты соревнования определяются суммарным количеством баллов, полученных участником за время и за технику прохождения дистанции.

При движении связки оценка успехов каждого из участников связки производится не только за технику лазания, но и за технику страховки.

За время и технику дается равное количество баллов по 120 на каждого участника.

Техника подсчета результатов

Подсчет баллов за время прохождения дистанции производится с помощью формулы:

Т = 120 – (Т-Тлучш*60)/Тлучш,

где: Т—время в секундах, показанное любым из участников;

Т лучи — лучшее время дня в секундах.

Определение результатов по технике производится следующим образом:

1) каждый судья из 20 баллов вычитает сумму штрафных данного участника;

2) результаты, полученные каждым судьей, суммируются и удваиваются.

Общий результат определяется суммой баллов за время и за технику.

Подсчет результатов связки производится так же.

Каждый судья суммирует количество баллов обоих участников связки. Результаты всех трех судей суммируются, но уже не удваиваются.

Команда — победительница в соревнованиях по скалолазанию определяется по наибольшей сумме баллов, полученных ее участниками как в индивидуальном, так и в парном лазаний.

8. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО АЛЬПИНИЗМУ

Учебный план лагеря

Учебный план лагеря представляет собой распределение учебного времени с точным расчетом часов по отдельным темам соответственно программе. Типовой календарный план для альпинистских лагерей, утверждаемый Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта, всегда берется за основу.

В каждом лагере он должен быть уточнен в зависимости от особенностей района и условий лагеря. Но основной расчет часов по темам обучения необходимо соблюдать в точном соответствии с программой.

В примечаниях к календарному плану и пояснительной записке указывается обязательная последовательность изучения предметов, увязка теоретической и практической части занятий, основные места практических занятий, зачетные маршруты и объекты восхождений по сменам.

Календарный план должен быть вывешен в лагере на специальной доске. Календарный план занятий в лагере представляет собой практическое распределение часов учебного плана по всему календарному времени каждой смены, иными словами, расписание занятий в течение всего периода обучения.

Календарный план уточняется перед каждой сменой с учетом изменения характерных особенностей склонов вершин и перевалов. Календарный план пишется по строго определенной форме и утверждается начальником лагеря. В нем упоминаются время и место занятий, преподаватели, учебные вопросы.

Возможные изменения в календарном плане обязательно объявляются в книге приказов по учебной части лагеря, так же как замена преподавателей и перемена места занятий.

Планирование занятий секции

Учебный план и расписание специальных занятий и тренировок до выезда в горы, проводимых в альпинистской секции, составляются на 9—10 месяцев, считая по два занятия в неделю (один вечер теории и один вечер практики). Точное планирование занятий и тренировок до выезда в горы имеет большое значение для качества подготовки, так как материал распределяется на большой отрезок времени.

Календарный план круглогодичной подготовки альпиниста составляется с таким расчетом, чтобы тренированность участников постепенно возрастала к моменту отъезда в горы, чтобы практическая работа в лагере являлась лишь завершением и повторением на практике уже уясненных дисциплин. В таком случае первый год пребывания в лагере может значительно продвинуть молодого спортсмена к третьему спортивному разряду, так как для хорошо подготовленной группы при благоприятной погоде учебная часть лагеря иногда может провести дополнительное восхождение, приключив резервный день ко времени, выделенному на походы.

План, приведенный в программе по альпинизму для спортивных секций коллективов физкультуры за 1948 год (издательство ФИС), с изменениями, внесенными в 1950 году, должен служить основой для организации круглогодичной подготовки альпиниста.

При планировании занятий и тренировок альпинистской секции необходимо учитывать задачи, стоящие перед альпинистами различной квалификации. Так, если для подготовки к первому выезду в лагерь достаточно пройти известную часть программы, сдать все нормативы I ступени комплекса ГТО, участвовать в занятиях по темам “Меры предосторожности в горах”, “Передвижение по скалам”, пройти лыжную подготовку и быть участником туристских походов, то для подготовки значкистов, готовящихся на третий спортивный разряд, все эти занятия должны быть углублены, начиная с подготовки и сдачи норм II ступени комплекса ГТО до тренировок по спортивному скалолазанию и участию в спортивной работе других секций.

Полностью разделить всю работу альпинистской секции по группам различной квалификации возможно только в многолюдных альпинистских секциях; Иногда работа разных групп может быть улучшена благодаря привлечению более квалифицированной части альпинистов к проведению занятий с начинающими и значкистами. Отдавая свой опыт молодым альпинистам, разрядники и значкисты растут сами, приобретая опыт руководства группой и проведения занятий. Но свою тренировку они не должны ограничивать, занятиями с начинающими, а строить ее так, чтобы она обеспечивала спортивный, рост.

При большом количестве разрядников и значкистов целесообразно организовать при секции для спортивно-тренировочных занятий спортивную группу. При планировании деятельности этой группы, кроме общей подготовки и тренировки участников, нужно предусмотреть комплектование спортивных групп, разработку и утверждение спортивных маршрутов и подготовку всего необходимого для организации и проведения спортивных восхождений.

