ГЛАВА VI МАРШРУТЫ ПУТЕШЕСТВИЙ

(На приведенных в конце книги схемах маршрутов грунтовые дороги обозначены пунктиром)

Маршрут путешествия очень полезно разработать самим участникам его.

Разработка маршрута по литературным источникам и картам с использованием консультации знающих людей принесет много пользы.

Приведенные в этой главе маршруты являются только примерными. Часть их еще не пройдена туристами, и поэтому в пути могут оказаться различные неожиданности.

Указания по маршрутам даны самые краткие. Если группа решит воспользоваться каким-либо из этих маршрутов, то она обязательно должна детально его разработать, прочитать соответствующие книги, посоветоваться с работниками отдела краеведения и туризма Дворца пионеров им. Жданова и Областной детской туристской станции.

Колхозы, как экскурсионные объекты, здесь не приводятся. На каждом маршруте их много. Следует заранее выяснить в райисполкоме, какие из них наиболее интересны для посещения.

Пешеходные и лыжные маршруты в этой книге объединены. Каждый из них может быть использован летом как пешеходный, а зимой как лыжный.

Следует только иметь в виду, что зимой некоторые экскурсионные объекты (обнажения пород, реки, озера и т. п.) будут закрыты снегом. В то же время кое-где можно сократить путь, идя не по дорогам, а напрямик через лес или озеро.

Маршруты выходного дня также могут быть использованы как пешеходные или лыжные.

Большинство маршрутов можно по желанию сократить или же продлить. Можно проходить их и в обратном направлении.

МАРШРУТЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ

В районе каждого города или поселка Ленинградской области можно подобрать интересные во всех отношениях маршруты на выходной день или продолжительностью в два-три дня.

Особенно богаты такими возможностями окрестности Ленинграда, Выборга, Гатчины, Пушкина, Петрокрепости, Тихвина и других городов.

Приводим несколько примеров таких маршрутов.

Маршрут № 1

ЛЕНИНГРАД—ТАРХОВКА (на поезде); ТАРХОВКА— САРАЙ И ШАЛАШ В. И. ЛЕНИНА НА БЕРЕГУ РАЗЛИВА—ДИБУНЫ (пешком); ДИБУНЫ—ЛЕНИНГРАД (на поезде)

Протяженность пешеходной части маршрута — 15 км.

С Финляндского вокзала надо ехать на поезде до станции Тарховка. От -нее идти по шоссе назад к Ленинграду и менее чем через 0,5 км сделать поворот налево на северо-восток на дорогу к Разливу.

Разлив — искусственно созданное во времена Петра I озеро, образованное путем запруды реки Сестры. На ней построена одна из первых в России плотин, предназначенная для приведения в действие машин Сестрорецкого завода. На берегах озера были обнаружены стоянки доисторического человека.

Здесь сначала в сарае в селении Тарховка, а затем в шалаше на берегу Разлива в 1917 году скрывался от преследований ищеек буржуазного Временного правительства В. И. Ленин. В этом шалаше Владимир Ильич писал свою гениальную книгу “Государство и революция”.

Когда по условиям конспирации пребывание в шалаше стало небезопасным, В. И. Ленин тайно ночью через горящие торфяные болота ушел на станцию Дибуны, откуда и выехал в Ленинград.

На месте, где был шалаш, сейчас сооружен памятник.

От шалаша В. И. Ленина надо двигаться по лесной дороге сначала вдоль берега Разлива, а затем к станции Дибуны.

Маршрут № 2

ЛЕНИНГРАД—АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (на поезде); АЛЕКСАНДРОВСКАЯ — ПУШКИНСКИЙ ПАРК — гор. ПУШКИН — ПАВЛОВСКИЙ ПАРК — ПАВЛОВСК (пешком); ПАВЛОВСК—ЛЕНИНГРАД (на поезде)

Протяженность пешеходной части маршрута — 16—20 км.

Маршрут проходит по красивейшим пригородным паркам Ленинграда, хотя и сильно пострадавшим от фашистской оккупации, но всё же сохранившим свою красоту и в настоящее время восстанавливающимся.

С Варшавского вокзала нужно доехать до станции Александровская и идти прямо в Пушкинские парки. Созданные в XVIII столетии, парки и дворцы гор. Пушкина (бывш. Царское Село) являются творением знаменитых архитекторов Чевакинского, Стасова, Неелова, Растрелли, Камерона, Кваренги и других и созданы руками русских мастеров садово-паркового искусства.

Здесь каждый уголок связан с именем нашего великого поэта Пушкина, с именами Державина, Жуковского и других славных представителей русской литературы.

Пройдя парки, следует пересечь гор. Пушкин и через поселок Тярлево дойти до северной границы Павловского парка.

Отсюда, двигаясь в основном вдоль реки Славянки, нужно пересечь знаменитый Павловский парк по направлению к дворцу постройки архитектора Кваренги. Планировка Павловского парка была сделана по проекту архитектора Гонзаго. Здесь каждая группа деревьев имела свое назначение и была предусмотрена как элемент общего ландшафта.

Безжалостно и бессмысленно вырубленные гитлеровцами купы деревьев портят парк, но всё же он остался прекрасным. Быстрыми темпами ведутся работы по восстановлению дворца, парка и всех сооружений в их первоначальном виде.

Из Павловского парка нужно направиться по дороге в селение Пязелево, где очень интересны обнажения девонских песчаников. Здесь же находится плодово-ягодное опытное хозяйство Всесоюзного института растениеводства.

Маршрут из-за большого количества экскурсионных объектов лучше пройти в течение двух дней.

Маршрут № 3 (лыжный)

ЛЕНИНГРАД— КАВГОЛОВО (на поезде); КАВГОЛОВО—КАВГОЛОВСКОЕ ОЗЕРО—РАППОЛОВО— СТАНКИ—ЛУППОЛОВО—ЮККИ — ШУВАЛОВСКИЙ ПАРК—3-е ШУВАЛОВСКОЕ ОЗЕРО—ОЗЕРКИ (на лыжах); ОЗЕРКИ—ЛЕНИНГРАД (на трамвае)

Протяженность части маршрута, проходимой на лыжах — 30 км.

Ехать надо с Финляндского вокзала до ст. Кавголово. Отсюда двигаться прямо на запад, пересекая Кавголовское озеро, а затем идти лесом на юго-запад (азимут 250°) на деревню Рапполово. От Рапполово идти вдоль шоссе на деревни Станки, Лупполово до Юкков. Из Юкков от места развилки Приозерского шоссе двигаться через болотистую низину на юго-восток в Шуваловский парк, а оттуда к конечной остановке трамваев маршрутов № 20 и 21.

Лучше всего этот маршрут пройти за два дня, заночевав в одной из деревень по дороге. Кавголово — лучшее в окрестностях Ленинграда место для горнолыжников, имеющее живописный пересеченный рельеф. Юкки и Шуваловский парк — тоже одни из самых популярных мест среди лыжников. Сюда по воскресным дням, особенно в Шуваловский парк, собираются тысячи ленинградцев, любящих лыжный спорт.

В случае использования маршрута для пешеходного путешествия следует избегать движения без дорог, так как эти места сильно заболочены.

Маршрут № 4

ЛЕНИНГРАД—ЩЕГЛОВО (на поезде); ЩЕГЛОВО— ПАВЛОВО—КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД, им. СВЕРДЛОВА (пешком); КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД — ЛЕНИНГРАД (на пароходе)

Протяженность пешеходной части маршрута — 35—40 км.

Выезжать надо с Финляндского вокзала и ехать до платформы Щеглово. От платформы на север один километр до совхоза Щеглово, где находится питомник по выращиванию плодово-ягодного посадочного материала для совхозов и колхозов Ленинградской области. Здесь культивируются яблони, груши, сливы, вишни, смородина и др. Выращиваются также мичуринские сорта яблонь.

