ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Плавание на лодках и байдарках против течения

Идти против течения на веслах имеет смысл лишь на реках, где средняя скорость течения не превышает 2—3 км/час. На быстрых порожистых реках Полярного Урала лодку и байдарку лучше всего тянуть бечевой. Против быстрого течения деревянную лодку можно также двигать с помощью шестов. Для успешного продвижения судна против течения с помощью бечевы необходимо правильно оснастить его и иметь некоторые навыки плавания по порожистым рекам.

Лодка и ее принадлежности: 1—“бурундук”; 2— банка; 3—уключина; 4 — перекладина; 5 — бечева; 6—лямка; 7—положение кормового весла; 8—мачта; 9 — паз для мачты; 10—разрез лодки для горных рек; 11 — разрез лодок, не пригодных для горных рек; I — положение бечевы, лямки и весла при подъеме по левому берегу; II—то же по правому

Для подъема по реке в деревянной лодке грузоподъемностью 400—500 кг надо запастись крепкой, пропитанной водоотталкивающим составом, крученой бечевой диаметром 8—10 мм или (что, несомненно, лучше) капроновым шнуром (6—8 мм). Бечева должна быть такой толщины, чтобы она выдерживала на разрыв нагрузку, равную весу тянущего лодку по берегу, т. е. не менее 70—80 кг, если тянет один человек. Кроме того, необходим некоторый запас прочности на случай динамических нагрузок при буксировке. Этот минимум составляет еще около 70 кг. Итого для буксировки одной байдарки нужна бечева, выдерживающая нагрузку примерно 150 кг. С толстой бечевой (более 10 мм) очень трудно идти по   берегу: она волочится по земле и цепляется за кусты и камни, что препятствует движению.

Длина бечевы (60—80 м) определяется характером фарватера реки: глубиной русла, наличием в нем камней, кос, мелей и т. п. При глубокой прибрежной части русла (более 40 см) длина бечевы может сокращаться до 30—40 м.

Лодка должна иметь мачту высотой до 1,5 м с отверстием в верхнем конце для пропуска бечевы; чем быстрее течение и ниже кусты по берегу реки, тем короче мачта. Мачта крепится на расстоянии примерно одной трети длины лодки от носа в гнездо на дне и к сиденью (см. рис.). Конец бечевы продевается через отверстие в верхнем конце мачты и укрепляется на корме за борт лодки или на дне за задний шпангоут, причем, если лодку тянуть по левому берегу (по течению), т. е. справа, бечеву следует привязывать за левый борт, а если по правому берегу — за правый.

На очень бурных, порожистых реках к носу лодки необходимо привязать так называемый “бурундук”, т. е. веревку длиной 1 м; на другом конце “бурундука” привязывается небольшая дощечка с отверстием или делается петля, куда продевается бечева. При натягивании бечевы получается двойная тяга — за мачту и за нос лодки. Благодаря этому встречное течение не может развернуть судно поперек реки и опрокинуть. Тянут лодку, в зависимости от ее загруженности, размеров и скорости течения, 1—2 человека. Один находится в лодке и управляет кормовым веслом. На порогах кормовой, отталкиваясь ото дна шестом, продвигает лодку вперед и тем самым помогает тянущему бечеву. Шест должен быть легким, крепким; делают его обычно из сухой ели длиной 2,5—3 м и наибольшим диаметром 4—5 см. На один конец шеста надевается железный наконечник, обеспечивающий хороший упор и сцепление на каменистом дне, на другом укрепляется небольшая (12—15 см) поперечная ручка.

К свободному концу бечевы прикрепляются берестяные лямки или ремни, которые надеваются через плечо. При хорошем бечевнике (без кустов и скальных участков) и глубоком русле скорость передвижения лодки против течения 2—3 км/час. Следует, однако, отметить, что на реках, где лес подходит непосредственно к урезу воды, идти по берегу с бечевой затруднительно, а следовательно, проводить лодки против течения бечевой почти невозможно; по таким рекам лучше подниматься, отталкиваясь ото дна шестами. Если с шестами работают двое, то один располагается на носу, другой — на корме лицом к ближайшему берегу; при трех гребцах двое стоят в носовой части лодки и работают с разных бортов, а кормовой — с борта, ближайшего к берегу, вдоль которого идет лодка. Такое расположение поможет своевременно предупредить разворот лодки поперек течения, ведущий нередко к аварии. Техника вождения судов против течения с шестами несложна и осваивается туристами обычно на месте в первый же день путешествия.

