В.АРСЕНИН
АЙЛАМА-ЗЕСХО

Жаркий июльский день. Караван из трех ишаков неровно, разгоняясь на коротких спусках и останавливаясь на подъемах, продвигается вверх по долине Балкарского Черека. Неразговорчивые мальчишки-погонщики наводят порядок. Мы нагоняем караван изредка, когда извилистая тропа прижимается к скалам и нужно провести ишаков аккуратно, не порвав рюкзаки. Впереди уже заискрился снежный гребень Фытнаргина. Перед ним угадывается глубокое ущелье Дыхсу. Наш путь по ущелью к одноименному леднику.

Мы не первый раз в долине Черека. Позапрошлой осенью возвращались этой тропой с Фытнаргинского плато, а еще раньше проходили и к леднику Дыхсу. Тогда нашей целью были известные перевалы Дыхни-Ауш и Селла, ведущие в Безенги. Теперь же хотим подняться в верховье правого притока Дыхсу — ледника Айлама и оттуда перевалить новым путем через Главный хребет в ущелье Зесхо.

Первая попытка пройти с Айламинского ледника на Зесхо и тем самым найти хотя бы один перевал на участке Главного хребта от Цаннера до Фытнаргинского плато была предпринята московскими туристами в 1955 году. Группа под руководством В. Соловьева поднялась к окну западнее вершины Белая Незнакомка. Перевала, однако, там не было, по южную сторону оказалась скальная стена. В 1964 году наша группа взошла с севера на другое седло, между Белой и Черной Незнакомками. Выяснилось, что приемлемого спуска на юг нет и отсюда — несколько сот метров разрушенной стены. Из сравнительно доступных седловин осталась одна — к западу от Черной Незнакомки. Еще в 1940 году на нее забирались с Айламинского ледника Е. Абалаков, Е. Иванов и В. Миклашевский, начинавшие оттуда знаменитый траверс Цурунгал — Айлама — Нуам-Куам Два года назад мы специально разведали эту седловину с юга и нашли, что спуск на Зесхо возможен. И вот теперь мы должны пройти ее насквозь.

...С проводниками расстались на развилке Дыхсу и Карасу. Дальше вьючного пути нет. Тропа по Дыхсу, прерывающаяся на подвижных осыпях и местами обвалившаяся, пользуется дурной славой. Следующий день тратим на то, чтобы попасть к леднику Дыхсу и по нему пройти еще два километра до устья ледника Айлама. Ночуем на льду.

Айламинский ледник впадает в Дыхсу узкой “рекой”, зажатой между отрогами Айламы и Фытнаргина. Доступ в верховья ледника прегражден двухступенчатым ледопадом. От подножия видна лишь Айлама, над нею проглядывает маковка Черной Незнакомки. Если отойти немного по Дыхсу, откроется и верхняя ступень.

Преодоление ледопада, как мы и рассчитывали, заняло весь следующий день. Первую ступень проходим ближе к левому склону. Вынуждены устраивать разведки, делать глубокие обходы. В верхней половине ступени трещины загоняют в рантклюфт, забитый обрушившимися глыбами льда и камнями. Через шесть часов ледовой работы выбираемся наконец на изрезанное мелкими трещинами поле, за которым начинается вторая ступень. В прошлый раз мы ее форсировали, но тогда же обнаружили и обход, которым теперь воспользуемся,— по бараньим лбам правого берега, прикрытым осыпушками.

На бараньих лбах выше ледопада, возле самого льда, уцелели две наши площадки. Ставим лагерь. Утром открылась удивительная панорама: вершины Мижиргийской стены от Дыхтау до Коштана с юга. Внизу, как на плане, ледник Дыхсу — правильные полосы морен и белая полоса чистого льда.

Мы находимся у края обширного, около двух километров в диаметре, плато Айламинского ледника. Около ледопада оно сильно изрезано. Дальше, под склонами Главного хребта, трещин немного. Очистилась цепь окружающих ледник вершин. Выше всех подпираемая мощными контрфорсами Айлама. Дальняя скальная пирамида — Цурунгал. Башня, обрывающаяся к западу,— Черная Незнакомка. Над лагерем снежно-ледовая стена Фытнаргина, отрог которого загораживает юго-восточную часть цирка с Белой Незнакомкой. Видно и понижение, которое нам предстоит пройти, между Черной Незнакомкой и Цурунгалом. Сама перевальная точка пока прикрыта гребнем Незнакомки. Заслонен и ведущий к перевалу шестисотметровый снежный взлет с бергшрундами и сбросами.