Отсюда надо двигаться по дороге через Колтуши на Павлово, где расположен широко известный Институт высшей нервной деятельности имени академика И. П. Павлова, созданный советским государством.

В пути по дороге в Павлово расположено интересное подсобное хозяйство ликерно-водочного завода, где выращиваются ароматические травы для производства ликеров и настоек.

Из Павлово надо идти по дороге к берегам Невы, или к Невскому лесопарку, или же к кирпичному заводу им. Свердлова, являющемуся одним из лучших предприятий этой отрасли в Ленинградской области. Возвращаться в Ленинград следует на пароходе.

МАРЩРУТЫ ПЕШЕХОДНЫХ И ЛЫЖНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

Маршрут № 1

ОРЕДЕЖ—оз. АНТОНОВО—БОЛЬШИЕ ИЗОРИ— МЕРЕВО—гор. ЛУГА—ШАЛОВО—СТАРЫЕ КРУ-ПЕЛИ — ЖЕЛЬЦЫ — ДОЛГОВКА — ПЕХЕНЕЦ — оз. ВЕЛЬЕ—дер. ДУГИ — НИЗОВКА — ст. ДИВЕНСКАЯ — ОРЛИНО — ДРУЖНАЯ ГОРКА — НОВО-СИВЕРСКАЯ — КУРОВИЦЫ — ВОСКРЕСЕНСКОЕ— ПИЖМА — ГАТЧИНА

Общая протяженность маршрута — 180 км.

Экскурсионные объекты:

а) Обнажения по берегам реки Оредеж.

б) Озеро Велье.

в) Стекольный завод “Дружная Горка”.

г) Пионерские лагери в районе Ново-Сиверской.

д) Суйда и Кобрино — бывшее имение Ганнибалов.

е) Парк и дворец XVIII столетия в Гатчине.

Краткое описание маршрута (схема № 1)

От станции Оредеж нужно идти по тропам на северо-запад к озерам Антонове и Хвойлово и затем на юго-запад к деревне Большие Изори. Отсюда пройти через Мерево на город Лугу. Весь путь очень живописен. Из Луги двигаться надо через деревни Шалово, Старые Крупели и Жельцы в Долговку, а затем по правому берегу реки Ящеры через Пехенец в деревню Луга.

К востоку от реки Ящеры среди заболоченной местности расположены озера Стречно и Белье. Выходить на последнее лучше всего из деревни Луги по лесной дороге. Озеро Велье зарастает камышом и заболачивается. В окрестностях его много диких зверей. Места здесь очень глухие.

С озера Велье двигаться обратно в деревню Луги по той же дороге и далее на селение Низовка и к станции Дивенской. Отсюда через одно из лучших дачных мест Строганове направляться на Орлинское озеро в Дружную Горку, где осмотреть стекольный завод.

Из Дружной Горки идти по дороге прямо на север в Ново-Сиверскую, где расположено много пионерских и туристских лагерей, В Ново-Сиверской надо пересечь реку Оредеж в ее верхнем течении.

К северу от Ново-Сиверской по шоссе расположены селения Куровицы, Воскресенское и Кобринское. В начале прошлого столетия в последних двух были имения Ганнибалов — предков А. С. Пушкина по матери Н. О. Пушкиной-Ганнибал. В Кобринском недавно созданы механизированные торфоразработки.

Недалеко от станции Суйда находится Областная селекционная станция. За селением Воскресенское через Пижму шоссе идет в Гатчину — один из крупнейших городов области со многими памятниками старины XVIII столетия и хорошо сохранившимся, очень интересным парком того же периода.

Маршрут № 2

ЛЮБА НЬ—НОМЕРА НЬЕ— ЧУДСКОЙ БОР—НОВИНКА — ИВАНОВСКОЕ — ШАПКИ — БЕРЕЗОВКА — НОВАЯ МАЛУКСА — ст. НАЗИЯ — ПУТИЛОВО — СИНЯВИНО—ПЕТРОКРЕПОСТЬ—ПЕРЕЕЗД ЧЕРЕЗ р. НЕВУ — КОКОРЕВО — ст. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Общая протяженность маршрута — 180 км.

Экскурсионные объекты:

а) Камовые холмы в районе селения Шапки.

б) Разработки плитняка в селении Путилово.

в) Механизированная добыча торфа в Синявино.

г) Петрокрепость — древняя крепость Орешек.

д) Станция Ладожское озеро — конечная станция “Дороги жизни”.

Краткое описание маршрута (схема № 2)

Из Любани направиться по дороге на Померанье, а оттуда через лес по тропам на деревню Чудской Бор. Отсюда двигаться дорогой через Ивановское в селение Шапки. Дорога идет частично лесом, частично полями. В районе селения Шапки местность холмистая (камы). Из Шапок идти на северо-восток через Березовку, далее на север в Новую Малуксу и затем на станцию Назия. В районе Новой Малуксы и Назии надо пересечь железную дорогу.

Со станции Назия по дороге путь идет далее на северо-восток в селение Путилово, где следует осмотреть разработку плитняка. Здесь на поверхность выходит силурийский известняк. Из Путилово двигаться по дороге вдоль Ладожских каналов в Синявино — центр крупнейших механизированных торфоразработок. После осмотра их выйти снова к Староладожскому каналу и вдоль него на запад до Петро-крепости. Здесь осмотреть руины крепости Шлиссельбурга (древний новгородский Орешек). Расположенный в истоках Невы, Орешек закрывал вход вражеским флотилиям в Ладожское озеро. Взятая у шведов штурмом в 1702 году войсками Петра I, крепость получила название Шлиссельбурга (Ключ-город). Советское правительство в память исторических побед Петра I присвоило крепости и городу новое название — Петрокрепость.

Потеряв свое былое военное значение, крепость долгое время использовалась царями для заточения в ее казематах неугодных правительству людей. Здесь содержались в различное время князь Голицын, фельдмаршал Долгоруков, временщик Бирон, царь Иван Антонович.

Впоследствии с развитием в стране революционного движения крепость превращается в тюрьму для революционеров.

Долгие годы томились здесь Батырша — вождь башкирского восстания середины XVIII века, декабристы Пущин, братья Бестужевы, Кюхельбекер и другие, народовольцы Н. А. Морозов, Вера Фигнер. Здесь был заточен и казнен старший брат В. И. Ленина — Александр Ульянов.

С 1912 по 1915 год здесь был заключен Серго Орджоникидзе.

Во время Великой Отечественной войны крепость оказалась на переднем крае обороны и вынесла сильнейшие атаки фашистских захватчиков. За полтора года на нее были выпущены 40 тысяч снарядов и 50 тысяч мин. Крепость была превращена в руины, но советские воины не отошли и не пропустили врага на правый берег Невы.

Из Петрокрепости следует переправиться на правый берег реки Невы и через Кокорево, где имеется рыболовецкий колхоз, выйти к станции Ладожское озеро. Эта станция была конечной точкой “Дороги жизни”, проложенной по льду Ладожского озера во время блокады Ленинграда немецко-фашистскими войсками. Дорога от Кокорево идет вдоль берега озера.

От станции Ладожское озеро до Ленинграда можно доехать на поезде.

Маршрут № 3

УШАКИ — АНДРИЛНОВО — ЛИСИНО-КОРПУС ~ КАМЕНКА — КОНЕЧКИ — САВКИНО — НЕСТЕР. КОВО — ПЕЧКОВО — ТОРКОВИЧИ — ПЕРЕЧИЦЫ — ЖЕЛЬЦЫ — ТОЛМАЧЕВО — ПРАВЫЙ БЕРЕГ р. ЛУГИ — ПРИСТАНЬ ВЯЗ

Общая протяженность маршрута — 193 км. Экскурсионные объекты:

а) Опытный лесозавод в Лисино-Корпус.

б) Река Оредеж (геологические обнажения).

в) Стекольный завод в Торковичи.

г) Пионерские лагери и дачные места в Толмачево.