На байдарках способ хождения против течения с бечевой вполне применим, но подъем на шестах совершенно невозможен (скользящий вдоль борта шест быстро протрет оболочку).

Техника буксировки байдарок бечевой та же, что и лодок, но мачта должна быть короче (1 м); она устанавливается на кильсоне и крепится к бимсу второго шпангоута. От топа мачты идут четыре оттяжки: две в виде вант идут на борта, а две в виде бакштагов крепят мачту сбоку и с кормы одновременно. Бечева проходит через отверстие в верхнем конце мачты и крепится за предпоследний шпангоут и за задний борт байдарки с той же стороны, что и в лодке (см. рис.). От носа байдарки на бечеву идет “бурундук”, который свободно может скользить по ней. Если необходимо тянуть две или три байдарки, их следует сдваивать или страивать.

Крепление бечевы для буксировки байдарки
Управление шестом строенными байдарками

При неглубоком русле, изобилующем камнями, вполне оправдал себя способ управления связанными байдарками с берега шестом. Для этого необходимо к носу ведущей байдарки прикрепить длинный тонкий шест (4—6 м) из сухой ели (наиболее легкая древесина), которым управляют байдарками с берега, проводя их мимо камней и мелей (см. рис.).

Путешествуя по рекам в безлесных районах Полярного Урала, необходимо взять с собой легкий разъемный шест из алюминиевых труб диаметром 28 мм, с толщиной стенок 1 мм. Три 2-метровые трубы скрепляются двумя большего диаметра (30 мм) алюминиевыми втулками и стопорятся шплинтами. При таком способе буксировки трех байдарок занято три человека. Другие в это время могут на ходу ловить спиннингом рыбу.

Перед походом оболочку байдарки необходимо дополнительно проклеить резиной: полосы листовой резины толщиной 1,5—2 мм и шириной 4—5 см приклеиваются вдоль по кильсону, по нижнему поясу стрингеров от штевня до штевня и в поперечном направлении под 3, 4, 5 и 6-м шпангоутами.

Сплав на плоту

Прежде чем отправиться в путешествие на плоту по реке, изучите эту реку: узнайте о ее глубинах, характере течения, порогах; все, что возможно, нанесите на карту. Лучшими древесными породами для изготовления плота служат ель, кедр, сосна. Деревья нужно выбирать сухие (сухостой), но не трухлявые. Для группы 5—6 человек плот делают из 7—8 бревен диаметром 30—35 см (в комле), длиной 5—6 м. Ширина плота к длине относится, как 1:2, 1:3. Средние бревна должны быть толще боковых: такой плот сходит лучше с камней и мелей.

При плавании по мелководным рекам надо строить маленькие плоты, салики, из 5—6 бревен диаметром 15—20 см и длиной 2,5—3 м (на 2 человека). При плавании по быстрым и глубоким рекам плот необходимо оснащать гребями. На мелководных реках можно плыть и с шестами. На плоту должны быть запасные шесты или греби.

Плот с гребями

На реках с каменистыми порогами и с бурным течением необходимо скреплять бревна с обеих сторон или с одной, задней, стороны шпонками (ронжинами). Плот на шпонках прочен и не боится ударов о камни. В бревнах пропиливается паз по форме ласточкиного хвоста глубиной не более половины диаметра бревна. Ширина паза в нижней части должна быть на 3—4 см больше, чем в верхней. Шпонки изготовляют из сырых бревен (ель или береза) толщиной 15—20 см. Вначале шпонка делается прямоугольного сечения, а затем одна сторона протесывается под ласточкин хвост. Шпонки крепятся клиньями длиной в диаметр бревна с одной стороной, протесанной под ласточкин хвост. Если толщина бревна с тонкого конца не превышает 10—15 см, вместо шпонки надо ставить поперечное бревно — ронжину — и крепить к ней бревна попарно клиньями и вицами, врубая их в тело бревен. Находящиеся в углублении бревна вицы не сотрутся и не лопнут при зацеплении плота на каменистых перекатах и порогах за дно.