9. УЧЕТ ИНСТРУКТОРОМ СВОЕЙ РАБОТЫ

Чтобы иметь представление о проделанной работе, а также для улучшения подготовки молодых альпинистов, необходимо систематически вести все документы, фиксирующие учебные и спортивные результаты участников.

Инструктор, непосредственно работающий с участниками, ведет учет их успеваемости и спортивных успехов и заносит в свою записную книжку оценки и замечания по каждому занятию, по каждому походу. После отработки каждой темы инструктор переносит отметки на листок успеваемости своего отделения, хранящийся в учебной части лагеря. Затем оценки переносятся на вывешенные для всеобщего обозрения отрядные листы успеваемости. Эти листы еще раз обращают внимание участников на учебу и проверку выполнения обязательств по договорам социалистического соревнования между отрядами и учебными отделениями и способствуют повышению качества учебной работы.

Свои записные книжки инструктора заполняют различно. Одни отводят страничку для каждого участника и на ней заносят все относящиеся к нему отметки и замечания. Другие записывают столбиком фамилии всех участников на откидном клапане, подклеенном с левой стороны книжки, а замечания и отметки делают против каждой фамилии на отдельных страницах книжки, размеченных по темам занятий и по календарю. Оба эти метода хороши, если инструктор делает записи регулярно и аккуратно.

Какие данные и отметки должны быть занесены в книжку инструктора и как заполнять листы учета успеваемости учебных отделений, видно из прилагаемых форм (см. приложение, стр. 234).

Сведения об участниках записываются инструктором во время формирования учебного отделения, когда он подробно ознакомится с каждым учеником.

Отметки по отработанным темам систематически выставляются в течение всей смены, как было указано. Инструктор не ограничивается только предметами программы учебных занятий. Во время учебных занятий и походов он должен хорошо изучить индивидуальные особенности своих учеников и быть в состоянии дать оценку их физических и моральных качеств, отметить те предпосылки, которые обусловливают спортивный рост альпиниста.

Все эти сведения очень важны при изучении альпинистских кадров.

Последняя часть практических занятий обычно посвящается проверке пройденного материала. В некоторых случаях это проводится посредством беглого опроса по пройденному материалу, в других — исполне- -нием контрольного упражнения. Последний из учебных маршрутов может быть расценен как контрольное упражнение.

Запись с ежедневной оценкой успехов каждого из участников должна делаться в записной книжке инструктора. Немедленно по приходе в лагерь сведения должны быть вывешены на доске объявлений учебной части для ознакомления с ними личного состава.

Аккуратное фиксирование успеваемости помогает стимулировать повышение качества учебы.

Отметки успеваемости выставляются по пятибальной системе. По окончании цикла обучения на значок “Альпинист СССР” в альпинистском лагере проводятся экзамены по сдаче норм на значок. По приказу начальника лагеря из среды инструкторского состава назначается экзаменационная комиссия не менее чем из трех человек.

Прием норм проводится путем опроса по всем предметам программы. По темам “Меры предосторожности при передвижении в горах”, “Передвижение по-скалам”, “Передвижение по льду” и “Передвижение по снегу” экзаменационная комиссия проверяет, кроме теоретических знаний, некоторые обязательные навыки, главным образом в умении владеть веревкой, в положениях страховки и некоторых практических положениях по скалолазанию и ледовой работе, которые нетрудно условно показать при отсутствии действительного рельефа.

Для участников лагерей, по каким-либо причинам не сдавших экзаменов по нормам на значок “Альпинист СССР”, организуются комиссии по приему экзаменов при местных комитетах физкультуры, утверждаемые председателем комитета физкультуры и спорта.

Обязанности инструктора альпинистского лагеря не ограничиваются проведением занятий с отделением.

Каждый инструктор назначается на дежурство по лагерю, в такие дни на нем лежит обязанность заполнения лагерного журнала — основного документа, фиксирующего выполненную работу, ее положительные и отрицательные показатели, выполнение распорядка дня, календарного плана, расписания занятий и других мероприятий.

Каждый инструктор во время дежурства является непосредственным помощником начальника лагеря и начальника учебной части, дежурный инструктор следит за выполнением распорядка дня в лагере. Лагерный журнал при правильном заполнении представляет собой полный отчет о фактически проведенной в лагере работе и жизни его участников.

Перед выходом на спортивное восхождение инструктор — руководитель группы должен разработать свой маршрут и заполнить соответствующие бланки для разрешения восхождения. По окончании похода он должен представить отчет в виде описания пройденного маршрута с указанием всех изменений, выявленных на маршруте по сравнению со старыми описаниями.

Чтобы иметь возможность в дальнейшем использовать свой альпинистский опыт, каждому инструктору полезно вести дневник своей работы и спортивных восхождений. Записи об особенностях проведения учебных занятий, о встреченных трудностях, успехах и неудачах; записи об учениках и товарищах, примерах дружбы и самоотверженности; записи о новых маршрутах или о новых условиях, встреченных на пути,— все это не только материал для отчета, но и накопление спортивного опыта.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Черепов. Обучение альпинистов


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.