Краткое описание маршрута (схема № 3)

Из поселка Ушаки надо двигаться по дороге до Андрианово и далее по берегу реки или тропами на Лисино-Корпус, где расположено опытное учебное лесничество с небольшим, но интересным заводом, утилизирующим все отходы лесного производства.

От Лисино идти по дороге на Каменку, Савкино, Нестерове вдоль берегов реки Оредеж на Печково. Из Печково можно двигаться далее через Ям-Тесово, где находятся интересные обнажения девонских песчаников и пещеры, или правым берегом Оредежи на Торковичи. Здесь следует осмотреть стекольный завод. Весь путь по Оредежи очень интересен и красив. Обнажения девонских цветных песчаников можно наблюдать во многих местах.

Из Торковичей выйти к югу и продолжать движение вдоль берегов Оредежи и образованных ею озер Антонове и Хвойлово до Перечицы. Отсюда дорогой выйти в красивое дачное место — Толмачево. Недалеко от Толмачево в деревне Полозове также имеется стекольный завод.

Дальнейший путь идет по правому берегу реки Луги. Прорезая здесь толщи древних морских отложений, Луга образует высокие обрывистые берега, покрытые сосновыми лесами.

Маршрут заканчивается на пристани Вяз, откуда на пароходе следует вернуться в Толмачево.

Маршрут № 4

СЛАНЦЫ—ПОПКОВА ГОРА—ВЫСКАТКА—РУДНО—ШАВКОВО — ЗАЯНЬЕ — ГОРКА — оз. СПАС-КОТОРСКОЕ — САМРО—ЛОСОСКИНО—ЛОЖГОЛОВО— МУРАВЕЙНО—ВДОЛЬ р. ЛУГИ—КИНГИСЕПП

Общая протяженность маршрута — 180 км.

Экскурсионные объекты:

а) Город Сланцы — центр добычи горючих сланцев

б) Колхозная электростанция в Ложголово.

в) Река Луга (от Муравейно до Кингисеппа).

г) Развалины укреплений древней крепости Ям (Кингисепп).

д) Крепости Иван-город и Нарва.

Краткое описание маршрута (схема № 4)

Из районного центра города Сланцы после осмотра сланцевых рудников надо двигаться по дороге на местечко Николыцина общим направлением на юго-восток через Попкову Гору в селение Выскатка.

Пройдя из Выскатки далее на юг, следует через Новое, Рудно, Шавково, Марьинско выйти в Заянье, которое находится уже в Псковской области. Здесь расположены глухие лесные массивы. Из Заянья вдоль реки на восток надо пройти в Горки и двигаться дальше по дороге на озеро Спас-Которское к селению Самро.

В дальнейшем двигаться через Торосову Гору и Лососкино в Ложголово, где следует осмотреть колхозную электростанцию, построенную ленинградскими студентами. От Ложголово нужно идти на Муравейно (на реке Луга) и отсюда вдоль ее берегов до Кингисеппа, где и заканчивается маршрут.

Из Кингисеппа следует Сделать экскурсию в Иван-город и Нарву, проехав туда на поезде (см. маршрут № 5).

Маршрут № 5

СЛАНЦЫ — ГОСТИЦЫ — СКАМЬЯ — ЗАБОРОВЬЕ — ЗАССЕКА — СУРЖЕРДЯНКА — ДОЛГАЯ НИВА -ИВАН-ГОРОД—НАРВА—НАРВА-ЙЫЭСУ

Общая протяженность маршрута — 100 км.

Экскурсионные объекты:

а) город Сланцы — центр добычи горючих сланцев.

б) Берега Чудского озера (в районе селения Скамья).

в) Река Нарова (от истоков до устья).

г) Крепость Иван-город.

д) Крепость и город Нарва.

Краткое описание маршрута (схема № 5)

После осмотра сланцевых рудников города Сланцы (центр Сланцевского района) надо двигаться на юг по дороге вдоль левого берега реки Плюссы до селения Гостицы. Отсюда идти на юго-запад к старинному селению Скамья, расположенному вблизи Чудского озера на берегу реки Наровы. Здесь, на противоположном берегу реки сохранились остатки древней крепости.

Далее, в зависимости от состава групп, продолжать движение по дороге на северо-северо-восток через селения Заборовье, Загривье, Зассека на Сур-Жердянку или же вдоль берега реки Наровы в том же направлении. Последнее направление интереснее, но и значительно труднее.

Река Нарова на всем своем протяжении является границей между Эстонской ССР и РСФСР. Вытекая из Чудского озера, она служит единственным стоком его вод в Финский залив.

От Сур-Жердянки надо двигаться около 12 км (по прямой) через заболоченный лес по азимуту к месту слияния реки Плюсса с рекой Наровой. В этом месте через Плюссу есть мост. От моста до Иван-города идти по дороге.

Иван-город — старинная русская крепость, основанная в 1492 году на берегу реки Наровы. Крепость имела задачу закрыть подступы к русским землям отрядам ливонских и шведских разбойников.

Напротив Ивана-города на крутом берегу Наровы, уже в пределах Эстонской ССР, стоит город Нарва — один из старейших русских городов, входивший в состав Ижорской земли.

Войска Петра I штурмом вернули Нарву России в 1704 году, изгнав шведов, временно завладевших этой крепостью.

В городе следует осмотреть старинную крепость, текстильный комбинат и красивый пятиметровый водопад, образуемый Наровой в пределах самого города.

Из Нарвы можно проехать на автобусе или пройти пешком в Нарва-Иыэсу (Усть-Нарву), расположенную на побережье Финского залива, где и кончается маршрут.

Маршрут № 6

ЛУГА—РОПТИ-ЧЕРЕМЕНЕЦКИИ МОНАСТЫРЬ— ЮГОСТИЦЫ-БУТКОВИЧИ—МАЛОЕ КОНЕЗЕРЬЕ— ГОРОДЕЦ — КЛОБУТИЦЫ — ОСТРОВНО — ВЕРДУГА — СЯБЕРО — НИКОЛАЕВСКОЕ—САМРО—СТОЛБОВО—СУКНОВЩИНА—СЛАНЦЫ

Общая протяженность маршрута—217 км.

Экскурсионные объекты:

а) Череменецкий монастырь постройки XVI века.

б) Бахчеводство (дыни, арбузы, помидоры) в Лужском районе.

в) Обнажение девонских песчаников в Малом Конезерье.

г) Сланцевые рудники в городе Сланцы.

Краткое описание маршрута (схема № 6)

Из города Луги надо направиться на селение Ропти, а затем по берегу Череменецкого озера, осмотрев по дороге памятник XVI столетия — Череменецкий монастырь, продолжать движение к южной оконечности озера в деревню Югостицы. Здесь следует ознакомиться с районом северного бахчеводства.

В колхозах района снимают по 800 центнеров кабачков, по 200 центнеров томатов, по 500 центнеров тыквы с гектара. Первые арбузы в утепленном грунте созревают уже в начале августа.

В совхозе “Скреблово” выведен новый сорт помидоров — Скребловец, дающий исключительно высокие урожаи. В этом же совхозе вызревают арбузы сорта Победитель и дыни Колхозница.

При посещении колхозов района, проходя мимо южной оконечности озера Врево около деревни Малое Конезерье, следует обратить внимание на интересное обнажение красных песчаников с окаменелостями панцырных рыб девонской эпохи.

От Конезерья следует двигаться через Городец, Шильцово, Клобутицы на Островно. Отсюда путь лежит через селения Волошово, Вердуга к озеру Сяберское. В деревне Сяберо по узкому перешейку надо перейти на северо-западную сторону озера и затем двигаться по дорогам вдоль берега озера на север. За озером дорога сворачивает на северо-запад и через селение Николаевское подходит к озеру Самро. Здесь местность повышается, образуя холмы, покрытые красивыми сосновыми и лиственными перелесками. Озеро Самро находится в Осьминском районе, известном как один из центров партизанского движения в Ленинградской области во время Великой Отечественной войны.