Нельзя вязать плот с обеих сторон вицами; на бурной порожистой реке такой плот может разбиться. Греби лучше всего делать из сырой ели или березы диаметром до 25 см. Длина греби равна примерно 1,15 длины плота. При установке на подгребные гребь должна быть сбалансирована так, чтобы в свободном состоянии лопасть на 2/3 была погружена в воду, а рукоятка была на уровне пояса гребцов. Вещи крепятся на площадке у кормовой подгребицы (см. рис.).

Перед порогом необходимо причалить к берегу, осмотреть порог и наметить дальнейший путь. Трудный и опасный порог лучше обойти берегом, а плот без людей и груза провести через порог. Если порог длинный и изобилует камнями, плот лучше разобрать и каждое бревно спустить, а затем выловить ниже порога. Иначе на камнях плот может застрять и придется рубить новый.

Прямые пороги лучше проходить по главной струе потока (по стрежню). Плоту не так страшны волны, как камни. Если порог расположен на повороте и поток бьет в скалу, необходимо придерживаться внутренней части поворота (дальше от скалы). При прохождении порога большую роль играет освещение. Опасно проходить порог, если солнце низко и светит навстречу движению. Ни в коем случае нельзя плыть по порожистой реке ночью. Особенно внимательным приходится быть вблизи населенных пунктов и пересекающих реку дорог: металлические тросы паромов и гидрологических постов могут быть причиной серьезных травм.

Полог и тент вместо палатки

В туристском походе палатка, казалась бы, совершенно необходима. Однако трех-четырехместная палатка имеет довольно большой вес (5—8 кг), летом в ней жарко спать, и, как бы ни закрывали вход, в нее проникают комары и мошки. Последнее обстоятельство обычно не учитывается, поэтому ночной сон туристов часто бывает очень неспокойным, а иногда даже мучительным. Кроме того, как стоимость, так и прокат четырехместной палатки довольно велики.

Многолетняя практика наших путешествий по северным таежным лесам показала, что в лесных районах вместо палатки целесообразно ставить легкий брезентовый или парусиновый тент, а под тентом размещать марлевые пологи. Изготовить тент и полог просто. Материал для тента — легкая, не очень плотная плащ-палаточная ткань размером 3Х4 м или парусина; последнюю для лучшей водонепроницаемости необходимо пропитать 10-процентным раствором квасцов. Под таким тентом можно свободно разместить два двухместных полога и вещи четырех туристов.

Полог делается из марли размером 2 X 1,5 X 1,5 м. Чтобы под полог не проникали мошки и комары, к нему нужно пришить пол из той же марли или какой-либо легкой ткани. Вход делается с торцовой стороны, для чего в стенке прорезается отверстие (диаметром 80 см), к которому пришивается марлевый рукав размером 1Х0,8 м. Войдя через рукав под полог, турист завязывает рукав тесьмой. Отдыхая под таким пологом и тентом, вы будете гарантированы от духоты и проникновения насекомых.

Снаряжение и одежда

Успех туристского похода в сложных условиях Полярного Урала в значительной степени зависит от правильного подбора снаряжения и одежды. Поскольку в литературе этот вопрос освещен достаточно хорошо, мы остановимся лишь на некоторых вопросах подбора одежды и снаряжения. В водном походе по рекам Полярного Урала, помимо байдарок, можно пользоваться резиновыми надувными лодками, которые очень удобны при спуске по быстрым, порожистым рекам, при транспортировке. Они быстро нагружаются и разгружаются, с ними легко делать волоки и обносить пороги. Особенно хороши трехместные двухсекционные лодки с надувным полом, приподнятым носом и кормой (грузоподъемность — 500 кг, вес — 18 кг).

При сплаве вниз по порожистой реке под резиновую лодку рекомендуем подводить брезент, который предохранит ее от проколов об острые камни. На группу б человек следует брать две байдарки и резиновую лодку. Поскольку подъем резиновой лодки против быстрого течения затруднителен, ее и груз можно везти на байдарках, а спуск будет производиться уже на трех судах.