Решаем подъем на перевал с грузом отложить до завтра, а в этот день налегке проложить путь и набить ступени. Успеваем добраться до первых сбросов в средней части склона, когда туман и заряды крупы заставляют сбежать вниз. Остаток дня лежим в палатках.

Утром разъяснилось. Собираем лагерь и идем к перевалу. За час пересекаем плато и еще за час поднимаемся по вчерашним следам до середины взлета, где начинается лестница трещин. Проходы по рыхлым, ненадежным мостам. Маневрировать негде - боковые склоны опасны камнепадами и локальными лавинами. В узком цирке снег раскис, первый проваливается по колено.

Перевал встречает ледяным ветром. Прячась за камнями, выглядываем на южную сторону. Под нами крутые развалившиеся скальные ребра, перемежающиеся снежниками. Ниже ледничок, а еще ниже (не видно, но мы это знаем по разведке позапрошлого года) будут осыпи. Далеко-далеко внизу крыши деревни Зесхо. Обнаруживаем тур, сложенный группой А. Карасика, которая весной взошла сюда налегке и спустилась назад. Оставляем свою записку. Перевал назвали Айламинским. Пробуем спускаться. Со звоном едут под ногами камни, перебита веревка. Под снегом кое-где ледок. Кошки пока держат. Выйдя на “сороковку”, забиваем крюк и выпускаем разведку. Итог такой:

надо траверсировать с небольшим спуском, пересекая гребешки разрушенных скал и снежнички с лавинными желобами, метров двести к востоку, до большого снежника, начинающегося в том месте, где от Черной Незнакомки отделяется к югу отрог. Этот снежник выведет на ледник. Судя по начальному темпу, траверс займет не один час. Все окоченели. С юга же ползет многослойная фиолетовая туча, вот-вот будет гроза. Придется возвращаться на перевал. На снегу ставим “тандем”. Едва забились в палатки, ударил взрыв ветра, застучала крупа.

Потом повалили хлопья. То и дело сбрасываем снег. Ничего, если регулярно откапываться, жить можно. От примусов тепло даже здесь, на гребне, на четырехсотметровой высоте. Только полог гремит на ветру, не дает уснуть. С рассветом погода не лучше. О спуске нечего и думать. Видимость десять-двадцать метров. Свежий снег сползает, увлекая камни. Так проводим на перевале еще две ночи. На третье утро видимое гь слегка улучшилась, а главное, подморозило. Начинаем спуск. Все время навешиваем перила на крючьях. Скалы очень сыпучие. Много раз забьешь и выбьешь крюк, пока найдешь хорошую трещину. До большого снежника, который спускается к леднику, добираемся за пять часов. Это, конечно, очень медленно, но зато надежно. Дальше дело идет быстрей. Бергшрунд внизу переезжаем сидя. Ледник перекрыт весенними лавинами с крутых бортов. Бежим, проваливаясь между плотными комьями. Кончается ледник сорокапятиградусным откосом, присыпанным щебнем. Срыв грозит вылетом на камни. Спортивным способом спускаемся по сдвоенной веревке. Остается последняя трудность — крупнокаменистая неустойчивая осыпь. Всюду свежие сколы. Метровые глыбы качаются и валятся под ногами. Опасная, требующая напряжения эквилибристика. Лишь метрах в четырехстах от ледника можно уйти с осыпи через правый гребешок. Через десять часов с момента выхода с перевала стоим в долине ручья, правого притока реки Зесхо. Все, спуск окончен. До деревни два-три километра каменистой долиной. Сразу наваливается усталость. Еле бредем, часто отдыхаем. Теперь можно сказать, что многолетние поиски перевала с ледника Дыхсу на Зесхо принесли успех. Перевал есть.

<< Назад  Далее >>


Вернуться: Ветер странствий / №7


Будь на связи

Facebook Delicious StumbleUpon Twitter LinkedIn Reddit

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.