От озера Самро через деревню Столбово надо идти к озеру Долгое и далее через Сукновщину и Попкову Гору в район сланцевых рудников.

Город Сланцы (районный центр) застроен новыми удобными и красивыми домами для рабочих сланцевых рудников. Добываемые здесь горючие сланцы перерабатываются в газ, который направляется по газопроводу в Ленинград. Из Сланцев можно сделать интересные экскурсии в Иван-город и в Нарву.

Маршрут № 7

ТОЛМАЧЕВО — ВЕТЧИНЫ — ОСЬМИНО — СТАРЫЙ ХИЛОК — ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ р. ЛУГА — ХОТНЕЖИ — СОСНИЦЫ—КУРКОВИЦЫ—НИКОЛАЕВКА — СКВОРИЦЫ —КИПЕНЬ—РОПША — ПЕТРО ДВОРЕЦ

Общая протяженность маршрута — 205 км.

Экскурсионные объекты:

а) Партизанский район (Осьмино).

б) Силурийское плато.

в) Истоки фонтанов Петродворца (Забородье).

г) Прудовое рыбохозяйство в Ропше.

Краткое описание маршрута (схема № 7)

Из Толмачево следует идти по левому берегу реки Луги к озеру Красногорское и через Ветчины выходить в районный центр Осьмино.

Из Осьмино в основном по лесу пройти по дороге на северо-восток через Старый Хилок, Хотнежи, Сосницы на Курковицы. Этот участок пути проходит по глухим лесным массивам. От Курковиц начинается возвышенность силурийского плато, сложенная из известняков. Здесь уже мало лесов. Рек, озер, болот нет, так как все поверхностные воды уходят через трещины в известняках в глубь земли. Распространен карстовый ландшафт — воронки, провалы и пр. В районе селения Скворицы имеется овраг. Вытекающие из него ключи отлагают известковый туф. Температура ключевой воды не превышает 4—6°.

Из Сквориц надо направляться по дороге ни Кипень, а затем в Ропшу. Здесь находится интересное прудовое хозяйство по разведению мальков радужной форели. В нескольких километрах к западу от Ропши в районе селения Забородье из многочисленных ключей образуются потоки, стекающие к северу и питающие своей водой знаменитые фонтаны Петродворца.

Из Ропши прямая дорога ведет в Петродворец, где надо осмотреть исключительный по красоте пари с фонтанами и дворцами.

Маршрут № 8

Ст. ТОКАРИ—ЗАОЗЕРЬЕ—СОГИНСКИП ПОГОСТ — дер. УСТЬЕ (НА р. ВАЖИНКЕ) — УСЛАНКА-УСТЬЕ — МЕГРОЗЕРО — ЯРКУЛИЦА (КУНТЕЖИ) -СИРИПОРОГ — НОВИНКА — ОЛОНЕЦ—ЛЕВШОИЛА — САМБАТУКСА — АНДРЕЕВЩИНА — ПОДЕННОЕ ПОЛЕ

Общая протяженность маршрута—180 км.

Экскурсионные объекты:

а) Природа центральной части Онежского перешейка.

б) Озёра Вачозеро, Долгое, Мегрозеро, Лоянское, реки Важинка, Свирь, Олонка, Сам батукса.

в) Старинный русский город Олонец (Ка-

рело-Финская ССР).

г) Лесопильно-тарный комбинат в Лодейном Поле.

Краткое описание маршрута (схема № 8)

Весь маршрут проходит к северу, от реки Свирь по лесным массивам. От станции Токари двигаться надо на запад по дороге к озеру Вачозеро и далее через селения Заозерье и Согинский Погост до порожистой реки Ва-жинки. От Согинского Погоста идти на юг вдоль Важинки до реки Свирь, где расположено селение Устье. Отсюда вначале вдоль Свири, а затем поворачивая от нее на северо-запад дорога выходит к озерам Лоянское и Долгое.

У озера Долгое надо повернуть по дороге от селения Устье на запад к селению Мегрозеро, лежащему на берегу озера того же названия. От Мегрозера дорога идет на юго-запад и приводит в селение Яркулица на реке Мегрега. Отсюда через селения Сири-Порог и Новинка надо двигаться в районный центр Карело-Финской ССР — город Олонец.

От Олонца продолжать движение на юго-восток по шоссе до селения Левшойла и на восток от последнего до реки Самбатукса. Здесь переправиться через реку и в дальнейшем двигаться по азимуту 90° до дороги и дальше в селение Самбатукса. Отсюда общим направлением на юго-восток идти через селения Андреевщина и Парфиевская на Лодейное Поле.

Можно двигаться также по дорогам прямо на Парфиевскую — Лодейное Поле. В Лодейном Поле следует осмотреть лесопильно-тарный комбинат.

Маршрут № 9

Ст. ПОГРА—ПОДПОРОЖЬЕ—ПОГОСТ—АНДРОНОВСКОЕ — ВДОЛЬ БЕРЕГОВ р. САНДАЛА — оз. НАЖМОЗЕРО—ЕСИПОВСКАЯ — оз. МАСЛОЗЕРО—ФОМИНСК.АЯ — оз. ШИМОЗЕРО — ОШТА — ВОЗНЕСЕНЬЕ

Общая протяженность маршрута — 250 км.

Экскурсионные объекты:

а) Механизированные лесные разработки.

б) Река Сандала (от устья до истоков).

в) Карстовые формы рельефа (район периодически исчезающих озер).

г) Крупная пристань Вознесенье.

Краткое описание маршрута (схема № 9)

От станции Погра надо пройти несколько километров до Подпорожья, где следует осмотреть интересный агрегат — “механический плотник”, автоматически изготовляющий из бревен различные деревянные изделия. От Подпорожья надо двигаться к озеру Конецкому.

Пройдя селение Погост, свернуть на юг по дороге и через озеро Гонгозеро и селения Аверкиевская, Ершовская, Паданы, огибая озеро Чикозеро, выйти в селение Андроновское (Винница) на реке Оять — районный центр Винницкого района. Отсюда начинается сложная часть пути вдоль по течению реки Сандала общим направлением на юго-восток. Весь путь проходит по огромным лесным массивам, местами представляющим большие трудности для передвижения. В районе верховьев реки Сандала начинается Вологодская область. Рельеф здесь становится пересеченным — это Вепсовская возвышенность.

Пройдя ряд мелких озер, нужно выйти к озеру Нажмозеро, а затем к озерам Кривозеро и Шимозеро. Движение к ним от озера Нажмозеро идет в основном по азимуту общим направлением 45°. В этом районе наблюдается карстовый ландшафт — воронки, провалы, периодически исчезающие озера, подземные течения вод и пр., что объясняется размывом известняков. От озера Шимозеро по дороге на север через Ошту надо двигаться на Вознесенье. Это крупнейшая пристань, находящаяся у истоков реки Свирь, вытекающей из Онежского озера. Отсюда пароходы идут на север — к Беломорско-Балтийскому каналу, на Волгу— к Рыбинскому водохранилищу по Мариинской водной системе и в Ленинград — по реке Свирь, Ладожскому озеру и реке Неве.

Этот маршрут очень сложный. Он проходит по малонаселенной местности и требует хорошей предварительной подготовки.

Маршрут № 10

ТИХВИН — ШУГОЗЕРО — ПАШОЗЕРО — КОРВАЛА— БЕРЕГ — НАЖМОЗЕРО - ШИМОЗЕРО — ОШТА — ВОЗНЕСЕНЬЕ

Общая протяженность маршрута — 225 км. Экскурсионные объекты:

а) Домик-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.

б) Монастырь постройки XVI столетия в Тихвине.

в) Верховья крупных рек северо-востока области: Паши, Ояти, Капши.

г) Механизированные леспромхозы.

д) Карстовый ландшафт Вепсовской возвышенности (периодически исчезающие озера, воронки и т. п.).

е) Крупная пристань на Онежском озере — Вознесенье.