Из предложенных в книге водных маршрутов резиновые лодки наиболее применимы во II и III.

Как показал многолетний опыт, наиболее подходящая обувь для водных и пешеходных путешествий по Полярному Уралу — высокие резиновые сапоги. Они дают возможность преодолевать, не разуваясь, глубокие броды, они прочны и не скользят на камнях. В сапогах сразу же надо вырвать матерчатую подкладку, так как она намокает от конденсации водяных паров, долго не просыхает, быстро рвется, натирает ноги и затрудняет снятие сапога с ноги. Размер сапог должен быть на 2 номера больше обычной обуви, поскольку в сапоги нужно вставить войлочные стельки, надеть на ноги пару нитяных и пару шерстяных носков и обмотать ноги портянками. При этом ноги будут всегда сухими, намокнут лишь портянки (от конденсации), которые необходимо на следующий день заменить сухими и чистыми.

Лыжникам на Полярный Урал рекомендуем идти в горных ботинках на 2—3 номера больше обычного размера обуви, чтобы можно было вставить в них войлочные или меховые стельки (подстриженный мех взрослого оленя), надеть на ноги пару нитяных и пару шерстяных носков. Следует помнить, что ботинки должны свободно сидеть на ноге, иначе отморозите ноги.

Лыжи следует брать несколько шире обычных прогулочных (7—8 см); для северной части Полярного Урала, где плотный снег и заструги, желательно окантованные; крепление к лыжам наиболее практично полужесткое (армейское) или жесткое типа “Кандахар” с запасом тросиков. Жесткое крепление типа “Ротофелл” для сложных походов вообще не пригодно. На ноги поверх ботинок рекомендуется надевать бахилы.

В зимних условиях Заполярья совершенно необходимы палатка, желательно двухслойная с полом, многоместные спальные мешки (они легче и в них теплее, чем в одноместных) и хозяйственные примусы — не менее 3 на группу 6—8 человек, так как один всегда может испортиться. Зимой запас горючего нужно брать из расчета 1 л в день (не менее), летом — 0,6—0,7 л, причем хорошо смешивать керосин с бензином в пропорции 1:3 — на таком горючем примусы хорошо работают и не взрываются. Для разжигания примусов необходимы сухой спирт и запас иголок.

Для большинства маршрутов целесообразно использовать нарты, сделанные из обычных лыж. Поскольку снег в Заполярье плотный, а отдача незначительная, на нартах можно свободно перевозить груз до 100 кг.

Берегите природу!

Полярный Урал — край своеобразной, подчас нетронутой, природы. Она открывает перед туристами свои несметные богатства, и туристы должны бережно, по-хозяйски, относиться к ней.

Каждая группа, в которой имеются охотники и рыболовы, перед походом должна узнать в местных — областных, краевых или районных—охотничьих и рыболовных обществах о сроках охоты, о нормах отстрела дичи, о разрешенных способах рыбной ловли. В походе туристы должны строго соблюдать установленные правила, не брать дичи и рыбы больше, чем могуг съесть, вести активную борьбу с браконьерами.

Помня, что леса — богатство Урала, туристы не должны рубить живые деревья, а при необходимости использовать только сухостой. Огромный вред лесу приносят пожары. Их можно вызвать случайно брошенной горящей спичкой, непотушенным костром, окурком, наконец, просто бумажным пыжом из выстреленного патрона. Поэтому во избежание пожара нужно быть особенно осторожным с огнем в лесных районах. Нередко туристы “отмечают” свой путь сломанными деревцами и ветками, бумажками, консервными банками, надписями на деревьях, скалах или стенах пещер. С этим нужно решительно бороться.

Туристская тропа не зарастает. И тем, кто идет по ней сегодня, нужно помнить о тех, которые пойдут завтра. И пусть каждая туристская группа сбережет для своих товарищей нетронутыми красоту и великолепие Полярного Урала!

<< Назад  Далее >>


Вернуться: А.Кеммерих. Полярный Урал


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.