Краткое описание маршрута (схема № 10)

Город Тихвин основан в 1383 году. Благодаря своему положению на оживленном торговом пути из Прионежья в Поволжье он быстро развился и получил большое значение.

Река Тихвинка, йа которой расположен город, является одним из звеньев Тихвинской водной системы, соединявшем бассейн Ладожского озера с Волгой. По этой системе транспортировались водным путем ценные грузы из Петербурга в центр страны.

В Тихвине родился великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков. Его дом превращен в музей.

В период Великой Отечественной войны под Тихвином происходили ожесточенные бои. Гитлеровцы, прорвавшиеся сюда, пытались выйти к реке Свирь и соединиться с финскими войсками, чтобы замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. На короткий период город был занят фашистскими войсками, но вскоре они были разгромлены и уничтожены частями Советской Армии. Здания города сильно пострадали во время оккупации, особенно разрушенным оказался старинный, замечательный по своей архитектуре, мужской монастырь, построенный в 1560 году.

Из Тихвина на Шугозеро можно доехать на рейсовом автобусе. От Шугозера следует двигаться на Пашозеро через Фальково. Селение Пашозеро находится на северном берегу живописного Пашозера, из которого вытекает река Паша — главный приток реки Свирь. Из селения Пашозеро надо двигаться на Корвалу и через поселок Нойдала к узкому и длинному, очень красивому Капшозеру в поселок Берег. Из Капшозера вытекает приток Паши — реке Капша, истоки которой проходят в высоких обрывистых берегах. Имеются сведения, что в реке водилась раковина-перловица и добывался речной жемчуг.

Из Берега двигаться к поселку Долгово и далее в деревню Миницкую (Мягозеро), отсюда лесными дорогами и тропами пройти в Мининскую (Ладва) и из нее в Астафьевскую (Нажмозеро), расположенную на берегу

Нажмозера. Перед самой Астафьевской дорога пересекает реку Оять, вытекающую из озера Чаймозеро в 3 км от Астафьевской.

Здесь уже начинается Вологодская область. К северу от Нажмозера расположена группа озер, представляющих собой большой интерес. Расположенные в известняках, эти озера соединяются между собой, а также с Онежским и Белым озерами подземными руслами. При уменьшении внешнего притока воды озёра начинают мелеть и даже совсем исчезают, пока новый обильный приток не восстанавливает их снова.

Когда уровень Шимозера высок, реки текут из него; когда же озеро уходит через подземные русла, то реки начинают течь в него. Из Астафьевской к Шимозеру ведет дорога, огибающая Нажмозеро с востока.

В Шимозере следует пробыть несколько дней и провести экскурсию на группу озер к западу от Шимозера, расположенных в сильно пересеченной и поросшей хвойными лесами красивой местности.

От Шимозера через Ошту следует проехать в Вознесенье, где и кончается маршрут. Отсюда в Ленинград можно проехать на пароходе по реке Свирь, Ладожскому озеру и реке Неве.

Почти весь маршрут проходит по глухим лесам с большим количеством болот.

В пути можно ознакомиться с работой лесозаготовительных пунктов. Почти все реки, встречающиеся по маршруту, сплавные. По ним лес доставляется в Ладожское или Онежское озеро.

Маршрут № 11

БУДОГОЩЬ — ЛАШИНО — ПЕТРОВСКОЕ — ХОРТИЦЫ — ВЕРХНЕЕ ЗАОЗЕРЬЕ — ПОРОГ—ЖУКОВО— КЛИШИНО — МОЗОЛЕВО — КОЛБЕКИ— ВОРОВАТО — БОКСИТОГОРСК — ТИХВИН

Общая протяженность маршрута — 180 км.

Экскурсионные объекты:

а) Лесопильный и мебельный завод в Будогощи.

б) Добыча бокситов шагающими экскаваторами в Бокситогорске.

в) Домик-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.

г) Старинный монастырь постройки XVI века в Тихвине.

д) Шлюзы на реке Тихвинке

е) Волховская ГЭС и Волховский алюминиевый комбинат.

Краткое описание маршрута (схема № 11)

От станции Будогощь после осмотра лесопильного и мебельного завода надо двигаться на восток по дороге, идущей вдоль реки Пчевжи, до селения Петровского.

В береговых обнажениях Пчевжи можно наблюдать девонские песчаники.

От Петровского путь идет через Заполье, Хортицы, Порог, Бышитино на Жукове. Немного не доходя до селения Порог, маршрут пересекает в верхнем течении реку Сясь, которая является одной из крупнейших в области.

Из Жукове по дороге следует двигаться через Клишино, Мозолево, Колбеки в Бокситогорск — центр добычи алюминиевых руд — бокситов.

На пути от Мозолева до хутора Воровато вдоль дороги протекает извилистая река Воложба (левый приток Сяси).

В Бокситогорске следует осмотреть бокситовые рудники, ознакомиться с работой шагающих экскаваторов, изучить отложения каменноугольной эпохи.

Дальнейший путь через Дыми ведет в районный центр — древний русский город Тихвин (см. маршрут № 10).

Из Тихвина надо проехать на поезде до станции Волховстрой, где следует осмотреть первенец советского гидроэнергостроительства — Волховскую ГЭС и Волховский алюминиевый комбинат.

На этом комбинате из бокситовых руд добывается алюминий.

Весь маршрут проходит по лесным массивам, сильно пострадавшим от войны в районе Будогощи и Тихвина.

В весеннее время на реках можно наблюдать сплав леса.

От Лашино до Дрогилово маршрут проходит по территории Новгородской области.

Маршрут № 12

РЕПИНО — ЛЕНИНСКОЕ — оз. СИМАГИНСОЕ - ИЛЬИЧЕ ВО — оз. ДОЛГОЕ — РОЩИНО — ЛИСТВЕННИЧНАЯ ЗАПОВЕДНАЯ РОЩА—ЗЕЛЕНОГОРСК

Общая протяженность маршрута — 55 км. Экскурсионные объекты:

а) Могила великого русского художника И. Е. Репина.

б) Озовый ландшафт.

в) Домик-музей В. И. Ленина в Ильичёве.

г) Панорамная высота над озером Долгое.

д) Лиственничная заповедная роща.

е) Курортный район Ленинграда.

Краткое описание маршрута (схема № 12)

Маршрут начинается в одном из красивейших мест Курортной зоны Ленинграда — Репино, расположенном на берегу Финского залива.

С марта 1906 по декабрь 1907 года на даче “Ваза”, в настоящее время не сохранившейся, жил В. И. Ленин. Сюда часто приезжали члены ЦК партии.

В Репине тридцать лет жил в своей даче “Пенаты” знаменитый русский художник И. Е. Репин, создавший здесь ряд своих выдающихся произведений. Его могила находится на участке дачи. Советское правительство, высоко ценя творчество художника, присвоило его имя поселку и железнодорожной станции и создало музей в “Пенатах”.

В период временной оккупации гитлеровцы сожгли дачу художника, разграбили и уничтожили музей. Сотни экскурсантов-ленинградцев каждый выходной день посещают могилу художника.

Из поселка Репино следует пройти к железнодорожной станции и, перейдя через переезд, двигаться по дороге к селению Ленинское.

Вскоре после Ленинского дорога выходит на самый гребень одного из озов и долгое время идет по нему.

Справа от дороги внизу видна извилистая лента реки Сестра. После того как дорога соединится с шоссе, надо пройти по нему немного влево и свернуть на дорогу, снова отходящую влево. Здесь имеются указатели:

“К домику В. И. Ленина” и “Зеленогорск”. Эта дорога выходит в район озера Симагинского. Здесь следует повернуть вправо и, пройдя немного по шоссе, снова свернуть на первую дорогу, отходящую влево. Вскоре после спуска дорога пересекает реку и углубляется в лес, по которому она идет до самого домика-музея. Везде имеются указатели.

Домик-музей расположен в глубине лесной поляны. В этом домике В. И. Ленин, по решению ЦК партии, в сентябре 1917 года скрывался от ищеек буржуазного Временного правительства. Здесь он писал свою книгу “Государство и революция”.

Дальше двигаться надо на север мимо домика-музея до протоки, соединяющей озера Долгое и Ильичёвское. Перейдя протоку, следует подняться на высокий холм, находящийся вправо от протоки, с вершины которого открывается красивый вид на цепь озер и бесконечное зеленое море лесов.

Спустившись обратно с холма, нужно двигаться по дороге вдоль озера и, пройдя его, идти далее до шоссе на Рощино. По шоссе надо свернуть налево на юг и идти до станции Рощино.

Пройдя станцию и перейдя через переезд, следует двигаться на запад по дороге, идущей сначала вдоль железнодорожных путей, а затем отклоняющейся от них на юго-запад. По этой дороге нужно идти 3 км и свернуть налево к лиственничной роще-заповеднику. На повороте есть указатель.

Эта роща высажена здесь в 1738 году по распоряжению, отданному еще Петром I для нуждавшегося в мачтовом лесе морского флота. Лиственница (хвойное дерево, но с опадающей на зиму хвоей) распространена на севере европейской России и в Сибири. Она достигает 40 м высоты, отличается прямым стволом и отличным качеством древесины, хорошо сопротивляющейся гнилостным процессам.

В дальнейшем надо двигаться по маршруту на юго-восток к Черной речке до шоссе, идущего на Зеленогорск. По пути встречаются укрепления бывшей второй фашистской линии обороны.

Шоссе почти непрерывно идет вдоль красивых и уютных домов отдыха, санаториев и здравниц Курортного района Ленинграда, в которых тысячи советских граждан укрепляют здоровье и накапливают новые силы для работы.

Маршрут № 13

ПРИСТАНЬ ПАВЛОВО — АННЕНСКОЕ — СИНЯВИНО — ПУТИЛОВО — НИЖНЯЯ ШАЛЬДИХА - КАБОНА — ГОВСАРЬ — ЧЕРНОУШЕВО — КИСЕЛЬ НЯ — СТАРАЯ ЛАДОГА — НОВАЯ ЛАДОГА — СЯСЬСКИЕ РЯДКИ — СЯСЬСТРОИ — ЗАРЕЧЬЕ — ПОТАНИНО — ПАШСКИИ ПЕРЕВОЗ — ст. ПАША

Общая протяженность маршрута — 205 км.

Экскурсионные объекты:

а) Механизированные разработки торфу в Синявино.

б) Разработка плитняка в селении Путилово.

в) Участки Староладожского и Новоладожского каналов.

г) Начальный пункт “Дороги жизни” — Кабона.

д) Исторические памятники Старой Ладоги.

е) Лучшая в области станция юннатов в Старой Ладоге.

ж) Траловая база в Новой Ладоге

з) Сясьский бумажный комбинат.

и) Устья крупнейших рек северо-востока области: Волхова, Сяси, Паши, Свири.

Краткое описание маршрута (схема № 13)

От пристани Павлове, куда из Ленинграда следует доехать на пароходе, через Анненское надо двигаться в общем направлении на восток по дороге на Сииявино. Синявино известно своими крупными механизированными разработками торфа, В период Великой Отечественной войны здесь происходили упорные бои с немецко-фашистскими войсками. Из Синявино надо продолжать движение на Путилове, в районе которого производится разработка путиловского известняка. Отсюда следует выйти на Ладожские каналы.

Дорога, идущая вдоль каналов, через Лаврово приводит к устью небольшой речки Кабоны. Здесь находятся небольшое селение и речная пристань Кабона, ставшие известными всему миру. Это начало знаменитой ледовой автомобильной “Дороги жизни”, шедшей через Ладожское озеро к осажденному гитлеровцами Ленинграду. По этой дороге, созданной по решению партии и правительства, шло снабжение продовольствием и боеприпасами Ленинграда и Ленинградского фронта в тяжелые дни блокады города.

От Кабоны следует свернуть по дороге на восток и, пересекая огромный мыс, вдающийся в Ладожское озеро, через Говсарь, Черноушево и Кисельню выйти на Старую Ладогу — одно из самых древних поселений славян в нашем крае (см. стр. 131). Любителям естествознания следует посетить местную станцию юннатов, являющуюся лучшей в области.

Шоссе, идущее на север из Старой Ладоги, приводит в районный центр Новую Ладогу, которая расположена на берегу Ладожского озера.

Площадь Ладожского озера составляет свыше 18000 кв. км. Глубина его в северной части доходит до 270 м. Уровень озера выше уровня моря на 5 м. Озеро, открытое ветрам, бурное, отличается короткой, но крутой волной, опасной даже для крупных судов.

В далекие времена, когда еще не были построены Приладожские каналы, из трех барж, пересекавших Ладожское озеро, одна гибла.

Постройка этих каналов общим протяжением в 168 км была начата в 1719 году и полностью закончена лишь в 1810 году. Первый участок их вступил в строй в 1731 году. Но в 1861 году построенные каналы уже не справлялись с увеличивающимся грузооборотом, и были начаты работы по прорытию второй, параллельной линии, так называемых Новоладожских каналов, законченных строительством в 1883 году.

Новая Ладога — центр рыболовецкой жизни всего Ладожского озера. Здесь расположена моторно-рыболовецкая станция, снабжающая орудиями лова все ладожские рыболовецкие колхозы. Станция имеет парусный, моторный и траловый флот.

На рыбоприемную базу треста “Ленрыба” в Новой Ладоге сдают рыбу все окружающие колхозы. На базе производится засолка, копчение и консервирование рыбы.

Расположенный здесь же колхоз им. Калинина в селениях Креницы и Немятово, кроме обычной для Ладоги рыбы, вылавливает также корюшку, которой добывает до 5000 центнеров в год.

В Новой Ладоге жил великий русский полководец А. В. Суворов, командовавший в то время Суздальским полком. Здесь он написал сочинение “Суздальское учреждение”, впоследствии переработанное им в знаменитую книгу “Наука побеждать”.

Из Новой Ладоги в дальнейшем надо двигаться на Сясьские Рядки и Сясьстрой, где расположен Сясьский бумажный комбинат, и далее через Шахново и Пашский Перевоз на станцию Паша.

По пути маршрута туристы пересекают почти в самых устьях крупнейшие реки северо-востока области: Волхов, Сясь, Пашу. Из Пашского Перевоза можно сделать интересную экскурсию на пароходе в Свирицу, расположенную в губе реки Свирь. Отсюда в Ленинград возвращаться на пароходе по Ладожскому озеру и реке Неве или на поезде со станции Паша.

МАРШРУТЫ ВОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

Большинство рек нашей области порожисто и обладает сравнительно быстрым течением. Часть рек (Нева, Свирь, Вуокса), вытекающих из крупных озер, имеет почти постоянный уровень воды, другие (Паша, Оять, Луга и др.) разливаются весной и осенью, а летом имеют низкий уровень воды.

Многие реки судоходны полностью (Свирь, Нева) или частично (Оредеж, Луга и др.). Большинство рек, особенно в северо-восточных районах области, сплавные (Паша, Оять, Капша и др.).

Красивые обрывистые берега, живописные пороги и быстрое течение большинства рек области привлекают многих туристов-водников, в том числе и учащихся.

В области, особенно на Карельском перешейке и в северо-восточных районах, очень много озер. Частично соединенные между собой водными протоками, они создают большое удобство для организации водных путешествий. Почти целиком, за исключением северных берегов, входит в состав Ленинградской области Ладожское озеро.

Большинство верховьев главных рек нашей области находится вблизи железнодорожные станций или пароходных пристаней (верховья рек Свирь, Сясь, Волхов, Луга, Оредеж).

Верховья рек Паша и Оять, наоборот, не имеют удобных подъездов и добираться к ним приходится на местном транспорте.

Наиболее интересны такие водные маршруты, в которых туристы начинают путь от самого истока реки и кончают устьем ее. Это позволяет проследить всю жизнь реки, наглядно ознакомиться с ее возникновением и развитием.

В то же время необходимо учитывать, что водные маршруты, предоставляя большие удобства в путешествии (отсутствие необходимости переноса груза), суживают кругозор туриста, ограничивая его ближайшими окрестностями реки.

Поэтому в водных путешествиях следует предусматривать остановки в наиболее интересных местах и экскурсии в сторону от реки для осмотра достопримечательностей. Почти все реки области, по которым возможно движение на лодках, могут быть приняты как маршруты для водных путешествий. Приводимые ниже несколько водных маршрутов, так же как пешеходные и лыжные, являются только примерными.

Маршрут № 1

РЕКА СВИРЬ — ПРИЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ — РЕКА НЕВА

Общая протяженность маршрута—460 км.

Экскурсионные объекты:

а) Вознесенье — крупная пристань на Онежком озере.

б) Свирские гидроэлектростанции.

в) Рыбозавод у Свирской ГЭС.

г) Рыболовецкие колхозы.

д) Приладожские каналы.

е) Новоладожская моторно-рыболовецкая станция.

ж) Старая Ладога и Волховская ГЭС.

з) Разработка известняка в Путилово.

и) Петрокрепость.

к) Синявинские торфоразработки.

Краткое описание маршрута (схема № 14)

Начальный пункт маршрута — районный центр Вознесенье — расположен у истоков реки Свирь на Онежском озере. Отсюда ведут водные пути по Онежскому озеру и Повенцу и далее по Беломорско-Балтийскому канал в Белое море, а по Онежскому обводному каналу, рекам Вытегра и Ковжа, Белозерскому каналу и реке Шексна — в Волгу через Рыбиц. ское водохранилище. На запад водный путь идет по реке Свирь до Ладожского озера и да. лее либо по озеру, либо по Приладожским каналам к Петрокрепости в истоки Невы и по Heве в Ленинград.

Подъехать к Вознесенью можно на пароходе или на поезде до станции Погра, затем пройти до Подпорожья и отсюда ехать на пароходе вверх по Свири или на местном автотранспорте через Гоморовичи, Бараны.

Река Свирь является стоком вод бассейна Онежского озера в Ладожское и далее через Неву в Балтийское море.

Наиболее красивые берега расположены от Мятусово до Подпорожья. В этом районе были известные пороги — Медведский и Сиговец. После постройки плотин Свирских гидроэлектростанций пороги скрылись под водой. Свирь принимает в себя много притоков, из которых главные — левые, впадающие в нее почта у устья, — реки Оять и Паша. Главный приток справа — порожистая сплавная река Важинка Свирь богата рыбой, в ней встречаются ценные породы — лосось и форель.

Плыть по Свири лучше всего, придерживаясь фарватера.

В районе Свирских ГЭС надо пройти шлюзы. Ниже плотины Нижне-Свирской ГЭС следует ознакомиться с работой рыбозавода, выводящего лососиных мальков из икры лосося. В устье Свири (в поселке Свирица) следует задержаться на 1—2 дня, совершив экскурсии в рыболовецкие колхозы “Лисья” и “Красный пограничник”.

Оба эти колхоза расположены на берегах Ладожского озера, богатого разными видами рыб.

Здесь ловятся сиг, корюшка, судак, ерш, налим, язь и другие. В устьях ладожских рек вылавливаются лосось и форель. В водах озера живет также ладожский тюлень.

Из Свирицы через Загубскую губу (охотничий заповедник) следует войти в Свирские каналы и далее до Петрокрепости двигаться по ним. Выходить в Ладожское озеро нельзя, так как оно очень бурное и требует для прохождения, даже вдоль берегов, специальных озерных тяжелых лодок и большого опыта туристов.

Описание экскурсионных объектов приведено в главе VI и в пешеходных маршрутах.

Последний участок пути по Неве (всего 74 км) идет по густо заселенным местам, многие из которых используются жителями Ленинграда для летнего отдыха на дачах.

Нева, широкая и полноводная река, имеет на 42-м километре от истока порог, легко проходимый, но требующий внимания и осторожности. При устье впадающей в Неву речки Ижора в 1240 году произошла известная битва новгородцев со шведами, закончившаяся победой русских войск и полным разгромом шведов. Предводительствовал русскими войсками князь Александр, получивший от народа за победу в этой битве прозвание Невский. Маршрут заканчивается в Ленинграде.

Маршрут № 2

РЕКА ОЯТЬ — ПРИЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ ДО НОВОЙ ЛАДОГИ

Общая протяженность маршрута — 235 км.

Экскурсионные объекты:

а) Лесозаготовительные и лесопильные работы.

б) Обнажения девонских песчаников.

в) Рыболовецкие колхозы.

г) Приладожские каналы.

д) Новоладожская моторно-рыболовецкая станция.

е) Старая Ладога.

ж) Волховская ГЭС.

Краткое описание маршрута (схема № 15)

Оять — левый приток реки Свирь. Река очень живописна. Берега ее покрыты лесами, в которых много ягод, грибов, дичи.

Оять очень порожиста, пороги ее проходимы, но сложны. В нижнем течении Ояти порогов нет, но зато много отмелей и перекатов. На всем своем протяжении Оять сплавная река. Весной, а иногда и летом, заторы леса могут затруднить движение.

Река богата рыбой (щука, окунь, встречается лосось и форель). Местные жители ловят лососей сетями, протянутыми и укрепленными между двумя параллельно идущими лодками. В реке изобилие раков.

На берегах Ояти много мощных обнажений девонских песчаников, глин, рухляков. В обнажениях встречаются остатки девонских панцырных рыб и плеченогих моллюсков. Особенно интересны и красивы высокие берега в среднем течении Ояти, где видны обнажения красного песчаника.

Оять — район древнейших славянских поселений. Тервинский Погост (Тёрвиничи) упоминается уже в летописях 1137 года.

В своем верхнем течении по Винницкому району берега Ояти мало населены, но уже начиная с селения Андроновское (центр Винницкого района) на обоих берегах ее через каждые 3—5 км расположены населенные пункты, но с реки из-за высоких берегов их не видно.

Оять на своем пути протекает через Винницкий, Оятский и Пашский районы. В годы Великой Отечественной войны население этих районов снабжало осажденный Ленинград овощами. Одним из важнейших занятий населения являются лесозаготовительные работы.

Оять впадает в Свирь недалеко от ее устья. В нижнем своем течении Оять судоходна, но плавание по ней сильно зависит от уровня воды. В высокую воду Оять доступна для судоходства на 150 км, обычно же — до 15 км.

Лучше всего начинать маршрут из Андроновского (Винницы), куда можно доехать на автобусе из Подпорожья. Путь от устья Ояти до Новой Ладоги указан в предыдущем маршруте.

Маршрут № 3

РЕКА ВУОКСА ОТ ПРИОЗЕРСКА ДО ЛОСЕВО И ОБРАТНО В ПРИОЗЕРСК

Общая протяженность маршрута—170 км.

Экскурсионные объекты:

а) Город Приозерск (крепость Карела, бум-комбинат, лесозавод).

б) Кузнечное (гранитный карьер “Ленметростроя”).

в) Яркое - туристская база Ленинградского ТЭУ ВЦСПС.

г) Звероводческая ферма.

д) Совхоз “Мельниково”.

е) Тиверск (развалины древней новгородской крепости).

ж) Мыс Дружбы (следы великого оледенения Земли).

з) Лосево (пороги реки Вуоксы и доты линии Маннергейма).

Краткое описание маршрута (схема № 16)

Путешествие по реке Вуоксе исключительно интересно. Вуокса представляет собой ряд озер, соединенных протоками, то широкими и многоводными, то совсем пропадающими в зарослях тростников или теряющимися в лабиринте островов. Поэтому от туристов требуется умение хорошо ориентироваться.

Исток свой Вуокса берет от Сайменских озер (Финляндия) и течет по общему направлению на юго-восток. На первых километрах (в Финляндии) она образует один из самых больших в Европе водопадов — Иматра.

Недалеко от водопада Вуокса входит на территорию Советского Союза. Здесь на ней расположены две мощные гидроэлектростанции, снабжающие электроэнергией Ленинград. За плотинами течение ее становится спокойнее, и местами она разливается в широкие, озерного типа, плесы. До 1818 года озеро Суходольское сбрасывало излишек своих вод в Вуоксу, а последняя, приняв в себя его воды, широким рукавом текла на север в район Приозерска, где двумя рукавами впадала в Ладожское озеро. В результате прорыва вод озера Суходольского, размывших в мае 1818 года озовую (песчаную) гряду, отделявшую его от Ладожского озера, уровень первого понизился на 7 м, и Вуокса изменила свое течение.

Воды главного русла, а также южной части бывшего северного протока стали вливаться в озеро Суходольское и из него рекой Бурной выходить в Ладожское озеро. Северная же часть Вуоксы образовала самостоятельный бассейн с направлением течения попрежнему в район Приозерска.

Из города Приозерска после экскурсии в крепость (см. стр. 132) и на другие объекты следует идти по северному рукаву Вуоксы к железнодорожной станции Кузнечное. Осмотрев крупный гранитный карьер “Ленметростроя”, следует вернуться обратно и свернуть - в основное русло Вуоксы, немного не доходи до Приозерска, все время двигаясь по обставленному навигационными знаками фарватеру до селения Яркое. Здесь нужно ознакомиться с туристской базой ЛенТЭУ ВЦСПС и осмотреть звероферму, где разводятся черно-бурые лисицы и другие ценные пушные звери.

От Дома туриста в Ярком следует снова выйти на основное русло Вуоксы и двигаться по нему на запад, идя вдоль северного берега озера, образованного здесь Вуоксой. Двигаться надо по указателям “Т”, нанесенным на скалах гранитных островов белой краской.

Вскоре впереди с юга откроется устье реки Вуоксы, в которое и следует войти. Здесь очень красивые гранитные острова. В полутора километрах отсюда на берегу расположено селение Горы. Здесь около мельницы — водослив. В большую воду лодки можно провести через него бечевой по берегу, иногда же приходится переносить лодки по левому берегу.

Вскоре за водосливом Вуокса расширяется, образуя ряд озер, протоков, заливов. Здесь в русле реки много камней, и местами лодку надо протаскивать, разгружая ее и идя по воде. В селении Мельникове следует осмотреть совхоз и побывать в пионерских лагерях. Сразу за селением Мельникове, пройдя тростники, следует придерживаться правого по ходу берега, так как широкие и удобные протоки левого берега заканчиваются тупиками. В 12 км от Мельникове река Вуокса подходит к месту, где ее по двум небольшим деревянным мостам пересекает дорога. Здесь Вуокса летом совершенно пересыхает и подвести лодку к левому (по ходу) мосту, откуда начинаются волоки, уже трудно, так как здесь очень много камней. Левый берег представляет собой территорию древней новгородской крепости Тиверск (см. стр. 133).

Первый из пяти волоков проходит прямо через Тиверск вдоль рукава Вуоксы по левому берегу. Этот волок является наиболее трудным и длинным, остальные четыре значительно проще и короче.

После волоков следует направляться на запад и дойти до гранитного мыса, глубоко вдающегося в реку с юго-востока. Он назван туристами мысом Дружбы, так как здесь очень часто встречаются туристские группы.

Мыс надо обязательно осмотреть, так как, помимо своей красоты, он еще очень интересен по сохранившимся на нем следам ледникового периода (см. стр. 116).

От мыса Дружбы следует взять направление на юг и найти проход в тростниковых зарослях, приводящий к озеру Балахановскому. Это озеро следует пересекать, придерживаясь направления на юг, до лабиринта островов в его самой южной части. Лабиринт проходится по створным знакам. Недалеко за лабиринтом через Вуоксу переброшен деревянный мост. Отсюда широким и длинным протоком, идущим, вначале к югу, а затем сворачивающим на юго-восток, надо пройти в озеро Вуокса. Пройдя его на восток, подойти к берегу, не доходя до моста. Это Лосеве — поворотный пункт маршрута.

Отсюда следует направиться обратно в гор. Приозерск. Можно продлить маршрут и дальше до Ладожского озера, перетащив лодки берегом (800 м) в озеро Суходольское. В конце этого озера берет начало река Бурная. В этом месте очень трудные пороги. Лодки проводить следует на бечеве левым по ходу берегом.

Пороги у Лосево и у реки Бурной являются излюбленным местом для рыболовов-спортсменов. Здесь вылавливается самая крупная рыба, водящаяся в ленинградских бассейнах, — лосось.

По реке Бурной обратно идти на веслах будет трудно, так как она обладает очень быстрым течением. В остальной части водного пути течение тихое, местами почти незаметное. Если пройти на лодках до порогов и вернуться обратно, то общее протяжение маршрута составит 250 км.

Маршрут № 4

РЕКА ЛУГА ОТ ГОРОДА ЛУГИ ДО КИНГИСЕППА С ЗАХОДОМ В РЕКУ ОРЕДЕЖ

Общая протяженность маршрута — 225 км.

Экскурсионные объекты:

а) Девонские обнажения в районе Ям-Тесово.

б) Стекольный завод в селении Плоском.

в) Обнажения в районе Сабска.

г) Памятники архитектуры в Кингисеппе

д) Крепость Иван-город.

е) Город и крепость Нарва.

 

Краткое описаний маршрута (схема № 17)

Река Луга протекает по юго-западной части Ленинградской области. Течение ее быстрое, река местами порожистая. На всем своем протяжении Луга как справа, так и слева принимает большое количество притоков.

Истоки Луги находятся в Новгородской области, впадает же она в Лужскую губу Финского залива.

Берега реки очень красивы, местами они возвышаются над водой до 30—40 м и по большей части покрыты лесами.

Местность, по которой протекает река, заселена славянами очень давно. Упоминания об этом есть в летописи, относящейся к XI веку нашей эры.

Маршрут начинается в районном центре — городе Луге, старинном славянском поселении.

Отсюда по течению направляться надо сначала на северо-восток, а затем на северо-запад.

Первый крупный приток справа — река Оредеж — является крупнейшим притоком Луги.

Следует войти в Оредеж и пройти по ней и образованным ею озерам Хвойлово и Антонове до Ям-Тесово, в районе которого осмотреть обнажения красных и зеленых девонских песчаников с характерными девонскими окаменелостями и имеющиеся там глубокие пещеры.

Ям-Тесово также одно из древнейших славянских поселений области, упоминаемое в летописи 1240 года. От Ям-Тесово направляться обратно в Лугу и далее к Толмачеву — любимому дачному месту ленинградцев. Здесь следует осмотреть стекольный завод, находящийся в селении Плоском и изготовляющий посуду для парфюмерной промышленности.

За Толмачевом начинается самый красивый участок маршрута. Берега здесь высокие, обрывистые. В районе Сабска находятся обнажения девонских песчаников и незначительные пороги. Последние есть также в районе Муравейно и Кингисеппа.

Маршрут заканчивается в гор. Кингисеппе — старинной новгородской крепости Ям.

Отсюда следует совершить экскурсию по железной дороге или пешком в крепость Иван-город и в гор. Нарву (см. стр. 162).

Маршрут по реке Луге наиболее легкий из водных маршрутов. При купании в реке следует соблюдать осторожность, так как Луга и Оредеж имеют много ям, водоворотов и принимают в себя подземные ключи.

Очень интересен вариант этого маршрута, который начинается на станции Вырица и вначале идет по реке Оредеж вплоть до ее впадения в Лугу, а затем продолжается по реке Луге.

Общая протяженность этого варианта 275 км.

<< Назад Далее >>


Вернуться: Добкович. По дорогам и тропам Ленинградской области


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.